Из-за чего Аристотель спорил с Платоном, и Что известно про его главные добродетели
Аристотель оказал колоссальное влияние на западное интеллектуальное развитие, и особенно на философию. Масштабы его исследований захватывают дух. Он писал об этике, политике, риторике, логике, поэзии, всех видах науки – химии, физике, биологии, логике, языке, математике и многом другом. И несмотря на то, что его работы по науке давным-давно устарели, его труды по логике, риторике и тому, что часто называют «этикой добродетели», пользуются огромной популярностью даже на сегодняшний день. О том, как жил великий философ и в чём заключалась его добродетель – далее в статье.
Краткая биография
Слева направо: Аристотель кисти Рафаэля. \ Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.
Аристотель родился в греческом королевстве Македония около 384 года до нашей эры, недалеко от города Салоники. Его отец был врачом царя Македонии, и большая часть раннего образования будущего философа была посвящена медицине и биологии – предмету, который завораживал и влиял на него всю оставшуюся жизнь.
Когда ему было около восемнадцати лет, он отправился в Афины, чтобы продолжить своё образование в Академии Платона. После смерти Платона, примерно двадцать лет спустя, Аристотель покинул Афины, чтобы обучать Александра Македонского в Македонии, прежде чем снова вернуться в Афины и основать свою собственную школу – Лицей. Именно в этот поздний период своей жизни он читал лекции и написал многие из своих самых известных работ по философии и науке, включая физику, метафизику, политику и Никомахову этику.
Книги по этике
Школа Аристотеля в Миезе, Македония, Греция. \ Фото: wikimedia.org.
Есть две книги, в которых излагаются взгляды Аристотеля на этику. Обе, по-видимому, представляют собой компиляции заметок из «пешеходных лекций», которые он читал большую часть дня в Лицее и его окрестностях, и обе содержат примерно один и тот же материал. Наиболее широко известной и читаемой является «Никомахова этика», название которой происходит от имени сына Аристотеля, Никомаха, который редактировал эту книгу.
Другая книга – «Эвдемоническая этика», опять же названная в честь её редактора. Тот факт, что Аристотель написал книгу, полностью посвящённую этике, сам по себе был новаторским. Другие философы, такие как Платон, в своей книге под названием «Государство» (или как многие её называют «Республика») и Сократ в целом также обсуждали вопросы этики и морали, но обычно в контексте более широких работ. По мнению некоторых учёных и историков, именно обучение Аристотеля биологии привело его к классификации и анализу каждой темы, чтобы увидеть, как она работает и влияет на окружающий миру, и этот метод он использовал и в отношении этики.
Слева направо: Бюст Аристотеля, римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.), автор оригинала — Лисипп. \ Статуя Аристотеля в Миезе, на территории Нимфеона.
В своём этическом исследовании Аристотель рассмотрел, что из себя представляет добро. Он не был удовлетворён платоновской концепцией добра, потому что она была слишком абстрактной и всеобъемлющей.
Аристотель искренне не понимал, как одно понятие «хорошего» может охватывать всё: от хорошего дома до хорошей лошади и хорошей человеческой жизни. Более того, такая абстрактная идея добра имела мало практической пользы. Именно поэтому он стал использовать более научный подход, чтобы понять смысл хорошей жизни. Это требовало изучения как человеческого характера, так и условий и обстоятельств, которые делали жизнь в целом хорошо прожитой. Для этого, как и для других своих исследований, он начал свой анализ с размышлений о причинах и целях.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что известно про Конфуция и его философию: Интригующие факты о прилежном семьянине >>
Четыре причины
Аристотель утверждал по аналогии с работой по дереву, что вещь приобретает свою форму от четырёх причин: материальная причина, формальная причина, эффективная причина и конечная причина. \ Фото: en.wikipedia.org.
Как в своей философии, так и в науке Аристотель анализировал вещи с точки зрения четырёх причин (не в буквальном и широко известном нам смысле).
Первая — это материальная причина, которая соответствует тому, из чего что-то сделано. Вторая — это формальная причина, которая обозначает структуру или схему вещи. Третья — это конечная причина, которая указывает, какова цель или цель чего-либо. И последняя — это эффективная причина. Третья причина, называемая телос, является наиболее полезной для понимания философии Аристотеля и подразумевает под собой «конечную цель», а также вопрос о том, в чём же на самом деле заключается смысл существования человека.
Процветание
Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», центральные фигуры это Платон, указующий на небо, и Аристотель, указывающий на землю. \ Фото: cdn.thinglink.me.
Ответ Аристотеля состоял в том, что «эвдемония» была целью или телосом человеческой жизни. Эвдемония — это греческое слово, которое не имеет прямого перевода. Иногда его переводят просто как счастье, но как правило, подобный перевод вводит в заблуждение, поэтому, более близким переводом является «процветание» и «благополучие».
Чтобы объяснить термин «процветания», Аристотель предлагал своим читателям обратить внимание на растения. Когда у растения хорошая почва, достаточно солнечного света и воды, оно полно жизни, становится сильнее и полностью раскрывает свой потенциал. Когда эти условия не соблюдаются, рост растения замедляется.
Аристотель отметил, что уровень грунта Эолийских островов изменился перед извержением вулкана. \ Фото: bing.com.
Тем не менее, данное понятие гораздо сложнее и многограннее в отношении человека и его жизни. Эвдемония не сводится к простым повседневным вещам, которые человек выполняет ежедневно: сесть в автобус, пойти на работу, сходить на обед, отправиться в магазин, провести время с семьёй, придаться близости – поскольку всё это и многое другое временно, как правило, не придаёт жизни особого существенного смысла, а значит, не имеет ничего общего с стремлением человека к достижению счастья. Исходя из всего этого, Аристотель пришёл к тому же выводу, что и Сократ: жить добродетельной жизнью, руководствуясь разумом — это то, что ведёт к эвдемонии.
Слева направо: Фронтиспис к версии 1644 года Истории плантарума Теофраста, первоначально написанной около 300 года до н.э. \ Среди многих новаторских зоологических наблюдений Аристотель описал репродуктивную гектокотильную руку осьминога (внизу слева).
Поскольку эвдемония — это цель всей человеческой жизни, она является не средством достижения цели, а самоцелью. Вид счастья, который приходит из состояния эвдемонии, ближе к удовлетворённости и совершенно отличается от удовольствия. В своей философии Аристотель не отрицает, что удовольствие важно; на самом деле, он говорит, если люди не получают удовольствия от жизни, они не могут процветать. Однако он говорит, что удовольствие — это результат хорошей жизни и само по себе не может быть целью. Он размышляет о том, приносят ли честь или слава удовлетворение, но отвергает их, поскольку они находятся вне контроля индивида. Истинная эвдемония самодостаточна и должна быть достижима независимо от почестей, оказываемых другими людьми.
Слева направо: Гравюра на дереве с изображением Аристотеля, на котором ездит Филлис, Ханс Бальдунг, 1515 год. \ Исламское изображение Аристотеля, около 1220 года.
Аристотель также отвергает богатство, поскольку его недостаточно для истинного процветания. В конечном счёте, он приходит к выводу, что эвдемония достигается активной жизнью, которая развивает природные способности и таланты не только как отдельных личностей, но и как людей в полной мере. Быть лучшим человеком — значит быть самым добродетельным. Чтобы стать добродетельным, человек должен использовать разум, дабы распознавать, изучать и применять добродетели.
Моральная добродетель и Золотая середина
Аристотель, обучающий будущего завоевателя Александра, иллюстрация Чарльза Лапланта, 1866 год. \ Фото: google.com.
В своей этике Аристотель не пытался убедить морального скептика в необходимости быть добродетельным, как это намеревался сделать Платон в «Республике».
Вместо этого он разговаривал с людьми, у которых уже есть некоторый интерес и опыт в этических рассуждениях, и поэтому он сосредотачивается на обсуждении того, как использовать разум для понимания и практики добродетели. Аристотель делит добродетели на два типа: моральные и интеллектуальные добродетели, которые являются основой хорошей жизни.
Платон и Аристотель. \ Фото: kulturakademiet.net.
Аристотель считал, что в сфере действия моральные добродетели находятся между двумя противоположными пороками. С одной стороны, порок — это избыток этой характеристики, а с другой — её недостаток. Типичный пример — мужество, где недостаток мужества — это трусость, а избыток — глупость или опрометчивость. Другой пример — щедрость, где избыток означает расточительность, а недостаток — жадность. Это одна из самых известных частей философии Аристотеля: Золотая середина. Используя этот принцип и разум, человек может различать, определять и классифицировать добродетели.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как колыбель демократии Греция стала матерью «драконовских законов», и зачем их писали кровью >>
Применение добродетели
Аристотель с бюстом Гомера, Рембрандт, 1653 год.
\ Фото: bing.com.
Аристотель проводил различие между теоретическим знанием того, что нужно делать правильно, и практической способностью поступать правильно. Это означает, что в дополнение к обучению добродетелям, пока человек растёт, он также должен практиковаться в использовании добродетелей – поступать правильно до тех пор, пока они не станут второй натурой и доставят удовольствие. Философ также признавал важность воспитания хороших привычек для ведения этичной и, в конечном счёте, счастливой жизни.
Слева направо: Аристотель, Франческо Айец (Хайес Франческо), холст, масло, 1811 год. \ Аристотель, Иоганн Якоб Дорнер Старший, холст, масло, 1813 год.
По мнению Аристотеля, нельзя стать более терпеливым, просто узнав, что это правильно, человек должен применять то, чему он научился, на практике в реальных жизненных ситуациях. Нельзя стать более терпеливым, пытаясь быть таким в ситуациях, когда терпению бросают вызов. Разум может направлять, но человек всё равно должен действовать.
В отличие от более поздних религиозных мыслителей, Аристотель признавал, что в этике существует несколько абсолютов. Не существовало абсолютных правил поведения, которые могли бы охватить все возможные ситуации, и такой список в любом случае имел бы мало практической пользы. То, что даёт нам Аристотель — это этическая основа, своего рода эвристика, которую можно применять в различных ситуациях. Он считал, что золотая середина любой данной добродетели различна в разных обстоятельствах.
Наследие
Слева направо: Аристотель, Юстус ван Гент, панно, написанное маслом, около 1476 года. \ Филлис и Аристотель, Лукас Кранах Старший, панно, написанное маслом, 1530 год.
Аристотель жил в обществе, совершенно отличном от нашего, и некоторые из социальных принципов и норм, которые он поддерживал, неприемлемы по современным стандартам. Тем не менее, его этические идеи могут быть актуальны и полезны даже сегодня. В последние годы этика добродетели Аристотеля была заново открыта как альтернатива деонтологическому мышлению Канта и утилитарному моральному мышлению Милля, не говоря уже о более абсолютных идеях о добре и зле, общих для религиозной мысли.
Более того, акцент Аристотеля на развитии морального характера и стремлении к эвдемонии — это освежающий взгляд на хорошую жизнь, у которого современное общество, чрезмерно сосредоточенное на фальшивых добродетелях экономического успеха и материалистических достижений, могло бы многому научиться.
Рельеф Аристотеля и Платона, Лука делла Роббиа, Флорентийский собор, 1437-1439 годы. \ Фото: i.pinimg.com.
Несмотря на то, что этика Аристотеля может показаться немного эгоцентричной, он считал, что практика добродетелей не только приведёт к тому, что мы полностью раскроем свой потенциал как личности, но и создаст лучшее общество, поскольку эти два аспекта неотделимы друг от друга. Таким образом, идея о том, что человек — социальное животное, переносится из этики Аристотеля в его политику, которую он также досконально изучил и описал.
В продолжение темы, читайте также о том, что Платон зашифровал в своих текстах про загадочную Атлантиду, или история о таинственной цивилизации на Земле, о существовании которой до сих пор ведутся споры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Аристотель — не только театровед
25 веков театроведения
Аристотель — не только театровед
Вадим Максимов
Философские воззрения Платона и Аристотеля являются альтернативными в силу того, что оба пользуются близкой терминологией, развивают в противоположных направлениях общую проблематику.
Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира на севере Греции. И отец, и мать его принадлежали к семьям врачей. Эта сфера знаний, несущественная для Аристотеля, тем не менее наложила на него свой отпечаток: можно допустить утилитарные медицинские толкования предложенных им философских терминов.
После ранней смерти его отца опекуном Аристотеля становится муж его сестры Проксен Атарнейский. Первые семнадцать лет жизни прошли в Пелле при македонском дворе. Для мировоззрения Аристотеля характерно постоянное мироощущение «чужака».
В Македонии он был иностранцем, после 17 лет в Афинах – «македонцем».
Характерно, что за предшествующие появлению Аристотеля 20 лет существования Академии там не было ни одного выходца из Македонии. Не менее важно, что, когда Аристотель появился в Академии, Платона там не было. Последующие три года Платон пребывал на Сицилии, тщетно приобщая к философии молодого Дионисия II.
К моменту возвращения Платона Аристотель, стремительно развиваясь, уже играл там значительную роль – не только ученик, но и преподаватель, лидер собственного кружка. Он ввел в Академию новую для нее дисциплину – риторику.
Академия воспитывала людей, которые являлись не только философами, но и политиками, и общественными деятелями. Друг Аристотеля Евдем, бежавший от тирании на Кипре, в 354 г. участвовал в организации свержения тирании Дионисия II в Сицилии и погиб (Аристотель откликнулся диалогом «Евдем, или О скорби»). Ученик Аристотеля и его племянник Каллисфен был оставлен в 335 г.
Аристотелем при дворе Александра Македонского, но через несколько лет обвинен Александром в заговоре и казнен (Феофрасту принадлежит сочинение «Каллисфен, или О скорби»).
Между Аристотелем и Платоном естественно возникло соперничество, но скорее между их учениками. Это соперничество имело чрезвычайно продуктивные результаты для обоих. Аристотель покидает Афины в 347 г., вскоре после смерти Платона – вследствие обострения антимакедонских настроений. И оказывается при дворе Александра.
В 335 г. после восьми лет пребывания при македонском дворе он возвращается в Афины. Основанная им школа в Ликее приобретает целостный характер только при его преемнике Феофрасте – школа перипатетики (перипатос – место для прогулок).
После внезапной кончины Александра Македонского в 323 году в Афинах усилились антимакедонские настроения. Аристотель, возвышение которого зависело от македонской гегемонии, бежит в родное имение в Халкиде, где умирает через несколько месяцев. Созданный им Ликей в течение 35 лет успешно возглавлял его любимый ученик Феофраст из Эреса.
Философские воззрения Платона и Аристотеля являются альтернативными в силу того, что оба пользуются близкой терминологией, развивают в противоположных направлениях общую проблематику.
В «Поэтике» Аристотель использует основные термины, интерпретируемые ранее Платоном. Понятие «мимесис», используемое Платоном, Аристотель делает основным в «Поэтике». С помощью средств, способов и предметов мимесиса им создана систематизация видов и жанров искусства, при этом выявлено уникальное место театра. А главное – утверждена граница между искусством и не искусством. Искусство – это всегда «подражание», но подражание не абстрактным действительности или природе, а мифу (мифосу), который для древнего грека всегда конкретен. Если по этой схеме сформулировать альтернативное понимание Платона, можно сказать так: искусство – это подражание подражанию. А у Аристотеля: подражание действию.
Ключевым понятием трагедии становится катарсис. Аристотель не дает формулировок, так как понятие в те времена общераспространенное.
От Аристотеля мы знаем, что очищение происходит «посредством сострадания и страха», то есть того, на чем строится трагедия. Платон в «Федоне» говорит об очищении как возможности различить тех, кто способен к научному или сакральному знанию («теориа»), и тех, кто на это не способен. У Аристотеля катарсис в трагедии очищает всех.
В катарсисе происходит разрешение конфликта трагедии и преображение зрителя не моральное, а эстетическое.
Несмотря на то, что основные понятия «Поэтики» лежат в основе современного театроведения, из ее текста выводятся также ложные понятия. Очевидный пример – «завязка» и «развязка», которых нет в «Поэтике». В XVIII главе есть понятия «десис», который соответствует действию от начала до кульминации, и «лисис» – от кульминации до конца. Понятия Аристотеля подразумевают не отдельные события, а продолжительность действия. Зато у Аристотеля есть понятие «узел», которое соответствует нашему понятию «конфликт». О нем Аристотель пишет: «Называть трагедии различными или одинаковыми мы вправе не по чему иному, как по их сказанию [мифос], – то есть они одинаковы, если в них одинаковы узел [плокэ] и развязка [лисис].
Многие завязывают узел хорошо, а развязывают плохо. А нужно всегда преуспевать и в том, и в другом». (1456 а 7. Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 141).
Практически все переводчики «Поэтики» на русский переводят слово «плокэ» как завязка. Что выглядит абсурдно, так как десис и плокэ получают одинаковый перевод. Михаил Гаспаров дает перевод «узел». Дословное значение: плетение, сплетение, а также – коса. Таким образом, можно утверждать, что понятие «конфликт» введено Аристотелем.
Вадим Максимов
Все «25 веков театроведения»
Эндрю Карнеги Альфред Здание Карнеги | Аристотель Аристотель, наряду с Платоном и Сократом, известен как один из великих мыслителей древнего мира. Он родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира в Македонии. Его отец занимал должность личного врача короля Македонии. В 367 г. до н.э. Аристотель покинул свой дом, чтобы поступить в Академию Платона, где он оставался почти двадцать лет, сначала в качестве ученика, а затем в качестве учителя. Платон явно любил Аристотеля, однажды заявив, что он был «интеллигенцией школы». Когда Платон умер в 347 г. до н.э., Аристотель покинул академию, заявив, что он не согласен с упором на математику в учебной программе, но, скорее всего, потому, что он был возмущен тем, что Платон назначил своего племянника своим преемником и проигнорировал Аристотеля. Однако, возможно, из-за того, что его отец занимался медициной, философия Аристотеля делала основной упор на биологию, в отличие от Платона, который делал упор на математику. Аристотель переселился в Малую Азию, где правил его друг Гермий. Когда Александр Македонский стал царем Македонии в 336 г. до н.э., Арицтотель вернулся в Македонию и открыл свою собственную школу – лицей. Конспекты лекций Аристотеля из Ликея и Платоновской академии охватывали курсы почти по всем отраслям знания и искусства. Тексты, на которых держится репутация Аристотеля, в значительной степени основаны на этих конспектах лекций, которые были собраны и систематизированы более поздними редакторами. Его партнер по науке, Теофрас, позже сменил его на посту главы Ликея. г. Сочинения Аристотеля были утеряны на Западе после заката Рима. В течение 9арабские ученые представили исламскому миру Аристотеля в арабском переводе. До 20 века логика означала логику Аристотеля. До эпохи Возрождения и даже позже астрономы и поэты одинаково восхищались его концепцией геоцентрической вселенной и построением физического мира, основанного на четырех элементах (земля, вода, воздух и огонь). Зоология основывалась на идеях Аристотеля, пока английский ученый Чарльз Дарвин не модифицировал учение о неизменности видов в XIX веке.
Университет Эндрюса. Microsoft® Encarta® Online Encyclopedia 2005 | Котировки
Ссылки
|
Эта страница является частью проекта | ||
| Дом Авторы Заголовки Поиск по ключевому слову Ссылка |
| |

э.)
В конце концов он женился на племяннице и приемной дочери Гермия Пифиаде. Затем он отправился на Лесбос, где изучал биологию и естествознание. Там он познакомился с Теофрасом, который стал соавтором Аристотеля. В 343 г. до н.э. Аристотеля пригласили воспитателем Александра, сына царя Филиппа Македонского. Молодой Александр позже стал Александром Великим. Он обучал принца не менее двух лет, но вскоре расстался из-за разногласий, которые повлияли на обучение Александра.
Александр умер в 323 г. до н.э. пока на Дальнем Востоке. В Афинах стали возникать антимакедонские настроения, и Аристотель удалился в родовое поместье на Эвбее. Он больше не чувствовал себя в Афинах в безопасности из-за своей близости с Александром. Антимакедонцы считали Аристотеля антигреком и обвиняли его в «нечестии» — том же обвинении, которое привело к казни Сократа много лет назад.
Аристотель умер в 322 г. до н.э. в возрасте 63 лет.
век. В 20 веке метод Аристотеля получил новое признание и его значение для образования, литературной критики, анализа человеческих действий и политического анализа.
Он родился в городе Стагира в Македонии. Его отец, Никомак, был личным врачом царя Македонии Аминты; позже Аристотель в течение нескольких лет был наставником внука Аминты: Александра (позже известного как Александр Великий).
