Краткое содержание драмы Бесприданница Островского А.Н.
| БЕСПРИДАННИЦА Драма в четырех действиях Действие первое |
В большой город Бряхимов на Волге прибывает Сергей Сергеевич Паратов — блестящий барин, судовладелец. Купцы Кнуров и Вожеватов обсуждают его приезд. Потом переходят к обсуждению семьи Огудало-ных: Харита Игнатьевна выдала замуж двух дочерей: одну муж, кавказский князь, зарезал из ревности; у другой муж оказался шулером. Теперь младшую, Ларису Дмитриевну, собираются выдать замуж за ничтожного чиновника Карандышева. Лучшей партии не подобрать — у семьи «нет средств». На устройство вечеров для холостых молодых людей ловкая Харита Игнатьевна берет деньги с богатых купцов. Купцы относятся к Ларисе, как к игрушке: хорошо бы с ней развлечься, но только не жениться! Кнуров женат, а Вожеватову нужна солидная партия — с приданым. Из разговора становится ясно, что Лариса была влюблена в Паратова.
Лариса беседует с Карандышевым. Ему хочется похвастаться перед «избранным обществом» своей женитьбой на красивой девушке. Он даже приглашает к себе «лучших людей» на обед. Лариса уговаривает его ехать в деревню. Она опасается, что в ней вновь вспыхнет чувство к блестящему барину — Паратову.
Сергей Сергеевич прибывает в город — в честь этого палят из пушки. Он объявляет Кнурову и Вожеватову, что выгодно женится — берет в приданое золотые прииски. Он цинично говорит, что для него «ничего заветного нет: найду выгоду, так продам, что угодно». С собой Паратов привез бродячего шута — провинциального актера Робинзона.
Действие второе
Мать Ларисы понимает, что готовящийся брак — дело непрочное. За спиной дочери она вытягивает из богатых купцов деньги на подарки к свадьбе, вполне допуская, что настанет время и Лариса, оставив мужа, станет любовницей одного из них. В гости к Огудаловым является приходит Паратов. Он играет чувствами девушки: собираясь сам «приходит на деньгах», не говорит ей этого, но вынуждает признаться, что она все равно его любит.
Стычка между Паратовым и Карандышевым. Паратов задумывает потешиться над женихом Ларисы.
Действие третье
Карандышев и его тетка Ефросинья Потаповна созвали почетных гостей к себе на обед. Однако продукты закупили дешевые. Особенно оскандалились с вином: наклейки от дорогого, по совету лавочника, наклеили на дешевое — сэкономили! Гости (Кнуров, Паратов и Вожеватов) жалуются друг другу, что ничего не могли есть на этом обеде. Пил один Робинзон (жених всерьез принимает его за англичанина) и споил Карандышева (по наущению Паратова). Да и шут-актеришка жалуется, что он не пьян, а отравлен.
Лариса по просьбе гостей поет, несмотря на сопротивление Карандышева, который ведет себя как чванный собственник. В Паратове вспыхивают прежние чувства. Он уговаривает Ларису ехать со всей компанией кататься на пароходе, забыв о женихе. Та соглашается. Она поверила, что Паратов действительно ее любит.
Карандышев понимает, что невеста сбежала от него с купцами. Он произносит речь: «Разве людей казнят за то, что они смешны?»
Действие четвертое
Берег Волги. Кофейная. Низкая чугунная решетка.
Кнуров и Вожеватов осознают, что после этой рискованной «прогулки» Ларисе уже нет ходу назад. Они разыгрывают ее, как вещь, «в орлянку» — кто предет с молодой и красивой женщиной в Париж. В ее согласии никто не сомневается. Выигрывает Кнуров.
Лариса спрашивает Паратова: «Я — жена ваша или нет?» Тот признается ей, что обручен. Лариса бросается за утешением к Васе — Вожеватову, который отказывает ей даже в сочувствии (он связан «честным купеческим словом»). Кнуров предлагает ей ехать с ним в Париж на выставку. Он обещает ей такое «громадное содержание», что все злые языки должны умолкнуть.
Лариса хочет броситься в Волгу. К ней подходит разыскивающий ее Карандышев. От Робинзона он узнает о том, что его невесту разыграли «в орлянку». «Вы — вещь!» — бросает он упрек Ларисе.
В отчаянии Лариса заявляет, что уж если быть вещью — то очень дорогой. Она решает, что лучше ехать в Париж с Кнуровым, чем жить с таким ничтожеством, как Карандышев.
Взбешенный жених стреляет в Ларису из пистолета со словами: «Так не доставайся же ты никому!»
«Ах! Благодарю вас!» — произносит Лариса. Она поднимает пистолет и кладёт его на стол. Девушка заявляет подбежавшим людям, что она сама покончила с собой. «Вам надо жить, а мне надо… умереть…»
Комментарий.
Эта пьеса — яркий протест против власти денег в обществе. Ларису окружают люди, готовые или покупать, или продаваться. Она растет в атмосфере продажности — мать ее, озабочен-ная, как бы пристроить дочерей, беззастенчиво берет деньги у купцов, не задумываясь о морали и не внушая никаких моральных принципов дочери. Купцы Кнуров и Вожеватов изначально относятся к Ларисе как к вещи и особенно ясно проявляют это в финале пьесы, когда разыгрывают ее «в орлянку». Паратов, в которого страстно влюблена Лариса, может только позабавиться с ней.
сравнительная характеристика героинь драм «Гроза» и «Бесприданница»
Драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.
) объединяет тема несчастной любви. Трагические молодые героини этих пьес, лишённые возможности жить свободно, в согласии со своими чувствами и взглядами на жизнь, отказываются от жизни вообще. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы показывает, что за два десятка лет в России мало изменилось отношение к женщинам. Положение их продолжало оставаться бесправным в обществе, где ни во что не ставились их душевные качества.
Содержание
Значение имён героиньГлавным героиням драмы «Гроза» и драмы «Бесприданница» автор дал значимые имена. Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Лариса имеет два значения: «чайка» (от латинского «ларус») и «приятная, сладкая» (от греческого «ларос»).
Лариса из драмы «Бесприданница» как бы объединяет в себе эти значения своего имени. Богатым людям города Бряхимова, которых её мать, надеясь выгодно отдать дочь замуж, привечает в своём доме, приятно общаться с красивой, умной девушкой.
Например, Кнуров говорит Вожеватову: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи» (действие 1, явление 2), а Ларисе делает такой комплимент: «Велико наслаждение видеть вас, а ещё больше наслаждения слушать вас» (действие 3, явление 11).
Чайка — свободная птица, которая парит над морем, то вздымая над ним, то резко падая вниз. Так и душа Ларисы из «Бесприданницы» парит над миром, стремится к любви, но разочарование в жизни и людях бросает её вниз.
Происхождение, воспитание, семейное положение
Катерина Кабанова и Лариса Огудалова молоды, красивы, живут в городах на Волге: Катерина в Калинове, а Лариса в Бряхимове.
Катерина родилась, вероятно, в патриархальной семье. Вспоминая своё детство и юность, она не упоминает отца, братьев и сестёр, так что состав её родной семьи неизвестен. Мать в дочери души не чаяла, работать не принуждала, поэтому Катерина жила привольно, делала, что хотела: выращивала цветы, слушала, как странницы и богомолки, которых привечала мать, рассказывают о своих странствиях по святым местам, о житиях святых.
Катерина выросла набожной, очень любила ходить в церковь. О своём образовании она ничего не сообщает, скорее всего, её выучили только читать и писать.
Катерину рано выдали замуж, своего слабохарактерного мужа Тихона, во всём подчинявшегося своей деспотичной матери, Катерина жалела, но не любила.
Лариса Огудалова родилась в небогатой семье, поэтому считается бесприданницей. Живёт она с матерью, так как отец умер, а две старшие сестры замужем. Ларисе дали приличное воспитание и образование, она начитана, умеет вести себя в обществе, хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах.
Её мать задалась целью удачно выдать замуж младшую дочь. Для этого она устраивает в своём доме вечера, приглашает на них местных зажиточных холостых мужчин, заставляет Ларису с ними любезничать, улыбаться. Это угнетает искреннюю девушку, вынужденную по приказу матери лицемерить с гостями.
В этом отношении положение Катерины сходно с положением Ларисы. Молодую женщину деспотичная свекровь заставляет вести себя не искренне, а соблюдая устаревшие домостроевские обычаи.
Характер Катерины во многом схож с характером Ларисы. Они обе свободолюбивы, но терпеливы, стараются подчиняться старшим в семье: Катерина — свекрови, а Лариса — матери.
Эти героини хотят быть честными и искренними в проявлении своих чувств, но деспотичная свекровь Катерины и меркантильная мать Ларисы заставляют их прятать свои чувства.
У обеих девушек чувствительные натуры, они ждут в любви романтических отношений.
Обе героини решительны: Катерина, когда муж уехал, немного посомневавшись, пошла всё же на свидание с Борисом, а Лариса, бросив нелюбимого жениха, уехала с Паратовым на пикник за Волгу. При этом они не думают о том, что принесут горе мужу и жениху. Их эгоизм продиктован страстным желанием романтической любви. Обе героини принимают своих любимых, Бориса и Паратова, за порядочных людей, но на самом деле они такими не являются.
Различие в характерах героинь состоит в том, что Катерина скромна и безропотна, а Лариса самолюбива и горда. Катерина не винит Бориса в том, что он воспользовался её страстным и необдуманным порывом и сделал несчастной, не винит, что он не берёт её с собой в Сибирь. Лариса же после поездки за Волгу решительно требует от Паратова ответа на свой вопрос: «Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?» (действие 4, явление 7). Узнав, что он обручён, упрекает его: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7).
Не желая жить под гнётом свекрови и сносить постоянно её упрёки, Катерина бросается в Волгу. Лариса тоже от безысходности хотела сделать так же, но у неё не хватило на это решимости. После того, как Карандышев выстрелил в неё, она просит его положить пистолет рядом с ней на стол и говорит, умирая:
| Параметры сравнения | Катерина | Лариса |
Различие | ||
| Время действия драмы | 50-е годы 19 века. | 70-е годы 19 века. |
| Место действия драмы | Город Калинов на берегу Волги. | Город Бряхимов на берегу Волги. |
| Социальное положение, образование | Жена купца Тихона Кабанова. Необразованна. | Скорее всего, из обедневшей дворянской семьи. «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная», — говорит Кнуров (действие 1, явление 2). Образованна, музыкальна, умеет держать себя в обществе. |
| Образ жизни | Ведёт замкнутый образ жизни, во всём подчиняется властной свекрови. | Мать держит дом открытым для потенциальных женихов Ларисы, заставляет её любезничать с ними, улыбаться, петь, играть на музыкальных инструментах.![]() |
| Различные черты характера | Скромность, безропотность. | Самолюбие, гордость. |
Сходство | ||
| Сходные черты характера | Ранимые, мечтательные, чувствительные натуры с честным, доверчивым и горячим сердцем, они терпеливы, но стремятся к свободе. | |
| Спутники жизни | Муж Катерины Тихон Кабанов и жених Ларисы Юлий Карандышев — жалкие, ничтожные личности. | |
| Несчастная любовь | Катерину выдали замуж рано, мужа она не любит, но жалеет. Со временем она ощутила тягу к любви романтической, полюбила Бориса, такого же бесхарактерного, как её муж. После своего публичного признания в измене мужу она не вынесла упрёков свекрови и разлуки с любимым и утопилась в Волге. | Полюбила блестящего барина Паратова, но после двух месяцев их любовных отношений он внезапно уехал. Через год Паратов приехал по делу в Бряхимов, Лариса вновь поверила в его любовь и ради него бросила жениха. Узнав, что Паратов обручён, Лариса решает, что жить ей незачем, хочет броситься в Волгу, но не решается. Когда в неё выстрелил Карандышев, она благодарит его и, умирая, уверяет всех, что это она сама в себя выстрелила. |
| Вывод | Трагедия героинь в том, что они полюбили недостойных людей, которые предали этих доверчивых, искренних девушек. В их окружении автор вообще не показал людей, достойных их любви. | |
В драмах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островский осуждает общество, не способное разглядеть внутренний мир человека. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы показывает, что чувствительные люди не могут ужиться среди грубых, меркантильных, бесчестных людей, что общение с ними ранит их душу и приводит к гибели.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Шабану Приданое, Носепеги и Чаннан Пир Сводка и анализ
Когда солнце садится, Шабану идет собирать дрова.
Она слышит волынки соседнего мужского лагеря и внезапно натыкается на толпу мужчин. Толпа собирается вокруг двух мужчин, обнаженных, но в набедренных повязках, которые дерутся. Один человек сильный и тяжелый, другой легкий и ловкий. Двое дерущихся мужчин напоминают Шабану Калу и Типу, двух верблюдов, сражающихся за самку в течке. С ужасом она видит, что меньший мужчина, который побеждает в битве, — это Дади. Когда она поворачивается, чтобы уйти, Дади замечает ее сердитыми глазами. Она спешит обратно в лагерь. Когда она видит маму, она чувствует отвращение, недоумевая, как мама может позволить Дади, который так похож на злых, похотливых верблюдов, прикасаться к ней.
Анализ
Во многих молодежных романах главные герои чувствуют себя обманутыми и сбитыми с толку взрослым миром. Однако бабушки и дедушки и другие пожилые люди сочувствуют и наставляют, чего не делают родители и другие взрослые. Подобно героям молодежных романов, пожилые люди могут чувствовать отчуждение и даже отвращение к миру взрослых.
Они предлагают молодым героям сочувствующий, мудрый и критический взгляд на нормы взрослого мира. Эту роль для Шабану играет дедушка.
Когда Шабану возвращается из Сиби, она еще не закончила оплакивать Гулубанда. Дади пытался ее утешить, но ведь это он предал ее, продав великолепного верблюда. Когда она рассказывает дедушке о Гулубанде, он уверяет ее, что она права, чувствуя такое страстное горе из-за потери своего гордого товарища. Шабану отпускает свое горе и чувствует облегчение, что кто-то еще понимает, что сделал Дади, продав Гулубанд.
Развивающаяся грудь Шабану дает ей возможность выразить свое двойственное отношение к ее продолжающемуся продвижению к взрослой жизни. Она с подозрением смотрит на свои воспаленные груди, одновременно тоскуя по телу и лицу, таким же красивым, как у Фулана. Шабану находит красивые вещи и мысль о том, чтобы быть красивым, неотразима; в то же время она понимает, что красота влечет за собой взрослые обязанности. В конце концов, незадолго до того, как она замечает свою грудь, она работала с Фуланом над созданием замены соска и вымени для голодного молодого Митху.
Несмотря на то, что ее растущая грудь предполагает, что она будет такой же красивой и женственной, как Фулан, сама эта грудь означает ее ответственность за рождение и воспитание детей.
Визит в Чаннан Пир продолжает исследование романа о различиях между мужчинами и женщинами. Полы в этой главе буквально делятся на два лагеря. Их действия в лагерях отражают гендерные интересы: мужчины, подражая верблюдам, дерутся и демонстрируют свою силу. Женщины молятся, чтобы их дочери родили сыновей и были благословлены удачным браком.
Женщины молятся, чтобы их дочери родили сыновей по необходимости, а не из присущей девочкам злобы: ведь они молятся о счастье своих дочерей. В контексте их культуры эта удача приходит в виде сыновей. И мужчины, и женщины в своих лагерях действуют частично в соответствии с тем, чего от них ожидает культура, а частично в соответствии со своими желаниями и страстями. Они работают над тем, чтобы договориться о том, как культурные нормы и ожидания влияют на их собственные надежды, мечты, убеждения и молитвы.
Шарма открывает интересное альтернативное повествование в этом обществе, характеризующемся предписанными гендерными ролями. Она бросила вызов всем традициям и благодаря упорному труду и удаче сумела самостоятельно обеспечить себя и свою дочь. Шарма демонстрирует, что в любой культуре существует возможность оспаривания и переосмысления норм и ценностей, и она может быть успешно реализована.
Насилие из-за приданого: смерть трех сестер привлекает внимание к приданому в Индии
Перед тем, как три сестры и их дети были найдены мертвыми в колодце, они оставили сообщение, в котором обвиняли семью, за которую они вышли замуж.
Калу, Камлеш и Мамта Мина стали жертвами спора из-за приданого, часто огромные суммы, которые индийские родители платят, чтобы выдать своих дочерей замуж.
Сестры вышли замуж за братьев из одного дома и жили под одной крышей, но, по словам скорбящих родственников троицы, постоянно подвергались насилию со стороны своих мужей и родственников мужа.
По их словам, они постоянно подвергались насилию, в том числе, когда их отец не смог удовлетворить требования о дополнительных деньгах.
Все трое были найдены мертвыми в прошлом месяце недалеко от их супружеского дома, деревни на окраине Джайпура, вместе с четырехлетним сыном Калу и младенцем. И Камлеш, и Мамта были беременны.
«Мы не хотим умирать, но смерть лучше, чем жестокое обращение с ними», — говорится в сообщении в WhatsApp, оставленном одной из сестер после их исчезновения.
«Наши родственники — причина нашей смерти. Мы умираем вместе, потому что это лучше, чем умирать каждый день.»
Власти проводят расследование и в настоящее время рассматривают случаи смерти как самоубийства, сообщил AFP старший офицер полиции Джайпура.
Обезумевший отец сестер, Сардар Мина, сказал, что жизнь была настоящим адом для его дочерей, чьи мужья запрещали им получать образование и постоянно приставали к ним, требуя дополнительных выплат.
«Мы уже дали им так много вещей, вы можете увидеть их дома», — сказал он AFP, считая кровати, телевизоры и холодильники, которые он предоставил семье.
«Я отец шести девочек, и есть предел тому, сколько я могу дать», — добавил Сардар, который получает скудный доход как фермер.
«Я их обучил, и просто делать это было трудно.»
Полиция арестовала трех мужей, их мать и невестку по обвинению в домогательстве из-за приданого и супружеском насилии.
Попытки AFP связаться с семьей мужчины не увенчались успехом.
Достоинство семьи
Индия объявила вне закона практику выплаты приданого более 60 лет назад, а притеснение или вымогательство в связи с выплатами является уголовным преступлением.
Но обычай сохраняется, особенно в сельской местности, подкрепленный социальными условностями, согласно которым женщины рассматриваются как экономическое бремя и требуют компенсации за принятие их в качестве невест.
Местные новостные агентства регулярно сообщают о спорах о супружеской собственности, которые заканчиваются убийством.
В прошлом году мужчина в южном штате Керала был приговорен к пожизненному заключению за то, что использовал ядовитых змей, чтобы убить свою жену и получить единоличный контроль над их имуществом, которое включало новую машину и 500 000 рупий (6 500 долларов США), предоставленных ее семьей в качестве приданого. .
Суды также применяли карательные меры в отношении домогательств из-за приданого. В прошлом месяце мужчина из Кералы был заключен в тюрьму на 10 лет после того, как его требования о выплате были обвинены в том, что он довел свою жену до самоубийства.
Широко распространенное табу на развод — только один из 100 индийских браков заканчивается расторжением брака — удерживает замужних женщин от мыслей о побеге из жестоких ситуаций.
Для сестер Мины уход никогда не рассматривался как вариант, даже несмотря на то, что их родственники знали о насилии.
«После того, как они поженились, мы подумали, что они должны оставаться в своих супружеских домах, чтобы сохранить достоинство семьи», — сказал Сардар.
«Если мы снова поженили их в другом доме, и если эта ситуация окажется еще хуже, то что мы будем делать? Мы потеряем лицо.»
Конец пути
Национальное бюро регистрации преступлений Индии зафиксировало около 7000 убийств, связанных с приданым, в 2020 году — около 19 женщин каждый день.
То же агентство сообщило, что более 1700 женщин покончили с собой в том году из-за «проблем, связанных с приданым».
Обе цифры зависят от сообщений в полицию, и эксперты говорят, что фактическое количество случаев намного выше, как и другие данные о насилии в семье.
«В час от 30 до 40 женщин становятся жертвами домашнего насилия… и это только задокументированные (случаи), так что их должно быть гораздо больше», — Кавита Шривастава, активист Индийского народного союза за гражданские права. Свободы, сообщает AFP.
Шривастава сказал, что спор о приданом с участием сестер Мины был лишь частью усилий их мучителей контролировать их жизнь и ограничивать их независимость.


Узнав, что Паратов обручён, Лариса решает, что жить ей незачем, хочет броситься в Волгу, но не решается. Когда в неё выстрелил Карандышев, она благодарит его и, умирая, уверяет всех, что это она сама в себя выстрелила.