Герои и сюжет «Горя от ума» А.С. Грибоедова 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Александр Грибоедов, дипломат и писатель
Говорить мы будем об одной из главных российских комедий «Горе от ума» Александра Грибоедова (см. рис. 1).
Рис. 1. Александр Сергеевич Грибоедов
Александр Сергеевич принадлежал к поколению творческих людей. Они считали бюрократическую службу и литературу занятиями несовместимыми. Поколение Грибоедова – люди частной жизни. Александр Сергеевич служил, был опытным дипломатом. Он отвечал за подготовку туркманчайского договора, который примирил кавказские народы с Ираном (см. рис. 2). Как дипломат он и погиб.
В 1829-м году в Тегеране возмущенная толпа напала на представителей российской дипломатической миссии, многих убили, в числе них был и Грибоедов.
Рис. 2. К. Осокина с оригинала В. Мошкова. «Подписание мирного договора в Туркманчае 10 февраля 1828 года»
Как автор он писал урывками, в свободное от дипломатической службы время. В 1820 году он задумал комедию «Горе от ума», которую закончил в 1824.
Сюжет комедии «Горе от ума»
Сначала Грибоедов хотел назвать произведение «Горе уму», но назвал «Горе от ума». Главный герой воплощает в себе все черты романтической личности. Действие разворачивается в Москве, потому что столицей был Петербург. Москва была важным городом, но отчасти деревенским, м доживали свой век сановники, мало служили. Московские аристократические нравы, не были нравами служивых людей.
После трехлетнего отсутствия в Москву возвращается молодой человек Чацкий. Он приезжает в дом Фамусовых, навестить подругу Софью, в которую был влюблен. Но обнаруживает перемены в возлюбленной, в отношениях между людьми. Вступает в конфликт с обыденностью, с Фамусовым и отчасти с Софьей. У Фамусова новый помощник Молчалин, в него влюблена Софья. Чацкий не замечает этого. Он не может представить, что девушка, с ее развитием может влюбиться в безличного Молчалина.
Комедия просветительская, подчиняется классическим образцам.
Принципы драматического произведения
- Единство времени. Действие длится не более суток.
- Единство места. Действие разворачивается в одном доме.
- Единство действия. Сюжет не должен быть усложнен.
Все эти правила соблюдены. Однако сам Чацкий не похож на героя просветительской комедии. Мы читали «Недоросля» Фонвизина, в произведении Грибоедова все иначе.
Образ романтического героя. Умен ли Чацкий?
Пушкин, прочитав «Горе от ума» пришел к выводу, что герой ее совсем не умен.
Он писал в письме Вяземскому 28 января 1825 г. «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». Также в конце января Пушкин написал Бестужеву:
«В комедии “Горе от ума” кто главное действующее лицо? Ответ – Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Благородный, добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями».
Три очень важные сцены «Горя от ума», в которые Грибоедов вкладывал один смысл, а Пушкин находил другой.
Фамусов
Опасный человек!
Чацкий
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Фамусов
Что говорит! и говорит, как пишет!
Чацкий
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Фамусов
Он вольность хочет проповедать!
Чацкий Кто путешествует, в деревне кто живет…
Фамусов
Да он властей не признает!
Чацкий
Кто служит делу, а не лицам. ..
Фамусов
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
А.С. Грибоедов
В конечном итоге Фамусов закрывает уши, а Чацкий продолжает говорить.
Для Пушкина как человека с неромантическим сознанием Чацкий совершает глупость: нельзя что-то проповедовать человеку, если он не желает слушать.
Еще больше основания Пушкину сомневаться в уме Чацкого дает 3-е действие, 22-е явление, где Чацкий произносит свой знаменитый монолог о французике из Бордо.
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь…
А.С. Грибоедов
Этот большой монолог завершается ремаркой автора:
Пять, шесть найдется мыслей здравых
И он осмелится их гласно объявлять, –
Глядь. ..
(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.)
Чацкий не видит ничего вокруг себя. Его никто не слушает. Он проповедует, ослепленный страстью, не обращая внимания на окружающую его реальность. Есть и зеркальное отражение этих эпизодов. Действие 4, явление 5, когда Репетилов поступает как Чацкий. Он разговаривает со Скалозубом, проповедует ему высокие мысли, произносит длинный монолог и получает ремарку:
(Останавливается, увидя, что Загорецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал.)
Это пародия на монолог Чацкого. На разговор с неслушающим Фамусовым, на монолог про французика из Бордо, где все кружат в танце. Репетилов пустой герой, который поступает как Чацкий.
Пушкин, как зритель классической поры, видит одно, а Грибоедов, как автор новой комедии, вкладывает нечто совершенно другое.
Для Грибоедова романтическая личность не нуждается в исправлении окружающего мира. Чацкий не должен исправлять мир, а истину проповедовать. Конфликт с миром и есть содержание романтического героя. Пушкин смотрит на Чацкого с точки зрения сценического устройства.
Герой, который не видит людей, для Пушкина смешон, а для Грибоедова возвышен. Романтическая личность не может опускаться до того, чтоб наблюдать за реальностью. Репетилов – пародия не на Чацкого, а на московского франта, который подражает герою. Высокие идеи, не вмещающиеся в голову Репетилова, не унижают Чацкого. Сюжет строится на случайной обмолвке, обрастающей неслучайными последствиями.
Чацкий случайно произносит фразы, которые подхватывает Софья и как слух пускает в толпу.
«Ум с сердцем не в ладу»
«Как во мне рассудок цел остался»
«От сумасшествия смогу я остеречься».
Софья бросает слух, что Чацкий не в своем уме. С точки зрения Пушкина герой ведет себя неумно, потому что сам подсказывает Софье ход, который она использует против него.
Чацкий – романтическая личность. А Пушкин, зритель, преодолевший романтизм в самом себе, требует от героя того, чего романтическая личность дать не может, не хочет и не должна.
Это нормальное расхождение восприятия и текста. В литературоведении это называется интерпретацией.
Пушкин интерпретировал «Горе от ума» не так, как Грибоедов его задумал.
Со своей задачей изобразить романтического героя Грибоедов справился.
Домашнее задание
Предлагаем вам прочитать книгу Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».
Предлагаем вам прочитать стихотворение Б. Окуджавы «Грибоедов в Цинандали».
О взаимоотношении двух выдающихся людей XIX века расскажет документальный фильм «История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов».
«Горе от ума» в исполнение прославленных актеров Государственного академического малого театра вы сможете посмотреть, пройдя по ссылке.
Умен ли Чацкий? Об этом размышлял не только Пушкин. Споры не прекращаются и по сей день. Комедии Грибоедова посвящена программа, Игоря Волгина «Игра в бисер».
|
«Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.» А. С. Грибоедов — П. А. Катенину. Январь — февраль 1825г. |
Автор «Горя от ума» был не только успешным дипломатом и остроумным литератором, но и талантливым композитором. Пройдите по ссылке, чтобы прослушать знаменитые вальсы Грибоедова. |
Скорбь, путешествие героя к сути вашего существа. | Маргарита Рабинович | Растущее горе
Фото: Маргарита, 2019 «Крылья для приземления»«Единственный выбор, который у нас есть, когда мы взрослеем, — это то, как мы живем в своей уязвимости, как мы становимся больше, смелее и сострадательнее через нашу близость с исчезновением, наш выбор состоит в том, чтобы обитать в уязвимости как щедрые граждане потери, стойкие и полные, или, наоборот, как скряги и жалобщики, сопротивляющиеся и боязливые, всегда у ворот существования, но никогда не пытающиеся смело и полностью войти, никогда не желая рисковать собой, никогда полностью не входить в дверь».
Дэвид Уайт, отрывок из его стихотворения «Уязвимость».
Возможно, когда мы встречаем мужество и выносливость, чтобы противостоять тому, что делает нас хрупкими и уязвимыми, мы можем мягко начать процесс раскрытия своих внутренних сил. Чувство силы — это опыт, который ничто и никто не может дать нам; мы должны открыть для себя весь ландшафт и тайны, живущие в нас. В моем личном опыте горя это путешествие-открытие продолжается благодаря регулярной практике медитации осознанности и терапии.
Как и в путешествии героя, скорбь — это обряд посвящения, потому что она связывает нас с возможностью роста среди страданий. Мы пересекаем первый порог, выходя за пределы того, что было известно нам, чтобы открыть пространство в наших сердцах и отважиться на сложные эмоции.
Оказавшись в сердцевине и убежище наших сердец, мы оказываемся погруженными в новые реальности и присутствием наших самых сокровенных друзей и злодеев. Мы проходим через это пространство, надеясь на прорыв, и, возможно, тогда мы можем спросить себя: какого рода эмоциональное наставничество и чувства я хочу приветствовать на другой стороне? Это безмятежность? Прощение? Мир? Тишина?
Пока мы скорбим и переживаем значимые жизненные перемены, возможность роста является приглашением открыть в себе новые аспекты и расширить любое наше представление о том, кто мы есть.
Мы знаем, когда готовы к работе, и никто не может сказать нам, когда и как глубже погрузиться в царство наших эмоций, воображения и желаний. Связь с этими частями в нас не означает, что жизнь станет более комфортной. Наоборот, исцеление и рост подразумевают согласие жить этой жизнью, зная, что у нас разбитое сердце. В некотором смысле целостность заключается в том, чтобы быть в гармонии с более ясным видением этих трещин и желанием исцелиться и принять тот факт, что мы, как и все остальное, постоянно меняемся по мере продвижения по жизни. Матье Рикар писал, «то, кем мы являемся сейчас, — это только отправная точка».
Во время горя и утраты связь с нашей болью может превратиться в священную практику слушания нашего внутреннего голоса и осознанного уделения полного внимания тому, что проявляется в наших сердцах, теле и уме. Мы можем спросить себя: этот голос во мне предлагает мне дар ясности? Помогает ли этот голос во мне вновь появиться в мире с большим состраданием? Является ли этот голос посланником честности и подлинности?
Иногда нам может даже понадобиться отношение мягкого неповиновения, чтобы противостоять некоторым голосам, рассказывающим истории о годах нашего становления или старых отношениях, которые нам больше не служат.
Внимательное слушание дает возможность научиться различать нарративы, которые культивируют воздержание, любовь, мудрость и жизненную силу, и те, которые способствуют чувству вины, стыда и застоя. Отпускание этих недостойных историй — это постепенный процесс, а не то, что происходит просто из-за желания «отпустить». Отпускание или освобождение от того, что нам больше не служит, требует времени, усилий, честности перед собой и принятия дискомфорта.
Возможно, заново научиться относиться к себе можно. Мы учимся смиряться с масштабами влияния скорби на нашу жизнь, напоминая «акт возвращения» в путешествии героя.
Спросите себя: какими словами я буду себя успокаивать и успокаивать? Какой акт доброты и нежности я подарю себе? Как я исцелю свои раны с состраданием и прощением?
Горе дает нам невероятную возможность сделать шаг вперед и осуществить действие, когда герой вернется с триумфом. Мы можем идти так медленно, как хотим, потому что больше некуда быть, кроме как здесь, посреди невзгод и зная, что мы ищем, неся невыносимое.
Когда мы задаемся вопросом: «Зачем идти дальше?», мы услышим, как наше храброе сердце говорит: «Продолжай идти! Погрузитесь в движение и потоки природы. Вы переживете самые сложные испытания, и когда вы это сделаете, вы узнаете, что внутри вас есть что-то стойкое, что позволяет вам пережить самые сложные времена. Это жизнь, текущая через вас». Вот что делает нас людьми. Это общее человечество растет и развивается через невзгоды.
Нам не нужно, чтобы было борьба, и, как это делают сознательные воины, можно расслабиться в ее напряжении. В наших силах открывать пространство, дышать и снимать напряжение, искать красоту в мелочах. Боль и горе сосуществуют с любовью и желанием жить, и нам остается танцевать между серыми зонами.
«Теперь я знаю, что эта пронзительная боль, которую я чувствую большую часть времени, исходит от глубокой любви и преданности. Если «мне» удастся остаться в стороне, я смогу видеть более ясно. Это мои моменты силы.
Не упусти возможность! Мое самое уязвимое «я» — это движущая сила, и я иду по ее пути, веря, что мое горе — это выражение любви».
Маргарита Рабинович, 2018. Отрывок из моих журналов.