в чём различия? — Россия в глобальной политике
В не столь далёком 2007 г. политологи осторожно задавались вопросом: приключится ли новая холодная война[1]? В 2014 г. уже призывали не допустить новой холодной войны[2]. Сегодня это явление считают состоявшимся и термин «холодная война 2.0» используют в фундаментальных трудах[3]. Действительно, в противостоянии Советского Союза (стран Варшавского договора) и Соединённых Штатов (стран Североатлантического договора) после Второй мировой войны и сегодняшней политикой сдерживания США «стран-ревизионистов» – Китая и России – есть некоторые общие черты[4].
По ряду формальных, внешних признаков холодная война в первой и второй версиях весьма схожи. Но между ними есть и фундаментальные различия, которые позволяют сомневаться в правомерности применения термина «холодная война» к современным отношениям соперничающих великих держав. Не являясь специалистом в международных отношениях и политологии, рискну предложить обзор различий в военных аспектах.
Ключевая характеристика текущей ситуации – появление третьего участника «большой игры», Китайской Народной Республики. Это вполне самостоятельный субъект военной стратегии, придерживающийся собственных интересов и принципов, не примыкающий по умолчанию ни к одной стороне. В данном обзоре КНР не рассматривается, поскольку страна не была активным участником холодной войны.
Многогранность и размах военного противоборства в годы холодной войны и в наши дни требуют обширного исследования, которое невозможно упаковать в одну статью, – этим объясняется «телеграфный» стиль изложения, присущий скорее военным сводкам.
Численность вооружённых сил[5]
В период холодной войны стороны активно готовились к глобальной «горячей» войне, в том числе с применением ядерного оружия и/или другого оружия массового поражения. Вооружённые силы в основном комплектовались призывным контингентом. Их численность была рассчитана на длительное ведение боевых действий высокой интенсивности с большими потерями. Например, ожидался рост санитарных потерь в 10–20 раз по сравнению со Второй мировой войной[6].
Британская армия после 1960 г. и армия США после 1973 г. стали комплектоваться по контракту, с уменьшением общей численности, в расчёте на качественное превосходство над противником. Офицерский корпус везде состоял из профессиональных военнослужащих. Унтер-офицерский и сержантский состав в ряде стран комплектовался по контракту, во многих странах, в частности в СССР и ФРГ, был смешанным (по контракту и по призыву).
К 1989 г. основные соперники в холодной войне имели следующую численность вооружённых сил.
СССР – после заявленного в декабре 1988 г. одностороннего сокращения ВС на 0,5 млн человек их общая численность составила 4,2 млн военнослужащих; с учётом внутренних, пограничных и железнодорожных войск – 5 млн 960 тыс. человек.
США – 2 млн 130 тыс. 229 военнослужащих действующих ВС, свыше 1,5 млн человек в активном резерве и Национальной гвардии, всего свыше 3,6 млн военнослужащих.
Великобритания – 311 600 военнослужащих.
Франция – 471 тыс. человек.
ФРГ – 456 тыс. военнослужащих.
По завершении холодной войны было радикальное сокращение численности вооружённых сил основных участников противостояния: более чем четырёхкратное в России, в 2–2,5 раза у ведущих европейских стран НАТО, в 1,7 раза – в Соединённых Штатах. Российская Федерация перевела вооружённые силы на смешанный принцип комплектования, их численность после 2008 г. не превышает 1 млн человек. В американских вооружённых силах состоят 2 млн 213 тыс. военнослужащих (армия, ВМС, морская пехота, ВВС, силы специальных операций, национальная гвардия). Великобритания имеет вооружённые силы численностью 144 650 человек. Во Франции с 1997 г. вооружённые силы комплектуются по контракту, их численность 268 тысяч. ФРГ отменила призыв в 2011 г., сейчас контрактные вооружённые силы страны насчитывают менее 183 тыс. человек.
В целом армии основных соперников в холодной войне сегодня сократились в несколько раз по личному составу и основным образцам вооружения. Это не позволяет им содержать развёрнутые группировки, необходимые и достаточные для ведения глобальной войны или масштабного регионального конфликта. Даже менее масштабные конфликты низкой интенсивности вынуждают их привлекать активные резервные компоненты вооружённых сил. Так, США приходится для операций в Афганистане, Ираке, Сирии использовать на постоянной основе войска Национальной гвардии[7]. Сегодня часть задач в военных операциях перекладывают на негосударственные вооружённые формирования, обычно в формате частных военных кампаний, а также местные союзные силы.
Гонка вооружений
В годы холодной войны под гонкой вооружений подразумевался качественный прогресс, наращивание номенклатуры и количественное насыщение войск современными образцами оружия, военной и специальной техники (ВВСТ). При этом количество ВВСТ, содержащегося в мирное время, рассчитывалось, исходя из обеспечения высокой интенсивности боевых действий и восполнения потерь по меньшей мере в начальный период войны, во время развёртывания мобилизационного производства. Так, по состоянию на 1989 г. войска ОВД и НАТО имели на европейском театре военных действий соответственно: танков – 59470 и 30690, орудий и миномётов – 32390 и 24200, боевых вертолётов – 2785 и 5270, боевых самолётов – 7876 и 7130.
На пике холодной войны можно отметить следующие особенности гонки вооружений.
Количество межконтинентальных носителей ядерного оружия и ядерных боевых частей позволяло накрыть зонами поражения и радиоактивных осадков практически все населённые территории противостоящих государств (вывод сделан по результатам советского стратегического командно-штабного учения «Решающий удар» 1970 г.)[8].
Высокая насыщенность ядерными боеприпасами военных формирований оперативного и тактического уровня. Ядерными боезарядами оснастили ракеты большой, средней, малой дальности и зенитные, артиллерию калибра от 152 мм и выше и даже американское 120-мм безоткатное орудие. Получили распространение ядерные бомбы, торпеды и фугасы. К середине 1980-х гг. соперники располагали огромными ядерными потенциалами (по 40–50 тыс. ядерных зарядов у каждой стороны)[9]. Договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г. (ОСВ-I) между Москвой и Вашингтоном остановил наращивание числа МБР и носителей БРПЛ. Договор 1979 г. (ОСВ-II) установил для стратегических ядерных сил потолок в 2250 единиц с 1981 года. На момент подписания Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I, 1991 г.) США и СССР имели на стратегических носителях 10563 и 10271 ядерный заряд соответственно[10]. Суммарная мощность ядерных зарядов только на МБР составляла 1100 и 6500 мегатонн тротилового эквивалента[11].
В сфере обычных вооружений происходило накопление больших мобилизационных запасов вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), ракет и боеприпасов, горючего, продовольствия, иных материальных средств. Все страны резервировали и поддерживали мобилизационные мощности промышленности. Отмечался очень высокий темп обновления ВВСТ, обычно характерный для военного времени. Всего за сорок с небольшим лет в вооружённых силах США, СССР, других государств НАТО и ОВД сменилось от трёх до пяти поколений обычных видов оружия и военной техники, и как следствие этого – операции и боевые действия с использованием такого оружия приобрели качественно новый характер. Особенно глубокие сдвиги произошли на рубеже 1970–1980-х гг., когда в развитии классических видов оружия наметилась тенденция, связанная с разработкой и широким внедрением высокоточного управляемого оружия, в том числе разведывательно-ударных систем. В этот период появились и опытные образцы ОНФП — оружия на новых физических принципах. К нему обычно относят лазерное, направленной энергии, электромагнитное, пучковое, гиперскоростное кинетическое.
За тридцать лет после окончания холодной войны (с 1990 по 2020 г.) темпы обновления ВВСТ резко замедлились. Количество ключевых систем вооружения существенно сократилось. Определённый качественный прогресс наблюдается в оперативно-тактической авиации (истребители пятого поколения), высокоточном ракетном оружии, робототехнике, ОНФП, цифровых технологиях. Но «гонки вооружений» в прежнем понимании не происходит. Зачастую передовые системы вооружения поступают в войска в ограниченном количестве и не повсеместно. Большинство основных систем вооружения являются модернизированными вариантами образцов, созданных в годы холодной войны.
Американские и российские стратегические ядерные вооружения ограничены договором СНВ-3 (по развёрнутым носителям – 700 единиц, по боевым частям – 1550 единиц). Фактически на 1 марта 2020 г. стороны имели 655 и 485 развёрнутых стратегических носителей соответственно, 1373 и 1326 ядерных боевых частей.
Мобилизационные запасы и мобилизационные возможности соперников радикально уменьшились, а в ряде стран они фактически ликвидированы.
Не будет преувеличением сказать, что мобилизационная готовность экономик и обществ большинства стран сейчас находятся на самом низком уровне после Второй мировой войны.
Военная стратегия
Общие концепции военной стратегии Соединённых Штатов, нацеленной на глобальную ядерную войну с Советским Союзом, постепенно менялись. С 1971 г. была принята концепция «полутора войн», допускавшая возможность ведения одной всеобщей ядерной и одной локальной войны. В 1980 г. её сменила концепция «двух с половиной войн», которая предусматривала готовность вооружённых сил к ведению двух крупномасштабных войн (ядерной и обычной) и одной локальной. С середины 1980-х гг. появилась концепция «множественности войн». США допускали возможность ведения двух крупномасштабных и нескольких локальных войн в различных регионах мира.
Военная стратегия СССР в ядерную эпоху сначала опиралась на теорию ядерной войны с неограниченным применением ракетно-ядерного оружия с самого начала и до конца боевых действий. Затем получила развитие теория поэтапной войны с последовательным переходом к использованию всё более разрушительных средств. Впоследствии сформировалась стратегия равной готовности. Имелась в виду готовность вести как ядерную, так и обычную войну с широким использованием высокоточных боевых средств и автоматизированных систем управления войсками и оружием.
Стратегия ведения войны в целом координировала действия на различных театрах войны и театрах военных действий. Она определяла цели и задачи всех вооружённых сил, а также иных средств, направленных на поражение противника, уничтожение его экономической базы, вывод из войны государств, которые могли стать противником. Связанная в основном с межконтинентальными действиями стратегических наступательных и оборонительных средств, стратегия объединяла в себе глобальные стратегические операции этих средств и сил.
Суть стратегии ведения войны на театрах военных действий (ТВД) сводилась к разгрому группировок войск и сил противника. Она охватывала и рассматривала главным образом проблемы, касающиеся подготовки и ведения операций на континентальных и океанских ТВД. Такой подход оказался целесообразным после создания главных командований на театрах военных действий. Планирование глобальных операций стало прерогативой Генерального штаба, а подготовка, планирование и ведение стратегических операций на ТВД – задачей соответствующих главных командований.
Для холодной войны характерно наличие боеготовых группировок войск сторон в Европе, находящихся в непосредственном соприкосновении. Европейский театр войны считался ключевым. На Центрально-Европейском и Северо-Европейском стратегических направлениях были сосредоточены основные группировки войск. СССР имел группы войск в ГДР, Польше, Чехословакии и Венгрии. На территории ФРГ размещался воинский контингент США, Великобритании и Франции. Предполагалось, что одновременно с действиями стратегических ядерных сил начнутся крупные наступательные операции на континентальных театрах. Их главные особенности – массированное применение ядерного оружия на всю глубину расположения противника, высокоманёвренные боевые действия и их развитие по отдельным направлениям.
Советский Союз в сентябре 1984 г. сформировал Главное командование Западного направления, объединившее войска в Германии, Польше, Чехословакии, Белорусский и Прикарпатский военные округа. Это было самое мощное стратегическое объединение в мире, включавшее 5 танковых, 6 общевойсковых и 5 воздушных армий. К 1989 г. на Западном направлении насчитывалось 50 дивизий – 26 танковых и 24 мотострелковые, из которых 35 были развёрнуты до полного штата. Для действий на Южно-Европейском направлении было сформировано Главное командование Юго-Западного направления, которому подчинялись войска в Венгрии, Киевского и Одесского военных округов: 2 общевойсковых и танковая армии, 22 дивизии[12].
Страны НАТО формально имели меньшее число дивизий и бригад сухопутных войск, но по оснащению они ненамного уступали армиям ОВД. В ФРГ дислоцировалось 24 дивизии различных типов четырёх стран[13]. Во втором стратегическом эшелоне альянса находилось ещё порядка 20 дивизий и около 30 отдельных бригад различных типов на территории Франции, Бельгии, Испании и Италии. Созданные НАТО и ОВД войсковые группировки в Европе могли начать полномасштабные боевые действия в течение 24 часов, а передовые эшелоны и дежурные средства – немедленно. Существовала возможность развёртывания наступательной конфигурации группировок в течение нескольких суток. Поддерживалась готовность войск вести широкомасштабные боевые действия с применением как обычного, так и ядерного и/или другого оружия массового поражения.
В Мировом океане оперативные флоты, эскадры, корабельные тактические группы и отдельные корабли непрерывно следили друг за другом, готовые к немедленному реагированию. В 1989 г. советский военно-морской флот насчитывал 1005 кораблей и катеров всех классов общим водоизмещением около 3,5 млн тонн. Американские ВМС имели 456 кораблей общим водоизмещение свыше 4,9 млн тонн.
Проводилось планирование и практическая отработка масштабного развёртывания войск второго стратегического эшелона и резервных компонентов. США проводили учения “REFORGER” (REturn of FORces to GERmany, 1969–1993 гг.) по усилению контингента на Европейском ТВД с переброской войск морем и по воздуху.
Советский Союз проводил учения с отмобилизованием соединений и последующим вводом их в сражение. Так, при подготовке манёвров «Запад-81» провели отмобилизование соединений 28-й общевойсковой армии Белорусского военного округа с призывом из запаса десятков тысяч человек, доведя его численность до 130 тыс. военнослужащих[14].
Стороны регулярно проводили масштабные учения с отработкой применения всех видов вооружённых сил и типов вооружений, включая ядерное, по сценарию глобальной войны. Характерным примером являются крупнейшие после Второй мировой войны манёвры «Запад-81» ВС СССР, на которых отрабатывались вопросы подготовки и проведения стратегической наступательной операции на Западном направлении. Самые крупные за послевоенный период учения НАТО прошли в 1988 году. За две недели с территории США в Западную Европу были переброшены 125 тыс. человек, что позволило создать на учениях группировку войск НАТО численностью до 300 тыс. военнослужащих. Средства усиления включали пехотную дивизию, бронекавалерийский полк, две пехотных бригады, батальон пехотного полка Национальной гвардии.
Сегодня соперничающие страны не имеют развёрнутых группировок войск в непосредственном соприкосновении. Единственный регион, где можно (при некотором допущении) заметить лёгкий намек на такое противостояние – Калининградская область и прилегающие территории Польши. Однако масштаб здесь тактический, нет и речи о создании ударных наступательных группировок хотя бы на одном операционном направлении.
После холодной войны значительно сократилось количество кораблей военно-морских сил ведущих держав (за исключением КНР, которая наращивает флот) при некотором повышении боевых возможностей каждой единицы. Уменьшилось число постоянно действующих оперативных флотов и эскадр. Особенно заметно сокращение кораблей океанского класса (дальней морской зоны). В этой категории ВМФ России насчитывает 104 корабля общим водоизмещением 0,76 млн тонн, американские ВМС имеют 221 корабль общим водоизмещением 3,5 млн тонн.
Масштаб нынешних войсковых учений в Европе в разы меньше, чем в годы холодной войны. Заметен акцент на перенос учений, особенно командно-штабных стратегического и оперативно-стратегического уровней, в виртуальное пространство компьютерного моделирования. На крупнейшее за последние 25 лет учение НАТО “DEFENDER-Europe 20” планировалось привлечь 35 тыс. военнослужащих из 18 стран. В том числе 2,5 тыс. человек из Великобритании и около 25 тыс. из США. В крупнейших в новейшей истории России манёврах на Западном стратегическом направлении «Запад-2017» с участием войск Западного военного округа и ВС Белоруссии было задействовано до 13 тыс. военнослужащих.
Военные конфликты
В данном обзоре не затронута тема прямого противостояния СССР и США/НАТО за пределами Европейского ТВД, хотя таковое случалось во время войн в Корее и во Вьетнаме. Правила и «красные линии» холодной войны вырабатывались не за столом переговоров. Пределы возможностей и границы допустимого тестировались в острых конфликтных ситуациях. Переговоры, если и случались, констатировали соотношение сил сторон, сложившееся «по факту».
Например, «красная линия» в Берлине в виде Берлинской стены формировалась в острейшей конфликтной ситуации. Самым опасным эпизодом стал инцидент у КПП «Чарли» американской зоны оккупации в западной части Берлина 26–27 октября 1961 г., когда американские и советские танки с полным боекомплектом целились друг в друга с дистанции пары сотен метров: «кто первым моргнёт».
Правило не нарушать воздушные границы, которое сегодня кажется аксиомой, прописывалось кровью в жёстком противоборстве авиации западной коалиции и советской ПВО в 1950–1960-е годы. Известно о примерно полутора десятках иностранных военных самолётов, сбитых в воздушном пространстве СССР в этот период. Самым резонансным случаем стало уничтожение американского разведывательного самолёта типа U-2 вблизи Свердловска 1 мая 1960 года.
Правила «большой игры» с нулевой суммой также формировались в ходе жёсткого противоборства. Характерны два эпизода с участием ракет средней дальности.
Инициатором первого стали США, разместившие в 1961 г. в Турции ракеты средней дальности «Юпитер» с ядерной боевой частью, в зону досягаемости которых попадала европейская часть СССР, включая Москву. В ответ СССР разместил на Кубе ядерные ракеты Р-12 и Р-14, в зону досягаемости которых попали многие американские города, включая Вашингтон. Вызванный этими действиями Карибский кризис октября 1962 г. считают переломным моментом в холодной войне. Примерно со второй половины 1960-х гг. противостояние постепенно смещалось от прямого конфликта вооружённых сил СССР и США к опосредованному противоборству.
Инициатором второго эпизода стал СССР, размещавший с 1977 г. в европейской части страны комплексы «Пионер» (РСД-10) с ядерными ракетами средней дальности (около 5,5 тыс. км), которые позволяли держать под прицелом всю Западную Европу. К 1987 г. на боевом дежурстве и в арсеналах находилось 650 ракет РСД-10.
12 декабря 1979 г. на саммите НАТО в Брюсселе было принято решение дислоцировать в Европе 572 ракеты средней дальности и предложить Советскому Союзу переговоры по двустороннему ограничению этого вида вооружений. Тем не менее эскалация продолжалась: в Европе развёртывались американские баллистические и крылатые ракеты, СССР разместил в ГДР и Чехословакии оперативно-тактические ракетные комплексы «Ока». Новое руководство, пришедшее к власти в СССР, пошло на односторонние уступки, и 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить РСМД как класс вооружения. Это единственный случай в практике международных отношений за всю их историю.
Сегодня предпосылки конфликтных ситуаций возникают в основном в международном воздушном пространстве при идентификации и сопровождении боевых самолётов сторон. При этом интенсивность таких встреч в воздухе на порядок ниже, чем в годы холодной войны. На море интенсивность слежения кораблей друг за другом также в разы меньше, чем во время холодной войны.
Единственным регионом, где войска США и России находятся в непосредственном соприкосновении, является Сирия. При этом между ними заключено соглашение о предотвращении инцидентов, командующие группировками связаны прямой линией деконфликтации. В целом за почти пять лет операции ВС РФ в Сирии вооружённых конфликтов с американскими войсками не отмечено. Такой подход был бы невозможен в годы холодной войны.
Итоги и выводы
Сегодня вероятность развязывания глобальной войны или масштабного регионального конфликта между великими державами значительно меньше, чем во время холодной войны. Что не исключает возможности единичных военных инцидентов в районах непосредственного соприкосновения сторон.
Мобилизационная готовность государств и обществ к войне стала существенно ниже.
Оппоненты в глобальном военном противостоянии не имеют боеготовых группировок войск, способных реализовать даже максимально благоприятные для инициатора результаты внезапных ударов обычным высокоточным и/или ядерным оружием составом боеготовых сил мирного времени. Для этого требуется масштабное и относительно длительное стратегическое развёртывание вооружённых сил, что невозможно скрыть от национальных технических средств разведки.
Конфликтность из военной сферы переместилась по большей части в медийную, информационную, политико-дипломатическую, финансово-экономическую, юридически-правовую и другие, не создающие непосредственной военной угрозы.
При этом конфронтационность в иных областях не транслируется напрямую в сферу военного противостояния. Численность ВС не наращивается. Наступательные группировки войск не развёртываются. В войсках нет нестратегического ядерного оружия. Стратегическое ядерное вооружение ограничено разумными пределами. В обозримой перспективе не ожидается открытия неизвестных ранее физических принципов, на основе которых может быть создано оружие, радикально меняющее соотношение сил.
Вместе с тем попытки получить преимущество за счёт качественного превосходства некоторых систем вооружения, изменения их предназначения, форм и способов применения вооружения и группировок войск[15] не прекращаются. Потенциальную военную опасность создают разработки ОНФП следующего поколения, автономных робототехнических комплексов, стратегических средств быстрого глобального удара[16], систем ПРО передового и космического базирования, развёртывание нового поколения ракет средней дальности, оперативная подготовка театра военных действий странами НАТО вблизи российских границ и ряд других мероприятий.
Однако перечисленные опасности не формируют непосредственной военной угрозы, требующей чрезвычайных действий по укреплению обороны страны и мобилизации общества. Их можно парировать в ходе планового развития вооружённых сил, совершенствования вооружения, военной и специальной техники.
Как заканчивается гегемония
Александр Кули, Дэниел Нексон
Однополярный момент прошёл, и он точно больше не вернётся. Чем сейчас стоит заняться американским политикам, так это начать планировать мир после глобальной гегемонии.
Подробнее
Сноски
[2] Караганов С.А. Европа и Россия: не допустить новой «холодной войны». Журнал «Россия в глобальной политике, №2, 2014. Ссылка: https://globalaffairs.ru/articles/evropa-i-rossiya-ne-dopustit-novoj-holodnoj-vojny/
[3] Адамишин А.Л. Конец холодной войны 30 лет спустя. Журнал «Россия в глобальной политике, №2, 2020. Ссылка: https://globalaffairs.ru/articles/vojna-30-let/
[4] National Security Strategy of The United States of America, December 2017. P. 25.
[5] Здесь и далее использованы в основном данные на 1989 и 2019 годы.
[6] История военной стратегии России. Под ред. В.А. Золотарёва. М.: Кучково поле. 2000. – 592 с. С.434.
[7] Defense Budget Overview. United State Department of Defense Fiscal Year 2020 Budget Request. 6. Overseas Contingency Operations and Emergency. P. 66-74.
[8] История военной стратегии России. Под ред. В.А. Золотарёва. М.: Кучково поле. 2000. – 592 с. С. 406.
[9] Там же. С. 446.
[10] Там же. С .418.
[11] Robert S. Norris & Hans M. Kirstensen. “Nuclear Notebook: U.S. and Soviet/Russian intercontinental ballistic missiles, 1959–2008”. Bulletin of the Atomic Scientist. January/February 2009. P. 2.
[12] Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной вой-ны» (1945–1991). Томск: Издательство Томского университета, 2004. – 246 с. С. 6.
[13] Там же. С. 13.
[14] Военный академический журнал. 2016. №3(11). С. 64–71.
[15] “The U.S. Army in Multi-Domain Operations is an operational-level military concept designed to achieve U.S. strategic objectives articulated in the National Defense Strategy, specifically deterring and defeating China and Russia in competition and conflict”. The U.S. Army in Multi-Domain Operations, 2028. TRADOC Pamphlet 525-3-1. 6 December 2018. P. 24.
[16] Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues. Congressional Research Service. R41464. August 14, 2019. P. 13. The Conventional Strike Missile.
Нажмите, чтобы узнать больше
#гонка вооружений #мобилизационная готовность #холодная война #холодная война 2.0
#холодная война — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
31.08.2022″Родина»
Французские газеты 1977 года о неофициальных подробностях официального визита советского лидера
28. 07.2022″Родина»
65 лет назад в Москве открылся VI Всемирный фестиваль, растопивший лёд холодной войны
29.03.2022Русское оружие
Две советские подлодки вошли в пятерку лучших субмарин холодной войны
25.05.2021В мире
В Великобритании раскрыли секретные планы Черчилля против СССР
05.03.2021″Родина»
Фултонская речь Черчилля стала спусковым крючком к началу «холодной войны»
05.03.2021″Родина»
Противостояние премьер-министра Великобритании и советского посла в Лондоне
23.01.2021Русское оружие
Страж Севера: первый полет Ту-126 состоялся 58 лет назад
16.11.2020Digital
Обзор Call of Duty: Black Ops Cold War. Чем удивила новая часть
21.09.2020Digital
Первые впечатления от Call of Duty: Black Ops Cold War
07. 09.2020″Родина»
Почему оказался забыт берлинский парад 7 сентября 1945 года
07.09.2020Общество
Первый и последний совместный парад советских, английских, американских и французских войск
20.08.2020Digital
Официально представлена новая Call of Duty о периоде холодной войны
16.01.2020Русское оружие
Чудовища в небе: названы самые уродливые самолеты холодной войны
17.12.2019Русское оружие
Любой ценой: как ЦРУ охотилось за советскими военными технологиями
09.11.2019В мире
9 ноября 1989 года пала Берлинская стена — самый известный символ времен «холодной войны»
30.10.2019Русское оружие
Земля дрогнула трижды: как «Царь-бомба» спасла мир от новой войны
21.10.2019Русское оружие
Непревзойденный рекордсмен: почему МиГ-25 напугал США и НАТО
11. 10.2019Русское оружие
Навигатор Судного дня показали на фото
13.09.2019Русское оружие
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
08.04.2019Русское оружие
69 лет назад советские истребители впервые сбили самолет-шпион США
23.03.2019Русское оружие
По прозвищу «Джо»: В США вспомнили об испытаниях советской супербомбы
06.12.2018Русское оружие
На острие холодной войны: летчик рассказал о разведке на Ту-16Р
29.10.2018″Родина»
Как киты заставили СССР и Америку забыть о холодной войне
23.08.2018″Родина»
Американский историк считает, что США сохранили для русских прошлую Россию
24.02.2018Власть
Седьмая оперативная эскадра ВМФ СССР отмечает юбилей
20. 11.2017Русское оружие
В США рассекретили провокацию для атаки на СССР
Главное сегодня
Мало признаков новой холодной войны
19 апреля 2019 г.
Ответ на: Обсуждение перспектив новой холодной войны
Мало признаков новой холодной войны
Иван Соломон
Внешнеполитические обозреватели склонны преувеличивать напряженность в американо-китайских отношениях, преуменьшая значение сотрудничества. Безусловно, можно провести некоторые параллели между современными американо-китайскими отношениями и американо-советскими отношениями времен холодной войны, но эту напряженность не следует приписывать новой эре соперничества великих держав. Холодная война между Соединенными Штатами и Советским Союзом характеризовалась устойчивым, открытым идеологическим соперничеством, балансированием на грани ядерной войны и опосредованными войнами. И хотя администрация Трампа заняла воинственную позицию по отношению к Китаю, более пристальный анализ показывает, что политика США больше связана с отступлением, чем с прямым конфликтом.
Стратегия сдерживания времен холодной войны была основана на идее, что либеральный международный порядок Запада превосходит авторитарный коммунизм Советского Союза. Этот глобальный уровень конкуренции требовал согласованной, скоординированной политики с обеих сторон, что позволяло как американским, так и советским союзникам выступить единым фронтом против врага. Стремясь привлечь партнеров, оба блока вели пропагандистские кампании, осыпали иностранных лидеров военной помощью и создавали международные институты для легитимации своих мировоззрений.
Однако в современных американо-китайских отношениях эта стратегическая и идеологическая конкуренция отсутствует. Нынешний американский президент заявил о своей критике либерализма, игнорируя нарушения прав человека, критикуя международные институты и отдавая предпочтение односторонним подходам к политике, лишая потенциальную стратегию какой-либо идеологической основы. Аналогичным образом Китай придерживается аидеологического подхода, экспортируя свою авторитарную капиталистическую, а не коммунистическую систему. Это отсутствие революционной идеологии важно, потому что это было основным разногласием между державами времен холодной войны. Именно страх перед коммунизмом заставил Соединенные Штаты вмешиваться во внутренние дела от Кубы до Вьетнама. Без основных идеологических разногласий американо-китайские отношения нельзя сравнивать с отношениями времен холодной войны.Другим заметным отличием отношений США-Китай и США-СССР является отсутствие роли международных институтов. Во время холодной войны Всемирный банк, МВФ и НАТО фактически были инструментами, которые Запад использовал в своей великой стратегии сдерживания. Перед первыми двумя учреждениями была поставлена задача вовлечь развивающиеся страны в экономическую орбиту Соединенных Штатов, в то время как последнее противостояло советской военной экспансии в Западную Европу. Однако, как свидетельство того, что риторика президента Трампа не сигнализирует о политике, эти организации были практически проигнорированы в нынешнем соперничестве между США и Китаем. Вместо того, чтобы использовать Всемирный банк в качестве альтернативы китайской инициативе «Один пояс, один путь», администрация пошла на то, чтобы нанести вред организации, назначив известного критика многосторонности. И хотя президент подталкивал государства-члены НАТО к увеличению своих военных бюджетов, ему не удалось разработать последовательную политику, чтобы переключить внимание Организации с России на Китай.
В-третьих, идентичность блока, которая подпитывала холодную войну, не была перенесена на нынешние отношения США и Китая. Страны Европы и Восточной Азии просто не чувствуют угрозы со стороны Китая почти так же, как Соединенные Штаты. Для них Китай является важным, хотя иногда и проблематичным экономическим партнером. За последнее десятилетие Соединенные Штаты столкнулись с большим сопротивлением, выступая за отделение европейской и азиатской экономик от Китая; и теперь, когда благосклонное отношение к Соединенным Штатам находится на рекордно низком уровне, достижение этой цели было бы почти невозможным. Сопротивление европейских стран бойкоту инфраструктуры Huawei 5G — даже по соображениям национальной безопасности — указывает на снижение способности нынешней администрации набирать членов, чтобы бросить вызов Китаю.
Такое отсутствие единства неудивительно, поскольку Соединенные Штаты также проявляют враждебность по отношению к своим традиционным союзникам. За последние два года политика США без разбора обострила отношения от Турции до Германии и Южной Кореи. Тарифы, основной сигнал роста напряженности между Соединенными Штатами и Китаем, также не являются уникальными для этих двусторонних отношений с 25-процентными тарифами на сталь и алюминий, введенными в действие 22 июня 2018 года, которые несоразмерно затрагивают союзников США в Европе и Азии. С этой точки зрения эти, казалось бы, эскалационные действия в отношениях между США и Китаем становятся более нормальными. Жесткая позиция Соединенных Штатов — это вопрос общей политики, а не специфики Китая.
Несмотря на предупреждения Пекина и Вашингтона о новой холодной войне, нынешнее состояние двусторонних отношений имеет мало общего с конкуренцией между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Напряженность не имеет не только идеологической основы, но и международной поддержки. Этот поток разногласий полностью соответствует заявленному плану нынешней администрации по изменению баланса отношений, чтобы лучше служить интересам американцев. И этим двум странам предстоит пройти долгий путь, прежде чем они вступят в конкуренцию в стиле холодной войны.
Другие ответы
От сотрудничества к конкуренции
Изабель Юпез | 19 апреля 2019 г.
Избегайте идеологического конфликта
Сяогу Сюй | 19 апреля 2019 г.
Приближается новая холодная война? Сходства и различия между американо-китайскими отношениями и американо-советскими отношениями
Чжаоцин Ли | 19 апреля 2019 г.
Холодная война под любым другим именем
Аарон Баум | 18 апреля 2019 г.
Китай и США на перепутье: начало ли это новой холодной войны?
Цзюньмин Цуй | 18 апреля 2019 г.
Перебалансировка сил: напряженность между США и Китаем на технологическом фронте
Лакшми Айенгар | 18 апреля 2019 г.
Современная холодная война: симбиотическая система новой эры
Yihong Shi | 18 апреля 2019 г.
Другая холодная война для другой эпохи
Андреа Су | 17 апреля 2019 г.
Канун новой холодной войны
Чан Фан | 17 апреля 2019 г.
Вторая холодная война — это заблуждение
Дэнни Ли | 17 апреля 2019 г.
Отношения на скалах
Джозанн Мерфи | 17 апреля 2019 г.
Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.
10 признаков того, что вы находитесь в состоянии холодной войны
Перейти к основному содержанию
- Космос и инновации
- Земля и охрана природы
От спорта и космоса до торговли и ракет — холодные американо-российские отношения вернулись.
Эрик Ниилер
Опубликовано 23.07.2014 в 13:30
Путин против Обамы, ракетные обстрелы, пропагандистские войны и санкции: Отношения между Россией и США опустились до минимума, невиданного со времен Период холодной войны с начала 1960-х до конца 1980-х гг. Хотя две страны когда-то были жестокими соперниками по всей планете, теперь они обе ищут свою идентичность в 21 веке. Наблюдатели за Кремлем указывают на эти признаки того, что мы можем вернуться в прошлое, когда дело касается России.
Министерства пропаганды создают спин
Во время холодной войны информация жестко контролировалась как Советским Союзом, так и, во многих случаях, Вашингтоном. Сегодня социальные сети и Интернет усложнили цензуру, но обе стороны, похоже, выдвигают диаметрально противоположные версии того, что произошло в небе над востоком Украины.
«Пропагандистская машина работает на полную катушку», — говорит Джеймс Коллинз, бывший посол США в Советском Союзе. «Мы видим себя вовлеченными в интеллектуальную битву против России. Это битва за то, что правда. Никто не смотрит внимательно на то, что русские говорят об Украине, мы просто предполагаем, что они лгут. Русские делают то же самое в отношении нас».
Бывший Советский Союз и Соединенные Штаты воевали друг с другом через прокси-армии в Никарагуа, Кубе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Сегодня Украина — это текущая битва через посредников: Соединенные Штаты и их европейские союзники поддерживают украинское правительство в борьбе с поддерживаемыми Россией сепаратистами (которых Москва называет «добровольцами»).
Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи многие считали «олимпиадой Путина» с огромным перерасходом средств, некачественным строительством и жалобами на журналистские помещения. У него будет еще один шанс повысить или подорвать свой престиж во время чемпионата мира 2018 года. Бойкоты США в течение 1980 Летние Олимпийские игры в Москве и бывший Советский Союз во время игр в Лос-Анджелесе в 1984 году ознаменовали разгар спортивной войны времен холодной войны.
Помните Maverick, Goose и Iceman, сражавшиеся с истребителями MIG в 1986 году? Он был основан на реальных подвигах американских летчиков против советских летчиков. В последние месяцы ВВС России нарушили воздушное пространство над Финляндией, Аляской и Великобританией. Воздушных боев пока нет, но много взлетевших самолетов и нервных операторов радаров.
В 1983 августа Советский Союз сбил самолет Korean Air Lines с 269 пассажирами и членами экипажа на борту, включая конгрессмена США. Кремль сначала отрицал, что его истребители сбили авиалайнер, но затем заявил, что он выполнял шпионскую миссию США и нарушил советское воздушное пространство. Белый дом обвинил россиян в препятствовании поисково-спасательным операциям, и потребовалось восемь лет, чтобы бортовые самописцы были обнародованы. Сегодня обе стороны обвиняют друг друга в крушении MH 17 на востоке Украины, а гражданские следователи задержались на месте.
В 1980 году президент Джимми Картер запретил продажу американской пшеницы Советскому Союзу после вторжения в Афганистан. Это почти не имело никакого эффекта, поскольку вместо этого Россия покупала пшеницу в Южной Америке и Европе. Сегодня президент Барак Обама хочет еще больше ужесточить санкции против России в ответ на кризис с рейсом MH 17, но некоторые европейские союзники сопротивляются этому, учитывая экономические связи между ними и Москвой.
В октябре 1962 года США и Советский Союз были на грани ядерной войны из-за размещения советских ракет на Кубе. Мир узнал о возможностях баллистических ракет средней дальности (БРСД), U2 (самолетов-шпионов) и советских бомбардировщиков Ильюшина. Сегодня речь идет о построенной в России системе противовоздушной обороны «Бук» и ракете SA-11, которая, по словам американских и украинских официальных лиц, сбила рейс 17 малайзийских авиалиний9. 0003
До саммитов Рейгана и Горбачева лидеры США и СССР никогда не разговаривали друг с другом напрямую. Это часто приводило к страху, недоверию и обзываниям, когда каждая сторона определяла другую в качестве противника в речах. Пока Обама и Путин разговаривают по телефону, обсуждения не заладились. Обама отменил саммит в августе 2013 года, и они ненадолго встретились лицом к лицу на церемониях Дня Д в июне. Многие аналитики говорят, что отсутствие личных отношений между ними усугубило ситуацию.
Запуск спутника «Спутник» в 1957 году положил начало технологической «космической гонке» между двумя странами, кульминацией которой стала посадка на Луну «Аполлона» в 1969 году. Соединенные Штаты и Советы смогли найти некоторые редкие точки соприкосновения на орбите, включая программу «Шаттл-Мир» в 1994 году, осуществив семь длительных совместных миссий американского космического корабля «Шаттл» и российской космической станции «Мир». Эти проекты легли в основу Международной космической станции, которая существует и по сей день.
Однако недавние события на Украине привели к росту политически мотивированных угроз отказа от сотрудничества в космических проектах, таких как МКС и пилотируемые запуски с использованием системы запуска «Союз» (на которую в настоящее время опирается НАСА), что вызвало опасения, что американские астронавты могут быть «отрезать» от выхода на орбиту. Но на самом деле американо-российские отношения в космосе остаются тесными (три российских космонавта, два астронавта НАСА и один немецкий астронавт в настоящее время находятся на орбитальной станции), и НАСА в настоящее время работает с коммерческими партнерами над обеспечением постоянного доступа к космической станции.
Астронавты НАСА все еще отправляются в космос на корабле «Союз», и мало признаков того, что это изменится. Но в апреле НАСА объявило, что будет ограничивать связь с Россией из-за украинского кризиса, за исключением связи, связанной с проектами космической станции.
Холодная война была борьбой за конкурирующие идеологии, многие говорят, советский коммунизм против американского капитализма и «демократии». Советский Союз распался более 20 лет назад, но сейчас некоторые считают, что нынешняя борьба идет между сферами экономического влияния. На этот раз Вашингтон и его партнеры в Брюсселе (местонахождение Европейского Союза) против Москвы. На кону личность и власть. Большая разница в том, что две нации больше не равны. Несмотря на все усилия Путина, экономика и влияние России пошли на убыль.
«Возвращение холодной войны — это лишь подходящая аналогия, если вы не можете избежать истории», — сказал Мэтью Рожански, директор Института Кеннана в Центре Уилсона в Вашингтоне. «Холодная война не вернулась, но многие модели поведения в духе холодной войны вернулись». Решение, говорит Рожански, — это дипломатия: «Мы можем быть против того, за что выступает Путин, и быть за украинскую демократию, но мы должны остановить избиение и изоляцию России.