Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич (Былина): читать текст полностью онлайн
Гостит Алеша у родителя, у соборного попа Левонтия ростовского. В ту пору слава-молва катится, как река в половодье разливается. Знают в Киеве и в Чернигове, слух идет в Литве, говорят в Орде, будто в трубу трубят в Новегороде, как Алеша Попович-млад побил-повоевал басурманскую рать-силу несметную да избавил от беды-невзгоды стольный Киев-град, расчистил дорогу прямоезжую.
Залетела слава на заставу богатырскую. Прослышал о том и старый казак Илья Муромец и промолвил так:
— Видно сокола по полету, а добра молодца видно по поездке. Народился у нас нынче Алеша Попович-млад, и не переведутся богатыри на Руси век по веку!
Тут садился Илья на добра коня, на своего бурушку косматого, и поехал дорогой прямоезжей в стольный Киев-град.
На княжеском дворе слезал богатырь с коня, сам входил в палаты белокаменные. Тут поклоны вел по-ученому: на все четыре стороны в пояс кланялся, а князю с княгиней во особицу:
— Уж ты здравствуешь, князь Владимир, на многие лета со своей княгиней со Апраксией! Поздравляю с великой победою. Хоть не случилось в ту пору богатырей в Киеве, а басурманскую рать- силу несметную одолели, повоевали, из беды- невзгоды стольный град вызволили, проторили дорогу к Киеву да очистили Русь от недругов. А в том вся заслуга Алеши Поповича — он годами молод, да смелостью и ухваткой взял, а ты, князь Владимир, не приметил, не воздал ему почести, не позвал в свои палаты княженецкие и тем обидел не одного Алешу Поповича, а и всех русских богатырей. Ты послушай меня, старого: заведи застолье — почестей пир на всех славных могучих русских богатырей, позови на пир молодого Алешу Поповича да при всех нас воздай добру молодцу почести за заслуги перед Киевом, чтобы он на тебя не в обиде был да и впредь бы нес службу ратную.
Отвечает князь Владимир Красно Солнышко:
— Я и пир заведу, и Алешу на пир позову, да и честь ему воздам. Вот кого будет в послах послать, его на пир позвать? Разве что послать нам Добрыню Никитича. Он в послах бывал и посольскую службу справлял, многоучен да обходительный, знает, как себя держать, знает, что да как сказать.
Приезжал Добрыня в Ростов-город. Он Алеше Поповичу низко кланялся, сам говорил таковы слова:
— Поедем-ка, удалый добрый молодец, в стольный Киев-град ко ласкову князю Владимиру хлеба-соли есть, пива с медом пить, там князь тебя пожалует.
Отвечает Алеша Попович-млад:
— Был я недавно в Киеве, меня в гости не позвали, не употчевали, и еще раз ехать мне туда незачем.
Низко кланялся Добрыня во второй раз:
— Не держи в себе обиды-червоточины, а садись на коня да поедем на почестей пир, там воздаст тебе князь Владимир почести, наградит дорогими подарками. Еще кланялись тебе да звали на пир славные русские богатыри: первым звал тебя старый казак Илья Муромец да звал и Василий Казимирович, звал Дунай Иванович, звал Потанюшка Хроменький, и я, Добрыня, честь по чести зову. Не гневайся на князя на Владимира, а поедем на веселую беседу, на почестей пир.
— Коли бы князь Владимир позвал, я бы с места не встал да не поехал бы, а как сам Илья Муромец да славные могучие богатыри зовут, то честь для меня, — промолвил Алеша Попович- млад да садился на добра коня со своей дружинушкой хороброю, поехали они в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые к тому ли ко двору княженецкому. Посреди двора соскакивали с ретивых коней.
Старый казак Илья Муромец со князем Владимиром да с княгиней Апраксией выходили на красное крыльцо, с честью да с почетом гостя встретили, вели под руки в палату столовую, на большое место, в красный угол посадили Алешу Поповича, рядом с Ильей Муромцем да Добрыней Никитичем.
А Владимир-князь по столовой по палате похаживает да приказывает:
— Отроки, слуги верные, наливайте чару зелена вина да разбавьте медами стоялыми, не малую чару — полтора ведра, поднесите чару Алеше Поповичу, другу чару поднесите Илье Муромцу, а третью чару подавайте Добрынюшке Никитичу.
Подымались богатыри на резвы ноги, выпивали чары за единый дух да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним — Добрыню Никитича, а младшим братом нарекли Алешу Поповича.
Они три раза обнималися да три раза поцело- валися.
Тут князь Владимир да княгиня Апраксия принялись Алешеньку чествовать, жаловать: отписали, пожаловали город с пригородками, наградили большим селом с приселками… «Золоту казну держи по надобью, мы даем тебе одежу драгоценную!»
Подымался, вставал млад Алеша на ноги да возговорил:
— Не один я воевал басурманскую рать-силу несметную. Со мной бились-ратились дружинники. Вот их награждайте да и жалуйте, а мне не надо города с пригородками, мне не надо большого села с приселками и не надобно одежи драгоценной. За хлеб-соль да за почести благодарствую. А ты позволь-ка, князь Владимир стольно-киевский, мне с крестовыми братьями Ильей Муромцем да Добрыней Никитичем безданно-беспошлинно погулять-повеселиться в Киеве, чтобы звон- трезвон было слышно в Ростове да в Чернигове, а потом мы поедем на заставе богатырской стоять, станем землю Русскую от недругов оборонять!
Тут Алешенька прихлопнул рукой да притопнул ногой: «Эхма! Не тужи, кума!»
Тут славные могучие богатыри Алешу Поповича славили, и на том пир-столованье окончилося.
Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича: краткое содержание
Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри, а также узнаем, чем знамениты некоторые из этих витязей.
Былинные богатыри
В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.
Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» — «смельчак, храбрый всадник»).
Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».
Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.
Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.
Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.
Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.
Вторая классификация основана на периодах – дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.
Кто такой Добрыня Никитич?
Жизнь и подвиги Добрыни Никитича описаны во многих былинах. Он относится к периоду Киевской Руси и изображается служивым витязем при князе Владимире Красно Солнышко.
Считается, что в жены он взял дочку Микулы Селяниновича Настасью.
Примечательно, что среди всех богатырей этой эпохи он находится в самых близких отношениях с княжеским родом. Он исполняет не только военные поручения, но и дипломатические миссии, а также осуществляет сбор и доставку дани.
Кроме этого, Добрыня часто выполняет такие задания, от которых отказываются остальные витязи.
По популярности он находится на втором месте, после Ильи Муромца, и часто изображается в роли его компаньона.
Судя по сказаниям, Добрыня рано обнаружил у себя «силушку богатырскую». Далее мы с вами познакомимся с его заслугами, но наиболее выделяются три подвига Добрыни Никитича. Бой со Змеем, сражение с Дунаем Ивановичем и помощь в добыче невесты князю Владимиру.
Происхождение образа
Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.
Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.
Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя Владимира Красно Солнышко, брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и былинного героя.
Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.
Бой со Змеем Горынычем
Первый подвиг Добрыни Никитича имеет сюжет, схожий со многими легендами древнего мира. Сражение с драконом, змием, первопричинным злом имеет место в мифах разных народов.
Итак, что же нам известно из былин?
Почувствовав пробуждающуюся силу, Добрыня начал «гулять по полюшку». Однажды он сказал матери, что хочет сходить на реку Почайну. По легенде, она обладала необычным свойством. В ней было два потока, которые двигались в противоположные стороны и разрезали всех, кто попытается переплыть.
Там богатырь встречает Змея Горыныча. Завязывается бой, и после победы витязя чудовище обещает больше никогда не нападать на землю Русскую и не грабить деревни. Но по классическим канонам жанра Змей сразу же нарушает данное слово. Он похищает дочку киевского князя Владимира Красно Солнышко.
Дальше витязь уже действует по приказу правителя. Вообще, подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича — это часто походы по требованию или просьбе князя.
Получив волшебные вещи от матери (кольчугу, меч-кладенец, могучего боевого коня), богатырь находит логово змея. Там ему противостоят младшие дракончики, которых он с легкостью побеждает.
Бой же с Горынычем затянулся на три дня. Когда силы уже оставляли витязя, он услышал голос с небес, который сказал, что нужно продержаться еще три часа. Выстояв сражение, Добрыня поверг чудовище, но чуть не утонул в его крови. Спасся он из-за того, что земля расступилась и все впитала в себя.
Далее он освобождает не только княжну, но и многих детей правителей соседних государств.
Бой с Дунаем Ивановичем
В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай – трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.
Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась река Дунай.
Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, – погибнет.
Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.
По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой — они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.
Кто такой Алеша Попович?
Следующим по популярности былинным героем является Алеша, сын попович. Отцом его считается поп из Ростова Левонтий, правда, иногда его именуют Федором.
История Алеши Поповича упоминается в двух былинах, где он выступает главным героем. В остальных он является второстепенным участником или упоминается вскользь.
Если не брать в счет двух сказаний о его подвигах, в основном этот витязь является противоречивым, а часто и отрицательным персонажем. Многие исследователи проводят параллели между ним и Вольгой Святославичем.
Таким образом, характеристика Алеши Поповича, которая вырисовывается из сказаний, не совсем соответствует образу «богатыря земли русской».
Единственной былиной, в которой этот хромой и не отличающийся великой силой воин показан в положительной роли, является легенда о его сражении с Тугарином. О ней мы поговорим дальше.
Алеша и Тугарин
Сходная по содержанию былина — о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.
Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который «кладет голову на грудь княжне». Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже — с коровой.
Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву «в чистом поле».
Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости.
Вначале Тугарин летал на «бумажных крыльях», но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: «Зачем ты привел с собою такую большую силушку?»
Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.
Что говорят исследователи?
Если рассмотреть подвиги Алеши Поповича, краткое содержание которых можно найти во многих сборниках былин, мы увидим некоторые особенности образа.
С одной стороны, исследователи склоняются, что историческим прототипом героя был ростовчанин Александр Попович. Боярин, который был на службе у князя Всеволода, а позже — у его сына Константина.
После того как Юрий садится на престол в 1281 году, Александр уезжает в Киев к Мстиславу и погибает в битве на Калке.
Изучая подвиги Алеши Поповича (краткое содержание или полный текст былин), можно увидеть его высокомерное и презрительное отношение к князю Владимиру и киевской знати.
Часто он называет их «сводниками», и в этих сказаниях нередко изображаются внебрачные связи богатырей с боярскими, княжескими и воеводскими женами.
Это наводит на мысль о том, что подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны в разные периоды времени. Когда они встречаются в одной былине, это свидетельствует только о более позднем происхождении сказания.
Образ богатырей в культуре
Характеристика Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца и многих других богатырей вдохновляет многих писателей, художников, композиторов и режиссеров.
Например, Алеша изображен на картинах Васнецова, Верещагина, Васильева. Он упоминается в балладе Толстого А. К.
Современные создатели мультфильмов также используют этот былинный образ.
Говоря о Добрыне Никитиче, ко всему упомянутому выше стоит добавить то, что в его честь названы остров в архипелаге Норденшельд, гора в Курильской гряде и несколько кораблей.
Современная русская былина
По чистой случайности несколько месяцев назад я наткнулся на необыкновенную находку: современную былину . Былины — это пуран России. Корень слова « by », что означает «то, что было», очень похоже на наше « итихаса ». Подобно нашим пуранам , эти героические саги передавались по устной традиции среди крестьян, называвших их « старины » или « старинки 9».0006», что означает «старые истории». Возможно, начавшись в 10-11 веках, она прекратилась после того, как татарские нашествия в 13 веке разрушили старославянскую цивилизацию. Удивительно то, что совершенно новую сагу приходится сочинять экспромтом, вдохновение буквально стекает в момент чтения, в ХХ веке. Тем более примечательно, что это должно было произойти на крайнем севере Руси, а былины возникли на юге, в древней Руси Киевской.
На Руси всегда были старые крестьянки, передавшие по устной передаче героические саги о борьбе раннехристианской Руси XI-XIII вв. с кочевым полчищем татар. Как-то в 1925 году некто Н. Мишеев встретил такую женщину лет 80 на крайнем севере России в захолустной деревне. Вместе со старейшинами села Мишеев посетил один из ее сеансов чтения. Вот что он описывает как видение:
.«Сама хозяйка сидела у маленького окна, в деревянном кресле. Чуть правее ее, над ее головой, в углу висела икона Божией Матери, освещенная красноватой лампадкой… Я видел человек двадцать пожилых мужиков, сидевших на скамьях вдоль стен».
Чудесно-музыкальная декламация завершилась былиной , «Почему исчезли богатыри со Святой Руси», повестью, которая несет в себе всю накопившуюся тоску и тоску русского крестьянства.
После того, как старуха кончила читать, старый крестьянин, тяжело вздыхая, размышлял, что причина тяжелых жизненных условий того времени в том, что их героев уже нет с ними; они согрешили, и Бог превратил их в камень. Но старуха, которую Мишеев идентифицирует только как «старушку П.», сказала:
«Конечно, они оживут. Они оживут. Бог милостив. Он простит, и Богородица, если нужно, попросит Своего Сына простить их. Наверняка они снова оживут».
И тут последовало ее замечательное заявление — первые проблески новой былины :
«Я думаю, что эти герои, наши сторонники и заступники, никогда не обращались в камень; их просто заперли в темных каменных тюрьмах. Конечно, их хвастовство было большим грехом, но не смертным».
Что было дальше, лучше всего описывает Мишеев:
«Она замолчала и как будто изменилась. Она сидела прямо — точно сбросила с плеч лишнюю ношу.
Она прищурилась и посмотрела вверх, как будто увидела что-то позади нас. Потом вдруг перекрестилась, чего раньше не делала, и начала читать своим сильным, благоговейным, ясно обозначенным речитативом. Вскоре я боялся даже пошевелиться. Старуха начала декламировать новый вариант 9-й0005 былина «Почему исчезли богатыри со Святой Руси», а потом, после небольшой паузы, произнесла особенно проникновенным голосом пять строк замечательного заклинания. После очередной паузы она перешла к совершенно незнакомой мне былине . Вскоре мне стало ясно, что она не просто читает, а сочиняет эту новую песенку, может быть, впервые».
И вот перед нами былина : «Как Святые Горы выпустили из своих глубоких пещер могучих Героев России».
Чтобы лучше понять содержание этой былины , необходимо иметь общее представление о том, о чем эти былины. Эти героические саги представляют собой любопытную смесь языческих мифов и христианских верований, подобно тому, как языческая история о Беовульфе получила христианский оттенок от монахов, которые ее записали.
былины можно разделить на два больших цикла: те, что касаются старших богатырей (старых доблестных богатырей), которые в значительной степени свободны от христианских интерполяций; и те, что о младших героях, представляющие увлекательные pot pouri первобытного фольклора и мифизированного христианства. В обоих циклах непрерывно вызывается Мати-Сырэ-Земля (Мать-Земля-Влажность).Среди славян-язычников Земля почиталась как высшее существо, справедливое и разумное, но сведения о ее форме и культе прискорбно скудны. Что мы знаем, так это то, что на протяжении веков юридические споры о земле решались путем обращения к Земле в качестве свидетеля и что на рассвете крестьяне поливали поля маслом, взывая к Влажной-Матери-Земле, чтобы она покорила все злые и нечистые вещи и ненастную погоду. .
Еще в Первую мировую войну следы этого примитивного поклонения были видны в своеобразном обряде, который практиковали крестьяне, когда хотели защитить деревню от эпидемии. Это было чисто женское дело, подобно священным греческим мистериям Диониса и Артемиды. В полночь деревенская старуха (Старуха) тайно созывала других женщин и выбирала девять девственниц и трех вдов, которых вывозили из деревни. Они раздевались до своих сорочек (первоначально они были голыми). Девы распускали волосы, а вдовы покрывали головы белыми платками. Затем одну из вдов привязывали к плугу, которым управляла другая вдова. Девять дев несли косы, а остальные хватались за ужасные предметы, вроде черепов животных. Процессия должна была объехать деревню, воя и визжа, и пропахивая борозды, чтобы позволить могучим земным духам появиться и уничтожить любые зародыши зла. Как и в греческих мистериях, любой человек, которому не повезло встретить процессию, был обречен.
Из старейших богатырей наиболее известен Святогор (название происходит от « свято-гор , священная гора»), который повторяется и в более позднем цикле. Он настолько силен, что поддерживает свою силу, как тяжелую ношу. В своей гордыне он однажды хвастался, что если бы он обнаружил, что вес земли сосредоточен в одном месте, он бы поднял ее. Этот грех хвастовства губителен для большинства богатырей. В степи Святогор нашел небольшой мешок. Он коснулся его своим посохом; он не двигался. Он попытался сдвинуть его пальцем; оно оставалось неподвижным. Не слезая с коня, Святогор нагнулся и хотел поднять мешок; он не мог (аналогично встрече Бхимы с хвостом Ханумана):
Много лет я путешествовал по миру,
Но такого чуда я еще не встречал:
Сумочка
Который не шевельнется, не сдвинется и не поднимется.
И вот он слез, схватил сумку обеими руками и поднял ее до колен, а сам погрузился по колено во Влажную-Мать-Землю. Не сумев подняться из этой ямы, Святогор умер. Христианская интерполяция добавляет: «Бог наказал его за гордыню», во многом так же, как Беовульфа неуместно ругают Хротгара за то, что он молится языческим божествам.
Еще одна старая былина связана с Микулой, пахарем-сверхчеловеком, напоминающим нашего Балараму, чей плуг был настолько тяжелым, что целый отряд чемпионов не мог его поднять, хотя он держал его в одной руке. Лошадь Микулы хоть и маленькая, но бежала быстрее любого рыцарского скакуна, потому что Микула любила Влажная-Мать-Земля.
Одним из самых интересных богатырей является Волх, русская версия Протея, способная превращаться в сокола, серого волка, золоторогого белого быка и крошечного муравья. Его имя очень значимо, вероятно, это деформация слова «Волхв», которое у славян-язычников означало «жрец» и «колдун». Волх использует свою магию, чтобы защитить священный город Киев от вероломного индийского царя, который хочет «сжечь церкви Божьи».
Смесь языческих и христианских элементов еще более поразительна в цикле, посвященном младшим богатырям вроде Ильи-Муромца, популярнейшего из всех русских богатырей, Потока-Милхайло-Ивановича и Садко. По истории Ильи был снят фильм «Меч и дракон» Александра Птушко в 1956 году, который также снял фильм «Садко» в 1952 году. и их доблестное сопротивление татарам. В этом цикле есть ряд четко определенных персонажей: архангел Михаил, святой Георгий Доблестный (покровитель России), Илья Муромец (крестьянский сын сверхчеловеческой силы, позднее причисленный к лику святых) и его команда друзей (таких как Дартаньян и три стрельца): Алиша Попович, сын священника, хитрый, гордый и волокит, Добрыня Никитич, купеческий сын, играющий на гуслях и поющий, Иван Гостинов, сын дворянина, и Васька Буслаев, представляющий буйный городской люд.
