Кто такой игорь святославович: Князь Игорь биография кратко – самое важное о правлении на Руси, внешняя и внутренняя политика

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ | Кто такой ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ?

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ — герой памятника древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». (Точная дата создания анонимного произведения неизвестна. Большинство исследователей относят появление «Слова» в Ки-ево-Черниговской Руси ко времени между 1185 г. и 90-ми гг. XII в. Многочисленные попытки атрибуции и определения жанра памятника не привели к однозначным результатам. Единственный список «Слова» (как полагают, XVI в.) был обнаружен в составе сборника, приобретенного графом А.И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского в конце XVIII в. В 1796 г. была снята писарская копия в дар Екатерине II.

Впервые «Слово» опубликовано в 1800 г. Рукопись погибла в московском пожаре 1812 г.) И.С. (христианское имя Георгий) — новго-род-северский князь, реальное историческое лицо (до XVII в. древнерусская литература не знала вымышленных и типизированных героев). Родился 2 апреля 1151г. Сын черниговского князя Святослава Ольговича; внук родоначальника черниговских Ольговичей, князя-крамольника, неизменного противника Владимира Мономаха Олега Святославича (в «Слове» назван Гориславичем).

И.С. был женат на дочери Ярослава Владимировича Галицкого (см.ЯРОСЛАВНА). После смерти старшего брата (1180) стал держителем Новгород-Север-ской земли. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, в 1181 г. в союзе с ханами Кончаком и Кобяком участвовал в борьбе князей на стороне Святослава Всеволодовича. Не присоединился к коалиционному походу под предводительством этого киевского князя (1184), а пошел на половцев в окружении ближайших родственников. Поэтическим откликом на этот трагический поход и явилось «Слово». Опрометчивая экспедиция И.С. завершилась небывалым поражением русских и пленением всех князей, последовавших за И.С. (Всеволода Святославича Курского — брата И.С., Владимира Игоревича Путивльского — сына И.С., Святослава Ольговича Рыльского — племянника И.С.).

В начале похода, состоявшегося в апреле 1185 г., ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда дружины углубились в степи, произошло солнечное затмение. Астральные явления оценивались на Руси как предвестие беды, им придавалось провиденциальное значение.

И.С. решает продолжить движение, желание славы «ему знамение заступи». В первом бою с половцами русские одержали победу, захватили богатую добычу. Однако во второй битве на берегу Каялы, длившейся три дня, были наголову разбиты объединенными силами многих ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, И.С. пользовался относительной свободой и вскоре сумел бежать на Русь с помощью половца по имени Овлур, после чего оказался в Киеве.

Дальнейшая судьба И.С. не нашла отражения в «Слове». Из летописей известно, что в 1198 г. он стал черниговским князем. Умер в декабре 1202 г. Трагична судьба троих его сыновей: в 1211 г. Роман, Святослав и Ростислав, потерпевшие неудачу в борьбе за обладание Галицким княжеством, были повешены галиц-кими боярами.

«Слово» рисует И.С. мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в битве его брата Буй-Тура Всеволода), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается автором: «храбрый Святославич», «Олегово храброе гнездо», «храбрый полк», «храбрые русичи». Даже в «золотом слове» Святослава Всеволодовича («Тогда великий Святъславъ изрони злато слово с слезами смешено»), где киевский князь корит И.С. за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, содержится признание отваги участников сепаратного похода: «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена». Великий князь призывает отомстить за раны И.С. Симпатия автора к И.С., «иже истягну умъ крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ», безусловна. В роковые минуты затмения И.С. с непоколебимостью говорит воинам: «Луце жъ бы потягу быти, неже полонену быти… Хощу главу свою приложите, а любо испити шело-момь Дону». Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду.

Вместе с тем автор «Слова» осуждает недальновидность И.С. Жажда славы приводит героя к трагическим переменам в судьбе: князь пересел «изъ седла злата, а въ седло ко-щиево» (рабское). Своим поступком князь открыл дорогу на Русь новым набегам, пробудил горе, беду и «коварство», которые усыпил Святослав Киевский. Поражение И.С.- повод для поэтических раздумий автора о всей Русской земле, раздираемой феодальной раздробленностью: «И начяша князи про малое «се великое» млъвити, а сами на себе крамолу ковати». Автор призывает князей к единению.

«Кают» И.С. и представители окрестных народов, «немцы, венедицы, греци и морава», сама природа противится намерениям князя, предупреждает его. Так, опираясь на народнопоэтические традиции, создатель «Слова» показывает всю пагубность поступков новгород-северского князя. В результате поражения все объято печалью, тоска разлилась по Русской земле, «въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми», «ничить трава жало-щами, а древо с тугою к земли преклонилось». Но когда И.С. бежит из плена, все изменяется. На смену печали приходит радость («страны ради, гради весели»), а силы природы помогают ему, бог указывает беглецу путь домой.

Столь же контрастна и световая образность. Тьма затмения, черные тучи угрозы, мрак поражения («оба багряная стлъпа погасоста» — И. С. и Всеволод) сменяются в образном строе памятника светом, когда И.С. оказывается на свободе: «Солнце светится на небесе,- Игорь князь въ Руской земли». Финал «Слова» радостен. Автор славит И.С. и участников похода.

За два столетия, минувших с момента опубликования памятника, «Слово» породило огромную исследовательскую и научно-популярную литературу. Возникла особая отрасль гуманитарного знания. Трудности изучения и комментирования (наличие «темных мест») текста «Слова» проявились в неоднозначном толковании образа главного героя. Одни исследователи оценивают И.С. как пламенного патриота, другие — показывают всю сложность и противоречивость устремлений князя. Так, Д.С.Лихачев полагает, что И.С., действуя в согласии со всеми русскими князьями, решительно порывает со своими недавними союзниками половцами. Б.А.Рыбаков же делает больший акцент на эгоистической природе поступков князя.

Помимо «Слова» события похода 1185 г. и судьба И.С. отражены в традиционных летописных повестях. Они используются обычно в качестве исторического комментария к тексту памятника. Южнорусская (Ипатьевская летопись нач. ХУв.) и севернорусская (Лавренть-евская летопись 1377 г.) повести различаются по объему, художественности, идейной направленности.

С конца XVIII в. к тексту памятника обращались многие писатели. Поэтические переложения, мотивы и образы, реминисценции «Слова» в литературе нового времени сами по себе стали предметом изучения. Восемнадцать лет работал над оперой «Князь Игорь» А.П.Бородин (1869-1887).

Образами «Слова» вдохновлялись художники. Известнейшим откликом на поэму стала картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича» (1880). Герой «Слова» запечатлен на гравюрах И.Я.Билибина (1929) и В.А.Фаворского (1950-е гг.), полотнах Н.К.Рериха, И.С.Глазунова, В.Назарука и др. Эскизы костюмов к опере А.П.Бородина выполнили К.А.Коровин и Н.К.Рерих. Среди множества иллюстраций выделяются работы палешанина И.И.Голикова (1934).

Гениальное произведение эпохи расцвета средневековой культуры, а также последующие поэтические отклики на «Слово» в культуре нового времени обессмертили имя одного из удельных князей XII в.

В результате И.С. занял в памяти потомков место наряду с выдающимися деятелями Древней Руси.

Лит.: Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке. Краткий энциклопедический словарь под ред. Л.А.Дмитриева. Минск, 1989; Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. М., 1982; Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985; Па-уткин А.А. Мотив объединения князей-братьев в «Слове о полку Игореве» и памятниках его времени

//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 198S, №4; Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве»

//«Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991; Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 1-5.

А.А.Пауткин

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. П. Пятнов

«Бегство Игоря Святославича из половецкого плена». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

И́ГОРЬ СВЯТОСЛА́ВИЧ (в кре­ще­нии Ге­ор­гий) (3.4.1151–1201, Чер­ни­гов), князь кур­ский и пу­тивль­ский (1164–80), нов­го­род-се­вер­ский (1180–98), чер­ни­гов­ский (1198–1201). Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей. Сын Свя­то­сла­ва Оль­го­ви­ча. В 1158 при­сут­ст­во­вал на съез­де ки­ев­ско­го кн. Изя­сла­ва Да­ви­до­ви­ча и чер­ни­гов­ских кня­зей в Лу­та­ве. В 1169 уча­ст­во­вал в по­хо­де на Ки­ев, ор­га­ни­зо­ван­ном вла­ди­мир­ским кн. Ан­д­ре­ем Юрь­е­ви­чем Бо­го­люб­ским. Не позд­нее 1170 же­нил­ся на до­че­ри га­лиц­ко­го кн. Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Ос­мо­мыс­ла. 20.7.1172 раз­бил по­лов­цев, воз­глав­ляе­мых ха­на­ми Ко­бя­ком и Кон­ча­ком, дви­гав­ших­ся к Пе­ре­яс­лав­лю, и ос­во­бо­дил мно­гих пле­нён­ных ко­чев­ни­ка­ми рус­ских. В 1173 уча­ст­во­вал в по­хо­де войск со­б­ран­ной вла­ди­мир­ским кн. Ан­д­ре­ем Юрь­е­ви­чем Бо­го­люб­ским коа­ли­ции на Ки­ев и Ки­ев­скую зем­лю, в сен­тяб­ре – ок­тяб­ре без­ус­пеш­но оса­ж­дал Вы­шго­род, обо­ро­няе­мый кн. Мсти­сла­вом Рос­ти­сла­ви­чем Храб­рым. По­сле смер­ти стар­ше­го бра­та Оле­га (16.1.1180) за­нял нов­го­род-се­вер­ский стол. В том же го­ду уча­ст­во­вал в съез­де чер­ни­гов­ских кня­зей с ки­ев­ским кн. Свя­то­сла­вом Все­во­ло­до­ви­чем. В 1181 ак­тив­но под­дер­жал Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча в его борь­бе за ки­ев­ский стол с кн. Рю­ри­ком Рос­ти­сла­ви­чем. Уча­ст­во­вал в оса­де Друц­ка, при­вёл от­ря­ды по­лов­цев ха­нов Ко­бя­ка и Кон­ча­ка, с ко­то­ры­ми всту­пил во врем. со­юз, к Вы­шго­ро­ду, а за­тем к До­лоб­ско­му оз., где был раз­бит по­слан­ны­ми про­тив не­го Рю­ри­ком Рос­ти­сла­ви­чем вой­ска­ми. И. С. и Кон­чак бе­жа­ли в Го­ро­дец-Ос­тер­ский. Вес­ной 1184 И. С. раз­гро­мил по­лов­цев на р. Хи­рия, а ле­том то­го же го­да – на р. Мерль.

23.4.1185 И. С. на­чал но­вый по­ход на по­лов­цев, вос­пе­тый в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве». В со­став его сил во­шли пол­ки его сы­на Вла­ди­ми­ра Иго­ре­ви­ча, бра­та Все­во­ло­да Свя­то­сла­ви­ча, пле­мян­ни­ка Свя­то­сла­ва Оль­го­ви­ча и чер­ни­гов­ский от­ряд во гла­ве с вое­во­дой Оль­сти­ном Олек­си­чем. По­ход за­кон­чил­ся тя­жё­лым по­ра­же­ни­ем рус. кня­зей 12.5.1185, все ру­ко­во­ди­те­ли по­хо­да по­па­ли в плен к по­лов­цам, а по­ра­же­ние по­ста­ви­ло под уг­ро­зу всю обо­ро­ну Юж. Ру­си, осо­бен­но на ле­во­бе­ре­жье Днеп­ра. На­хо­дясь в пле­ну, И. С. бла­го­да­ря по­ру­чи­тель­ст­ву ха­на Кон­ча­ка по­лу­чил от­но­си­тель­ную сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния. Ве­ро­ят­но, осе­нью 1185 он бе­жал, скло­нив­шись на уго­во­ры по­лов­ца Ов­лу­ра, ко­то­рый сам на­ме­ре­вал­ся уй­ти в рус. зем­ли, а так­же плен­ных дру­жин­ни­ков.

Осе­нью 1188 ор­га­ни­зо­вал свадь­бы сво­их сы­но­вей: Вла­ди­ми­ра, вер­нув­ше­го­ся из пле­на в кон­це ле­та с же­ной, до­че­рью ха­на Кон­ча­ка, но не вен­чан­но­го по пра­во­слав­но­му об­ря­ду, и Свя­то­сла­ва, ко­то­рый взял в жё­ны дочь бел­го­род­ско­го и ов­руч­ско­го кн. Рю­ри­ка Рос­ти­сла­ви­ча – Яро­сла­ву Рю­ри­ков­ну. В 1190 И. С. вы­дал за­муж дочь за Да­ви­да Оль­го­ви­ча – вну­ка ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча. В 1191 со­вер­шил ус­пеш­ный по­ход на по­лов­цев, за­хва­тив скот и ко­ней. Зи­мой 1191/92 ор­га­ни­зо­вал но­вый по­ход боль­шой коа­ли­ции чер­ни­гов­ских Оль­го­ви­чей (брат И. С. – Все­во­лод Свя­то­сла­вич, де­ти ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча – Все­во­лод, Вла­ди­мир и Мсти­слав, Рос­ти­слав Яро­сла­вич и Да­вид Оль­го­вич). Од­на­ко по­лов­цы за­ра­нее уз­на­ли об этом вы­сту­п­ле­нии, под­го­то­ви­лись к на­па­де­нию, в ре­зуль­та­те че­го рус. вой­ско по­вер­ну­ло но­чью от р. Ос­кол на­зад. В 1194 был на съез­де в Ро­го­ве, со­зван­ном Свя­то­сла­вом Все­во­ло­до­ви­чем для ор­га­ни­за­ции по­хо­да на ря­зан­ских кня­зей. За­нял чер­ни­гов­ский стол по­сле смер­ти чер­ни­гов­ско­го кн. Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча.

Игорь Святославич Галерея фоторепродукций и подарков

Игорь Святославич Галерея фоторепродукций и подарков Перейти к основному содержанию

Выберите один из 29 предметов из нашей Коллекции Игоря Святославича для ваших настенных рисунков и фотоподарков


любимый

Греческий огонь. Миниатюра из мадридских скилиц, XI-XII вв. Исполнитель: Аноним

любимый

1. Рюрик 2. Игорь Киевский 3. Ольга 4. Святослав 5. Владимир Великий 14. Иван IV (из костюма Il antico)

избранное

Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина. Художник: Рерих, Николай

избранное

Греческий огонь во время осады Константинополя, 1832 г.

любимый

Ольга мстит древлянам, 1832

любимый

Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1908 г.

любимый

Плач Ярославны, 1880. Художник: Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

избранное

Рынок. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина. Исполнитель: Вещилов

любимый

Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1930 г. Художник: Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

избранное

Полюдье (Сбор дани). Игорь Киевский, требующий дани с древлян, 1903 г.

фаворит

Великий князь Олег с князем Игорем. 882 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836

избранное

Смерть Игоря Святославича. 945 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836. Художник: Чориков Борис Артемьевич (1802-1866)

фаворит

Бегство князя Игоря из половецкого стана, 1185 г. (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г.

любимый

Тризна княгини Ольги 945 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836. Художник: Чориков Борис Артемьевич (1802-1866)

любимый

Князь Игорь заключает мир с Византией. 944 (Из иллюстрированного Карамзина), 1836

любимая

Половецкая девочка. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1909 г.

любимый

Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1890 г. Художник: Пономарев Евгений Петрович (1852-1906)

избранное

Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1900-е гг. Художник: Пономарев Евгений Петрович (1852-1906)

избранное

Половецкий табор. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914

любимый

Тризна (из серии Святая Ольга). Художник: Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924)

фаворит

Битва Игоря Святославича с печенегами (из Радзивилловской летописи), 15 век. Исполнитель: Аноним

любимый

Ольга мстит древлянам, до 1839 года. Художник: Бруни Федор Антонович (1800-1875)

в избранном

Греческий огонь во время осады Константинополя, до 1839 года. Художник: Бруни Федор Антонович (1800-1875)

в избранном

Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914 г. Художник: Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)

любимый

Скоморохи. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914. Художник: Рерих, Николай (1874-1947)

любимый

Путивль. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914. Художник: Рерих, Николай (1874-1947)

любимый

Народ. Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 19 лет14. Художник: Рерих, Николай (1874-1947)

избранное

Двор князя Владимира Галицкого. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1914 г.

избранное

Половецкий табор. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь» А. Бородина, 1930 г.

Доступны в виде репродукций в рамах, фотографий, настенных рисунков и других товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *