краткое содержание, главные герои, отзывы :: SYL.ru
Свой роман «Накануне» Тургенев Иван Сергеевич создал в 1859 г. Спустя год произведение было опубликовано. Несмотря на давность описанных в нем событий, роман остается востребованным и сегодня. Чем же он привлекает современного читателя? Попробуем разобраться в этом вопросе.
История создания
В 1850-х годах Тургенев, поддерживающий взгляды либерал-демократов, стал задумываться над возможностью создания такого героя, чьи позиции были бы достаточно революционными, но в то же время не вступали бы в противоречие с его собственными. Воплощение этой идеи позволило бы ему избежать насмешек более радикально настроенных коллег по «Современнику». Его понимание неизбежности смены поколений прогрессивных российских кругов уже отчетливо прозвучало в эпилоге к «Дворянскому гнезду» и нашло отражение в произведении «Рудин».
В 1856 г. помещиком Василием Каратеевым, соседом великого писателя по Мценскому уезду, были оставлены Тургеневу записки, служившие рукописью автобиографической повести. Это был рассказ, повествующий о несчастной любви автора к одной девушке, которая бросила его ради болгарского студента из Московского университета.
Несколько позже ученые нескольких стран провели исследования, в результате которых была установлена личность этого персонажа. Болгарином оказался Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 г., поступив здесь в Московский университет. Девушка полюбила болгарина, и вместе они отправились на его родину в г. Свиштов. Однако все планы возлюбленных перечеркнула скоротечная болезнь. Болгарин заразился чахоткой и вскоре скончался. Однако девушка, несмотря на то что осталась одна, к Каратееву так и не вернулась.
Автор рукописи отправлялся в Крым для службы офицером дворянского ополчения. Он оставил свое произведение Тургеневу и предложил обработать его. Уже спустя 5 лет писатель начал создавать свой роман «Накануне». Основой этого произведения и послужила рукопись, оставленная Каратеевым, который к этому времени уже умер.
Шубин и Берсенев
Сюжет романа «Накануне» Тургенева начинается со спора. Его ведут два молодых человека – скульптор Павел Шубин и ученый Андрей Берсенев. Тема спора касается природы и места в ней человека.
И. С. Тургенев представляет читателю своих героев. Один из них – Берсенев Андрей Павлович. Этому молодому человеку 23 года. Он только что получил диплом Московского университета и мечтает начать ученую карьеру. Второго юношу, Шубина Павла Яковлевича, ждет искусство. Молодой человек является подающим надежды скульптором.
Их спор о природе и месте в ней человека возник не случайно. Берсенева поражает ее полнота и самодостаточность. Он уверен, что природа затмевает людей. И эти мысли вызывают в нем грусть и тревогу. По мнению Шубина, необходимо жить полной жизнью и не рефлексировать по этому поводу. Он рекомендует своему товарищу отвлечься от грустных мыслей, заведя подругу сердца.
После этого разговор молодых людей переходит в обыденное русло. Берсенев сообщает, что недавно видел Инсарова, и желает его знакомства с Шубиным и с семейством Стаховых. Они торопятся вернуться на дачу. Ведь нельзя опаздывать к обеду. Тетушка Павла, Анна Васильевна Стахова, будет крайне недовольна этим. А ведь именно благодаря этой женщине у Шубина появилась возможность заниматься своим любимым делом – ваянием.
Стахов Николай Артемьевич
О чем повествует нам приводимое в статье краткое содержание «Накануне»? Тургенев знакомит своего читателя с новым персонажем. Николай Артемьевич Стахов – это глава семейства, с юных лет мечтавший о выгодной женитьбе. В 25 задуманное им осуществилось. Он взял в жены Анну Васильевну Шубину. Но вскоре Стахов завел любовницу — Августину Христиановну. И та, и другая женщины уже наскучили Николаю Артемьевичу. Но он не разрывает своего порочного круга. Супруга терпит его неверность, несмотря на душевную боль.
Шубин и Стаховы
Что еще становится известно нам из краткого содержания «Накануне»? Тургенев рассказывает своему читателю о том, что Шубин живет в семействе Стаховых на протяжении почти пяти лет. Он переехал сюда после смерти матери, доброй и умной француженки. Отец Павла умер раньше нее.
Свое дело Шубин делает с большим усердием, но урывками. При этом он даже и не хочет слышать об академии и профессорах. И несмотря на то что в Москве полагают, что юноша подает большие надежды, он все-таки не смог сделать ничего выдающегося.
Здесь же И. С. Тургенев знакомит нас с главной героиней своего романа – Еленой Николаевной. Это дочь Стахова. Она очень нравится Шубину, однако юноша не упускает случая пококетничать с 17-летней пухленькой Зоей, являющейся компаньонкой Елены. Дочь Стахова не способна понять столь противоречивую личность. Ее возмущает отсутствие характера у любого человека и сердит глупость. Кроме того, девушка никогда не прощает лжи. Тот, кто потерял уважение, просто перестает для нее существовать.
Образ Елены Николаевны
Обзор романа «Накануне» Тургенева говорит об этой девушке как о незаурядной натуре. Ей всего двадцать лет. Она статная и привлекательная. У девушки серые глаза и темно-русая коса. Однако в ее облике есть нечто порывистое и нервическое, что нравится далеко не каждому.
Душа Елены Николаевны стремится к добродетели, но при этом ничто не способно удовлетворить ее. С самого детства девушка интересовалась животными, а также больными, нищими и голодными людьми. Их положение тревожило ее душу. В 10-летнем возрасте Елена познакомилась с нищей девочкой по имени Катя и стала заботиться о ней, сделав своеобразным предметом своего поклонения. Подобного увлечения не одобряли родители. Но Катя умерла, оставив в душе Елены неизгладимый след.
Уже с 16 лет девушка считала себя одинокой. Она жила самостоятельной, не стесненной никем жизнью, считая при этом, что любить ей некого. В роли своего мужа она никак не представляла и Шубина. Ведь этот юноша отличался непостоянством.
Берсеньев же привлек Елену. Она увидела в нем умного, образованного и глубокого человека. Но Андрей постоянно и настойчиво рассказывал ей об Инсарове – молодом человеке, одержимом идеей освобождения родины. Это и пробудило интерес Елены к личности болгарина.
Дмитрий Инсаров
Узнать историю этого героя мы также можем из краткого содержания «Накануне». Тургенев рассказал своему читателю о том, что мать юноши похитил, а затем убил турецкий ага. Дмитрий тогда был еще ребенком. Отец мальчика решил отомстить за свою жену, за что был расстрелян. В восьмилетнем возрасте Инсаров остался сиротой, и его забрала к себе тетя, которая жила в России.
В свои 20 лет он вернулся на родину и за два года объездил страну вдоль и поперек, хорошо изучив ее. Дмитрий не раз подвергался опасности. Во время путешествий его преследовали. Берсенев рассказывал о том, что сам видел рубец на теле друга, оставшийся на месте раны. Однако автор романа указывает на то, что Дмитрий вовсе не желает отомстить аге. Цель, которую преследует юноша, более обширна.
Инсаров, как и все студенты, беден. При этом он горд, щепетилен и нетребователен. Его отличает огромная работоспособность. Герой изучает право, русскую историю и политэкономию. Он занимается переводом болгарских летописей и песен, составляя грамматику родного языка для русских, а русскую — для своего народа.
Любовь Елены к Инсарову
Дмитрий уже во время своего первого визита к Стаховым произвел на девушку сильное впечатление. Мужественные черты характера юноши подтвердил и произошедший вскоре случай. О нем мы можем узнать из краткого содержания «Накануне» Тургенева.
Однажды Анне Васильевне пришла на ум идея показать своей дочери и Зое красоты Царицына. Они отправились туда большой компанией. Пруды, парк, развалины дворца – все это произвело на Елену большое впечатление. Во время прогулки к ним подошел внушительного роста мужчина. Он начал требовать от Зои поцелуй, который бы послужил компенсацией за то, что девушка не ответила на аплодисменты во время своего прекрасного пения. Защитить ее попытался Шубин. Однако делал он это в витиеватой форме, пытаясь увещевать пьяного нахала. Его слова только разозлили мужчину. И здесь вперед выступил Инсаров. Он в требовательной форме предложил пьяному уйти. Мужчина не стал слушать и подался вперед. Тогда Инсаров приподнял его и бросил в пруд.
Далее роман Тургенева рассказывает нам о возникшем у Елены чувстве. Девушка призналась себе, что любит Инсарова. Именно поэтому для нее явилась ударом весть о том, что Дмитрий уезжает от Стаховых. Причину столь внезапного отъезда понимает только Берсенев. Ведь однажды его друг признался, что уехал бы, если бы влюбился. Личное чувство не должно стать препятствием на пути его долга.
Признание в любви
Далее роман Тургенева описывает сцену признания Елены в своем чувстве. Она пришла к Инсарову, который подтвердил свое намерение уехать. Тогда девушка решила первой рассказать о любви. Это она и сделала.
После ее признания Инсаров уточнил, готова ли Елена последовать с ним и сопровождать его повсюду? На это девушка ответила ему утвердительно. И тогда болгарин предложил ей стать его женой.
Первые трудности
Начало совместного пути главных героев Тургенева «Накануне» не было безоблачным. В качестве мужа для своей дочери Николай Артемьевич выбрал обер-секретаря сената Курнатовского. Но и эта преграда была не единственной для счастья влюбленных. Из Болгарии стали приходить тревожные письма. Дмитрий собрался ехать на родину. Однако он внезапно простудился и в течение восьми дней находился при смерти.
Берсенев ухаживал за своим другом и постоянно рассказывал о его состоянии Елене, которая была просто в отчаянии. Но угроза миновала, после чего девушка навестила Дмитрия. Молодые люди решили поторопиться с отъездом. В этот же день они стали мужем и женой.
Отец Елены, узнав о свидании, призвал дочь к ответу. И здесь Елена поведала родителям, что Инсаров стал ее мужем, и что они скоро уедут в Болгарию.
Путешествие молодых
Далее в романе Тургенева читателю говорится о том, что Елена и Дмитрий приехали в Венецию. Позади у них остался не только трудный переезд, но и два месяца болезни, которые Инсаров провел в Вене. После Венеции молодые отправились в Сербию, чтобы затем переехать в Болгарию. Для этого необходимо дождаться Рендича.
Этот старый «морской волк» переправит их на родину Дмитрия. Однако молодого человека внезапно подкашивает чахотка. Елена ухаживает за ним.
Сон
Елена, измучившись от ухода за больным, уснула. Ей приснился сон, в котором она находится в лодке, вначале на пруду в Царицыно, а затем в море. После ее накрывает снежный вихрь, и девушка оказывается в повозке возле Кати. Кони несут их прямо в снежную пропасть. Спутница Елены смеется и зовет ее в бездну. Девушка просыпается, и в этот момент Инсаров говорит, что умирает. Рендич, прибывший отвезти молодых в Болгарию, уже не застает Дмитрия в живых. Елена просит его отвезти гроб с телом возлюбленного и отправляется вместе с ним.
Дальнейшая судьба героини
После смерти мужа Елена отправила письмо родителям о том, что едет в Болгарию. Она написала им, что другой родины, кроме этой страны, для нее уже нет. Что случилось с ней потом, не знает никто. Рассказывали, что кто-то случайно встретил девушку в Герцеговине. Елена устроилась сестрой милосердия и работала при болгарском войске. После этого ее никто не видел.
Анализ произведения
Тема произведения Тургенева «Накануне» затрагивает художественное осмысление вопроса деятельного начала в человеке. И основной мыслью романа является необходимость активных натур для прогресса и движения общества.
Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «Накануне» — это то, чего давно ожидали читатели. Ведь он показывает нам волевую женщину, которая выбрала для себя деятельного и решительного мужчину. Это же отмечали и критики романа Тургенева «Накануне». Отзывы литературоведов подтверждали то, что вполне русский, живой и законченный образ Елены стал настоящей жемчужиной произведения. Такого сильного женского характера до Тургенева не показывало ни одно отечественное произведение. Основной чертой девушки является ее самопожертвование. Идеал Елены – деятельное добро, которое связано с пониманием счастья.
Что касается Инсарова, то он, конечно же, возвышается над всеми персонажами романа. Исключение составляет только Елена, которая находится с ним на одной ступеньке. Главный герой Тургенева живет мыслью о подвиге. И самая привлекательная черта этого образа – любовь к родине. Душа юноши наполнена состраданием к своему народу, который находится в турецкой кабале.
Все произведение русского писателя проникнуто мыслью о величии и святости идеи освобождения отчизны. Инсаров же при этом является настоящим идеалом самоотречения.
По мнению критиков, в этом романе наиболее ярко нашла отражение гениальность Тургенева. Писатель сумел рассмотреть актуальные проблемы своего времени и отразить их таким образом, что произведение остается актуальным и для современного читателя. Ведь целеустремленные, смелые и сильные личности нужны России всегда.
Герой романа И. С. Тургенева «Накануне» (Накануне Тургенев)
Накануне
Иван Сергеевич Тургенев
Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
11 сочинений
Главные герои
И их характеристика
Статьи критиков
Сочинение
Как известно из воспоминаний писателя, прототипом Инсарова был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. Инсаров по-настоящему героическая натура, он лишен эгоизма, вся его жизнь полностью подчинена общественным интересам. Ничто не может заставить его отступить от намеченной цели, даже возможность личной мести он приносит в жертву общему делу. Это придает цельность и определенность его характеру.
Черты натуры И. рельефно вырисовываются при сравнении с другими персонажами романа — молодым ученым-историком Берсеневым и талантливым художником Шубиным, не способными принести родине практическую пользу: один занимается историей германского права, а другой ваяет вакханок и мечтает об Италии.
Упрямый и целенаправленный И. с честью проходит испытание любовью, которое до него оказывалось не под силу ни одному тургеневскому герою: он смело отвечает на чувства Елены Стаховой, не страшась ответственности за ее жизнь и каких-либо других препятствий. В их союзе ему принадлежит ведущая роль: именно с появлением И. в жизни Елены появляется цель.
При этом Инсаров единственный из центральных героев Тургенева, который соединился со своей возлюбленной и чье счастье заслуженно. Натура И. такова, что он вызывает симпатию и горячую привязанность даже у тех людей, которые могли бы его ненавидеть. Так, Берсенев, любящий Елену и знающий о ее любви к И., остается всецело преданным ему, ухаживает за ним во время его болезни.
Неожиданная смерть И. вносит в роман мотивы платы за счастье, трагизма человеческой жизни. Хотя он умирает не в схватке с турками, а на руках у жены в итальянской гостинице, влияние И. на Елену столь значительно, что после смерти мужа она отправляется в Болгарию продолжать его дело.
В образе И. Тургенев воплотил идею объединения всех сил ради блага родины. Между тем критика восприняла героя иначе. Н. А.Добролюбов в работе «Когда же придет настоящий день?» (1860) отвергал тургеневского героя, противопоставляя ему революционную программу «русских Инсаровых», которые должны бороться с внутренними турками», т. е., по мнению критика, почти с половиной русского общества. Такая трактовка образа И. стала причиной разрыва Тургенева с журналом «Современник». Недоброжелательные оценки исходили также из противоположного лагеря: например, М. И.Драган счел героя сухим и схематичным.
Наше время оказалось более милостивым к И. Этот образ, ставший достаточно популярным, неоднократно воплощался в кино и на сцене. В 1961 году в Ленинградском Малом оперном театре был поставлен балет «Накануне» на музыку И. Шварца (Инсаров — Боярчиков). На экране герой Тургенева появлялся в фильмах 1915, 1928, 1959 и 1985 годов.
Другие сочинения по этому произведению
Сочинение по роману Тургенева «Накануне»Образ и характеристика Инсарова и Елены Стаховой в романе «Накануне»Роман И. С. Тургенева «Накануне». Елена Стахова и ИнсаровОбразы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «Накануне»Дмитрий Инсаров и идея которую он выражает в романе «Накануне»Пленительный женский образ в романе Ивана Тургенева «Накануне»Образ Инсарова в романе Тургенева «НАКАНУНЕ»Стахова и ИнсаровОбразы демократов (по романам «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)
Перечитывание: Накануне Ивана Тургенева | Книги
«Есть ли хоть какой-то энтузиазм в мире? Умеют ли люди еще жертвовать собой? Могут ли они радоваться жизни, вести себя глупо и иметь надежды на будущее? Если бы я мог видеть все это, я мог бы знать. » Иван Тургенев, которому тогда было 40 лет, написал эти слова в письме своей подруге графине Ламберт 24 июня 1859 года, за несколько дней до того, как он начал работу над своим третьим романом « Накануне ». Он был, как он писал в том же письме, «в том полуприподнятом, полуподавленном настроении, которое всегда овладевает мною перед работой; но, — продолжал он, — будь я моложе, в Италию и дышать этим теперь вдвойне полезным воздухом». «Вдвойне» было потому, что Гарибальди, этот великий деятель действия, начал свою кампанию по объединению Италии. Фактически, день, когда Тургенев написал свое письмо, был днем битвы при Сольферино, международного военного конфликта, положившего конец эпохе, когда армиями руководили лично их монархи. Мир должен был измениться. Это было одной из причин названия; другое, заявленное самим автором, заключалось в том, что Накануне был опубликован за год до освобождения крепостных. Кроме того, действие романа происходит летом 1853 года, накануне разрушительной войны, в которой Российская империя выступила против союза, в который входили Османская, Британская и Французская империи. Крымская война началась в октябре того же года. К тому времени, когда Тургенев начал писать свой роман, исход конфликта был известен.
Весну 1859 года он провел, заполняя одну тетрадь за другой биографиями персонажей. В случае со скульптором Шубиным он дошел до того, что вел дневник от имени своего персонажа. Трагическая героиня романа, самоотверженная Елена, мечтающая о долге, но не знающая для чего, пришла ему в голову лет шесть назад, во время его заключения в России в результате Крымской войны. Он жил в Спасском, имении, доставшемся ему от матери. Василий Владимирович Каратаев, «прекрасный молодой человек, чуть ли не единственный наш порядочный сосед», зашел как-то вечером проститься с Тургеневым перед отъездом на фронт. Предчувствуя, что он может и не вернуться, «прекрасный юноша» вручил Тургеневу дневник с интимной записью его любовной связи с женщиной, сначала отвечавшей взаимностью на чувства Каратаева, но потом отдавшей свое сердце другому мужчине, болгарскому революционеру. Вместе с ним она уехала из России, но вскоре после прибытия в его страну болгарин умер. Он был известным радикалом в России, и Тургенев встречался с ним. «В то время, — вспоминал он годы спустя, — у русских еще не было такой фигуры». Каратаев так и не вернулся за тетрадью; он погиб на войне.
В то лето 1859 года, когда Тургенев действительно начал писать роман, он так увлекся, что все, что ему мешало, расстраивало его. Даже Париж стал вызывать у него отвращение: «Все французское воняет мне в ноздри». Не помогло и то, что в это время Наполеон III с большой имперской помпой проводил смотр своих войск в Париже. «Всякий военный праздник для меня ужас», — писал Тургенев своему другу писателю и критику Павлу Васильевичу Анненкову. Тургенев бежал в Куртавенель, где с мужем и детьми жила Полина Виардо, женщина, которую он любил до конца своих дней, но так и не смог владеть. Там он сидел и писал у открытого окна, глядя, как он писал Анненкову, «на неподвижный сад, медленно смешивающий осколки воображения с воспоминаниями о далеких друзьях и далекой России».
В сентябре вернулся в Спасское, а 25 октября, за три дня до своего 41-летия, завершил Накануне . Роман, над которым он думал шесть лет, был написан менее чем за три месяца. Но его опасения внезапно стали подавляющими. Он подверг сомнению каждый элемент книги и пришел к выводу, что вся структура каким-то таинственным образом неисправна. Он отправил его графине Ламберт, которой обещал посвятить роман. Ее суждение было однозначным: она ненавидела это. И на случай, если он усомнится в ее вердикте, она заставила своего мужа высказать идентичное второе мнение.
Автор разжег камин в гостиной своей петербургской квартиры. В руке он держал рукопись, написанную в подаренной ему Виардо записной книжке, со словами «Могу ли я принести вам удачу», написанными ее рукой на обложке. Если бы тогда не приехал Анненков, эта литературная жемчужина могла быть потеряна навсегда. Он спас рукопись от огня, а вместе с ней и доверие Тургенева. Отчасти поэтому Тургенев писал в последние годы своей жизни, что самыми дорогими ему людьми были семья Виардо, Гюстав Флобер и Анненков.
Медлительность Тургенева была печально известна. Он путешествовал бесконечно. Его письма и маршрут рисуют картину писателя, который на протяжении всей своей жизни не хотел полностью подчиняться требованиям своего ремесла. Он был не только «прирожденным зрителем», как он насмешливо любил называть себя, но и тревожным человеком. Как будто он нес с собой беспокойство своей страны и своего класса. Временами Тургенев, человек, которого Генри Джеймс любил называть «прекрасным гением», чувствовал себя в Париже или Баден-Бадене более комфортно, чем в Санкт-Петербурге. Эти периоды изгнания не всегда были мотивированы политическими причинами. Когда многие русские писатели бежали в Париж по идеологическим или политическим мотивам, Тургенев последовал за ними, но, вероятно, для того, чтобы быть рядом с Виардо. Когда его соотечественники вернулись, он остался за границей. Именно эта гамлетовская позиция — он глубоко интересовался пьесой Шекспира — позволила Тургеневу так хорошо писать о любви и политике, об ожидании, надежде, судьбе, неуверенности и параличе. Но хотя он писал не только для русских, но всегда писал с мыслью о своем народе. Вы можете услышать это в теноре прозы. Временами он как будто зацикливался на разоблачении России, напоминая ей, что за ее пределами существует великий мир. Но то, что он предлагал, не всегда можно было принять за теплый призыв к более интернационалистской позиции. Однажды в Накануне он решает прервать речь персонажа, чтобы вставить комментарий: «Русские любят быть щедрыми — хотя бы с чем-то другим, со своими друзьями». И позже, когда молодой ученый Берсенев, который «никто, глядя на его угловатую фигуру, не подумал бы, что он тоже развлекается», навещает своего друга, болгарского радикала Инсарова, нам рассказывают, что Инсаров проводил Берсенева до дверей с «дружеская вежливость, редко встречающаяся в России».
Вера Тургенева в то, что русская жизнь не была святой, заставила многих художников и интеллектуалов усомниться в его русскости. Его предпочтение проводить длительные отрезки времени за границей открыло ему глаза на обвинения в том, что он «европейский» писатель. За границей, особенно в Западной Европе, он часто вызывал энтузиазм, который был мотивирован не столько признанием его гениальности, сколько ощущением, что самое лучшее в нем то, что он не совсем русский; и что, поскольку его одобряли Гюстав Флобер, Эмиль Золя и Генри Джеймс, он не был таким угрожающим, как эти непокорные гиганты Лев Толстой и Федор Достоевский. Такие заблуждения упускали из виду тот факт, что жизнь и работа Тургенева были тесно связаны с Россией. Разочарование, которое он испытывал по отношению к своей работе, равнялось только нетерпению, которое он испытывал к своей стране. И эти два чувства недовольства часто были взаимозаменяемы: опасения, что он не полностью посвятил себя своему призванию, отражали его критику русского дворянского дилетантства. Но больше всего его темы любви и бунта, отцов и сыновей артикулировали горькую правду об историческом моменте, в котором находилась Россия во второй половине XIX в.век.
Вопросы, которые Тургенев задавал в своем письме к графине Ламберт: «Осталось ли хоть что-нибудь на свете энтузиазма?» – будоражит атмосфера Накануне . Каждый персонаж отмечен невыполненным обещанием. Здесь Тургенев выражал озабоченность, вызванную грядущими драматическими преобразованиями. Он застрял между нетерпеливым ожиданием и своей умеренной натурой, врожденно подозрительной к политическому энтузиазму. Тургенев наблюдал, как грядущее освобождение крепостных поляризовало русскую интеллектуальную жизнь. С одной стороны были радикалы и революционеры с их пламенными страстями, а с другой — царь и либеральная элита с их робкими реформами. Его тонкая позиция — сочувствие радикалам, но критика их тенденции противопоставлять один класс другому — побудила некоторых, в том числе Толстого, обвинить его в отсутствии приверженности. Но именно этот мягкий темперамент дает Накануне его спокойная независимость и грация.
В романе есть любопытный момент, одновременно тонкий и разрушительный. Берсенев хвалит Елену, женщину, которую он любит и которая любит его в ответ, достоинства другого мужчины. Своего друга Инсарова, болгарина, живущего далеко в Москве, он рисует в нарочито выгодном свете. Сила, с которой ему удается вставить болгарина в мысли Елены, так же загадочна, как и его мотивы для этого. И вдруг, когда Берсенев говорит о стремлении Инсарова освободить Болгарию, Елена говорит: «Освободить свою родину… одни только слова наполняют чувством благоговения». Сопоставление любовника, обманывающего себя от счастья, с концепцией Елены о том, каково это быть из покоренной страны, резонирует с таинственной силой. Это освещает кое-что о том, как история и нации влияют на то, как люди любят и мечтают. Возможно, человек, отвергающий любовь и природу (ибо они часто связаны у Тургенева), мало чем отличается от страны, живущей в условиях тирании, — оба состояния причиняют горе, подобное тому, которое испытывает Берсенев, вернувшись в уединение своей комнаты. когда он чувствует, как «что-то темное и тайное» входит в его сердце, и его охватывает печаль, в которой нет ничего благородного.
В чем Тургенев менее убедителен, так это в его попытках заставить произведение обозначать что-то уместное. Вопрос Накануне задает не раз: когда в России появятся настоящие мужчины, предположительно такие, как Гарибальди или Наполеон, — люди, которых, по общему мнению, Тургенев счел бы невыносимыми. Этот вопрос, кажется, выражает тревогу, которую он, должно быть, испытывал по поводу пропасти, которая неизбежно существует между работой художника и его мнениями. Что говорил Тургенев о Накануне часто звучал под влиянием его желания удовлетворить течения времени. Иногда казалось, что он говорил совсем о другой книге. «Мой рассказ, — сказал он однажды спустя много времени после того, как книга была написана, — основан на идее, что мы должны иметь сознательно героическую натуру, чтобы двигаться вперед».
Заслуга Тургенева в том, что ему удалось, вопреки себе, своей стране и своему времени, освободить свой труд от общественного долга. Это придало ему то неназываемое качество, которое делает каждое предложение правдивым, каждое молчание заслуживающим доверия.
Накануне был переиздан Folio Society.
Тургенев и «Целина» | ПРОТИВ. Притчетт
Иван Тургенев; рисунок Дэвида ЛевинаКупить Распечатать
К 1870-м годам превосходство Тургенева в Европе как ведущего русского романиста не подвергалось сомнению, но он был далеко не известен широкой публике в Европе или Америке. В 1877 году с публикацией своего самого длинного и амбициозного романа « Дева » он стал всемирно известным: через месяц после его публикации в России были арестованы пятьдесят два юноши и девушки по обвинению в революционном заговоре, а потрясенная общественность во Франции, Великобритании и Америке обратились к роману за просвещением. Его влияние на американских читателей было огромным: в своем роде столь же мощным, как и влияние Хижина дяди Тома . Для Тургенева роман был еще одной попыткой отстраненно представить российскую ситуацию, и прежде всего он стремился показать своим критикам, что не потерял связи с молодым поколением.
Целина — его самый длинный и сложный роман. Нельзя отрицать, что это очень волевой роман — сравните, например, роковой пример «великого американского романа», — тем не менее в нем есть кое-где лучшие тургеневские вещи. Он задался целью изобразить различные типы образованных юношей и девушек, которые под влиянием народнического движения бросили жизнь своего класса «в народ», живут среди него, переодеваются в одежду рабочих и крестьян, и работать с ними и даже вступать с ними в сговор.
Цитата из Записной книжки фермера на титульном листе указывает на то, что роман будет предметом практической социальной критики: «»Целин» надо вскапывать не бороной, скользящей по поверхности, а плуг глубоко вгрызается в землю». Народники были скиммерами, но среди них было много экстремистов. Стасюлевичу, своему издателю, Тургенев написал, что ожидает, что роман будет так же жестоко оскорблён в России, как и «
До сих пор молодое поколение представлялось в нашей литературе либо сборищем жуликов и негодяев… либо, насколько это возможно, идеализировалось… Я решил избрать средний путь и приблизиться к истине — взять молодых людей, в большинстве своем добрых и честных, и показать, что, несмотря на их честность, самый их путь настолько ложен и непрактичен, что не может не привести их к полному фиаско.
Удалось ему это или нет, говорил он, молодые люди в любом случае почувствуют его симпатию если не к их целям, то к их личностям.
Тургенев боялся цензуры и действительно неохотно замалчивал то, что могло слишком явно оскорбить. Роман был опубликован в двух частях, и, пропустив первую, цензорский комитет затруднился относительно более тревожной второй части. Одна фракция хотела его сжечь и настоять на «исправлении» первой части. Председатель смущенно проголосовал за нее, но сказал, что если бы он знал всю книгу с самого начала, он бы запретил ее. В конце концов, как и ожидал Тургенев, роман был проклят критиками обеих сторон, движимыми партийными чувствами. Консерваторы, официальные классы, говорили, что Тургенев был опасным радикалом, который лично был замешан в заговоре, и действительно давал деньги газете лидера народников Лаврова, но просто потому, что надеялся, что она заменит газету Герцена.0053 The Bell как форум для политических дискуссий. Он достаточно знал о политических взглядах, чтобы понимать, что их фазы длятся недолго.
Народники были моральной заменой нигилистам, чья политика отторжения вскоре исчерпала себя. Консерваторы особенно высмеивали мысль о том, что один из его персонажей, девушка Марианна из дворянского сословия, примет участие в движении. Радикальные критики варьировались от тех, кто говорил, что он старик, клевещущий на молодежь, до тех, кто говорил, что ничего не знает о настоящих революционерах и что, в любом случае, его отсутствие в России сделало его устаревшим. Тургенев оказался точнее любой из сторон в своем диагнозе, как и в случае с Базаровым в Отцы и дети : почти сразу после публикации его романа пятьдесят два молодых заговорщика, в том числе восемнадцать женщин, были арестованы и преданы суду.
Тургенев легко поддавался враждебной критике. Он еще раз сказал, что с ним покончено, и еще раз, что больше никогда не будет писать. Но вскоре он оправился и остался при том, что написал, и, как многие джентльмены, над которыми запугивают, обладал горькой злобой и остроумием, а также острой твердой гордостью.
Действительно, в самом романе есть исключительная для его произведений сатирическая резкость. Он повторил одно или два едких эпиграмматических суждения, одно в особенности о пресловутой восточной любви ко лжи, на которую столь многие жители Запада жаловались русским:0007Реклама
Правдивый человек… это было здорово! вот что ее тронуло! Общеизвестно, хотя и нелегко для понимания, что русские — величайшие лжецы на свете, а между тем ничто так не уважает их, как правду, — ничто их так не влечет.
На первых страницах Дева нас резко выталкивают на грязный чердак и мы видим неопрятного молодого мужчину и женщину с грубыми губами и зубами. Оба курят и не обращают внимания друг на друга; тем не менее, мы отмечаем их вид честности, стоицизма и трудолюбия. С этого момента мы видим, как изменился привычный мир и манера Тургенева. Стиль более жесткий, более фотографический; изящество сменилось мгновением, краткостью и лаконичностью. Теперь он пробует большее количество персонажей из более широкого полотна жизни и собирается вовлечь их в тщательно продуманный сюжет и захватить нас длинной историей навязанной неизвестности, которая, как он ранее сказал, была за пределами его инстинкта и компетенции.
И тургеневские заговорщики, и его невиновные, «идущие в народ», кажутся живущими в вакууме. Конспирология — городское дело, а Тургенев по натуре не городской романист, хотя на этот раз он дает нам картину русского города, вероятно, Орла, ради него самого. Хорошо сфотографировано:
Это было в субботу вечером; на улице не было людей, но в кабаках по-прежнему было многолюдно. Из них вырывались хриплые голоса, пьяные песни и гнусавые звуки гармоники; из внезапно распахнутых дверей лилось грязное тепло, едкий запах спирта, красный отблеск огней. Почти перед каждым трактиром стояли крестьянские телеги, запряженные мохнатыми, пузатыми клячами; они стояли, покорно опустив нечесаные головы, и казались спящими.
Или:
Карета проехала широкую рыночную площадь, прямо вонювшую камышом и капустой, миновала дом губернатора с полосатыми будками у ворот, частный дом с башенкой, променад с недавно посаженными и уже умирающими деревьями, базар, заполненный лай собак и лязг цепей и постепенно достигнув пределов города, настиг длинный-длинный обоз, отправившийся поздно ради ночной прохлады.
Нетургеневская сцена, грубо подмеченная, но надо сказать удачно поставленная.» Ибо Нежданов, молодой поэт и идеалист и, так сказать, политический морской поклялся жить и понимать. Но уже можно подозревать (как говорит Ричард Фриборн в Тургеневе, «Этюд »), что Дева будет предтечей грубых, черно-белых, схематических романов социалистических реалистов нашего времени:0007
Различие, которое Тургенев проводит между целями народников и их личностями, было искусственным, особенно для писателя, привыкшего принимать и человека, и его идеи.
Эта перемена, конечно, ощущается, и хотя можно сказать, что в усилии воли Тургенева, сохраняющем связь с русской действительностью, есть некоторая доля вины отсутствующего, что было, по его выражению, его судьбой, — мы знаете, он правильно рассудил, когда сказал, что народническое движение есть пафос, что коренной перемены не произойдет еще, по крайней мере, лет двадцать. Тем не менее, центральные персонажи показательны. В аристократическом молодом Нежданове есть черты тургеневского характера: как и молодой Тургенев, он красив и каштанов; у него двойная природа; он тайный поэт, но стыдится своей поэзии; его реальный интерес — политическая деятельность. Он идеалист, страстный, целомудренный, робкий; стыдясь этих качеств, он даже пытается быть грубым в своем языке: «Жизнь давалась ему нелегко». Его чувства подталкивают его вперед, но выше его возможностей. Он — тургеневская смесь Дон Кихота и Гамлета, возврат к «лишнему человеку». Когда он «выходит в народ» и торжественно наряжается в рабочий костюм, рабочие сразу видят его насквозь и напоят сырой водкой. В другой раз его «избивают» и все портят.
Advertisement
Марианна, бесцеремонная девушка из высшего общества, в которую он влюбляется, когда занимается репетиторством в большом доме многословного либерала Сипягина, так же невинна, как и он, но она представляет собой новую девушку. Она бунтарка, остригла волосы и (интересно, если вспомнить старомодные привычки Тургенева) принадлежит к поколению, отказавшемуся и от целования рук. Когда она смело сбегает с Неждановым, чтобы с ним «пойти в народ», она отказывается от брака, и они живут вместе в целомудрии.
Марианна — бунтарь, а не революционерка — бунтарь, стремящийся покинуть свой класс, чтобы быть полезным и пожертвовать собой. Настоящая революционерка — Машурина, неопрятная, некрасивая и неуклюжая девушка, которая молча любит Нежданова. Она тихо работает в тайной работе, бдительна на предмет предателей, шпионов и недоверчива к некоторым прихвостням движения, например к Палкину, калеке, глупому, но дальновидному человеку, но опасному для дела, потому что он непостоянный и возбудимый болтун, легко льстящий. Именно Машурина уйдет глубже в конспирологию, когда дурость и щегольство Палкина выдадут группу.
«Герой» в глазах Тургенева — хотя Палкин подтверждает точку зрения Тургенева в пророческой речи о скучных, неподвижных людях, которые в конце концов будут править Россией, — это Соломин. Тургенев называет его американским типом — он не знал американцев, но Америка дала утопическую мечту ранним революционерам (кроме Герцена, называвшего американцев «стариками»). Тургенев отверг традиционное для русских уважение к немцам как к практической расе; он оглядывался на них как на милых обманутых философов своей романтической юности; поэтому он обратился к англичанам и сделал Соломина русским, который научился своему ремеслу на хлопчатобумажных фабриках Манчестера и своей политике у английских реформаторов промышленной революции. В нем может быть и намек на Энгельса.
Соломин с пониманием относится к заговорщикам, преданно их защищает, но упрямым советует осторожность и постепенность. Он сильный, здоровый, трудолюбивый, щедрый, трезвый и находчивый, человек здравомыслящий. Неизбежно он кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой; хотя как неподвижный портрет он достаточно хорошо сделан. Тургенев не может заставить его двигаться.
Маркелов, отставной артиллерийский офицер и помещик, суровый тип сварливого заговорщика, одинокий, несчастный человек, который не может эффективно обрабатывать свою землю, потому что пытается всем управлять, отдавая приказы по-военному. Такой же он и в конспирологии — слишком агрессивен, склонен действовать самостоятельно и открыто, как фанатичный офицер. Его непременно арестуют, и он мрачно умолкнет, но все же решит отправиться в Сибирь.
Эти фигуры достаточно хороши в первом томе романа, обманувшего цензоров, потому что они показаны в обстановке, которую Тургенев всегда может сделать хорошо: неподвижная, вневременная сцена большого загородного дома, где обедают семья и гости. и разговоры, где Сипягин-хозяин ласкает слух за столом, где его хорошенькая жена кокетничает с воспитателем в своем кабинете, где бунтарка глядит на Нежданова и дуется перед теткой, где в садах гуляют люди и подъезжают кареты. и иди. Это такой же рай из прошлого, какой можно найти в Дворянское гнездо , в Отцы и дети — но теперь персонажи закалены. Тургенев открыто выказывает свое презрение к дворянству, особенно к тщеславному и напыщенному молодому камер-юнкеру Калломиецову, активному «красному» охотнику, тщеславному своей уверенностью в выслеживании революционеров. Он гораздо грубее Павла из « Отцов и детей » или других комичных французских задниц из более ранних романов. Высмеивается и Сипягин, вкрадчивый, спортивный и сладкозвучный помещик с его поверхностным либерализмом. Ссоры в гостиной обостряются, когда вопиющий Калломиецов говорит, что Сипягин должен быть председателем комиссии, которая все решит.
Госпожа Сипягина смеялась еще больше.
«Вы должны быть осторожны: Борис Андреевич иногда такой якобинец…»
«Джако, Джеко, Джеко», — позвал попугай.
Валентина Михайловна погрозила ему платком.
«Не мешай говорить здравомыслящим людям! Марианна, скажи ему, чтобы он замолчал.
Марианна повернулась к клетке и начала чесать шею попугая, которого он тут же предложил ей.
— Да, — сказала госпожа Сипягина, — Борис Андреевич меня иногда удивляет. В нем есть что-то… что-то от трибуна.
—— C’est parce qu’il est orateur , — горячо вставил Калломиецов. «У вашего мужа дар слова, как ни у кого другого; он тоже привык к успеху… ses propres paroles le grisent … Но он немного не в себе, не так ли? Il boude — а?
— Я не заметила, — ответила она после недолгого молчания.
– Да, – продолжал задумчивым тоном Калломиецов, – его немного проглядели.
Все скатывается к ссоре из-за того, что Марианна нигилистка, потому что в это время она преподает в деревенской школе.
Здесь то, в чем мы полагаемся на Тургенева: естественность всякого разговора и паузы в нем — у него это дар пианиста — и так же хорош его слух, когда мы доходим до пьяных и бестолковых разговоров радикалы во втором томе. Его суммарное проникновение в характер не дает сбоев. Мадам Сипягина, например, превосходна.
Она была умна, незлобна — скорее добродушна из них двоих, в сущности холодна и равнодушна, — и не могла вынести мысли, что кто-то останется к ней равнодушным… Только нельзя препятствовать этим очаровательным эгоистам: они любят власть и не терпят самостоятельности в других. Женщины, подобные Сипягиной, возбуждают и воздействуют на неопытные и страстные натуры; для себя они любят размеренность и мирную жизнь…. Флирт стоил Сипягине немного; она прекрасно понимала, что опасности для нее нет и быть не может… С какой счастливой улыбкой она ушла в себя, в сознание своей неприступности, своей неприступной добродетели, и с какой милостивой снисходительностью отдалась в законные объятия своего благовоспитанного супруга.
Но только до второго тома Тургенев переходит от разговоров к драматическим сценам. Мадам Сипягина, кажется, является развитием Мадам Одинцовой из Отцы и дети , но сделана в кислоте. Она шпионит за племянницей, перехватывает письма и разоблачает любовь девушки к Нежданову ее брату Маркелову, который надеялся на ней жениться. Смысл этой ревнивой интриги состоит в том, чтобы показать, до каких крайностей дойдут, казалось бы, милостивые Сипягины, чтобы сохранить единство своего класса. В момент, когда дерзкий Маркелов бросается поддерживать местный бунт крестьян и заговор выдается, обнажается лицемерие либерализма Сипягина. Тургенев — мастер разоблачения политически подорванных отношений. В конце первой части романа есть превосходная сцена, в которой Маркелов начинает приобретать силу трагической фигуры. Как человек чести, безрассудный и неспособный ни на злобу, ни на ревность, равнодушный к врагам и не обманутый, Маркелов не щадит своего хозяина:
Если мы будем ждать момента, когда все, абсолютно все будет готово, мы никогда не начнем. Если заранее взвесить все последствия, наверняка будут какие-то злые. Например, наши предшественники, организовав освобождение крестьян, могли ли они предвидеть, что одним из результатов этого освобождения будет появление целого класса ростовщиков-помещиков, которые будут давать крестьянину четвертинку заплесневелой ржи за шесть рублей и вымогать потом от него (здесь Маркелов согнул один палец) сперва целых шесть рублей труда и сверх того (Маркелов согнул другой палец) целую четверть доброй ржи, а потом (Маркелов согнул третий) проценты сверх того — в факт выжать мужика до последней капли. Наши эмансипаторы не могли этого предвидеть. А между тем, даже если бы они это сделали, было бы правильно освободить крестьян, а не взвешивать все последствия. И вот я решилась!
И когда Маркелова в конце книги арестовывают, он упорствует и не раскаивается. Одно из достоинств Тургенева состоит в том, что он верен основному характеру людей. Маркелов — неизлечимый солдат, когда размышляет о своем предательстве:
Это я виноват, я не понял, я не то сказал, я не правильно пошел на работу. Я должен был просто отдать приказ, и если бы кто-нибудь попытался помешать или сопротивляться, пустить ему пулю в голову! К чему тут пояснения. Тот, кто не с нами, не имеет права на жизнь… Шпионов убивают, как собак, хуже собак.
Тургенева трудно уследить в фактах заговора: слишком много намеков и теневых фигур, но одна из них хорошо прорисована. Это Палкин, тщеславный, болтливый и комический эксгибиционист, прирожденный таинственный контактный человек, жаждущий доверия и знающий, что ему нельзя доверять; его тяготит сознание собственной бестолковости. Сцена, в которой Сипягин льстит ему, раздувает его самомнение, пренебрегает им, а потом лукаво высасывает из него все, что он хочет, и с презрением отмахивается от него, есть очень тонкая комедия. В уста этой ходячей беды Тургенев вкладывает хитрое пророчество. Палкин защищает Соломина, к которому интеллигенты-революционеры теперь охладели: России нужны крепкие, грубые, тупые люди из народа.
Вы только посмотрите на Соломина: мозг у него ясен, как божий день, и здоров, как рыба… Разве это не чудо! Почему до сих пор у нас в России всегда было наоборот, чтобы быть живым человеком с чувствами и совестью, нужно было быть инвалидом?
Есть еще два персонажа, которым дана законченная сцена, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к теме романа и которые на самом деле, кажется, принадлежат к короткому рассказу, добавленному для мягкого облегчения. Тургенев хотел их вычеркнуть, но его уговорили оставить. Это пожилая, бездетная пара невинных, кукольных, чудаковатых существ, которых звали Фомушка и Фимушка, старейшие жители города, сохранившие себя и свой дом как нетронутые образцы жизни мелкого дворянства в восемнадцатом веке. Они блаженно игнорируют все, что произошло с тех пор. Они до сих пор пьют шоколад, потому что чай не пришел, играют дуэтами, смотрят старые альбомы и поют надтреснутыми голосами милые и старомодные песни о безнадежной любви. У них есть одно нерушимое правило: они никогда не позволяли выпороть своих дворовых, а если слуга оказывался пьяным и невыносимым, терпели его, но через некоторое время передавали соседу, говоря: «Пусть другие берут свои». повернись вместе с ним».
Но такое бедствие случалось с ними редко, так редко, что оно составляло эпоху в их жизни, и они, например, говорили: «Это было очень давно, это было, когда у нас был этот подлец Алдошка», или «Когда у нас была дедушкина шапка с лисий хвост украл». Такие кепки у них еще были.
Интересно, что этот сон об Аркадии в прошлом часто встречается в русском романе: во сне Обломова, например, или даже в разговоре старческого Иудушки в Щедрина Семья Головлевых . У Тургенева это больше, чем один из его «старых портретов» или воспоминаний. Это не антиквариат, это действительно зарождающаяся сказка или басня без смысла, зарождающаяся в недрах народного сознания. Это также облегчение после предшествовавшей ей вульгарной сцены в купеческом доме, отдых души от тоски по будущему, которая правит всем романом, — бремя России, которое несут другие персонажи. Фомушка и Фимушка не несут ноши.
Если Девственная почва не обладает устойчивым спокойствием Отцы и дети из-за того, что правые и неправые люди слишком откровенно указаны, это впечатляющая попытка оставить последнее слово. Едва ли ее можно назвать книгой для стариков, ибо Тургеневу было под пятьдесят, когда он ее написал. Напряжение, которое мы чувствуем, возникает из-за того, что он пытается вложить в это слишком много, и не без хитрости. Критикам, утверждавшим, что он оторван от новой России, Тургенев отвечал, что тесно связан с десятками молодых русских, приехавших к нему в Париж; но хотя они, может быть, и открылись ему, но действительно не принесли с собою своей России и скорее преподнесли ему доводы, чем близость.
Если верно то, что мы читаем в дневнике Анны Достоевской о ее жизни с мужем (и, конечно, в романах Достоевского), то в юных посетителях Тургенева недоставало того качества, что они жили толпами, прежде всего в жизнь друг друга: сами их дома, в любом классе, обычно были широко открыты для их родственников и их друзей. У них характер людей, живущих на улицах или группами. Гениальности Достоевского свойственно показывать, что при появлении одного из его персонажей целая община или спутанная общая судьба как бы свисают с его говорящего рта. Солисты никогда не бывают одиноки. Сам Тургенев говорил, что в России романисту легко дается писательство: рассказы и люди возникают вокруг него и сразу же наваливаются на него.
Поразительна политическая проницательность Тургенева, и теперь, когда состояние нашего мира изменилось, она кажется более близкой к нашему политическому опыту, чем она была для английских или американских поклонников Тургенева в 1900 году, которые видели в нем что-то близкое к опыту деревенский джентльмен с чувствительными вкусами.