33 года Илья Муромец сидел парализованным, пока однажды Христос и его апостолы, одетые странствующими менестрелями, не дали ему выпить волшебного зелья, наделив его могучей силой для защиты христианства. Христос запретил ему, однако, воевать с богатырем Святогором, которого даже Влажная-Мать-Земля с трудом могла нести. Встреча двух героев — Святогора, удобно воскресшего по этому случаю, — составляет одну из самых интересных былин, поскольку она имеет любопытные параллели со среднеанглийским шедевром конца XIV века, 9.0005 Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь
.Илья находит беседку с огромной кроватью, в которой спит три дня и три ночи, пока его не разбудит выше деревьев Святогор. Он несет хрустальную шкатулку, из которой выходит его прекрасная жена. Когда Святогор спит, его жена пытается соблазнить Илью, как жена Зеленого рыцаря пыталась с Гавейном. Она приказывает ему прийти к ней, опасаясь, что она обвинит его в неучтивости, когда Святогор проснется. Илья рыцарски (!) подчиняется, но, как и Гавейн, рассказывает мужу, который убивает ее за измену. Два героя обмениваются крестами и становятся побратимами.
Во время путешествия герои натыкаются на гроб, на котором выгравировано: «Этот гроб подойдет тому, кому суждено в нем лежать». Илья считает, что он слишком велик для него. Святогор пробует, и это ему подходит, но когда он пытается выбраться, он не может поднять крышку, а Илья, несмотря на все его усилия, не может ее сломать. Так погибает великий герой, оставив Илье свой великий меч.
Одним из самых известных подвигов Ильи был его обет, в одно восточное утро в церкви, отслужить в тот же день обедню в киевской церкви и не пачкать по дороге руки или меча кровью. Его конь Облакопад нес его быстро по воздуху без каких-либо затруднений, пока он не достиг Чернигова, осажденного тремя татарскими вождями, каждый с 40-тысячным войском. Илья сразился с ними дубом и освободил город. Далее он встретил отъявленного разбойника Соловья, ослепил его ивовым прутом, выпущенным из лука, и доставил его к доброму князю Владимиру в Киев, где за это великое дело был принят как герой.
Последним действием Ильи стала оборона Киева от татар во главе с Калином. Илья и его товарищи богатыри побеждали врага, но потом начали хвастаться,
Просто потому, что они оставили свой смысл
И доверял только своему разуму.
Первым хвастался Алеша, сын священника, что они могут сражаться даже с неземными воинствами небесными. Сразу же перед ними предстали два неизвестных воина. По мере того, как они срубали одного, появлялись два и, таким образом, продолжали размножаться (напоминая о затруднительном положении Рамы и Лакшманы, столкнувшихся с Ахираваной и Махираваной, и о битве Геракла с Гидрой). Сражаясь таким образом «три дня, три часа и три коротких минуты», могучий богатырей объял страх:
И побежали к великим святым горам
Искать защиты своего старшего брата,
Их побратим, сам Святогор.
Святогор сжалился над ними и встал:
И захватил русских богатырей и их коней с ними,
И засунул их себе в карманы, эти глубокие-глубокие пещеры,
И сам со вздохом погрузился в долгий, глубокий сон.
Так каждый из богатырей был обращен в камень: «И с тех пор не стало на Святой Руси богатырей более ».
Старуха, старуха матушка П, начинается здесь с пяти строк гномического заклинания:
Где разум подводит тебя, спроси о своем разуме,
Чуткие, добрые, тихие и мудрые,
Вечно молчу от разговора с Богом,
Сильный и дальновидный, слушающий зов сердца,
Твой хранитель, твой заступник перед Богом.
Именно этот здравый смысл оказывается средством их помощи. Старый Илья и его друзья не спят; они слышат все, что происходит в мире. Они слышат, как Ложь, языческая, бродит по России, пожирая православный народ, закрывая храмы и не хвастаясь ничем ей равным, даже Самим Христом. Тогда из сердца Ильи поднялся великий вопль к Влажной-Матери-Земле, раскаяния в неразумном хвастовстве богатырей из-за которых их посадили в горах.
Сидят и сидят долгие колючие века,
Долгие века, острые, расколотые и колючие.
Воскреси нас ото сна, Матерь Божия, мокрая Мать-Земля…
Чтобы мы могли служить верой и правдой,
Верой и правдой Святая Земля Русская.
Плач Ильи пролетел к золотой кровле неба, где он приютился, «Как бедный комочек у самого престола Божией Матери», которая приняла его к сердцу и, горько рыдая, пошла к своему сыну, Иисусу Спаситель. Через нее прощается хвастовство героев, и она повелевает горам расступиться и установить богатырей бесплатно.
Герои засыпают на берегу реки Сафат, где они сражались с татарскими войсками. Илья дежурит:
Илья остался на страже покоя матери-земли.
Ах ты ночь, маленькая ночь, ты каменная тюрьма,
Сладки твои песни, и они усыпляют,
Но если старый Илья уснет, то придет конец
Православной России и всем детям ее.
На рассвете Илья видит воинство Лжи, войско неверных, крадущееся черной грозной тучей к реке Сафат. Он будит своих товарищей могучим криком. Илья атакует Ложь спереди; Алеша слева; Добрыня справа; Ивана с тыла, а Васька бьет везде, где видит нужные силы, пугая врага своим грозным свистом. Когда Илья бросается на Ложь, которая стоит перед ним,
С ее одним глазом, стоящим покосившимся,
Морда гончей вместо морды,
он находит свободное место. Лжи там не было, и все же она была повсюду. Итак, «тридцать дней, три часа и три минуты» герои продолжали сражаться, пока их плечи не опустились, их кони не поддались, их стальные мечи не затупились. И все же Ложь наступала со все новыми армиями. Еще раз помолился Илья Мокрой-Матери-Земле и тотчас же нашел рядом с собой святого Георгия Доблестного, с которым они воевали, когда так безрассудно хвастались.
«Это был не ласковый утренний ветерок,
Паря над крепкими и высокими дубами,
Плавает, пробуждается и поднимается
Их вершины, склонившиеся темной ночью к долине,
«Это был святой Георгий Доблестный, который приблизился. ..
Это был не жаворонок, Божья птица, в небе,
Отправка утром на небеса
Его ясная нота, всегда теплая солнцем,
Встречать день труда и труда, крестьянский день.
Это был Святой Георгий с его голосом,
. С его ясной, ангельской запиской,
Смеясь и нежно утешая русских рабочих-богатырей.
Как свежо! Какой зеленый ветерок, кажется, веет в стихотворении после долгого, тоскливого душераздирающего описания нескончаемой и бесплодной борьбы с Лжи! Святой Георгий предостерегает их от хвастовства, и герои восстанавливают свои силы. Затем они находят рядом с ним другого великолепного воина, с которым они также сражались: архангела Михаила, который теперь побуждает их снова атаковать Ложь.
И поднялись богатыри тяжело и в них была новая сила.
Сильно давили на сырую матушку-землю…
Ревет по воздуху, как рев диких медведей,
Тысячефунтовая дубина Ильи Муромца;
Рубит как топор по деревьям
Стальной клинок Бобрыни Никича;
Громко поет и рубит, как коса в траве,
Острая сабля Алеши, поповского сына;
На ходу гудит длинное копье Ивана Гостинова;
И повсюду слышен свист и крик Васьки Буслаева.
Поражает оригинальность и приземленность образов. Они говорят о жизни, уходящей корнями в землю.
А теперь очень творческий и новый штрих. Святой Георгий, собирающийся обезглавить одноглазую Ложь, вдруг становится подобен мертвому камню, словно раздавленный молотом. Ибо, помимо Лжи, он видел Христа, гневно смотрящего на него. А потом
Это не был вихрь бури, несущийся с моря океанского,
Не гром и не молния раскололи могучий дуб на куски,
Это был Архангел Михаил, парящий, как орел, над Ложью,
год. И своим огненным мечом отсек ей голову.
Святой Георгий оживает и видит, как тот, кого он принял за Христа, начинает превращаться во что-то нечистое и отвратительное: в Антихриста. Так разгромлены воинства Лжи, но они не могут бороться с Антихристом. Поэтому они молятся о спасении России. Богородица умоляет их, но Христос говорит Ей, что еще не пришло время отрубить голову Антихристу, но пора ему покинуть Россию, чтобы люди могли очиститься и устроить храмы Божии. Антихрист превращается в огромного ворона, держащего в когтях Святую Землю Русскую.
Крыльями накрыл,
Рвет когтями,
Он клюет его своим клювом.
Клювом клюет,
И пьет его горячую кровь.
Затем на восточном небе разверзаются небеса и, как золотая молния, Архангел Михаил выходит на битву с вороном, который расправляет свои черные крылья:
Он поднялся весь огромный, темный с огненными глазами,
Своим мраком он покрыл яркое солнце, он затмил ясное небо,
Он затмил ясное небо и на Архангела упал
Как камень в сорок тысяч фунтов,
Как камень он упал.
Своими черными крыльями он, казалось, подавлял его.
Сердца героев замирают от страха и тревоги, но святой Георгий упрекает их в маловерии и уверяет, что ворон не вернется на Святую Русь,
Что на Святую землю Русскую придет великая радость,
А православным русским людям благодать и утешение.
Так заканчивается эта замечательная былина , сочиненная на месте 80-летней крестьянкой, дающая надежду отчаявшемуся, лишенному религии русскому народу 1920-х годов и обращающаяся за помощью к своим старым героям, непобедимым богатырям .
Мишееву пришлось внезапно покинуть Россию, и, к счастью, в 1933 году ему удалось случайно вывезти из России некоторые из его бумаг, в том числе записи этого необычного стихотворения. Он был переведен на английский язык Глебом Струве и Бернаром Паресом и опубликован в виде тонкого 31-страничного тома в 1919 г.35 от Centenary Press. Столь уникальная композиция наверняка заслуживает лучшей участи, чем томиться в неизвестности, ибо здесь чисто крестьянское произведение, дышащее духом крестьянского ума и верований. Как замечает Бернар Парес: «Мы можем спросить себя, возможно ли такое возрождение мысли прошлого в аналогичной форме в нашей собственной стране». Шансы очень малы. Вот почему эта современная былина является таким ценным документом. В 1993 году издательство Temple Lodge Publishing переиздало его в виде 64-страничного тома с предисловием Сергея Прокофьева по непомерно высокой цене.
Я благодарен г-же Джой Сенгупте из Британского Совета за то, что она одолжила мне эту былину из ее частной коллекции.
Более короткая версия была опубликована в Sunday Hindusthan Standard Magazine , Калькутта, от 4 апреля 1971 г.
Славянские и балтийские народные силлабические и тонические стихи | История европейского стихосложения
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейского стихосложенияЛитературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейского стихосложенияЛитературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Процитировать
Гаспаров М. Л.,
«Славянские и балтийские народные силлабические и тонические стихи»
,
в G. S. Smith and Ethers (Eds)
,
A Ionder of European Persification
(
Oxford,
1996;
Online Edn,
Oxford Academan
, 22 сентября.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198158790.003.0002,
, по состоянию на 26 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейского стихосложенияЛитературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)КнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория европейского стихосложенияЛитературные исследования (европейские)Литературные исследования (поэзия и поэты)КнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе описывается слоговая структура общеиндоевропейского стиха, сохранившаяся в балтийских, латышском и литовском языках, причем последний, пожалуй, имеет наибольшую степень ясности. Эта ясность, вероятно, связана с тем, что первоначальная силлабическая система литовского народного стихосложения сохранилась в более чистом виде по сравнению с другими. В этой главе также обсуждается, как другие языки сохранили общее индоевропейское наследие. Балтийский язык, например, сохранил стихосложение, но лишь меньшую его часть, т. е. короткие стихи и производные от них. Славянская народная поэзия сохраняет стихи в песне, преимущественно лирической и декламируемой, преимущественно эпической и устной.
Ключевые слова: Общеиндоевропейский стих, балтийский стих, восьмисложный стих, латышское народное стихосложение, литовское народное стихосложение, славянский стих, русская народная поэзия
Предмет
Литературоведение (поэзия и поэты)Литературоведение (европейское)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.