Закон трех стадий конта: 3. Закон трех стадий о.Конта.

3. Закон трех стадий о.Конта.

О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию.

Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.

По мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их.

Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.

Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина — онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. Типичная черта метафизической стадии — недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение — постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода.

Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.

Позитивная (или научная) стадия — это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.

Конт начинает анализ социальной

статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма Семья — это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми и т. д. Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). Первая — теологическая — отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая — метафизическая — является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества. Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной
жизни
. Так что все духовное социально в самом широком и общем смысле. Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта — порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй — социальной динамике.
5. позитивизм и методы социологического исследования.

Позитивистская социология основной задачей своей дисциплины считала то, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, опираясь на факты, исследовать явления, происходящие в жизни общества. Только в таком случае она могла претендовать на звание «позитивной», что означало способность успешно и положительно решать различные проблемы, существующие в жизни социума.

Основоположником позитивистской социологии является О.Конт

Законы функционирования общества рассматривались в позитивизме как продолжение природных законов. Поэтому считалось невозможными проникновение в суть и причины социальных процессов и явлений.

Представители позитивизма изучали общество не в динамике, а в статике, поскольку речь о социуме шла как о системе, находящейся в стабильности и равновесии.

Позитивизм в социологии определял, что знание об обществе должно отвечать требованиям реальности и научности, поэтому оно должно добываться с помощью естественнонаучных методов. Главными методами при этом считались наблюдение, сравнение, эксперимент, исторические и математические методы.

Позитивизм в социологии наиболее ярко проявился в своих направлениях (которые часто называют чертами позитивизма), таких как натурализм, эволюционизм, органицизм. Помимо этих течений к позитивизму относятся механицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическое направление, географический детерминизм и другие. Все направления позитивизма отличались общим принципом редукционизма. Его смысл заключается в стремлении объяснять явления общественной жизни с позиции единственного фактора, являющегося определяющим (биологического, расового, географического и пр.

). Эти течения назывались «школами одного фактора».

Наиболее полно идеи позитивизма раскрылись в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением XX в., которое опиралось на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.

Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявилось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм исследовал субъективные факторы через поведение. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений в количественной характеристике.

Закон трех стадий — развитие научных представлений: VIKENT.

RU

Огюст Конт выпускает последний, шестой том  Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.  

1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).

Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума  […] от первого его проявления до наших дней,  думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную…

Отсюда три типа философии, или концептуальных систем, обобщающих феномены, взаимно исключающих друг друга. Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания (intelligentia), третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».    

Вот как это проявляется в познании:

«Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.

По мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путём наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.

Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина — онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. Типичная черта метафизической стадии — недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение — постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.

Позитивная (или научная) стадия — это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.

Итак, на место теологии и метафизики приходит наука. Истинная философия  — одна из научных дисциплин, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания. При этом позитивная философия вовсе не тождественна простой совокупности наук. Позитивная философия делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук (оставляя в стороне многочисленные частности) и рассматривает только наиболее общие методы, применяемые в этих науках.

Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.

Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.

 

Краеугольный камень Огюста Конта

РЕКЛАМА:

Закон трех стадий — краеугольный камень подхода Огюста Конта. Идеи Конта, относящиеся к закону трех стадий, показывают, что человек становится все более и более рациональным и научным в своем подходе, постепенно отказываясь от спекуляций, воображения и т. д. Он показал, что существует тесная связь между интеллектуальной эволюцией и социальным прогрессом. Закон трех стадий — это три стадии умственного и социального развития. Это координация чувств, мыслей и действий отдельных людей и общества. В нашей природе есть три важных аспекта. Например, наши чувства, наши мысли и наши действия.

Наши чувства:

Эмоции и импульсы, которые нас подталкивают.

РЕКЛАМА:

Наша мысль:

Которые служат нашим чувствам, но также помогают управлять ими.

Наши действия:

Которые предпринимаются на службе нашим чувствам и мыслям. Для непрерывности и существования общества должен существовать некий порядок институтов, ценностей, верований и знаний, способных успешно соотносить чувства, мысли и деятельность его членов. В истории человечества, в ходе которой вырабатывался общественный строй, приводящий эти элементы в связь друг с другом, можно различить три типа решения, три стадии развития.

РЕКЛАМА:

Согласно Конту, каждая из наших ведущих концепций, каждая отрасль нашего знания последовательно проходит через различные теоретические условия:

1. Теологическое или фиктивное,

2. Метафизическое или абстрактное,

3. Научное или положительное.

Конт считал наиболее важным свой закон трех стадий, основанный на вере в социальную эволюцию. В человеческом мышлении произошла эволюция, так что каждая последующая стадия превосходит предыдущую и более развита, чем предыдущая. Едва ли можно сомневаться в том, что закон трех стадий Конта имеет сильный менталистский или идеалистический уклон. Он сопоставил каждому ментальному возрасту человечества характерную для него социальную организацию и тип политического господства. Этот закон появился в 1822 году в его книге «Позитивная философия».

Теологическая или фиктивная стадия :

Теологическая стадия является первой и характеризовала мир до 1300 года. Здесь все теоретические концепции, как общие, так и частные, несут сверхъестественный отпечаток. На этом уровне мышления заметно отсутствие логического и упорядоченного мышления. В целом теологическое мышление подразумевает веру в сверхъестественную силу.

РЕКЛАМА:

Этот тип мышления встречается у первобытных рас. На теологическом этапе все природные явления и социальные события объяснялись с точки зрения сверхъестественных сил и божеств, что в конечном итоге объясняло все как продукт воли Бога. На этом этапе доминируют священники и управляют военные.

В человеческом уме преобладают чувства, чувства и эмоции. Каждое явление считалось результатом непосредственных действий сверхъестественных существ. Объяснения принимают форму мифов о духах и сверхъестественных существах.

Человек ищет сущностную природу всех существ, первопричины и конечные причины, истоки и цели всех следствий и главенствующую веру в то, что все вещи вызваны сверхъестественными существами. Теология означает дискурс в религии. Религия доминирует в этом состоянии развития. Это государство характеризуется завоеванием. Духовно-военное общество в основном умирало. Жрецы наделялись интеллектуальной и духовной властью, а военные пользовались светской властью.

Имеет три подэтапа:

РЕКЛАМА:

(i) Фетишизм:

«Фетиш» означает неодушевленное, а «изм» означает философию. Это философия, которая считает, что сверхъестественная сила обитает в неодушевленных предметах. Возник фетишизм как форма религии, которая не допускала священства. Когда считается, что все в природе наполнено жизнью, аналогичной нашей, куски дерева, камня, черепа и т. д. считаются местом обитания сверхъестественных сил, поскольку считается, что эти объекты обладают божественной силой. Но слишком много фетишей создавало путаницу для людей. Поэтому они начали верить в нескольких богов. Так возник политеизм.

(ii) Политеизм:

«Поли» означает «много». Поэтому вера во многих богов называется политеизмом. Человек получил разнообразие или многообразие природных явлений. Каждое явление находилось в распоряжении одного Бога. Считалось, что один Бог отвечает за одно конкретное природное явление. В политеизме есть безудержное воображение человека, мир с бесчисленными богами и духами. Люди создали класс жрецов, чтобы получить расположение и благословение этих богов. Присутствие слишком большого количества богов также создавало для них ментальные противоречия. В конце концов они развили идею единого Бога, т. е. монотеизм.

РЕКЛАМА:

(iii) Единобожие:

Это означает веру в единого Бога. Он все во всем. Он контролирует все в этом мире. Он творец человеческих судеб. Монотеизм есть кульминация теологической стадии мышления. Монотеистическое мышление символизирует победу человеческого интеллекта и разума над неинтеллектуальным и иррациональным мышлением. Постепенно чувства и воображение начали уступать место мышлению и рациональности. В монотеизме происходит упрощение многих богов в одного Бога, главным образом на службе у пробуждающегося разума, который ограничивает воображение и ограничивает его.

На теологической стадии солдаты, короли, священники и т. д. пользовались уважением в обществе. Все рассматривалось с точки зрения благосостояния семьи. Любовь и привязанность связывали членов семьи вместе. На этом этапе социальная организация носит преимущественно военный характер. Именно военная мощь обеспечивает основу социальной стабильности и завоеваний, расширяющих границы общественной жизни.

(а) Прогресс наблюдается во всех аспектах жизни общества: физическом, моральном, интеллектуальном и политическом.

РЕКЛАМА:

(б) Интеллектуал важнее всего. В истории преобладает развитие идей, ведущих к изменениям в других областях.

(c) Огюст Конт говорит о «соотношениях» между основными интеллектуальными стадиями и стадиями материального развития, типами социальных единиц, типами общественного порядка и чувств.

Метафизическая или абстрактная стадия :

Метафизическая стадия началась около 1300 г. н.э. и продлилась недолго примерно до 1800 г. Она образует связующее звено, является смешанным и переходным. Это почти расширение богословского мышления. Это очень приблизительно соответствует Средневековью и Ренессансу.

Он находился под влиянием церковников и юристов. Этот этап характеризовался защитой. Здесь ум предполагает абстрактные силы. «Мета» означает запредельное, а физическое означает материальный мир. Сверхъестественное существо заменяется сверхъестественной силой. Это в форме сущностей, идей и форм. Вместо воображения стал расти рационализм.

РЕКЛАМА:

Рационализм утверждает, что Бог не стоит непосредственно за каждым явлением. Чистое рассуждение настаивает на том, что Бог есть Абстрактное существо. При метафизическом мышлении считается, что абстрактная сила или сила направляет и определяет события в мире. Метафизическое мышление отказывается от веры в конкретного Бога. Характеризуется преобладанием «рациоцинации».

На метафизической стадии спекулятивное мышление не контролируется никаким другим принципом. Человеческое тело считалось искрой божественного. Такое мышление соответствовало правовому типу общества; а право, юристы и церковники доминировали в обществе. Право оставалось под контролем государства.

Положительный или научный этап:

Наконец, в 1800 году мир вступил в позитивистскую стадию. Положительная стадия представляет собой научный образ мышления. Позитивное мышление открывает индустриальную эпоху. Положительное или научное знание основано на фактах, и эти факты собираются путем наблюдения и опыта. Все явления рассматриваются как подчиненные законам природы, которые можно исследовать с помощью наблюдений и экспериментов.

Заря 19-го века ознаменовала начало позитивной стадии, когда наблюдение преобладает над воображением. Все теоретические концепции стали положительными. Концепция Бога полностью исчезла из человеческого разума. Человеческий разум пытается установить причинно-следственную связь. На самом деле ум ищет конечную и конечную причину.

Научное мышление насквозь рационально и в нем нет места ни вере, ни суевериям. Этот этап управляется промышленными администраторами и научными моральными наставниками. На этой стадии мышления люди отвергают все предполагаемые объяснения в терминах богов или сущностей как бесполезные.

РЕКЛАМА:

Они перестают искать «первопричины» или «конечные цели». На этом этапе доминируют предприниматели, технологи и т.д. Ячейка общества сводилась к человечеству в целом, кругозор ума был широк и в нем не было местнического чувства. Доброта, симпатия и т. д. к делу человечества преобладали.

Это последняя стадия в серии последовательных трансформаций. Новая система построена на разрушении старой; с эволюцией приходят прогресс и освобождение человеческого разума. Человеческая история есть история одного человека, Конт, потому что прогресс человеческого разума дает единство всей истории общества. Для Конта всякое знание неизбежно является человеческим знанием; систематический порядок предложений, касающихся нашего человеческого опыта мира.

Соответствует трем стадиям умственного прогресса; Конт выделял два основных типа обществ. Теолого-военное общество, которое умирало, научно-производственное общество, которое рождалось при его жизни. Здесь основной упор делается на преобразование материальных ресурсов земли на благо человека и производство материальных изобретений. На этой положительной или научной стадии великая мысль соединяется с великой силой.

Замечаний:

Закон трех стадий Конта подвергался критике со стороны различных философов и социологов.

(i) Согласно Богардюсу, Конту не удалось постулировать четвертый способ мышления, то есть социализированное мышление, систему мышления, которая подчеркивала бы цель построения конструктивных, справедливых и гармоничных обществ. Богард также говорит: «Однако Конту следует приписать открытие пути для возникновения социализированного мышления.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

(ii) По данным проф. Н.С. Тимашев, закон трех стадий Конта не выдержал проверки фактами. Он полагает: «Ни более поздние подходы (метафизический и научный) не заменяют полностью религиозный подход; скорее имело место накопление и часто смешение трех».

(iii) CE Vaughan сказал: «Но его основа чисто негативная и деструктивная. Он бессилен созидать, а когда ему приписывают способность это делать, он не производит ничего, кроме анархии и кровопролития».

«Закон трех стадий» Огюста Конта

«Закон трех стадий» — идея, развитая Огюстом Контом. Это составляет один из главных вкладов Конта в область социологической мысли.

Знаменитый «закон трех стадий» Конта — пример его поиска неизменных законов, управляющих социальным миром. Конт утверждал, что человеческий разум, отдельные люди, все знания и всемирная история развиваются через три последовательные стадии

Согласно Конту, каждая отрасль нашего знания последовательно проходит через различные теоретические условия. Это известно как закон трех стадий. Основная цель этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить основу социологического мышления.

Согласно Конту, эволюция человеческого разума идет параллельно эволюции индивидуального разума. Точно так же, как человек склонен быть стойким верующим в детстве, критическим метафизиком в подростковом возрасте и натурфилософом в зрелом возрасте, так и человечество в своем развитии прошло три основных этапа. Конт считал, что каждая область знаний проходит через три периода закономерности роста.

Конт считал, что одним из самых основных законов человеческой организации является «закон трех стадий», понятие, на которое явно повлияли философские концепции Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона. Он назвал эти этапы богословско-военным, метафизически-судебным и научно-производственным или «позитивистским». Каждая стадия характеризуется особым «духом» — понятие, которое впервые появилось у Монтескье и было расширено Кондорсе, — и временными или структурными условиями. Таким образом, на богословско-военной стадии преобладают идеи, относящиеся к сверхъестественному, но построенные вокруг рабства и вооруженных сил. Метафизико-юридическая стадия, вытекающая из теологической и представляющая собой переход к научной, характеризуется идеями, относящимися к фундаментальной сущности явлений, и разработанными политико-правовыми формами. На научно-промышленной стадии господствуют «позитивная философия науки» и индустриальные модели социальной организации.

В этом контексте Конт сформулировал детали своего закона трех стадий, на которых системы идей и соответствующие им социальные структурные устройства проходят через три фазы: существа полагаются на сверхъестественные силы, чтобы объяснить то, что они не могут объяснить иначе.

Теологическое, являющееся первоначальной и спонтанной формой мысли, рассматривает факты вселенной как управляемые не неизменными законами последовательности, а единичными и прямыми волениями существ, реальных или воображаемых, обладающих жизнью и разумом. В инфантильном состоянии разума и опыта отдельные объекты рассматриваются как одушевленные. Следующим шагом является концепция невидимых существ, каждое из которых наблюдает и управляет целым классом объектов или событий. Последний объединяет это множество божеств в единого Бога, сотворившего всю вселенную в начале и направляющего и продолжающего ее явления своим непрерывным действием или, как думают другие, лишь время от времени видоизменяющего их посредством особых вмешательств. [Резюме Милля]

На теологическом этапе доминирует поиск сущности вещей, и люди приходят к убеждению, что все явления созданы и находятся под влиянием богов и сверхъестественных сил. Единобожие — это окончательная вера теологической стадии.

Согласно Конту, на этой стадии «все теоретические концепции, как общие, так и частные, несут сверхъестественный отпечаток». Не имея возможности обнаружить естественные причины различных событий, первобытные люди приписывали их воображаемым или божественным силам.

Эта стадия также делится на три подстадии: (а) Фетишизм (б) Политеизм (в) Монотеизм. Они верят, что все явления «происходят от непосредственного действия сверхъестественных существ». Они верят во всевозможные фетиши, в которых живут духи или сверхъестественные существа. Следовательно, «новые идеи и структурные устройства добавляются к старым и строятся на них», поскольку форма религии зародилась и не допускала духовенства, потому что ее боги — это личности, каждый из которых обитает в фиксированных объектах. На этом подэтапе человек принимает существование духа или души. Не признавал священства

(b) Политеизм-
Когда разум первобытного человека стал лучше организован, фетишизм стал громоздким. Слишком много фетишей создавало путаницу. Следовательно, они начали верить в нескольких богов. Так возник политеизм. Они создали класс жрецов, чтобы заручиться расположением и благословением этих богов. Присутствие слишком большого количества богов также создавало для них ментальные противоречия.

На этой подстадии человек начинает верить в магию и связанные с ней действия. Затем он пересаживает или накладывает особого бога на каждый объект. Таким образом, они верили в нескольких богов и создали класс жрецов, чтобы заручиться благосклонностью и благословением этих богов

(c) Единобожие. Наконец, они развили идею единого бога или монотеизма. Они начали верить в сверхчеловеческую силу только одного бога. Постепенно чувства и воображение начали уступать место мышлению и рациональности. На этом подэтапе теологической стадии человек верит, что существует только один центр силы, который направляет и контролирует всю деятельность в мире. Таким образом, человек верил в сверхчеловеческую силу только одного бога

Метафизическая/Абстрактная стадия

Конт сказал, что этот этап начался примерно в средние века в Европе, или где-то около 1300-х годов. На метафизической стадии общества люди рассматривали мир и события как естественное отражение человеческих тенденций. Люди на этом этапе все еще верили в божественные силы или богов, но считали, что эти существа более абстрактны и менее непосредственно вовлечены в то, что происходит в повседневной жизни. Вместо этого проблемы в мире возникают из-за недостатков человечества.

Метафизическое мышление является почти продолжением теологического мышления. Вместо воображения стал расти рационализм. Рационализм утверждает, что Бог не стоит непосредственно за каждым явлением. Чистое рассуждение настаивает на том, что Бог есть Абстрактное Существо. Рассуждение помогло человеку найти некоторый порядок в мире природы. Эта стадия была усовершенствованием предыдущей стадии, и считалось, что абстрактная сила или сила направляет и определяет события в мире. Метафизическое мышление отказывается от веры в конкретного бога
. Метафизическая стадия является переходной стадией, на которой таинственные, абстрактные силы (например, природа) заменяют сверхъестественные силы в качестве сил, объясняющих устройство мира.

Непрерывность, регулярность и непогрешимость естественного порядка приписывались некоторым «Принципам» или «Силе». Таким образом, принципы и теории взяли верх над чувствами и рассуждениями. Даже эти метафизические объяснения не удовлетворяли ум. Еще такое мышление соответствовало правовому типу общества

Позитивная/научная стадия

Позитивистская стадия — последняя и высшая стадия в творчестве Конта. На этом этапе люди ищут инвариантные законы, управляющие всеми явлениями мира. Заключительный этап Конта для общества называется. положительная стадия Как следует из названия, здесь люди рассматривают мир и события так, как они объясняются научными принципами. В современном обществе большинство людей согласны с тем, что планеты — это физические объекты, состоящие из газа или камня. Люди верят, что болезни вызываются микробами и что лекарство является подходящим лекарством. Если происходит землетрясение, большинство людей считают, что это происходит из-за движения тектонических плит, а не из-за того, что бог расстроен.

Хотя нам, людям, живущим на современном научном уровне, легко оглядываться назад на людей первых двух этапов и думать, что некоторые из их убеждений глупы, помните о двух вещах. Во-первых, многие современные люди по-прежнему верят, что один или несколько богов принимают активное участие в том, что происходит в нашей жизни, и многие люди в современном обществе все еще верят в астрологию. Во-вторых, имейте в виду, что через пятьсот или тысячу лет люди в будущем могут оглянуться на нас и подумать, что наши убеждения глупы.

Положительная стадия представляет научный образ мышления. Как писал Конт, «на последней, положительной стадии разум отказывается от тщетных поисков абсолютных понятий, происхождения и предназначения вселенной и причин явлений и обращается к изучению их законов, т. е. , их неизменные отношения преемственности и сходства».

Наблюдение и классификация фактов – это начало научной стадии, где нет места ни убеждениям, ни суевериям. Все заканчивается рационально

. Конт разработал свою концепцию позитивизма, которая представляет собой чисто интеллектуальный способ смотреть на мир. Он подчеркивал необходимость наблюдения и классификации явлений. Он даже сказал, что бесполезно пытаться определить причины. «Мы можем наблюдать единообразия или законы, но приписывать причину этим единообразиям — просто предположение», — заявил он. Позитивизм на самом деле прославлял наблюдение и классификацию данных. Позитивное мышление соответствует потребностям индустриального общества.

Короче говоря, эти стадии представляют разные и противоположные типы человеческого зачатия. Наиболее примитивным типом является теологическое мышление, основанное на «эмпатическом заблуждении», заключающемся в том, что субъективный опыт интерпретируется в действиях природы. Теологическая перспектива развивается диалектически через фетишизм, политеизм и монотеизм, поскольку события понимаются как одушевленные собственной волей, волей нескольких божеств или указом одного высшего существа. Политически теологическое государство обеспечивает стабильность при царях, наделенных божественными правами и поддерживаемых военной мощью. По мере развития цивилизации метафизическая стадия начинается как критика этих концепций во имя нового порядка. Сверхъестественные сущности постепенно трансформируются в абстрактные силы точно так же, как политические права кодифицируются в системы права. На заключительном этапе позитивной науки от поиска абсолютного знания отказываются в пользу скромного, но точного исследования относительных законов природы. Абсолютистские и феодальные общественные порядки постепенно сменяются возрастающим общественным прогрессом, достигаемым за счет применения научных знаний.

Представляя этот анализ, Конт чувствовал, что открыл несколько законов социальной статики, поскольку считал, что дифференциация, централизация власти и развитие общей морали коренным образом связаны с поддержанием общественного порядка. Хотя он не продвинулся далеко в своем анализе, он представил и Герберту Спенсеру, и Дюркгейму один из основных теоретических вопросов социологии и общие контуры ответа.

Основные культурные и структурные особенности этих стадий можно резюмировать в табличной форме, как показано ниже:

ЗАКОН КОНТА О ТРЕХ ЭТАПАХ

Вышеупомянутая таблица игнорирует многие детали, которые имеют мало отношения к теории, но таблица в грубой форме передает точку зрения Конта на законы наследования. Следует отметить несколько моментов:

Во-первых, каждый этап задает условия для следующего. Например, без усилий по объяснению ссылок на сверхъестественное последующие попытки более утонченных объяснений были бы невозможны; или без системы родства не произошло бы последующего политического, правового и военного развития, и современное разделение труда было бы невозможно.

Во-вторых, курс на Интеграцию через взаимозависимость, централизацию власти и общую культуру.

Социальная дифференциация Повышенный потенциал социальной патологии Проблемы интеграции, координации и контроля

Конт видел, что все системы идей проходят через теологическую и метафизическую стадии, а затем переходят в заключительную, позитивистскую стадию. Представления обо всех явлениях должны пройти через эти фазы, причем каждая стадия создает условия для следующей, и при переходе от одной стадии к другой происходят значительные интеллектуальные потрясения. Идеи о различных явлениях, однако, не проходят через эти стадии с одинаковой скоростью, и, по сути, позитивистская стадия в размышлениях об одной области вселенной часто должна быть достигнута, прежде чем идеи о других сферах могут перейти к позитивистской стадии. На первых страницах «Позитивной философии» подчеркивается, что мы должны иметь в виду, что различные виды нашего знания прошли три стадии прогресса с разной скоростью и, следовательно, не прибыли в одно и то же время. Скорость прогресса зависит от природы рассматриваемого знания настолько отчетливо, что, как мы увидим далее, это соображение является дополнением к основному закону прогресса. Любое знание достигает положительной стадии по мере своей общности, простоты и независимости от других отделов.

Таким образом, мысль о физической вселенной достигает положительной стадии раньше, чем представления об органическом мире, потому что неорганический мир проще и органические явления строятся из неорганических явлений.

«Закон трех стадий эволюции» Конта является аддитивным.

Во-первых, они дополняются новыми идеями и структурными мерами , которые добавляются к старым и строятся на них, и

Во-вторых, над ними доминируют новые социальные и культурные меры.

В-третьих, при переходе от одной стадии к другой элементы предыдущей стадии вступают в противоречие с элементами возникающей стадии, создавая период анархии и суматохи.

В-четвертых, метафизическая стадия является переходной стадией, действующей как мост между богословскими рассуждениями и позитивистской философией.

В-пятых, природа культурных идей определяет характер социальных структурных (временных) механизмов и ограничивает возможные социальные механизмы.

И в-шестых, с приходом позитивистского этапа возможно истинное понимание того, как устроено общество, позволяющее манипулировать обществом в соответствии с законами статики и динамики.

Хотя в конце концов общества должны пройти эти три этапа, они проходят их с разной скоростью. Вероятно, самым важным из переменных эмпирических условий, влияющих на скорость социальной преемственности, является размер и плотность населения — идея, заимствованная у Монтескье и позднее уточненная Дюркгеймом. Таким образом, Конт чувствовал, что он открыл основной закон социальной динамики в своем анализе трех стадий, и в сочетании с законами статики позитивистская наука об обществе, то есть социальная физика или социология, позволит реорганизовать общество. бурный, переходный и конфликтный мир философии начала девятнадцатого века.

Некоторым пунктам этого закона уделялось большее внимание в более поздних работах Конта. Он утверждает, что общество в целом и каждая отдельная наука проходят через эти мыслимые стадии. в которых системы идей и соответствующие им социальные структурные устройства проходят следующие фазы:

Во-первых, социальный мир обнаруживает как культурные, так и структурные измерения, при этом доминирует природа культуры или систем идей — идея, вероятно, взята у Кондорсе

Во-вторых, системы идей и соответствующие структурные устройства, которые они производят, должны достичь своего полного развития, прежде чем может произойти следующая стадия человеческой эволюции. Таким образом, одна стадия развития создает необходимые условия для следующей.

В-третьих, всегда существует период кризиса и конфликта, когда системы переходят от одной стадии к другой, потому что элементы предыдущей стадии конфликтуют с появляющимися элементами следующей стадии.

В-четвертых, движение всегда есть своего рода колебание, ибо общество «не движется, собственно говоря, прямолинейно».

Эти аспекты закона трех стадий убедили Конта в том, что культурные

представления о мире подчиняются велениям этого закона. Все представления о природе вселенной должны перейти от теологической к научной или позитивистской стадии. Тем не менее, некоторые идеи о различных аспектах Вселенной проходят через три этапа быстрее, чем другие. В самом деле, только тогда, когда все остальные науки — сначала астрономия, затем физика, позже химия и, наконец, физиология —

последовательно достигли положительной стадии, если условия, необходимые для социальной физики, были выполнены. С развитием этой последней великой науки станет возможным реорганизовать общество на основе научных принципов, а не теологических или метафизических спекуляций.

По данным проф. Н.С. Тимашева, «Закон Конта о трех стадиях в том смысле, который ему приписывает его изобретатель, явно недействителен. «Как он полагает, «ни один из более поздних подходов не заменяет полностью религиозный подход; скорее, имело место накопление и часто смешение трех». Далее он пишет: «Закон Конта о трех стадиях не выдержал проверки фактами, известными сегодня».

Э.С. Богардус   комментирует: «Конту не удалось постулировать четвертый способ мышления, а именно социализированное мышление или систему мышления, которая делала бы акцент. Цель построения конструктивного, справедливого и гармоничного общества…» Он добавляет: «Однако Конту следует отдать должное за то, что он открыл путь для возникновения социализированного мышления».

Очевидно, что закон трех стадий Конта имеет сильно материалистический или идеалистический уклон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *