Год реформы никона: 370 лет церковной реформе патриарха Никона

370 лет церковной реформе патриарха Никона

18 февраля 2021 09:59

admin1

#Дата #Обо всем

Патриарх Никон и Петр Первый

370 лет назад, 19 февраля 1651 года, началась церковная реформа патриарха Никона: такую информацию можно почерпнуть в интернете. В действительности в 1651 году митрополита Новгородского Никона призвал в Москву царь Алексей Михайлович, получивший прозвище «Тишайший». Патриархом при поддержке государя Никон был избран в 1652 году, после смерти патриарха Иосифа.

Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (1629-1676)

Реформу же патриарх Никон провозгласил 365 лет назад – на торжественной службе в московском Успенском соборе в Неделю православия (первое воскресенье Великого поста) 1656 года: тем, кто крестится двумя перстами, была объявлена анафема (они отлучались от Церкви).

Между тем, веком ранее, 470 лет назад, в 1551 году, Стоглавым собором Русской православной церкви было канонизировано именно двоеперстие.

Хотя и Стоглавый собор, и Никон спустя столетие единодушно ратовали за унификацию церковных текстов в богослужении: в церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но, поскольку между двумя и тремя пальцами разница наиболее очевидна, — она и сыграла главную и роковую роль в расколе Церкви. В богоборческом советском государстве граждане об этом расколе знали преимущественно по роману Алексея Толстого «Петр Первый», в котором писатель живописует, как старообрядцы, запершись в церквях, себя сжигали заживо, предпочитая мученическую смерть богохульству: они считали, что троеперстие – это кукиш Богу…

История вопроса с перстами такова. Когда у греков появилась ересь монофизитов, то, крестясь двумя перстами, христианин этим самым выражал свою веру в то, что Иисус Христос по Своей природе в полной мере является Богом и в столь же полной мере – Человеком. Но, когда монофизиты с их заблуждением остались в прошлом, — греки стали креститься тремя перстами, выражая этим самым свою веру в Святую Троицу.

Русь, перенявшая христианскую веру у Византии, ересей не знала. Но зато, меняя персты вслед за греками, узнала раскол.

Однако историки считают, что унификация церковной жизни, в том числе ее чисто внешней, обрядовой стороны, была оправданна. По общему мнению тогдашних светской и церковной властей (царя и патриарха), установление такого единообразия являлось важным инструментом поддержания национального единства в стране, которая еще недавно пришла в себя после смутного времени и иностранной интервенции. Кроме того, в 1654 году по решению Переяславской рады произошло воссоединение Украины с Россией, а в Украине православная литургия проводилась по греческим канонам, и крестились там тремя перстами.

Патриарх Никон (1605 – 1681)

Патриарх Никон всячески, в том числе посредством церковной реформы, боролся за укрепление дисциплины, единоначалия и авторитета Церкви и священнослужителей, которые порой – увы – уважения к себе на заслуживали. Патриарх Никон выжигает поповское пьянство, старается не допускать к иерейскому званию непригодных людей. Историк Русской Церкви Николай Тальберг пишет о нем: «Никон обязывал духовенство читать в церквах поучения, сам усиливая свою ревность в проповедывании. Он требовал от духовенства должного знания св. Писания и церковной службы, христианской жизни, дабы служить примером для пасомых». Патриарх поднимал иноческую жизнь — им основаны Иверская обитель на Валдае, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой и Кийский Крестный — в Прионежье.

Церковная реформа объективно назрела. Было много какой-то неупорядоченности: многогласие; люди приносили в храм свои иконы, в том числе неканонические, ставили перед ними свечи; стояли в шапках; вели какие-то посторонние разговоры; и все это — на фоне длинной, непонятной большинству продолжительной службы.

Василий Суриков «Боярыня Морозова»

Нужно учитывать и то, что и русский царь, и русский патриарх, каждый по-своему, хотя во многом схожими, насильственными методами, добивались определенной цели. Каждый из них стремился к тому, чтобы стать покровителем и владыкой для всего православного мира. И ради достижения этой цели они готовы были пойти на жертвы – за счет своего народа.

Отказавшиеся креститься тремя перстами ревнители старого благочестия преследовались. Так, согласно указу царевны Софьи, были уничтожены тысячи из них.

Петр Первый (1672 – 1725)

Петр Алексеевич, будучи единомышленником отца, Алексея Михайловича, продолжая его курс на усиление, расширение и ускоренное развитие технологически отсталой страны, остался верен реформам патриарха Никона. Благодаря этому по сути не Украина присоединилась к России, а Великороссия – к Малороссии. А это было крайне необходимо великой державе, которую строил Петр Великий: привлекаемых из-за рубежа образованных европейцев было недостаточно, нужны были образованные русские люди. Но, помня противостояние между своим отцом и властолюбивым патриархом Никоном, Петр Великий упразднил патриаршество, установив таким образом в Российской империи абсолютную власть монарха. А вот открытые гонения на старообрядцев при Петре Первом прекратились.

Ведь он смотрел на все с точки зрения государственной пользы. Хотя реабилитировал ревнителей старого благочестия лишь Николай Второй. А в XVII веке, спасаясь от преследований со стороны государства, старообрядцы стали активно осваивать Сибирь. И это вполне устраивало прагматичного Петра Первого. Если староверы не упрямились в сотрудничестве с государством, Петр говорил: «Пусть хоть одним перстом крестятся, лишь бы польза была».

Кстати, первые христиане крестились одним перстом. А в 1990-е вчерашние руководители КПСС крестились пятерней – и никто их за это от Церкви не отлучал. И слава Богу: для Него-то главное — не наши пальцы, а наши души.

Антон САХНОВСКИЙ

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».



Раскол России надвое: в главном мелочей нет

Москва, 19 февраля 2017, 00:35 — REGNUM В результате церковных реформ и патриарха Никона и дальнейшего церковного раскола почти половина населения страны была объявлена вне закона

Патриарх Никон. Копия с прижизненного изображения. XXIII

Ровно 366 лет назад, 19 февраля 1651 года в Российском государстве началась церковная реформа патриарха Никона, которая оставила глубокий след в истории государства. Результатом этой реформы стал глубокий раскол среди русского населения. Он затронул широкие народные массы и проник в политику государства того периода. В борьбе с расколом тысячи людей перенесли тяжелые муки, исковерканы судьбы тысяч людей, в том числе детей.

С чего все началось?

О необходимости церковной реформы в России начали говорить еще в 1640 годы. Тогда в Москве появился «кружок ревнителей благочестия», участники которого выступали за унификацию церковных текстов в богослужении. В церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но члены кружка не могли прийти к единому мнению относительно вопроса, на основе каких книг вносить изменения. Одна часть предлагали в качестве образца взять древнерусские церковные книги, а другая часть предлагала брать за основу греческие книги.

Древнеславянская кормчая.

Wlbw68

В разрешении этой дилеммы роль сыграли несколько факторов. К тому времени уже централизованное русское государство требовало унификации всех церковных правил и обрядов. А стремление государства упрочить свое международное положение среди православных стран сыграло в пользу выбора унификации по образцу греческих книг. Кроме того, в правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, которая была выдвинута еще при Иване Грозном псковским старцем Филофеем. Согласно этой теории, после христианского раскола 1054 года центром Православной церкви стал Константинополь, а после его падения в 1453 году на этот статус имеет право Москва. Но для подтверждения этого статуса была необходима поддержка греческой церкви. А для этого надо было проводить богослужение по греческим правилам.

Историки также обращают внимание на желание государства стабилизировать внутриполитическую обстановку с помощью этой реформы. Установления единообразия правил церковной жизни, по мнению власти, становилось важным инструментом поддержания национального единства в государстве, которое еще недавно пришло в себя после смутного времени и иностранной интервенции. Кроме того, в 1654 году по решению Переяславской рады к Российскому государству присоединилась западная Украина, где православная литургия проводилась по греческим канонам. Унификация способствовала объединению Малороссии с Россией.

Михаил Хмелько. Навеки с русским народом. Переяславская рада. 8 января 1654 г

«Собиный друг» царя

Церковный раскол связан с именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин. Родился будущий патриарх в 1605 году в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. По воле родителей он стал священнослужителем и на этом поприще сделал блестящую карьеру. В 38 лет он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии, а через три года уже стал архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Карьера его пошла в гору после того, как в 1646 году, будучи игуменом Кожеозерского монастыря приехал по монастырским делам в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю понравился игумен и он оставил Никона при дворе и впоследствии способствовал получению им сана Новгородского митрополита. Но в 1651 году Никона вернули в Москву и с этого момента влияние его на царя только возрастало. Через год он при поддержке государя стал патриархом после смерти патриарха Иосифа. С этого времени церковная реформа шла при полном участии и непосредственном руководстве Никона. Влияние Никона на царя было настолько велико, что царь называл его «собиным (особенным) другом».

Никон патриарх Московский и всея Руси. Гравюра. 1890

Суть реформ

Получив полную поддержку царя, патриарх смело проводил церковную реформу. Главные обрядовые изменения были в следующем:

— крещение не двумя, а тремя перстами. Это нововведение вызвало особенно противодействие сторонников старых обрядов.

— замена земных поклонов поясными

— написание «Иисус» вместо «Исус»

— движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

— сокращение просфор (богослужебный хлеб) для литургии

— произношение «Аллилуйа» в церковном пении три раза вместо двух

Изменения были внесены и в некоторые правила иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Реформы Никона встретили жесткое сопротивление со стороны определенной части духовенства, что впоследствии привело к глубокому расколу. Наиболее упорными и последовательными противниками Никона стали члены «кружка ревнителей благочестия», куда раньше входил сам Никон. Они говорили, что недопустимо введение «латинства», потому что греческую церковь в России считали «испорченной» еще со времен Флорентийской унии 1439 года, которую впоследствии отказались принять православные христиане. Для верующих нововведения Никона выглядели, как серьезное отступление от традиционного канона, богохульством. Так, крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось, как неуважение к самому Господу. Ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу».

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887

Возникновение раскола и движения старообрядчества

Однако Никон при поддержке царя последовательно и жестко продолжал проводить реформы. На Московском соборе 1656 года анафеме были преданы те, кто держался двуперстного крестного знамения. Противники реформ Никона отлучались от церкви. Но жесткость и упорство патриарха вызывали лишь ожесточение у противников реформ. Преследуемые царскими войсками, они скрывались на окраинах страны, в труднодоступных лесах Севера, Сибири и Урала. Здесь они создавали свои старообрядческие поселения и продолжали молиться по-старому. Широко известны в истории случаи, когда при приближении карательных отрядов царя, они устраивали самосожжение, получившее название «гарь».

Примером стойкости перед давлением государственных реформ стало сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они оказывали сопротивление вплоть до 1676 года и выдерживали осаду царских войск. Они считали, что царь Алексей Михайлович стал слугой Антихриста. Именно в этом большинство историков видят причины фанатичного упорства сторонников раскола. Они были уверены, что Никон с его учением является порождением сатаны.

Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змея. Миниатюра. XIX

Но в этом сопротивлении историки видят и социальные причины. Большинство раскольников были крестьяне, которые таким образом не только шли за правой верой, но и освобождались в скитах от поборов помещиков. Было среди раскольников и много духовных лиц, которые не могли смириться с новыми правилами. Для них признание нововведение означало, что всю прежнюю жизнь они прожили неправильно, с чем они не могли согласиться. Были среди них посадские люди и купцы, которые конкурировали с монастырями, которые активно занимались торговлей и промыслами. Они считали, что духовенство вторгается в их сферу и все, что шло от патриарха, они принимали как зло.

Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например боярыня Морозова и княгиня Урусова. Но это, скорее, единичные случаи. Но самым известным противником никонианства стал протопоп Аввакум, проповедник и известный публицист, бывший участник кружка «ревнителей благочестия». Он был священником при дворе, но когда отказался от новой религии, подвергся жестоким гонениям, пережил ссылку и страдания, смерть детей. Тем не менее Аввакум не отказался от религии и впоследствии был заживо сожжен в «земляной тюрьме» после 14 лет заключения. Для старообрядцев главным литературным произведением стало написанное им «Житие».

По оценкам разных исследователей, во второй половине XVII века в раскольниках оказались от 40 до 50% населения страны того времени. Это как минимум 7−8 миллионов человек. В XVIII веке старообрядцев насчитывалось в пределах трети всего населения.

Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)

Размолвка царя и Никона

Амбиции и властность патриарха Никона, его бескомпромиссность и стремление ставить церковную власть выше светской, вскоре стали тяготить Алексея Михайловича. Никон активно вмешивался в светские дела и в 1658 году царь потребовал, чтобы патриарх больше не именовался великим государем. Тогда Никон в знак протеста уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он думал, что царь уступит, но этого не произошло. Более того, Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон сложил полномочия патриарха. Но лишить его патриаршества он не мог. Не мог и церковный собор. Отстранить патриарха смогли только в 1666 году на Московском соборе, где участвовали два вселенских патриарха — антиохийский и александрийский. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Он был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 году.

Отстранением Никона реформы не были свернуты. Тот же Церковный собор официально утвердил новые обряды, а старообрядцев объявил еретиками. Репрессии в отношении приверженцев «старой веры» продолжились с новой силой.

Григорий Мясоедов. Самосожигатели

Итоги и значение раскола

Безусловно, церковный раскол стал национальной трагедией для русского народа. Перестало существовать духовное единение народа и впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. Впоследствии усилилась социальная разобщенность среди населения.

Распад этого царско-патриаршеского дуэта и дальнейшее заточение патриарха положило начало тому, что впредь дела церковные стали вторичны, а дела государственные — первичны. Это считается началом процесса подчинения церкви государству. Впоследствии, во времена Петра I, процесс продолжился ликвидацией патриаршества и созданием Синода, который возглавлял назначаемый царем светский чиновник.

Некоторые историки в реформах Никона и последовавшем за ним расколе усматривают и положительный итог. Так, по их мнению, произошло укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира. Кроме того, появившееся старообрядческое движение внесло вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Одна из древнейших сохранившихся икон Христа, VI век (из собрания монастыря Святой Екатерины, Синай)

Реформы патриарха Никона — WikiSummaries

  • Последнее обновление: 10 ноября 2022 г.

Лидер Русской православной церкви вызвал разрушительный раскол в основной конфессии России, пытаясь провести спорные реформы в таких областях, как церковное управление, обучение духовенства, религиозные писания и служебные ритуалы.

Краткое изложение события

В развитии России как нации и организованного общества христианство сыграло жизненно важную роль, предоставив религиозные ценности и практики поклонения, которые преобразовали и объединили население. В то время как основные богословские догматы Русской Православной Церкви в целом оставались неизменными на протяжении веков, проблемы становились все более очевидными, требуя разъяснения и исправления. К ним относятся отношения с византийским православием, детали религиозных ритуалов и практики, а также точность религиозных текстов. (1652-1667)Религия и богословие;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Организации и учреждения;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Россия;1652-1667: Реформы Патриарха Никона[1750]Русская Православная ЦерковьНикон

Реформаторское движение, направленное на восстановление точности первоначальных форм как в письменной, так и в практической форме, возникло в XVII веке, особенно под руководством Никона, дослужившегося до высокого поста патриарха Московского. Снискав благосклонность юного царя Алексея Алексея, он стал митрополитом Новгородским, вторым по важности духовным положением в России. После смерти патриарха Иосифа в 1652 году Алексий оказал давление на церковные власти, чтобы они назначили Никона патриархом. Используя свои новые полномочия и при поддержке русского монарха, Никону удалось провести и осуществить ряд реформ, которые были утверждены церковными соборами, начиная с 1653 г.

Эти усилия были широкомасштабными и имели последствия для Русской Православной Церкви. До назначения Никона, в 1630 году, в Киеве, крупном городе на юге Украины, была основана духовная семинария. Его ученые прославились тщательным анализом религиозных текстов. Никон призвал киевских ученых просмотреть печатные материалы, используемые в России, обнаружив, что ошибки в переводе и копировании изменили оригиналы. Фактически этот процесс начался за несколько лет до того, как Никон стал патриархом, но он продолжил реформаторские усилия своего предшественника. Противники Никона, однако, рассматривали Киев и его религиоведов как выходящие за рамки места, которое они считали центром истинного христианства — Москвы — в отличие от латинской церкви в Риме и византийской церкви. То, что некоторые киевские ученые изучали греческий и латынь и пользовались источниками на этих языках, также вызывало у них подозрение в глазах религиозных традиционалистов в России. Их противодействие планам Никона также выявило русский национализм, противодействие связям или сотрудничеству с отдаленной Украиной, католической Польшей или бывшей Византийской империей, которая теперь находится под контролем Турции и ислама.

Некоторые из этих изменений могут показаться загадочными. Например, одна реформа требовала от священника крестного знамения, поднимая три пальца вместо традиционных двух. (Сдвиг относился к Троице в первом случае, тогда как последний означал божественную и человеческую природу Христа.) В другой реформе форма поклонов или преклонения колен во время молитв была сокращена с двенадцати до четырех, что снова является изменением традиции. Аллилуйя должны были петь три раза, а не два, во время службы. Молитвы должны были петься одним тоном, а не несколькими.

Иконы, двухмерные изображения Христа и других религиозных деятелей, должны были следовать традиционному византийскому стилю, а не стилю, принятому в других странах. Многие иконы были захвачены, разграблены и уничтожены. Старые руководства и руководства, регулирующие религиозную жизнь и ритуалы, конфисковывались из церквей и домов, иногда под угрозой наказания. Даже маршрут церковных процессий должен был следовать новым, утвержденным правилам, согласно расположению солнца. Это лишь некоторые из вариаций, которые Никон стремился навязать религиозной жизни.

Для фундаменталистского и традиционалистского духовенства Православной церкви, десятилетиями следовавшего практике, которую они считали необходимой для прославления Бога и возможного источника спасения, изменения Никона были ересью. Миллионы последователей, в основном неграмотных, также чувствовали угрозу этим изменениям в традициях. Последователи познакомились с церковными традициями и пожелали, чтобы их сохраняли и практиковали как свидетельство их веры. Противниками реформы стали называть старообрядцев Старообрядцы, которые организовали сопротивление под руководством священника Аввакума ПетровичаАввакума Петровича и других священнослужителей. Аввакум регулярно ходатайствовал перед Церковью и монархом о разрешении продолжения традиционных обрядов и выступал против опоры на греческие и латинские источники. Он также критиковал методы Никона и написал царю Алексею письмо, в котором говорилось: «Ничто так не порождает раскола в церквях, как властолюбие власти со стороны власти».

Патриарх Русской Православной Церкви Никон.

(Библиотека Конгресса)

Никон упорствовал в этих реформах, но он смог это сделать благодаря одобрению церковных соборов, собравшихся под его руководством. Он был полон решимости контролировать и даже уничтожить Аввакума и оппозицию. Никон в целом преуспел в своих усилиях в течение части 1650-х годов, когда царь Алексей и государство помогали ему в нападении на старообрядцев. Большое количество православных христиан последовало за Аввакумом, сопротивляясь реформам, даже перед лицом угроз отлучения от церкви или телесных повреждений. Ко второй половине века тысячи старообрядцев покончили жизнь самоубийством путем самосожжения, вместо того чтобы принять новые правила. По одной оценке, это число составляет примерно двадцать тысяч человек. Аввакум, не сумев убедить власти в ошибочности никоновского руководства и реформ, был сослан в Сибирь. Он был казнен в 1682 г.

В краткосрочной перспективе Nikon выиграл битву за реформы. Однако в долгосрочной перспективе Русская Православная Церковь серьезно ослабла. Раскол был не только религиозным. Усилия Никона по увеличению религиозного авторитета — особенно роли патриарха — также поставили под сомнение могущество русской монархии. Никон стремился к власти, равной или даже превосходящей царя. Ссылаясь на несколько прецедентов патриархальной власти в начале века, он критиковал ограничения, наложенные на его положение и власть Церкви. Его заявление не могло быть более ясным для царя: «Жречество выше царства. Помазание от Бога, а к царю через духовенство».

Это противостояние Русской Православной Церкви и Русского государства в XVII веке длилось несколько десятилетий, но исход не вызывал серьезных сомнений. Отношения между Никоном и Алексеем охлаждались, но иногда они обострялись из-за незначительных предполагаемых пренебрежений, а затем, наконец, разрывались, когда царь посетил и затем столкнулся с Никоном в 1658 году. люди постились насильно, но силой заставить поверить в Бога не мог».

В ответ на то, что он воспринял как личное оскорбление себя и своего высокого положения, Никон в июле 1658 года покинул Москву и отправился в далекий Воскресенский монастырь. Очевидно, он надеялся, что конфронтация с царем вызовет кризис, который даст ему больше полномочий, если его попросят вернуться. Однако монарху и церковным чиновникам было достаточно, и усилия Никона в течение следующих нескольких лет не увенчались успехом.

Между 1658 и 1667 годами, когда был избран новый патриарх вместо Никона, не было активного патриарха. С 1658 г. до своей смерти в 1681 г. Никон жил в нескольких отдаленных монастырях. Церковный собор в конце 1666 г. осудил его и официально лишил его титула. Тот же Собор также объявил Аввакума и старообрядцев еретиками, что еще больше узаконило разрушительный раскол в Православной Церкви в последующие века, раскол, известный как раскол (раскол).

Значение

Противостояние Никона с царем оказалось его окончательным поражением, но оно не должно было удивлять. Некоторые европейские нации в XVII веке постепенно расширяли политическую автократию, в которой первичная власть находилась в руках монарха и светских властей. Царь Алексей не собирался подчиняться Никону или церковной власти. Внук Алексея, Петр Великий, продолжил эту тенденцию, установив полное господство над религиозными учреждениями и чиновниками России.

После 1708 года патриарха не назначали, а Петр упразднил автономную должность патриарха в 1721 году. С этого времени Русская Православная Церковь утратила свою самостоятельность и стала ведомством российского правительства.

Как это ни парадоксально, многие религиозные реформы Никона продолжались в России десятилетиями, показывая, что большинство его реформаторских усилий были успешными. Однако его властная личность и агрессивное лидерство убедили других в том, что его необходимо отстранить от власти.

Дополнительная литература
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Conybeare, F.C. Русские несогласные . Нью-Йорк: Рассел и Рассел, 1962. Конибер описывает противоречия в Русской Православной Церкви и предоставляет целый раздел о Никоне и Аввакуме.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»> Крамми, Роберт О. Старообрядчество и мир антихриста: Выгская община и Российское государство, 1694-1855 . Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1970. Одна из самых влиятельных и широко цитируемых книг на английском языке о старообрядцах.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Ключевский В. О. Курс русской истории: XVII век . Перевод Натали Даддингтон. Армонк, Нью-Йорк: М. Э. Шарп, 19 лет.94. Классический труд одного из виднейших историков России. В главе 15 речь идет о Никоне и расколе.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»> Лонгворт, Филип. Алексей: Царь Всея Руси . Нью-Йорк: Франклин Уоттс, 1984. Биография российского монарха, который сначала поддержал, а затем выступил против реформаторских усилий патриарха Никона.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Лупинин, Николай. Религиозный бунт в XVII веке: раскол Русской Церкви . Принстон, Нью-Джерси: Kingston Press, 1984. Эта работа посвящена религиозным спорам и их влиянию на укрепление государственной власти.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Мейендорф, Пол. Россия, ритуал и реформа: литургические реформы Никона в семнадцатом веке . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1991. Подробное описание религиозных реформ и их последствий.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Михельс, Георг Бернхард. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России XVII века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 19.99. Михельс оценивает разрушительные последствия религиозного спора и фокусируется на противниках Никона.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Миллар Джеймс Р. Энциклопедия истории России . Нью-Йорк: Macmillan, 2003. Обширный четырехтомный источник, включающий статьи об Аввакуме, Алексисе и Никоне.
Связанные статьи в Великие жизни из истории: семнадцатый век

Алексис; Аввакум Петрович; Никон; Стенька Разин; София.Русская Православная ЦерковьНикон

Рубрики: История Содержание

Никита Минов Никон | YourDictionary

Никита Минов Никон (1605-1681) был патриархом Русской православной церкви с 1652 по 1666 год. Он провел реформы церковных книг и обрядов, которые привели к расколу или расколу в Русской православной церкви.

Никон родился в селе Вельдеманово Нижегородской губернии (ныне Горки) в крестьянской семье. Когда ему было 12 лет, он сбежал из дома, спасаясь от жестокого обращения мачехи, и ушел в монастырь. Но родители уговорили его оставить монастырь и жениться.

В 1624 году Никон стал священником в селе Колычево, но через 2 года был призван на приход в Москву. Когда трое его детей умерли, Никон искал покаяния и уединения. Он отказался от жены и семьи и жил монахом и отшельником с 1634 по 1646 год. В 1646 году Никон познакомился с царем Алексеем, на которого произвел благоприятное впечатление. В том же году Алексей поставил его игуменом Новоспарского монастыря в Москве. Волевой Никон оказал сильное личное влияние на более молодого и мягкого монарха. Алексей даже дал Никону титул Великого Государя, и его имя в официальных документах значилось рядом с царским.

Церковная реформа была одной из главных забот Никона. По собственной инициативе, не посоветовавшись с церковным собором, он приказал пересмотреть некоторые общепринятые церковные обычаи. Церковный собор 1654 г. одобрил дополнительные реформы религиозных текстов.

Возникла яростная оппозиция реформам во главе с протоиереем Аввакумом. Противники, раскольники, объявили реформы извращением веры, а исправленные книги — делом рук антихриста. С введением в действие реформ положение Никона стало ухудшаться. Его резкая и высокомерная манера поведения нажила много врагов. Сам Алексий устал от властности патриарха и перестал приглашать Никона во дворец и избегал его на церковных церемониях.

В 1658 г. сообщение царя о том, что он не придет на обедню в этот день, вызвало гнев Никона, который уехал из Москвы в монастырь. Там он ждал, чтобы его попросили вернуться, но просьба не пришла. В 1666 году Никон был судим Русским церковным собором за отказ от патриарших обязанностей и оскорбление царя. Он был осужден, лишен патриаршества и архиерейского сана и сослан в отдаленный монастырь. Преемник Алексея, Феодор III, отозвал из ссылки Никона, но бывший патриарх скончался на обратном пути в Москву 27 августа 1681 г.

Однако реформы Никона уцелели. Церковный собор, созванный в 1666 году, подтвердил изменения. Оппоненты должны были открыто подчиниться или бросить вызов Церкви. Многочисленные священники и целые монастыри отказывались их принимать, в результате чего среди русских верующих возник постоянный раскол.

Лучшим исследованием Никона является монументальное произведение Уильяма Палмера Патриарх и царь (6 томов, 1871-1876). Общий обзор религиозного инакомыслия в России — F.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *