Школа пифагора кратко: Философская школа Пифагора. Философия: Конспект лекций

Философская школа Пифагора. Философия: Конспект лекций

Философская школа Пифагора. Философия: Конспект лекций

ВикиЧтение

Философия: Конспект лекций
Ольшевская Наталья

Содержание

Философская школа Пифагора

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы первыми поставили вопрос о роли количественной стороны явлений природы.

Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии.

Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское делится на 2). Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон (мужское). Четверка – образ четырех элементов природы и т. д. Числам 1, 2, 3, 4 соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10 – священная декада, основа мира. Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к возникновению мира живого и человека.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Философская навигация

Философская навигация Согласно одному из взглядов, философия — это форма терапии, цель которой — освобождение от тревожности, возникающей в результате вовлечения в жизненные ситуации.[5] Мне близка другая аналогия: идея философии как концептуальной навигации. Все самые

Древнегреческий идеализм. Религиозно-мистический характер идеализма Пифагора

Древнегреческий идеализм. Религиозно-мистический характер идеализма Пифагора Пифагор – самый загадочный мыслитель античной Греции. Все, что мы знаем о нем сегодня, от биографии до учения, является крайне условным, приблизительным, пришедшим из вторых и третьих рук, но

23. Философская тройка

23. Философская тройка Дальнейшее углубление в психоисторическую ретроспективу на основе майянской символической разметки эпох имеет смысл, если каждый шаг будет углублять также наше понимание взаимосвязей, образующих для каждой эпохи уникальный «дух

Философская лирика

Философская лирика Наконец, еще одна ипостась литературного наследия великого художника и мыслителя – это философская лирика. Сказки, притчи, легенды, белые стихи Николая Рериха выделены в отдельный раздел в данном сборнике.В своей исследовательской работе в странах

4.

 Философская антропология

4. Философская антропология Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл

Философская интуиция

Философская интуиция Интуиция, которую мы до сих пор рассматривали, — это акт, имеющий место в установке, которую Гуссерль назвал «естественной»1 или, обобщенно, «догматической»2 установкой.В «естественной установке» человек обращен к миру и полагает его как

5. Философская интерлюдия

5. Философская интерлюдия Теория цивилизации Фрейда вырастает из его психологической теории: истоки его понимания исторических процессов — в анализе психического аппарата индивидов, которые представляют собой живую материю истории. Такой подход легко преодолевает

Философская дружба

Философская дружба Нам так недостает ее, и мы хотим ее вернуть – ведь мы знаем, что она никогда не переставала существовать. Философская дружба – это то, в чем заключена любовь к познанию и передаче его от одного человека к другому, то, что преодолевает все испытания

3. Философская школа «толковательного диалога»

3. Философская школа «толковательного диалога» Такой школы не существует. Однако чтение монографии «Теория международных отношений и философия» с подзаголовком «Толковательные диалоги»[41] подтолкнуло меня назвать этот параграф именно таким образом. Вообще-то такой

256. ШКОЛА

256. ШКОЛА Школа есть наиболее оригинальный институт, созданный библейским иудаизмом. Гинзберг — Студенты, ученые и святыеСинагогу дозволяется превращать в школу.Иошуа б. Леей — Талмуд, Мегилла, 27аМир сей выстоял ради школы для детей. Посещение ее не может быть отменено

V. Школа

V. Школа Правильное образование направлено на воспитание в человеке внутренней свободы, ибо только с ее помощью возможно истинное воссоединение с целым, со всеми. Но свобода эта достигается отнюдь не при помощи доминирования над другими или успеха. Она приходит с

Пифагор. Школа Пифагора, пифагорейцы

Пифагор (Πυθαγόρας) — древнегреческий учёный, философ, теоретик музыки. Пифагор является главным основателем математики, создателем совершенной системы науки небесных тел и основателем инициативного философского движения под названием «пифагореизм» (VI века до н. э.).

Пифагор родился примерно в 580 году до нашей эры на Самосе.

Будучи еще подростком, Пифагор обладал скромностью и мудростью, кроме того имел хорошие знания и красивую внешность, чем отличался от других молодых людей. Он пользовался большим уважением как у своих сверстников, так и у пожилых граждан. Когда он начинал говорить, все слушали его с восхищением, многие были уверены что он был сыном бога Аполлона.

Молодой человек много путешествовал, одной из первых поездок было путешествие в Милет, в школу Фалеса. Здесь Пифагор получил свое первое серьезное обучение по математике, геометрии и численным расчетам. Фалес посоветовал Пифагору поехать в Египет и пообщаться со жрецами в Мемфисе, где когда-то сам получил много знаний, предсказывая, что тогда Пифагор станет одним из самых мудрых людей.

Следуя советам наставника, он отправился в Египет, по пути Пифагор побывал в Финикии, где познал тайны обрядов и священных церемоний не из-за суеверия, а больше из интереса и познания мистерий. Там он узнал, что большинство ритуалов являются «колониальными», многие происходили из египетских святилищ. Поэтому он с большим желанием решил побывать в Египте, надеясь, что будет участвовать в загадочных обрядах и изучать их.

Пифагор провел там двадцать два года, а затем перебрался в Вавилон. Когда он вернулся на Самос, ему уже было больше 50-и лет.

Возвращение Пифагора в Грецию

Вернувшись к родным берегам, он построил полукруглое заведение, которое на протяжении столетий сохранялось под названием «Полукруг Пифагора», здесь он преподавал.

Пифагор пытался каким-либо образом передать своим соотечественникам накопленные знания, но они не проявляли нужного интереса и не следовали его учению. Тогда Пифагор отказался от своих планов и решил прекратить обучение.

Школа Пифагора, пифагорейцы

Около 530 г. до н.э. учёный переехал в греческую колонию на юг Италии. Здесь он нашёл много последователей и единомышленников и быстро завоевал большую репутацию, впечатлив их мудростью и своими особыми психическими способностями.

Вокруг Пифагора сформировалась группа аристократической молодежи и образованных людей, которых он сплотил в сообщество преданных последователей своего учения. Сторонники Пифагора следовали методам, которые он разработал и изучали его философские теории.

Новый элемент, который Пифагор привносит в греческую мысль — это концепция философии как образа жизни. Философское посвящение — это не просто введение в теоретическую систему, это полный ментальный сдвиг, приверженность новому образу жизни.

В учении Пифагора акцент делается на эмпирическом элементе, а не на познании. Вот почему философия не может культивироваться в изоляции: она требует членства в группе единомышленников, братства со строгой иерархией и общинной собственностью, где преобладает форма учителя и ученика.

Пифагорейская община была закрытой: правило молчания защищали общие доктрины от непосвященных.

Молчание также навязывается новым членам сообщества в период их обучения, который длится пять лет, пока они не получат право войти во внутренний круг посвященных и получат преимущество личного контакта с Пифагором. Поведение пифагорейца определялись набором проактивных и запретных правил, которые охватывали различные аспекты повседневной жизни: «Не ешьте бобы», «Не поднимайте то, что падает со стола», «Не разрезайте хлеб», «Не прикасайтесь к белому петуху» и т.д. Как видно из приведенных примеров, они обычно имели аллегорическое значение, однако несомненно, что соблюдение этих инструкций укрепляло внутреннюю согласованность пифагорейской школы.

Пифагорейское учение

Пифагор своим учением стремился: во-первых, привести человека к пониманию законов природы, а во-вторых, улучшить и развить его способности.

Для Пифагора и его сторонников пифагорейцев суть вещей заключалась в числах и математических отношениях. Где числа и математические отношения — там законы, регулирующие наш физический и интеллектуальный мир.

Известно пифагорейское учение о «подражании» вещей числам, в котором есть чувство подражания, неполное для идеального воображаемого мира. Таким образом, концепция двух миров, как мыслимых, так и заметных, была затем введена в греческую философию, которая позже повлияла на теорию мира Платоновских идей.

Истинный источник мудрости для пифагорейцев — это тетрада, то есть первые четыре натуральных числа, которые считаются взаимосвязанными в разных отношениях. Квадрат Пифагора означает сумму четырех первых чисел, т. е. число 10 = (1 + 2 + 3 + 4). Пифагорейцы считали корень и источник каждого творения этим квартетом чисел, тетрада была для них священной клятвой.

Пифагор приписывал цифрам метафизические свойства, говоря, что они, числа, управляют движениями звезд и что они занимают определенное место во Вселенной.

Пифагорейцы следовали установленным моральным ценностям, такими как уважение к семье, запрет на прелюбодеяние, благочестие и соблюдение религиозных ритуалов.

Пифагорейская школа пользовалась философскими и религиозными доктринами своего основателя, но также активно участвовала в политической жизни южной Италии. Преобладание пифагорейцев в Кротоне, вероятно, способствовало доминирующему положению этого города в регионе. Но как это часто бывает, харизматическая личность, такая как Пифагор, вызывала сильную враждебность у завистников. После беспорядков, разразившихся в Кротоне, Пифагор был вынужден переехать в близлежащий Метапонтий, где он умер.

Пифагореизм | Британика

Пифагореизм

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Публий Нигидий Фигул
Похожие темы:
таблица противоположностей акустика математики Неопифагорейство тетрактис

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Пифагорейство , философская школа и религиозное братство, предположительно основанное Пифагором Самосским, поселившимся в Кротоне на юге Италии около 525 г. до н. э.

Общие черты пифагореизма

Характер первоначального пифагорейства противоречив, а нагромождение разрозненных черт, которые он демонстрировал, сбивает с толку.

Его слава, однако, основана на некоторых очень влиятельных идеях, не всегда правильно понятых, которые приписывались ему с древности. Эти идеи включают идеи (1) метафизики чисел и представления о том, что реальность, включая музыку и астрономию, на самом глубоком уровне является математической по своей природе; (2) использование философии как средства духовного очищения; (3) небесное предназначение души и возможность ее восхождения к единению с божественным; (4) обращение к определенным символам, иногда мистическим, таким как тетрактис , золотое сечение и гармония сфер; (5) теорема Пифагора; и (6) требование, чтобы члены ордена соблюдали строгую лояльность и секретность.

Делая акцент на определенных внутренних переживаниях и интуитивных истинах, открываемых только посвященным, пифагорейство, по-видимому, представляло направленный на душу субъективизм, чуждый основному направлению досократовской греческой мысли, сосредоточенной на Ионическом побережье Малой Азии, которая была озабочена определение того, что является основным космическим веществом.

В отличие от такого ионийского натурализма, пифагореизм был сродни тенденциям, наблюдаемым в мистических религиях и эмоциональных движениях, таких как орфизм, которые часто заявляли о достижении через опьянение духовного понимания божественного происхождения и природы души. Тем не менее, есть также аспекты, которые, по-видимому, во многом обязаны более трезвой, «гомеровской» философии ионийцев. Пифагорейцы, например, проявляли интерес к метафизике, как и их предшественники-натуралисты, хотя и утверждали, что нашли ключ к ней в математической форме, а не в какой-либо субстанции. Они приняли ионийское по своей сути учение о том, что мир состоит из противоположностей (влажное-сухое, горячее-холодное и т. д.) и порождается чем-то безграничным; но они добавили идею ограничения неограниченного и ощущение музыкальной гармонии во вселенной. Опять же, как и ионийцы, они посвятили себя астрономическим и геометрическим спекуляциям. Сочетая рационалистическую теорию чисел с мистической нумерологией и спекулятивную космологию с теорией более глубоких и загадочных глубин души, пифагореизм переплетает рационализм и иррационализм более неразрывно, чем любое другое направление древнегреческой мысли.

Основные проблемы и учения

Проблема описания пифагорейства осложняется тем, что сохранившаяся картина далека от полной и основывается главным образом на небольшом количестве фрагментов доплатоновского времени ( ок. 428– ок. 348 до н. э.) и на различные дискуссии у авторов, писавших гораздо позже, большинство из которых были либо аристотелистами, либо неоплатониками (

см. ниже История пифагорейства). Однако, несмотря на историческую неопределенность, от которой страдали пытливые ученые, вклад пифагорейства в западную культуру был значителен и, следовательно, оправдывает попытки, пусть и неадекватные, изобразить, какими могли быть его учения. Более того, неоднородность пифагорейских учений была хорошо задокументирована со времен Гераклита, классика греческого философа начала V века, который, высмеивая обширные знания Пифагора, сказал, что они «не учат быть разумными». Вероятно, никогда не существовало строго единой системы пифагорейской философии и религиозных верований, даже если школа имела определенную внутреннюю организацию. Пифагор, по-видимому, учил беременных, загадочных akousmata (греч. буквально «что-то услышанное») или symbola («символы»). Его ученики передали их, частично сформировали из них Hieroi Logoi («Священные беседы»), различные версии которых были в ходу с 4 века, и интерпретировали их в соответствии со своими убеждениями.

Религия и этика

Вера в переселение душ легла в основу пифагорейского образа жизни. Некоторые пифагорейцы вывели из этой веры принцип «родства всех существ», этические последствия которого позже подчеркивались в рассуждениях 4-го века. Сам Пифагор, по-видимому, претендовал на полубожественный статус в тесной связи с высшим богом Аполлоном; он считал, что способен помнить свои прежние воплощения и, следовательно, знать больше, чем знали другие. Исследования 20-го века подчеркивали шаманские черты, проистекающие из экстатических культовых практик фракийских знахарей в раннепифагорейском мировоззрении. Правила религиозной жизни, которым учил Пифагор, носили в значительной степени ритуальный характер: воздерживаться от разговоров о святом, носить белые одежды, соблюдать половую чистоту, не прикасаться к бобам и т. д. Похоже, он также учил очищению души с помощью музыки и умственной деятельности (позже названной философией) для достижения более высоких воплощений. «Быть ​​похожим на своего Учителя» и таким образом «приблизиться к богам» — таков был вызов, который он поставил перед своими учениками. Спасение и, возможно, окончательный союз с божественным космосом через изучение космического порядка стали одной из ведущих идей в его школе.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Передовые этические и политические теории, иногда приписываемые пифагореизму, могут в какой-то степени отражать идеи, позже развитые в кругу Архита, ведущего пифагорейца 4-го века. Но распространенное среди перипатетиков (школы, основанной Аристотелем) представление о Пифагоре как о воспитателе греков, публично проповедовавшем евангелие человечества, явно анахронично. Некоторые писатели-перипатетики, по-видимому, интерпретировали некоторые принципы, должным образом изложенные только для эзотерического использования в братстве, как будто они применимы ко всему человечеству: внутренняя верность, скромность, самодисциплина, благочестие и воздержание, требуемые тайной доктриной. система; более высокий взгляд на женственность, отраженный в приеме женщин в школу; определенная общность имущества; и, возможно, проведение параллелизма между макрокосмом (вселенной) и микрокосмом (человечеством), в котором (например) пифагорейская идея о том, что космос есть организм, применялась к государству, которое, таким образом, должно смешивать монархию, олигархию, и демократия в гармоничное целое — все это было универсализировано.

Тайные учения Пифагора

Пифагор был первым философом, заговорившим о «философии» или «любви к мудрости». Он создал философское сообщество, где учил переселению душ и центральной роли математики в понимании Вселенной.

Жизнь

Пифагор родился спустя некоторое время после 570 г. до н.э. на острове Самос. В некоторых источниках говорится, что в молодости он много путешествовал, дошел до Египта, Вавилонии и Персии, и это, возможно, повлияло на его философское развитие. В других историях говорится, что он посетил и Фалеса, и Анаксимандра в Милете, когда ему было за двадцать. Все эти истории могут быть правдой, но мы мало что знаем о его молодости наверняка.

Нам известно, что около 530 г. до н. э. он отправился в Кротон, греческий город на территории современной Италии; и там он поселился и основал свою собственную философскую школу. Пифагор быстро приобрел большое количество последователей в Кротоне и оказал значительное влияние на жизнь города.

Тайна и молчание

Пифагорейская школа функционировала как религиозная община, связанная строгими правилами и секретностью. Вступление в пифагорейскую общину было трудным и, возможно, требовало пятилетнего обета молчания, когда новые посвященные слушали учения, но им не разрешалось говорить.

Одним из результатов этой секретности является то, что трудно точно сказать, чему учили ранние пифагорейцы. Они, вероятно, были в основном вегетарианцами и жили в состоянии общественной аскезы. В других менее надежных источниках говорится, что Пифагор также избегал есть бобы, потому что бобы были мягкими и несколько мясистыми, и Пифагор утверждал, что у них есть душа.

Одной из вещей, которая сделала первых пифагорейцев особенно радикальными, было включение женщин в философское сообщество. Ранние записи пифагорейцев содержат многочисленные рассказы о женщинах-философах, семнадцать женщин-философов упомянуты по именам, в том числе Феано Кротонская, которая, возможно, была женой Пифагора и была плодовитым писателем, хотя мало что из ее сочинений осталось.

Пифагорейцы у власти

Несмотря на всю свою секретность, пифагорейская община быстро росла и стала играть важную роль в политической жизни Кротона. Многие члены пифагорейского сообщества поднялись до политической власти на юге Италии. И пифагорейцам приписывают роль в военной победе Кротона над соседним городом-государством Сибарис, их дисциплина и целеустремленность помогли государству Кротон победить знаменитых слабостей сибаритов.

Но политическая власть всегда имеет свою цену. И по мере того, как пифагорейцы набирали силу, они привлекали к себе врагов. Более поздние отчеты говорят о восстаниях против пифагорейских общин. Говорят, что сам Пифагор бежал из Кротона и отправился в изгнание в город Метапонт, на самом юге современной Италии.

По некоторым сведениям, здесь он и умер. Его враги выследили его до Метапонта, а затем преследовали его до края бобового поля. Не желая попирать бобы и погубить столько душ, Пифагор вместо этого выбрал смерть. Эта история хоть и красочна, но не совсем правдоподобна.

Пифагор отказывается заниматься фасолью. Французская иллюстрация c. 1513. Изображение предоставлено Wikimedia Commons.

Философия

Пифагор был первым философом, заговорившим о философии (φιλοσοφία) или «любви к мудрости». Идея любви к мудрости устанавливает дистанцию ​​между нами и мудростью: если мы любим мудрость, то именно потому, что мы не мудры (см. также Философское досье о Диотиме). В частности, с пифагорейским стремлением к мудрости связаны две идеи: идея переселения душ; и идея о том, что числа каким-то образом фундаментальны для реальности.

Путешествующие души

Одним из отличительных учений Пифагора было переселение души. Другими словами, душа — это то, что существует за пределами смерти и может переродиться в других телах: будь то человек или животное. Есть известная история, рассказанная Диогеном Лаэртиусом о Пифагоре и собаке. Однажды философ увидел, как кто-то бьет щенка. Пифагор вмешался и сказал человеку остановиться. Он сказал, что в визге щенка узнал голос одного из своих умерших друзей.

Более поздние греческие мыслители проследили эту идею переселения души до Египта; и это может служить некоторым свидетельством юношеских путешествий Пифагора. Эта идея снова появляется в работах Платона, хотя он не цитирует Пифагора как источник. И хотя идея переселения души не прижилась после Пифагора и Платона, она, возможно, оказала более тонкое влияние на западные философские традиции. Потому что, если душа может переходить из тела в тело — как утверждали и Пифагор, и Платон, — это означает, что тело и душа в принципе неразделимы. И эта идея отделимости тела и души на протяжении столетий сохранялась в традициях философии, берущих свое начало в Древней Греции.

Числа

Числа занимали центральное место в пифагорейской философии. Сегодня Пифагор до сих пор в основном известен своей теоремой: квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Более поздние данные свидетельствуют о том, что это уже было хорошо известно как в Индии, так и в Вавилонии, и что эта идея появилась до Пифагора примерно на 1000 лет. Таким образом, Пифагору нельзя приписать его открытие; но он или его последователи, возможно, были ответственны за то, чтобы представить его греческому миру.

Пифагорейцы также были связаны с идеей, что вселенная в целом опирается на числа. Аристотель, не являющийся поклонником Пифагора, писал, что:

Для них [пифагорейцев] вся вселенная построена из чисел
— Аристотель, Метафизика

Но реальный взгляд Пифагора мог быть более тонким. В одном фрагменте, приписываемом Теано, говорится, что:

Я узнал, что многие греки думают, что Пифагор сказал, что все создано из числа. Само это утверждение вызывает вопрос. Как может мыслить и воспроизводить несуществующее? Но он не сказал, что все происходит от числа, но все порождено числом, что первичный порядок в числе.

Если этот отрывок подлинный, он предполагает, что Аристотель неправильно понял Пифагора. Дело не в том, что, как утверждает Аристотель, все состоит из чисел. Теано признает, что сами по себе числа не могут ничего воспроизвести или создать. Вместо этого она утверждает, что в основе мира лежит математическая закономерность.

Эта идея оставалась чрезвычайно могущественной на протяжении двух с половиной тысяч лет со времен Пифагора.


Дополнительная литература

Книги

Если вас интересует роль женщин в ранних пифагорейских общинах, я настоятельно рекомендую книгу Сары Б. Померой «Пифагорейские женщины: их история и сочинения» (Johns Hopkins University Press, 2013). Цитата Теано взята из этой книги (стр. 67).

Одним из лучших обзоров Пифагора и его школы является « Пифагор и пифагорейцы: краткая история» Чарльза Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *