Конспект урока «Битва при Валерике» М. Ю Лермонтов 10класс
открытого урока, проведённого
29.01.03 в Брутской СОШ
11 класс
Учитель Большакова Г.Г.
Тема урока. Русские писатели о Кавказе. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Валерик».
Идейное содержание стихотворения.
Цели урока. Раскрыть миротворческое, объединяющее и познавательное значение кавказской темы в русской литературе, в творчестве русских писателей.
Учить анализу стихотворений, развивать речь учащихся.
Оборудование. Выставка книг и газетных публикаций, портрет М.Ю.Лермонтова, портрет В.Лопухиной, картина М.Ю.Лермонтова «Сражение при Валерике».
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Эпиграф.
… жалкий человек,
Чего он хочет! Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
М. Ю.Лермонтов.
Кавказ с его яркой природой и многонациональным населением издавна стал привлекать внимание русских писателей. Даже М.В.Ломоносов не обошёл вниманием эту тему.
О муза, усугубь твой дар
Гласи со мной в концы земные,
Коль ныне радостна Россия!
Она коснувших облаков,
Конца не зрит своей державы
Гремящей насыщенна славы
Покоится среди лугов,
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон.
Сидит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас,
Весёлый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.
И ещё дело в том, что на пути к цивилизации горцы большого Кавказа пережили немало драматических страниц той эпохи, которая известна науке как героическая.
Кавказские племена в 19 веке изумили Россию и Европу не только героизмом, кровью и разрушениями, но и созданием в очень короткие сроки нового общества, его ранней формы государственной организации. Трагической кульминацией преобразования вольных обществ явилась для горцев Кавказская война, длившаяся более полувека.
Своим происхождением эта война обязана тем процессом, которые происходили в горных районах Кавказа. Замкнутый образ жизни в жестокой среде обитания, борьба с суровой природой за выживанием закалила горцев.
А слабость экономической базы, низкий уровень жизни привели к развитию набеговой системы. Суть её состояла в том, чтобы возместить внутренний материальный недостаток военной экспансией. А расширявшееся со второй половины 18 века военное присутствие России на Северном Кавказе создавало препятствия на набеговых маршрутах, с другой порождало новые соблазны в виде зажиточных казачьих станиц и укреплений на Кубани и Тереку.
Таким образом, столкновение участников набегов вылилось в перманентное состояние войны. Видимо, ещё и поэтому Кавказ, Кавказская война – традиционная в науке проблема. Этой темой занимаются историки, военные, политики и писатели.
(Учащиеся читают стихотворение)
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.
Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной
«Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной».
И Лермонтов тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.
И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари.
В подножии большой горы
Он спит под плач зурны и тари.
Они бежали от врагов
И от друзей сюда бежали,
Чтоб только слышать звон шагов
Да видеть с гор глухие дали.
(С.Есенин)
– Обобщение учителем.
– Сообщение второй части темы урока: идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Валерик».
Говоря о Лермонтове, В.Г.Беменский отметил, что «юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими впечатлениями его поэтическую душу.
Вопрос классу.
1) Когда произошла первая встреча Лермонтова с Кавказом?
(Первая встреча Лермонтова с Кавказом произошла ещё в детстве)
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный.
На Севере в стране чужой
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
2) Живой интерес вызвали у юного Лермонтова гордые и свободолюбивые горцы. И уже в юношеские годы он сознавал, что Кавказ – край не только экзотики, но и человеческих трагедий.
Кавказ! Далёкая страна!
Жилище вольности простой
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной
3) Сосланный на Кавказ в 1837 году, Лермонтов прошёл всю Кавказскую линию, был в Тамани, затем отправился по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где находился его полк.
Вопрос классу.
Назовите произведение, в которых отразились впечатления Лермонтова от близкого знакомства с жизнью кавказских народов, природой Кавказа?
(«Мцыри», «Демон», «Дары Терека», «Беглец»).
Обобщение учителем.
Действительно, сильное влияние имели Кавказ и Грузия на вдохновение Лермонтова. Ими внушены «Хаджи Абрек», «Измаил-Бей», «Спор», «Тамара», «Свидание», «Кавказ», влияние это заметно в «Казачьей колыбельной песне», «Канжале». Прибавьте к этому «Героя нашего времени» и увидите, какую обильную дань он принёс этому краю. Он свыкнулся с этим краем, полюбил его.
Учитель. Во время второй ссылки на Кавказ, в 1840 г. ему пришлось участвовать в военных действиях на территории нынешней Чечни, на реке Валерик.
(Работа с картой. Прилагается).
В этой местности и раньше было немало стычек.
А что означает Валерик?
(«Речка смерти»).
Дома вы прочитали стихотворение. 1) Каковы ваши впечатления?
2) Каков жанр этого стихотворения.
(Стихотворение-послание).
Послание – а) письменное обращение к кому-либо.
б) Литературное произведение в форме обращения к кому-либо.
Учитель.
Существует мнение, что стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной. Друг и родственник Лермонтова Шан-Гирей писал, что Лермонтов – студент был страстно влюблён «в молоденькую, милую и умную в полном смысле восхитительную Лопухину». Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, не смотря на некоторые последующие увлечения.
1) Какими строчками это доказывается?
(… Что помню вас?)
(О.в. на последнюю строфу, прочитать ее).
2) Действительно ли Лермонтов своим посланием хотел развеселить ту, для которой написано стихотворение?
3) Так о чём же оно? Какова его тема?
Работа с вопросником (Прилагается).
О.в. Строки кульминации записать в тетради.
4) Найдите и зачитайте те строчки, где говорится о том, что Лермонтов изображал войну с точки зрения её рядового участника, без прикрас.
«В штыки,
Дружнее! Раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди».
5) В чём надеется найти успокоение автор?
«Зато лежишь в траве густой…»
(В единстве с природой).
6) Докажите, что вечно горда и спокойна природа.
«Окрестный лес, как бы в тумане».
7) Что же не даёт покоя автору?
(Зачем война? Чего не хватает?)
8) Почему стихотворение написано в форме послания к женщине, которую поэт когда-то любил?
(Она живёт в столице, в шуме света, посещает балы и театральные представления. В её жизни нет ни печали, ни забот. И оттого, что о войне рассказывается женщине, которой до войны никакого дела нет, становитые ещё более горько, что война идёт.
Зачем?
– Но вот бой закончился. Завалы взяты. Все затихает. Лермонтов летал ничком без движения. Ни радости, ни печали – ничего не было в душе. Все онемело внутри. Прямо перед ним летала груда изрубленных тел. Он не мог оторвать глаз от дымной струи крови, которая стекала по камням в речку.
А в висках настойчиво звучало «Зачем?».Работа с картиной «Эпизод сражения при Валерике»,
а) Рассмотрите картину.
б) Что изобразил на ней автор?
(Картина полна драмматизма. Чеченцы борются за тела убитых. В центре благородная фигура чеченца на фоне родных гор. Прекрасно его лицо с глазами полными страдания. Брови скорбно приподняты. Он держит в руках убитого брата или друга. Другие загораживают его от надвигающихся из глубины русских. Один из живых простирает к ним руку и как бы говорит: «Оставьте нам хоть мёртвых». На земле тела убитых. Мёртвая рука героя, защищавшего свой край, всё еще сжимает кинжал. Русские идут сплочёнными рядами. Лица стёрты. Кажется ими движет внешняя грубая сила. Эта сила вынуждает и самого Лермонтова, поэта и художника, проливать кровь, как заставляет лучших русских людей воевать с горцами).
а) Какие строчки можно подписать под этой картиной?
б) Какие же чувства владели самим поэтом?
(Страшное противоречие – сражаться и сочувствовать врагам). (Безвыходность – убивать или быть убитым). ( Мучительное желание уйти от этого кровопролития).
Учитель. В то время передовая русская молодёжь увлекалась немецкой философией. Немецкий философ Гегель только что входил в моду.
И после боя Лермонтов воскликнул: « Вот бы Гегеля сюда, под …., на эту речку смерти, стал ли бы он ещё утверждать, что всё действительное разумно?»
Вопрос классу. Какова же идея стихотворения?
Вывод. Более ста шестидесяти лет назад поэт говорил о напрасности, тщетности воин между людьми и призывал к миру, взаимному пониманию. Если бы сегодня каждый задумывался над этим, не было бы бессмысленных жертв.
Работа со словом «жалкий».
Жалкий – вызывающий жалость, достойный сострадания, выражающий страдание, страдальческий, невзрачный, бедный, вызывающий сожаление свои убожеством.
Какой синоним более подходит к лермонтовскому …жалкий человек?
Вывод.
В стихотворении «Валерик» показан трагизм войны. Горцы к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
Лермонтов не мог не отметить бессмысленность и бесчеловечность этой войны с её напрасными жертвами.
Дома. Сочинение «Где есть терпение и терпимость, уважение и понимание, там горя нет».
Ответить на вопросы.
Подтвердить текстом.
1) С каких строчек начинается рассказ о войне.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Найди и запиши, как начиналась перестрелка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Выпишите слова, которые подтверждают, что обстановка накаляется.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Найдите кульминацию.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допишите слово.
Люблю я цвет их ______________ лиц,
Подобный цвету ноговиц,
Их шапки, рукава _________________
Их тёмный и _________________ взор,
И их _____________________ разговор.
Допишите слово.
Зато лежишь __________________ траве
И дремлешь __________________ тенью.
Чинар иль виноградных лоз;
Кругом ___________________ палатки
Казачьи __________________ лошадки
Стоят рядком
У _________________пушек спит прислуга
Едва _____________ фитили
Попарно цепь стоит __________________
Штыки горят ________________ юга.
Допишите слово.
Зато лежишь __________________ траве
И дремлешь __________________ тенью.
Чинар иль виноградных лоз;
Кругом ___________________ палатки
Казачьи __________________ лошадки
Стоят рядком
У _________________пушек спит прислуга
Едва _____________ фитили
Попарно цепь стоит __________________
Штыки горят ________________ юга.
Допишите слово.
Зато лежишь __________________ траве
И дремлешь __________________ тенью.
Чинар иль виноградных лоз;
Кругом ___________________ палатки
Казачьи __________________ лошадки
Стоят рядком
У _________________пушек спит прислуга
Едва _____________ фитили
Попарно цепь стоит __________________
Штыки горят ________________ юга.
Допишите слово.
Зато лежишь __________________ траве
И дремлешь __________________ тенью.
Чинар иль виноградных лоз;
Кругом ___________________ палатки
Казачьи __________________ лошадки
Стоят рядком
У _________________пушек спит прислуга
Едва _____________ фитили
Попарно цепь стоит __________________
Штыки горят ________________ юга.
Допишите слово.
Зато лежишь __________________ траве
И дремлешь __________________ тенью.
Чинар иль виноградных лоз;
Кругом ___________________ палатки
Казачьи __________________ лошадки
Стоят рядком
У _________________пушек спит прислуга
Едва _____________ фитили
Попарно цепь стоит __________________
Штыки горят ________________ юга.
Конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Валерик»
Конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Валерик» — рассказ-исповедь»
Цели урока: проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне;развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.
Оборудование: презентация, аудиозапись.
Данный конспект составлен в форме технологической карты, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «М.Ю. Лермонтов «Валерик» — рассказ-исповедь»»
М.Ю. Лермонтов «Валерик» — рассказ-исповедь.
Цели урока:
проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне;
развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.
Оборудование: презентация, аудиозапись.
Ход урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент: эмоциональный настрой, мотивация к учебной деятельности. | Рассказывает об истории создания стихотворения «Валерик» (слайды презентации 1-5). Стихотворение было написано в 1840 году. Основная его часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал и Лермонтов. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели поэта. Стихотворение обращено к В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) — близкому другу и возлюбленной поэта, женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства. Свои впечатления о бое на реке Валерик Лермонтов запечатлел не только поэтическим словом, но и кистью художника. О том, что чувствовал поэт в те дни, свидетельствует портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д. П. Паленом после валерикского боя. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, одежда без эполет. | Прослушивают романс «Я к Вам пишу…» (муз. М.Таривердиева на стихотворение М.Лермонтова). |
Постановка проблемы. | Организует диалог, побуждающий к постановке проблемы. Примерные вопросы:
Уточняем по словарю: Исповедь 1. Откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов. 2. У верующих: покаяние в грехах перед священником. (Словарь русского языка С.И. Ожегова) В чем исповедуется лирический герой? Рассказывает о своих взглядах или признается в грехах? | Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Примерные ответы: Объем (= поэма) Жанр (любовное послание, письмо, поэтический бытописательный и батальный рассказ?) Тема (любовь – война) Лирический герой в 2 ипостасях: в момент сражения и в момент написания письма. Эмоциональная окраска стихотворения (сопоставьте с батальными сценами в в «Бородино» Лермонтова): полное отсутствие героического пафоса, предельно трагическое звучание. (Пафос – сильное чувство, высокое воодушевление художника). Чтение отрывков, которые произвели наиболее сильное впечатление. |
Совместная формулировка проблемы: почему Лермонтов не героизирует изображаемые события? | ||
Выдвижение гипотез. | Организует подводящий диалог. | Выдвигают гипотезы, предположения о путях решения проблемы, обосновывают пути решения: Лермонтову важно показать не воинские подвиги, а то, что испытывает человек на войне, как война влияет на человека. Чтобы понять авторский замысел, нужно проанализировать основные образы, эпизоды, художественные средства, к которым прибегает поэт. Слайд 7. |
Поиск решения проблемы с опорой на текст художественного произведения. | Организует подводящий диалог. Вопросы для обсуждения: Обратимся к 1 части стихотворения. Охарактеризуйте лирического героя. СЛАЙД № 9 Центральное место в стихотворении занимают военные сцены.
СЛАЙД 11. Заключительная часть стихотворения. Что изменилось в лирическом герое сейчас, когда он пишет это письмо? Какой смысл придает тексту ирония его финала? Что же сказал Лермонтов каждому из вас своим стихотворением «Валерик»? Найдите в нем строки, которые становятся итоговым аккордом стихотворения? Принимаете ли вы укоряющее лермонтовское обращение «жалкий человек»? СЛАЙД 12 | Отвечают на вопросы с опорой на текст стихотворения, делают краткие записи в тетради: Предельная, беспощадная искренность. Трагедия одиночества, разочарования «больной души». Влияние «кочевой» жизни на человека. Темы: любовь и война. СЛАЙД №8 Столкновение мирного и военного быта Разрушение человеческой души под влиянием войны (психология человека на войне). Человеческая жизнь обесценивается, человек превращается в зверя. Природа оживляет душу человека; пейзаж наполняет стихотворение философским смыслом. СЛАЙД 10 Противопоставление думающего, страдающего лирического героя пустому, равнодушному светскому обществу. …жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? |
Итог урока. Вывод по проблеме. | Дает задание кратко сформулировать ответ на вопрос: почему Лермонтов не героизирует изображаемые события? | Письменно отвечают на вопрос, зачитывают полученные ответы. Примерный вывод: М.Ю. Лермонтов один из первых в русской литературе показал разрушительное влияние войны на душу человека. Поэтому в его рассказе нет места героизации, он выступает как пацифист: зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело? Зачем, когда жизнь так хороша, земля прекрасна, и на ней так много места для мирного и счастливого существования всех людей? |
Домашнее задание | Из времени Лермонтова перенесемся в конец ХХ века. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Валерик» и рассказ Н.Евдокимова «У САМОГО НЕБА». (Юность, 1997, №3). СЛАЙД 12 |
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Валерик. Анализ стихотворения Михаила Лермонтова» Валерик Валерик Создание истории
Кавказ и судьба Михаила Лермонтова тесно связаны. С бытом и традициями этого свободолюбивого народа он познакомился в детском доме, когда сама бабушка отправилась с ним в горы лечить ослабевшего мальчика. Служба на Кавказе только закрепила любовь к этим прекрасным и удивительным местам в сердце юного поэта. В своем поэтическом шедевре «Валерик» автор показал жизнь кавказского населения, народа, который никогда не будет существовать в рабстве.
Это произведение Лермонтова было создано в 1840 году. События, заложенные юным поэтом в сюжете этого произведения, реальны. Так, Михаил Лермонтов наблюдал за подвигами в бою галафеевского генерал-лейтенанта в Чечне. Сам Лермонтов около десяти дней июля 1840 года становится бойцом этого богатырского отряда и ведет журнал боевой стопы.
В стихотворении автор воспроизвел то, что когда-то было записано в Военном журнале отряда. Исследователи творчества Лермонтова, изучив журнал и текст поэмы, заметили, что совпадают не только военные факты и их последовательное изложение, но и целые предложения, а также стиль повествования.
Название произведения Лермонтова произошло от реки Валерик, которая по географическим данным впадает в правый приток Терека — реку Суну. Для своего текста поэт избирает эпистолярный жанр, позволяющий свободно выражать мысли и наблюдения, чувства и воспоминания. Главной поэтической темой является тема смысла жизни и тема смерти.
Лермонтов пытался донести мысль о своем поэтическом шедевре о том, что, несмотря на то, что в нашей жизни сплошные тревоги и испытания, необходимо успеть познать и свой внутренний мир. Каждый человек должен услышать себя, открыть и понять свой внутренний мир. Ведь человек не может жить без согласия с ним, без этого внутреннего знания. У поэта есть мечта, которую он передает в поэтических строках: Эта прекрасная земля должна жить под мирным небом, и не должно быть войн, уносящих человеческие жизни. Эта тема актуальна в наши дни, и всегда будет близка и понятна современнику. Вероятно, этим и определяется популярность этого стихотворения.
Михаил Лермонтов использует в поэме Валерик различные выразительные художественно-речевые средства, которые позволяют автору нарисовать картину, которая будет ясна и понятна читателю. В тексте Михаил Лермонтов использует эпитеты, метафоры, градации. Постоянные эпитеты: тень широкая, кони тощие . Есть оригинальные метафоры: «В струях струи» . Привлекает внимание и интересная градация: «Как звери, молча, грудью» .
Поэт использует простейший двусторонний размер — двуногий Косяк, показывая этим как простой, так и незамысловатый сюжет. Но ритм всего стихотворения нарушен. Рифмы в нем не имеют регулярности и обычно рифмуются два-три стиха с помощью то перекрестной, то смежной, то охватывающей рифмы. Поэт продолжает тему одиночества и патриотизма, начатую Александром Пушкиным в русской литературе. Традиции своего учителя поэт бережно хранит и уважает.
В последних предложениях лермонтовского творчества звучат философские размышления, к которым примешиваются романтические настроения поэта. Этот прием позволяет автору донести свои мысли о чувствах до любого читателя. Это все описано с небольшой и грустной иронией, которая все больше переносится на бытовой уровень и уже более реалистична. Поэт надеется, что его читатель поймет всю глубину его поэтического замысла, сможет оценить его и задуматься над вопросами, которые он ставит в своем творчестве.
Михаил Лермонтов с детства мечтал связать свою судьбу с армией. Его постоянно восхищали подвиги отцов и дедов, принимавших участие в году и желавших сделать что-то необычное, благородное, послужить на благо Родины. Именно поэтому поэт бросил университет и поступил в школу кавалерийских юнкеров. Его постоянно привлекали военные действия на Кавказе, в 1832 году Михаил Юрьевич поступил на службу в гвардейский полк в чине корнета.
Предпосылки к написанию стихов
М. Лермонтов «Валерик» написал в 1840 году во время кровопролитной битвы на одноименной реке. Окружающие характеризовали поэта как неуравновешенного и неуравновешенного молодого человека, хотя близкие друзья утверждали обратное. Скорее всего, писатель специально вел себя вызывающе, бросил вызов обществу влезть в связь с Кавказом — об этом говорит анализ. Лермонтовский «Валерик» точно описывает битву, в которой участвовал автор. В действующей армии Михаил Юрьевич пал в 1837 г., но настоящий бой ему удалось увидеть лишь летом 1840 г.
Стихотворение написано для выражения чувств, мыслей, воспоминаний или наблюдений. Он был предназначен для любимой поэтессы — Варвары Лопухиной. Лермонтов любил ее до смерти, но постоянно отталкивал, так как считал себя недостойным ее любви. В то время писатель вел «Военно-боевой журнал» генерала Галафеева, дело в том, что его текст лег в основу поэмы, в которой описывается бой, но лишь его краткое содержание.
Лермонтов «Валерик» — Параллель между светской жизнью и войной
Произведение начинается с того, что автор пишет письмо с Войны девушке, но не с признания в любви, а просто с описания своих военных дней. Михаил Юрьевич специально или бессознательно пытался задеть варвара, излить ее самолюбие, оттолкнуть его. Он считает, что между ними нет духовной близости и виноват в трагических событиях, произошедших на Кавказе. После увиденных смертей поэт воспринимает любовь как детство — об этом говорит анализ.
Валерик Лермонтов во второй части описывает непосредственно боевые действия. Здесь автор во всех красках раскрашивает бой и дарит Уиллу свои чувства. Конечно, рассказы о раненых и погибших друзьях, умирающих полководцах не предназначены для юной девушки, вольной львицы, мечтающей о походах в театр или на бал. Поэт специально в своем творчестве сравнивает два мира — это показывает анализ. Валерик Лермонтов подчеркивал бессмысленность заботы дам только о нарядах и кавалерах. В то же время он показал судьбы простых солдат, гибнущих за высокие идеалы.
В конце третьей части произведения автор снова обращается к возлюбленной. Хоть и замаскированный, но все же Михаил Юрьевич делает ставку Лопухиной на то, что для нее поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное путешествие, просто не может понять всю военную войну — именно это и показывает анализ. Валерик Лермонтов говорит о бессмысленности человеческих жертв. Поэт, всю жизнь стремившийся попасть на войну, только в кровавом бою понял, что во всем этом нет смысла, во всем этом и ничто не может быть оправдано смертью человека.
Судьба распорядилась так, что он был вынужден уйти из университета и решил связать свою жизнь с армией. Мечта совершить подвиг с детства будоражила воображение юного поэта, считавшего, что он родился слишком поздно и не смог принять участие в Отечественной войне 1812 года.
Именно по этой причине начались боевые действия на Кавказе, Лермонтов прошел школу кавалерийских юнкеров и уже в 1832 году в чине корнета поступил в служилый полк. По воспоминаниям современника, Лермонтов отличался очень своенравным и неуравновешенным характером, хотя люди, знакомые с ним достаточно близко, утверждали обратное. Поэтому исследователи творчества этого поэта склонны предполагать, что он намеренно бросал вызов обществу, ища связи с Кавказом. Так или иначе, но своей цели Лермонтов достиг, и в 1837 году он попал в состав действующей армии, стоявшей в районе Тифлиса. Однако участвовать в этих боевых действиях поэту пришлось во время своего второго кавказского упоминания, а в основе «Битвы на реке Валерик» лежит одноимённое название, написанное в 1840 г.
Начинается как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине — Варваре Лопухиной, к которой поэт испытывал очень нежные чувства до самой смерти. Однако тон письма совершенно лишен романтизма, поскольку Лермонтов сознательно раздражает миф о любви. Он отмечает, что с тем, кому адресовано послание, у него нет духовной близости, и это результат тех трагических событий, очевидцем которых был шанс стать поэтом. На фоне кровавой бойни, разгоревшейся на берегу далекой реки, свою страсть к этой юной особенной Михаил Лермонтов воспринимает как детство. И после памятной драки она так далека от светских условностей, что уже не хочет играть в игру под названием «Любовь», демонстрируя попеременно то ревность и холодность, то восторг и лунатизм.
Все эти забавы для поэта остались в прошлом, он будет искать черту между прежней жизнью, в которой остались блестящие шары, и царит хаос, смута и смерть. но Лермонтов Тем не менее, он не может просто отказаться от того, что много лет пленяло его воображение, поэтому он делает уничижительный шаг, пытаясь выставить себя в невыгодном свете. Автор надеется, что после разоблачений настоящей войны, лишенной прикрас, он усилит чудаков, и его избранница сделает первый шаг к тому, чтобы разорвать отношения. Именно поэтому поэт обращается к ней с известной долей иронии, стараясь больше катить и больше оскорблять.
Вторая часть поэмы посвящена непосредственно военным действиям, и здесь автор дарит Уиллу свои чувства, рассказывая о том, как «врудя звенит» и «шел на расправу». Конечно, такие строки абсолютно не предназначены для светских львов, нарезки бала и театра. Однако такой прием Лермонтов использует намеренно, чтобы показать противопоставление двух миров, таких близких и таких недосягаемых. В одном из них величайшая печаль — это отсутствие внимания со стороны кавалеров, а в другом люди гибнут за высокие идеалы на глазах у верных товарищей, и их жизнь не стоит даже счета.
В третьей части поэмы Лермонтов Возвращается снова из рассказа, чтобы пообщаться с возлюбленным, хотя очень тщательно пытается скрыть свои чувства. «В веселье света вы смешны до тревог диких войн», — отмечает поэт, намекая, что подобные чувства испытывает все светское общество, для которого поездка на Кавказ воспринимается как увлекательное приключение. Однако Лермонтов знает цену такому путешествию, поэтому искренне завидует тем, кто не знает, что такое видеть смерть солдат и понимать, что эту жертву никто не оценит.
Лермонтова Михаила Юрьевича редко предлагают Валерику Валерику стихи редко предлагают в школе на уроке литературы. Этот продукт довольно большой по объему. Чтобы понять его смысл, необходимо хорошее знание истории России XIX века. Иногда учителя могут прочитать отрывок из него на уроке, но преподавать его, как правило, не указывают. На нашем сайте стих можно полностью прочитать в режиме онлайн или скачать на телефон, компьютер или другой гаджет. Сделать это все можно абсолютно бесплатно.
Текст поэмы Лермонтова «Валерик» написан в 1840 году. В ней поэт описывает события, участниками которых он сам был. Произведение начинается с обращения к женщине: «Я пишу тебе». После этих слов можно было бы подумать, что стихотворение будет посвящено объяснению в любви к ней. Ведь именно так начиналось любовное письмо Татьяны Лариной в романе в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Но читая стих после этого — видим: начало обманчиво. Поэт сразу разделяет нас в этом предположении. Он пишет, эта женщина про то, что ничего к ней больше не чувствует, что у них неродственные души. Потом он рассказывает ей о том, как он был на войне, что он там видел. Он описывает все в самых коротких красках, ничего не скрывая. Затем он снова поворачивается к даме. Лермонтов пишет, что ее сейчас не понимают. У нее одни балы и прочие светские развлечения. Михаил Юрьевич уже не интересует. Он видел, как люди умирают, не умирая ничем. Он стал думать о более важных вещах, чем просто любовные разочарования. Он пытается понять: в чем смысл жизни.
События, описанные в поэме, вполне реальны. Они взяты из Военного журнала генерал-лейтенанта Галафеева, который тоже писал Михаил Юревич. Разница лишь в том, что в последнем поэт описал только боевые подвиги отряда. В стихе мы видим не только их, но и размышления Лермонтова о происходящем, его отношение к этому.
Пишу тебе случайно; права
не знаю как и для чего.
Я потерял это право.
И что я вам скажу? — Ничего!
Что я тебя помню? — Но, ей-богу,
Вы это давно знаете;
И ты, конечно, в любом случае.
И тебе тоже не надо,
Где я? что я? В какой глуши?
Мои души чужды друг другу
Да вряд ли это поедает души родных.
Прочитанная страница
Их порядок в порядке
Теперь охладите разум
Говорю во всем.
Смешное сердце лицемерное
Впереди столько лет;
НУ ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ!
Да, и несмотря на то, что вы привыкли верить
Чего больше нет? ..
Безумно ждете любви по переписке?
В наш век все чувства лишь на время;
Но я тебя помню — и уж точно,
Я не мог тебя забыть!
Во-первых, потому что много
И давно любила тебя
Потом страдала и беспокоилась
За дни блаженства платила;
Тогда в покаянии бесплодном
Я лил цепь тяжких лет;
И отражения холодные
Убитые последней жизнью цвета.
С людьми подойди ближе осторожно,
Я забыл шум джунге,
Любовь, поэзия, — но тебя
Меня невозможно было забыть.
И к этому хоть привык
Крест свой несу я без Раптании:
Что иль другое наказание?
Не все одно. У меня есть жизнь почты;
Судьба как турки Иль татарин
За все точно благодарен;
Бог счастья не просит
И зло нести молча.
Быть может, небеса Востока
Меня с учением их пророка
Невольно свели воедино. Черта
И жизнь кочевая полна,
Труды, заботы день и ночь,
Все, предпочитая, мешай,
Приводит к примитивному виду
Больная душа: Сердце спит,
Покупки нет имагину…
И нет работы голова…
Но ты лежишь в густой траве,
И спишь под широкой тенью
Чинар Иль виноградные лозы
Круг белых шатров;
Лошади казачьи тощие
Стоят в ряд, рисуют носом;
Медные пушки спят слуге,
Чуть курят фитили;
Цепь Parly стоит в стороне;
Штыки горят под Югом Югом.
Вот разговор о старом
В палатке недалеко от меня;
Как ездил Ермолов
В Чечне, в аварии, в горы;
Как они дрались, как мы их били,
Как раздумывали и нас;
И вижу рядом
У реки, вслед за пророком,
Мирный Татарский Намаз
Творить, не запирая глаз;
Но другие сидят в кругу.
Я люблю цвет их желтых лиц,
Подобный цвет голых
Их шляпы, рукава тонкие,
Их темные и безумные глаза
И их гортанный разговор.
Чу — Дальний выстрел! Подружка
Шальная пуля…приятный звук…
Вот крик — и снова все вокруг
Сосет… Но тепло уже спит,
Ведут коней по воде
Улучшенная пехота;
То проскочило одно, то другое!
Шум, разговор. Где вторая компания?
Что, вписаться? — Что такое капитан?
Иду выдвигаться живым!
Савельич! О Ли — Подари свет! —
Подъем ударил в барабан —
Гуд-гудит;
Между колоннами вход
Кольцо Рудя. Генерал
Вперед со свитой раздавил. ..
Рассыпался широким полем,
Как пчелы, с гиккой казаков;
Я показал иконки
Там на краю — два, и больше.
Но в Чалме один Мурид
В черкеске красном едет важный,
Конь светло-серый весь кипит,
Он машет, цепляется — где храбрый?
Кто выйдет с ним на смертельную схватку! ..
Вот, смотрите: в черной шапке
казачка поставлена как Гребенская;
Винтовка выхватила проворно
Близко…выстрел…легкий дым…
Эй ты, Станники, за ним…
Что? Ранен! ..- Ничего, балансируя…
И началась перестрелка…
А вот в этих сринктах убрано
Много веселья, мало толку;
Прикольно вечером, бывало
Мы им любовались
Без кровожадных пустошей
Словно трагический балет;
Но я видел представленное,
Что за сцена…
Однажды — это было под гифками,
Мы прошли темный лес;
Огонь Дыши, пламеней нас
Лазурно-яркий свод небес.
Нам обещали жестокую борьбу.
С гор Ичкерии далеко
Уже в Чечне на муже
Толпы стекались к Удальцову.
Над доптоповыми лесами
Вокруг вспыхнули маяки;
И дым их шел к столпу,
Расстилался облаками;
И ожил леса;
Дикие голоса голоса
Под своими зелеными палатками.
Почти только что пробка
На поляну, началось;
Чу! В Арирхарде спрашивают Удью;
Вот ружье кустов носите,
Вот тащит за ногами людей
И клише громко наркотиками;
А вот слева, с края,
Внезапно мы бросились с Гиком на ружье;
И градом пули с верхушки деревьев
В отряде бардак. Впереди тот же
Все тихо — там меж кустов
Половодье. Подойти ближе.
Выпустить несколько гранат;
Все еще продвинутый; тихий;
А вот на бревнах бомба
Винтовка вроде бы сломана;
Затем шапки промелькнули два;
И снова все спряталось в траву.
То было грозное молчание,
Недолго оно
Но [в] этом странном ожидании
Сердце не сжималось ни одно.
Вдруг залп… Смотри: валяются рядами,
Что нужно? Местные полки
Люди проверенные. .. в штыки,
Друг! Из нас.
Кровь загорелась в груди!
Все офицеры впереди…
Езда мчалась к зорям
Кто не успел соскочить с коня…
Ура — и Смоллкло.- Кинжал,
В приклад! — И бойня пошла.
И два часа в потоке струй
Битва длилась. Жестокий
Как звери, безмолвно грудь кормила,
Потоки тел губили.
Я хотела воды Я буду плакать…
(И жара и бой утомили
Меня) но мутная волна
Было тепло, было красно.
На берегу, под сенью дуба,
Прохождение обвалов первого ряда
Стоя кругом. Один солдат
Стоял на коленях; Мрачный, грубый
Там вроде выражались люди
Но слезы капают с ресниц,
Покрытые пылью… на синелс,
Назад к дереву, лежащему
Их капитан. Он умер;
В груди едва почернел
Две раны; Крови немного
Soooked. Но высокие груди
И тяжело встали, глаза
Блуждали страшно, он шептал…
Спасайтесь, братцы. — Капли в Торе.
Постой — Разболтался генерал. ..
Не слышу… долго он стонал,
Но все слабеет и постепенно
Сел и Душу отдал Богу;
На пушки склонились
Стояли Усачи серые…
И мы тихо плакали… потом
Его остатки боя
Тщательно накрылся плащом
И пострадал. Tusk Tommy
Они смотрели [I] неподвижно.
Тем временем товарищи, друзья
Со вздохом чуть не позвонил;
Но я не нашел в душе
Прости, ни печали.
Все уже успокоилось; Кузов
Стянут в кучу; Кровь Текла
Дым, дымящийся на камнях
Ее тяжелые испарения
Она была полна воздуха. Генерал
Поющие в тени на барабане
И отчет принят.
Окружающий лес как бы в тумане,
Синий в пороховом дыму.
И был рис немазок,
Но вечно горд и спокоен,
Горы раскинулись — и Казбек
Сверкая головою остроконечно.
И с грустью тайной и сердцем
Я подумал: жалкий человек.
Чего он хочет! .. Небо чистое,
Под небом много всего,
Но постоянно и напрасно
Одному понравится — зачем?
Чайка прерывает мой сон,
Удар в плечо; ему было
Мой кунак: Я спросил его,
Как разместить это имя?
Он мне ответил: Валерик,
И на твой язык переведи,
Так будет река смерти: Верно,
Протанцевали старики.
— А сколько сегодня воевали про
? — тысяч до семи.
— И много сопки потеряли?
— Как узнать? — Почему ты не подумал!
Да! Будет, сказал кто-то здесь,
Именно в память об этом кровавом дне!
Чеченец посмотрел Лукаво
И покачал головой.
Но я борюсь с тобой, чтобы беспокоить
В забавах светлых ты забавный
Тревоги дикие войны;
Свой разум ты не привыкла мучить
Тяжелая мысль о конце;
На твоем молодом лице
Следы и грусть
Не найти и тебя вряд ли
Рядом когда-нибудь увидел
Как умираю. Дай Бог тебе
И не смотри: другие будильники
Довольно там есть. В самоотверженности
Не лучше ли закончить жизненный путь?
И прах спящий сон
С мечтой о близком пробужденье?
А теперь прости: если ты
Моя праздная история
Собери, возьми хоть немного,
Я буду счастлив. И не? —
Прости меня за шалость
И тихо помолись: Чудак! ..
Вторая кавказская ссылка началась для Лермонтова очень плодотворно в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений — «Валерик». Краткий разбор Валерика по плану, использованному на уроке литературы в 11 классе, поможет школьникам глубже понять это произведение.
Краткий анализ
История создания — Написана «Валерика» в 1840 году и посвящена битве на одноименной реке, в которой участвовал сам поэт.
Тема — Красота и хрупкость жизни, что наиболее актуально на фоне смертельной опасности.
Композиция — Трехчастная, первая и последняя части составляют каркас для основного, собственно описания боя.
Жанр — Любовно-военная лирика, очень редкое сочетание.
Стихотворный размер — четырехрядный и двусторонний косяк с неправильной рифмовкой.
Эпитц – «Холодный разум», «тяжелые годы», «холодное мышление», «последний цвет», «больная душа», «Медные ружья».
Метафора – «Страница Страница Чтение», «Сердце к разврату», «Я окутал цепь тяжелых лет», «Мой крест несу», «Горят штыки», «Темные и вишневые глаза».
Персонификация — «Сердце спит».
История создания
Написанное в 1840 году стихотворение «Валерик» дойдет до читателя в 1843 году (оно напечатано в Альмане «Утренняя заря»), но история этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной варварке Лопухиной, в которую поэт влюблен много лет. Она обращена к поэтической исповеди Лермонтова.
Во время написания этой работы находился в Чечне, во втором Кавказском звене. В это время дивизия генерала Галафеева, в которой служил Лермонтов, вела активные боевые действия, в частности, участвовала в сражении на реке Валерик, о котором идет речь в работе. Несмотря на то, что у поэта был трехлетний стаж военной службы, фактически это был один из первых сражений, в котором он участвовал.
Тема
Лермонтов пишет о войне и о любви, объединяя эти две темы в одну — он говорит о том, как хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку лишь перед лицом неминуемой для него опасности. Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только будучи на войне. Именно эту мысль он пытается донести до своей возлюбленной, но мало надеется на понимание, ведь у них нет «родства душ».
Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном — и несмотря на то, что он говорит о конкретном сражении, поднятое им для них имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.
Композиция
Композиционно этот стих четко делится на три части.
В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения напрочь лишен романтики. Лирический герой предполагает, что война забрала его иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт уже не верит в нее и всячески отталкивает девушку, к которой обращается. Он много поднимает и говорит о ее уверенности в своем равнодушии к нему.
Вторая часть композиции представляет собой описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезвреживает солдат, что делает бой еще более страшным и безобразным. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обреченными на смерть.
Основная идея третьей части — показать светскому обществу, что поездка на Кавказ — это не приятная прогулка, как все ее считают. И хотя на самом деле он прибавляет только к любимому, здесь явно идет обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.
Композиция, использованная Лермонтовым.
Жанр
Это уникальное произведение, в котором переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этой исповеди присутствуют элементы пейзажных зарисовок, рассуждений на философские темы и даже бытовые сценки.
Лермонтов использует четырехниточный и двухосный ямб с нерегулярным ритмом, чтобы с одной стороны передать ритм боя, а с другой сделать диалоги естественными. Приемы, использованные в поэме, настолько точно переданы эмоциями, о которых говорит Лермонтов.
Средства выразительности
- Эпитц — «Холодный ум», «тяжелые годы», «холодное мышление», «последний цвет», «больная душа», «медные пушки».
- Метафора — «Страницы минувших чтений», «Сердце к Невесте», «Я обмотал цепью тяжелых лет», «Мой крест несет», «Горят штыки», «Очи темные и безумные».
- Ликвидация — «Сердце спит».
Эти средства выразительности помогают ему рассказать ему правду о своих чувствах и переживаниях, не принимая их.
Тест по стихотворению
Рейтинговый анализ
Средняя оценка: 4.4. Всего полученных оценок: 50.
Строительный портал
- Правильное меню на день Как правильно питаться что есть
- Арабы в 6 веке. Домусульманская Аравия. Войны и терроризм в современном арабском мире
- Тема занятия: «Фольклорная лексика и фразеология»
- Основные физические свойства жидкости и газа
- Тема: «Лексика и фразеология русского языка с точки зрения сферы употребления»
- Тема природы и человека в лирике Влияние природы на человека Тютчев
- Тема природы в произведении Ф
- Екатерина Трофимова: «Это была не наглость, а провидение!
- Мотивационный подход к оценке карьеры
- Электростанции — как и из чего выбрать?
- Как сохранить морской загар надолго
- Как встретить год козы фасон новогодней одежды
- Белково-углеводное чередование для похудения Бутч-схема для сушки тела
- Враги нашей фигуры: продукты, от которых толстеем
- Что нельзя дарить и какие подарки нельзя принимать на день рождения, свадьбу: приметы
- Воздействие человека на природу, негативное воздействие Действия владельца ОПР, направленные на обоснование исключения негативного воздействие
- Роль политической элиты в жизни общества
- Партийные системы
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
- Палиндромы и «перевертыши» среди простых чисел
- Азот и его соединения Несколько простых примеров для определения степени окисления
- Физические величины и единицы их измерения Единицы измерения физических величин
- Сложносочиненное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
- Проверь себя на ЕГЭ по русскому языку!
- Жди меня и я вернусь
- Как снять похмелье в домашних условиях?
- Кларкия изящная выращивание из семян когда сажать посадка и уход в открытом грунте Уход за рассадой
- Кларкия изящная — выращивание из семян
- Выращивание кларкии изящной из семян в домашних условиях: нарядный цветок на вашей клумбе Сорта кларкии изящной
- Кларкия изящная изящная – выращивание из семян Уход за растением после посадки
- Можно ли вылечить цирроз печени?
- Посадка лобелии на рассаду
- Шкала и как ее рассчитать с помощью онлайн-калькулятора
- Время выветривания алкоголя из организма человека
- А вы знаете, какой должен быть рост и вес у ребенка по месяцам?
- Как найти масштаб в географии Техника измерения и нанесения расстояний на карту
- Рост и вес новорожденных: возрастные нормы
- Способы придания волосам дополнительного объема Объем на средние волосы
- Белые соляные шарики. Курт — молочное блюдо. Применение и свойства
- В Красноярске четыре человека умерли после коктейля Time Out
- Картофельный торт Рецепт шоколадно-картофельного торта
- Сосна (Pinus pinea) Какие деревья растут в Риме
- Торт «Картошка» из печенья
- Мидии на пару Качественные мидии на выбор
- Как приготовить коктейль текила санрайз, его различные варианты
- Хинкал Как приготовить тонкий хинкал с курицей
- Рецепты азиатской кухни. Среднеазиатские кухни. Азиатские и восточные продукты
- Угощения на Масленицу: что можно приготовить кроме блинов
- Салат из цветной капусты на зиму
- рецепт на шипящей сковороде
- Дорадо в мультиварке на пару
- Рецепты приготовления супа с копченой рыбой
- — Бракен орляк рецепты и полезные свойства
- Папоротник соленый рецепты приготовления
- Холодец из курицы: рецепт с фото Холодец из птицы
- Опята роговые: описание внешнего вида и особенности приготовления
- Сыроежка пищевая или сыроежка съедобная Как выглядит сыроежка
- Кумкват: «золотистый апельсин» — секреты выращивания в домашних условиях
- Комнатный цветок Аглаонема: сорта, фото и правила ухода
- Карамбола — звездчатый плод Карамбола из семян
- Кирпичная кладка своими руками от А до Я
- Кирпичная кладка что. Кирпичная кладка. Кладка дымоходов и вентиляционных шахт
- Свежее направление в бизнесе – выращивание грибов шиитаке
- Монстера домашняя – уход, размножение, пересадка, фото
- Розы: строение цветков, плодов, листьев и корней
- Бурая пятнистость листьев и ее лечение
- Фейхоа: где растет, когда созревает, что содержит, чем полезна, как есть и хранить
- Как подготовить почву в теплице к новому весеннему сезону
- Рисовый долгоносик — актуальная проблема сельского хозяйства
- Что означает паслен?
- Томаты длительного хранения
- Роль микроорганизмов в почвообразовании
- Лучшие сорта дыни Бахчевый цвет
- Косточковые культуры
- Ландшафтный дизайн участка на склоне Полив сада на каменистом склоне
- Вот что интересно» (Что меня привлекает в творчестве Маяковского) (Маяковский V
- Духовные искания Пьера Безухова по мотивам романа-эпопеи «Война и мир» (Лев Толстой N
- Образная система романа
- День памяти летних каникул День памяти
- Анализ «Бежин луг» Тургенев
- «Витязь в тигровой шкуре» Витязь в тигровой шкуре краткое содержание
- Краткая биография Осипа Мандельштама О биографии Мандельштама кратко
- Шерлок Холмс: годы жизни, описание персонажа, различные факты Характер Шерлока Холмса описание
- Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор»: описание внешности и характера Какое место занимает Хлестаков в комедии Ревизор
- Руководящая деятельность детей в разные возрастные периоды
- Сборник стихов — стихотворение без героя Анализ стихотворения Ахматовой «Поэма без героя»
- Письмо министру внутренних дел (по пьесе N
- образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах
- Что привлекло меня в поэзии Серебряного века?
- История создания повести-притчи «Старый Человек и море
- История создания повести-притчи «Старик и море»
- «Ведь, друзья мои, я пишу о природе — М
- Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина
- Характеристика о главных героях произведения Леса, Айтматов
- Характеристика главных героев произведения Леса, Айтматов
- Белкин выстрелил прочитать краткое содержание
- Ночевала золотая тучка, приставкин Анатолий Игнатьевич Краткое описание ночевала золотая тучка
- Очерк о том, что такое нравственность
- Сотников подробный пересказ по главам
- Приключения Тома Сойера Твена
- Образ мцыры в одноименном стихотворении Лермонтова Значение стихотворения мцыра для читателей
- Анализ поэма Анны Снегиной Есениной очерк
- «Сильвио — главный герой повести А
- Агния Барто — краткая биография
- «Образы крестьянских детей в повести I
- «Человек-невидимка» краткое описание Влияние на культуру
- История гребня и часов
- Композиция по мотивам романа Островского «Приданое»
- «Темное царство» в драме А
- Луций Апулей Метаморфозы, или Золотой осел
- Шенграбенская битва в «Войне и мире»
- Характеристики Шкатулка в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера в кавычках
- Характеристика Шкатулки в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера в кавычках
- Сочинения Духовный конфликт героев романа отцов и сыновья
- Образ Бирюка в одноименной повести
- Мцыри какой жанр. Анализ стихотворения «Мцыри» (М. Лермонтов). Некоторые интересные сочинения
- Проблема самопожертвования, самоотречения — рассуждения и эссе Примеры искренней любви и самопожертвования из литературы
- «Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- Лесков Очарованный странник»
- Характеристики главных героев повести «Уроки французского»
- «Сюжет, персонажи, смысл рассказа» А
- Урок русской литературы «Джек Лондон»
- Урок русской литературы «Джек Лондон»
- Пять реальных Робинзонов, которые знают все о жизни на необитаемом острове Путешественник Даниэль Фосс
- «Шинель» (главные герои) Какой характер у главного героя рассказа шинель
- Разбор «Вхожу в темные храмы…»
- Чудо-юдо рыба-кит (как ерша вместе погнали)
- «Разбор стихотворения «Вхожу в темные храмы…» из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока Вхожу в темные храмы размер
- Анализ «Истории одного города» Салтыкова- Щедрин, основная идея и тема произведения
- Анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, основная идея и тема произведения
- «Письмо» из прошлого – предостережение настоящему №
- Анализ стихотворения «Двенадцать
- Вересаев на войне. В японской войне. IV. Бой на Шахе
- Вольтер невиновен. «Невинный» Вольтер. Анализ и пересказ Вольтера «Невинный»: анализ
- Вольтер — Невинный Вольтер «Невинный»: анализ
- Бориса Васильева не было в списке героев
- Сочинение «Война в судьбе моей семьи»
- Ну и что должно было произойти в душе Аси?
- Анализ повести Астафьева «Царь-рыба» (сочинение) Встреча Игнатьича с царем-рыбой
- Библейские образы и мотивы в поэме А
- Мёртвые души Гоголя читают сводки
- Становление характера Васютки
- Как Пьер разбогател. Пьер Безухов. Характеристика героя Пьер Безухов
- Марья Болконская любовь. Мария Болконская. Внешность княжны Марии
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрея в Тарасе Бульбе
- Читать 1 день из жизни Ивана Денисовича
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: описание, персонажи, анализ произведения. Образ и характеристика черты в повести В ночь перед Рождеством Гоголя Анализ сочинения Гоголя в ночь перед Рождеством
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрея
- Некрасов Н — В русских деревнях есть бабы (из поэмы Мороз красный нос)
- Чем меня привлекает «Мцыри»?
- Фридрих Дюрренматт. Визит старой дамы
- Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь Сравнительная характеристика философской лирики Тютчева и Фета
- Подлинная история Робинзона Крузо
- «Отцы и дети»: персонажи
- Приключения барона Мюнхгаузена
- Федор Абрамов: Пелагея Пелагея алка краткое содержание
- Яков Гримм — ученый, писатель и… библиотекарь
- История создания и анализ драмы Булгакова «Дни Турбиных» М
- Господа и судьи. «правители и судьи». Анализ стихотворения «Властителям и судьям» Державина
- Центральная тема сказки Андерсена «Русалочка»
- Пауло Коэльо: Алхимик Алхимик Пауло Коэльо краткое описание
- «Дикий помещик» (главные герои)
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой Кому посвящена поэма «Реквием» часть посвящение
- Ваня: характеристика героя в повести I
- Краткий обзор творчества Данте Данте Творчество Алигьери в контексте средневековой культуры
- Краткая биография Джорджа Оруэлла
- «Исповедь сына века» Исповедь сына веков
- Фелица» (по работе Г
- Наставления отца Чичикова Исполняет ли герой наставления отца умершим душам
- О чем рассказывается в произведении Бежин Луг
- Сочинение «О заимствованных словах»
- Образ и характеристика Риты Осяниной и зори здесь тихие Васильевой сочинение
- Социально-нравственные проблемы повести Бедная Лиза (Карамзин Н
- Анализ стихотворения «Смерть поэта» М
- А зори здесь тихие (роман)
- Уильям Голдинг: биография, произведения
- «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера
- Лермонтов «Смерть поэта» — анализ и история создания
- Островский, «Приданое»: анализ и характеристика героев
- «Смерть поэта» Сказка о капитане Копейкине»: фольклорные источники и значение Художественные средства, использованные автором в «Капитане Копейкине»
- Композиция дуэли Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены Кто был секундантом Грушницкого на дуэли
- Характеристика героев по произведению Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
- История создания романа М
- Создание поэмы «Илиада» и «Одиссея» краткое содержание
- Иван Никитин — биография, фото Сколько лет Никитин Иван Саввич жил
- Смысл «Повести о капитане Копейкине» в поэме N
- «Мцыри»: история создания поэмы Мцыри читаем в сокращении по главам
- «Мцыри»: история создание поэмы Самое главное из повести Мцыри
- Тема: «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе
- История создания «Гамлета»
- Тогис задача в литературе «На оду «Фелица»
- Теория Раскольникова о праве сильная личность
- Мечта и явь: аргументы для написания Чем отличается мечта от цели заключение
- Что вы думаете о героях сказки А
- Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов
- Краткое изложение Прощай, оружие Прощай, оружие Краткое содержание главы
- Каков главный конфликт в «Ромео и Джульетте»?
- А зори здесь тихие (роман)
- Русская народная сказка «Мороз-Иванович» (пересказ В.
- Опыт и ошибки на примере романа «Война и мир» и повести «Очарованный странник»
- Твардовский — Очерки, очерки, отчеты
- Анализ произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» Композиция произведения Ромео и Джульетта
- Сообщение о поэте фет. Афанасий фет. Спорное мнение о происхождении
- О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения Кто написал произведение легенда о Данко
- Почему Ромео и Джульетту называют легкой трагедией?
- Николай Помяловский Очерки бурсских бегунов и спасенных бурсов
- Рассказ «Собачье сердце» и его анализ Основная мысль рассказа «Собачье сердце»
- Анализ баллады «Светлана» (V
- Тарас Бульба — бессмертный герой вдохновенной поэмы Последнее слово учителя
- Михаил Лермонтов — Мцыри (Стихотворение): Стих
- Пушкин «Руслан и Людмила» — анализ
- Аф биография. Афанасий фет. Эстетические взгляды Фета
- Темы поэта и поэзии в творчестве Ахматовой
- Фёдор Достоевский — слабое сердце
- «Приемы раскрытия характеров в повести Проспера Мериме» Маттео Фальконе
- Образ «маленького человека» в рассказе «Станционный смотритель» Роль человечка в рассказе «Станционный смотритель»
- «Проблематика и герои повести I»
- Духовные искания Пьера Безухова
- Сочинение по произведению «Тарас Бульба» на тему «Рассказ о событиях от имени участников»
- Анализ стихотворения» Помню чудное мгновенье» Пушкина Помню чудное мгновенье анализ
- Н. В.Гоголь «Речь Тараса Бульбы о товариществе» — эзотериком — центре развития сознания. Интегрированное занятие по литературе и риторике на тему: «Речь Тараса Бульбы речь о партнерстве Проанализируйте речь Тараса о партнерстве
- Школьное чтение: «Расстрел»
- Краткий пересказ — «Старосветские помещики» Гоголь N
- «Что понимали главные герои (мальчики) при общении с калекой?
- Зимняя дорога 1 зимняя дорога
- Онегин и Ленский: воспитание и образование «Дорогое невежественное сердце»
- Полтавская битва (отрывок из стихотворения А
- Философское богатство поэзии Бориса Пастернака
- Александр Сергеевич Пушкин 03 проблема деградации личности в рассказах А
- «Был я тогда со своим народом»
- Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта
- Цепочка действий мцыри и их анализ, пожалуйста
- «Облако в штанах»: анализ стихотворение
- Анализ повести Челкаша: тема, идея, краткая характеристика главных героев, читательская позиция (Горький Максим)
- «Мы с тобой глупые люди. ..» N
- Сочинения по роману «Господа Головлев»
- Анализ произведения «Собачье сердце» повести Булгакова «Собачье сердце» анализ
- Семья Л. III. Семья в понимании Л. Толстого. Почему Л.Н. Толстой не дает четкого портрета матери
- Анализ «Алые паруса» Грин
- Ода «Вольность»: анализ произведения
- Особенности композиции рассказа М
- Проблема повествования в творчестве Лескова («Левша», «Очарованный странник» и др.)
- «Декабрьское утро» Ф. Тютчев. Федор Тютчев — Декабрьское утро: Стих Тютчев Декабрьское утро основная мысль
- Федор Иванович Тютчев. Декабрьское утро. «Декабрьское утро» Ф. Тютчев Анализ декабрьского утра
- Характеристика главных героев
- Теория речевых актов (J
- О чем Маленькая трагедия?
- Описание Анны Снегиной в стихотворении
- «Как я ходила в море в первый раз» Моя поездка на море
- Прорыв блокады Ленинграда: Войска атаковали гитлеровцев «в лоб», места для маневров не было
- Сочинение на тему «Как я в первый раз Мое впечатление о том, как я был в море
- Русский персонаж в образе А
- Характеристика произведения Анчар: анализ стихотворения Анализ произведения Анчар
- Урок литературы по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
- «Картины родной природы в лирике N
- Сталин, его личность и военные способности Очерк истории Сталина
- Готтхольд Эфраим Лессинг «Драма»
- Подробный анализ повести Солженицына «Матренин двор»
- Претендует ли Кутузов на роль в истории
- Их роль в истории. Кутузов и Наполеон. Их роль в рассказе «Склони голову»
- Какие самые древние списки ПВЛ?
- Историческая хроника. Русские летописи. Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами
- Сколько лет было старухе Изергиль Жизнь Изергиль
- Композиция Базаров и Павел Кирсанов Сравнительная характеристика
- Пересказ сюжета Как важно быть серьезным
- Достоевский «Идиот» — анализ
- Анализ «Темные аллеи» Бунин
- Вавилонский кавалерийский цикл. Кавалерия. Другие пересказы и рецензии для читательского дневника
- Художественная особенность рассказа Бунина Темные аллеи
- См. что такое «БЕГ» в других словарях
- Анализ рассказа «Темные аллеи» (И
- О рассказах Ивана Бунина
- Анализ «Темные аллеи» Бунин И
- Положение крестьян у Кирсанова Тургенева Отцы и дети Положение крестьян
- Сочинение на тему «Сходства и различия с лирикой Тютчева и Фета. Взаимоотношение человека и природы у двух поэтов
- Пигмалион Бернард Шоу Пигмалион Исследования
- Архив блога «ВО!Круг книг». Геннадий Яковлевич Снегирев — Обитаемый остров. Истории Биография Геннадия Снегирева
- Сказание о князе Олеге из «Повести временных лет» Отрывок из смерти Олега от коня
- Краткая биография Иосифа Бродского Биография Бродского по дате
- Круг книг». Архив блога «ВО! кружок книг «А что, если получится!» — повесть Григория Остера
- Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор»
- Роль природы в жизни людей
- Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в первозданной осени …. Есть первоначальный анализ стихотворения Тютчева осенью Есть первоначальная история создания осенью
- «Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»
- В каких произведениях русской литературы звучит тема «отцы и дети» и в чем эти произведения созвучны (или противоположны) «Отцам и детям»
- Ой хочется жить безумно стилистические фигуры
- Лермонтов «Валерик» — анализ и история создания
- Краткие выводы Лермонтов
- Образ лирической героини в произведении А
- В произведениях каких русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению Цветаевой?
- Анализ легенды о Ларре из повести М
- Некрасов левша читать. Николай Лесков. Левша. Глава двадцатая: Уникальные таланты не ценятся на русской земле
- Спроектируй будущее своей страны сочинение
- Чингиз Айтматов — мой тополь в красном платке
- Лорд Головлев анализ произведения лорда Головлева все о второстепенных персонажах
- Патриотизм, товарищество, народные персонажи в повести N
- Сочинение на тему «Патриотизм»
- А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: описание, персонажи, анализ пьесы. Еще раз о «Моцарте и Сальери» (опыт анализа гармонии) Анализ маленькой трагедии моцарта и сальери
- Сочинение на тему: «Идеальный учитель-мастер» Идеальный учитель какой он, сочинение
- Скачать майнкрафт на андроид: все версии Скачать майнкрафт пи версия 1
- Официоз: образ в поэме N
- Герои комедии «Горе от ума» Грибоедов: список персонажей (персонажей)
- Все произведения школьной программы в кратком изложении
- Тургенев, анализ произведения Аси, план
- Пушкин «Метель»: описание, персонажи, анализ произведения
- Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда»: а краткий анализ произведения
- Максим Горький «Старуха Изергиль» — анализ произведения Основная тема в повести о старухе Изергиль
- Смысл встречи ангела с демоном в стихотворении А
-
- Разбор серии «В салоне Шерера»
- «Вечные темы в рассказах Астафьева»
- Книга: Валентин Распутин «Что сказать вороне? роман «Война и мир»
- 4 — альтернативный лаунчер Майнкрафт
- «Робинзон Крузо» разбор Анализ произведения Робинзона Крузо
- Рассказывает: Герхарт Гауптман
- Антология одной ахматовской поэмы с отрубленной головой и хвостом
- Афанасий Фет, «Шепот, робкое дыхание»: анализ произведения Шепот фета, робкое дыхание
- Герои произведения Тимур и его команда Гайдар Тимур и его команда — главные герои
- «Тимур и его команда»: главные герои произведения А
- Новаторство: черты импрессионизма в лирике
- Композиции Почему поэт импрессионист
- Даль В. И. Биография. ThePerson: Владимир Даль, биография, история жизни, факты Биография Даля для учащихся начальной школы
- Прием контраста в роковых яйцах и собачьем сердце Особенности раскрытия темы революции в рассказе «Собачье сердце»
- Твардовский Александр Трифонович — краткая биография
- Парус «Парус одинокого». ..»
- Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети» — Базаров: отношение к любви, цитаты
- Реальная история Ромео и Джульетты
- Главные герои романа «Преступление и наказание»
- Анализ спектакль «Наши люди — нас заселим» Островский, наши люди, рассмотрим характеристику героев таблица
- Повесть Достоевского «Двойник»
- Андрей Платонов, «Котлован»: анализ
- Анализ главы «Понтий Пилат» из романа М
- Трагедия «Борис Годунов» в истории и культуре
- Биография Тютчева Краткая биография : молодые годы и обучение
- Валентин Саввич Пикуль: его жизнь и книги Пикуль Валентин Саввич полная биография
- Бунин — человек, обратившийся к темным сторонам любви
- Поэма Гомера «Одиссея» Письменный анализ эпизода встречи Пенелопы и Одиссей
- Отважные путешественники романа Ж
- Великолепные иллюстрации и
- Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита»
- Сочинение на тему Любимые страницы лирики творчества М
- Как проявляется ли в стихотворении внутренний мир лирического героя С
- Какие лучшие качества русского народного характера воплотил I
- Сочинение на тему «Образ Герасима — символ русского народа»
- Сборник идеальных сочинений по обществознанию
- Какие лучшие качества русского народного характера воплотил I
- Почему забивание камнями считается нормой в Библии?
- Полоса земли Жизнь на плацдарме начинается ночью
- Где сейчас человек в футляре?
- Костя: характеристика героя в повести I
- Характеристика Андрея «Тарас Бульба» N
- Очень краткое содержание
- Образ андрия в повести тарас бульба очерк
- Михаил Лермонтов ~ Три пальмы
- Три пальмы Лермонтовская поэма
- «Дикая собака Динго.