Гоголь невский проспект жанр: Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Содержание

история создания, тема, основная идея и композиция повести Гоголя

Гоголь

12.11.21

12 мин.

Жизнь в Петербурге оставила неизгладимый след в душе Николая Васильевича. Он был восхищён Северной Пальмирой, вдохновившей его на написание произведений. В своём творчестве писатель поднимал тему пороков, которые губили людей. Любовь к городу и осуждение низменных человеческих качеств совместились в повести Гоголя «Невский проспект». Анализ произведения по плану поможет кратко понять его основную мысль и подготовиться к сочинению по литературе в 10 классе.

Оглавление:

  • История написания
  • Суть повести
  • Темы произведения
  • Проблемы, которые поднимает автор
  • Главная мысль
  • Композиция и жанр

История написания

История создания произведения берёт своё начало в 1831 году, когда Гоголю пришла идея описать Санкт-Петербург со всеми его достоинствами и недостатками.

Писатель сделал пару набросков к описанию города, который всегда волновал его душу. Он любил часами гулять по небольшим улочкам, всматриваться в мельчайшие детали и наблюдать за жителями. Гоголь старался запомнить диалоги людей, их поведение, чтобы всё это потом изложить в своём произведении. При помощи художественных оборотов писателю удаётся в полной мере передать чувства, которые он испытывал к городу.

Повесть была написана в 1834 году, а после одобрения со стороны цензуры напечатана в «Арабесках».

Произведение Николая Гоголя вошло в цикл его петербургских повестей. «Невский проспект» является отражением разных сторон жизни Петербурга.

Суть повести

В произведении повествуется о двух историях молодых людей, сильно отличающихся по своей характеристике. Пискарёв не отличался богатством, но был очень талантливым художником. Однажды он заметил на улице девушку, которая ему понравилась с первого взгляда. Молодой человек решил проследить за ней и шёл на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Однако девушка всё равно заметила героя, но не испугалась, а дала ему знак, чтобы он шёл за ней в дом.

Когда Пискарёв зашёл, то сразу же впал в ступор, так как осознал, что попал в дом терпимости. С этого момента читатель может заметить внутренний конфликт героя, ведь он не может поверить, что девушка, которая понравилась ему не как объект для плотских утех, а как произведение искусства, ввергнута в такое низменное занятие. Пискарёв немедленно сбежал из того дома и ещё несколько дней страдал от своих мыслей.

Наконец, он принял решение взять в жёны эту молодую особу, чтобы избавить её от такого занятия. Но семнадцатилетняя блудница не отличалась интеллектом и манерами поведения.

Пискарёв признаётся ей, что не имеет крупной суммы, поэтому ей придётся вместе с ним работать. Герой предлагает девушке только искреннюю любовь и помощь, но она поднимает его на смех. Пискарёв понимает, что будь у него материальное положение получше, он мог бы спасти девушку.

Но он всего лишь бедный художник, неспособный что-либо изменить. У героя есть надежда на светлое будущее, которая выражается в его таланте. Однако он не смог пережить несправедливость этого мира и покончил с собой.

Другой герой, Пирогов, является противоположностью Пискарёва. Этот молодой человек недавно получил повышение на службе. Он понимал, что для того, чтобы жениться на купчихе, необходимо дослужиться хотя бы до полковника.

Персонаж не имел талантов, не обладал высоким интеллектом, а женщин использовал только для удовлетворения плотских утех.

Пирогов, как и Пискарёв, замечает девушку на улице и решает последовать за ней.

Но у него совершенно иные цели, нежели у юного художника. Попав в дом к девушке, он осознаёт, что она была женой немца, от которого и получает по заслугам. Герой не делает из этого никаких выводов, забывает о случившемся в тот же вечер и ищет кого-нибудь, кто может удовлетворить его потребности.

Темы произведения

В своём произведении Николай Гоголь затронул темы, которые касались многих жителей Петербурга того времени. Сюда относятся:

  1. Тема города. Писатель описывает город с разных сторон и рассказывает о том, как бедность и богатство могут уживаться в одном доме. Однако Гоголь акцент делает на обманчивости. Прекрасная особа способна завести в публичный дом, а богач может оказаться бедняком, разодетым в свой лучший костюм для прогулок по улочкам Петербурга.
  2. Тема любви. По мнению автора, любовь порой бывает обманчивой, а иногда и вовсе продажной. Николай Гоголь считал, что искренние чувства не проявляются, как разврат. Символом этого становится художник, который погибает от своей любви.
  3. Тема творчества. Художник вместе со своими возвышенными чувствами не может смириться с внешним развратом, который творится на улицах его родного города. Пискарёву противно от мысли, что даже красота является продажной. Настоящее искусство никогда не окажется рядом с грубостью.

Проблемы, которые поднимает автор

Проблематика повести также заслуживает внимания, поскольку поднятые Гоголем проблемы продолжают волновать людей по сей день. В произведении автор затрагивает:

  1. Проблему маленького человека. Пискарёв пытается спасти блудницу от её пороков, но в итоге оказывается поверженным. Один человек не может изменить полностью город. Он не смог спасти девушку, поскольку она сама не хотела этого спасения. Художнику не удалось справиться с печалью, поэтому он совершил самоубийство.
  2. Разврат и порочность города. Символом этой проблемы является блудница, которая отвергла помощь героя. Девушку устраивал её образ жизни, она была рада продавать свою красоту и получала от этого удовольствие. К сожалению, никто не способен изменить человека, который сам этого не хочет.
  3. Пошлость и мещанство. Эту проблему олицетворяет Пирогов. Человек не хочет углубляться в суть жизни, ему достаточно её поверхностного изучения. Комфорт, достаток и положение в обществе — это всё, что волновало героя.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник выстраивал у себя в голове идеальную картину мира. Однако действительность оказалась далеко от его представлений, поэтому герой не смог смириться с суровой реальностью и покончил с собой.
  5. Одиночество. В трудную для Пискарёва минуту никто не смог прийти ему на помощь. Люди были заняты своими проблемами. Герой был изначально обречён на одиночество, так как отличался от остальных.

Главная мысль

Смысл произведения «Невский проспект» заключается в том, что автор хотел отразить две стороны Санкт-Петербурга. За внешней красотой города таятся пороки, а за приветливостью людей скрывается безразличие. Петербург внешним видом привлекает людей, но остаётся к ним холоден.

Своими строками автор хочет охарактеризовать две стороны жизни в этом замечательном с виду городе. Читателю может показаться, что таким образом писатель хочет уберечь его от совершения ошибок. Не стоит гнаться за красотой, которая порой бывает обманчивой. Каждый может оказаться на месте маленького человека, неспособного что-либо изменить. Для борьбы с пороками людей необходима сила воли, а если она отсутствует, тогда нет смысла за это браться.

Композиция и жанр

Композиционная структура произведения обычна и делится на части, каждая из которых является продолжением предыдущей. Повесть разделена на следующие эпизоды:

  1. Завязка. Встреча двух товарищей, отличающихся характерами и мировоззрением.
  2. Развитие событий. Автор представляет две сюжетные линии, которые развиваются параллельно. В одной из них читатель может наблюдать, как тщетно художник пытается спасти блудницу, а во второй Пирогов с энтузиазмом пытается добиться внимания замужней женщины.
  3. Кульминация также представлена двумя сюжетными линиями. В одной из них художник делает предложение падшей женщине и получает отказ, а во второй можно увидеть наказание героя мужем возлюбленной.
  4. Развязка. Пирогов оскорблённый покинул дом девушки. Похороны Пискарёва.
  5. Эпилог. Автор описывает своеобразие Невского проспекта, показывая двуличие, которое скрывается за внешней красотой.

Жанровая разновидность произведения Гоголя — повесть. Здесь несколько сюжетных линий и героев.

Направление повести — социально-критический реализм. В произведении автор поднимает проблему маленьких людей, которыми кишит город. Однако никто не придаёт им значение, они обречены на жалкое существование.

Краткий анализ повести «Невский проспект» Николая Гоголя даёт понять читателю, как относился автор к городу, в котором прожил некоторое время. Писатель не скрывает, каково его впечатление от улочек и людей, которых он видит ежедневно.

Зная всю подноготную Петербурга, автор не считает его прекрасным местом, в котором царит атмосфера для творчества.

Невский проспект (повесть) | это… Что такое Невский проспект (повесть)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Невский проспект (значения).

«Невский проспект» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл Петербургские повести. Написана в 1833—1834 годах.

Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Замысел «Невского проспекта» относится ещё к 1831 году, когда Гоголь сделал несколько незаконченных набросков, рисующих пейзаж Петербурга[1].

Сохранилось два наброска: «Страшная рука. Повесть из книги под названием: лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Оба наброска, относящиеся к 1831—1833 годам, связывают с замыслом «Невского проспекта»[2].

Сюжет

Повесть начинается со слов «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё». Далее следует описание того, как Невский проспект меняется с раннего утра до поздней ночи.

Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарёв — ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счет романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарёв в отчаянии выбегает на улицу. Придя домой, долго не может успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме. Пораженного Пискарёва привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но её куда-то увлекают, Пискарёв тщетно ищет её по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон! Он теряет покой, желая увидеть её. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грёзах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. «А почему бы нет?» — думает он, очнувшись. Пискарёв с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарёв говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, рисует картины счастливой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним. Пискарёв бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате. Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят его на Охтинском кладбище. Пирогова нет на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю[3]. дщд Он, преследуя блондинку, попадает в квартиру некоего немца жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность. В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с Гофманом и столяром Кунцом. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился[3].

Примечания

  1. www.litportal.ru/genre8/author221/book24633.html
  2. Мелкие отрывки / Гоголь Николай Васильевич
  3. 1 2 Языковые средства изображения «города-обмана» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Тема Невского проспекта Николая Гоголя — 2245 Words

В рассказе Николая Гоголя «Невский проспект» (1835) постановка освещает тему лжи и обмана. Место действия – город Санкт-Петербург, Россия. Санкт-Петербург был построен на заказ как столица в ярко выраженном европейском стиле. Копирование европейской архитектуры придает Петербургу ощущение искусственности, что можно увидеть в обстановке повести Гоголя. Действие истории происходит не только в городе; это самостоятельный персонаж. Сеттинг рассказа изначально представлен введением Невского проспекта, главной улицы города. Затем история углубляется на улицах Санкт-Петербурга, поскольку история следует за путешествием двух мужчин, Пискарева и Пирогова, за двумя женщинами. По мере развития сюжета установка качелей …показать больше содержания…
Преувеличенные описания Невского проспекта и внешности людей, гуляющих по улицам, демонстрируют искусственный и вымышленный характер обстановки. В первой строке рассказа рассказчик утверждает, что «лучше Невского проспекта нет ничего, по крайней мере, в Петербурге; ибо есть все» (Гоголь 245). Рассказчик быстро превращает Невский проспект в утопическое место, где люди прогуливаются и забывают обо всем, что нужно сделать. По мере того как льстивое изображение Невского проспекта становится все более очевидным, становится очевидным, что преувеличения рассказчика являются следствием фантастического характера улицы. Более того, рассказчик описывает разных людей, которых встретишь на Невском проспекте. Глядя на выставку людей, идущих по Невскому проспекту, он указывает на одного человека, демонстрирующего «пижонский сюртук с лучшими бобрами», другого с «прекрасным греческим носом», третьего с «супербакенбардами», четвертого с «красивые глазки и изумительная шляпка» (Гоголь 249). Рассказчик описывает индивидуумов лишь по небольшой эстетической особенности их внешности. Санкт-Петербург в лице Невского проспекта изображается как поверхностное место, где «множество таких людей, которые при встрече обязательно смотрят на вашу обувь, а когда вы проходите мимо, … показать больше содержания …
Пискарев вначале обманывает себя, принимая уличную проститутку за «очень благородную даму» (Гоголь 251) по шубе, в которой она одета. Неправильное представление Пискарева о женщине затем оказывается ложным из-за сеттинга. Войдя в дом женщины, Пискарев замечает, что «неплохая мебель покрылась пылью; паук раскинул паутину по лепному карнизу; в полуоткрытой двери в другую комнату блестел шпорный сапог и порхала красная выпучка мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались безудержно» (Гоголь 255). Обстановка указывает на то, что Пискарев вошел в бордель, показывая ему, что его представление о ней как о благородной даме ложно. Но Пискарев отказывается верить, что женщина, за которой он следил, относится к такому типу женщин. Он начинает «внимательнее изучать предметы, заполнявшие комнату; но голые стены и окна без занавесок не выдавали присутствия задумчивой хозяйки» (Гоголь 255). Сеттинг еще раз показывает Пискареву реальность дома как публичного дома, раскрывая истинную природу женщины как проститутки. Настройка показывает реалистичный аспект

Get Access

  • Художественная литература
  • Сен -Петербург
  • Nikolai Gogol
  • Александр Пушка
  • Anton Chekhov

NV. gogol «nevsy nevsysh Санкт-Петербург. Дело в том, что этот город не совсем обычный, он создан по прихоти одного человека, но вопреки всем законам природы. На его постройку ушло совсем немного времени, он рос, как по волшебству. Петербург для многих стал воплощением противоречивых человеческих качеств, символом борьбы красоты с уродством, богатства с бедностью. Чтобы показать город во всех его проявлениях, Гоголь написал «Невский проспект». Анализ произведения показывает перевоплощения Петербурга.

Описание сердца города

Однозначно оценить Санкт-Петербург невозможно, любовь и ненависть к нему сплетены воедино. Многие талантливые личности в молодости стремятся попасть в этот город. Именно здесь они, полные надежд, становятся известными публицистами, художниками, музыкантами, критиками, писателями или, разочаровавшись в жизни, опускаются на самое дно. Людям здесь приходится терпеть голод и унижения, город медленно засасывает всех в болото показной роскоши, глупости и пошлости, а центр Петербурга, его сердце, — Невский проспект.

Гоголя (тема человеческих пороков затронута в произведении), Столица превратилась в живого великана со своим характером, внешностью, капризами и повадками. В течение дня по проспекту проходят тысячи людей, но, кроме места встречи, у них нет ничего общего. Писатель показывает, как одно и то же место выглядит в тот же день. Конкретные лица отсутствуют, присущи лишь детали общего внешнего облика.

История двух людей с противоположными характерами

Используя принцип контраста, Гоголь написал «Невский проспект». Анализ произведения показывает, что повесть рассказывает о судьбах двух совершенно разных людей: поручика Пирогова и художника Пискарева. Первая – воплощение земных благ: денег, карьеры, личного благополучия. Второй видит свою миссию в служении прекрасному, это человек искусства, далекий от всего настоящего.

Роман Гоголя «Невский проспект» рассказывает о двух персонажах. Лейтенант готов рисковать, прекрасно ориентируется в реальности, поэтому готов потерять все, чтобы подчинить себе беспощадный Петербург. Художник очень скромен, тонко чувствует мир, он не может просто забыть о разбитых проспектом надеждах, вмиг стать грубым и черствым.

Влияние города на людей

Чтобы показать влияние Петербурга на двух совершенно противоположных людей, Гоголь написал «Невский проспект». Анализ произведения показывает, что Пирогов рискует и проигрывает, но для него такой исход дела практически ничего не меняет. Лейтенанта охватывает гнев и негодование, но под влиянием проспекта все это проходит, прохладный вечер успокаивает его, и к 9 часам Пирогов приходит в себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *