Легенды и герои Невского проспекта в Санкт-Петербурге
Содержание
Невский проспект в творчестве Гоголя Главная улица Петербурга в рассказах Веллера Герои Невского проспекта в кинематографе Невский и современная музыка
Одноименные произведения двух писателей, Николая Гоголя и Михаила Веллера, прошлых веков и нашего современника, описывают сердце Петербурга. Оно такое разное, но такое емкое и близкое всем, кто хоть раз посетил суровый северный город. Не обошли вниманием эту географическую точку и музыканты, и кинематографисты, все они — герои Невского проспекта. Тут встречаются несколько эпох, звучащих, наслаивающихся друг на друга, настраивающих читателей, слушателей или созерцателей на определенный лад.
Невский проспект в творчестве Гоголя
Для Гоголя Невский проспект – лучшее место в городе, «для него он составляет все».
С одной стороны писатель верит в то, что эта широкая улица способна объединить людей, но на другой странице наши и авторские иллюзии рассеиваются: в этой географической точке есть четкая грань, которая разделяет социальные группы, они появляются здесь в строго определенные часы. С утра – «мужики» и чиновники, ближе к обеду – гувернеры со своими воспитанниками, далее – аристократы и чиновники высшего ранга. Невский проспект Гоголь описывает, как странное общество людей, которых связывает лишь желание праздности, оно «пахнет одним гуляньем». Повесть Невский проспект – это мистика, миражи и ночное одиночество.
Казанский собор на Невском проспекте
Невский проспект Гоголя: краткое содержание повести сводится к двум сюжетным линиям: поручика Пирогова и молодого человека во фраке Пискарева.
Пирогов хорошо ориентируется в окружающей действительности, он идет на риск, проигрывает, но справляется с охватившим его гневом и в этом ему помогает главная улица города. Второй персонаж – его друг, он тоже проигрывает, но для него это событие становится роковым. Невский проспект – это вечерний огонек, сон, заманивающий в опасные сети, вечный обман и вечная загадка.Главная улица Петербурга в рассказах Веллера
Иной предстает Северная столица в книге современного автора: Михаил Веллер «Легенды невского проспекта». Один из самых издаваемых писателей, чье мировоззрение сформировалось под влиянием «оттепели», описывает новые поколения, которые куют карьеру и богатство за веселыми и пестрыми витринами главной улицы. Легенды Невского проспекта – это несколько циклов рассказов: «Легенды Сайгона», «Саги о героях», «Легенды скорой помощи». В них живут разные герои, повествования написаны, легко и весело, с чувством юмора, остро, со знанием событий накануне «перестройки».
Главный герой в книге Веллера «Легенды невского проспекта» – свободный человек. Участники событий – Жуков и Сталин, Хрущев и Рокоссовский, его «герои» – фарцовщики и взяточники, находчивые и жизнестойкие. Все герои Невского проспекта объединены тремя понятиями: судьба, родина и государство.
Вечерний Невский проспект
Главная городская магистраль имеет свой закон и язык, свой фольклор, который хранится и шлифуется остроумцами. Невский – лицо Петербурга и сосредоточение тех жизненных контрастов, которые он в себя включает. В каждом рассказе есть четкая прорисовка события, отсутствует центральный персонаж, но при этом раскрываются несколько тем. Юмор переворачивает все – серьезные и совсем несмешные вещи рассмотрены с другой «колокольни», это дает новый, неожиданный, взгляд на происходящее.
Герои Невского проспекта в кинематографе
Немало киноклассики и современных фильмов, в той или иной мере касавшейся сердца города, снималось на главном проспекте: отдельные кадры, сцены. Прекрасные виды города можно увидеть в «Невероятных приключениях итальянцев в России», «Окне в Париж», «Елках-2». Кадры, снятые в центральной части Петербурга, украсили фильм Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Герои фильма Алексея Учителя «Прогулка» знакомятся на Невском проспекте.
Невский и современная музыка
Тема главной улицы Петербурга нашла свое отражение и в музыке. Песня группы Сплин «Невский проспект» из альбома «Фонарь Под Глазом» имеет свою предысторию: обморок матери автора и главного героя после услышанной фразы о похоронах. Лидер группы Сплин не видит в своем произведении ни пошлости, ни мрачности, герои Невского проспекта поют и смеются, занимаются любовью, и все это – жизнь. Главная мысль небольшого произведения, ставшего знаковым для тогда еще начинающей группы – привязанность к родному городу.
Новогодний Невский проспект
Песни под названием «Невский проспект» есть в репертуаре Александра Иванова и группы «Ленинград», упоминания о главной артерии города – в произведениях групп «Секрет» и «ЧиЖ».
Отзывы
Отзывы к данной экскурсии пока отсутствуют. Если вы счастливчик, который уже побывал — поделитесь!
Оставь первый отзыв
Рейтинг
0
Похожих нет Просмотренных
Таисия Бартова-Грозовская. Жители Невского проспекта, или Филин Мудрик и его друзья
Таисия Бартова-Грозовская — детский писатель, искусствовед и музеевед. В своей книге она рассказала о Невском проспекте и об истории некоторых его строений, а также о замечательных людях северной столицы.
Главные герои книги — филин Мудрик и бабочка Катрин — путешествуют по Невскому проспекту, исследуя его тайны, легенды и предания. Эти герои полны любопытства, сочувствия и желания узнавать новое. «Меня часто спрашивают, почему я решила написать именно о Невском проспекте, — рассказывает автор. — Конечно, потому, что это главная, самая красивая улица города, но и не только. Мы все, живя в Санкт-Петербурге, часто выходим на Невский по делам, но редко останавливаемся и смотрим вокруг. А герои моей книги внимательно исследуют каждое здание. Здесь есть всё — дворцы, театры, библиотеки, музеи… Я решила рассказать об этом в сказочной форме».
Таисия Бартова-Грозовская. Жители Невского проспекта,
или Филин Мудрик и его друзья
Когда-то давным-давно филин Мудрик прилетел в Санкт-Петербург и поселился на чердаке Российской национальной библиотеки. Со временем он всё лучше стал узнавать этот город и искренне полюбил его: «Со всей ответственностью могу сказать, что знаю тут буквально каждую улицу, каждый канал, каждое здание — по крайней мере, в исторической части. Здесь мой дом, мои друзья — моё сердце, как сказал бы поэт». И вот этой совершенно искренней любовью к городу филин и делится с юными читателями.
иллюстрации Ольги Салль
В книге пятнадцать глав, каждая из которых посвящена одному историческому месту. Это не только здания — Российская национальная библиотека, Александринский театр или Казанский собор, но и другие важные объекты — Екатерининский сад, кулисы театра или весь Невский проспект как градостроительная доминанта. Например, в главе о Невском проспекте Таисия Бартова-Грозовская излагает его краткую историю. Особое внимание она уделяет фонарям: в XVIII веке они работали на конопляном масле, а первые электрические фонари появились уже в 1880-х годах.
иллюстрации Ольги Салль
От Невского проспекта в целом герои переходят к Елисеевскому магазину, где их встречает кот Елисей Елисеевич. Он рассказывает об истории здания и его внутреннем убранстве, а потом угощает путешественников блинами. У каждого из героев книги свой характер, который отражается на восприятии петербургских достопримечательностей. И этот момент личного отношения к архитектурным и историческим памятникам оказывается очень важным для читателей, потому что помогает им сформировать собственное мнение о городе и его истории. И совершенно не обязательно оно будет совпадать с мнением главных героев.
иллюстрации Ольги Салль
Главы небольшие по размеру, сюжет построен в виде квеста, что облегчает восприятие и усвоение информации. Этому же помогает и беллетризация познавательного сюжета. Читатели не только узнают ответы на вопросы, кто построил Адмиралтейство, где находится первый мост Петербурга, что такое Кабинет Фауста, но и помогут главным героям отыскать пропавшее из Гостиного двора серебро, побывают вместе с ними на спектакле Александринского театра, увидят в библиотеке первые печатные книги и познакомятся со многими другими симпатичными обитателями Невского проспекта. Некоторые фрагменты текста выделены курсивом. Их можно пропустить при чтении книги самым маленьким. Таисия Бартова-Грозовская, таким образом, предназначает свою сказочную повесть одновременно и дошкольникам, и учащимся младших классов.
В последнее время в литературе для детей жанр беллетризованного путеводителя становится все более популярным. И особенно много книг посвящено городу на Неве. «АБВ гуляли по Неве» Любови Ванюшкиной и Елены Коробковой, «Анька М и Анька П» Татьяны Март, «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой» Хельги Патаки, «Петербург для детей» Елены Первушиной — вот только несколько из многочисленных изданий. Но и на этом фоне книга Таисии Бартовой-Грозовской оказывается очень заметной. Это второе, переработанное и дополненное, издание книги, которая впервые вышла в 2013 году. Издание также заново проиллюстрировано. Художница Ольга Салль сделала героев особенно симпатичными.
Бартова-Грозовская, Т. Г. Жители Невского проспекта, или Филин Мудрик и его друзья / Таисия Бартова-Грозовская ; иллюстрации Ольги Салль. — Санкт-Петербург : Графо, 2022. — 207 с. : цв. ил.
Андрей Белый: Петербург
Линии, Окружности, Спирали
Леон Бакст, Андрей Белый (1905)
Петербург как нанесенное на карту и фантастическое пространство является и героем, и местом действия романа Андрея Белого (1916), в котором много реальных городских местностей. названы.
Болтливый и вообще невнятный рассказчик Пролога сообщает читателю, что Невский проспект «прямолинейный» и «для хождения публики», и «если Петербург не столица, то Петербурга нет. Впрочем, может быть, Петербург не только предстает перед нами, но и действительно предстает – на картах: в виде двух кружочков, вложенных один в другой, с черной точкой в центре». сказал, что из этой черной точки на карте «вырывается и роится печатная книга», как бы для утверждения прямой связи картографирования и романного письма.
Андрей Белый, Ангел ( нажмите для увеличения )
Медитативный рисунок Белого относится к 1910-м годам, периоду, когда он писал Петербург . Хотя он и отличается от образа вздымающейся книги, он представляет собой линии движения, спирально идущие из центра, с ангелом, а не точкой, служащей точкой, из которой исходят вздымающиеся линии. Образы спиралей появляются в ряде медитативных рисунков ровесника Белого, которые он сделал в антропософской коммуне в Дорнахе, Швейцария, где он провел значительное время. Антропософия, духовное учение, разработанное Рудольфом Штайнером, сообщает мистический слой Петербург .
Андрей Белый, Медитативный рисунок (1910-е) ( кликните для увеличения )
Визуально Пролог устанавливает романное отношение линии, круга и движения — прямолинейного Петербурга и множества расширяющихся и спиралевидных сфер романа, противодействующих линейности. Работая над своим романом, Белый написал эссе под названием «Линия, круг, спираль символизма», отражающее его интерес к геометрической форме. В этом отношении роман исследует антагонизм между линейным городом и нелинейным модернистским повествованием.
Навигация по Петербургу
Маршруты Аблеухова и Дудкина по городу ( нажмите на карту для увеличения ) город, который подготовил почву для террористического сюжета романа. Высокий государственный чиновник Аполлон Аполлонович Аблеухов, объект этого сюжета, ездит на работу в коляске из своего особняка на Английской набережной, в одном из самых модных мест Петербурга. Хотя он и не назван, мы выводим его из топографического контекста: его расположение на Неве, напротив Васильевского острова, рядом с Николаевским мостом. Поездка сенатора проходит мимо Исаакиевского собора на площадь Марии, место конной статуи самого репрессивного российского императора Николая I. Оттуда карета следует к Невскому проспекту, который, как мы делаем вывод, является Морской, еще одной фешенебельной улицей.
Вы можете увидеть его маршрут, отмеченный желтым цветом на карте. После прибытия на оживленный угол Невского его дальнейший путь по городу становится неясным.Карл Булла, Исаакиевский | Николай I | Невский Толпа | Морская улица | |||
( кликните по изображению для увеличения ) |
На углу Невского путь государственного деятеля пересекается с заговорщиком-террористом Александром Ивановичем Дудкиным. Неся сверток с бомбой, он идет из своей убогой мансарды на Семнадцатой линии в бедный рабочий квартал на Васильевском острове вдали от Невы. Он поворачивает налево на Николаевскую набережную и пересекает Николаевский мост, следуя по пути сенатора до Исаакиевского. Его путь отмечен на карте красным цветом.
Карл Булла, Николаевская набережная | Николаевский мост | Зимний канал | Медный всадник | |||
( кликните по изображению для увеличения ) |
Невский проспект как Фантасмагория
Мстислав Добужинский, Ночь в Петербурге (1924)
( нажмите, чтобы увеличить )
В Петербург упоминаются три реальных общественных места на Невском проспекте: магазин Tait Diamonds, кондитерская Балет и Театр Фарса. Нажмите на них, чтобы увидеть исторические фотографии их точного местоположения на проспекте. «Петербургская ночь» Мстислава Добужинского 1924 года напоминает изображенный Белым фантасмагорический город, в котором улицы превращают людей в тени. Очень похожее ранее окно парикмахерской (1906) с восковыми куклами Упоминание Дудкина о Николае Аполлоновиче как о «парикмахерской кукле: красивый мужчина из воска с робкой неприятной улыбкой на губах, растянутых до ушей».
Мстислав Добужинский,
Октябрьская идиллия (1905)
Белым изображение города чаще всего дезавуирует петербургскую упорядоченную прямолинейность: улицы текут в венах лихорадкой; медный всадник, знаменитая городская статуя, покидает свой пьедестал, скачет на чердак Дудкина, чтобы влиться в его жилы металлами; а Невский ночью становится адским проспектом: Вечером огненный туман заливает проспект. Зеленоватая днем, а теперь лучезарная, витрина широко распахивает пасть на Невский; десятки, сотни адских огненных пастей всюду; они извергают свой яркий белый свет на камень; рвота непрозрачной мокротой, похожей на пылающую ржавчину.
И они жрут перспективу огнём, образуя желтоватую, кровавую муть, смесь крови и грязи. Так из финских болот город выходит красным-красным пятном, и пятно видно издалека в темной ночи, пятно темно-красной крови , что вызывает образ насилия, связанного с насилием и революцией. Именно в этом отрывке упоминаются Tait Diamonds, чье имя ярко освещено, и Театр Фарса.Изображение крови, стекающей по стене и образующей под ней лужу, является сюжетом знаменитой «Октябрьской идиллии» Добужинского, изображающей революцию 1905 года на фоне Петербурга Белого. В том же году он появился в сатирическом журнале Жупел (Жупел). Обратите внимание на обувь и куклу тех, кто, по-видимому, был убит или покалечен взрывом бомбы.
¹ Андрей Белый, Петербург, пер. и изд. Роберт А. Магуайр и Джон Э. Мальмстад (Блуминтон: Издательство Индианского университета, 1978). Большинство цитируемых отрывков взяты из этого перевода.
Невский проспект | Муза Байрона
Архив метки: Невский проспект
21 февраль
Несколько дней назад я прочитал рассказ Николая Гоголя (1809-1852) под названием Невский проспект (или Невский проспект), впервые опубликованный в 1835 году. Это было очень интересно все вместе, не только потому, что я люблю русскую литературу и гоголевскую литературу. другие истории, а потому что главный герой художник! Рассказ начинается и заканчивается описанием Невского проспекта; во-первых, читатели знакомятся с теми людьми, которых там можно увидеть, и, наконец, вскрывается ложь и поверхностность всех этих «существ». Сам Гоголь писал: « Но страннее всего происшествия, происходящие на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту! (…) Ибо все обман, все сон, все не то, чем кажется. (…) Он лежит во все времена, Невский проспект, но больше всего, когда ночь нависает над ним густой массой, выбирая белизну из серых домов, и весь город гремит и полыхает огнями и тысячами кареты съезжают с мостов, всадники кричат и скачут взад и вперед на своих лошадях, и когда сам дьявол зажигает все уличные фонари, чтобы показать все в чем угодно, но только не в его истинных цветах. ‘
История вызывает настроение сентиментальных романов 18-го века, поэтому она наполнена иронией и высмеивает патетического и романтического главного героя и его окончательное разочарование. Я настоятельно рекомендую вам прочитать ее, и если вы этого не сделаете, это ваша потеря. А теперь часть рассказа о русских художниках того времени:
Последний день Помпеи русского художника Карла Брюллова в 1830-33 гг.
‘ Этот молодой человек принадлежал к такому редкому в нашей стране классу людей, что на него можно смотреть как на явление. Эти люди не более петербуржцы, чем люди, которых мы видим во сне, являются частью мира действительности. Этот совершенно исключительный класс людей особенно редок в городе, где обитают либо государственные служащие, либо лавочники, либо немецкие ремесленники. Он был художником. Странное явление, не правда ли? Петербургский художник! Художник в стране снегов! Художник в стране финнов, где все мокрое, плоское, бледное, однообразное, серое, туманное!.. Эти художники совсем не такие, как итальянские художники, гордые и огненные, как Италия и ее небеса; напротив, в большинстве своем это люди безобидные, кроткие, застенчивые и покладистые, непритязательно преданные своему искусству, пьющие чай с парой друзей в небольшой комнате, скромно обсуждающие любимый предмет и довольствующиеся минимумом еда и комфорт. Они нанимают какую-то старую нищую женщину в качестве модели, заставляя ее позировать целых шесть часов только для того, чтобы передать на холсте ее бесстрастное, оцепеневшее и жалкое выражение. Они любят расписывать интерьеры своих комнат всяким хламом, валяющимся вокруг: гипсовые руки и ноги, кофе, окрашенный пылью и старостью, сломанный мольберт, выброшенная палитра, друг, играющий на гитаре, стены, покрытые краской. , и открытое окно, через которое можно мельком увидеть бледную Неву и рыбаков в красных рубашках. Все, что они рисуют, имеет сероватый, мутный оттенок — неизгладимый отпечаток севера. Но при всем при этом они с удовольствием трудятся над своими картинами. Они очень часто бывают талантливыми людьми, и если бы они дышали воздухом Италии, их талант, вероятно, раскрылся бы так же свободно, так широко и так же великолепно, как растение, вынесенное на открытый воздух после того, как оно провело в помещении некоторое время. долго. Они вообще довольно робкие люди… ’
Виктор Ванецов, Переезд, 1876
Я никак не могла решить, какая картина должна сопровождать текст, поэтому поставила обе.