Владимир Путин подписал указ о праздновании 200-летия со дня рождения Льва Толстого в 2028 году — ТСН 24
Указ о праздновании в 2028 году двухсотлетия со дня рождения писателя Льва Толстого подписал президент России Владимир Путин. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на официальный портал правовой информации.
Как сообщается в документе, такое решение принято в связи с исполняющимся в 2028 году 200-летием со дня рождения писателя, а также учитывая выдающийся вклад Льва Николаевича Толстого в отечественную и мировую культуру.
Помимо этого, правительству Российской Федерации поручено в течение полугода образовать оргкомитет по подготовке к проведению празднования, утвердить состав комитета, а также разработать и утвердить план основных проводимых мероприятий.
Читайте также на сайте Тульской службы новостей о том, что тульские сурки предсказали, когда наступит весна.
Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
теги:
- Ясная Поляна
Автор:
- Анна Комова
Новости СМИ2
Новости компаний
Всё о приватности — теперь в «Кибрарии»
Льготная ипотека в 2023 году: как оформить и кто ей может воспользоваться в Тульской области
В новый год – без долгов и с киловаттами в подарок – в «ТНС энерго Тула» проходит новогодняя акция
Все новости
Какой округ Тулы комфортнее для жизни?
Центральный округ
Советский округ
Привокзальный округ
Пролетарский округ
Зареченский округ
Новости СМИ2
Популярное
В Тульской области неделю идут поиски сотрудника МЧС Александра Балалаева: 31 января задействовали больше 100 человек
67% квартир и 82% гостиниц заняты в Туле в праздничные февральские выходные
Тульский туроператор назвал самые дешевые месяцы для путешествий за границу
Все новости
Подпишитесь на нашу рассылку
Биография Владимира Толстого — РИА Новости, 28.
09.2022https://ria.ru/20220928/tolstoy-1819602009.html
Биография Владимира Толстого
Биография Владимира Толстого — РИА Новости, 28.09.2022
Биография Владимира Толстого
Советник президента РФ Владимир Ильич Толстой родился 28 сентября 1962 года в Москве. Его отец – профессор МГУ Илья Толстой (1930-1997), правнук русского… РИА Новости, 28.09.2022
2022-09-28T00:50
2022-09-28T00:50
2022-09-28T00:50
справки
владимир толстой
лев толстой (писатель)
россия
ссср
москва
мгу имени м. в. ломоносова
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/09/1a/1819603687_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_513ccf23fc9d8b770e555173a8580f0d.jpg
Советник президента РФ Владимир Ильич Толстой родился 28 сентября 1962 года в Москве. Его отец – профессор МГУ Илья Толстой (1930-1997), правнук русского писателя Льва Толстого (1828-1910), вырос в эмиграции в Югославии, в 1945 году семья вернулась в СССР. В 1984 году Владимир Толстой окончил международное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, с 1985 года возглавлял кафедру стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.С 1980 по 1992 год работал корреспондентом, затем редактором отдела журнала «Студенческий меридиан».С 1993 по 1994 год был ведущим экспертом в Министерстве культуры Российской Федерации.В 1994 году Толстой был назначен генеральным директором государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Занимал эту должность до 2012 года. По инициативе Владимира Толстого в состав музея-заповедника были включены филиалы Никольско-Вяземское, Большое и Малое Пирогово, Крапивенский краеведческий музей, станция Козлова Засека, детский сад «Муравейное братство», усадьба «Мансурово», научно-культурный центр в Туле, где располагаются издательский дом и художественная галерея.С 2004 года Владимир Толстой – председатель жюри литературной премии «Ясная Поляна». В 2010-2012 годах – член Общественной (ОП) палаты РФ (с 2004 года возглавлял Общественную палату Тульской области). Входил в комиссию ОП по сохранению и развитию отечественной культуры. Досрочно прекратил свои полномочия в связи с переходом на работу в Администрацию президента РФ.С мая 2012 года – советник президента Российской Федерации. 13 июня 2018 года Владимир Толстой вновь назначен советником президента РФ. С 9 июня 2014 года – председатель Совета при президенте РФ по русскому языку. Член президиума российского национального комитета Международного совета музеев (ИКОМ). Председатель центрального совета Ассоциации музейных работников регионов России. Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Председатель наблюдательного совета фонда «Русский мир». Член Союза журналистов СССР, член Союза журналистов России.Совместно с другими членами семьи Толстых является учредителем фонда «Наследие Л. Н. Толстого».Действительный государственный советник РФ II класса (2013).Награжден орденом Дружбы (2012). Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003). Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
россия
ссср
москва
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Алёна Пава
Алёна Пава
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/09/1a/1819603687_29:0:2760:2048_1920x0_80_0_0_261396c0296d7942487b4df7a37a650d. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Алёна Пава
справки, владимир толстой, лев толстой (писатель), россия, ссср, москва, мгу имени м. в. ломоносова
Справки, Владимир Толстой, Лев Толстой (писатель), Россия, СССР, Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова
Советник президента РФ Владимир Ильич Толстой родился 28 сентября 1962 года в Москве. Его отец – профессор МГУ Илья Толстой (1930-1997), правнук русского писателя Льва Толстого (1828-1910), вырос в эмиграции в Югославии, в 1945 году семья вернулась в СССР.
В 1984 году Владимир Толстой окончил международное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, с 1985 года возглавлял кафедру стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
С 1980 по 1992 год работал корреспондентом, затем редактором отдела журнала «Студенческий меридиан».
С 1993 по 1994 год был ведущим экспертом в Министерстве культуры Российской Федерации.
В 1994 году Толстой был назначен генеральным директором государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Занимал эту должность до 2012 года. По инициативе Владимира Толстого в состав музея-заповедника были включены филиалы Никольско-Вяземское, Большое и Малое Пирогово, Крапивенский краеведческий музей, станция Козлова Засека, детский сад «Муравейное братство», усадьба «Мансурово», научно-культурный центр в Туле, где располагаются издательский дом и художественная галерея.
С 2004 года Владимир Толстой – председатель жюри литературной премии «Ясная Поляна».
В 2010-2012 годах – член Общественной (ОП) палаты РФ (с 2004 года возглавлял Общественную палату Тульской области). Входил в комиссию ОП по сохранению и развитию отечественной культуры. Досрочно прекратил свои полномочия в связи с переходом на работу в Администрацию президента РФ.
С мая 2012 года – советник президента Российской Федерации. 13 июня 2018 года Владимир Толстой вновь назначен советником президента РФ.
С 9 июня 2014 года – председатель Совета при президенте РФ по русскому языку.
Член президиума российского национального комитета Международного совета музеев (ИКОМ).
Председатель центрального совета Ассоциации музейных работников регионов России.
Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).
Председатель наблюдательного совета фонда «Русский мир».
Член Союза журналистов СССР, член Союза журналистов России.
Совместно с другими членами семьи Толстых является учредителем фонда «Наследие Л.Н. Толстого».
Действительный государственный советник РФ II класса (2013).
Награжден орденом Дружбы (2012).
Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Сложные отношения России с Толстым
Для поклонников Толстого 2010 год обещает быть замечательным. Спустя сто лет после того, как великий русский писатель бежал из своего загородного имения под Москвой и умер через три недели на маленьком провинциальном вокзале, мир готовится почтить его память. В Германии и США есть свежие переводы Анна Каренина ; на Кубе и в Мексике книжные ярмарки Толстого; во всем мире, новый черно-белый документальный фильм. Откопанные в российских архивах и отреставрированные оригинальные кинокадры показывают, как пожилой Толстой играет со своими пуделями и энергично прыгает на лошади.
В следующем месяце также состоится британская премьера Последняя станция , новая законченная драма о последних днях жизни Толстого. Этот остроумный биографический фильм с участием Хелен Миррен, Кристофера Пламмера и Джеймса МакЭвоя в главных ролях рассказывает о насыщенных событиями последних двух годах его жизни. Под осадой папарацци fin de siecle граф Толстой и его жена Софья Андреевна ссорятся из-за своего литературного имения. Толстой хочет оставить авторское право человечеству; графиня сама хочет доходов. Устав от супружеского конфликта, Толстой убегает, затем заболевает и умирает в поезде на юг.
Центральная фигура фильма по роману Джея Парини — молодой личный секретарь Толстого Валентин Булгаков (МакЭвой). В более поздние годы романист отказался от собственности и плотских удовольствий, но булгаковский обет толстовского безбрачия оказывается предсказуемо недолговечным: привлекательная толстовская коммунячка Маша избавляет его от девственности. Есть сильная игра Миррена, Пламмера и МакЭвоя, а сценарий приятно искусный. На вопрос госпожи Толстой, читал ли он Война и мир , Булгаков запинаясь отвечает: «Много раз». Есть пауза. Затем он уступает: «Ну, дважды».
Одна страна, однако, до сих пор явно не разделяла эту глобальную толстовскую манию — Россия. Ходят слухи, что Владимир Путин инкогнито посетил загородную усадьбу Толстого в качестве молодого агента КГБ, но пока Кремль не планирует никаких крупных мероприятий, посвященных столетию со дня смерти Толстого 20 ноября. Не только это, но и создатели Последняя станция закончился тем, что фильм снимался не среди берез и северных горизонтов толстовской России, а в несколько более благородном окружении деревенской восточной Германии.
Американский режиссер фильма Майкл Хоффман намеревался снять Последняя станция в Ясной Поляне, или Ясной Поляне, пастырском родовом поместье Толстых под Тулой, в 125 милях к югу от Москвы. «Мы хотели сделать это в России, мы действительно хотели», — с некоторой тоской объясняет Андрей Дерябин, сопродюсер фильма. «Но не было приличных туалетов. Инфраструктуры не было. Гостиницы были паршивые. Не было и никаких гарантий безопасности для актеров. В конце концов, съемки в России оказались слишком дорогими». По словам Дерябина, было и более глубокое препятствие — удивительное равнодушие России к гению, стоящему за Война и мир , контрапунктическая сага Толстого, действие которой происходит в годы войн Наполеона в Европе и его вторжения в Россию.
На Западе Толстой обычно считается величайшим литературным писателем: в июле прошлого года Newsweek
размещено «Война и мир» возглавил мета-список 100 великих романов. (Оруэлл Девятнадцать восемьдесят четыре пробрался вторым, с Джойсом. Улисс третий.) Критики приветствуют необычайную психологию толстовских персонажей, а ветераны говорят, что никто не написал о битве лучше. А восток, особенно Япония, чтит философию Толстого. «Во всем мире идет огромный толстовский бум. Его уважают везде, кроме нас [в России]», — признается Дерябин.Недостаточное внимание России связано с ее собственным трудным экзистенциальным путешествием, предполагает Дерябин, и ее неспособностью открыть национальную идею. «Мы давно его искали. На самом деле ответ тот же, что и у Толстого: задача, стоящая перед человечеством, — быть счастливым сейчас». Дерябин признает, что для большинства россиян прошлый век был довольно ужасным — другими словами, более достоевским, чем толстовским. «Прошлый век с его упором на тьму и страдание был веком Достоевского. Теперь я надеюсь, что настала очередь Толстого», — говорит он.
Праправнук писателя, Владимир Ильич Толстой, согласен с тем, что болезненный XX век в России имел ярко выраженный достоевский оттенок. «Я надеюсь, что 21 век — толстовский», — говорит он. Владимир – директор Государственного литературного музея в Ясной Поляне. По его широкому толстовскому лбу в нем сразу узнают члена знатного клана Толстых.
«Достоевский сосредотачивает свое внимание на болезненных проблемах, на темной стороне человеческой души. Толстой наоборот. Он защищает фундаментальные ценности, такие как любовь, дружба и семейные отношения. Он дает положительные ответы на вопросы, которые задает человечество. В этом смысле он дает больше надежды», — говорит Владимир.
Он превратил Ясную в главную культурную достопримечательность России. Ежегодно сюда приезжают тысячи любопытных литературных паломников. Многие из них прибывают из Москвы специальными субботними и воскресными поездами «Толстой экспресс».
Поезд празднично украшен сценами из произведений Толстого; Я путешествовал в уютном вагоне, посвященном его кавказским годам — периоду, вдохновившему Толстого на несколько произведений, в том числе его поразительной поздней повести «Хаджи-Мурат», но который, по его дневникам, раскрывается как период азартных игр и «девушек». Существует, вполне естественно, Война и мир вагон.От станции Козлова Засека чумазый старый автобус подвозит вас к дому Толстого. Все так же, как и в его время: в классической усадьбе, увитой лианами, можно вглядеться в черный кожаный диван, на котором родился автор и его 13 детей. Вот сутулый стул, с которого он писал; и декоративную золотую собачку, с которой Толстой спал под подушкой в детстве. В прозрачной столовой — портреты Толстого и его семьи работы художника Репина; за углом находится его библиотека из 22 000 томов; в лесу его безымянная продолговатая могила.
Почтительные экскурсоводы сопровождают небольшие группы мимо утиного пруда графа Толстого и вверх по аллее высоких деревьев. Есть яблоневый сад; гуси бродят среди хозяйственных построек; можно отправиться в березовые рощи, где Толстой охотился на зайцев и лисиц и стрелял по вальдшнепам. В общем, промахнулся.
Близлежащая деревня, где Толстой пытался воспитывать крестьянских детей в 1860-е годы, существует и сейчас, как и тогда, что-то вроде помойки; но настолько вызывающая воспоминания атмосфера, что было бы неудивительно, если бы сам Толстой выскочил из-за лип в своей крестьянской рубашке. (По-русски, конечно, не Лев, а Лев, или Лев Николаевич — с ударением по-русски на втором слоге Толстой.) По словам Владимира, количество туристов, посещающих Ясную Поляну, увеличилось за последние 15 лет. — Многие из них иностранцы. Кроме того, по его словам, растет интерес к жизни и дневнику Софьи Андреевны, которая работала литературным секретарем Толстого.
Владимир говорит, что был приятно удивлен The Last Station , совместное российско-немецкое производство с почти полностью британским составом (Пламмер, играющий Толстого, канадец). Дочь Владимира Анастасия — в настоящее время учится в аспирантуре Оксфорда — фигурирует в массовке в сцене смерти Толстого. Хоффман выбрал ее из-за ее русского лица; надо сказать, что некоторые другие крестьянские статисты кажутся слишком по-немецки сытыми.
«Фильм понравился, — говорит Владимир. «Актеры идеальны. И музыка красивая. О последних годах его жизни снять фильм ужасно сложно; вы должны быть очень точны и деликатны. Хелен Миррен совсем не похожа на Софью, но ее игра блестящая». Некоторые россияне, однако, возмутились непримиримым англоязычным произношением Миррен русских фамилий. «Немного странно слышать, как она говорит «Валентин Федорович», — отметил в газете «Коммерсантъ» кинокритик Андрей Плахов.
Как и Дерябин, Владимир Толстой признает, что репутация его предка на Западе выше, чем в России. Это, по его словам, связано с политическими потрясениями в России после распада Советского Союза и современным упором на визуальную, а не интеллектуальную культуру. Российский книжный средний класс также сократился по сравнению с коммунистическими временами.
Тем временем Кремль не проявляет особого интереса к самому знаменитому писателю России. Путин никогда не упоминал Толстого в своих выступлениях. А критика писателем православной религии и власти делает его опасной фигурой для власть имущих — как в царской России, так и сегодня, считает Владимир. «Никто не пытается отбросить идею, что он автор великих романов. Но они [официальная Россия] не знают, что делать с его взглядами», — говорит он.
Затянувшаяся вражда Толстого с русской православной церковью является частью проблемы. Церковь отлучила его от церкви в 1901 году, недовольного его романом «Воскресение» и приверженностью Толстого христианским анархистским и пацифистским взглядам. В 2001 году церковь подтвердила отлучение Толстого от церкви, а консервативные русские православные мыслители даже занесли произведения Толстого в черный список.
Другие шепчутся, что убеждения Толстого делают его нерусским. Они также жалуются на его громоздкий синтаксис. И трудно представить, что Толстой мог бы сказать что-то доброе в ответ о путинском бюрократически-авторитарном государстве, в котором священники в черных рясах с неуклюжими золотыми крестами появляются на прокремлевских ток-шоу.
«Я чувствую, что Льва Толстого нужно защищать. Мы должны поддержать его морально, интеллектуально и эмоционально», — говорит Людмила Сараскина, главный российский специалист по Достоевскому и признанный исследователь русской литературы XIX века. Она добавляет, что в современной России на писателя нападают те же реакционные силы, которых он сам критиковал, — государство, армия и церковь. «Он не в моде, — говорит она.
Сараскина — одна из нескольких десятков ученых, которые этим летом демонстративно примут участие в конференции, посвященной столетию Толстого, в Ясной Поляне. Более 100 прямых потомков Толстого также собираются на большой семейный праздник.
Некоторые считают, что Толстой вышел из моды в России потому, что каждый русский ребенок должен читать его в школе (одна русская журналистка, присутствовавшая на пресс-конференции, посвященной Толстому, призналась мне, что ее «перенасытили» его работами будучи подростком). В советское время господствовал ленинский взгляд на Толстого: его обличение царизма сделало его пророком революции. В наши дни все российские 15-летние учатся Война и мир как часть их национальной учебной программы. Теоретически девочкам должны нравиться любовные сцены, а мальчикам — батальные.
На самом деле девочки московской государственной общеобразовательной школы № 1275 интригующе неумолимо относятся к героине Толстого Наташе Ростовой.
В частности, им не нравится решение Наташи бросить своего жениха князя Андрея Болконского в пользу змееподобного Анатоля Курагина. (Справедливости ради, князь Андрей уехал на год, и она не знает, что Курагин уже женат.) «Мне не нравится, как она изменяла князю Андрею. Я не могу ей этого простить», — объясняет 17-летняя Вера Синотина.
Девушки говорят, что им нравятся подробности аристократической жизни в Война и мир , мир далеко от вульгарного поведения нынешней российской элиты, но ясно, что они восхищаются другими русскими авторами — особенно Достоевским и Михаилом Булгаковым — немного больше. «Преступно, что русские дети должны читать Толстого в 14 и 15 лет. Им следует читать его намного позже», — говорит Сергей Евтушенко, написавший нашумевший саундтрек к фильму. Последняя станция в Лондоне.
Как ни странно, единственная страна, где Последняя станция еще не заключила сделку по прокату фильмов в России. Дерябин также работает над вторым фильмом, Лев Толстой: гений жив , который будет показан 20 ноября 2010 года, в день, когда Толстой скончался от пневмонии на станции Астапово в возрасте 82 лет — событие, вызвавшее траур в России и мире.
72-минутный художественный документальный фильм состоит из редких черно-белых кинокадров с изображением Толстого, снятых на Ясной в 1908. Живо оживляет мудреца Ясной: Толстой садится в поезд, убегает в лес и раздает милостыню беднякам — длинная курчавобородая фигура, очень похожая на живого святой.
Между тем, в сцене из Последняя станция Графиня Толстая поворачивается к своим гостям, сидящим вокруг стола в саду, и восклицает: «Вы все думаете, что он Христос, не так ли? Ну, это не так».
Как следует читать Достоевского и Толстого во время войны России против Украины?
Как человек, который преподает русскую литературу, я не могу не воспринимать мир через романы, рассказы, стихи и пьесы страны, даже в то время, когда русские культурные произведения отменяются во всем мире.
В связи с тем, что российская армия совершает разрушительные акты насилия в Украине, включая резню мирных жителей в Буче, естественно возникла дискуссия о том, что делать с русской литературой.
Меня не беспокоит, что по-настоящему ценное искусство может когда-либо быть аннулировано. Прочные литературные произведения долговечны отчасти потому, что они достаточно емки, чтобы их можно было читать критически на фоне превратностей настоящего.
Вы можете рассуждать так о любом великом произведении русской литературы, но, как исследователь Льва Толстого и Федора Достоевского, я остановлюсь на самых известных литературных произведениях России.
После Второй мировой войны немецкий критик Теодор Адорно назвал Холокост глубоким ударом по западной культуре и философии и даже поставил под сомнение саму способность людей «жить после Освенцима».
Эту идею, рожденную в очень специфическом контексте Холокоста, не следует бессистемно применять к настоящему моменту. Но следуя моральному руководству Адорно, я задаюсь вопросом, должно ли — после зверского обстрела города Мариуполя, после ужасов на улицах Бучи, наряду с зверствами, совершенными в Харькове, Николаеве, Киеве и многих других — неизбирательное насилие изменить то, как читатели приближаются к великим русским авторам.
ясным взглядом смотреть на страдание
Узнав, что русский писатель Иван Тургенев в последнюю минуту отвел взгляд, став свидетелем казни человека, Достоевский ясно изложил свою позицию: «Человек, живущий на поверхности земля не имеет права отворачиваться и игнорировать то, что происходит на земле, и для этого есть высшие нравственные императивы».
Увидев развалины театра в Мариуполе, услышав о мариупольцах, голодающих из-за российских авиаударов, я удивляюсь, что Достоевский специально сосредоточил свой пронзительный нравственный взгляд на вопросе страданий детей в своем романе 1880 года «Братья Карамазовы». – говорили бы в ответ на бомбардировку российской армией театра, где укрывались дети. Слово «дети» было написано на тротуаре возле театра крупным шрифтом, чтобы его было видно с неба. Не было непонимания того, кто там был.
Люди «не имеют права отворачиваться и игнорировать то, что происходит на земле», писал Федор Достоевский. Изображения изобразительного искусства/Изображения наследия/Getty ImagesИван Карамазов, главный герой «Братьев Карамазовых», гораздо больше сосредоточен на вопросах моральной ответственности, чем на христианском принятии или прощении и примирении. В разговоре Иван обычно приводит примеры причинения вреда детям, умоляя других персонажей признать злодеяния среди них. Он полон решимости искать возмездия.
Наверняка преднамеренный обстрел детей в Мариуполе — это то, от чего Достоевский тоже не мог отвести взгляд. Мог ли он защищать видение русской морали, видя невинных мирных жителей — мужчин, женщин и детей — лежащих на улицах Бучи?
В то же время читатели не должны отводить взгляд от неблаговидности Достоевского и его чувства русской исключительности. Эти догматические идеи о величии России и ее мессианской миссии связаны с более широкой идеологией, которая подпитывала прошлую колониальную миссию России и текущую российскую внешнюю политику, демонстрирующую насилие в Украине.
Однако Достоевский был также великим мыслителем-гуманистом, связавшим это видение русского величия с русскими страданиями и верой. Видение духовной ценности человеческих страданий было, пожалуй, естественным исходом для человека, отправленного на пять лет в исправительно-трудовой лагерь в Сибири просто за участие в прославленном социалистическом книжном клубе. Достоевский вырос из своих страданий, но, возможно, не до такой степени, чтобы он мог принять спонсируемый государством террор.
Примет ли автор, который в своем романе 1866 года «Преступление и наказание» в мучительных подробностях объясняет, каковы последствия убийства для убийцы, — который объясняет, что, когда кто-то лишает жизни, он убивает часть себя, — возможно, примет путинское видение России? ? Бородавки и все такое, отпрянул бы и восстал величайший метафизический бунтарь России против российского насилия в Украине?
Надеюсь, что да, как и многие современные русские писатели. Но догмы Кремля вездесущи, и многие россияне их принимают. Многие россияне отводят взгляд.
Путь Толстого к пацифизму
Ни один писатель не описывает войну в России более остро, чем Толстой, бывший солдат, ставший самым известным пацифистом России. В своей последней работе «Хаджи-Мурат», в которой подробно рассматриваются колониальные подвиги России на Северном Кавказе, Толстой показал, как бессмысленное насилие русских над чеченским селом вызвало мгновенную ненависть к русским.
Величайшее произведение Толстого о русской войне «Война и мир» — это роман, который россияне традиционно читают во время великих войн, включая Вторую мировую войну. В «Войне и мире» Толстой утверждает, что боевой дух русской армии — ключ к победе. Сражения, которые, скорее всего, увенчаются успехом, являются оборонительными, в которых солдаты понимают, почему они сражаются и за что они сражаются: свой дом.
Даже тогда он способен передать мучительный опыт молодых русских солдат, столкнувшихся непосредственно с орудиями смерти и разрушения на поле боя. Они исчезают в толпе своего батальона, но даже одна потеря становится разрушительной для семей, ожидающих их благополучного возвращения.
После публикации «Войны и мира» Толстой публично осудил многие русские военные походы. Последняя часть его романа 1878 года «Анна Каренина» изначально не была опубликована, поскольку в ней критиковались действия России в русско-турецкой войне. Альтер-эго Толстого в этом романе, Константин Левин, называет русское вмешательство в войну «убийством» и считает неуместным втягивание в него русских людей.
«Люди жертвуют и всегда готовы пожертвовать собой ради души, а не ради убийства», — говорит он.
В 1904 году Толстой написал публичное письмо, осуждающее русско-японскую войну, которую иногда сравнивают с войной России на Украине.
«Опять война», — написал он. «Опять страдания, никому не нужные, совершенно непрошенные; опять мошенничество, опять всеобщее одурение и огрубение людей». Почти слышно, как он кричит своим соотечественникам: «Подумайте о себе» — так называется это эссе.
В одном из своих самых известных пацифистских произведений 1900-х годов «Не убий» Толстой прозорливо поставил проблему сегодняшней России.
«Недственное положение наций вызвано не отдельными лицами, а особым строем общества, при котором люди настолько связаны друг с другом, что все они находятся во власти нескольких человек или, что чаще, во власти одного одинокий человек: человек, настолько извращенный своим противоестественным положением вершителя судеб и жизней миллионов, что всегда находится в нездоровом состоянии и всегда более или менее страдает манией самовозвеличивания».
Важность действия
Если бы Достоевский настаивал на том, чтобы нельзя было отвести взгляд, справедливо было бы сказать, что Толстой утверждал бы, что люди должны действовать в соответствии с тем, что они видят.
Во время голода в России с 1891 по 1892 год он открыл бесплатные столовые, чтобы помочь своим соотечественникам, которые голодали и были брошены русским правительством. Он работал, чтобы помочь русским солдатам уклониться от призыва в Российской империи, посещая и поддерживая заключенных в тюрьму солдат, которые не желали воевать. В 1899 году он продал свой последний роман «Воскресение», чтобы помочь русской христианской секте духоборов эмигрировать в Канаду, чтобы им не пришлось воевать в русской армии.
Ближе к концу своей жизни Толстой неустанно работал над облегчением бедности и протестом против войны. Культурный клуб / Getty ImagesЭти писатели имеют мало общего с нынешней войной. Они не могут исключить или смягчить действия российской армии в Украине. Но они на каком-то уровне встроены в российскую культурную ткань, и то, как их книги до сих пор читают, имеет значение. Не потому, что русская литература может объяснить что-либо из происходящего, потому что не может. А потому, что, как писал в марте 2022 года украинский писатель Сергей Жадан, война России на Украине ознаменовала поражение великой гуманистической традиции России.