Школа эпикурейцы: Эпикурейская школа

Эпикурейская школа

Кроме Эпикура, представлена именами Метродора, Гермарха, Полистрата. Эта школа располагалось в Афинах и носила название «Сад Эпикура» (т.к. ее члены собирались для бесед в одной из городских рощ). Она не была публичной философско-образовательной школой, наподобие Академии или Ликея. «Сад» — замкнутое сотоварищество единомышленников. Самим Эпикуром было написано около 300 сочинений, которые не сохранились; до нас дошли лишь три его письма.

Эпикур порвал с философской традицией классической эпохи и не придавал знанию самостоятельной ценности. Главную цель философии он видел в том, чтобы решить этическую задачу – обеспечить безмятежность духа, помочь человеку стать свободным от страха, добиться счастья.

Надо сказать, что эта интенция (этическая направленность) – важная примета эпохи, и она является общей для всех философских учений эллинистического периода. Это обусловлено динамикой социально-политической и культурной ситуации того времени, когда традиции и жизненный уклад многократно менялись, не успев по-настоящему сложиться, и жизнь человека подвергалась многим опасностям.

Но самое главное, люди утратили веру в существование общей цели, разумной и понятной гражданам и их правителям. На огромном пространстве распавшейся империи люди ощущали себя брошенными и предоставленными самим себе.

Эпикурейская система состоит из трех частей: каноники (теории познания), физики и этики. Последняя является самой главной, в то время как две предыдущие имеют вспомогательный характер. Без познания природы вряд ли можно обрести безмятежность духа, поэтому физика все-таки нужна, но, правда, лишь потому, что она является основой для этики. Об этом Эпикур говорит вполне определенно: «Если бы не смущало неведение пределов страданий и желаний, то нам незачем было бы даже изучать природу» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 438).

Однако изучающий природу нуждается в теории познания – Эпикур назвал ее каноникой (так как соответствующие идеи были изложены в его сочинении «Канон»). Источником знаний, считает он, являются чувства (непосредственно данные нам ощущения), восприятия и согласные с ними общие представления. Он выступает как крайний и последовательный сенсуалист («Чувства не ошибаются!»). Ошибки и заблуждения возникают по вине разума, когда мы ошибочно судим о том, что нам дают наши чувства. Чувства – не только критерий истины, но и источник всех наших истин.

В физике Эпикур развивает атомистическое учение Демокрита. Он согласен с последним в том, что в мире есть только атомы и пустота, в которой они движутся вечно. Однако между двумя мыслителями есть серьезные различия. Во-первых, атомы у Эпикура отличаются друг от друга не только формой, величиной и положением, но также и весом. Во-вторых, у Демокрита атомы двигались хаотично. Эпикур же считает, что атомы движутся сверху вниз (из-за веса!). В процессе падения они отклоняются на небольшой угол, соприкасаются и образуют вихрь, создающий мир, космос. Третье различие является решающим.

Демокрит был абсолютным детерминистом, отрицал случайность и свободу человека. Действительно, если движение подчиняется жесткой необходимости, то это касается и атомов души. Эпикура это никак не устраивало. Он выдвигает идею о том, что атомы, могут случайно, самопроизвольно отклоняться от предзаданной траектории движения. Он вводит понятие случайности в физику для того, чтобы обосновать возможность свободного выбора.

Он одним из первых развил учение о свободе воли. Человек поступает так, как он хочет. В то же время человек – часть природы и устроен так же, как все устроено в природе. Хотя у него имеется душа, она телесна и состоит из (очень легких) атомов. Все составленное из частей со временем разрушается. То же происходит и с душой. Душа смертна, а вера в бессмертие признается вредной. Психология Эпикура призвана избавить человека от страха смерти, ибо она «не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» (

Диоген Лаэртский. Цит. соч. С. 433).

Ссылаясь на общее мнение, Эпикур признавал существование богов. Однако он утверждал, что они не имеют никакого отношения к людским проблемам. Боги, говорит он, абсолютно счастливы, пребывая в полной безмятежности не в мирах, а между мирами во Вселенной. Цицерон, живший в Римскую эпоху, когда эпикуреизм все еще играл заметную роль в философии, с этой частью учения активно не соглашался и писал, что Эпикур «до основания разрушил всю религию… учением своим опрокинул храмы и жертвенники бессмертных богов». Почему? Да «с какой стати люди должны почитать богов, когда боги не только не опекают людей, но вообще ни о чем не заботятся, ничего не делают?» (

Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С. 97).

Самой важной частью философии Эпикура и эпикурейцев является этика. Ее цель – научить людей быть счастливыми. Счастье же, по Эпикуру, — это неомраченное ничем удовольствие. Конечно, в отличие от беззаботных богов люди могут быть только относительно счастливы, но для этого надо знать, чего следует избегать и к чему надо стремиться. Определить это несложно – достаточно взглянуть на все живое, которое старается избежать страдания и достичь наслаждения. «Правда, мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства, или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяет или плохо понимает наше учение, — уточнял Эпикур, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души» (

Диоген Лаэртский. Цит. соч. С. 435). Следовательно, неверно отождествлять эпикуреизм с гедонизмом (стремлением к удовольствиям). Подлинное удовольствие, составляющее критерий нравственного поведения, это удовольствие разумное и справедливое. Поэтому Эпикур допускает лишь естественные и необходимые потребности, потребности же хотя и естественные, но не необходимые, а тем более искусственные, надуманные он требует оставить без удовлетворения. Наибольшее удовольствие испытывает тот, кто имеет меньше потребностей. Хотя духовные удовольствия связаны с телесными, они все же выше и ценнее телесных.

Невежество является наиболее распространенной причиной человеческих страхов, смятений и несчастий.

Наилучшим путем к счастью, следовательно, будет путь мудреца, с помощью познания преодолевающего все обычные страхи. Высшее состояние – состояние покоя и невозмутимости (атараксия), к нему приходят в результате долгого учения и упражнения. Однако для того, чтобы состояние счастья было устойчивым, человеку надо самоустраниться и от тех тревог и опасностей, которые привносит в его жизнь общественная и государственная деятельность. Эпикур призывал своих последователей «прожить незаметно».

Школа («Сад») Эпикура — Русская историческая библиотека

См. также статью «Жизнь Эпикура»

Будучи энергичной и творческой личностью, Эпикур привлек к себе многих мыслящих людей и образовал свою школу сперва на острове Лесбос в Митилене, а затем в Лампсаке (в малоазийской Греции). В Митилене Эпикур приобрел дружбу лесбосца Гермарха, в Лампсаке – других преданных учеников: Метродора (это любимейший ученик Эпикура, умерший еще при жизни учителя), Полиэна, Леонтия, Колота, Идоменея, а также всех своих трех братьев (редкий случай в истории философии): Неокла, Хередема и Аристобула.

С этой-то когортой учеников и прибывает, наконец, афинянин Эпикур в 306 г. до н. э. (уже при Деметрии Полиоркете, только что сместившем Деметрия Фалерского) в Афины. Купив за 80 мин (мина – около полкилограмма серебра) уединенный сад с домом, он поселяется там вместе со своими учениками. Так возник знаменитый «Сад Эпикура», над входом в который было начертано: «Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо».

Эпикур

 

Однако школа Эпикура не была публичной философско-образовательной школой наподобие Академии или Ликея. «Сад» Эпикура – замкнутое сотоварищество единомышленников. В отличие от Пифагорейского союза, Эпикурейский союз не обобществлял собственность своих членов – «Эпикур не считал, что добром нужно владеть сообща, по Пифагорову слову, что у друзей все общее, – это означало бы недоверие, а кто не доверяет, тот не друг» (X, 11). Также в отличие от Пифагорейского союза, Эпикур и его друзья нисколько не занимались политической деятельностью.

В основе неписаного устава школы лежал принцип Эпикура: «Проживи незаметно!». Он объясняется не только скромностью Эпикура – [«скромность его доходила до такой крайности, что он даже не касался государственных дел» (X, 10)], но и невозможностью граждан влиять на развитие политических событий и социальных явлений в условиях деспотических эллинистических монархий. Однако в отличие от иногороднего основателя другой философской школы в Афинах – Зенона-стоика афинянин Эпикур был патриотом. Он мечтал об освобождении Греции от македонского ига. «О, если бы свергнуть впоследствии самых злейших (наших) врагов – македонцев!» – восклицает Эпикур в одном из своих писем, найденных при раскопках Геркуланума.

В своем «Саду» Эпикур провел вторую половину своей жизни, лишь изредка выезжая в Лампсак, где у него остался, по-видимому, как бы филиал его школы. У Эпикура всячески поддерживался культ дружбы, это было в согласии с его учением: из того многого, что приносит мудрость для счастья, главный дар – дружба. В «Сад» временами съезжались эпикурейцы и со стороны. Жизнь в «Саду» была скромной и неприхотливой. Эпикур, как и все состоятельные эллины, был рабовладельцем, но он относился к своим рабам кротко, некоторые его рабы даже участвовали в философских занятиях. Некоторых своих рабов Эпикур отпустил на волю, и они стали полноправными членами «Сада». Таковым стал, например, раб по имени Мис. Это ему писал Эпикур об освобождении Греции от Македонии.

Читайте также статьи: «Стоики и эпикурейцы», «Этика Эпикура»

 

  • Назад
  • Вперёд

Эпикуреизм — Движение/Школа

Эпикуреизм — эллинистическая школа или система философии, основанная на учении древнегреческого философа Эпикура. Это было , основанное около 307 г. до н.э., и располагалось в доме и саду Эпикура (школа часто называлась «Сад» ). Эпикур был материалистом, идущим по стопам Демокрита и школы атомизма.

В этике эпикуреизм учит, что счастье (или величайшее благо ) заключается в поиске скромных удовольствий для достижения состояния спокойствия , свободы от страха и отсутствия телесной боли . Это состояние спокойствия может быть достигнуто через знание устройства мира, ведение простой, умеренной жизни и ограничение желаний (подробности см. в разделе, посвященном доктрине эпикуреизма).

В метафизике эпикуреизм подчеркивает нейтралитет богов и их невмешательство в человеческие жизни. Несмотря на некоторые склонности к атеизму, он фактически отрицает существование богов, которых он считает блаженными и бессмертными, но материальных существ, состоящих из атомов и населяющих пустых пространств между мирами в необъятность бесконечного пространства.

Эпикуреизм был первоначально задуман Эпикуром как вызов платонизму, хотя, возможно, Демокрит выдвинул очень похож на философию почти столетием ранее. Оно основывалось на гедонизме Аристиппа (ок. 435–360 до н. э.) и киренаиков , отличаясь от этого движения главным образом своей верой в то, что следует откладывать немедленное удовлетворение ради долгосрочной выгоды, и что телесное удовлетворение не обязательно предпочтительнее умственного удовольствия . Позднее она стала (наряду со стоицизмом и скептицизмом) одной из трех господствующих школ 9-го века.0006 Эллинистическая философия, сильно просуществовавшая на протяжении поздней Римской империи .

При жизни Эпикура в его состав входили Гермарх (сменивший Эпикура на посту главы его школы примерно в 270 г. до н.э.), Идоменей (310–270 до н.э.), Колот (3 век до н.э.), Полиен (ок. 340 — 278 до н.э.) и Метродор (331 — 277 до н.э.), большинство из них из греческого города Лампсакус , где Эпикур преподавал свою школу до переезда в Афины .

Лукреций (99 — 55 до н. э.) был величайшим римским сторонником школы, сочинившим эпическую поэму, «De Rerum Natura» ( «О природе вещей» ) по эпикурейской философии природы . Поэт Гораций (65–8 г. до н. э.) и Юлий Цезарь (100–44 г. до н. э.) оба значительно склонялись к эпикуреизму.

После официального утверждения христианства римским императором Константин (272 — 337) в 313 г. н.э., эпикуреизм был подавлен как по существу непримиримым с христианскими учениями, и школа пережила долгий период безвестности и упадка .

В более чем современных времен французский философ и священник Пьер Гассенди (1592–1655) называл себя эпикурейцем (и пытался возродить это учение), как и Томас Джефферсон (1743–1826) и Утилитарный Джереми Бентам (1748 — 1832).



Эпикурейская школа — Брилл

Все заголовкиA History of the Desire for Christian Unity OnlineАннотированные юридические документы об исламе в Европе OnlineArabic Literature of Africa OnlineBasilica OnlineЭнциклопедия раннего христианства Брилла в ИнтернетеЭлектронная библиотека Брилла по мировой войне IЭнциклопедия нео-латинского мира БриллаКитайская энциклопедия БриллаЭнциклопедия критического понимания Брилла в образованииБрилла Онлайн-энциклопедия глобального пятидесятничестваКаталог онлайн-каталогов, библиография временных каталогов выставок с 1876 года, содержащих предметы иудаикиПерспективы китайских исследований в ИнтернетеКомментарии к закону о мировой торговле ОнлайнСловарь божеств и демонов в Библии ОнлайнСловарь гнозиса и западного эзотеризмаЭнциклопедия Ираника ОнлайнЭнциклопедия ИсламскаяЭнциклопедия иудаизмаЭнциклопедия древних Греческий язык и лингвистикаЭнциклопедия арабского языка и лингвистикиЭнциклопедия китайского языка и лингвистикиЭнциклопедия христианства онлайнЭнциклопедия раннего M Современная история онлайнЭнциклопедия иврита и лингвистикиЭнциклопедия еврейских книжных культур онлайнЭнциклопедия еврейской истории и культуры онлайнЭнциклопедия евреев в исламском миреЭнциклопедия права и религииЭнциклопедия международного публичного права в Азии онлайнЭнциклопедия славянских языков и лингвистики онлайнЭнциклопедия женщин и исламских культурEnzyklopädie der Neuzeit OnlineEnzyklopädie Jüdischer Geschichte und KulturForeign Law GuideFriedrich Schlegel Kritische Ausgabe OnlineGazetter of the Персидский залив, Оман и Центральная Аравия OnlineHandbook of WTO/GATT Dispute SettlementImages for Bibliography of the History and Archaeology of Eastern Europe in the MedievalesInternational Encyclopedia of Comparative Law OnlineInternational Law & World Order: Основные документы Уэстона и Карлсона Международные морские границы onsrechtNeues System der philosophischen Wissenschaften im Grundriss OnlineФилософия в исламском мире онлайн: 8–10 векаРелигия в Geschichte und GegenwartРелигия в прошлом и настоящем Закон Розенна и практика Международного суда: 1920-2015Sacramentum Mundi OnlineStorey OnlineTextual History of the BibleThe Brill Dictionary of ReligionTheology and Society OnlineThe Plantin Press OnlineThe SHAFR Guide OnlineКонвенция Организации Объединенных Наций по морскому правуСловарь для изучения религииВсемирная христианская энциклопедия OnlineЕжегодник мусульман в Европе OnlineВсе названия в пределах публикаций Гааги Академия международного права Сборник курсов Гаагской академии международного праваСерия коллоков/семинаровСпециальные выпускиЦентр исследований и исследований в области международного права и международных отношенийВсе издания в рамках History of Global Christian Online Geschichte des globalen Christentums OnlineИстория глобального христианства в ИнтернетеВсе издания в рамках изучения Корана в Интернете Concordance et Indices de la Tradition Musulmane OnlineСловарь использования КоранаРанние западные кораны онлайнЭнциклопедия КоранаЭнциклопедия канонических хадисов ОнлайнСогласование КоранаВсе названия в энциклопедии ислама Энциклопедия ислама, первое издание (1913-1936)Энциклопедия ислама, второе изданиеЭнциклопедия ислама, второе издание, глоссарий и указатель терминовЭнциклопедия ислама, ТРИЭнциклопедия исламаИсторический атлас исламаЭнциклопедия ислама: антология в арабском переводе онлайнВсе названия в Brockelmann Брокельманн на английском языке: История арабской письменной традиции онлайн Брокельманн онлайнВсе названия религий Южной Азии Онлайн-энциклопедия буддизма БриллаЭнциклопедия индуизма Брилла в ИнтернетеЭнциклопедия джайнизма Брилла в ИнтернетеЭнциклопедия сикхизма Брилла в ИнтернетеЭнциклопедия религий коренных народов Южной Азии Брилла в ИнтернетеВсе названия по истории Афганистана История АфганистанаДополнения к Истории АфганистанаВсе издания в New Pauly Online Новый Паули Брилла Новые дополнения Паули Брилла II — Том 10: История и культура Византии Новые дополнения Паули Брилла II — Том 12: Восприятие античности в эпоху Просвещения Новые дополнения Брилла Паули II — Том 7: Фигуры античности и их восприятие в искусстве, Литература и музыка Новые дополнения Паули Брилла II — Том 8: Восприятие античности в гуманизме эпохи Возрождения Новые дополнения Паули Брилла II — Том 9: Мир раннего Средиземноморья, 1200–600 гг. до н.э. Новые дополнения Паули Брилла I — Том 1: Хронологии древнего мира — Имена, даты и династии Новые дополнения Паули Брилла I — Том 2: Словарь греческих и латинских авторов и текстов Новые дополнения Паули Брилла I — Том 3: Исторический атлас древнего мира Новые дополнения Паули Брилла I — Том 4: Восприятие мифов и мифологии Новые дополнения Паули Брилла I — Том 5: Восприятие классической литературы Новые дополнения Паули Брилла I — Том 6: История классической науки — A Биографический словарьDer Neue PaulyDer Neue Pauly Supplemente II Online — Band 10: Frühgeschichte der MittelmeerkulturenDer Neue Pauly Supplemente II Online – Band 11: ByzanzDer Neue Pauly Supplemente II Online — Band 13: Das 18. Jahrhundert: Lexikon zur Antikerezeption in Pauly Dupplementus Dupplärung II Online — Band 8 : Historische GestaltenDer Neue Pauly Supplemente II Online — Band 9: Renaissance-HumanismusDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 1: Herrscherchronologien der antiken Welt: Namen, Daten, DynastienDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 2: Geschichte der Antiken Texte: Autoren- und WerklexikonDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 3: Historischer Atlas der Antiken WeltDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 4: Rezeptions- und Wissenschaftsgeschichte: Register zu den Bänden 13-15/3 des Neuen PaulyDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 5: Mythenrezeption: Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur GegenwartDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 6: Geschichte der Altertumswissenschaften: Biographisches LexikonDer Neue Pauly Supplemente I Online — Band 7: Die Rezeption der Antiken LiteraturВсе названия в рамках христианско-мусульманских отношений Христианско-мусульманские отношения 1500 — 19 гг. 00Христианско-мусульманские отношения 600 — 1500Все названия в пределах Григория Нисского Онлайн Lexicon Gregorianum OnlineВсе названия в Fuat Sezgin Online Sezgin OnlineSezgin Online II: The Frankfurt VolumesВсе издания в African Research Online Онлайн-компаньон по африканским исследованиямAfrica Yearbook OnlineВсе издания в справочной библиотеке Brill’s Medieval Энциклопедия Средневековья БриллаЭнциклопедия средневековой одежды и текстиляЭнциклопедия средневекового паломничестваЭнциклопедия средневековых хроникВсе названия Международного ежегодника и справочника государственных деятелей «Кто есть кто», включая «Кто есть кто в международном публичном праве» Международный ежегодник и справочник государственных деятелей «Кто есть ктоКто есть кто в международном публичном праве»

Получить доступ

[Немецкая версия]

Школа, основанная в Афинах в 307/6 или 305/4, просуществовала как учреждение до 1-го века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *