ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ | Кто такой ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ?
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ — герой памятника древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». (Точная дата создания анонимного произведения неизвестна. Большинство исследователей относят появление «Слова» в Ки-ево-Черниговской Руси ко времени между 1185 г. и 90-ми гг. XII в. Многочисленные попытки атрибуции и определения жанра памятника не привели к однозначным результатам. Единственный список «Слова» (как полагают, XVI в.) был обнаружен в составе сборника, приобретенного графом А.И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского в конце XVIII в. В 1796 г. была снята писарская копия в дар Екатерине II.
Впервые «Слово» опубликовано в 1800 г. Рукопись погибла в московском пожаре 1812 г.) И.С. (христианское имя Георгий) — новго-род-северский князь, реальное историческое лицо (до XVII в. древнерусская литература не знала вымышленных и типизированных героев). Родился 2 апреля 1151г. Сын черниговского князя Святослава Ольговича; внук родоначальника черниговских Ольговичей, князя-крамольника, неизменного противника Владимира Мономаха Олега Святославича (в «Слове» назван Гориславичем).
В начале похода, состоявшегося в апреле 1185 г., ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда дружины углубились в степи, произошло солнечное затмение. Астральные явления оценивались на Руси как предвестие беды, им придавалось провиденциальное значение.
И.С. решает продолжить движение, желание славы «ему знамение заступи». В первом бою с половцами русские одержали победу, захватили богатую добычу. Однако во второй битве на берегу Каялы, длившейся три дня, были наголову разбиты объединенными силами многих ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, И.С. пользовался относительной свободой и вскоре сумел бежать на Русь с помощью половца по имени Овлур, после чего оказался в Киеве.Дальнейшая судьба И.С. не нашла отражения в «Слове». Из летописей известно, что в 1198 г. он стал черниговским князем. Умер в декабре 1202 г. Трагична судьба троих его сыновей: в 1211 г. Роман, Святослав и Ростислав, потерпевшие неудачу в борьбе за обладание Галицким княжеством, были повешены галиц-кими боярами.
«Слово» рисует И.С. мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в битве его брата Буй-Тура Всеволода), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается автором: «храбрый Святославич», «Олегово храброе гнездо», «храбрый полк», «храбрые русичи». Даже в «золотом слове» Святослава Всеволодовича («Тогда великий Святъславъ изрони злато слово с слезами смешено»), где киевский князь корит И.С. за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, содержится признание отваги участников сепаратного похода: «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена». Великий князь призывает отомстить за раны И.С. Симпатия автора к И.С., «иже истягну умъ крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ», безусловна. В роковые минуты затмения И.С. с непоколебимостью говорит воинам: «Луце жъ бы потягу быти, неже полонену быти… Хощу главу свою приложите, а любо испити шело-момь Дону». Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду.
Вместе с тем автор «Слова» осуждает недальновидность И.С. Жажда славы приводит героя к трагическим переменам в судьбе: князь пересел «изъ седла злата, а въ седло ко-щиево» (рабское). Своим поступком князь открыл дорогу на Русь новым набегам, пробудил горе, беду и «коварство», которые усыпил Святослав Киевский. Поражение И.С.- повод для поэтических раздумий автора о всей Русской земле, раздираемой феодальной раздробленностью: «И начяша князи про малое «се великое» млъвити, а сами на себе крамолу ковати». Автор призывает князей к единению.
«Кают» И.С. и представители окрестных народов, «немцы, венедицы, греци и морава», сама природа противится намерениям князя, предупреждает его. Так, опираясь на народнопоэтические традиции, создатель «Слова» показывает всю пагубность поступков новгород-северского князя. В результате поражения все объято печалью, тоска разлилась по Русской земле, «въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми», «ничить трава жало-щами, а древо с тугою к земли преклонилось». Но когда И.С. бежит из плена, все изменяется. На смену печали приходит радость («страны ради, гради весели»), а силы природы помогают ему, бог указывает беглецу путь домой.
Столь же контрастна и световая образность. Тьма затмения, черные тучи угрозы, мрак поражения («оба багряная стлъпа погасоста» — И. С. и Всеволод) сменяются в образном строе памятника светом, когда И.С. оказывается на свободе: «Солнце светится на небесе,- Игорь князь въ Руской земли». Финал «Слова» радостен. Автор славит И.С. и участников похода.
За два столетия, минувших с момента опубликования памятника, «Слово» породило огромную исследовательскую и научно-популярную литературу. Возникла особая отрасль гуманитарного знания. Трудности изучения и комментирования (наличие «темных мест») текста «Слова» проявились в неоднозначном толковании образа главного героя. Одни исследователи оценивают И.С. как пламенного патриота, другие — показывают всю сложность и противоречивость устремлений князя. Так, Д.С.Лихачев полагает, что И.С., действуя в согласии со всеми русскими князьями, решительно порывает со своими недавними союзниками половцами. Б.А.Рыбаков же делает больший акцент на эгоистической природе поступков князя.
Помимо «Слова» события похода 1185 г. и судьба И.С. отражены в традиционных летописных повестях. Они используются обычно в качестве исторического комментария к тексту памятника. Южнорусская (Ипатьевская летопись нач. ХУв.) и севернорусская (Лавренть-евская летопись 1377 г.) повести различаются по объему, художественности, идейной направленности.
С конца XVIII в. к тексту памятника обращались многие писатели. Поэтические переложения, мотивы и образы, реминисценции «Слова» в литературе нового времени сами по себе стали предметом изучения. Восемнадцать лет работал над оперой «Князь Игорь» А.П.Бородин (1869-1887).
Образами «Слова» вдохновлялись художники. Известнейшим откликом на поэму стала картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича» (1880). Герой «Слова» запечатлен на гравюрах И.Я.Билибина (1929) и В.А.Фаворского (1950-е гг.), полотнах Н.К.Рериха, И.С.Глазунова, В.Назарука и др. Эскизы костюмов к опере А.П.Бородина выполнили К.А.Коровин и Н.К.Рерих. Среди множества иллюстраций выделяются работы палешанина И.И.Голикова (1934).
Гениальное произведение эпохи расцвета средневековой культуры, а также последующие поэтические отклики на «Слово» в культуре нового времени обессмертили имя одного из удельных князей XII в.
В результате И.С. занял в памяти потомков место наряду с выдающимися деятелями Древней Руси.Лит.: Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке. Краткий энциклопедический словарь под ред. Л.А.Дмитриева. Минск, 1989; Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. М., 1982; Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985; Па-уткин А.А. Мотив объединения князей-братьев в «Слове о полку Игореве» и памятниках его времени
//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 198S, №4; Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве»
//«Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991; Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 1-5.
А.А.Пауткин
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. П. Пятнов
«Бегство Игоря Святославича из половецкого плена». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).
И́ГОРЬ СВЯТОСЛА́ВИЧ (в крещении Георгий) (3.4.1151–1201, Чернигов), князь курский и путивльский (1164–80), новгород-северский (1180–98), черниговский (1198–1201). Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Ольговича. В 1158 присутствовал на съезде киевского кн. Изяслава Давидовича и черниговских князей в Лутаве. В 1169 участвовал в походе на Киев, организованном владимирским кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. Не позднее 1170 женился на дочери галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла. 20.7.1172 разбил половцев, возглавляемых ханами Кобяком и Кончаком, двигавшихся к Переяславлю, и освободил многих пленённых кочевниками русских. В 1173 участвовал в походе войск собранной владимирским кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским коалиции на Киев и Киевскую землю, в сентябре – октябре безуспешно осаждал Вышгород, обороняемый кн. Мстиславом Ростиславичем Храбрым. После смерти старшего брата Олега (16.1.1180) занял новгород-северский стол. В том же году участвовал в съезде черниговских князей с киевским кн. Святославом Всеволодовичем. В 1181 активно поддержал Святослава Всеволодовича в его борьбе за киевский стол с кн. Рюриком Ростиславичем. Участвовал в осаде Друцка, привёл отряды половцев ханов Кобяка и Кончака, с которыми вступил во врем. союз, к Вышгороду, а затем к Долобскому оз., где был разбит посланными против него Рюриком Ростиславичем войсками. И. С. и Кончак бежали в Городец-Остерский. Весной 1184 И. С. разгромил половцев на р. Хирия, а летом того же года – на р. Мерль.
23.4.1185 И. С. начал новый поход на половцев, воспетый в «Слове о полку Игореве». В состав его сил вошли полки его сына Владимира Игоревича, брата Всеволода Святославича, племянника Святослава Ольговича и черниговский отряд во главе с воеводой Ольстином Олексичем. Поход закончился тяжёлым поражением рус. князей 12.5.1185, все руководители похода попали в плен к половцам, а поражение поставило под угрозу всю оборону Юж. Руси, особенно на левобережье Днепра. Находясь в плену, И. С. благодаря поручительству хана Кончака получил относительную свободу передвижения. Вероятно, осенью 1185 он бежал, склонившись на уговоры половца Овлура, который сам намеревался уйти в рус. земли, а также пленных дружинников.
Осенью 1188 организовал свадьбы своих сыновей: Владимира, вернувшегося из плена в конце лета с женой, дочерью хана Кончака, но не венчанного по православному обряду, и Святослава, который взял в жёны дочь белгородского и овручского кн. Рюрика Ростиславича – Ярославу Рюриковну. В 1190 И. С. выдал замуж дочь за Давида Ольговича – внука киевского кн. Святослава Всеволодовича. В 1191 совершил успешный поход на половцев, захватив скот и коней. Зимой 1191/92 организовал новый поход большой коалиции черниговских Ольговичей (брат И. С. – Всеволод Святославич, дети киевского кн. Святослава Всеволодовича – Всеволод, Владимир и Мстислав, Ростислав Ярославич и Давид Ольгович). Однако половцы заранее узнали об этом выступлении, подготовились к нападению, в результате чего рус. войско повернуло ночью от р. Оскол назад. В 1194 был на съезде в Рогове, созванном Святославом Всеволодовичем для организации похода на рязанских князей. Занял черниговский стол после смерти черниговского кн. Ярослава Всеволодовича.
Игорь Святославич Галерея фоторепродукций и подарков
Игорь Святославич Галерея фоторепродукций и подарков Перейти к основному содержаниюВыберите один из 29 предметов из нашей Коллекции Игоря Святославича для ваших настенных рисунков и фотоподарков
любимый
Греческий огонь. Миниатюра из мадридских скилиц, XI-XII вв. Исполнитель: Аноним
любимый
1. Рюрик 2. Игорь Киевский 3. Ольга 4. Святослав 5. Владимир Великий 14. Иван IV (из костюма Il antico)
избранное
Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина. Художник: Рерих, Николай
избранное
Греческий огонь во время осады Константинополя, 1832 г.
любимый
Ольга мстит древлянам, 1832
любимый
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1908 г.
любимый
Плач Ярославны, 1880. Художник: Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
избранное
Рынок. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина. Исполнитель: Вещилов
любимый
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1930 г. Художник: Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)
избранное
Полюдье (Сбор дани). Игорь Киевский, требующий дани с древлян, 1903 г.
фаворит
Великий князь Олег с князем Игорем. 882 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836
избранное
фаворит
Бегство князя Игоря из половецкого стана, 1185 г. (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г.
любимый
Тризна княгини Ольги 945 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836. Художник: Чориков Борис Артемьевич (1802-1866)
любимый
Князь Игорь заключает мир с Византией. 944 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836
любимая
Половецкая девочка. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1909 г.
любимый
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1890 г. Художник: Пономарев Евгений Петрович (1852-1906)
избранное
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1900-е гг. Художник: Пономарев Евгений Петрович (1852-1906)
избранное
Половецкий табор. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914
любимый
Тризна (из серии Святая Ольга). Художник: Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924)
фаворит
Битва Игоря Святославича с печенегами (из Радзивилловской летописи), 15 век. Исполнитель: Аноним
любимый
Ольга мстит древлянам, до 1839 года. Художник: Бруни Федор Антонович (1800-1875)
в избранном
Греческий огонь во время осады Константинополя, до 1839 года. Художник: Бруни Федор Антонович (1800-1875)
в избранном
Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914 г. Художник: Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)
любимый
Скоморохи. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914. Художник: Рерих, Николай (1874-1947)
любимый
Путивль. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914. Художник: Рерих, Николай (1874-1947)
любимый
Народ. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 19 лет14. Художник: Рерих, Николай (1874-1947)
избранное
Двор князя Владимира Галицкого. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914 г.
избранное
Половецкий табор. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1930 г.
Доступны в виде репродукций в рамах, фотографий, настенных рисунков и других товаров.