Годы жизни князь святослав: Князь Святослав Игоревич | Государственное управление в России в портретах

Князь Святослав Игоревич — краткая биография и истории жизни и правление

Деятельность князя Святослава Игоревича запомнилась потомкам благодаря активной внешней политике. Основную цель правитель Руси видел в завоевании новых земель. Годы правления с 964 по 972 вошли в историю как воинственный и героический период. Сам князь стал олицетворением храбрости и языческой эпохи. Он запомнился как воин, и был уважаем народом за успех на полях сражений.

Родители и происхождение

Святослав был сыном князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги. Неизвестно, был ли он единственным ребенком властвующей четы. О других детях от этого брака не упоминается в летописях. Краткая биография Святослава описана в трудах русских и византийских историков. Он родился до 945 года, точная дата неизвестна, но на момент смерти отца он был еще ребенком.

В 945 году Игоря убили древляне, его единственным наследником был Святослав, который стал князем Киевским. Пока он был ребенком, государством фактически управляла его мать Ольга. Годы полновластного правления датируются с 964 по 972 год.

Детство и отрочество

Детство Святослава было неспокойным. С ранних лет ему пришлось участвовать в военных походах. Так, когда по некоторым данным, ему было всего 3 года, он уже сопровождал мать в походе против убийц своего отца. Святослав видел месть древлянам.

Важно. Он воспитывался в суровом духе в обстановке постоянных кровопролитий.

Его жизнь после смерти отца была под угрозой. Древлянский князь претендовал на киевский престол и хотел жениться на Ольге. Княгиня выбрала мщение и уберегла сына от неминуемой гибели. Возможно, состояние опасности и риска предопределило мальчику дальнейший выбор пути воина.

Первый бой

Сохранились сведения о том, что Святослав Игоревич в 10 лет уже участвовал в настоящем бою и подвергал жизнь опасности. Но формально первым боем малолетнего князя считается сражение с древлянами в 946 году. Мальчику было не более 6 лет, но он уже уверенно держался в седле. Юный Святослав метнул копье в сторону войска противника. Копье упало рядом с ногами коня, не пролетев и десяток сантиметров. Бой под управлением великого князя начался, укрепив моральный дух дружины.

Предпосылки начала политической жизни

Согласно русским источникам, князь Святослав Игоревич находился все время при матери в Киеве. Однако византийские историки упоминают о его княжении в Новгороде. В любом случае, мать погрузилась в управление государством, не сильно пытаясь привлечь сына к политическим делам.

Воспитанием юного княжича занимались в основном воеводы. Это стало первой предпосылкой формирования политических взглядов. Внутренняя политика была в руках у матери, и энергичный сын выбрал для себя оставшуюся свободной нишу – внешнюю политику.

Второй предпосылкой является формирование разных религиозных убеждений. Святослав был ярым язычником, он не собирался изменять своей вере даже в угоду политическим выгодам от выбора единой религии для всех племен.

Князь и дружина

Все великие деяния князя неразрывно связаны с его дружиной. Он был талантливым военачальником. Дружину он начал набирать себе сам еще в ранней молодости. Люди Святослава были все как на подбор: такие же храбрые, энергичные и выносливые. Дружина славилась тем, что быстро перемещалась благодаря отсутствию возов с провиантом. Святослав был очень неприхотлив, и такими же были его воины. Они не варили мясо в котлах, а ели зажаренную на углях конину или дичь. Спали не в шатрах, а на земле, подложив под голову седло.

Правитель всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Он, в свою очередь, дорожил мнением дружинников. Когда мать уговаривала его принять христианство, он отказался со словами:

«Моя дружина начнет смеяться».

По свидетельству византийского историка Льва Диакона, одежда Святослава отличалась от одеяний его людей только чистотой, а не богатством. Войско князя было очень сплоченным. Это помогло одержать много побед.

Правление Святослава

Фактическое правление Святослава началось с 964 года. С этого времени в летописях упоминаются его первые самостоятельные действия государственного масштаба. Однако и до этого времени он уже заявлял о себе как великий князь. Он помешал планам матери проповедовать христианство с помощью приглашенной из Германии религиозной миссии.

Начало правления

По общепринятой версии из краткой биографии князя Игоря Святославовича в учебниках истории он начал править государством с 964 года. Википедия приводит и другую версию, указывая дату 961 год. Точного ответа нет по простой причине – о князе начали писать в летописях, когда он стал ходить в военные походы.

Деятельность Святослава

Политику каждого правителя принято делить на внутреннюю и внешнюю. Святослав является исключением из этого правила. Он вел очень активную внешнюю политику путем завоевательных походов. Дипломатические миссии были ему чужды.

Важно. О внутренней политике князя Святослава нет сведений. Государственными делами управляла его мать Ольга, которая провела крупные реформы.

Все, что точно известно о его деятельности по управлению страной: он не допустил принятие христианства как единой религии. Для этого Великий Киевский князь должен был сам принять крещение. Но он наотрез отказался это сделать. Однако и жесткого преследования православных не было. Им не запрещалось создавать христианские общины. По приказу Ольги во время официального правления князя язычника было возведено много православных храмов.

Военные походы

Самые великие деяния Святослава Игоревича связаны с его внешнеполитической деятельностью. Ему приписывают известную фразу:

«Иду на Вы!»

С нее он начинал каждый завоевательный поход. Князь не нападал внезапно, а отправлял гонца с предупреждением.

Славу великого полководца ему принесли успешные походы на:

  • Византию,
  • Дунайскую Болгарию,
  • Хазарский каганат.

В народе за ним закрепилось прозвище Святослав Храбрый. Это позволяет не путать его с другим историческим деятелем – князем Игорем Святославичем, описанным в «Слове о полку Игореве». В этом знаменитом произведении речь идет о волынском князе, который жил в конце 12 – начале 13 века и участвовал в походе против половцев в 1185 году.

Поход на вятичей

С 964 года начинаются военные походы великого князя. О том, с кем воевал Святослав, известно из летописей. Первым его направлением было движение на северо-восток, к хазарским землям. На пути к цели жили непокоренные до сих пор вятичи. Земли племени в среднем течении Оки были удобным плацдармом для хазар при набегах на Русь.

Святослав прошел по землям вятичей, двигаясь к Хазарскому каганату. Опасное государство было главной мишенью полководца. Поэтому в тот год он вятичей окончательно не покорил. После победы над Хазарским каганатом он совершил второй поход на вятичей в 966 году. Этот год отмечен присоединением земель племени к Киевской Руси и расширением ее границ в северо-восточном направлении.

Хазария

Хазария в 10 веке – сильное государство на территории Северного Кавказа, Восточного Крыма и Нижнего Поволжья. Наращивала мощь за счет грабежа соседних народов. Хазары постоянно совершали разбойничьи набеги, накладывали дань на покоренные племена, уводили людей в рабство.

Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии

В 966 году Святослав совершил военный поход на Волгу. Там он разбил камских болгар, но главной его целью было другое государство – Хазария. Русская дружина взяла крепости Саркел и Итиль. Войско царя Иосифа было полностью разгромлено. Столицу каганата разграбили. Победители уехали с богатой добычей. Подробнее про разгром князем Святославом Хазарского каганата читайте в статье.

Дунайские походы

В 10 веке существовало влиятельное государство – Дунайская Болгария. Византия, которая всегда претендовала на первенство, не хотела увеличения мощи остальных государств. Поэтому она сталкивала в своих интересах Русь и Болгарию. Князь Святослав Игоревич предпринял два дунайских похода.

Первый дунайский поход

Впервые русская дружина пошла на Дунайскую Болгарию в 968 году. Поход был успешным. Святослав взял много городов: в летописи говорится о 80 захваченных крепостях. Основное сражение было долгим и жестоким. Войско Святослава победило противника. Для своей ставки он выбрал крупный торговый город Переяславц-на-Дунае. Болгары, так и не дождавшись помощи от Византии, заключили с русскими мир.

Второй дунайский поход

Пока воинственный князь был в Дунайской Болгарии, на Киев напали печенеги. Святослав поспешил в осажденную столицу, где были его мать и три сына. Победив печенегов, он сразу захотел вернуться. Он даже думал сделать Переяславц-на-Дунае новой столицей. Но Ольга убедила его дождаться ее смерти.

Когда Святослав все-таки отправился во второй поход, ему пришлось снова завоевывать города. Многие сдавались без боя, так как видели в русских более выгодный вариант завоевателей, чем в византийцах. Святослав строго запретил мародерство, уничтожение храмов и домов. Он собирался обосноваться здесь навсегда. Об этом свидетельствует тот факт, что он оставил своих сыновей княжить в городах Киевской Руси.

Святослав взял города Переяславц, Доростол, Филипполь. Болгарского царя оставили на престоле, но в столице постоянно находился русский гарнизон.

Война с Византией

Успех в Болгарии привел к обострению отношений с Византией, которые и до этого не были простыми. Святослав совершил военный поход на империю в 970 году. Союзниками его были болгары. Однако часть болгарской знати была настроена в пользу союза с Византией. Святослав приказал их казнить и твердо встал на путь военных действий с мощным государством.

Империя воевала в Малой Азии, поэтому император не мог сосредоточить все силы против русского князя. Военные действия шли с переменным успехом. В 971 году кампания в Малой Азии закончились, и византийское войско полностью было перекинуто на Балканы. Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев. Святослав с дружиной был за стенами города, за время штурмов он потерял большую часть войска. Киевский князь заключил с греками перемирие.

Поход на Царьград-Константинополь

Перед началом военных действий с Византией Святослав поставил великую цель – совершить поход на Царьград-Константинополь. Взять город пытался еще его отец Игорь. Особенностью этого события была малая численность русского войска – всего 10000. Противники греки превосходили численностью в 10 раз.

Легендарное сражение произошло на пути в Царьград, но у какого города это случилось, неизвестно. По версии русской историографии, русы разгромили численно превосходящего противника и продолжили двигаться дальше.

Но до столицы Византийской империи они так и не дошли. Их остановила битва при Адрианаполе и гибель одного из вождей союзных войск. Святославу принесли богатые дары,  в том числе и ценное оружие, убедив заключить перемирие и вернуться в Болгарию.

Гибель Святослава

После войны с Византией Святослав решил вернуться в Киев.

Воевода Свенельд предупреждал его о том, чтобы он ехал на конях, и не спускался на ладьях по Днепровским порогам. На порогах его поджидали печенеги. Весть о том, что Святослав идет с небольшой дружиной и огромной добычей донесли до них переяславцы, жители города, который так полюбил русский князь.

Полководец принял решение спускаться по Днепру. Печенеги напали на его дружину. Гибель Святослава Игоревича от руки печенегов завершила его недолгое, но героическое правление. Это случилось в 972 году. Печенежский князь Куря сделал из черепа поверженного врага чашу и пил из нее. Язычник считал, что таким образом сила и могущество великого воина теперь будет служить на славу печенегам, а не Руси.

Источники литературы:

  1. Российская корона. Князья. Цари. Императоры. Энциклопедия под ред. Нателы Ярошенко.
  2. Повесть Временных лет.
  3. С.М. Соловьёв. «История России с древнейших времен».

Русские земли

Когда князь Святослав вырос и возмужал, то начал набирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс, много воевал. Идя в поход, возов за собою не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтями конину или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; так вели себя и все его воины. Он посылал в разные стороны, к разным народам с объявлением: «Хочу на вас идти!» Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вы числяет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен.

Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю.
При князьях, предшественниках Святослава, не было тронуто одно только славянское племя на восток от Днепра — то были вятичи. С них-то и начал Святослав свои походы, узнав, что это племя платило дань козарам, Святослав бросился на последних, одолел их кагана, взял его главный город на Дону — Белую Вежу; потом победил ясов и касогов, жителей Прикавказья. К 968 году относят восточные писатели поход руссов на волжских болгар, разграбление главного города их (Болгар), который был складкою товаров, привозимых из окрестных стран; потом Русь вниз по Волге спустилась до Казерана, разграбила и этот город, равно как Итиль и Семендер. Все это согласно с русским преданием о походе Святослава на Волгу и битвах его с козарами, ясами и касогами.
Так отомстил Святослав приволжскому народонаселению за недавние поражения руссов. По всем вероятностям, ко времени этих походов Святослава относится подчинение Тмутаракани русскому киевскому князю. На возвратном пути с востока Святослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С этого времени начинаются подвиги Святослава, мало имеющие отношения к нашей истории. Греческий император Никифор, угрожаемый войною с двух сторон, — и со стороны арабов и со стороны болгар — решился по обычаю вооружить против варваров других варваров: послал патриция Калокира к русскому князю нанять его за 15 кентинарий золота и привести воевать Болгарию. Калокир, говорят греческие историки, подружился с Святославом, прельстил его подарками и обещаниями; уговорились: Святославу завоевать Болгарию, оставить ее за собою и помогать Калокиру в достижении императорского престола, за что Калокир обещал Святославу несметные сокровища из императорской казны. В 967 году Святослав с своею дружиною отправился в Болгарию, завоевал ее и остался жить там в Переяславце на Дунае; он княжил в Переяславце, говорит летописец, а Русь оставалась без князя: в Киеве жила престарелая Ольга с малолетними внуками, а подле была степь, откуда беспрестанно можно было ожидать нападения кочевых варваров.
И вот пришли печенеги, оборонить было некому, Ольга затворилась в Киеве со внуками. Бесчисленное множество печенегов обступило город, нельзя было ни выйти из него, ни вести послать, и жители изнемогали от голода и жажды. На противоположной стороне Днепра, говорит предание, собрались ратные люди в лодках, но не смели напасть на печенегов и не было сообщения между ними и киевлянами. Тогда последние встужили и стали говорить: «Нет ли кого, кто б мог пройти на ту сторону и сказать нашим, что если они завтра не нападут на печенегов, то мы сдадимся» И вот вызвался один молодой человек: «Я, — сказал он, — пойду» «Иди!» — закричали ему все. Молодой человек вышел из города с уздою и, ходя между печенегами, спрашивал, не видал ли кто его лошади. Он умел говорить по-печенежски, и потому варвары приняли его за одного из своих. Когда он подошел к реке, то сбросил с себя платье и поплыл; печенеги догадались об обмане, начали стрелять по нем, но не могли уже попасть: он был далеко, и русские стой стороны выехали в лодке к нему навстречу и перевезли на другой берег.
Он сказал им: «Если не подступите завтра к городу, то люди хотят сдаться печенегам». Воевода именем Претич сказал на это: «Подступим завтра в лодках, как-нибудь захватим княгиню с княжатами и умчим их на эту сторону, а не то Святослав погубит нас, как воротится». Все согласились и на другой день, на рассвете, седши в лодки, громко затрубили; люди в городе радостно откликнулись им. Печенеги подумали, что князь пришел, отбежали от города, а тем временем Ольга со внуками успела сесть в лодку и переехать на другой берег. Увидав это, печенежский князь возвратился один к воеводе Претичу и спросил у него: «Кто это пришел?» Претич отвечал: «Люди с той стороны». Печенег опять спросил Претича: «А ты князь ли?» Воевода отвечал: «Я муж княжой и пришел в сторожах, а по мне идет полк с князем, бесчисленное множество войска». Он сказал это, чтобы пригрозить ему. Тогда князь печенежский сказал воеводе: «Будь мне другом». Тот согласился. Оба подали друг другу руки и разменялись подарками: князь печенежский подарил Претичу коня, саблю, стрелы; Претич отдарил его бронею, щитом и мечом.
После этого печенеги отступили от города, но стали не в далеком расстоянии от него; летописец говорит, что русским нельзя было коней напоить: на Лыбеди стояли печенеги. Таково предание, внесенное в летопись, так народная память передавала это событие. Из характеристических черт времени в этом предании мы заметим описание подарков, которыми обменялись Претич и князь печенежский, — в различии оружия резко выразилось различие между Европою и Азиею, между европейским и азиатским вооружением: степной кочевник, всадник по преимуществу, дарит коня и скифское оружие — саблю, стрелы; воевода русский дарит ему оружие воина европейского, большею частью оборонительное: броню, щит и меч.
Киевляне, продолжает предание, послали сказать Святославу: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми; если не придешь, не оборонишь нас, то опять возьмут; неужели тебе не жалко отчины своей, ни матери-старухи, ни детей малых?» Услыхав об этом, Святослав немедленно сел на коней, с дружиною пришел в Киев, поздоровался с матерью и детьми, рассердился на печенегов, собрал войско и прогнал варваров в степь. Но Святослав недолго нажил в Киеве: по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков — золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров — серебро и коней, из Руси — меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что у ней был священник, который и похоронил ее.
Здесь очень важно для нас выражение Святослава о Переяславце: «То есть середа в Земле моей». Каким образом Переяславец мог быть серединою земли Святославовой? Это выражение может быть объяснено двояким образом: 1) Переяславец в земле моей есть серединное место, потому что туда изо всех стран свозится все доброе; Переяславец, следовательно, назван серединою не относительно положения своего среди владений Святослава, но как средоточие торговли. 2) Второе объяснение нам кажется легче: Святослав своею Землею считал только одну Болгарию, приобретенную им самим, Русскую же землю считал по понятиям того времени владением общим, родовым. Святослав спешил окончить свое княжение на Руси: он посадил старшего сына, Ярополка, в Киеве, другого, Олега, — в земле Древлянской. Это вовсе не значит, чтобы этими волостями ограничивались владения русских князей: уже при Олеге все течение Днепра до Киева было в русском владении, в Смоленске и Любече сидели мужи киевского князя; Ольга ездила и рядила землю до самых северных пределов Новгородской области; следовательно, деление Святослава означает, что у него было только двое способных к правлению сыновей, а не только две волости — Киевская и Древлянская; остальные же волости оба брата должны были поделить между собою, как после Ярославичи, усевшись около Днепра, поделили между собою волости отдаленнейшие. Как после Ярославичи теснились все в привольной родине своей, около Днепра и Киева, около собственной Руси, не любя волостей северных и восточных, так и теперь оба сына Святославова садятся на юге, недалеко друг от друга и не хотят идти на север.
Но если князья не любили севера, то жители северной области, новгородцы, не любили жить без князя или управляться посадником из Киева, особенно когда древляне получили своего князя. Новгородцы и после любили, чтобы у них был свой князь, знавший их обычай; до сих пор они терпели посадника киевского, потому что во всей Руси был один князь, но теперь, когда древляне получили особого князя, новгородцы так же хотят иметь своего. Послы их, по преданию, пришли к Святославу и стали просить себе князя: «Если никто из вашего рода не пойдет к нам, — говорили они, — то мы найдем себе князя». Святослав отвечал им: «Если бы кто к вам пошел, то я был бы рад дать вам князя». Ярополк и Олег были спрошены — хотят ли идти в Новгород — и, по изложенным выше причинам, отказались. Тогда Добрыня внушил новгородцам: «Просите Владимира». Владимир был третий сын Святослава, рожденный от Малуши — ключницы Ольгиной, сестры Добрыни. Новгородцы сказали Святославу: «Дай нам Владимира». Князь отвечал им: «Возьмите». Новгородцы взяли Владимира к себе, и пошел Владимир с Добрынею, дядею своим, в Новгород, а Святослав — в Переяславец.
Здесь останавливает нас вопрос: почему Святослав не дал никакой волости младшему сыну своему, Владимиру, сам сначала и уже после отправил его к новгородцам по требованию последних? Летописец как будто спешит объяснить причину явления; Владимир, говорит он, был сын Малуши — ключницы Ольгиной, следовательно рабыни, ибо, по древнему уставу, человек и вольный, ставший ключником, поэтому уже самому превращался в раба. Итак, Владимир был не совсем равноправный брат Ярополка и Олега. Многоженство не исключало неравноправности: если было различие между женами (водимыми) и наложницами, то необходимо долженствовало существовать различие и между детьми тех и других. Но если многоженство не исключало неравноправности детей, то по крайней мере много ослабляло ее: было различие между детьми наложниц — правда, но все не такое различие, какое, по нашим понятиям, существует между детьми законными и незаконными. На это малое различие указывает уже то явление, что новгородцы приняли Владимира, как князя, и после не полагается между ним и братьями никакого различия. Здесь, как естественно, имело силу не столько различие между законностию и незаконностию матери, сколько знатность и низость ее происхождения; разумеется, ключница, рабыня, полюбившаяся Святославу, не могла стать наряду с другою его женою, какой-нибудь княжною, или дочерью знатного боярина; отсюда низость матери падала и на сына, не отнимая, впрочем, у него отцовских прав; Владимир был князь, но при случае, когда нужно было сравнить его с остальными братьями, могли выставить на вид низкое происхождение его матери; так после полоцкая княжна Рогнеда, выбирая между двумя женихами, Ярополком и Владимиром, говорит, что она не хочет идти замуж за Владимира как сына рабыни. Обратить внимание на это обстоятельство было очень естественно княжне, ибо при многоженстве женщины знатного происхождения старались как можно резче отделить от себя наложниц своих мужей, и презрение, которое питали к наложницам, старались переносить и на детей их. Святослав сначала не дал волости Владимиру и потом отпустил его в Новгород, могши в самом деле испугаться угрозы новгородцев, что они откажутся от его рода и найдут себе другого князя. Добрыня хлопотал об этом, надеясь во время малолетства Владимирова занимать первое место в Новгороде и не надеясь, чтобы после старшие братья дали младшему хорошую волость; новгородцы же приняли малолетнего Владимира, потому что он все-таки был независимый князь, а не посадник, притом же надеялись воспитать у себя Владимира в своем обычае: они и после любили иметь у себя такого князя, который бы вырос у них.
Княжение Святослава кончилось на Руси; он отдал все свои владения здесь сыновьям и отправился в Болгарию навсегда.

Святая Ольга | Биография, факты и святой покровитель

года
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Русская Православная Церковь | История и факты

Василий Блаженный

Смотреть все СМИ

Сферы деятельности:
Восточное православие автокефальная церковь
Связанные люди:
Никон Феофан Прокопович Сергий Иоанн Кронштадтский

Просмотреть все связанные материалы →

1 апреля 2023 г. , 17:26 по восточноевропейскому времени (AP)

Украинский суд поместил православного лидера под домашний арест

Киевский суд постановил поместить под домашний арест ведущего священника

Русская Православная Церковь , одна из крупнейших автокефальных или церковно независимых восточно-православных церквей в мире. Его членство оценивается более чем в 90 миллионов человек. Подробнее о православных верованиях и практиках см. см. Восточное православие.

Христианство, по-видимому, было привнесено в восточнославянское государство Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в IX веке. Известно, что организованная христианская община существовала в Киеве еще в первой половине X века, а в 957 году в Константинополе была крещена правительница Киева святая Ольга. За этим актом последовало принятие христианства в качестве государственной религии после крещения внука Ольги Владимира I, князя Киевского, в 9 г. 88. При преемниках Владимира и до 1448 г. русская церковь возглавлялась киевскими митрополитами (с 1328 г. проживавшими в Москве) и составляла митрополию Византийского патриархата.

Еще из Британники

Восточное православие: норма церковной организации

Пока Россия находилась под властью монголов с 13 по 15 век, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив освобождение от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост монашества. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижниками святыми Антонием и святыми Феодосиями, был вытеснен как передовой религиозный центр Троицко-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским (на территории нынешнего города Сергиева Посада). Сергий, а также митрополиты св. Петр (1308–26) и св. Алексий (1354–78) поддерживали растущую мощь Московского княжества. Наконец, в 1448 году русские архиереи избрали своего митрополита без обращения к Константинополю, и русская церковь стала отныне автокефальной. В 1589 г.Иов, митрополит Московский, был возведен в патриархальное положение с одобрения Константинополя и получил пятый чин по чести после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

В середине XVII века православный патриарх Никон вступил в ожесточенный конфликт с русским царем Алексеем. Никон, преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат православной церкви над государством в России, а также предпринял тщательный пересмотр русских православных текстов и обрядов, чтобы привести их в соответствие с остальным восточным православием. Никон был низложен в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал противиться им; последние стали известны как старообрядцы и в течение следующих двух столетий сформировали энергичную группу инакомыслящих в Русской православной церкви.

В 1721 году царь Петр I (Великий) упразднил Московский патриархат и заменил его Священным Правительствующим Синодом, созданным по образцу государственных синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и жестко контролируемым государством. Обер-прокурор синода, мирянин, получивший министерский чин в первой половине XIX в., впредь до 1917 г. осуществлял действенный контроль над церковным управлением. Этот контроль, чему способствовало политическое раболепие большей части высшего духовенства , особенно отметился в период прокуратуры (1880–1919 гг.).05) архиконсерватора К.П. Победоносцев.

В ноябре 1917 года, после падения царского правительства, Собор Русской Православной Церкви восстановил патриаршество и избрал патриархом митрополита Тихона. Но вскоре новое советское правительство объявило об отделении церкви от государства и национализировало все земли, принадлежавшие церкви. За этими административными мерами последовали жестокие санкционированные государством преследования, включавшие массовое разрушение церквей, аресты и казни многих священнослужителей. Русская православная церковь еще больше ослабла в 1922 декабря, когда Обновленная Церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, отделилась от церкви Патриарха Тихона, восстановила к власти Священный Синод и вызвала раскол среди духовенства и верующих.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

После смерти Тихона (1925) правительство запретило проведение патриарших выборов. В 1927 году, чтобы обеспечить выживание церкви, митрополит Сергий официально выразил свою «лояльность» советскому правительству и впредь воздерживался от какой-либо критики государства. Однако такое отношение лояльности спровоцировало новые разногласия в самой церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за границей русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали свои отношения с Москвой.

Затем, в 1943 году, воспользовавшись внезапным изменением политики Иосифа Сталина в отношении религии, русское православие пережило возрождение: был избран новый патриарх, открыты духовные школы, начали функционировать тысячи церквей. Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви была значительно расширена, хотя отдельные представители духовенства время от времени подвергались арестам и ссылкам. Количество открытых церквей достигло 25 000. Впоследствии под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева были установлены новые и широкомасштабные гонения на церковь. Затем, начиная с конца 1980-е годы, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления местными прихожанами. Распад Советского Союза в 1991 году способствовал духовному прогрессу, и в 2000 году царь Николай II, российский император, убитый большевиками после Октябрьской революции 1917 года, и члены его семьи были канонизированы церковью.

Русская революция 1917 года отрезала большие слои Русской церкви — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе — от регулярных контактов с материнской церковью. Группа епископов, покинувших свои кафедры в России, собралась в Сремски-Карловцах, Югославия (ныне в Сербии), и заняла явно политическую монархическую позицию. Группа также утверждала, что выступает как синод для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, в которую и по сей день входит значительная часть русской эмиграции, была формально распущена в 1922 Патриархом Тихоном, который затем назначил митрополитов Платона и Евлогия правящими архиереями в Америке и Европе соответственно. Оба этих митрополита периодически продолжали поддерживать отношения с синодом в Карловцах, но ни один из них не принимал его как каноническую власть.

После Второй мировой войны Московская патриархия предпринимала безуспешные попытки восстановить контроль над этими группами. В 1970 г. она наконец признала автокефальную Православную Церковь в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических притязаний в США и Канаде; в том же году он также признал автономную церковь, основанную в Японии. После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. В 2007 году церкви воссоединились, когда было восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и зарубежной церковью. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом, почетным первенством Восточного Православия, после того, как последний утвердил независимость автокефальной Православной Церкви Украины; Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *