Ганс Гольбейн — любимый ювелир Генриха VIII
Ганс Гольбейн (Младший), слева направо: Портрет Генриху VIII (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания), рисунок тушью и акварелью украшения с монограммой, скорее всего, выполненного для королевы Джейн Сеймур (Британский музей), портрет Джейн Сеймур (Художественно-исторический музей, Вена, Австрия)
Ганс Гольбейн (Младший), один из величайших портретистов 16 века известен в кругу ювелиров тем, что создавал эскизы экстравагантно роскошных украшений для двора Тюдоров, правивших в те времена Англией. Этот стиль в будет заново открыт в викторианскую эпоху и назовут его «гольбейнским».
Украшения, выполненные в стиле Гольбейна отличает богатство формы и цвета. Характерный признак стиля — расположенный в центре большой драгоценный камень- кабошон. Как вариант — камея или инталия в золоте с эмалью. В нижней части украшения подвешивался, как правило, жемчужина, но порой — небольшой подвес с другим камнем. Задняя часть каждого изделия часто искусно выгравирована с использованием завитков и лиственного орнамента.
Фото: Википедия / Шакко, автор создала коллаж украшений, представленных на портретах работы Гольбейна и мастерской
Позднее украшения, представленные на портретах тюдоровских дам двора Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна Младшего стали копироваться такими ювелирами, как Джон Брогден и Карло Джулиано. Другими ювелирными домами, производившими украшения в стиле Гольбейна, были Жюль Визе, Бушерон, Шоме и Вевер.
Гольбейский кулон Джона Брогдена , около 1870 г.
Но вернемся к герою нашего рассказа. Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге и первоначально работал в Базеле. После того, как Гольбейн эмигрировал в Лондон в 1532 году, Генрих VIII в 1533 году поручил ему разработать украшения для его свадьбы с Анной Болейн.Затем последовали портреты короля и его семьи, и Гольбейн был связан с периодом Тюдоров, как никакой другой художник. Невероятно детализированные картины изображали монарха и его семью в дорогих вышитых тканях и сверкающих драгоценностях. Но в дополнение к портретам украшенных дворян, Гольбейн также рисовал свои собственные эскизы украшений, которые затем вызвали новый интерес в 19 веке. Особенно после Всемирной выставки 1862 года дизайны, основанные на работах Гольбейна, стали популярны в Англии.
Сегодня существует несколько украшений по эскизам Гольбейна (как и многие украшения эпохи Возрождения, они, вероятно, были переплавлены, чтобы золото можно было продать или использовать повторно), но талант художника в дизайне драгоценных камней и изготовлении оправ для важных драгоценных камней просто огромен. Об этом свидетельствует большое количество рисунков ювелирных изделий, которые он оставил в довольно загадочной «Ювелирной книге», завещанной Британскому музею одним из его основателей, сэром Хансом Слоаном, в восемнадцатом веке.
Эскизы королевских украшений, выполненных Гольбейном. «Ювелирная книга», Британский музей
Эскиз кинжала Генриха, выполненный Гансом Гольбейном, Британский музей
Два дизайна украшений Гольбейна, слева — кулон, вероятно, был сделан для королевы Джейн Сеймур во время ее брака с королем Генрихом VIII. Он выполнен в виде монограммы RE и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Справа эскиз круглой подвески с пятью изумрудами и подвешенной жемчужиной. Британский музей
Том содержит множество рисунков роскошных украшений для драгоценностей, замысловатых застежек и других драгоценных предметов, в том числе искусно изготовленных шкатулок для драгоценностей. Эта книга эскизов была внесена в список имущества Генриха VIII после его смерти, что наводит ученых на мысль, что рисунки были выполнены ни для кого иного, как для самого монарха.
Два дизайна украшений Гольбейна
Рисунок пером и тушью для кулона, выполненный Гансом Гольбейном Младшим, Британский музей.
Нас часто завораживают драгоценности на исторических портретах. Это роскошно и романтично, и это заставляет задуматься, какие модные вечеринки можно было посещать в таких экстравагантных драгоценностях. Оказывается, люди викторианской эпохи были так же очарованы старинными стилями, как и мы их. В середине 19 века ювелиры создавали невероятные изделия, даже наборы украшений, вдохновленные драгоценными камнями, которые они видели в музеях, и портретами эпохи Возрождения. И конечно же, викторианские ювелиры обратились к портретам и эскизам , Ганса Гольбейна Младшего. Первым ювелирным изделием, выполненным в истинно «гольбинском стиле», была Девонширская парюра, набор из семи предметов, включающий 88 прекрасных драгоценных камней; он был сделан примерно в 1856 году. Ювелирные изделия, выполненные в стиле эпохи Возрождения, представляют собой центральный драгоценный камень с яркой золотой отделкой, замысловатой эмалью и изящными подвесками, обычно жемчугом.
Девонширская парюра, приписываемая Хэнкоку около 1855 г., Чатсуорт-Хаус, Девоншир, Англия
Подвес викторианской эпохи, выполненный в гольнбейнском стиле
Подвес викторианской эпохи, выполненный в гольнбейнском стиле
Говорят, что история повторяется, и это, безусловно, верно в отношении ювелирных тенденций.
Источники:
https://theadventurine.com/culture/jewelry-history/henry-viiis-favorite-jewelry-designer/
https://www.1stdibs.com/jewelry/style/holbeinesque/
https://www.ottojakob.com/en
https://commons.wikimedia.org/
Ганс Гольбейн и невесты Генриха Восьмого
Родив Генриху VIII долгожданного наследника, Джейн Сеймур скончалась 24 октября 1537 года.
Свободному от брачных уз монарху в очередной раз потребовалась невеста. С его репутацией Синей Бороды найти таковую было непросто.
Прослышав о молодой вдове Мари де Гиз, что она не только успешно произвела на свет мальчика, но и отличается высоким ростом, под стать ему самому, Генрих отправляет к ней посла. Однако сватовство обернулось полным фиаско: не лишенная чувства юмора и смелости Мари отказала королю Англии, сказав, что, может, она и крупная женщина, но шея у нее слишком короткая. (Через несколько месяцев она вышла замуж за короля Шотландии Якова V.)
Оправившись от поражения на матримониальном фронте, Генрих обращает свои взоры на Кристину Датскую, 16-летнюю вдову герцога Миланского и дочь бывшего короля Дании, Норвегии и Швеции Кристиана II и Изабеллы Австрийской, сестры самого императора Священной Римской империи Карла V. Данные разведки внушают оптимизм, и монарх-сластолюбец посылает в Брюссель своего придворного художника Ганса Гольбейна, на чьи плечи возложена миссия чрезвычайной важности — написать портрет потенциальной невесты.
Гольбейну на тот момент шел уже пятый десяток. Сын талантливого художника Ганса Гольбейна-старшего, он многое повидал и многое успел. Его скорее трудовой, чем творческий путь начался в швейцарском Базеле, где ради куска хлеба с сосиской и кружки пива он хватался за любую мало-мальски художественную работу — расписывал мебель, вывески и фасады домов, создавал эскизы ювелирных украшений и титульные страницы для печатных книг. Набравшись опыта и знаний, художник сосредоточился на религиозной живописи — в основном, на создании запрестольных образов.
Ганс Гольбейн-младшийОднако прогрессивное учение Мартина Лютера, не одобрявшее излишеств в церковном убранстве, добравшись до Швейцарии, поставило специалистов вроде Ганса Гольбейна на грань выживания. Художник запасается рекомендательным письмом к Томасу Мору от их общего друга Эразма Роттердамского и перебирается во все еще пока католическую Англию.
Через пару лет он вернется в Базель, но уже в следующем, 1529-м, году город официально станет протестантским. Победители-лютеране на радостях устроят разгром городских церквей и собора, уничтожая все образчики старого религиозного культа. Намыкавшись с поисками заработка, Гольбейн принимает решение вернуться в Лондон.
Одновременно он возвращается к портретной живописи, запечатляя для Истории богатых купцов-лютеран. В 1533 году они заказывают ему эскизы триумальных арок для коронации Анны Болейн. Так Ганс Гольбейн становится придворным художником и дизайнером-универсалом: как в молодости, он берется за любую работу — от пуговиц и книжных переплетов до парадных нарядов короля и колыбели для принцессы Елизаветы.
Его снова берет под свое покровительство влиятельный вельможа по имени Томас. Томас Кромвель. (Впавший в немилость Томас Мор в 1535 году был казнен.) Чтобы восстановить изрядно подмоченную многоженством и разводом с католической церковью репутацию Генриха VIII, Томас Кромвель запускает грандиозную пропагандистскую кампанию, главным орудием которой становятся заказанные Гольбейну портреты монарха.
Ганс Гольбейн. Портрет Генриха VIIIХудожнику удалось не просто создать королю новый имидж во всех смыслах великого человека. Этот образ оказался настолько ярким и исполненным внутренней силы, что и пять столетий спустя наши представления о Генрихе VIII во многом определяются «рекламными плакатами» Ганса Гольбейна.
Ганс Гольбейн. Портрет Кристины ДатскойНо вернемся к матримониальным злоключениям короля-многоженца. Итак, он отправляет в Брюссель своего придворного художника писать портрет завидной невесты Кристины Датской. 11 марта 1538 года юная вдова в траурном наряде в течение трех часов позирует Гольбейну. Однако, Кристину не прельщает перспектива стать очередной жертвой самодура, и она замечает послу Генриха VIII в Брюсселе Томасу Риотсли, что будь у нее две головы, одну король Англии мог бы получить в свое распоряжение («If I had two heads, one should be at the King of England’s disposal.»). Отвергнутый жених расстроился — уж очень ему пришелся по вкусу написанный Гольбейном портрет Кристины, — но, делать нечего, вынужден был смириться с неудачей.
Томас же Кромвель с упорством, достойным лучшего применения, продолжал поиски — и нашел немецкую принцессу Анну Клевскую. Вариант был далеко не идеальный: за Анной хоть и давали приданое в 100 тысяч золотых флоринов, но она не говорила ни на одном из знакомых Генриху языков (английский, французский и латынь), не играла ни на одном музыкальном инструменте и не пела — недостатки для потенциальной главной гранд-дамы развеселого английского двора существенные, если не непростительные. Впрочем, и жених был далек от совершенства, а потому вынужден был умерить свои претензии.
В особенно затруднительном положении оказался наш художник: с одной стороны, от него требовался максимально достоверный портрет, который помог бы Генриху VIII принять судьбоносное решение; с другой, ни в коем случае нельзя было допустить никаких обид со стороны невесты и ее семьи. Под присмотром Николаса Уоттона, доверенного лица жениха, следившего за строгим соответствием между Анной настоящей и Анной живописной, Гольбейн написал портрет, который сподвиг-таки Генриха на женитьбу.
Ганс Гольбейн. Портрет Анны КлевскойИ каково же было его разочарование, когда он увидел оригинал, оказавшийся «толстой фламандской кобылой» («fat Flanders mare»). Свадьбу все-таки сыграли, но привередливый король так и не смог заставить себя хоть раз исполнить супружеские обязанности, и злополучный брак был расторгнут семь месяцев спустя.
Отвергнутая Анна осталась в Англии, получив щедрое содержание и неофициальное звание «любимой сестры короля» («the King’s Beloved Sister”). А вот Томас Кромвель за чрезмерные усердия по устройству личной жизни монарха поплатился головой. Что же до Ганса Гольбейна, то он счастливо избегнул обвинений в приукрашивании действительности в лице Анны Клевской и даже сохранил свой пост придворного художника, но потеря влиятельного покровителя сказалась на его карьере не лучшим образом. В последние годы своей жизни он выполнял частные заказы богатых негоциантов и аристократов, и умер осенью 1543 года в Лондоне в разгар эпидемии чумы.
Портрет Генриха VIII Английского
Портрет был самым популярным жанром в Англии шестнадцатого века и одним из немногих, доступных художникам после раскола между Римской и Англиканской церковью, главой которого стал Генрих VIII . Это подобие знаменитого короля Тюдоров представляет собой великолепный пример замечательного стиля Гольбейна, характеризующегося монументальной проработкой фигур, которые тем не менее наделены значительной психологической глубиной. В этом явно линейном портрете Гольбейн использует фронтальную позу царственной модели и положение рук, чтобы передать сильную личность натурщика и величественную осанку.
DD
В течение 16 го века портретная живопись была ведущим жанром в Англии и почти единственным жанром, которому художники могли посвятить себя после событий начала 1530-х годов, последствиями которых стало резкое сокращение их живописного репертуара. Признанный верховным главой церкви, в 1534 году Генрих VIII был наделен парламентом высшим религиозным авторитетом. За этим последовало подавление монастырей и продажа их земли и имущества дворянам и представителям среднего класса. В результате этих обстоятельств Гольбейн, вернувшийся в Англию во второй раз в 1532 году после нескольких трудных лет в Базеле, был вынужден искать новых клиентов, так как те, кто поддерживал его в течение его первого периода в Англии, были мертвы или пали. от милости.
Из произведений, оставленных художником в Англии, наиболее примечательны портреты, написанные маслом или нарисованные на бумаге. Гольбейн также исполнял миниатюрные портреты круглого формата на пергаменте, частично написанные акварелью. В 1536 году он снова оказался на службе у Генриха VIII, который ценил его способность реалистично воспроизводить лица, а не его эстетические способности, и который использовал его для рисования портретов возможных новых жен, чтобы сменить Джейн Сеймур, которую Гольбейн нарисовал в 1537. За этим портретом Джейн Сеймур (Художественно-исторический музей, Вена) последовал портрет Кристины Датской, герцогини Миланской, в Национальной галерее в Лондоне и Анны Клевской в Музее Лувра в Париже.
Генрих VIII (Гринвич, 1491–Вестминстер, 1547) был монархом из династии Тюдоров, сменившим своего отца Генриха VII в 1509 году. Когда его первая жена Екатерина Арагонская, дочь католических королей, не смогла предоставить ему мужчину наследник, он потребовал от Климента VII аннулирования брака, но ему было отказано. По этой и другим не менее важным причинам Генрих решил порвать с католической церковью, расторгнуть свой брак и жениться на Анне Болейн. Римская церковь ответила отлучением его от церкви, а Генрих, в свою очередь, ответил Актом о верховенстве 1534 года, посредством которого англиканская церковь отделилась от Рима и сделала монарха своим главой.
Настоящий портрет, ранее находившийся в частной английской коллекции, датирован 1530-ми годами. На нем Генрих изображен почти во фронтальной позе, подобной той, которую Гольбейн использовал на других портретах. Голова с ее далеким взглядом обладает почти архитектурной основательностью и силой, как заметил Поуп-Хеннесси. Это было связано с фреской, написанной для отдельной комнаты во дворце Уайтхолл. Фреска была уничтожена в 1698 году, но известна по копии Ремигиуса Лемпута, которая сейчас находится в Национальной портретной галерее в Лондоне. На этом изображении царь изображен в полный рост, но с той же головой, что и на настоящем панно, повернутой вперед, а туловищем немного в сторону. На копии фрески Генрих богато одет в одежду, похожую на ту, что изображена здесь, включая шляпу и великолепный кулон, а также прекрасное ожерелье. В копии Лемпута, изображающей династию Тюдоров, короля сопровождают Генрих VII, Елизавета Йоркская и Джейн Сеймур.
Большое количество рисунков, которые Гольбейн делал для своих клиентов и которые он переносил по трафарету для создания сохранившихся портретов, привели к предположению, что художник сначала рисовал своих натурщиков, а затем в мастерской переносил изображение на другую подложку. . В его подчеркнуто линейных изображениях, выдающимся примером которых является этот, элементы, которые Гольбейн использовал для определения личности натурщика, — это, по сути, поза и руки. В данном случае фронтальность, чувство дистанции и иератическое представление отражают личность и роль монарха, сочетая роль главы государства и церкви.
Возможно, картина находилась в коллекции Генриха VIII, но не упоминается ни в одном королевском инвентаре. Он принадлежал графу Сазерленду, а позже, примерно в 1933 году, его потомку графу Спенсеру. В 1934 году картина находилась в галерее «Меркурия» в Люцерне, откуда в том же году она была приобретена для коллекции Рохонча и с этой даты фигурирует в каталогах коллекции.
Мар Боробия
Портреты короля Генриха VIII: Ганс Гольбейн и его наследие.
Фреска Гольбейна в Уайтхолле (см. стр. 2) и портрет короля Генриха VIII Гольбейна, который сейчас находится в Художественном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде (ниже), установили стандарт для портретов Генриха VIII, написанных после. Вот бюсты, расписанные по Гольбейну. Портреты в полный рост см .: Фреска Уайтхолла и после .
Авторские права на сайт © 1996-2018 Anniina Jokinen. Все права защищены. |
|