Годы жизни брюсов: Брюсов биография кратко – самое главное из жизни поэта Валерия Яковлевича

Валерий брюсов. Биография

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 — 1924) — русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е — 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d»oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность — юность гения» . Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.

Родился 1 декабря (13 н.с.) 1873 года в Москве в купеческой семье.
Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия.

В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).


В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.

В 1894 — 1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.

В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 1909), лучшего журнала русского символизма.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок» — свои лучшие поэтические книги.

Затем появляются книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921).

Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма.

Детство и юность

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 году Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.

Университетские годы

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)». Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894 – 1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».

В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901 – 1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904 – 1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905 – 1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911 – 1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Последние годы жизни

С приходом к власти большевиков, в 1917 – 1919 годах Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919 – 1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

  • В отроческие годы Брюсов увлекался творчеством Некрасова, считая его своим кумиром.
  • Третий сборник «Tertia Vigilia» Брюсов посвятил своему другу Константину Бальмонту, с которым познакомился еще в университетские годы.
  • В 24 года Брюсов женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до конца жизни.
  • Краткая биография Брюсова была бы неполной без упоминания его заслуг переводчика. Валерий Яковлевич открыл отечественным читателям Э. Верхарна, занимался переводами П. Верлена, Э. По, М. Метерлинка, Байрона, В. Гюго, О. Уальда и многих других.
  • За сборник переводов армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» Брюсов был удостоен звания народного поэта Армении.

Биография и эпизоды жизни Валерия Брюсова. Когда родился и умер Валерий Брюсов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Валерия Брюсова:

родился 1 декабря 1873, умер 9 октября 1924

Эпитафия

«Его воспламенял призывный клич,
Кто б ни кричал — новатор или Батый…
Не медля честолюбец суховатый,
Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозный над рутиной бич
В руке самоуверенно зажатой,
Оплачивал новинку щедрой платой
По-европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти всё губя!

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он — прежде всех — себя…»
Стихотворение Игоря Северянина «Брюсов»

Биография

Столп отечественного символизма, Валерий Брюсов, казалось, был рождён под счастливой звездой. Он рос в обеспеченной семье, получил хорошее образование. Стихи будущий поэт стал писать с 13 лет. Его творческий путь складывался очень успешно, и ещё при жизни Брюсова называли «мэтром».

Впрочем, сам к собственному творчеству Брюсов относился ничуть не скромнее. Поэт был уверен, что рождён для великих дел, что призван оставить потомкам бессмертное наследие. Его стихи, был уверен Брюсов, будут учить в школе, а их автору будут ставить памятники.

В. Брюсов не так уж ошибался: он действительно сделался фактически классиком ещё при жизни. После периода увлечённости французскими символистами молодой поэт нащупал собственную верную линию. Его сборники выходят один за другим, посвящённые, как говорил автор, «не современникам и человечеству», но «вечности и искусству».

После окончания университета В. Брюсов занимался исключительно литературной деятельностью. Он писал и переводил стихи, издал несколько прозаических произведений. Реакция на последние была неоднозначна, но, так или иначе, незамеченными они не прошли. Брюсов был честолюбив, и честолюбие его имело под собой основание: практически все молодые поэты того времени отдавали дань его манере вольными или невольными подражаниями.

Однако уже перед революцией сборники Брюсова оценивались критикой гораздо прохладнее, нежели его ранние работы. Поэт пытается экспериментировать с жанрами, увлекается прозой. После революции он принимает вдохновенное участие в культурной жизни столицы, активно участвует в инициативах советской власти, занимает предлагаемые ему руководящие должности. Но здесь Брюсова поджидает и разочарование: новая поэзия, поэзия для советских людей мало согласуется с его сложными, подчас экспериментальными конструкциями. Личная жизнь поэта тоже не была гладкой: в ней была единственная и преданная ему супруга, но были также и страсти, и драматические события.

Последние годы жизни Брюсов страдал от неудовлетворённости, разочарования и непризнанности. В конце концов со своими высокими амбициями и желанием воздвигнуть самому себе «нерукотворный памятник» своим творчеством поэт оказался не нужен в новом мире. Брюсов скончался в возрасте 50 лет от воспаления лёгких, но знавшие его лично считали, что болезнь могла только опередить возможное самоубийство поэта.

Линия жизни

1 декабря 1873 г. Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова.
1881 г. Первые стихи Брюсова.
1885-1889 гг. Учёба в гимназии Ф. Креймана.
1890-1889 гг. Учёба в гимназии Л. Поливанова.
1894-1895 гг. Издание Брюсовым трёх сборников «Русские символисты» под псевдонимом «Валерий Маслов».
1893 г. Поступление на историко-филологический факультет Московского университета.
1895 г. Издание первого стихотворного сборника В. Брюсова «Шедевры».
1897 г. Издание второго стихотворного сборника В. Брюсова «Это я». Женитьба на И. Рунт.
1899 г. Окончание университета, начало работы в журнале «Русский архив».
1900 г. Издание третьего сборника Брюсова «Третья стража».
1903 г. Издание сборника «Urbi et Orbi». Назначение секретарём редакции «Новый путь».
1905 г. Издание сборника «Венок».
1907 г. Издание сборника рассказов «Земная ось».
1908 г. Назначение директором Московского литературно-художественного кружка.
1909 г. Издание сборника «Все напевы».
1914 г. Отправка на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей».
1917-1919 гг. Руководство Комитетом по регистрации печати.
1919-1921 гг. Назначение председателем президиума Всероссийского союза поэтов.
1921 г. Организация Высшего литературно-художественного института, ректором и профессором которого В. Брюсов был до самой смерти.
9 октября 1924 г. Дата смерти Валерия Брюсова.

Памятные места

1. Д. 25 по ул. Петровка, где находилась гимназия Креймана, когда там учился В. Брюсов.
2. Д. 32 по ул. Пречистенка, где находилась гимназия Поливанова, когда там учился В. Брюсов.
3. Московский университет, который закончил В. Брюсов.
4. Дом № 30 по проспекту Мира в Москве, где Брюсов жил в 1910-1924 гг.
5. Дом № 52 по Поварской ул., где находился Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова (1921-1925 гг.), который организовал и где работал поэт.
6. Новодевичье кладбище в Москве, где похоронен В. Брюсов.

Эпизоды жизни

Брюсов стремился во всём быть первым, на управляющих должностях — властвовать и диктовать свою волю; не любил критики. Знавшие его признавали, что «чувство равенства было Брюсову совершенно чуждо», он «умел или командовать, или подчиняться».

Скорее честолюбием, нежели политическими убеждениями объясняется усердие Брюсова к работе при советской власти. Увы, его труды не были оценены по достоинству: стихи Брюсова не годились для агитационных целей, и как поэт при большевиках Брюсов был нужен гораздо меньше, чем как просто должностное лицо.

В последние годы жизни В. Брюсов был очень одинок и пребывал в угнетённом состоянии духа. Возможно, из-за этого он увлекался морфием.


Передача из цикла «Мистика любви» «Валерий Брюсов и Нина Петровская. Дуэль»

Заветы

«Надо избрать что-нибудь одно — или жизнь, или смерть: если жить ты не можешь, то умри немедля; если же не хочешь умереть, живи, а не будь похож на улитку!»

«Благовоспитанность состоит в том, чтобы ничем не отличаться от других».

«Юность моя — юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния».

«В данном обществе мы всегда остаёмся в той самой маске, в какой случайно появляемся там первый раз, причём каждому из нас приходится в разных кругах носить множество самых разнообразных личин».

Соболезнования

«Каждый невольно выбирает из Брюсова то, что ему кажется в нем наиболее близким, понятным. И каждый ошибается, потому что в Брюсове нет ничего близкого другим: в нем все чуждо, он весь свой и только свой».
Зинаида Гиппиус, поэтесса

«Главное произведение Брюсова в прозе — Огненный ангел, — лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет».
Д. П. Святополк-Мирский, литературовед, литературный критик

«Впоследствии, вспоминая молодого Брюсова, я почувствовал, что главная острота его тогдашних стихов заключается именно в сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством. Смесь очень пряная, излом очень острый, диссонанс режущий, но потому-то ранние книги Брюсова (до Tertia Vigilia включительно) — суть все-таки лучшие его книги».
Владислав Ходасевич

Брюсов Валерий Яковлевич
13.12.1873 — 09.10.1924
биография

Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца — купец из бывших крепостных, а дед со стороны матери поэт — самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.

В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885-1889) Брюсов был принят сразу во II класс. На втором году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал «Начало», через который впервые осознает себя «литератором».

В 1889 г. он выпускает рукописный «Листок V класса», в котором обличает гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с администрацией, вследствии чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова (1890-1893). В это же время Брюсов переживает ряд первых юношеских увлечений, особенно сильный след в его душе оставила любовная связь со скоропостижно скончавшейся в 1893 г. от оспы Е. А. Масловой (Красковой), которой он посвятил множество стихотворений и последние главы (под именем героини Нины) повести «Моя юность».

В 1893-1899 гг. Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова.

В 1894-1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника «Русские символисты», в которых дает образцы «новой поэзии». Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной.

В 1895-1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов «Шедевры», состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к «вечности и искусству», вызвали дружное неприятие критики.

В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями — символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На «субботах» Георга Бахмана, а затем и на собственных «средах» Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами.

В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.

С 1900 по 1903 г. Брюсов — секретарь редакции «Архива». Он публикует здесь ряд статей, в том числе «О собрании сочинений Ф. И. Тютчева» (1898), «Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни» (1903).

Осенью 1900 г. в издательстве «Скорпион» выходит третья книга лирики Брюсова «Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897-1900», открывающая второй зрелый период творчества писателя.

В марте 1903 г. Брюсов выступает с программной лекцией об искусстве «Ключи тайн», воспринятой в качестве манифеста новейшего русского символизма.

С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем в журнале «Новый путь», публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику «Политическое обозрение». В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. — председатель ее дирекции.

Сборник «Венок. Стихи 1903- 1905 гг.», стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами и лирикой интимного плана, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию.

К 1909 году Брюсов становится признанным мастером «мужественной», аполлонической лирики.

В 1904-1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов «Весы». После закрытия «Весов» (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала «Русская мысль».

В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней («Последняя война», 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось («Тридцатый месяц», 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии.

В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении.

Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом.

Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова («В такие дни», 1921; «Дали», 1922; «Спеши», 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера.

биография, творчество, личная жизнь, фото, произведения и смерть поэта

О персоне

Деятельность:

писатель, поэт

Место рождения:

г. Москва, Российская империя

Дата рождения:

13 декабря 1873 г.

Умер:

9 октября 1924 г. (в 50 лет)

Знак Зодиака:

Стрелец

Образование:

Московский государственный университет

В браке с:

Иоанна Рунт

Дети:

нет

 

Фото

1 из 13

Валерий Брюсов — биография

Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт конца 19 и начала 20-го веков,  известный как крупнейший и наиболее заметный представитель отечественного символизма, отдельного направления лирики.

Авторитетным модернистом, основоположником целой школы поэзии Брюсов стал еще при жизни. Благодаря природным талантам, педагогическому мастерству, Валерий Яковлевич подготовил целую плеяду знаменитых поэтов, лириков.

Даже представители иных направлений, таких как акмеизм, уважали Брюсова и считали его выдающимся человеком.

Были в числе занятий писателя и другие направления. Валерий Яковлевич также известен как драматург, литературовед, переводчик. Пробовал он свои силы и в прозе, добившись довольно солидных результатов.

Ближайшие сподвижники знали Брюсова как человека серьезного и строгого. Он был суровым наставником, однако именно благодаря такому деловому подходу лирик сумел раскрыть талант множества своих подопечных.

Имя Валерия Брюсова до сих пор ассоциируется с периодом, когда у отечественного стихосложения открылось второе дыхание.

Сейчас он известен как один из наиболее ярких и авторитетных лириков Серебряного века наравне с такими фигурами, как А. Ахматова и прочие.

Содержание

Ранние годы и образование

Будущий поэт Валерий Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в городе Москве Российской империи. Молодой человек имел довольно простое, не родовитое происхождение.

Дед Брюсова по матери был крупным купцом. Накопил солидные капиталы. Дела у него шли хорошо до самого конца жизни. Мать молодого человека звали Матрена Александровна. Она была женщиной хорошо образованной и начитанной.

Дед по отцу был крепостным крестьянином. В какой-то момент мужчина скопил достаточно денег, чтобы выторговать свободу. Затем он стал крупным купцом, нажил много имущества.

Отец Брюсова, Яков Кузьмич, продолжил семейное дело, но внезапно увлекся азартными играми и просадил все состояние на тотализаторе.

Яков Кузьмич Брюсов, отец поэта

Интересно, что практически все ближайшие предки Валерия Яковлевича так или иначе занимались поэзией. Дед по матери сочинял стихи. Из-под его пера вышел сборник «Басни провинциала».

Отец печатал свои произведения в журналах. Мать не занималась поэзией, но интересовалась прозой, французскими романами. Словом, склонность к искусству, творческой деятельности была у Брюсова в крови.

Валерий Брюсов в детстве

Оба родителя молодого человека были очень образованными и прогрессивными. Так, например, они категорически запрещали юному Брюсову читать религиозную литературу. Вера в доме была одним из строжайших табу.

Мать и отец придерживались чисто материалистических, атеистических воззрений. Были знакомы с теорией эволюции и прочими прогрессивными научными представлениями.

Для дореволюционной России это было чем-то неслыханным. К тем же идеям родители старались приобщить и молодого человека.

Валерий Брюсов в юности

Учиться Валерий Яковлевич начал с ранних лет. Будущий лирик интересовался естественными науками. Когда пришло время, юноша поступил в частную школу Ф.И. Крейнмана, а затем в гимназию Поливанова.

Родители не жалели денег на образование сына. Эти учебные заведения были едва ли не самыми лучшими в городе.

Творчество

Молодой человек с ранних лет интересовался трудами классиков художественной литературы. Читал как прозу, так и стихотворения русским и зарубежных представителей искусства.

В какой именно момент молодой человек решил связать свою жизнь с писательством, поэзией, точно сказать нельзя. Но первые пробы пера пришлись на 8 лет. Уже в период обучения в гимназии юноша старался развиваться на творческом поприще. Все так же много читал.

Будучи школяром, Валерий Яковлевич продолжал писать стихи, набивал руку и копил опыт. Вместе с товарищами, одноклассниками издавал рукописный журнал, где публиковал как собственные произведения, так и работы юных коллег по цеху.

Валерий Брюсов, Фото сделано в 1890-е гг.

Творческая биография Брюсова началась в 1890-м, когда он всерьез заинтересовался работами французских классиков: Бодлера и Малларме.

Под впечатлением от зарубежных символистов молодой человек написал несколько собственных стихотворений. То были причудливые произведения, в них сочетались как мотивы символизма, так и черты поэзии русских классиков Надсона и Некрасова, которые долгое время оставались кумирами Брюсова.

За серьезное творчество Валерий Яковлевич взялся в 1893-94 годах. Благодаря его стараниям на свет появилось целых три сборника стихотворений в стилистике символизма.

В книгах «Русские символисты» печатались как произведения самого Брюсова (лирик издавал их под несколькими псевдонимами), так и работы его коллег по цеху Добролюбова и Миропольского.

В последний из сборников вошел моностих, состоящий всего из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». Публика недоумевала. Кто-то пытался понять, кому обращено это стихотворение. Другие откровенно смеялись до колик. Но равнодушным произведение не оставило никого.

Вообще же первые творческие опыты Брюсова публика приняла довольно холодно и саркастично. Особенно представители старой школы, которые недолюбливали символизм за его упрощения и бессмыслицу.

Параллельно стихотворному искусству Брюсов Валерий Яковлевич продолжал образование. В 1893 он поступил в Московский университет, где изучал словесность, а затем — историю. Диплом молодой человек получил в 1899.

Уже в 1895 году Валерий Брюсов предпринимает новую попытку заявить о себе. Он печатает первый сборник, где представлены только его стихи — «Шедевры». Цикл полон авторского максимализма.

Основные темы его произведений — борьба с прошлым, отжившими порядками. Название сборника было встречено с иронической усмешкой.

Ранние произведения Брюсова не были шедеврами, однако будучи молодым человеком, свои старания Валерий Яковлевич оценивал очень высоко, ставя себя над всеми.

Через 3 года на свет появился следующий сборник, «Это я». В нем было куда меньше влияние французских символистов, а особенности стихотворений позволяли говорить, что автор серьезно прогрессировал. Но до настоящего признания было далеко. Пока Брюсов искал новые способы стихосложения, лирические техники.

После выпуска из университета лирик какое-то время работал в журналах. В тот же период Валерий Яковлевич познакомился с Константином Бальмонтом, с которым долгое время дружил.

В 1900 из-под пера лирика вышел сборник «Третья стража». Тематика полностью отличалась от прошлых циклов. Более того, в работах Брюсова почти не осталось того самолюбования, типичного для ранних опусов.

Еще через 3 года Валерий Яковлевич представил на суд публики сборник «Граду и миру». Следующий цикл произведений Брюсов подготовил после революционных событий 1905 года и русско-японской войны. Он получил название «Венок». К тому моменту лирик был зрелым и умелым.

Примерно в 1904 году Валерий Яковлевич начал издавать собственный литературный журнал под названием «Весы». По строгости отбора материалов, жесткости редакционной политики, издание стало одним из самых авторитетных во всей стране. Однако благодаря такому подходу в журнал попадали только наиболее талантливые произведения.

Фото поэта 1900-х гг.

К середине 10-х годов прошлого столетия Валерий Брюсов из объекта насмешек превратился в действительно авторитетного и важного человека искусства. Не было такого поэта, который бы не знал его имени.

Товарищи-символисты подражали своему старшему коллеге. Практически все они на пути к развитию собственного стиля, так или иначе, попадали под влияние его творчества.

Высокого мнения о Брюсове и его работах были даже идеологические оппоненты. Например, Гумилев, Мандельштам, которые представляли акмеизм — иное, противоположное по смыслу символизму направление отечественного модернизма. Все это говорит о силе его таланта.

К концу десятилетия поэзия переживает не лучшие времена. Интерес к символизму снижается, модернизм как глобальная концепция теряет былую актуальность. На фоне такого спада, Валерий Яковлевич все реже издает журнал. А к 1909 «Весы» и вовсе перестают выходить.

Вместо собственно поэзии, Брюсов перешел к прозе, критике и переводам. Из-под его пера вышел роман «Алтарь победы». 

Фото Брюсова в 1910-е гг.

Когда же началась Первая Мировая, Валерий Яковлевич одним из ранних отправился на фронт, где трудился военным корреспондентом. Освещал события на полях сражений.

Со стихотворным искусством дело не ладилось. Новые произведения не вызывали отклика в сердцах публики. Читатели, в особенности коллеги по цеху и критики, отмечали множество самоповторов в творчестве Брюсова. По их мнению, он исчерпал свой талант.

Однако на самом деле Валерий Яковлевич находился в ситуации глубокого творческого и вообще духовного, личностного кризиса. В том числе связанного с проблемами в жизни.

Пытаясь выйти из состояния творческого кризиса, В. Брюсов взялся за эксперименты. В 1913 и последующих годах он подготовил сборник «Стихи Нелли», часть их которых издать при жизни автор не успел.

Есть сведения, что в порыве поиска себя, Валерий Брюсов стал членом импровизированной масонской ложи. Но так это или нет, точно сказать нельзя. Достоверного подтверждения пока не нашлось.

Революция 1917 года

После коренного слома общественного, политического строя, для всех деятелей искусства настало сложное время. Брюсов, однако, встретил перемены с большим энтузиазмом. С присущей ему активности, он взялся за сотрудничество с советской властью. Одним из первых вступил в партию.

Наладить отношения с большевиками поэт сумел быстро. Литератор, лирик оказался на хорошем счету у руководства государства. Один за другим ему поручали ответственные посты.

В разные годы В. Я. Брюсов заведовал художественными и организационными вопросами. В 1921 по его предложению был создан Высший литературно-художественный институт. Сам же символист стал его первым профессором и ректором. Эти должности мужчина сохранил до самой смерти.

Валерий Брюсов, фото сделано в 1923 г.

Уже через 2 года Валерий Яковлевич принимал активное участие в создании Большой советской энциклопедии, ее первого издания. В последние годы Брюсов славил свершившуюся Октябрьскую революцию.

Огромную роль в его творчестве стали играть политические, общественные мотивы. В отличие от многих конъюнктурщиков, которые стремились выслужиться перед властью и получить теплое место, Валерий Яковлевич всерьез считал, что слом старого капиталистического строя — дело важное и хорошее.

В. Я. Брюсов, 1920-е гг.

Однако стать поэтом нового времени, следующий эпохи, он так и не сумел. Вскоре творчество Валерия Брюсова вернулось в прежнее русло. Его последние стихотворения были пронизаны пессимистическими мотивами. Кроме того, они стали слишком сложными и непонятными.

Широкие массы читателей не могли уяснить, о чем пишет знаменитый лирик. Поэтому в финальные годы Валерий Яковлевич остался практически один. Без сторонников и благодарной публики.

Смерть поэта

Осенью 24-го лирик сильно простудился. Заболевание быстро прогрессировало. 9 октября 1924 Валерий Брюсов умер от крупозного, тяжелого воспаления легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

О любовных отношениях Валерия Яковлевича известно не так много. Точно можно сказать, что он был в браке всего один раз. Его избранницей стала Иоанна Рунт. По происхождению женщина была не то полькой, не то родом из Чехии.

Валерий Брюсов и Иоанна Рунт

Детей пара завести так и не смогла. Супруга была верным спутником и товарищем поэта, помогала ему систематизировать творчество, временами работала в качестве личного секретаря.

Интересные факты

  • С ранних лет Брюсов был азартным игроком. Склонность досталась мальчику от отца, который просадил все семейное состояние на тотализаторе.
  • Валерий Яковлевич был ярым атеистом, причем открытым, что для тех лет считалось чем-то невероятным.
  • Поэт был коллекционером, собирал марки.
  • Первое стихотворение Брюсов сочинил в 8 лет. Продолжил развиваться — в 13. Но лишь после окончания гимназии смог взяться за серьезное творчество.
  • К зрелым годам авторитет Валерия Яковлевича был так велик, что к его мнению, критике прислушивались даже идеологические противники.

Избранная библиография

Произведения Валерия Яковлевича Брюсова, сочинения:

  • «Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893.
  • «Juvenilia» — «Юношеское», 1894.
  • Chefs d’oeuvre: Сб. стихотворений.
  • Me eum esse.
  • О искусстве.
  • Tertia vigilia.
  • Urbi et orbi. Стихи 1900—1903 г.
  • «Stephanos» — «Венок».
  • Земная ось: Рассказы и драм. сцены.
  • Лицейские стихи Пушкина: К критике текста.
  • Огненный ангел: повесть в XVI главах: украшения по современным гравюрами.
  • Пути и перепутья: Собр. стихов.
  • Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества.
  • Далекие и близкие.
  • Зеркало теней: Стихи 1909—1912 г. — Москва.
  • «Алтарь победы», 1913.
  • «За моим окном».
  • Ночи и дни.
  • Стихи Нелли.
  • Семь цветов радуги: стихи.
  • Обручение Даши: Повесть из жизни 60-х годов.
  • Египетские ночи: Поэма в 6 гл.
  • «Девятая камена», 1917.
  • Как прекратить войну.
  • Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам: (стихи 1912—1918 г.).
  • Последние мечты.
  • В такие дни: стихи.
  • Дали.
  • Кругозор: Избранные стихи.
  • Миг: Стихи 1920—1921 г.
  • «Mea» — «Спеши!».
  • Из моей жизни. Моя юность.
Ссылки
  • Страница в википедии

О времени и о себе. Стихи Валерия Брюсова читает Армен Джигарханян (1986)

Праздник жизни Брюса Ли

Прошло 49 лет со дня трагической гибели Брюса Ли. Брюс был звездой с момента своего рождения и добился больших успехов в свои 32 года жизни.


Звезда родилась

Брюс родился 27 ноября -го, 1940 года, в Сан-Франциско. Его родители были в туре с Китайской оперной труппой в США на момент его рождения. Однако он вырос и вырос в Гонконге. Там он снялся в своем первом фильме в возрасте трех месяцев в 19 лет.41. А позже он снялся еще в 20 фильмах в качестве детского актера в Гонконге. В возрасте 13 лет Брюс начал изучать Вин Чун у мастера Ип Мана с 1954 по 1959 год. Удивительным фактом о Брюсе является то, что он был чемпионом и учителем танцев ча-ча.

Жизнь в США

В 1959 году Брюс отправился из Гонконга в США. Ему было 18 лет, у него в кармане было 100 долларов, и он жил в Сан-Франциско, Калифорния. (В то время 100 долларов были эквивалентны примерно 1000 долларов сегодня.) Позже он переехал в Сиэтл, штат Вашингтон. Находясь в Сиэтле, Брюс посещал техническую школу Эдисона и изучал философию в Вашингтонском университете.

Несколько лет спустя, примерно в 1963 году, Брюс открыл свою первую школу боевых искусств кунг-фу. А в 1964 году он открыл вторую школу в Окленде, Калифорния. Обстоятельства и судьба сошлись с Брюсом в том же году, когда его обнаружил голливудский агент. Он демонстрировал свой однодюймовый удар на чемпионате по карате в Калифорнии, где поразил публику и мастеров боевых искусств. Кроме того, в этом же году Брюс женился на Линде. В 1965 году родился Брэндон.

В 1966 году Брюс Ли получил роль Като в телесериале «Зеленый шершень». Брюс не собирался становиться актером, и его миссия заключалась в том, чтобы открыть множество студий кунг-фу по всей территории Соединенных Штатов. А в 19В 67 лет он продолжил свою миссию, открыв третью школу в Лос-Анджелесе в районе Чайнатаун. Но, к большому удивлению и успеху, его маленькая роль на телевидении открыла ему большие двери в Голливуде.

Когда в 1967 году Green Hornet закрыли, Брюс начал давать голливудским звездам уроки джит кунг-до, чтобы пополнить свой доход. Одним из его знаменитых студентов-звезд Голливуда был Стив МакКуин.

Травма, почти закончившая карьеру

В 1969 году Брюс испытал счастье и боль. В этом году у него родилась дочь Шеннон. А в том году он повредил спину. Согласно рассказу Шеннона, Брюс очень серьезно повредил спину. Он тренировался много лет и дошел до того, что перестал разогреваться. А во время выполнения упражнения под названием «доброе утро» он перегрузил штангу и повредил крестцовый нерв.

Его отвезли в больницу и сказали, что он больше никогда не будет заниматься боевыми искусствами и нормально ходить. Получив эту новость, Брюс несколько месяцев был прикован к постели, и, в свою очередь, за это время у него развилась депрессия.

Чтобы справиться с депрессией и оставаться мотивированным и вдохновленным, он прочитал много книг по психическому и физическому восстановлению, физиологии, биомеханике, самопомощи и философии. Из всего этого обучения и исследований Брюс, наконец, решил, что сможет развить свое собственное выздоровление.

Понимание того, что путь к выздоровлению будет колоссальным, Брюсу нужно было вдохновение и мотивация. Итак, на обороте одной из своих визитных карточек он написал: «Иди дальше». Затем он соорудил небольшую деревянную подставку и поставил ее на видное место. Это был способ напомнить ему просто продолжать двигаться вперед изо дня в день, чтобы стать лучше.

Снова в Гонконге

В 1971 году Ли вернулся в Гонконг, потому что ему было трудно найти актерскую работу. Возвращение в Гонконг было огромным вознаграждением, потому что он выпустил и снялся в трех кассовых фильмах, которые позже имели большой успех в Соединенных Штатах. Первым был «Большой босс», собравший 50 миллионов долларов по всему миру. А в 1972 году «Кулаки ярости» собрали 100 миллионов долларов, а «Путь дракона» — 130 миллионов долларов по всему миру. Благодаря успеху этих фильмов на международном уровне они вызвали интерес в Голливуде.

Введите дракона

В 1972 году Брюс начал снимать свой следующий кассовый хит между августом и октябрем «Игра смерти». «Игра смерти» — фильм, в котором Брюс был одет в печально известный желтый комбинезон. Однако «Игра смерти» была отложена до фильма «Выход дракона». «Выход дракона» был важным фильмом для Брюса, потому что он дебютировал как первая постановка между Гонконгом и Голливудом.

Его дебют в Америке был важен. Актерское мастерство было важно для Брюса, чтобы показать свою технику и философию. Самое главное, это был способ сломать китайские стереотипы, существовавшие в Америке. Во времена Брюса американские стереотипы называли азиатов в кино косоглазыми, кривозубыми и неразумными слугами. Поэтому, когда Брюс соглашался на роли на телевидении или в кино, он всегда следил за тем, чтобы продюсеры не хотели, чтобы он каким-либо образом изображал эти стереотипы.

Первостепенное значение, которое Брюс хотел, чтобы люди увидели и знали, заключалось в том, что он человек. Брюс сказал: «Потому что я не хочу быть таким, как говорит Конфуций, но под небом, под небом есть только одна семья. Так уж получилось, чувак, что люди разные».

Брюс Пасс

В 1973 году, 20 июля, в возрасте 32 лет Брюс Ли умер до выхода фильма «Выход дракона». Он умер от отека мозга, вызванного гиперчувствительной реакцией на обезболивающее Equagesic, которое он принимал от головной боли. Он заснул и больше не проснулся.

Брюс Ли стал первым ведущим китайским актером, сыгравшим главную роль в голливудской постановке. «Выход дракона» был снят с бюджетом от 850 000 до 1 000 000 долларов и собрал во всем мире около 350–400 миллионов долларов. Но, к сожалению, Брюс так и не увидел положительного влияния «Выхода дракона» на мир.

Величайший из великих

Брюс Ли использовал боевые искусства, чтобы люди могли найти лучшую версию себя. Чтобы найти лучшую версию себя, вы должны иметь веру и самопознание, а не страх. Брюс сказал: «Всегда будь собой, выражай себя и верь в себя». И «Понять страх — это начало настоящего видения». -Брюс Ли

Брюс видел больше, чем то, что заставляет боевые искусства работать, когда он пишет в Джит Кунг До. Умственное, эмоциональное, духовное и физическое равновесие приводит к гармонии. А гармония — это то, где вы преуспеваете и делаете все возможное.

«Я не мастер. Я ученик-мастер, что означает, что я знаю мастера и опыт мастера, но я все еще учусь. Итак, я студент-мастер. Я не верю в слово «хозяин». Я считаю хозяина таковым, когда гроб закрывают». -Брюс Ли

Покойся с миром Мастер Ли. Ваши учения и философия все еще влияют и развиваются по всему миру.

Чтобы узнать больше о философии Брюса и других личных историях, ознакомьтесь с книгой Шеннон Ли «Будь водой, мой друг».

Эти учетные записи и временные рамки в этой статье были взяты из Фонда Брюса Ли и Google Arts and Culture.

Год из жизни Брюса Уиллиса! — Happy Place Натана Рабина

Читатели этого блога, а также моего второго СЕКРЕТНОГО блога на моей странице Patreon слишком хорошо осведомлены о том, что я переживаю небольшой профессиональный кризис среднего возраста. Я надеялся, что The Joy of Trash будет иметь большой коммерческий успех, который привлечет трафик и доход на сайт, который его породил.

Вместо этого книга показала себя неэффективно, продажи моих ранее успешных книг «Странный Эл» Янкович резко упали, а доход сайта от Patreon близок к рекордно низкому всего за пять лет его существования.

То, что я делаю, просто не работает с точки зрения бизнеса. Обычно я просто продолжаю, потому что я боюсь перемен, а также неудач и успехов, а также пауков и почти всего остального.

К счастью, в Happy Place Натана Рабина, пронесся новый дух, который охватывает будущее и приглашает как читателей, так и покровителей «получить кайф от себя».

Нет, подождите, я перепутал свой сайт с Get High on Yourself, спродюсированным Робертом Эвансом «Вудстоком 1980-х», о котором я пишу в The Joy of Trash.

Новый дух, охвативший Happy Place, — это моя фирменная комбинация вдохновения и отчаяния. Мне нужно сделать что-то новое и необычное, и мне нужно сделать это сейчас, если я когда-нибудь собираюсь достичь своей цели — набрать пятьсот посетителей (на данный момент нас осталось 28) ко Дню святого Валентина.

Мне нравится Счастливое место, но мне кажется, что оно стало слишком регламентированным и предсказуемым. Это просто Travolta/Cage, The Travolta/Cage Project, The Big Whoop и Control Nathan Rabin 4.0 

В этих функциях нет ничего плохого, но они не привлекают новых читателей/покровителей/комментаторов, а также не вызывают восторга у нынешних читателей. сайт.

Итак, я решил заняться чем-то новым и необычным. На моей странице Patreon я начал писать и публиковать ежедневный блог только для постоянных посетителей. Работы много, но пока все идет очень хорошо.

Сейчас люди делают пожертвования сайту, потому что я им нравлюсь и они хотят, чтобы он выжил, но я хотел бы дать покровителям больше за их деньги. Я хочу, чтобы покровители были мотивированы личным интересом, а также щедростью, и создавали больше сообщества.

Стремясь дать вам больше, чем вы ожидаете, я начал проект под названием «Год из жизни Брюса Уиллиса», в рамках которого я посмотрю и напишу обо всех семи фильмах, выпущенных Брюсом Уиллисом в 2021 году.  

Мне, конечно, не нужно напоминать никому из вас, что прошлый год был волшебным годом, когда Уиллис «засветился» в «Космический грех», «Из смерти», «Полночь в просо», «Выжить в игре», «Апекс», «Тупик » и « Крепость». .

Он, несомненно, снял бы гораздо больше фильмов, если бы не COVID 19. Я чертовски хорошо знаю, что я не единственный человек, которому пришла в голову идея написать об этих фильмах.

Когда одна из самых известных кинозвезд в мире, мегазвезда, чьи фильмы собрали более пяти МИЛЛИАРДОВ долларов, делает 7 фильмов в год, люди обратят на это внимание.

Как раз сегодня днем ​​я увидел, что «Половина в сумке» Red Letter Media освещала последние работы Уиллиса. Я знаю, что кто-то создал твиттер-тред, ранжирующий их.

Но я думаю, можно с уверенностью предположить, что больше никто не собирается посвящать ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ СЛОВ и СЕМЬ СТАТЕЙ этому нелепому поп-мусору.

Я не единственный, кто рассказывает о семи не столь великолепных фильмах Уиллиса 2021 года, но я пойду глубже, чем кто-либо другой. Я посмотрел и написал Out of Death, Midnight in the Switchgrass, Fortress, Apex и Survive the Game , и хотя они ужасны в предсказуемо схожих аспектах, я получил удовольствие, пробираясь по пояс в этих мутных водах, и я извращенно взволнован заканчиваю свое путешествие с Космическим Грехом и Тупик.

Во всех фильмах об Уиллисе, которые я до сих пор смотрел, он играл полицейского. Он играл полицейского, готовящегося к пенсии, полицейского на пенсии, бывшего преступника, ставшего заключенным, и агента ФБР и ЦРУ. На данном этапе его карьеры я не уверен, что он осознает, что может играть персонажей, отличных от копов.

Travolta/Cage and The Travolta/Cage Project и The Joy of Trash помогли мне подготовиться к этому путешествию, заставив меня долго и упорно думать о некоторых из самых бессмысленных и малоизвестных фильмов.

Уиллис и Траволта даже планируют снова работать вместе над грядущим триллером Парадиз-Сити, , который скоро появится на ближайшей к вам машине RedBox.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *