Годы жизни жан жак руссо: Жан-Жак Руссо краткая биография – самое важное, основные идеи и интересные факты

Содержание

Руссо, Жан-Жак



Руссо, Жан-Жак

1712–1778

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жан-Жак Руссо

Руссо (Rousseau) Жан-Жак (1712- 1778) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель.

Биография. Систематического образования не получил, но самостоятельно познакомился с философией. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, по приглашению Д. Дидро принял участие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание: «Рассуждения о науках и искусствах», где Руссо доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга «

Эмиль, или О воспитании» (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию. С 1766 по 1767 г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм. С 1770 г. он — в Париже.

Исследования. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека — означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо дал развернутую феноменологию отчуждения: в «Прогулках одинокого мечтателя» (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности.

Противопоставлял испорченности и моральной развращенности «культурных» наций «простой и чистый» нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв «Назад, к природе!»). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царят произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Разработал нормативную периодизацию психического развития ребенка. В соответствии с ней в период до 2 лет необходимо физически развивать ребенка, не форсируя его речевое развитие, период с 2 до 12 лет надо посвятить его сенсорному развитию, в период с 12 до 15 лет следует делать основной упор на формировании мышления (на основе изучения точных и естественных наук), и только с 15 лет до совершеннолетия происходит моральное воспитание (на основе развития чувств).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 506-507.

Сочинения: Исповедание. М., 1797. Ч. 1-2; О причинах неравенства. СПб., 1907.

Литература: Компейре Г. Ж,-Ж. Руссо и воспитание естественное. М., 1903; Шишкин А. Ф. О сущности теории естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо // Советская педагогика. 1939. № 7; Константинов Н. А. Педагогические воззрения Ж.-Ж. Руссо // Советская педагогика. 1952.Х» 6\ Дворцов А. Т. Ж.-Ж. Руссо. М., 1980; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.


Вернуться на главную страницу Руссо

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Жан-Жак Руссо — биография и основные идеи философа

Фото Все
Видео Все

Жан-Жак Руссо – французский писатель и философ эпохи Просвещения, известный своими философскими и педагогическими трудами. Настоящая известность пришла к нему после постановки оперы «Деревенский колдун».

Детские и юношеские годы

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Детские годы его не были лёгкими. Его мать, Сюзанна Бернар, умерла во время родов, оставив сына на попечительстве отца Исаака Руссо, работавшего часовщиком и подрабатывавшего преподавателем танцев. Смерть своей жены Исаак переживал очень тяжело, но, тем не менее, старался всю свою любовь направить на воспитание единственного сына.

С самого раннего возраста мальчик изучал труды Плутарха и вместе с отцом зачитывался «Астреей». Жан-Жак представлял себя в роли героя Античности, Сцеволы, и даже целенаправленно обжёг себе руку.

Вскоре Исааку Руссо пришлось уехать из Женевы в связи с вооружённым нападением, а Жан-Жак остался в родном доме вместе с дядей. В тот момент Исаак даже не мог подумать о том, что его сын в будущем станет значимым для этой эпохи философом.

Через некоторое время родственники отправили Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Ещё спустя год его для обучения передали нотариусу, а потом и вовсе перевели к граверу. Несмотря на такую занятость, юноша находил время на чтение книг. Образование научило его красть, лгать и притворяться.

В возрасте 16 лет парень сбежал из Женевы и попал в монастырь, который находился в Турине. На протяжении почти 4-ёх месяцев Жан-Жак провёл в этом монастыре, а затем поступил на службу к аристократам, став лакеем. Графский сын помогал Руссо постигать начала итальянского языка, а навыки письменности юноша получил у госпожи де Варан.

Литература и философия

Жан-Жак Руссо – в первую очередь, философ. Такие его книги, как «Новая Элоиза», «Общественный договор» и «Эмиль» и по сей день тщательно изучаются представителями науки. В своих работах Руссо старался объяснить причину существования в обществе социального неравенства. Кроме того, Руссо первым попытался понять, имел ли место быть договорной метод создания государственности.

По мнению Жан-Жака, закон является высказыванием общей воли и должен защищать общественных представителей от правительства, неспособного не переступать законы. Имущественное равенство имеет место быть, но лишь при выражении общей воли. Руссо предложил народу самому принимать закон, осуществляя тем самым контроль над поведением властей. Именно благодаря Руссо был создан референдум, были сокращены сроки полномочий депутатов, введён обязательный мандат и народная законодательная инициатива.

На портрете Жан-Жак Руссо

«Новая Элоиза» является знаковой работой в биографии Руссо. В этом романе отчётливо прослеживаются нотки романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу». Эту книгу Жан-Жак считал своим самым лучшим произведением, которое было написано в эпистолярном стиле.

«Новая Элоиза» состоит из 163 писем. Этот роман привёл в огромный восторг французское общество, поскольку в те годы подобный метод написания романов был очень популярным. Роман повествует о трагической истории, произошедшей с главной героини. На девушку оказывает влияние целомудрие, мешая ей наслаждаться любовью и подчиниться соблазну.

Ранние комедии и трагедии, написанные Руссо, не стали популярными среди народа. Настоящая же известность пришла к нему после постановки в 1753 году оперы «Деревенский колдун». Даже Людовик XV пел про себя арию Колетты из этого произведения.

Однако не все с восторгом восприняли его произведения. Например, Гримм, Вольтер и Гольбах отнеслись к творчеству Жан-Жака достаточно негативно. По мнению философов, основной проблемой стал плебейский демократизм, который присутствовал в работах Руссо.

Историки с восхищением изучали автобиографию Жан-Жака Руссо «Исповедь», в каждой строчке которого чувствовалась искренность и правдивость. В этой работе философ показал читателям свои самые слабые и сильные стороны, полностью раскрыв душу. А цитаты из книги и по сей день используют для написания биографии философа, оценки его творчества и характера.

Могут быть знакомы

Педагогика

Жан-Жак Руссо был приверженцем того мнения, что на развитие ребёнка оказывает влияние воспитание. Эту идею он применил при создании своей педагогической концепции.

«Эмиль, или о воспитании» Жан-Жака Руссо

Свои главные педагогические мысли Жан-Жак отразил в произведении «Эмиль, или о воспитании». Эта работа, по мнению самого автора, является лучшей и важной. В ней через художественные образы Руссо постарался донести до читателей мысли по поводу педагогики.

Руссо был недоволен действующей в стране образовательно-воспитательной системе. Его педагогическим идеям противоречило то, что в основе этих традиций лежит церковность, а не демократия, которая в те годы была широко распространена в Европе. Сам Руссо отстаивал мнение о том, что у ребёнка необходимо развивать природные таланты. Отсюда, главную задачу образования он видел в естественном развитии индивида.

По мнению Руссо, взгляды на воспитание детей должны были измениться кардинально. И это, прежде всего, связано с тем, что человек с первых дней жизни и до самой смерти всё время открывает в себе и в окружающем его мире новые качества. И именно исходя из этого положения необходимо строить программы воспитания.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо состояли из советов родителям о необходимости развивать в своём ребёнке стремление и любовь к труду, уважение к себе, чувство независимости и свободы. Нужно перестать потакать и уступать капризам детей, а также отказаться от подчинения ребёнка. Больше же всего философ переживал за возложение ответственности за воспитание на подростка.

Не менее важную роль в воспитании детей, по мнению Руссо, играет труд, который привьёт ребёнку чувство долга и ответственности за свои поступки и в будущем поможет ему зарабатывать деньги на жизнь. Под трудовым образованием Руссо имел в виду нравственное, умственное и физическое развитие человека.

Жан-Жак Руссо считал, что на каждом этапе взросления нужно обязательно развивать в ребёнке что-то конкретное: до двух лет – это физическое развитие, от 2-ух до 12-ти – чувственное, от 12-ти до 15-ти лет – умственное и от 15-ти до 18-ти – развитие нравственное. Перед родителями стоит основная задача, заключающаяся в том, чтобы оставаться сдержанными и настойчивыми, но категорически нельзя «ломать» ребёнка и прививать в нём ложные ценности, присутствующие в современном обществе.

Жан-Жак Руссо

Физическое развитие, включающее в себя выполнение различных физических упражнений, а также закаливание, сформирует у ребёнка выдержку, стойкость и в целом улучшит здоровье.

Во время взросления подростку для полного познания мира необходимо учиться применять свои органы чувств, а не литература. Да, книги определённо хороши, однако именно в этот период она может привнести в ещё неокрепшее сознание ребёнка видение мира других людей. В результате ребёнок не сможет развить собственного рассудка и начнёт считать слова других истинно верными. Именно поэтому очень важно чувственное развитие.

Ключевые идеи умственного воспитания состоят в общении: родители совместно с воспитателями создают такую атмосферу, в которой ребёнок захочет задавать вопросы и получать на них ответы. Важными предметами для умственного развития Руссо считал химию, биологию, географию и физику.

Взросление в возрасте 15-ти лет подразумевает собой вспышки чувств и постоянные эмоции, накрывающие подростков с головой. В этот период особенно важно не перестараться с поучениями и постараться привить ребёнку моральные ценности. На этом этапе очень важно развить у подростка чувство доброты, суждений и воли. И легче всего это сделать вдали от крупных городов с их соблазнами.

Жан-Жак Руссо

Как только девушке или юноше исполнится 20 лет, необходимо перейти к ознакомлению с обязанностями по отношению к обществу. К слову, данный этап женщинам можно было пропустить. Гражданские обязанности являются исключительно мужским делом.

Работы Жан-Жака Руссо совершили настоящий переворот в педагогике, однако власти нашли в этом что-то опасное, подозрительное и угрожающее устоявшему в обществе мировоззрению. Труд Руссо «Эмиль, или о воспитании» сожгли, а в отношении самого философа издали указ об аресте. Сам Руссо сумел скрыться в Швейцарии.

Несмотря на неприемлемость идей Руссо французским правительством, они оказали большое влияние на педагогику тех времён.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денежных средств Жан-Жак не смог жениться на знатной женщине, поэтому в жёны он себе выбрал Терезу Левассер, которая работала служанкой в гостинице, находившейся в Париже. Какой-то особой сообразительностью и умом девушка не обладала, так как не получила образование. К слову, она даже не могла определять, который сейчас час. Тереза происходила из крестьянской семьи, а в обществе представала достаточно вульгарной. Но несмотря ни на что, в браке Жан-Жак Руссо прожил до самой своей смерти.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Спустя 20 лет брака супруги обвенчались. В браке у них родилось пять детей, однако всех малышей тут же отдавали в воспитательный дом. Такой поступок Жан-Жак объяснял тем, что у них не было денег на их содержание. Да и к тому же, по мнению философа, дети только препятствовали ему заниматься делом, которое он любил.

Смерть

Жан-Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль, куда в 1778 году его привёз друг, который заметил ухудшение в его здоровье. Для развлечения Руссо товарищ организовывал для него концерты на острове, находящемся в парке. Жан-Жак так полюбил это место, что попросил, чтобы его похоронили именно здесь.

Памятник Жан-Жаку Руссо

Друг, в свою очередь, исполнил последнюю просьбу философа. Официальным местом захоронения Жан-Жака Руссо считается остров Ив, на который каждый год съезжаются сотни поклонников философа.

Во время Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перевезли в Пантеон. Однако по прошествии 20-ти лет произошло ужасное событие: два преступника ночью выкрали останки философа и сбросили их в яму, которая была наполнена известью.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам.

Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Ночное небо: галактики и созвездия

Шесть увлекательных фестивалей со всего мира

Малоизвестная история о том, как рабство проникло в Калифорнию и на американский Запад

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *