Гоголь біографія: Краткая биография Гоголя, самое главное, интересные факты творчества Николая Васильевича всем классам

Гоголь – биография и творчество

Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого, гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями. (См. статью Детство Гоголя.)

См также: Гоголь – биография для школьников, Гоголь – хронология жизни.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина, устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

 

Гоголь. Биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого.

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», а затем «Нос», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» (в первой редакции), «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели» и «Записок сумасшедшего», – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора», – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

 

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

 

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

 

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский, «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова.

Белинский, Собрание сочинений.

 

Николай Гоголь (1 апреля 1809

Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.

Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье помещика.

У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. В 1821 году Николай поступил в гимназию в Нежине. Здесь он не только учится – он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах.

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.

В 1829 году он издал под псевдонимом В.Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию.

В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Знакомится с Жуковским, Плетнёвым, Пушкиным, часто бывает в Царском Селе. Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте.

В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем. 1833 год для Гоголя оказался сложным и напряженным. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески».

Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже – «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным. В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии. Известие о гибели Пушкина застает его в Париже. Гоголь ошеломлен и ощущает работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» поэта.

Вскоре «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842) вышли в свет. В 1842-1845 – период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками, преодолением душевной усталости и творческих сомнений.

В 1845 году в состоянии душевного кризиса и резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома и начинает работу заново.

В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». Но в последних числах января явственно обнаружились признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти.

(7) 19 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь на (12) 24 февраля сжигает беловую рукопись 2-го тома.

(21 февраля) 4 марта 1852 утром Гоголь умер в доме на Никитском бульваре в Москве. Погребение состоялось на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931-м прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище.

Николай Гоголь

Произведениями русского писателя Николая Гоголя (1809-1852) закончился период русского подражания западной литературе. Он черпал вдохновение в местных материалах и сочетал реалистичные детали с гротескными и потусторонними элементами.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в маленьком украинском городке Сорочинцы. В детстве он был мечтательным и замкнутым и был глубоко потрясен смертью младшего брата. В 9 лет Гоголь ушел в школу, где провел 7 лет. Он был посредственным учеником, но хорошо себя вел. Он бросил школу в июне 1828 года и, по-видимому, намеревался сделать карьеру на российской государственной службе. Но, несмотря на финансовые трудности, он откладывал поступление на государственную службу и пытался сделать себе имя в литературе. Он опубликовал стихотворение «Италия» 23 марта 1829 г., в журнале Сын Отечества; Однако это была неуклюжая попытка, и она не получила критического внимания. В 1829 году он опубликовал за свой счет более амбициозную поэму « Gants Kiukhelgarten, », в которой рассказывается о попытках романтического героя сбежать из идиллической, но душной среды. Поэма была плохо воспринята критиками, и Гоголь попытался найти и уничтожить все сохранившиеся экземпляры.

Из-за неудачи своих первых литературных начинаний Гоголь перешел на государственную службу и работал в нескольких государственных учреждениях. Затем в 1831 году он стал учителем в школе-интернате для девочек, занятие, которое ему наскучило и в котором он не очень хорошо разбирался. Он упорно писал, и его работы начали привлекать внимание. Он привлек внимание Василия Жуковского, важного современного русского поэта, а в мае 1831 года был представлен Александру Пушкину, величайшему поэту России. С написанием и публикацией Вечера на хуторе близ Диканьки В 1831-1832 годах Гоголь занял важное положение в литературных делах. Истории этого сборника представляют собой смесь реалистичных деталей из украинской народной жизни и причудливых и сверхъестественных подробностей.

Реклама

Shorter Works

Arabesques (1835) состоит из эссе, искусствоведческой критики, фрагментов романов и трех коротких художественных шедевров: «The «Портрет», «Невский проспект», «Дневник сумасшедшего». «Портрет», написанный Гоголем в 1833–1834 гг., касается соотношения искусства и религии. душу злому духу за деньги. Гоголь должен был все больше заботиться о моральных последствиях своего ремесла. В этом отношении «Портрет» предвосхищает кризис отношений между искусством и религией, который он должен был пережить в последнее десятилетие своего творчества. жизнь

«Невский проспект» был завершен в октябре 1834 года и основан на противопоставлении двух влюбленностей двух молодых людей и противопоставлении идеального и обыденного взгляда на любовь. Обе любовные истории заканчиваются банально, а Невский проспект, улица, на которой начинаются приключения, является рынком мирового тщеславия. «Дневник сумасшедшего» был написан в 1833–1834 годах и представляет собой слабо набросанный рассказ о мелком чиновнике, который разочаровался в любви и одержим манией величия. Используя видения безумца, Гоголь показывает бессмысленность стремлений и суетность мира.

Несмотря на значительный писательский успех к 1834 году, Гоголь все еще не был уверен в своей карьере и питал представления о том, чтобы быть профессором и ученым. Осенью 1834 г. он был назначен преподавателем истории в Петербургский университет. Он получил эту должность благодаря влиянию важных друзей и был в высшей степени неспособен занимать этот пост как по темпераменту, так и по происхождению. Эта карьера, длившаяся с осени 1834 г. по декабрь 1835 г., потерпела крах.

Миргород (1835 г.) представляет собой сборник из четырех рассказов. Первая сказка «Помещики Старого Света» представляет собой описание растительного существования двух стариков, живущих в идиллии комфорта, мира и любви. Однако трагедия и смерть вторгаются в их существование. Вторая повесть этого цикла — псевдоисторическая повесть «Тарас Бульба», неубедительная любовная история на фоне украинско-польских войн XVI и XVII веков. Третья сказка цикла — «Вий», сверхъестественная сказка о студенте, убившем ведьму, которая оказывается молодой и красивой женщиной. Последняя сказка — «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович», рассказ о нелепой ссоре двух почтенных граждан города Миргорода.

В 1836 году Гоголь опубликовал «Нос», гротескную повесть о носе, который оторвался от лица некоего майора и, к ужасу майора, настаивает на самостоятельном существовании. Сказка представляет собой повествование о гротескных и причудливых происшествиях на фоне, часто нарисованном с мельчайшим и объективным реализмом.

Реклама

Театр

Гоголь написал свой драматический шедевр Ревизор в период с октября по декабрь 1835 года, и кажется вероятным, что Гоголь получил идею пьесы от Пушкина. В пьесе рассказывается о самозванце, которого ошибочно принимают за настоящего, но инкогнито генерального инспектора, и которого осыпают милостями и угодничеством, чтобы замаскировать коррумпированность и нечестность государственных служащих. Пьеса сначала была отклонена цензором, но по обращению к самому царю была разрешена к постановке. Успех пьесы был немедленным и ошеломляющим. Говоря о гоголевском театре, нельзя не упомянуть и о комедии 9.0005 Женитьба, который был опубликован в 1842 году после 9 лет работы.

Гоголь любил путешествовать и был убежден, что путешествия полезны для его здоровья. За последние 16 лет своей жизни он провел за границей больше времени, чем в России. Его особенно привлекал Рим, который он любил с неизменной страстью. Летом 1836 года он остановился в Вене поправить здоровье и пережил там важный творческий подъем. Он работал над «Мертвыми душами», переработал «Тараса Бульбу» и написал «Шинель». Он также испытал религиозное видение, которое имело для него сокрушительное значение и повлияло на его последующие взгляды на искусство и его религиозный долг.

«Мертвые души»

Гоголь начал работать над «Мертвыми душами» осенью 1835 года. Он писал ее около 6 лет и большую часть писал за границей. Он испытывал трудности с цензурой, но книга была наконец издана 21 мая 1842 года. Произведение поражает своей оригинальностью и повествует о Чичикове, аферисте, который путешествует по России, скупая умерших, но все еще числящихся на подати крепостных крестьян. рулоны, а затем использовать мертвых крепостных в качестве залога для кредитов. На другом уровне путешествие Чичикова — это спуск в комический ад русской действительности. Общие и типичные недостатки человечества воплощаются в типах, встречающихся Чичикову в его путешествии. Сам Чичиков — олицетворение пошлости и бесхарактерности. Изображение то, что рисует Гоголь провинциальной России, есть гнетущая пошлость, глупость и продажность.

«Шинель», изданная в 1842 году, несомненно, является шедевром гоголевских новелл. Она оказала огромное влияние на последующее развитие русской художественной литературы. Сюжет о ничтожном клерке-переписчике, который копит на шинель, украденную у него в первый же день владения. Вскоре после кражи клерк заболевает и умирает.

Реклама

Заключительный период

С выходом «Шинели» и Мертвые души, Подошел к концу великий вклад Гоголя в русскую литературу. Смелое намерение продолжить Dead Souls так и не было реализовано, ибо Гоголь сжег большую часть второй части, а то, что он оставил, заметно уступает первой части. Гоголь постепенно убеждался, что он обязан использовать свое искусство на благо человечества. Его морализирующие наклонности видны в томе, который он опубликовал 31 декабря 1846 г., Избранные отрывки из переписки с друзьями, произведение, которое было плохо встречено критиками.

В течение 1840-х годов Гоголь все более и более убеждался в том, что он должен очистить свою душу, и все больше попадал под влияние духовенства. Весной 1848 года он совершил паломничество в Иерусалим. В последние 9 месяцев жизни его здоровье ухудшилось, и он страдал тяжелой депрессией. Священник Матфей Константиновский, человек сильный и нетерпимый, приобрел значительное влияние на ум Гоголя и убедил его поститься строже, чем это было нужно для ослабленной конституции Гоголя. Гоголь умер 21 февраля 1852 г.

Дополнительная литература о Николае Гоголе

Переводы произведений Гоголя доступны во многих изданиях. Рекомендуются переводы Бернара Гилберта Герни. Дэвид Магаршак, Gogol: A Life (1957), представляет собой компетентную и интересную критическую биографию. Биографические данные смешаны с критическим анализом в Янко Лаврин, Гоголь (1926) и Николай Гоголь (1809-1825): Обзор столетия (1951). Владимир Набоков, Николай Гоголь (1944), представляет собой забавный и занимательный анализ некоторых аспектов творчества Гоголя, а Всеволод Сечкарев, Гоголь: его жизнь и творчество, в переводе Роберта Крамера (1965) представляет собой трезвый и заслуживающий доверия анализ отдельных произведений. Специализированное исследование рассказов Гоголя — Фредерик Дриссен, Гоголь как писатель рассказов: исследование его техники сочинения (пер. 1965). Кн. Д. С. Мирский, История русской литературы (2 тома, 1926-1927), рекомендуется для общего литературно-исторического фона. Сокращенное однотомное издание работы Мирского было отредактировано Фрэнсисом Дж. Уитфилдом (1949; обр. изд. 1958).

Реклама

Дополнительные источники биографии

Гоголь, Анн-Арбор: Ардис, 1981.

Троя Анри, Гоголь: биография разделенной души, Лондон: Аллен и Никол, Биография, 1974.

3 Глаза совы

Учебное пособие

Николай Васильевич Гоголь (ГАВ-гуль) родился в селе Сорочинцы, близ города Диканька на Украине, входившей тогда в состав Российской империи, 31 марта 1809 года.. Гоголь был первым выжившим ребенком Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского, помещика с сомнительными притязаниями на польское дворянство, имевшего от 150 до 200 крепостных и занимавшегося устраиванием спектаклей и зрелищ на потеху местной шляхты, и Марии Ивановны Косяровской, племянницы богатого местного патриарха Дмитрия Прокофеевича Трощинского.

На момент оформления брака Марии едва исполнилось четырнадцать лет. Она сама была ребенком в домашнем хозяйстве, которое она должна была заполнить другими детьми. Мария была чрезвычайно любящей матерью, чьи дети, особенно ее старший сын Николай, не могли сделать ничего плохого. Она была склонна к фантазии и, превознося своих детей, не позволяла правде или реальности вмешиваться. Позже, уже после смерти Гоголя, она давала интервью, в которых утверждала, что ее сын изобрел паровую машину и спроектировал сеть железных дорог, раскинувшуюся тогда по стране.

Гоголь начал свое образование в уездном училище под Полтавой. Там его зачислили в один класс с Иваном, его младшим братом и ближайшим товарищем. Неизгладимое впечатление на Гоголя оказала внезапная смерть Ивана во время летних каникул 1819 года. Он всю жизнь был ипохондриком, жил в особом страхе перед капризом смерти. Позже он сказал знакомым, что его постоянное обращение за медицинской помощью было связано со стрессом, вызванным тем, что его желудок находился в перевернутом положении.

Трощинский согласился оплатить его перевод в школу-интернат в Нежине, которую он посещал с 1821 по 1828 год. Находясь там, он вместе с рядом будущих литераторов участвовал в школьных драмах. Его одноклассники называли его «таинственным карликом» из-за его отчужденности, внешности и осанки. Именно в школе в Нежине Гоголь начал писать собственные литературные произведения и планировал свой переезд в столицу Санкт-Петербург, где он был уверен, что его ждет блестящая карьера.

Предполагается, что в конце 1828 года Гоголь разыскал Александра Пушкина, правящую литературную звезду Санкт-Петербурга, для покровительства и совета. Рассказывают, что ему отказал дворецкий Пушкина, отказавшийся разбудить великого поэта после ночи азартных игр. Затем Гоголь начал ряд мелких гражданских должностей, полученных благодаря назойливому влиянию Трощинского. Его попытка самостоятельно опубликовать свое школьное стихотворение «

Hanz Kuechelgarten » под псевдонимом В. Алов обернулась для него досадной катастрофой, и он на шесть недель бежал в Германию, предлагая в письме матери такие причудливые оправдания, что она ошибочно пришел к выводу, что он заразился венерической болезнью. Он вернулся в Петербург и продолжал писать, меняя акцент на прозаические произведения об украинской жизни и суевериях. Распространением этих произведений под именем Николая Гоголя он вскоре завоевал покровительство Пушкина и Василия Жуковского, поэта и переводчика.

В 1830-х гг. Гоголь получил на попечение двух своих сестер, приехавших в Петербург в поисках подходящих мужей. Эта ответственность потребовала его работы в качестве наставника и учителя. Сначала, по рекомендации Жуковского, он преподавал историю в женском пансионе, Патриотическом институте, но жаловался знакомым, что ему досадно одаривать своими прозрениями такие «маленькие умы», какими обладали его тамошние ученики. Женщины, кроме его матери и сестер, всегда были ниже его заботы. У него никогда не было и не было романтических отношений ни с одной женщиной. Действительно, нынешние ученые спорят о доказательствах его борьбы со скрытым гомосексуализмом. Его экспансивные и часто слащавые письма знакомым мужчинам, похоже, подтверждают утверждение о том, что объектами его романтических чувств были мужчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *