Годы жизни августин блаженный: Августин Блаженный биография кратко – творчество и самое важное учение философа Аврелия

Содержание

Августин Блаженный: биография, теории и цитаты

  • 30 Мая, 2019
  • Наука и Техника
  • Violetta Berezina

В интеллектуальном плане Августин представляет собой наиболее полную адаптацию платонической традиции к христианским идеям. Он представил античное наследие в более ограниченном и разбавленном виде, чем многие его грекоязычные современники. Однако его произведения пользовались невероятной популярностью в латинском христианском мире, поэтому его особый синтез христианских, римских и платоновских традиций был определяющим и в более позднее время. Даже современное римско-католическое и протестантское христианство многим обязано Августину, хотя в какой-то мере христианские общины с трудом признавали значение его идей из-за некоторых высказываний, с которыми им трудно было примириться. Например, Августин упоминается как защитник человеческой свободы, а его взгляды на сексуальность были слишком гуманными для христиан того времени.

Краткая биография

Августин Аврелий родился в Тагасте, скромной римской общине в речной долине в 64 км от побережья Средиземного моря в Африке, фактически на задворках Римской империи. Его родители принадлежали к респектабельному классу римского общества, отец был декурионом (членом курии, органа управления), но временами с деньгами у них возникали проблемы. Несмотря на финансовые трудности, им удалось дать Августину первоклассное образование. И хотя у него был еще один брат и сестра, он, похоже, был единственным ребенком, которого отправили на обучение. Сначала он учился в Тагасте, затем в соседнем университетском городке Мадауросе и, наконец, в Карфагене. После непродолжительного преподавания в Тагасте он вернулся в Карфаген, чтобы преподавать риторику, в чем, несомненно, преуспел.

В краткой биографии Августина Аврелия следует отметить, что еще будучи в Карфагене, он написал короткую философскую книгу, целью которой была демонстрация своих достоинств и продвижение по карьерной лестнице. К сожалению, она была утеряна. В возрасте 28 лет, в 383 году амбициозный Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. В качестве преподавателя он там пробыл совсем недолго, после чего получил назначение как имперского профессора риторики в Милане. В то время этот город был резиденцией императора, де-факто столицей Западной Римской империи и местом, где лучше всего было делать карьеру. Однако у Августина это не получилось. Пробыв в Милане всего два года, он подал в отставку с должности преподавателя и после некоторой переоценки ценностей и некоторого периода безделья вернулся в свой родной город Тагаст. Там он присматривал за домом и воспитывал сына, которого ему оставила его давняя возлюбленная (ее имя неизвестно). После смерти сына, когда тот был уже подростком, Августин в возрасте 36 лет буквально против своей воли оказался на службе в качестве младшего священнослужителя в прибрежном городе Гиппон, к северу от Тагаста.

Отношение к христианству

Следует сказать, что Августин Блаженный, биография которого наполнена самыми разными событиями, всегда положительно относился к христианской религии, и крах его карьеры в Милане был связан с усилением религиозности. Все его труды с того времени были обусловлены его верностью определенной форме христианства, как ортодоксальной, так и интеллектуальной. Его единоверцы в Северной Африке с некоторым трудом приняли его отличительную позицию и стиль, и Августин решил присоединиться к «официальной» ветви христианства, одобренной императорами. Литературные и интеллектуальные способности Августина, однако, дали ему возможность сформулировать свое видение христианства таким образом, чтобы отделить его от своих африканских современников. Его уникальным даром была способность писать на высоком теоретическом уровне для самых проницательных читателей и при этом быть способным произносить проповеди со страстью, которой могла бы восхищаться менее образованная аудитория.

Принятие сана

Излагая кратко биографию Августина Блаженного, следует отметить, что став в 391 году «пресвитером» (священником, но с меньшим авторитетом, чем у современного духовенства с таким титулом) в Гиппоне, он в 395 или 396 году получил должность епископа, которую занимал до конца жизни. Гиппон был торговым городом, здесь не было такого богатства или высокоразвитой культуры, как в Карфагене или Риме. Как сказано в его биографии, Августин Блаженный ездил в Карфаген на несколько месяцев в году, чтобы заниматься церковными делами в обстановке, более благоприятной для его талантов, чем в этом городе.

Церковная риторика

В течение следующих 20 лет, с 390-х по 410-е годы, он был занят борьбой за то, чтобы ветвь христианства, которую он представлял, стала в Африке преобладающей. В это время в Карфагене начался церковный раскол. Августин и его коллега в официальной церкви епископ Карфагенский Аврелий вели хитрую и беспощадную кампанию, поддерживая церковных лидеров и римские власти. В 411 году правящий император направил официального представителя в Карфаген для урегулирования ссоры. Публичные дебаты, состоявшиеся в три сессии в течение 1–8 июня с участием сотен епископов с каждой стороны, завершились решением в пользу официальной церкви. Последовавшие юридические ограничения, нацеленные на донатизм, решили борьбу в пользу партии Августина.

Он создал себе репутацию писателя не только в Африке, но и за ее пределами. Его имя было известно в Галлии, Испании, Италии и на Ближнем Востоке, а книги читали по всему средиземноморскому миру. В последние годы жизни он составил каталог своих работ.

Августин умер в 430 году, когда Гиппон осадили вандалы.

Религия в жизни богослова

Если рассматривать кратко биографию Августина Блаженного, философия, которой он придерживался, формировалась в течение всей его жизни. Его мать была крещеной христианкой, а отец принял крещение на смертном одре, когда будущий богослов был подростком. Никто из них не был особо набожным. Согласно его биографии, Августин Блаженный до крещения был зачислен в качестве кандидата в христианскую церковь еще ребенком (в то время, до появления обязательного крещения младенцев, этот ритуал обычно откладывался до часа смерти и использовался, чтобы смыть все грехи своей жизни). Его классическое образование было дополнено чтением Христианских Писаний, затем он присоединился к манихейцам, наслаждаясь их полемикой, в которой он принимал активное участие. Он защищал себя от них и использовал их для политического влияния даже после того, как он утверждал, что отмежевался от их убеждений. Он бросил их, когда оказался в Милане.

Когда Августин принял крещение от рук Амвросия в 387 году, присоединив тем самым религию своей матери к культурным обычаям своего отца, он сумел сделать это своим собственным христианством. Читая платоновские тексты и правильно понимая некоторые из их доктрин, Августин решил для себя, что христианство возможно только в том случае, если он пойдет дальше, чем говорил любой священник. Он решил придерживаться безбрачия, хотя был мирянином. Будучи христианским епископом Гиппона, он решил рассказать историю своей жизни как драму падения и восстания, греха и обращения, опустошения и благодати.

Главные работы

Два труда, самых важных в учении Августина Блаженного, выделяются из остальных тем влиянием, которое они оказали, но у них совершенно разные судьбы. «О граде Божьем» повсеместно читали в его времена и на протяжении всего Средневековья и до сих пор уделяют ему внимание, хотя его невозможно читать без погружения в исторический контекст. «Исповедь» мало пользовалась популярностью в раннем средневековье, но с 12-го века и позже этот труд получил заслуженное признание. И до сих пор можно считать актуальными мысли, которые высказывал Августин Блаженный. Цитаты из его «Исповеди» хорошее тому подтверждение:

Люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной.

Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце?

Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?

Великая бездна сам человек, <…> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они — все три — конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания. Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать.

Красноречивые высказывания не должны казаться истиной потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое — это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, — это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим.Выше правда, которая запрещает, чем власть, которая разрешает.

«Исповедь»

Хотя повествование, излагающее биографию Августина Блаженного, составляет большую часть первых 9 из 13 книг этого труда, автобиография является второстепенной по отношению к основной цели работы. Для Августина «исповедь» — это термин, обозначающий слова религиозной санкции: хвала Богу, вина за себя, исповедание веры. Книга представляет собой богато текстурированные размышления человека средних лет (Августину было около сорока лет, когда он ее написал) о ходе и значении своей собственной жизни. На Августина особенно повлияла мощная интеллектуальная проповедь учтивого и дипломатичного епископа Святого Амвросия, который примиряет для него достоинства интеллектуальной и социальной культуры древности, в которой воспитывался Августин, и духовное учение христианства.

Религия для Августина, однако, никогда не была просто вопросом интеллекта. Для него ритуальная чистота крещения была невозможна без очищения от плотских желаний, что он отразил в своей «Исповеди». В других томах он рассуждает о том, что постоянное изучение Писания и поиск божественной мудрости все еще недостаточны для достижения совершенства, и как епископ Августин примиряется со своими несовершенствами.

«О Граде Божьем»

Спустя пятнадцать лет после того, как Августин написал «Исповедь», Рим подвергся нападению варваров, в 410 году их войска атаковали и захватили Вечный город, удерживая его в течение нескольких дней, прежде чем сбежать на юг Италии. На фоне принятого почти 20 лет назад указа против «язычества» императора Феодосия I в 391 году появилось предположение, что, возможно, Римская империя перепутала своих богов. Возможно, новый христианский Бог был не так могуществен, как казалось. Возможно, старые боги лучше защищали своих последователей.

Трудно сказать, насколько серьезными были эти аргументы, но он увидел в этом возможность для полемики, которую он так долго искал. Поэтому, основываясь на своей философии, Августин Блаженный тут же встал на защиту Божьего пути. В течение следующих 15 лет, тщательно работая над аргументацией, он изложил новый способ понимания человеческого общества.

«Град Божий» разделен на 22 книги. Первые 10 опровергают утверждения о божественной власти различных языческих общин. Последние 12 пересказывают библейскую историю человечества от Бытия до Страшного Суда, то, что Августин представляет как истинную историю Города Бога, которой противопоставляет историю Города Человека, включая историю Рима.

Атака на язычество в первых книгах выглядит очень эффектной; встреча с платонизмом в Книгах VIII – X имеет большое философское значение; и последние книги (особенно Книга XIX, с видением истинного мира) предлагают взгляд на человеческую судьбу, который был весьма убедительным в течение по крайней мере тысячи лет.

«Пересмотры»

Этот труд был написан в последние годы его жизни, по сути, это ретроспектива карьеры, отражающая кратко самое важное в биографии Августина Блаженного. По форме книга представляет собой каталог его работ с комментариями об обстоятельствах их сочинения, а также с отзывами или исправлениями, которые он сделал уже после их написания. Здесь хорошо отражены взгляды самого Августина на его жизнь.

Другие труды

Ни одна из других работ Августина не была также распространена, как два его великих шедевра.

De doctrina christiana (Книги I – III, 396/397, Книга IV, 426; Христианская Доктрина ) была начата в первые годы епископства Августина, но закончил ее он 30 лет спустя. Эта имитация манеры оратора Цицерона излагает теорию толкования Писания и является практическим руководством для будущего проповедника. В Средневековье его использовали как образовательный трактат, утверждающий примат религиозного учения на основе Библии.

Комментарии о Бытие

Повествование о создании книги Бытия имело большое значение в биографии Августина Блаженного. Он написал по крайней мере пять трактатов на эту тему(если считать последние три книги «Исповеди» и Книги XI – XIV «О граде Божьем»). Его De genesi ad litteram был результатом многолетней работы с конца 390-х до начала 410-х годов. Его понятие «буквального» комментария удивит многих современных людей, поскольку в нем мало исторического изложения повествования и много неявных отношений между Адамом и Евой и падшим человечеством. Следует отметить, что подтекстом всех работ Августина в книге Бытия была его решимость подтвердить доброту Бога и самого творения, противопоставляя это манихейскому дуализму.

Проповеди

Почти треть сохранившихся произведений Августина состоит из проповедей — более 1,5 миллиона слов, большинство из которых были записаны писцами во время их произнесения. Многие из них представляют собой простые изложения Писания, прочитанные вслух на богослужениях в соответствии с церковными правилами, но Августин также следовал определенным программам. Есть проповеди на все 150 Псалмов, собранные им в отдельном сборнике, Enarrationes in Psalmos (392–418; Наблюдения за псалмами). Это, пожалуй, его лучшая работа, поскольку он находит в возвышенной духовной поэзии посланий евреев то, что он может последовательно применять к своему взгляду на суровое, реалистичное христианство. Его Трактат на Евангелие от Иоанна представляет собой полный комментарий к наиболее философскому тексту из всех Евангелий. Другие проповеди касаются большей части Писания, но стоит отметить, что Августин почти ничего не сказал о пророках Ветхого Завета, и то, что он говорил о св. Павле, появилось в его письменных трудах, но не в публичных проповедях.

Ранние записи

Следует отметить также его короткие ранние работы, некоторые из которых отражают стиль и манеру цицеронских диалогов с новым, платонизированным христианским содержанием: Contra acadeos («Против академиков»), De ordine («О Провидении»), De beata vita («О благословенной жизни») и Soliloquia. Эти работы не похожи на более поздние церковные писания Августина и широко обсуждаются в связи с их историческим и биографическим значением.

Значение

Влияние идей Августина Блаженного невозможно переоценить. В то время существовали тысячи копий его рукописей, и во многих средневековых библиотеках, имеющих не более нескольких сотен книг, было больше его произведений, чем любого другого автора.

Некоторые из его успехов связаны с неоспоримой силой его письма, а некоторые — с его удачей в поддержании репутации христианства, незапятнанной даже спорами о некоторых из его самых крайних взглядов. Несмотря на все, что он пишет о христианской общине, его христианин стоит один на один с Богом и заключен в уникальное тело и душу, мучительно осознающую не только себя, но и, с большим трудом, других людей.

В теории Августина Блаженного его изолированное «я» в присутствии Бога лишено даже удовлетворения солипсизма: «я» не познает себя до тех пор, пока Бог не соизволит раскрыть людям свою идентичность, и даже тогда нет никакой уверенности, что в этой жизни нет покоя. В какой-то момент в «Исповеди» зрелый епископ с сожалением признает, что «я не знаю, какому искушению я подчинюсь в следующий раз», — и видит в этой неуверенности опасность его души, бесконечную, пока Бог не позовет его домой. Душа переживает свободу выбора и последующее рабство греха, но знает, что божественное Предопределение возобладает.

Похожие статьи

Наука и Техника

Василий Сухомлинский: биография и педагогическая деятельность

Наука и Техника

Аристотель: биография и философия

Наука и Техника

Магеллан Фернан: краткая биография и история жизни великого мореплавателя

Наука и Техника

Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни

Наука и Техника

Чарльз Дарвин: биография, открытия и достижения в науке

Наука и Техника

Ибн Сина Авиценна: биография, вклад в науку

Биография Блаженного Августина – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес

Об авторе

Блаженный Августин – богослов, философ, христианский латинский писатель, отец церкви. Епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке.

Родился 13 ноября 354 года в Тагасте (территория современного Алжира).

Жизненный путь

Августин Аврелий родился в семье язычника. Учился в Тагасте, затем в Мадавре и Карфагене. Здесь он вступил в секту манихеев. По окончании учебы был назначен учителем риторики в провинции, а в 383 году перебрался в Рим. Преподает риторику и посещает лекции епископа Амбросио. В этот период Августин решает окончательно отказаться от язычества.

В 387 году Августин возвращается в Тагасту и два года проводит в монашеском затворничестве. В 391 году получил сан священника из рук епископа Гиппона. До конца своих дней вел непримиримую борьбу с манихейством, донатизмом, пелагианством. Заботился о своей пастве, читал наставления и проповеди. Занимался научной работой, писал трактаты. Жил в монастыре, согласно некоторым данным, писал монастырские уставы.

Умер Августин Аврелий 28 августа 430 года во время осады Гиппона Царского вандалами.

Творческое наследие

Блаженный Августин оставил после себя девяносто три произведения, некоторые из них были безвозвратно утеряны. Среди наиболее значимых трудов следует отметить:

  • «Исповедь»;
  • «О бессмертии души»;
  • «Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия».

Немалый интерес представляет также автобиография Августина и его «Опровержения», в которых философ проводит глубокий анализ всех трудов своей жизни.

Аврелий интересовался философией, писал этические сочинения, изучал тему музыки, педагогики, культуры мышления, вопросы догматики. Написал несколько ярких работ против язычества в Риме. Его работы пользовались большим авторитетом, особенно, у средневековых богословов.

Среди важнейших полемических сочинений Августина следует назвать «De haeresibus». Он уделял много внимания нравственности ранней церкви, объяснял опасность многочисленных религиозных сект, действовавших в то время. Вступал в полемику со своими современниками, рассуждая о душе, ее происхождении, о духе, милостях Христовых, о первородном грехе.

Важную часть творчества Блаженного Августина составляют комментарии к Священному Писанию. Философ оставил после себя сочинения по книге Бытия, о Нагорной проповеди, о Евангелии от Иоанна и других книгах Ветхого и Нового Заветов.

Августин Аврелий оказал большое влияние на развитие богословия. Его учение о благодати, церкви, нравственности определили направление богословской науки на столетия вперед. Творчество писателя отразилось на дальнейшем развитии философии, истории и некоторых философских концепций. Авторский стиль Августина оказал значительное влияние на формирование церковной латыни.

Похожие авторы

Лидия Чарская

Антон Чехов

Александр Грин

Дмитрий Быков

Борис Акунин

признаний | Описание, работа, резюме, значение и факты

Исповедь , также называемая Исповедь святого Августина , духовный самоанализ святого Августина, написанный на латыни как Confessiones около 400 г. н.э. Книга повествует о беспокойной юности Августина и о бурном духовном путешествии, закончившемся примерно за 12 лет до написания книги в гавани Римско-католической церкви. На самом деле произведение является не столько автобиографией, сколько исследованием философского и эмоционального развития индивидуальной души. «Исповедь » открыла совершенно новые горизонты в литературе, и жанр автобиографии многим своим характеристикам обязан Августину.

Хотя автобиографическое повествование составляет большую часть первых 9 из 13 книг Признаний , автобиография является второстепенной по отношению к основной цели произведения. Для Августина «исповедь» — это общий термин для актов религиозно санкционированной речи: восхваление Бога, порицание себя, исповедание веры. Книга представляет собой богато структурированное размышление мужчины средних лет (Августину было около 40 лет, когда он написал ее) о ходе и смысле своей собственной жизни. Дихотомия между прошлой одиссеей и нынешним авторитетным положением епископа подчеркивается в книге многими способами, не в последнюю очередь тем, что то, что начинается как повествование о детстве, заканчивается расширенным и очень церковным обсуждением книги Бытие; прогресс идет от истоков человеческой жизни к истокам человеческого общества.

Еще из Britannica

Святой Августин: исповеди святого Августина

Между этими двумя пунктами внимание большинства читателей привлекает рассказ о грехе и искуплении. Те, кто пытается найти в нем воспоминания великого грешника, неизменно разочаровываются, более того, часто озадачиваются мелкими неудачами, которые занимают автора. Еще большее значение имеет рассказ об искуплении. Особое влияние на Августина оказала мощная интеллектуальная проповедь учтивого и дипломатичного епископа Св. Амвросия, который примиряет для него привлекательность интеллектуальной и социальной культуры древности, в которой воспитывался Августин и мастером которой он был, и духовное учение христианства. Связующим звеном между ними было изложение Амвросием и восприятие Августином избранных доктрин Платона, опосредованных в поздней античности школой неоплатонизма. Августин слушал Амвросия и читал в латинском переводе некоторые чрезвычайно трудные произведения Плотина и Порфирия. Он получил от них интеллектуальное видение падения и подъема человеческой души, видение, которое он нашел подтвержденным в чтении Библии.

Однако для Августина религия никогда не была просто вопросом интеллекта. Седьмая книга Признаний рассказывает о совершенно удовлетворительном интеллектуальном обращении, но необыкновенная восьмая книга делает еще один необходимый шаг вперед. Августин не мог заставить себя стремиться к ритуальной чистоте крещения, не очистившись до крайней степени от желаний плоти. Для него крещение требовало отказа от сексуальности во всех ее явных проявлениях. Рассказ о Confessions  показывает, как Августин формирует волю к отказу от сексуальности посредством чтения писем Святого Павла. Решающая сцена происходит в саду в Милане, где детский голос, кажется, предлагает Августину «брать и читать», после чего он находит в писаниях Павла вдохновение вести целомудренную жизнь.

Остальная часть Исповедей  в основном является размышлением о том, что непрерывное изучение Писания и стремление к божественной мудрости все еще недостаточны для достижения совершенства и как Августин, будучи епископом, примиряется со своими несовершенствами. Он пропитан языком из Библии и представляет собой работу большой силы и мастерства.

Джеймс О’Доннелл

Биография святого Августина

 

Личный опыт

Святой Августин Гиппопотам родился 13 ноября 354 года в городе Фагасте, на северном побережье Африки, на территории современного Алжира. Северная Африка была частью Римской империи, хотя и считалась чем-то вроде заводи, далекой от центров имперской власти. Отец Августина, Патриций (или Патрик), был

декурио, мелким чиновником Римской империи. Однако позиция была далека от гламурной, потому что decurio должен был выступать в качестве покровителя своего сообщества и компенсировать любую нехватку налогов, собранных с региона. Эта ответственность, вероятно, создавала постоянную нагрузку на финансы семьи и может объяснить утверждения Августина о том, что его семья была бедной. У Августина был по крайней мере один брат Навигий и по крайней мере одна сестра, но мало информации о его братьях и сестрах.

Патриций был язычником, приверженцем римской гражданской религии. Мать Августина, Моника (иногда пишется Монника), была воспитана как христианка. Хотя Патриций относился к христианству прохладно, он позволил Монике воспитать детей пары как христиан, и он, наконец, обратился в христианство перед своей смертью. Пример горячей веры его матери оказал сильное влияние на молодого Августина, которое будет сопровождать его на протяжении всей его жизни. Напротив, Патриций оказал относительно небольшое влияние на характер Августина, и Патриций появляется в

Признания как далекая и неопределенная фигура.

Августин рано подавал надежды в школе, и, следовательно, его родители экономили и экономили, чтобы купить сыну хорошее римское образование в надежде обеспечить ему успешную карьеру. Его отправили в соседний город Мадаура для дальнейшего обучения, но нехватка денег вынудила его вернуться домой в Тагасте на год, в то время как его отец пытался накопить больше денег на обучение. Августин описывает себя как распутного юношу, не сдерживаемого родителями, которых больше заботили его успехи в школе, чем его личное поведение.

Когда Августину было около 16 лет, родители отправили его учиться в университет в Карфагене, крупнейшем городе региона. Там он изучал литературу и поэзию, готовясь к карьере ритора, профессионального оратора и учителя риторики. Вскоре после того, как Августин прибыл в Карфаген, его отец умер, и Августин стал номинальным главой семьи. В Карфагене он завел домашнее хозяйство с наложницей, матерью его сына Адеодата, родившегося около 372 года. В этот период он прочитал книгу, с которой начался его духовный путь: Цицерон Hortensius, , который, по его словам, вдохновил его на желание искать истину, в какой бы форме он ни нашел ее. В Карфагене Августин также столкнулся с манихейством, религией, которая доминировала в его жизни в течение следующего десятилетия. Августина привлекала четкая разделительная линия манихейства между добром и злом, его высокоинтеллектуальная мифология и строгие моральные стандарты.

После того, как Августин закончил учебу, он ненадолго вернулся в Фагаст, чтобы преподавать, но вскоре вернулся в Карфаген, где возможностей было больше. Августин стал успешным оратором и учителем. Воодушевленный богатыми друзьями-манихеями, он переехал в Рим в 383 году, надеясь продвинуться по карьерной лестнице. Рим оказался разочаровывающим, но таланты Августина привлекли внимание римского чиновника, который рекомендовал Августина на должность публичного оратора имперского города Милана.

В 384 году Августин переехал в Милан, где услышал проповедь епископа Амвросия. Августин всегда считал христианство интеллектуальным недостатком, но применение Амвросием неоплатонических идей к толкованию христианских писаний, представленное знаменитым красноречием Амвросия, привлекло внимание Августина. Августин неуклонно разочаровывался в манихействе, и влияние Амвросия побудило его порвать с манихейством. Августин сам читал произведения неоплатоников, и это чтение произвело революцию в его понимании христианства.

Тем временем карьера Августина процветала, и его мирские перспективы были блестящими. Его мать последовала за ним в Милан и устроила выгодный брак с девушкой-христианкой из хорошей семьи, потребовав от Августина отослать его наложницу. Осенью 386 года он пережил обращение, которое убедило его отказаться от своей карьеры и перспектив женитьбы, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Он провел зиму с группой друзей-единомышленников, удалившись от мира, читая и обсуждая христианство. На Пасху 387 года он был окончательно крещен епископом Амвросием. На обратном пути в Африку его друзья и семья задержались в прибрежном городе Остия, где Моника заболела и умерла. Рассказ о жизни Августина, изложенный в Confessions заканчивается там, когда Августину было около 35 лет, но дело его жизни только начиналось.

В 389 году Августин вернулся в Тагасте, где жил в своем родовом поместье в небольшой квази-монашеской общине. Но таланты Августина продолжали привлекать внимание. В 391 году он посетил город Гиппон Региус, примерно в 60 милях от Фагасте, чтобы основать монастырь, но в итоге христианская община призвала его в сан священника. В 395 году он стал епископом Гиппона. Следующие 35 лет он проповедовал, служил мессу, разрешал местные споры и служил своей пастве. Он продолжал писать и прославился во всем христианском мире своей ролью в нескольких спорах.

В этот период христианская церковь в Северной Африке разделилась на две противоборствующие фракции: донатистов и католиков. В начале 300-х годов африканская церковь подвергалась имперским преследованиям, и некоторые христиане публично отказались от своей веры, чтобы избежать пыток и казни, в то время как другие приняли мученическую смерть за свою веру. После окончания гонений католики вновь приняли тех христиан, которые публично раскаялись в отречении от своей веры. Но донатисты настаивали на том, что любой, кто хочет воссоединиться с церковью, должен будет креститься заново. Кроме того, они отказывались признавать каких-либо священников или епископов, кроме своих собственных, полагая, что католические епископы были рукоположены предателями. К 390-х годов конфликт перерос в насилие, когда преступники-донатисты напали на католических путешественников в сельской местности.

Сначала Августин пытался вести дипломатию с донатистами, но они отказались от его предложений, и он поддержал применение против них силы. Римское правительство запретило донатизм в 405 г., но конфликт продолжался до 411 г., когда сотни донатистов и католических епископов встретились в Карфагене на слушаниях перед имперским комиссаром Марцеллином, другом Августина и католиком. Августин, бывший ритор, красноречиво аргументировал позицию католиков, и Марцеллин принял решение в их пользу. Донатизм был подавлен суровыми юридическими наказаниями. Представление Августина о католицизме как институте, который может процветать, несмотря на несовершенство верующих, позже стало окончательным утверждением о роли и цели церкви.

Пока полемика вокруг донатистов была в самом разгаре, римский мир постигла катастрофа. В 410 году Рим, символическая столица империи, господствовавшей в известном мире сотни лет, был разграблен и сожжен армиями вестготов, североевропейских варварских племен. Многие люди по всей империи считали, что падение Рима ознаменовало конец цивилизации, какой они ее знали. В ответ Августин начал писать свой величайший шедевр, Город Божий против язычников, , над которым он работал 15 лет. В

Граде Божием, Августин противопоставляет небесный и вечный Иерусалим, истинный дом всех христиан, преходящей мирской власти, представленной Римом, и тем самым формулирует совершенно новое христианское мировоззрение.

Примерно во время падения Рима в церкви началось движение под названием пелагианство, призывавшее к фундаментальному обновлению духовной и физической дисциплины. Его основатель, британский монах по имени Пелагий, прочитал мольбу Августина к Богу в 9 в.0041 Исповедь, «Дай, что прикажешь, и прикажи, что пожелаешь» (10.29). Пелагиус был в ужасе от очевидной человеческой беспомощности, которую, казалось, подразумевали слова Августина. Если люди не способны быть добрыми без Божьей помощи, то какой смысл в свободной воле человека? Пелагиус утверждал, что люди могут решить достичь нравственного совершенства исключительно силой воли — и не только могут, но и должны.

Августин, с другой стороны, утверждал, что ни один человек не может рассчитывать на достижение чего-либо подобного нравственному совершенству; человеческая воля была безвозвратно испорчена первородным грехом. Христиане могут и должны стремиться к добру, но они должны также осознавать свое падшее состояние и свою зависимость от благодати Божией.

И снова Августин представил победивший аргумент: Пелагий был официально осужден в 416 г. и отправлен в изгнание. Но пелагианство оставалось влиятельным, и Августин провел свои последние годы, ведя заочные дебаты с умным и красноречивым защитником пелагианства, Юлианом Экланским. Среди прочего, Августин и Юлиан расходились во мнениях о природе человеческой сексуальности. Августин отождествлял начало полового влечения с началом человеческого непослушания, первородным грехом Адама и Евы, запятнавшим все человечество. Юлиан, однако, не мог принять идею первородного греха. Он настаивал на том, что половое влечение — это просто еще одно из телесных чувств и что Божья справедливость не накажет весь человеческий род за непослушание одного человека.

В своих дебатах с пелагианами Августин затронул еще один сложный вопрос — вопрос о предопределении. Поскольку Августин утверждал, что только благодать Божья может привести людей к спасению, вопрос о том, как Бог избрал тех, кто будет спасен, стал первостепенным. Августин утверждал, что спаслись лишь несколько человек, и только Бог знает, кто спасся, а кто нет. Это утверждение вызвало своего рода восстание среди нескольких французских монашеских общин в 428 г. Если кто-то мог совершать героические акты самоотречения и духовного посвящения, как это делали монахи, но при этом не знать, спасен ли он, то какой смысл пытающийся? В ответ на письма монахов Августин признал, что предопределение было трудным вопросом, но отказался уступить. Предопределение не означало, что человек может безопасно отказаться от духовного стремления; стойкость в вере была одним из Божьих даров людям.

В 429 году в Северную Африку вторглись вандалы, еще одно варварское племя из Европы. Летом 430 г. вандалы осадили город Гиппон; Августин заболел в августе. По словам его биографа Поссидия, Августин провел последние дни своей жизни, изучая покаянные псалмы, которые он повесил на стенах своей комнаты, и оплакивал свои грехи. Он потребовал, чтобы никто не посещал его, дав ему непрерывное время для молитвы. Августин умер 28 августа 430 года в возрасте 75 лет, поэтому он не дожил до того, как вандалы захватили Гиппона в 431 году. Мир, который знал Августин, старая Римская империя, которая воспитала его, даже когда он сожалел о ней, была искренне подходит к концу. Августин сыграл огромную роль в формировании пришедшего ему на смену мира, христианизированной цивилизации средневековой Европы.

Основные работы

Августин был плодовитым писателем, написавшим более 300 проповедей, 500 писем и множество других работ на самые разные темы. Многие из этих работ еще не переведены на английский язык, хотя в настоящее время ведется масштабный переводческий проект. Сознавая, что он оставляет после себя большой и влиятельный объем работ, Августин приступил к систематизации и пересмотру своих сочинений ближе к концу своей жизни в своих Retractiones (Retractions, 427).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *