Горе от ума 2 явление 2: Монолог Фамусова действие 2 явление 2 🤓 [Есть ответ]

Комедия А.С. Грибоедова » Горе от ума». Анализ III действия.

#9 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Методист #Учитель-предметник #Студент-практикант #Школьное образование

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Общая характеристика. Анализ III действия Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили: проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни. Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными

Композиция комедии «Горе от ума» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Экспозиция — действие I, явление 1-5 Завязка — приезд Чацкого, действие I, явление 7 Развитие действия: а) начало общественного конфликта, действие II, явление 2 б) различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина, действие III, явление 3 3.

Кульминация- известие о безумии Чацкого, действие III, явление 21 4. Развязка- прозрение Софьи, действие IV, явление 12. Монолог Чацкого

Анализ III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

III действие «Горе от ума» является кульминацией всего произведения. Роль его в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта — столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим” . В третьем действии 22 явления Явление 1. Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Он хочет узнать, кто же ей мил, Молчалин или Скалозуб

Во время разговора с Софьей Чацкий часто упоминает Молчалина, поднимает его на смех. Заступаясь за Молчалина, Софья говорит, что тот «уступчив, скромен, тих», это Софья считает достоинствами. Чацкий подчеркивает следующие отличительные черты характера Молчалина: лицемерие, инфантильность, скрытность, низкопоклонство, беспринципность. Он считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести

Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность его чувств и отмечает аккуратность и душевность Молчалина. Отец Софьи видит в нем делового человека. В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. Это сформировало ценности Софьи, поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине

Явление 2-3. В комнату заходит Молчалин. Он рассказывает Чацкому, что хорошо продвигается по службе, так как имеет такие таланты как «умеренность и аккуратность». Он советует Чацкому обрести  покровителей и поступить на службу. Беседа с Молчалиным убеждает Чацкого, что Софья не могла полюбить этого жалкого человека

В ожидании бала в доме Фамусовых … Окунёмся в атмосферу бала XIX века. Бал — это торжественное мероприятие, которое имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Существуют правила бального этикета. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода

К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру

Явление четвертое. Слуги суетятся, ожидая прибытия званых гостей. Гости собираются.

В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Главные и второстепенные герои. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии

Александр Андреевич Чацкий. Главный положительный герой комедии. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно.

По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен Явления 4-12. Гости. Главные герои

Павел Афанасьевич Фамусов — богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Его заботит положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи. Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Его характеристика важна для понимания нравов, царивших в аристократических кругах. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи

Явления 4-12. Гости. Главные герои. Софья Павловна Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, получила воспитание в лучших традициях дворянского общества. Обладает смелостью, независимостью, желанием развиваться.

Любит французскую литературу. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Характеристика ее важна для раскрытия качеств Чацкого и для обличения пороков старосветского высшего общества

Гости. Главные герои. Алексей Степанович Молчалин — один из главных героев комедии. Отрицательный персонаж. Служит секретарем у Фамусова. Выходец из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, служанку в доме Фамусова, но вынужденно поддерживает связь с Софьей. Характеристика Молчалина необходима для более полной демонстрации прогнившего старосветского высшего общества

Гости. Главные герои. Сергей Сергеевич Скалозуб — безынициативный полковник, хочет стать генералом. Скалозуб — завидный московский жених. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам.

К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность

Явления 4 -12. Гости. Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты. Первой прибывает Наталья Дмитриевна, «молодая дама», «Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах», бывшая знакомая Чацкого. Она знакомит Чацкого с мужем Платоном Михайловичем, в котором Чацкий узнает своего бывшего товарища. Он отставной военный, сильно изменился, мучается от скуки, страдает ревматизмом, на все вопросы за него отвечает жена. Появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, все делает по велению жены, которая мало заботится о его духовных потребностях

Гости. Второстепенные герои. Прибывает семья Тугоуховских. У князя Тугоуховского жена и шесть дочерей. Он мечтает удачно выдать дочерей замуж. Сам он — язвительный человек, всегда находит недостатки в других людях. Глуховат. Княгиня, увидев в Чацком потенциального жениха, собирается позвать его в гости, но, узнав, что он не имеет большого чина и состояния, отзывает мужа. Приходит графиня Хрюмина с внучкой. Их Чацкий называет копиями парижских модниц

Гости. Второстепенные герои. В числе новых гостей Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. Загорецкий часто играет в карты. Платон Михайлович «рекомендует» его Чацкому как настоящего светского человека, то есть плута, мошенника, доносчика и лицемера Тетка Софьи Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Она хвалит Загорецкого, который хитростью добыл для нее «арапку-девку для услуг».

Входит Скалозуб. Фамусов предлагает ему сыграть в вист. Молчалин, чтобы выслужиться, приглашает Хлестову тоже сыграть в карты. Гости переходят в другую комнату, где находятся столики для карточных игр, а Софья и Чацкий ненадолго остаются наедине. Чацкий начинает высмеивать подхалимство Молчалина: «Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит. Тут в пору карточку вотрет, в нем Загорецкий не умрет!»

Явление 15-20. В основе кульминации — слух, повод к возникновению которого подала Софья. Именно от нее мы слышим реплику «в сторону»: «Он не в своем уме». Эту реплику раздосадованная Софья бросила случайно, имея в виду, что Чацкий «сошел с ума» от любви и стал просто невыносим для нее. Автор использует прием, основанный на игре смыслов: эмоциональное высказывание Софьи услышал светский сплетник и понял его буквально. Он передает другим сплетню о сумасшествии Чацкого. Софья злорадствует: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить?»

Явление 21. Гости переходят из комнаты в комнату и обсуждают сумасшествие Чацкого. Сомневается в этом только Платон Михайлович. Остальные пытаются понять, из-за чего молодой человек повредился рассудком…

Спор гостей о причине сумасшествия Чацкого — важная сцена в пьесе. Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова истиной в последней инстанции. Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия. У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессора, а, главное, книги «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», — восклицает Фамусов

Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» — замечание Хлёстовой сочувственно. Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!». Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь». При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены

Явление 22. Чацкий осуждает москвичей за подражание всему иностранному. В монологе «Французик из Бордо» , одном из самых важных в комедии, Чацкий описывает жалкую сцену: он показывает как некоего господина — «французика», приехавшего в Россию («к варварам» ) на заработки, облепили восторженные дамы, «тоска, и оханье, и стон» которых дали ему возможность чувствовать себя маленьким царьком. Герой считал, что не стыдно перенимать у Запада, но только самое важное и нужное, что нужно помнить о чувстве собственного достоинства. Однако эти слова совсем не впечатлили «фамусовское» общество. Московское общество – пародия на французское

Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или составить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном или даже безумием. Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию. Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Теперь можно не обращать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного?  

Графини Хрюмины (бабушка и внучка) на всех смотрят свысока, жалеют, что приехали на бал не первыми! А последняя фраза одной из них метко характеризует общество, к которому они сами и относятся: «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество???

Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Для Фамусова Скалозуб и Софья — хорошая партия. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Отсюда: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек

Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы видим всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность. Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь, постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, им гораздо более по душе жить прошлым

Интернет — ресурсы 1 слайд — https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=913870e299a2b73c7300dd9ca88b9a2d&ref=rim&n=33&w=275&h=150 – коллаж Грибоедов Горе от ума https://wallpaperset.com/w/full/e/2/b/492399.jpg — тон слайдов 2 слайд — https://interkniga.net/app/files/2019/01/978-5-389-07534-4.jpg — обложка 4 слайд — https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2746214/pub_5ee23a6ee64f317338e28ccf_5ee23fbcaea1423021c74682/scale_1200 — бал 5 слайд — https://kinodisk. com/shots/F507_02.jpg — Чацкий и Софья 6 слайд — https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/1/1o5xwNrSQaVPnYHAjbTieDLz9ltCpUIO0847y2hqv6/slide-6.jpg — Молчалин 7 слайд — https://static.riafan.ru/uploads/tilda/project1047698/16576670/tild3939-3134-4939-b766-353935353633__goreotuma.jpg — Софья, Молчалин, Фамусов https://a4format.ru/photos/421a5103.jpg — Софья и Молчалин 8 слайд — https://sun9-17.userapi.com/rs2nC8GraqgKbibTkBKqDC2gm328bLNA4bLANQ/QXf2DGRPIJk.jpg — Чацкий и Молчалин https://porusski.me/wp-content/uploads/2020/04/01-onl.jpg — Софья, Молчалин, Чацкий 9 слайд — https://cs6.livemaster.ru/storage/af/03/508a37213a52246c161fcd4df3x4.jpg — музыка, танцы на балу http://img.fotodom.ru/JC02-7105.jpg?size=l – игры в карты 10 слайд — https://1.bp.blogspot.com/-GkDR3UxOnIc/XxDP_jUzv7I/AAAAAAAAJa0/WAjD3B_FSwQqVCKst2z2AF1wCvVsbZLPgCLcBGAsYHQ/s1600/C6W8RJ-scaled.jpg — угощения на балу https://pp.userapi.com/c638219/v638219861/24cfb/aGqb5_jlT8w.jpg — угощения за столом 11 слайд — https://img-fotki. yandex.ru/get/6809/96386024.272/0_f5e27_a1bb259e_orig.jpg — гости съезжаются на бал 12 слайд — https://www.rodb-v.ru/upload/iblock/510/510390aa095db78ba895eb7f36d357af.jpg — гости на балу https://sun9-76.userapi.com/c851228/v851228596/104ca8/No4maqRhTlQ.jpg — Софья и Чацкий 13 слайд — https://avatars.mds.yandex.net/get-music-misc/30221/track.77791295.kkyqju6v.og/m1000x1000?webp=false – Чацкий 14 слайд — http://magazinov-24.ru/wp-content/uploads/famusov.jpg — Фамусов 15 слайд — https://school-10.ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_i_harakteristika_sofi_famusovoy_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_sochinenie_4.jpg — Софья http://900igr.net/datai/literatura/Griboedov-Gore-ot-uma-urok/0009-007-Griboedov-Gore-ot-uma-urok.jpg — обморок Софьи https://dslov.ru/img1/1/7965s.jpg — Софья встречает Молчалина 16 слайд — https://znanija.school/wp-content/uploads/2020/12/fullsize.jpg — Молчалин и Софья https://сезоны-года.рф/sites/default/files/images/shkolnikam/Griboedov_Gore_ot_uma_Molchalin. jpg — Молчалин https://magisteria.ru/data/2018/12/id-14-Chackiy-i-Molchalin-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1930-1935.jpg — Молчалин и Чацкий 17 слайд — https://alanschool.ru/wp-content/uploads/2019/06/Obraz_skalozuba_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_opisanie_geroya_v_citatah_1-3.jpg — Скалозуб 18 слайд — http://www.triveka-auction.com/upload/3veka/lots/57/10044_7.jpg — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович 19 слайд — http://900igr.net/up/datai/99143/0003-007-.jpg — Тугоуховские http://content.foto.mail.ru/mail/oleg_lugancev/_blogs/i-6153.jpg — Хрюмина с дочкой 20 слайд — http://static.dev.maly.ru/gallery/312/5885decb5d697.jpg — Загорецкий https://magisteria.ru/data/2018/12/id-30-Hlyostova-Illyustraciya-k-komedii-A-Griboedova-Gore-ot-uma-1947-768×1033.jpg — Хлестова 21 слайд — https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/114f/00114f5e-1b2e1488/img9.jpg — Софья и Чацкий https://smol-history.ru/uploads/albums/cache/photo_141_view_d222f98ee863d19fdd36b3fd47137fb8. jpg — игра в карты

Грибоедов А.С. школьное сочинение по произведению на тему, Горе от ума, Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Сочинение по произведению на тему: Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова.
И.А. Гончаров.

Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила «прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе… Она, как произведение сильного таланта, глубокого и самостоятельного ума, была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык – все насквозь проникнуто глубокою истиною русской действительности».
Продолжая мысль Белинского, можно сказать, что любая часть коме-дии, даже если ее каким-то образом обособить, вывести за рамки произведе-ния, будет сама по себе «энциклопедией русской жизни» в миниатюре.
Второе явление из второго действия, сменяющее предыдущие события, вводит нас в суть нарождающегося конфликта между Фамусовым и Чацким, представителями «века минувшего» и «века нынешнего».
С самого начала действия, которое развивается в неторопливом ритме, конфликт уже предвосхищается, образно говоря, он «висит в воздухе», как надвигающаяся гроза.
Фамусов уже изначально раздражен:
Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
Чацкий моментально улавливает это настроение и, услышав слово «по-служи», дает ему нужное толкование – «прислуживаться».
Этого было достаточно, чтобы Фамусов разразился пространным мо-нологом по поводу того, что он думает о молодом поколении. Да, в лице Чацкого он видит «гордецов», «умников», готовых разрушить устоявшийся, удобный мирок «отцов».
Поняв, что Чацкий готов свататься, Фамусов выдвигает одно условие: «служить», как служили старшие, и приводит множество примеров для под-ражания. В этом монологе – вся сущность представителя «века минувшего». Его идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: образец человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он при-водит к желаемому результату. Вот, к примеру, покойник дядя, Максим Пет-рович:
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
Монолог Фамусова так наступателен, что Чацкий не может не оборо-няться.
Смысл его поведения не в том, что «он вольность хочет проповедо-вать». В присутствии Фамусова Чацкий признается: «Длить ссоры не мое же-ланье». Любя Софью, Чацкий вынужден вступить в общение с Фамусовым. Разговаривая с ним, он не может не отстаивать своей позиции, не отталки-ваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого. Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фаму-сова, это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему до-роги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Возможно, в чем-то он еще наивен, считает «век минувший» отошедшим. Чацкий полагает, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания.
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
Чацкий вовсе пока не собирается «бросать вызов», в его монологе фак-тически нет крамолы, и даже Максима Петровича, чтобы не раздражать Фа-мусова, он не трогает («Я не об дядюшке об вашем говорю»). Он вовсе не ри-сует идиллические картины «века нынешнего» по контрасту с умилением Фамусова «веком минувшим». И этот век тоже далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. Чацкий пока не обличает, просто он соглаша-ется. Почему же так бурно реагирует на его речь Фамусов, прерывая ее в конце почти на каждом слове?
Монолог Чацкого надолго вывел Фамусова из равновесия. Тут же сде-лан вывод:
Ах! боже мой! он карбонари!
…Опасный человек!
Итак, можно сказать, что 2-е явление из 2-го действия построено на контрасте: контрасте героев, их монологов. Это не единственный художест-венный прием Грибоедова. Возьмем, к примеру, монолог Фамусова. Особый «размах» его повествованию придают гиперболы: («сто человек к услугам», «весь в орденах», «…все важны! в сорок пуд»). Идиллическую окраску мо-нологу придают воспоминания о приметах и обычаях, ушедших в прошлое и оставшихся в нескольких архаизмах: «езда цугом, тупей, куртаг». Различие во взглядах, культуре, морали Чацкого и Фамусова ярко проявляется в речи этих героев. Чацкий – человек образованный, речь его литературна, логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Вот тому примеры: «Свежо предание, а верится с трудом», «Прямой был век покорности и страха…», «Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…»
Речь Фамусова выдает в нем человека не очень образованного («под-служиться», «вперегиб», «чуть затылка не пришиб»), неглупого, хитрого, властного барина («учились бы, на старших глядя»), привыкшего считать се-бя непогрешимым. В комедии «Горе от ума» Грибоедов показал себя масте-ром афоризмов. Во 2-м действии их достаточно: «Служить бы рад, прислу-живаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом», «Упал он больно, встал здорово».
Что же касается синтаксического построения монологов, то нужно от-метить обилие в них восклицательных и вопросительных предложений. Вот Фамусов:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Все выдает в нем необыкновенное волненье и возмущение.
Не менее эмоционален, хотя более рассудителен Чацкий:
Стучали об пол не жалея!
…Теперь, чтобы смешить народ,
отважно жертвовать затылком?
Сопоставив синтаксическое строение монологов Фамусова и Чацкого, можно придти к выводу, что в речи Чацкого синтаксис более сложный, пре-валируют сложные предложения как с союзной, так и бессоюзной связью. И это не случайно. Логичность, вескость доказательств и аргументов Чацкого не идет ни в какое сравнение с напыщенными нападками Фамусова.
Итак, в конце 2-го явления 2-й главы герои расходятся. Чацкий так и говорит:
Длить споры не мое желанье.
Да, спор прекращен. Но Грибоедов так мастерски показал начало конфликта между представителями «старого» и «нового», что, даже не читая далее комедию, можно догадаться, что он разовьется и достигнет своего логического конца.

Феномен Сеченова

1397

Добавить в закладки

Портрет Ивана Михайловича Сеченова. Художник И.Е. Репин, 1889.

Источник фото — Википедия.

Выдающийся физиолог, ученый, человек, изменивший взгляды на то, как функционирует центральная нервная система, Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года. Всю свою жизнь ученый посвятил медицинской науке. Он постоянно читал лекции, передавая свои знания будущим молодым специалистам. Иван Михайлович положил начало научной деятельности таких талантливых ученых-физиологов, как Иван Петрович Павлов и других.

Почему Иван Сеченов выбрал медицину? Сначала он поступил в Санкт-Петербургский военный инженерно-технический университет, но его военная карьера не сложилась. Итак, молодой Сеченов отправился в Москву, где стал вольнослушателем медицинского факультета Императорского Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Регулярное посещение лекций побудило Ивана Сеченова серьезно заняться медициной. Помимо медицинских дисциплин, его интересовали философия, психология, история, литература и даже театр. Так, однажды он сыграл роль Скалозуба в театральной постановке комедии Грибоедова «Горе от ума».

Во время учебы близко подружился с терапевтом и физиологом Сергеем Боткиным, офтальмологом Эдуардом Юнге и физиологом Павлом Эйнбродтом. После окончания университета в 1856 году Иван Сеченов получил степень доктора наук и отправился в Германию изучать физиологию. Во время своего пребывания там до 1859 года он занимался научной работой на базе крупных немецких лабораторий, готовясь к защите очередной диссертации. В своем исследовании Сеченов подробно описал физиологические процессы человека при алкогольном опьянении. Уже в следующем году ученый успешно защитил докторскую диссертацию в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга и продолжил работу по созданию Первой физиологической лаборатории России. Физиологическая лаборатория Сеченова долгое время находилась в составе Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Именно лаборатория стала крупнейшим научным центром России. Здесь изучали не только физиологию, но и фармакологию, и практическую медицину.

Иван Михайлович был большим любителем различных экспериментов. Его знаменитые исследования лягушек очаровали весь Париж. Именно здесь ученый открыл понятие «центральное торможение в головном мозге». А позже – в 1863 году – эта статья была впервые опубликована на французском, немецком и русском языках. А журнал «Медицинский вестник» представил его статью о мозговых рефлексах. Впервые людям стало известно о комплексе раздражителей внешней среды, влияющих на поведение человека. Любой раздражитель вызывает реакцию в организме, которая называется рефлексом.

Иван Сеченов разделил рефлексы на простые и сложные, каждый из них устанавливает способность к торможению процессов возбуждения головного мозга, попадая в разряд торможения. Это открытие получило название «сеченовское торможение» и стало широко использоваться во всех учебниках физиологии. Таким образом, Иван Михайлович определил, что внешняя среда и ее воздействие на человека образуют защитный рефлекс против любых посторонних раздражителей на организм. Визуально это проявляется как комплекс двигательных реакций. Ученый был уверен, что лучший способ избежать быстрого утомления — активно отдыхать, чередуя умственную и физическую работу. Он представил свои научные доказательства: рабочий день не должен превышать 8 часов, а количество времени, затрачиваемого на здоровый сон, должно составлять около 8 часов.

Помимо многочисленных экспериментов и научных работ, Иван Михайлович Сеченов более 40 лет занимался преподавательской деятельностью. Он сформировал крупнейшую школу физиологов. Научные исследования Сеченова помогли его ученикам и коллегам в решении физиологических и психологических проблем, таких как физиология дыхания, обмена веществ, газообмена, нервно-мышечной физиологии.

Иван Сеченов проводит эксперимент на двуручном эргографе

Источник фото — Литературно-исторические заметки юного техника

В 1901 году Иван Михайлович ушел на заслуженный отдых, но от медицины не отказался. Например, в 1903 году он построил двуручный эргограф, который регистрировал движения мышц, связанные с трудовой деятельностью. Результаты его изобретения показали, что уставшие мышцы быстрее восстанавливаются при активном отдыхе — ученый сравнил восстановление рук при активном и пассивном отдыхе. После этого эксперимента появилось понятие «активный отдых» (еще одно название «сеченовского феномена»).

Умер в 1905 году, но до конца своих дней Иван Михайлович Сеченов продолжал читать лекции и работать в науке и медицине. После его смерти его именем был назван Первый Московский медицинский институт. В 1958 г. Академия медицинских наук СССР учредила Сеченовскую премию за выдающиеся экспериментальные и теоретические исследования в области общей физиологии. Он значительно обогатил науку своими физиологическими открытиями и своими опытами в области развития центральной нервной системы, которая является главной основой всех форм мозговой деятельности в организме человека.

На основании открытых источников.

Источник фото в тексте и на главной странице — Википедия.

Автор Анна Посохова

Физиология Иван Михайлович Сеченов Сеченовское торможение Центральная нервная система Феномен Сеченова

Информация предоставлена ​​Агентством новостей «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2015 г.

НАУКА ДЕТЯМ

Яркие научные события 2022 года: «Искусственная паутина», «Любовь» на Курилах и новые соединения для лекарств будущего

13:00 / Биология, здравоохранение, медицина, нейробиология, химия

Striking Scientific События 2022 года: Физика

10:30 / Астрофизика, Космология, Физика

Криминалистика: Наука и Ремесло. Интервью с заведующим лабораторией криминалистики Российского нового университета Игорем Еникеевым

13:00 / История, наука и общество, Образование, Химия

«Новые химические элементы больше не встречаются в природе», Андрей Шевельков, член-корреспондент РАН

10:30 / Новые технологии, Химия

Задача выживания. Доктор биологических наук Андрей Журавлев о массовых вымираниях животных на Земле

10:30 / Биология, палеонтология

Как заставить замолчать нейроны? Интервью о травматической памяти с академиком Константином Анохиным

13:00 / Биология, Неврология, Психология

Атомные часы: от навигации к поиску темной материи. Интервью с д.т.н. (физико-математические науки) Ксения Хабарова

10:30 / Астрономия, Астрофизика, Космология, Физика

Галактические столкновения. Член-корреспондент РАН Александр Иванчик о будущем Млечного Пути

13:00 / Астрофизика, космология, наука и общество, физика

«Именно квантовые поля, а не частицы, являются ключевыми кирпичиками Вселенной», — Алексей Семихатов, д. ф.-м.н.

16:00 / Астрономия, Астрофизика, Космология, Математика, Физика

Выращивание сельскохозяйственных культур в невесомости. Интервью с профессором Юлием Берковичем о развитии космической теплицы

13:00 / Биология, космонавтика, наука и общество

Посвящение великому ученому. Наука в глобальном мире. Очевидное и невероятное, выпуск от 10 мая 2008 г.

03.04.2019

Посвящение великому ученому. Нанотехнологии. Очевидное и невероятное, выпуск от 3 августа 2002 г.

04.03.2019

Вспоминая Сергея Петровича Капицу

14.02.2017

Что мы знаем о мозге?

14.08.2014

Тайны Соленых озер

14.08.2014

Умеешь ли ты справляться со стрессом?

14.08.2014

Показать все

Юрий Тынянов, Смерть Вазира-Мухтара :: Мусульманин в России :: Swarthmore College

Информация и вопросы для чтения

Тынянов Юрий Николаевич, 1894-1943 гг., ученый, литературовед, писатель, опубликовал свои первые произведения в 1921 г. (в возрасте 27 лет). У него был рассеянный склероз, и он умер в Москве в возрасте 49 лет. Болезнь в некотором роде отстранила его от самых захватывающих моментов того, что происходило вокруг него, но, с другой стороны, кажется, уберегла его от опасностей, которые многие из его сверстники столкнулись – так, что он умер в своей постели.

 

Тынянов наиболее известен как член кружка русских формалистов (некоторые из его ранних работ были выполнены вместе с Романом Якобсоном, впоследствии наиболее известным как лингвист), а также группы литературоведов и критиков, оказавших огромное влияние на теорию литературы. и мировая литературная наука. Если вы спросите профессоров других программ или кафедр, слышали ли они о Тынянове, они наверняка слышали (если слышали) о его работе как ученого-формалиста; в частности, он написал очень влиятельную и до сих пор цитируемую книгу Архаисты и новаторы , рассматривая продолжающийся феномен традиционных и авангардных литературных школ, ориентируясь на начало XIX века: и архаисты, и новаторы того времени дали действительно значительных русских писателей.

 

Тынянов также является автором трех исторических романов, основанных на биографии русских писателей: Пушкин , Кюхля (название основано на труднопроизносимом прозвище Вильгельма Кюхельбекера, посещавшего лицей вместе с Пушкиным). и попал в тюрьму в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, после чего был отправлен в ссылку за участие в декабристских событиях), и Смерть Вазир-Мухтара , из которого мы будем читать этот большой отрывок.

 

Александр Сергеевич Грибоедов, герой романа, является важной фигурой русской литературы XIX века и как поэт, и как драматург, благодаря его единственному сохранившемуся крупному произведению — пьесе «Горе от ума », которая он закончил писать в 1824 году, но не смог опубликоваться при жизни. Горе от ума t (Горе от ума) — замечательное произведение, сочетающее в себе великолепно остроумные афоризмы (многие из которых стали пословицами, до сих пор употребляемыми грамотными русскими) с резким осуждением высшего общества того времени. Стиль стихотворной пьесы (с ее неправильным размером и вариативной, но эффектной рифмовкой) ставит Грибоедова среди писателей, которых Тынянов называет «архайзерами», хотя политика пьесы этого не делает. Дата Грибоедова 179 год.5-1829; последние несколько месяцев его жизни — тема этого романа.

 

Если вам это нравится, вам может понравиться книга Тынянова повесть Лейтенант Киже, переведенная Миррой Гинзбург и опубликованная в 1990 году в одном томе с Юным Витушниковым. Возможно, вы слышали о «Лейтенант Киже» в его музыкальном и кино воплощении на музыку Сергея Прокофьева. («Кие» произносится как «Киже» на английском языке — французское правописание было широко принято, так же как написание «Чайковский» используется в английском языке, а не «Чайковский»). (И если вам это действительно нравится, дайте мне знать: возможно, мне будет предложено перевести все это целиком.)

 

ВАЖНО: Первая часть текста, который я вам дал, представляет собой историю, рассказанную стариком в русской армии группе других солдат и (низших чинов) офицеров. Далее следует длинная часть текста о том, как участников-декабристов разжаловали, отправляли воевать простыми солдатами и притесняли после разжалования. (Затем, как вы видите, он пропускается примерно на 60 страниц вперед к основному разделу перевода. Это сбивает с толку, но я хотел, чтобы вы услышали предысторию Самсона.)

 

Я оставил номера страниц в переводе, потому что они позволяют мне легко ссылаться на оригинальный роман, если у вас есть какие-либо вопросы по поводу определенных слов или предложений. Я надеюсь, что вы можете игнорировать цифры во время чтения, если вы не хотите о чем-то спросить. Как только начинается следующий раздел — вы узнаете это по скачку номеров страниц — перевод продолжается без перерыва с этого места до конца романа.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ СМЕРТЬ ВАЗИР-МУХТАР :

 

1. Вы заметите (надеюсь), что это модернистский роман – Тынянов играет со стилем письма, часто используя фрагменты предложений, а также сопоставляя разные стилистические уровни русского языка: литературный язык, бытовую речь и тут и там примеры закостенелого языка российской бюрократии (эту тему он также исследует в «Поручике Кидже»). Как формальное или неформальное качество письма влияет на информацию, которую получает читатель?

 

2. Как всегда в этих чтениях: как отрываются русские по сравнению с персами и прочими мусульманскими персонажами, которых мы видим? Как классы возникают по-разному в разных культурах?

 

3. Здесь впервые за долгое время мы видим широкий спектр национальностей, особенно христианские народы с юга России, армян и грузин (и немного этнических немцев). Усложняет ли это, в свою очередь, присутствие ислама и мусульман в тексте?

 

4. Вопрос именно по этому первому разделу (рассказ о Самсоне Яковличе): как из этого рассказа выходит Самсон? Как отрываются персы, в той мере, в какой мы их в ней видим? Что мы думаем о Самсоне Яковличе, когда начинаем читать последнюю часть романа? Как эта более поздняя часть меняет наше впечатление о нем?

 

5. В отличие от Толстого, который восхищается Хаджи-Муратом за его приверженность собственным религиозным ритуалам и моральным кодексам, Тынянов, похоже, меньше интересуется религией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *