Год открытия первого театра народного творчества в москве: Указ о создании театра. – Музей Фелицына

Театр Юного Зрителя. Саратов: История театра

Юрий Петрович Киселев
Этапные спектакли
Ветераны театра
Актёрская «школа» ТЮЗ

Иcтория театра

Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва («ТЮЗ Киселёва») — уникальное явление российской культуры, старейший в мире профессиональный театр для детей, открывшийся в Саратове 4 октября 1918 года спектаклем по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица».

Идея открытия первого в мире детского театра  принадлежит режиссёру и актёру Дмитрию Николаевичу Бассалыго (1884—1969). По инициативе Бассалыго на базе возглавляемого им Солдатского театра имени Революции осенью 1918 года возник «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина». Почти двадцать лет с момента своего основания у детского театра в Саратове не было постоянной «прописки», он сменил несколько названий и сценических площадок. Эти годы в нём работали такие выдающиеся деятели театра, как Абрам Роом, Леонид Дашковский, Леонид Браусевич, Александр Соломарский. В 1937 году коллектив театра, в тот момент уже именовавшегося Саратовским театром юного зрителя, получил в своё распоряжение собственную площадку, историческое здание на Вольской, 83.

Работа театра после получения им своего собственного здания прерывалась ненадолго лишь на время Великой Отечественной войны, но театр возобновил свою деятельность уже в 1943 году, когда в его истории началась новая эпоха — эпоха Юрия Петровича Киселёва. 

Сегодня Саратовский ТЮЗ носит имя Юрия Петровича Киселёва, лауреата Государственной премии РСФСР и СССР, народного артиста СССР, который в должности художественного руководителя возглавлял театр в период с 1943 по 1996 годы. Ю.П. Киселев окончил Школу при Камерном театре А.Я. Таирова (1931-1935 гг.), занимался в творческой режиссерской лаборатории народной артистки РСФСР, профессора М.И. Кнебель (1963 – 1985 гг.

), до своего приезда в Саратов был актёром в Московском студенческом театре, Ворошиловградском и Горьковском ТЮЗах, как режиссёр и актёр работал в Кировском облдрамтеатре и несколько лет возглавлял Калининский театр юного зрителя. В разные годы Юрий Петрович Киселёв был в руководстве правления Всероссийского театрального общества и Советского центра АССИТЕЖ (Международной ассоциации театров для детей и юношества), принимал участие в организации театров для детей на Кубе, в Америке, во Франции, Югославии, Чехословакии, ГДР, Испании.

С первых лет работы в Саратове Юрий Петрович вёл педагогическую работу, в 1944 году была открыта студия при Саратовском ТЮЗе, позже Ю.П. Киселёв преподавал и в Саратовском театральном училище. Среди его учеников выдающиеся актёры: З.Г. Спирина, В.А. Ермакова, С.В. Лаврентьева, Ю.П. Ошеров, В.А. Краснов, Т.Н. Джураева В.В. Никитин, Г.С. Цинман и многие другие. 

Верными сподвижниками и единомышленниками Юрия Петровича Киселёва в его работе в Саратовском ТЮЗе были режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР В.

И. Давыдов, художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.А. Архангельский, композитор Е.П. Каменоградский, а также жена Ю.П. Киселёва, артистка театра, педагог, заслуженная артистка РСФСР Е.А. Росс. 

Под руководством Юрия Петровича Киселёва были сформулированы основные эстетические принципы, которым Саратовский театр юного зрителя следует и по сей день: это концепция театра особого назначения, истинно семейного театра, исповедующего идеи милосердия и человеческого достоинства, где спектакли вместе с детьми традиционно смотрят их родители и воспитатели. 

Первые успехи обновленного Саратовского ТЮЗа во главе с Ю.П. Кисёлевым не заставили себя ждать. Уже в 1945 году по итогам Всероссийского смотра театров для детей Саратовский ТЮЗ отмечен как один из трех лучших детских театров страны. Несколькими годами позже, в 1952 году за спектакль «Алеша Пешков» группе творческих работников театра и режиссёру постановщику спектакля Ю.П. Киселеву присуждена Государственная премия СССР.

 

Важным этапом в жизни театра и в режиссёрском пути Ю.П. Киселева стала работа с пьесами выдающегося советского драматурга Виктора Сергеевича Розова. С 1950 года в театре состоялось 20 постановок по 17 пьесам В.С. Розова, многие из которых стали для театра по-настоящему знаковыми: «В дороге» (1962 г.), «Вечно живые» (1964 г.), «Традиционный сбор» (1967 г.), «Гнездо глухаря» (1981 г.) и многие другие. Особое место в истории театра занимают постановки розовских инсценировок по русской классике — «Обыкновенная история» (по мотивам романа И.А. Гончарова, 1966 г.) и «Мальчики» (по мотивам «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, 1972 г.). Тем временем имя Саратовского ТЮЗа благодаря стараниям Ю.П. Киселёва зазвучало по всей стране: гастроли театра с успехом проходили в Москве, Ленинграде, Волгограде, Иваново, Чебоксарах, Краснодаре и других городах России. В 1968 году за спектакль «Сказ о времени далеком и близком» (пьеса Г.Акулова) Ю.П. Киселёву было присвоено звание лауреата Государственной премии РСФСР.

 

В 1978 г. состоялась премьера знаменитого спектакля Ю.П. Киселёва «Колбаска, Боцман и другие» (по А. Линдгрен, инсценировка Л. Закошанской), который открыл феномен Саратовского детского театра международному зрителю. В 1979 г. Саратовский ТЮЗ с этим спектаклем принял участие в Международном фестивале детских и юношеских театров во Франции (Лион). Позже, уже в 1990-е с успехом прошли гастроли Саратовского ТЮЗа под руководством Ю.П. Киселёва в Риге (Латвия) и в Варшаве (Польша) на Международном фестивале детских театров, посвященном памяти Януша Корчака. 

Как режиссёр за годы служения в Саратовском ТЮЗе Ю.П. Киселёв поставил на его сцене более ста спектаклей, среди которых такие важные, этапные для театра работы, как «Три сестры» по А.П. Чехову (1954 г.), «Домби и сын» (1956 г.) по Ч. Диккенсу, «Золотой ключик» по А.Н. Толстому (1971 г.), «Валентин и Валентина» по М. Рощину (1973 г.), «В списках не значился» по Б. Васильеву (1975 г.), «Никто не поверит» по Г. Полонскому и (1980 г. ), «Новоселье в старом доме» по пьесе А.Кравцова (1985 г.), «Вечный муж» по Ф.М. Достоевскому (1988 г.), «Лавка древностей» по Ч. Диккенсу (1989 г.), «Женитьба Белугина» по А.Островскому (1990 г.), «Эти свободные бабочки» по пьесе Л.Герша (1993 г.), «Деревья умирают стоя» по пьесе А. Касоны (1995 г.) и многие другие постановки. 

С 1948 года в репертуаре ТЮЗа Киселева остается легендарный спектакль-долгожитель по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» поставленный в первые годы работы Ю.П. Киселёва в Саратове его соратником режиссёром Владимиром Ивановичем Давыдовым. Этот спектакль по праву считается «визитной карточкой» театра. Не менее значимой является постановка по сказке Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга», за более чем 30 лет, которые спектакль идёт в репертуаре театра, на нём успело вырасти не одно поколение не только зрителей, но и замечательных артистов. 

«Помнить о главном: не зритель для нас, а мы для зрителя» — завещал своему театру Юрий Петрович Киселёв. Девизом театра стала его фраза: «В добром и радостном общении с вами, юные и повзрослевшие наши зрители, Саратовский ТЮЗ видит самое главное свое предназначение». Следуя этому принципу, Саратовский ТЮЗ прилагает огромные усилия для того, чтобы, приумножая свои творческие успехи, оставаться тем самым «театром особого назначения», в котором будет продолжаться диалог поколений и воспитание чуткого и внимательного юного зрителя. 

В 1995 году по инициативе Ю.П. Киселева народный артист РФ Юрий Петрович Ошеров был назначен главным режиссером ТЮЗа, а с 2007 года по июнь 2019 года Ю.П. Ошеров занимал должность художественного руководителя театра. С 2015 по 2020 год главным режиссёром театра был выпускник мастерской Е.Каменьковича и Д.Крымова Алексей Александрович Логачёв. С 1995 по 2013 гг. заслуженный работник культуры РФ Валерий Райков в должности директора возглавлял коллектив театра. С 2013 года по 2018 директором театра был Анатолий Юрьевич Барсуков, с 2019 года должность директора театра занимает заслуженный артист России Игорь Михайлович Баголей. Главный режиссёр театра с сезона 2021/2022 года — Георгий Цнобиладзе.

Сегодня Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева — один ведущих театральных коллективов России, обладатель многочисленных наград в области театрального искусства. В 1998 г. Саратовскому ТЮЗу Киселёва присвоено почетное наименование «академический». В 2004 году театр получил Приз Фонда Ролана Быкова «За верность большому искусству и маленькому зрителю» как лучший детский театр России. В 2009 году Союз писателей России отметил театр «Литературной премией имени С.Я. Маршака» и «Литературной премией имени А.П. Чехова» за вклад в развитие детской литературы и воспитание подрастающего поколения. В 2010 году театр получил специальную премию фестиваля «Арлекин» (Санкт-Петербург) и диплом «За весомый вклад в развитие детского театра России», а также «Золотой знак» СТД РФ. В 2011 году Саратовский ТЮЗ был удостоен Премии Правительства Российской Федерации им. Федора Волкова.

 

Саратовский ТЮЗ неоднократно становился участником международных фестивалей и гастролировал за рубежом в Польше, Хорватии, Латвии, Литве, Болгарии, Италии, Германии, Франции, Белоруссии, США, Японии и других странах. В 2002 году спектакль «Вечный муж» по Ф. Достоевскому был приглашен на Международный фестиваль в Болгарию (г.Бургас). На международном театральном фестивале «Римское лето» в 2004 году в Риме, ТЮЗ Киселева был представлен спектаклем по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (режиссёр – Паоло Эмилио Ланди, Италия). С 19 июля по 09 августа 2012 года спектакль «Росток» (режиссёр Е. Гороховская) принимал участие в Международном театральном фестивале для детей и молодежи на о. Окинава «Кижимуна Феста» (Япония), в рамках которого также проходил Первый международный съезд АССИТЕЖ и состоялись гастроли театра по городам Японии: Китакюсю, Иида и Осака. Побывали артисты театра и на многочисленных российских театральных фестивалях, среди которых «Золотая маска», «Гаврош», «ПостЕфремовское пространство» (Москва), «Радуга» и «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Золотая Репка» (Самара), «Я – мал, привет!» (Новый Уренгой), «Волковский фестиваль» (Ярославль), «Платоновский фестиваль» и «Маршак» (Воронеж) и многие другие.

 

Богатый творческий потенциал труппы театра, ее готовность к новым экспериментам, привлекает внимание театральных режиссеров из Европы и со всего мира. С ТЮЗом Киселева сотрудничали Матиас Лангхофф (Франция/Германия), Ли Бруер (США), Паоло Эмилио Ланди (Италия), Уолтер Шоен (США), Георг Жено (Германия), Жан-Клод Фаль (Франция), Борислав Чакринов (Болгария), Сигрид Стрем Реибо (Норвегия). В Саратовском ТЮЗе ставили спектакли и выдающиеся российские режиссёры: Адольф Шапиро (Санкт-Петебург), Анатолий Праудин (Санкт-Петербург), Михаил Бычков (Воронеж), Георгий Цхвирава (Омск), а также молодые, но уже получившие широкое признание режиссёры, такие как Дмитрий Егоров, Екатерина Гороховская, Борис Павлович, Дмитрий Волкострелов. 

Международная программа театра включает в себя не только приглашение для осуществления постановок известнейших режиссёров и художников со всего мира, но и уникальные программы сотрудничества. В 2008 году реализована совместная программа с университетом в г. Ричмонде (штат Вирджиния, США) — с 12 по 23 октября 2008 г. прошли гастроли спектаклей «Конёк-Горбунок» и «Дядюшкин сон» в Ричмонде, в этом же году в Саратове состоялась премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по Т. Уильямсу (режиссёр – Уолтер Шоен, США). В 2010-2012 гг. проводился совместный проект с tjg.Театром молодого поколения в Дрездене для самых маленьких зрителей, включавший работу театральных лабораторий по теме «Раннее детство и искусство», обменные гастроли, мастер-классы с русскими и немецкими артистами. Итогом проекта стал спектакль «…и над нами светят звезды» для детей от двух лет, вошедший в репертуары обоих театров, который стал участником нескольких европейских театральных фестивалей, гастролировал в Германии, Швейцарии и Франции. 

Театр не только участвует в фестивалях в России и мире, но и проводит собственный фестиваль детских театров. Первый Открытый фестиваль детских театров Поволжья имени Ю.П. Киселева «От А до Я» Саратовский ТЮЗ провёл летом 2003 года. С 26 сентября по 4 октября 2008 года прошел II Поволжский фестиваль детских театров «От А до Я» имени Ю.П. Киселёва, посвященный 90-летию театра. 

В 2008 году в рамках празднования 90-летия со дня основания театра был поставлен спектакль по феерии М. Метерлинка «Синяя птица» (режиссёр – А. Пономарёв), которой когда-то открывался в Саратове первый в мире детский театр, а также работал проект «Возвращение «Синей птицы» детям-инвалидам, страдающим ДЦП». В сезоне 2013/2014 гг. театр отметил яркими творческими программами сразу два юбилея: 95-летие со дня основания и 100-летие со дня рождения Ю.П. Киселёва.

В октябре 2018 года Саратовский ТЮЗ Киселёва отметил свой столетний юбилей проведением Театрального форума-фестиваля «Век детства». Со 2 по 4 октября 2018 года в Саратов съехались гости со всей России, а помог собрать представителей тюзов и критиков, педагогов и учеников Юрия Петровича Киселёва вместе путешествующий фестиваль театров для детей и молодёжи «Колесо» Союза театральных деятелей РФ. Основными событиями форума-фестиваля стали показы Четырнадцатой творческой лаборатории «Четвертая высота» под руководством Олега Лоевского, открытие на площади перед театром памятника Ю.П. Киселёву работы скульптора Николая Бунина и единственный показ уникального документального спектакля «Переход» по пьесе Марины Крапивиной в постановке Талгата Балатова.

С 2006 года в театре регулярно проходит творческая лаборатория по современной драматургии «Четвертая высота», где в форме читок и режиссёрских эскизов воплощаются необычные современные театральные тексты. По итогам обсуждения с участием ведущих театральных критиков России и зрительского голосования наиболее удачные эскизы впоследствии дорабатываются в полноценные спектакли и входят в постоянный репертуар театра, таким образом в театре появилось уже более десятка новых постановок. 

Активно работает с юными зрителями — школьниками педагогическая часть Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева, вот уже несколько сезонов существует программа «Школьный актив» для поощрения наиболее активно сотрудничающих с театром педагогов. С 2016 года ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для педагогов по теме «Театральная педагогика», организованные театром совместно с Саратовским областным институтом развития образования.

Спектакли Саратовского ТЮЗа неоднократно становились заметными событиями на театральной карте страны, были отмечены различными призами и наградами театральных фестивалей. 

В 2001 году в театре состоялась премьера спектакля «Брак по-итальянски» (режиссёр – Паоло Эмилио Ланди, Италия) по пьесе Эдуардо де Филиппо. За исполнение главной роли в этой постановке — Филумены Мартурано — заслуженной артистке России Елене Вовненко была присуждена Государственная премия России в области культуры и искусства за 2003 год. В этом же году спектакль стал лауреатом I Международного театрального форума «Золотой Витязь». В октябре 2006 года спектакль был удостоен гран-при II Международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера». Творческое сотрудничество с Паоло Эмилио Ланди было продолжено, он осуществил на сцене Саратовского ТЮЗа постановки шести спектаклей, один из них — по пьесе К. Гоцци «Любовь к трём апельсинам» был поддержан грантом Итальянского института культуры (г. Москва).

Спектакль «Вечно живые» Виктора Розова в постановке народного артиста России А.Я. Соловьева стал лауреатом I «Всероссийского конкурса спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма, любви к Родине» в 2006 году. В ноябре 2007 года за эту работу режиссёр спектакля А.Я. Соловьев был удостоен премии VI Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова». 

Спектакль «Зимы не будет» по пьесе В. Ольшанского (режиссёр Е. Гороховская) в 2008 году был отмечен призами и дипломами на IX Международном театральном фестивале «Радуга» в г. Санкт-Петербурге, VIII Международном фестивале-лаборатории театров для детей «Золотая репка» (Самара) и II Международном театральном фестивале спектаклей для детей «Гаврош» (Москва). С 18 по 23 марта 2009 ещё один спектакль Екатерины Гороховской — «Росток» принял участие в VI Международном Сказочном театральном фестивале «Я – мал, привет!» в г. Новый Уренгой, кроме того, этот спектакль успешно гастролировал в Германии и совершил в 2012 году больше турне по городам Японии по приглашению театрального продюсера Хисаши Шимояма.

Одним из первых в стране Саратовский ТЮЗ обратился к творчеству драматурга Ярославы Пулинович. В сентябре 2009 года театр принимал участие в работе Х Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург) с первым спектаклем по её пьесе «Наташина мечта». С 17 по 23 марта 2010 года с этим же спектаклем принял участие в проекте «Новая пьеса» в рамках программы «Маска Плюс» XVI Фестиваля «Золотая Маска» и в работе VII Сказочного театрального фестиваля «Я – мал, привет!» (Новый Уренгой), где получил гран-при фестиваля. 

В июле 2010 года состоялась премьера спектакля «Сирано де Бержерак» Э.Ростана в постановке французской творческой группы  — режиссера Жана-Клода Фаля и художника Жерара Дидье. Проект был реализован при поддержке Французского института культуры и Посольства Франции в России в рамках Года России-Франции 2010. В 2011 году спектакль стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс» XVII Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». Вместе с ним на фестивале в проекте «Новая пьеса» был представлен спектакль «У нас всё хорошо» по пьесе Д. Масловской (режиссёр — Георг Жено, Германия). 

12 октября 2010 года в Саратовском ТЮЗе состоялась премьера спектакля по пьесе знаменитого американского драматурга Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса» в постановке режиссера Ли Бруера, основоположника американского авангардизма, одного из создателей театра Mabou Mines. Театр получил Грант Госдепартамента США и Посольства США в России на постановку этого спектакля. 13 мая 2011 года «Проклятье голодающего класса» было показано на XII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге.

В 2011 году в театре работал выдающийся театральный режиссёр Маттиас Лангхофф, настоящая легенда европейского театра. Он поставил на сцене ТЮЗа пьесу Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран». Проект осуществлен при поддержке посольства Франции в Российской Федерации и Французского института в России. Впервые в истории саратовского драматического театра ТЮЗ Киселева со спектаклем «Софокл. Эдип, тиран» был представлен в конкурсной программе Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» в 2013 г. В мае 2013 г. спектакль гастролировал во Франции на Международном фестивале Театров Восточной Европы «Пассажи» (г. Метц) и фестивале «Театр в мае», (г. Дижон). Гастроли прошли в рамках французско-русского театрального сезона, организованного Министерствами культуры Франции и России. 

В конце октября 2012 года в Саратовском академическом театре юного зрителя состоялась премьера постановки по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» (режиссёр – Михаил Бычков). Этот спектакль в июне 2013 года с успехом был показан на Международном Платоновском фестивале искусств в Воронеже. 

В рамках Года Германии в России и России в Германии 2012/2013 при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте в Саратовском ТЮЗе в апреле 2013 года состоялась премьера спектакля «Святая Иоанна» по пьесе Бертольта Брехта, режиссер — Андреас Мерц (Германия). 

В 2013 году с лабораторного эскиза «Отрочество» (пьеса Я. Пулинович по Л.Н. Толстому) началось сотрудничество театра с молодым режиссёром Алексеем Логачёвым, выпускником мастерской Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова в Российской академии театрального искусства – ГИТИС. Эскиз был доработан до полноценного спектакля, который позже вошёл в long-list премии «Золотая маска» и стал участником фестиваля «Толстой Weekend», а в 2015 году Алексей Логачёв был приглашен на должность главного режиссёра театра. Следом благодаря новому режиссёру репертуар театра пополнился спектаклями «Банка сахара» Таи Сапуриной (спецприз фестиваля «Коляда-plays» в 2016 году), «Король-Олень» по К. Гоцци, «Милый Сашенька» по роману И. Гончарова «Обыкновенная история» (участие в фестивале «Золотая Репка» в Самаре в 2017 году), «Двенадцать стульев» по роману И. Ильфа и Е. Петрова, «Фома Опискин» по Ф.М. Достоевскому. 

Ещё один спектакль, родившийся в 2015 году на лаборатории «Четвертая высота» — постановка молодого питерского режиссёра Андрея Гончарова «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой вошёл в long-list премии «Золотая маска», программу фестиваля «Артмиграция» и разделил вместе с «Банкой сахара» Таи Сапуриной спецприз фестиваля «Коляда-plays» в 2016 году. В 2018 году театр на «Коляда-plays» представил документальную постановку «Всё будет хорошо», созданную драматургом Ириной Васьковской и режиссёром Ильей Ротенбергом на лаборатории, посвященной 100-летию Саратовского ТЮЗа.

Дважды Саратовский ТЮЗ входил в программу нового масштабного детского театрального фестиваля «Маршак» в Воронеже. В 2016 году театра ездил на фестиваль со спектаклем Екатерины Гороховской «Соломенные ребятишки», участвовавшем ранее в этом же году в программе «Детский Weekend» «Золотой маски». В 2018 году на «Маршак» был приглашен спектакль Натальи Шумилкиной по пьесе польского драматурга Михала Вальчака «Последний папа».

Художественный руководитель театра Юрий Петрович Ошеров в начале 2016 года дал новое прочтение творческой интерпретации комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», написанной поэтом и композитором Юлием Кимом совместно с режиссёром Леонидом Эйдлиным в 1960-е годы специально для Саратовского ТЮЗа. В конце 2016 года в театре состоялась премьера спектакля «Майская ночь» по избранным произведениям Н.В. Гоголя. Постановка в жанре визуального театра от команды под руководством лидеров Красноярского ТЮЗа режиссёра Романа Феодори и художника Даниила Ахмедова стала настоящим «хитом» в репертуаре театра и вошла в long-list премии «Золотая маска».

Более четверти века продолжалось строительство нового здания ТЮЗа Киселева. Спустя десятилетия после утверждения первого проекта театра 24 октября 2003 года состоялось открытие Малой сцены театра, рассчитанной на 130 зрителей, в ещё строящемся здании ТЮЗа. И только ещё почти через десять лет в конце 2011 года было завершено строительство Большой сцены нового здания ТЮЗа Киселева, рассчитанной на 640 зрителей. Открытие Большой сцены Нового ТЮЗа стало событием всероссийского масштаба, к театру, Саратову и области приковано пристальное внимание всей страны. 6 апреля 2012 года Премьер-министр Российской Федерации и избранный президент Владимир Путин посетил новое здание Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева и пожелал театру дальнейших творческих успехов. Первой премьерой на Большой сцене нового здания театра стал спектакль «Капитанская дочка» (пьеса А.Я. Шапиро по повести А.С. Пушкина), которую поставил друг Ю.П. Киселёва, режиссер А.Я. Шапиро. 

2 октября 2012 года через двадцать минут после начала вечернего спектакля «Мальчики» по Ф.М. Достоевскому на Большой сцене исторического здания Саратовского ТЮЗа Киселева на ул. Вольской, 83 начался страшный пожар, который практически уничтожил сцену и зрительный зал. Все зрители, присутствовавшие на спектакле, среди которых были люди с ограниченными возможностями, были выведены из зала, никто из них или сотрудников театра не пострадал. Большая часть репертуара впоследствии была восстановлена, а Саратовский ТЮЗ продолжил свою работу в новом здании театра. В 2014 году площадь перед театром получила имя Юрия Петровича Киселёва. А в 2018 году накануне столетия театра было принято решение о возвращении Саратовскому ТЮЗу Исторического здания на Вольской, 83 и создании на базе театра Детской студии имени О.П. Табакова, занимающиеся в которой одарённые дети выходят на сцену театра вместе с профессиональными актёрами.

В настоящее время в афише театра свыше тридцати названий, и каждый год зрители видят до десяти новых премьерных спектаклей, среди них как постановки по произведениям российской и зарубежной классики, так и по современной драматургии. Саратовский ТЮЗ сохраняет заслуженный ещё под руководством Ю.П. Киселёва статус одного из лидеров тюзовского движения в России. Своей работой ТЮЗ Киселёва наглядно показывает, что аудитория театра юного зрителя не ограничивается дошкольниками и младшими школьниками, и потому театр очень активно работает с молодежью и подростками. «ТЮЗ Киселёва» сегодня — это театральный бренд, известный далеко за пределами Саратовской области.

В Москве открылся Петровский театр

30 декабря 1780 г. (10 января 1781 г.)  в Москве открылось каменное здание Петровского театра — первого постоянного публичного театра старой столицы. Театр был построен архитектором Х. Х. Розбергом на средства театрального антрепренёра М. Г. Медокса. В здании имелся партер, три яруса лож и галерея, вмещавшие около 1,5 тыс. зрителей, «маскерадная зала в два света», «карточная» и другие специальные помещения. В 1788 г. к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду».

В день открытия театра «Московские ведомости» писали: «В удовольствие почтенной публике за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание, сооружённое для народного удовольствия и увеселения… по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры. Что же до желаемой безопасности публичного сего дому касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты все возможные меры и ничего не упущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной…».

В Петровском театре шли драматические спектакли, оперы и балеты. Именно здесь были показаны первые русские комические оперы. В лучшие времена в театре ежегодно проходило 30 пьес и 75 спектаклей. Популярность заведения была велика, поэтому предпринимались меры для «бронирования билетов», которое могла себе позволить только состоятельная публика: на один спектакль место в ложу купить было нельзя, существовала подписка на «годовой наём мест», о которой заблаговременно сообщалось в «Московских ведомостях».

Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных. Ядро труппы составляли актёры, начинавшие свою деятельность в Университетском театре. Кроме того, в театре давали представления французские, итальянские, немецкие коллективы.

Петровский театр был частным предприятием Медокса, которому приходилось конкурировать с императорскими театрами, существовавшими за счет государственной казны, а также с домашними крепостными театрами (театры Шереметьевых, Дурасова и др. ). Поэтому владелец изобретал всевозможные способы для сохранения приоритета своего заведения. Так, Медокс первым в мировой театральной практике организовал художественный совет для решения творческих вопросов (утверждение репертуара, распределение ролей между актёрами), устраивал предварительные прогоны новых представлений, на которые приглашал специалистов для определения готовности премьеры. Несмотря на это, дела Медокса постепенно пошли на спад, сборы от спектаклей уменьшились, актёры перебегали в другие коллективы, театр ветшал. В конце концов, он отошёл за долги в казну и в 1801 г. стал собственностью Воспитательного дома.

В 1805 г. здание Петровского театра сгорело, а труппа перешла в ведение дирекции императорских театров. В 1821–1824 г. на месте театра Медокса по проекту архитектора О. Бове было воздвигнуто современное здание Большого театра, ставшего гордостью отечественной культуры.

 

Лит.: Большой театр, большая история. [Электронный ресурс] // Москва и москвичи. 2005. № 12; Зверев В. Московская антреприза Михаила Медокса. Бывают странные сближенья… // Промышленные ведомости. 2006. № 1/2; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=674&nomer=26.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Год театра в России: [цифровая коллекция]

Московский Художественный Театр | История и факты

МХТ им.Чехова

Смотреть все СМИ

Дата:
1898 — настоящее время
Сферы деятельности:
театр Система Станиславского
Связанные люди:
Константин Станиславский Владимир Немирович-Данченко Ольга Книппер-Чехова Иван Москвин Алла Тарасова

Посмотреть все связанные материалы →

Московский Художественный Театр , полностью Московский Художественный Академический Театр , русский Московский Академический Художественный Театр или Московский Художественный Театр , выдающийся русский театр драматического натурализма основанный двумя педагогами в 1898 году искусство, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Его целью было создать театр новых форм искусства со свежим подходом к его функциям. Разделяя схожий театральный опыт и интересы, соучредители встретились, и было решено, что Станиславский должен иметь абсолютный контроль над режиссурой, а Немирович-Данченко — литературными и административными обязанностями. Первоначальный ансамбль составили самодеятельные актеры Общества искусства и литературы и драматических классов Московской филармонии, где преподавали Станиславский и Немирович-Данченко. Под влиянием немецкой труппы «Мейнинген» Станиславский начал разрабатывать систему обучения актеров, которая позволяла бы им реалистично играть в любых ролях и ситуациях.

(Читайте эссе Ли Страсберга «Британника» 1959 года о Станиславском.)

More From Britannica

Западный театр: МХТ

После примерно 70 репетиций Московский Художественный театр открылся спектаклем Алексея Толстого « Царь Федор Иоаннович » в октябре 1898 года. Пятой постановкой был поставлен « Чайка » Антона Чехова — пьеса, первая постановка которой провалилась. С его возрождением Чайка Художественный театр не только добился своего первого крупного успеха, но и начал длительное творческое сотрудничество с одним из самых знаменитых драматургов России: в чеховском художественном реализме Художественный театр нашел писателя, соответствующего его эстетическим чувствам. В «Чайке », как и во всех чеховских пьесах, Художественный театр делал акцент на подтексте, глубинном смысле мысли драматурга. В художественном отношении Художественный театр пробовал все новое. В его репертуар вошли произведения Максима Горького, Л.Н. Андреева, Льва Толстого, Мориса Метерлинка, Герхарта Гауптмана и других, ставил произведения политического и общественного значения, а также сатиры, фантазии и комедии.

После русской революции он получил решающую поддержку от В.И. Ленин и А.В. Луначарского, первого наркома просвещения в Советском Союзе, а в 1922 году Художественный театр гастролировал по Европе и США, получая признание критиков, где бы он ни выступал. Вернувшись в Москву в 1924 году, театр продолжил ставить новые советские пьесы и русскую классику. Два успешных лондонских турне в конце 1950-х и начале 60-х восстановили его первенство в мировом театре. Художественный театр оказал огромное влияние на театры всего мира: он породил ряд экспериментальных студий (например, Театр им. в актерском мастерстве использует некоторые аспекты метода Константина Станиславского.

В 1987 году из-за профессиональных разногласий театр разделился на две труппы — МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Московский Художественный Театр | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 29 мая 2018

Московский Художественный театр (МХТ) отмечает свое столетие в 1998 году и представляет собой оплот театрального искусства ХХ века. МХТ обеспечил драматическую карьеру Антона Чехова, привнес в Россию европейские тенденции сценического реализма и укрепил роль режиссера как художественной силы, стоящей за драматической интерпретацией и объединенными усилиями художников. MAT также значительно изменил процедуры репетиций пьес и установил новые стандарты ансамблевой игры, что в конечном итоге повлияло на театры по всему миру. Большинство его постановок создавали реалистичные иллюзии, изобилующие звуковыми эффектами, архитектурными деталями, костюмами и декорациями, исследованными археологами.

После отмены в 1882 г. Акта о лицензировании 1737 г., который сделал русский театр имперской монополией, драматург Владимир Немирович-Данченко (руководитель Московской актерской школы, Московской филармонии) и актер Константин Станиславский (основатель известного театрального клуба, Общество искусства и литературы) основало MAT как акционерную компанию. Немирович спровоцировал их первую легендарную встречу в 1897 году. Предприятие открылось в 1898 году как Московский общедоступный художественный театр, в названии которого отразились идеалистические надежды основателей поставить классические русские и иностранные пьесы по доступным для рабочего класса ценам и способствовать развитию драматургии, воспитывающей общество. В первую труппу вошли тридцать девять актеров — самые талантливые ученики Немировича, в частности Ольга Книппер, впоследствии жена Чехова; Всеволод Мейерхольд, будущий театральный режиссер; и Иван Москвин, до сих пор исполнявший свои популярные 189Восьмая роль царя Федора в день его семидесятилетия в 1944 году — соединилась с самыми успешными любителями Станиславского, в том числе с его женой Марией Лилиной и Марией Андреевой, будущей большевик и женой Максима Горького.

В течение нескольких сезонов финансовые трудности и отсутствие государственного финансирования вынудили учредителей поднять цены на билеты, убрать из названия слово «общедоступный» и неохотно принять покровительство богатого купца Саввы Морозова. В 1902 году Морозов финансировал строительство постоянного театра в стиле модерн, оборудовав его новейшей светотехникой и вращающейся сценой.

После революции 1917 года реалистические постановки МХТ получили поддержку со стороны либерального наркома просвещения, драматурга Анатолия Луначарского и Ленина (который, как говорят, особенно восхищался игрой Станиславского в роли суетливого Фамусова в « Горе от ума» Александра Грибоедова ). В 1920 году МХТ стал Московским Художественным Художественным Театром, и его новое прилагательное означало государственную поддержку. В это время Луначарский также заступился за обездоленного Станиславского, чтобы обеспечить ему и его семье дом с двумя комнатами для репетиций.

В 1930-е годы Станиславский решительно возражал против назначения Михаила Гейтса (1929) политическим наблюдателем МХТ и против государственного давления с целью постановки спектаклей с недостаточной репетицией. Поверив в благие намерения Сталина, Станиславский наивно обратился к советскому лидеру, одержав пиррову победу. В 1931 году Сталин передал МХАТ под прямое государственное наблюдение, а год спустя изменил его название на Московский Художественный театр имени Горького, несмотря на то, что ни одна из пьес Максима Горького не ставилась с 1931 года.05. При сталинизме МХАТ получил особые привилегии, в которых не было других художников, в обмен на публичное доказательство политической лояльности. Из-за его прошлой приверженности реализму историю МАТ можно легко рассматривать как составляющую авангард социалистического реализма. Таким образом, Сталин превратил труппу в единственную наиболее заметную модель советского театра, а систему подготовки актеров Станиславского, очищенную от ее духовных и символистских компонентов, в единственную учебную программу для всех драматических школ. Кампании в прессе обеспечили такую ​​интерпретацию творчества МАТ, даже несмотря на то, что продолжающаяся эволюция Станиславского как художника угрожала мнению. Учитывая международную известность Станиславского, Сталин не мог допустить публичного скандала, который мог бы возникнуть в результате его ареста. Вместо этого Сталин «изолировал» Станиславского от его общественного имиджа, оставив больного старика в своем доме, месте его внутренней ссылки (1934–1938).

Немирович и Станиславский совместно руководили театром с момента его основания до 1911 года, когда экспериментальная позиция Станиславского в отношении актерского мастерства и его растущий интерес к символистским пьесам вызвали между ними невыносимую неприязнь. После этого Немирович руководил театром до своей смерти в 1943 году, и Станиславский перенес свои эксперименты в ряд дополнительных студий, некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными театрами. Станиславский продолжал выступать за МХТ до сердечного приступа в 19 лет.28, чтобы руководить до своей смерти в 1938 году и влиять на МХТ со стороны, как он это делал в 1931 году. Он проводил МАТ только в отсутствие Немировича, особенно в 1926 и 1927 годах, когда Немирович гастролировал по США. Среди последующих руководителей театра наибольшее влияние на труппу оказал актер и режиссер Олег Ефремов (1927–2000). Он учился у Немировича в школе МХТ, в 1958 году основал престижный театр «Современник» и говорил с совестью страны после смерти Сталина. Он вдохнул новую жизнь в психологический реализм МАТ в игре, в то же время ослабив его историю реалистичного дизайна. Когда он возглавил МАТ в 19В 70 лет он нашел громоздкую труппу из более чем ста актеров. В 1987 году, когда в Советском Союзе произошла перестройка («реконструкция»), Ефремов решил реконструировать компанию, разделив МХТ на две части. Ефремов сохранил Художественный театр имени Чехова в здании в стиле модерн 1902 года, а актриса Татьяна Доронина возглавила Художественный театр имени Горького. В то время как Ефремов сосредоточился на возрождении художественных целей, Доронина сделала «Горького» голосом националистов 1990-х годов. С распадом Советского Союза Художественный театр и все театры России боролись за выживание. Потеря государственных субсидий не только привела к чрезвычайной финансовой нестабильности, но и традиционная публика, которая искала в театре подрывную политическую дискуссию, покинула кинотеатры ради телевизионных новостей. В 2000 году ученик Ефремова, актер-режиссер Олег Табаков неохотно взял на себя руководство неопределенным будущим театра.

За первые двадцать сезонов (1898–1917) МХАТ произвел революцию в театральном искусстве, поставив репертуар из более чем семидесяти пьес. Театр открылся в 1898 году двумя крупными произведениями: « Царь Федор Ионнович, » Алексея Толстого, которая ярко оживила средневековую Россию с помощью археологически точных замыслов, и «Чайка » Чехова, , которая добавила психологического реализма в игру иллюзионистской сценической среде. В МХАТ состоялись премьеры всех основных пьес Чехова между 1898 и 1904 г., с постановкой Станиславского «Три сестры » (1901 г.), провозглашенной одним из величайших триумфов труппы. Преобладали реалистичные постановки, характеризующиеся тщательной проработкой костюмов, реквизитов, декораций и актерского выбора. МХТ поставил больше пьес Генрика Ибсена, чем любого другого драматурга, а в пьесе «Враг народа » (1900) Станиславский сыграл одну из своих величайших ролей. Даже абстрактная пьеса Ибсена « Когда мы, мертвые, пробуждаемся, » была реалистически поставлена ​​Немировичем (1901). В произведении Горького « На дне » (1902) МАТ использовал репрезентативные детали, чтобы создать социальное заявление о низшем классе. Немирович особенно способствовал делу сценического реализма, часто перегружая пьесы неуместной иллюзией. Его громоздкая реалистичная постановка « Юлий Цезарь » Уильяма Шекспира (1903) вызвала много критики.

Растущий интерес Станиславского к абстрактным стилям привел к постановке МХАТ серии символистских пьес. Среди них следует отметить постановку Станиславским оперы Леонида Андреева «9».0076 Жизнь человека (1907), в котором были представлены потрясающие сценические эффекты, разработанные его режиссером, и фантазия Мориса Метерлинка, Синяя птица (1908), а также театральная постановка Гордона Крейга по пьесе Шекспира Гамлет (1911). В 1907 году два стиля МХАТ неловко столкнулись, когда Немирович представил свою чрезмерно натуралистическую версию « Бренда » Ибсена вместе с абстрактной постановкой Станиславского « Драма жизни» Кнута Гамсуна. Когда Станиславский начал применять свои новые представления об актерском мастерстве к 9-му Ивану Тургеневу0076 Месяц в деревне (1909), он использовал абстракцию как в симметричной декорации, так и в использовании актерами статических жестов, чтобы сосредоточиться на внутренних состояниях. Эта постановка вызвала постоянный раскол между Станиславским и компанией.

Хотя МХАТ с оптимизмом встретил революцию 1917 года, он утратил экономическую жизнеспособность. Его первой послереволюционной постановкой стала « Каин » лорда Байрона в 1920 году, истолкованная Станиславским как метафора послереволюционной гражданской войны. МАТ изо всех сил пытался найти необходимые средства и материалы для реализации производства. Чтобы выжить в финансовом отношении, половина труппы гастролировала по Европе и США с 19с 24 по 1926 год с их самыми известными реалистическими постановками, среди которых Царь Федор Ионнович 1898 года и Чехов Вишневый сад 1904 года. Эти гастроли укрепили международную известность Станиславского и МХАТ. В конце 1920-х годов МХАТ участвовал в общем театральном движении к советскому репертуару. Станиславский поставил спорный взгляд Михаила Булгакова на Белую Россию в году «Дни Турбиных » (1926) и «Бронепоезд » Всеволода Иванова 14-69. (1927). В 1930-е и 1940-е годы, под ярмом социалистического реализма, творчество МХАТ потеряло свою живость, его произведения стали ничем не примечательными. В 1970-е годы Ефремов оживил труппу, наняв талантливых актеров, и возродил ее репертуар, поставив новые пьесы, такие как «Портрет юной любви» Михаила Рощина в «Валентин и Валентина » (1971) и « Утиная охота » Александра Вампилова (1979) в в котором Ефремов сыграл павшего героя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *