Борис Годунов. Краткое содержание трагедии Пушкина
20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:
Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, […]
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…
Реклама
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.
События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».
Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена:
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!
Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.
Реклама
Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.
Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:
Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, […]
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им […]
Я выстроил им новые жилища…
Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).
Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.
Реклама
Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».
Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».
Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса — возмездие.
Реклама
В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.
16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»
На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».
Реклама
21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.
Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».
У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.
Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говорит Борис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей».
Реклама
Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»
После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.
Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».
Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»
Реклама
Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».
Пересказала М. Н. Сербул. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
«Борис Годунов» краткое содержание по главам трагедии Пушкина – читать пересказ онлайн
11 мин.Александр Пушкин
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 5093.
Обновлено 17 Января, 2022
О произведении
Трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.
На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкина по главам, оно пригодится при подготовке к уроку или для читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События трагедии происходят в 1598–1605 годах в России: в Москве, Кракове, Севске.
Главные герои
- Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).
- Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.
- Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».
Другие персонажи
- Воротынский – князь из рода Рюриковичей.
- Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.
- Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.
- Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.
- Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.
- Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.
- Николка – юродивый.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты.
Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились»
в монастыре, «покинули все мирское»
и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:
«Народ еще повоет да поплачет,
,
Борис еще поморщится немного, <…>
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится»
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца»
Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.
Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский: народ начал упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.
1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года).
Ночь. Келья в Чудовом монастыре.Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.
Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна»
. Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.
Палаты патриарха. Чудов монастырь
Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве»
. О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.
Царские палаты.
После своей «любимой беседы»
– общения с колдуном – Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти»
«живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых». Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести:
«да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
Корчма на литовской границе
Переодетый Григорий с чернецами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика»
Гришку Отрепьева, «изловить и повесить»
. Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама. Пристав приказывает связать чернеца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского. Званый ужин
Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью: сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.
Царские палаты.
Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.
Краков. Дом Вишневецкого.
Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.
Замок воеводы Мнишка в Самборе.
Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя. Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.»
Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.
Царская дума
На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.
21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского
Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об
.
Площадь перед собором в Москве
Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память»
. Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича»
. Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода: богородица не велит»
.
Севск
Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.
Москва. Царские палаты
Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:
«На троне он сидел и вдруг упал —
.
Кровь хлынула из уст и из ушей»
Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:«Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу Богу…»
Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим «начинается обряд пострижения»
.
Ставка
Пушкин сообщает Басманову, что Лжедмитрий предлагает перейти на его сторону, за что Басманов получит
. Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.
Лобное место
Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: «целуйте крест законному владыке»
. С амвона кто-то закричал «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!»
и народ, шумя, направился к Кремлю.
Кремль. Дом Борисов
Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: «Отец был злодей, а детки невинны»
. В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:
«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
.
Народ в ужасе молчит.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует»
И что в итоге?
Борис Годунов — скоропостижно умирает, перед смертью наставляет сына Феодора.
Григорий Отрепьев — после убийства Марии и Феодора Годуновых провозглашается царём, назвавшись Дмитрием, сыном Ивана Грозного.
Мария, её дети Феодор и Ксения — задушены приспешниками Лжедмитрия.
Заключение
В произведении «Борис Годунов» Пушкин поднимает ряд важнейших проблем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти: царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое: убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».
Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.
Тест по трагедии
Проверьте своё знание краткого содержания трагедии Пушкина:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг пересказа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 5093.
А какую оценку поставите вы?
Борис Годунов (Опера) Сюжет и действующие лица
Сценаристы: Модест Мусоргский
Обзор
- Обзор
- Контекст
- Сюжет
- Персонажи
- Видео
- Песни
- Сцены
- викторины
- изображения
- сопутствующие товары
- Полезные статьи
Обзор
Показать информацию
Музыка
Модест Мусоргский
Либретто
Модест Мусоргский
По пьесе/книге/фильму
Борис Годунов Пушкина
Категория
Опера
Количество актов
4
Первое производство
1869 г.
Жанры
Исторический/биографический
Настройки
Период, несколько настроек
Время и место
17 век, Россия
Литой размер
большой
Размер оркестра
Большой
Танцы
Никто
Лицензиар
Нет / без лицензионных отчислений
Идеально для
В основном мужской состав, профессиональная опера
Заметки о кастинге
В основном мужской состав
Включает зрелых взрослых, пожилых людей, поздних подростков, молодых взрослых, взрослых, детей, ранних подростков.
Теги
русский язык русская история общественное достояние царь убийство монахи государство религия политика царь трон переодевание
Синопсис
Обширная опера Мусоргского Борис Годунов посвящена исторической фигуре, которая была царем России в конце 16 века, тайнам, окружающим его восхождение на престол, и восстанию человека, выдававшего себя за Дмитрия, настоящий наследник престола.
Ответственный за убийство семьи предыдущего царя Борис Годунов является следующим претендентом на престол. Десять лет он царствует над Россией, смущенный сознанием своего несправедливого восхождения, но верящий, что поступил правильно для своей семьи. Когда молодой монах в монастыре узнает о преступлении Бориса, он решает попытаться занять престол сам. Он утверждает, что является Дмитрием, молодым наследником престола, который был убит много лет назад, и стягивает армии со всех окрестных земель, чтобы помочь ему вернуться на престол, который по праву принадлежал ему.
Тем временем Бориса с каждым днем все больше и больше мучает чувство вины, и его начинает преследовать ребенок, которого он убил. Известие о том, что этот ребенок теперь восстал из могилы, чтобы заявить о своем первородстве, и что у него есть армии, поддерживающие его кампанию, слишком много для Бориса. Визит пожилого монаха, который знает правду о преступлении Бориса, решает его судьбу: Борис переносит смертельный сердечный приступ, оставляя трон самозванцу.
Рядом с Чайковским Евгений Онегин и Пиковая дама , Мусоргский Борис Годунов — одна из самых любимых в мире русских опер.
Ведущие персонажи
Борис Годунов
Борис Годунов — ОпераГригорий (Лжедмитрий)
Борис Годунов — ОпераФедор / Федор Годунов
Борис Годунов — ОпераПросмотреть всех персонажей Бориса Годунова
- Гайд написан
- Венди Сильвестр
Борис Годунов Секции направляющие
Обзор
- Обзор
- Контекст
- Сюжет
- Персонажи
- Видео
- Песни
- Сцены
- викторины
- изображения
- сопутствующие товары
- Полезные статьи
Борис Годунов Сводка | SuperSummary
Борис Годунов
Александр Пушкин
Сюжет
Александр Пушкин
Художественная литература | Играть | Взрослый
Доступ в библиотеку
Борис Годунов – это пьеса, написанная известным русским драматургом и поэтом Александром Пушкиным. Первоначально написанная в 1825 году и опубликованная в 1831 году как пьеса в шкафу «Борис» предназначался для чтения единственным читателем или небольшими частными группами и не был одобрен российской цензурой для публичного исполнения до 1866 года. изображение событий, приведших к «смутному времени» в конце 1500-х годов, Борис Годунов остается вневременной критикой как консолидации власти элитой, так и опасности неконтролируемого популизма. В то время как пьеса считалась провальной к своим 1931 аудитории Пушкин назвал свой шедевр «романтической трагедией».Главный герой, Борис Годунов, в начале пьесы — могущественный русский дворянин. После смерти царя Ивана Грозного на престол восходит царевич Федор, но его способность к царствованию скомпрометирована его слабой и рассеянной натурой. Борис, уже являющийся лидером среди знати, избирается регентом, чтобы взять на себя некоторые формальные обязанности царя по управлению. Увидев возможность захватить власть, Борис начинает прокладывать себе путь к престолу.
Его первое задание — убийство царевича Дмитрия, младшего брата Федора и второго в очереди на престол. Борис планирует поймать убийц с поличным и немедленно казнить, а затем приказывает фальшивое расследование смерти Дмитрия. Хотя официальных доказательств связи Бориса с преступлением нет, тем не менее начинают появляться слухи о его причастности.
После смерти царя Федора Борис Годунов захватывает престол и начинает свое официальное царствование. Первоначально симулируя колебания, несмотря на подавляющий призыв народа к его назначению царем, Борис принимает эту должность под видом смирения и долга. Однако он сразу же вводит суровое и жестокое правление, которое включает в себя более тяжелое подчинение крепостных и устранение политических врагов, и по мере того, как начинают распространяться новые слухи о его причастности к смерти Дмитрия, он быстро их подавляет.
Тем временем молодой монах по имени Григорий Отрепьев сам начинает слышать слухи, и после того, как другой монах замечает, что Григорий и Дмитрий были почти ровесниками, Григорий вынашивает свой собственный путь к монархии. Он замышляет выдать себя за младшего брата Федора и заявить, что его никогда не убивали. Его план, без сомнения, сработает, потому что он знает, что Борис Годунов никогда не предоставит никаких доказательств, которые могли бы обвинить его в настоящем убийстве Дмитрия.
Конечно, план Григория не лишен своих сложностей. До Бориса доходит слух, что монах пытается выдать себя за Дмитрия, поэтому царь посылает убийц, чтобы выследить его и убить. Григорий добирается до Литвы в составе троицы нищих монахов, но в конце концов его догоняют люди Бориса. Он едва избегает плена и продолжает строить доводы в пользу восстания.
У Бориса дома свои проблемы. Болезни и голод охватили всю Россию, и подозрительные дворяне, кажется, бесконечно планируют его кончину. Тем не менее Борис вынослив, но стресс на работе начинает сказываться на его здоровье. Он все больше беспокоится о том, чтобы держаться подальше от убийства Дмитрия, удерживая власть и управляя восстанием «самозванца». Само убийство — постоянный призрак, преследующий стареющего царя и вызывающий у него повышенное душевное волнение.
Движение Григория начинает набирать обороты. Правительства как Польши, так и Литвы верят его истории, и, поскольку они наслаждаются перспективой потенциального создания для себя некоторой доли в Царстве России, они позволяют ему накопить армию. Он и его войска быстро переходят в Россию, усугубляя беды Бориса.
Эти беды в конце концов настигают его, а также чувство вины за убийство Дмитрия и стресс, связанный с сохранением самообладания перед лицом все более скептически настроенного населения: Борис падает замертво в присутствии Думы. Войска Григория еще даже не начали приближаться к Москве, а читателям/зрителям остается подумать об исторических событиях, которые в конечном итоге привели к воцарению Дмитрия вслед за реальной смертью Бориса Годунова.
Пьеса Пушкина затрагивает один из главных политических вопросов, который до сих пор не дает покоя современному обществу: может ли коррумпированная власть быть хорошей? В «Царе Борисе» зрителям предлагается болеть за его падение, одновременно сочувствуя его стрессу и личному упадку.