Гераклит основные идеи кратко: Гераклит – биография, философия и основные идеи (кратко)

Гераклит – биография, философия и основные идеи (кратко)

Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Сведения о жизни ученого чрезвычайно скудны, да и он не любил о себе распространяться, а умозаключения подавал в завуалированной непонятной окружающим форме. За это, а также за пребывание в крайней меланхолии и ипохондрии современники называли его «Мрачным».

Что известно о биографии философа?

Достоверным фактом является то, что Гераклит появился на свет в городе Эфес, что находится на территории государства Турция. Считается, что родился он в середине шестого века до н.э., примерно в 544-541 гг. Такие выводы сделаны на основании того, что во время 69-ой Олимпиады Гераклит достиг возраста полного  расцвета – «акме», т.е. около 40 лет.

Он имел высокое происхождение, т.е. относился к династии «басилевсов», т.е. его предки выполняли в обществе функции и правителя, и жреца. Именно  его ближайший предок основал город Эфес, а представители последующих поколений правили городом и вершили суд.

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег  в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам  ионийской школы, которые считали, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия. Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности. В результате каких-либо природных катаклизмов  разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании  – Галактика,  Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли  и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Противоположности в одно  и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью,  жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

Основная сила, управляющая судьбами земли и людей – это некий вселенский разум, высшие силы и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию «ценностью ценностей» и отождествлял с Логосом – огнем.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Пребывая в постоянной меланхолии и ипохондрии, Гераклит оплакивал  поведение своих сограждан, упрекая их в неумении правильно распорядиться своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище «Плачущий».

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне. Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных  и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.

Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его  имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Учение Гераклита, дошедшее до наших дней, – это трактат «О природе вещей». Оно не сохранилось полностью, но около двухсот цитат из него были найдены в трудах Плутарха, Диогена, Дионисия, Платона и Аристотеля. Этот труд содержал в себе три большие части: первая – об устройстве Вселенной, вторая – о системе управления государством и его устройстве, а третья – о боге и душе.

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался  толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Гераклит при жизни почти не имел учеников, одним из его известных последователей являлся Кратил. В «Диалогах» Платона он выступает в роли отрицающего все существующие философские учения и заявляющий о том, что нет ничего определенного и изученного в природе.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Современники наделили философа ярлыками- «Плачущий», «Темный», «Мрачный».

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

«Входите, не бойтесь, ибо и в бедном жилище обитают боги»- сказал им Гераклит. Философ всегда изъяснялся непонятно, давая возможность додумать его мысль самостоятельно. Так, и понятие ЛОГОС не только огонь, но и СЛОВО, РЕЧЬ, ОТЧЕТ, СОЧИНЕНИЕ, ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.

Читайте также: Философия Древней Греции

Философия Гераклита Эфесского: основные идеи, учение кратко

Из его произведения «О природе» мы имеем около 120 фрагментов.

Уже у древних бытовало мнение, что он темно излагал мысли, за что и получил прозвище Темный. На самом деле его мысль глубока. Вода в глубине кажется темной, а на самом деле она прозрачная. Его мысль кажется темной тем, кто не дорос до глубины его мысли.

С Гераклитом интересней всего повозиться, т.к. много фрагментов. Попытайтесь хаотические фрагменты сложить в целую картину. Реконструкция — интересная работа. Я постараюсь воспроизвести свою версию.

Начинает Гераклит, как и элеаты с критики обыденного сознания, мнения, но есть и отличие в критике.

«Плохие свидетели для людей глаза и уши, если у них варварские души».

Т.е. чувства не вообще ложны, как полагали элеаты, а у того, кто не понимает, что именно он видит и слышит. Почему чувства без понимания не заслуживают доверия? Потому что все чувственное «течет».

«Все течет»,

— говорит Гераклит.

«Все есть и не есть, возникает и исчезает».
«Нельзя дважды застигнуть природу в одном и том же состоянии».
«Природа любит скрываться».

— в один момент она одна, в другой иная. Так какая же она? Чувствами этого не уловить; они могут сказать, только то, что природа разная.

Не ты ошибся, пользуясь чувствами (как считали элеаты), а это природа сама такая. Единственная твоя ошибка: если ты думаешь, что изменчивую природу можно схватить. Вроде мгновение назад говорил о ней правду, но она изменилась, и сказанное уже есть ложь.

А поэтому тот, кто хочет ее (природу) все-таки знать, то, помимо чувств, он должен мыслить. Просто смотрение — это не знание того, что видится. Просто слушание — не знание того, что слышится. Видим мы различные виды, но что есть то, что мы видим? Мы должны мыслить, а не считать видимое и слышимое за само то, что является в этих изменчивых формах. Иначе можно было бы налеплять мнения, но поскольку природа изменяется, она все смоет.

Если мы лишь видим и слышим, то у нас одни слова о природе, если мыслим, то — другие слова. Что значит мыслить? Мышлением называют все, что угодно. По Гераклиту, это значит приобщаться к великому логосу, правителю космоса. Гераклит:

«Истинно судит лишь логос, но не всякий, а только божественный».

«Логос» — великое слово: божественный закон, управляющий всем существующим. Это слово играет важнейшую роль в истории человечества: евангелие от Иоанна начинается:

«В начале было Слово».

Слово – это один из возможных переводов греческого «логос».

Гераклит придумал это слово «логос» в том смысле, в котором сам употреблял. Мы живем в христианской культуре и обязаны понимать гераклитовский смысл, вошедший в нее.

Логос — истинный судья всему. И только опираясь на него, можно истинно судить, причем опираясь даже сильней, чем на государственные законы, придуманные людьми. Но придуманные людьми законы, в какой мере они опираются на логос — есть не только, придуманные людьми законы. И истинные государственные законы, и законы природы, — все они опираются на один закон. Такой закон, благодаря которому они сами есть законы. Если нет всеобщего закона, нет и особенных законов. И тогда государство получается без закона — шайка бандитов.

Без единого закона нет многих законов. Не опираясь на единый, всеобщий закон, нельзя истинно мыслить, т.е. нельзя истинно мыслить, если опираться на особенные законы, а не на всеобщий. Если нет всеобщего логического закона (логоса), то нельзя разумно мыслить. Мнения могут быть формально правильны, но если мысль не опирается на всеобщий закон, то это будут лишь легковесные мнения.

Гераклит:

«Единое — это логос, божественный закон»

Все в природе разумно, а мыслящий есть тогда лишь истинно мыслящий, когда подготовил свою душу к тому, чтобы втянуть в себя логос, дать жизнь своей мысли. Как воздух нужен телу, чтобы жить, так логос нужен мысли.

Чтобы втянуть логос, надо подготовить душу. От природы мы видим, слышим, дышим, а вот мыслить вынуждены учиться. Дышать не надо учиться: от акушера получил по попе и закричал, задышал.

Кто хочет мыслить, тот своей образованной душой должен втянуть логос. Душа должна проснуться. Гераклит:

«У бодрствующих единый космос, во сне же каждый живет в своем собственном»,

— мире фантазий и грез. Некоторые и не хотят просыпаться – так там хорошо. Во сне мы отгораживаемся от мира и от себя самих. Вот так живут большинство людей — во сне. Живут своим умом, а не логосом, и видят в этом достоинство. Хвалятся друг перед другом: «У меня во какой ум — мой!» «А у меня еще лучше!»

Особенно в юности хочется отличиться не только прической, но и мыслью: «Никто так не говорил!» — такую чушь, но ты уж отличился. Это не худо, если не мешает проснуться, если не настаивать, что всеобщности нет, а есть только особенное многое. Это не действительный ум, а умишко, и не мысли, а мнения, и не жизнь, а сон наяву.

Гераклит: надо проснуться — надо оставить собственное мнение, но не ради чужого (чтобы не стать догматиком-последователем), а ради всеобщей мысли <всеобщее не есть одинаковое, чего так боятся плюралисты>. В юности это может вызвать негодование:

«Что же мы все будем одинаково мыслить?» Но это было бы замечательно, если бы все мыслили разумно.

Не было, например, мысли стянуть кошелек: «Смотри, как хорошо — не было денег, а стало!» «Хорошо» и «плохо» — это не просто мораль. Это «за» и «против» человечности. Кто-то думает: «Я — человек и мне деньги нужны, а ему зачем? Ему не надо. Он старенький — ему все равно помирать скоро. Да и не человек это — тварь дрожащая». Раскольников — старушку убил? Нет, себя убил. Себя как человека. Всеобщее в себе. Вот, что, значит, не мыслить, а руководствоваться мнением.

Если человек ставит себе закон, не познав всеобщего закона, его закон есть произвол. Человек должен осознать это. Настоящий человек, человек не по виду (двуногое без перьев), а тогда, когда он сделает себя человеком в действительности, научится мыслить, если не будет думать, что есть то, чего нет.

Люди с логосом враждуют и, следовательно, не узнают того, с чем встречаются ежедневно, а встречаются они с одним — с логосом, но не узнают его, как будто его нет. Кто будет считаться с тем, что видно, например, со стеной — все будут. А с тем, что не видно — не считаются, как будто его нет. Гераклит:

«Его не знают, даже услышав о нем».

Обычный человек: «Что логос? А где он? Да брось, чего пристал. Вот стена знаю, а ло-о-огос — ерунда какая-то!»

Понятно, почему сокрушался Гераклит. Рассказывал о логосе, а они: «Да брось ты! — и спят дальше, — и ты засыпай, будь таким же, как мы». Эфессцы выгнали друга Гераклита — Гермодора со словами: «Пусть не будет средь нас никто наилучшим и, если такой появится, пусть живет в другом месте».

Гераклит на это: «Вы эфессцы безнадежны, т.к. кто же вас пробудет, если не наилучший». Гераклит молчал, а говорил только с детьми. Почему? Отвечал: «Чтобы не мешать вам болтать». И называл обычные человеческие мысли детскими игрушками.

Итак, свои мнения надо развить до мышления. Гераклит: 

«Многознанье уму не научает».

Надо знать одно — логос. Для этого необходимо проснуться и жить не просто с открытыми глазами, но и с мыслями. То, что мы видим и слышим, есть действие единого закона — то, как он действует в том или ином случае. Если не знаем всеобщего закона, то мы не знаем, что происходит. И космос прекрасный кажется «кучей сора, насыпанной, как попало».

Кому покажется, что мир гадок, что жить в нем нельзя — что надо делать? Не руки на себя накладывать под настроение, а помыслить — в тот же момент мир из «кучи» станет космосом (с греческого – порядок).

«Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен»

(А. Блок)

Если мы не видим красоту, то это не потому, что ОНА пропала, а потому, что это МЫ утеряли способность ее мыслить. «Фу, мерзко — надо уехать в другую страну!» От себя не убежать. И в этом смысле философия лучше для души, чем фрейдовское изучение снов, психоанализ.

Но мыслить не просто. Нужно узнать единый логос. До Гераклита — Парменид: есть только бытие, а небытия нет. Гераклит не согласен, задает вопрос: «А почему все течет? Кажется таким, каким не есть? Почему сама иллюзия ЕСТЬ? Ведь ей нет никакой необходимости быть, если небытия нет». И отвечает: все есть и не есть, возникает и исчезает потому, что бытие есть не более чем небытие.

«Бытие и ничто — одно».

— вот гераклитовская формулировка логоса. Ничто есть, и поэтому бытие и небытие — одно и тоже.

Ничто это не отсутствие бытия лишь, так кажется мнению. Парменид преодолел обычный взгляд на бытие, но не обычное представление о ничто. Гераклит: «А почему мнение, иллюзия бытия есть?» О чем мнение? О том, что возникает и исчезает. Возникновение — это движение от небытия к бытию, а исчезновение — от бытия к небытию. Все течет, но почему? Потому, что бытие и небытие одно и тоже, одно есть не более другого. Из одного все, из всего — одно. Единство бытия и небытия.

Откуда полемика Гераклита с Парменидом? Принципы разные. Логос Гераклита исключает бытие Парменида? Нет, включает. Бытие есть? Есть! Но есть и небытие — они одно. Необходимо уяснить принцип. Все едино: прежде всего, бытие и небытие, а также все остальные противоположности (рождение и гибель, день — ночь и т.п.). Логос есть закон становления единого.

Платон в «Пире» цитирует Гераклита:

«Единое, отличаясь от самого себя, соединяется с собою. Это есть возвращающаяся гармония»

Что это значит? Единое, расходясь с собой, т.е. распадаясь на многое, не пропадает, а в нем приходит к себе как единому, т.е. становится по-настоящему единым, единым многого

Исходное единство — еще не распавшееся на множество единство. А единство как результат есть единство, вобравшее в себя себя, распавшееся на многое. Таким образом, есть единство и единство. Единства различаются развитостью. Единство есть и то же самое, и не то же самое. Пример: кричащие младенцы — мы? Мы и не мы. Мы, т.к. мы оттуда, а не мы, поскольку мы уже выросли, перестали быть младенцами. Человек, завершивший жизненный путь есть все то, чем он был, и еще что-то сверх того — как раз единство всего многообразия.

Развитие логоса — круг, идущий от себя к себе. Разумеется, круг — это представление, а не мысль, но по форме оно верно. Настоящее единое — лишь то, что вернулось к себе, пройдя через свою противоположность.

Теперь после принципа, — детали философии Гераклита.

Вследствие этого движения, прекрасный космос 

«не куча сору, насыпанного, как попало»

Может ли многое рассыпаться, как попало, если оно из единого? Нет.

Если мы не знаем логоса, всеобщего закона, то то, что с нами происходит — случайно. Шел, шел и вдруг получил в ухо. Смысл: повернуться и тоже в ухо. И так до полного уничтожения, если мы действуем реактивно — без мысли. Вышел, подрался – умер. А сколько хорошего еще мог бы совершить.

А, если между стимулом и реакцией возникнет мысль, например: а, если второе ухо подставить? «Друг, извини — может быть, дашь в другое ухо?» «Да ну тебя, — утомился я уже». И, может быть, он переродиться — ведь никогда такого с ним не было. Что может сделать мысль? Не умножать бессмысленное количество зла, а переродить зло в добро. Если мы действуем с логосом, может ли быть поражение? Нет. «Дай!» «На, возьми». За вещи стоять насмерть не рекомендуется — это не трусость, а разумное поведение. Есть более достойное для человека, на что он может потратить жизнь, чем борьба за собственность.

Прекрасный космос не есть куча сора. Он не создан никем из людей и богов, а есть в своей основе логический процесс превращения противоположностей друг в друга. Какой процесс? Смыкания начала с концом, круг пути вверх и вниз.

«Путь вверх и вниз — один и тот же»

— говорит Гераклит. Только в ОДНОМ эти противоположности совпадают.

«Путь вверх» есть путь вражды, борьбы, разделяющей единое на противоположное. «Следует знать, что борьба всеобща, что все возникает через борьбу и по необходимости». Эту фразу очень любил Ленин, но не любил другое, связанное с первым положение Гераклита, считая его слюнтяйством:

«Путь вниз есть путь любви, соединяющий различное в одно».

Противоборствующее сходится, и из этого возникает прекраснейшая гармония, целое.

Путь борьбы и любви — две фазы одного пути.

«Вечность — это дитя, которое играет в кости»

— то соберет, то разбросает их. Вечность — это не тот процесс, который не кончается, а то, что имеет конец и начало совпадающими. Действительная вечность — это не бесконечная длительность, действительно бесконечно лишь то, что имеет начало и конец совпадающими. Отсюда — блаженство: в нем мгновение — это целая вечность, а не: «Скорей, скорей давай, а то время кончится».

Космический закон всего сущего Гераклит иллюстрировал метаморфозами, вечно живого, огня, который разгорается по пути вниз и затухает по пути вверх.

«Космос есть вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами потухающий».

Огонь часто принимают за принцип философии Гераклита, что не верно. Без логоса мы не поймем, почему огонь разгорается и потухает. Он подчинен логосу. Если смотреть внешне на логос — мы видим рождение стихий друг в друга, их взаимопереход, под руководством логоса: «Из смерти огня рождается воздух, из смерти воздуха — вода, из смерти воды — земля, из смерти земли — огонь» и т.д.

Процесс взаимопревращения стихий, по Гераклиту, бесконечен, но имеет важный результат — возникновение души. У него не просто смена стихий, а она ради одного, чтобы появилась душа. И она появится, если последние остатки сна испарятся огнем знания логоса. И вот такая душа бесконечна, вечна, как сам логос. Та душа тождественна вечному логосу, которая вместила в себя логос. Лишь такая душа есть микрокосм, а душа, не вместившая логос, есть лишь частичка космоса.

Лучше душе иметь не мнения, даже много, а иметь одно – логос. Лишь такая душа безгранична, а другая подобна тесной коморке: «Заходи — у меня хорошо: душно, пыльно».

Вся дальнейшая философия есть разработка намеченного Гераклитом отношения единого и многого.

8 жизненных уроков, которым может научить Гераклит

Гераклит был одним из мудрейших «досократических» (до Сократа) философов. Многие из его высказываний утеряны в истории, но лучшие части сохранились.

Я вижу Гераклита как смесь дзен-буддиста/даоса и современного философа. Его идеи имеют большой смысл и применимы в нашей повседневной жизни.

Ниже приведены некоторые уроки, которые я лично извлек из Гераклита. Надеюсь, вы сможете применить некоторые из этих идей в своей жизни, чтобы обрести мир, спокойствие и мудрость:

1.

Ничто не стабильно, все находится в движении

Хаос, изменение и распад — естественное состояние Вселенной.

Ничто не остается прежним. Безумие ожидать, что в жизни все будет стабильно.

Вы ожидаете, что ваш родной город навсегда останется прежним? Вы ожидаете, что ваши близкие останутся прежними? Вы ожидаете, что вещи никогда не умрут?

Урок:

Все находится в движении и постоянно меняется. Не пытайтесь заставить вещи измениться. Прими это.

Знайте, что жизнь основана на переменах. Если бы не было перемен, мы не смогли бы превратить дрова в огонь. Мы не могли преобразовать нашу пищу в наших желудках в энергию.

Примите перемены.

2. Вы никогда не войдете в одну и ту же реку дважды

Вы никогда не будете одним и тем же человеком. Каждый день в вашем теле меняются молекулы, атомы и клетки. Тот, кем вы были вчера, уже не тот, кем вы были сегодня.

Когда дело доходит до жизни, мы никогда не вступаем в одну и ту же реку дважды.

Урок:

Допустим, вы пытались начать бизнес в прошлом, но потерпели неудачу. Не позволяйте вашей прошлой неудаче помешать вашим будущим действиям. Потому что, когда вы пытаетесь начать бизнес во второй раз, вы уже не тот человек. И обстановка и внешний мир другой.

Когда вы пытаетесь имитировать, копировать или предпринимать что-то, что уже было сделано раньше — это будет по-другому. Потому что два человека не могут войти в одну и ту же реку дважды.

Мой главный вывод: мы всегда должны пробовать что-то новое, даже если в прошлом потерпели неудачу. И не бояться пробовать что-то новое, что уже сделали другие.

Также знать, что мы постоянно учимся, меняемся и развиваемся как люди и личности.

3. Стремись познать себя

Как бы мы ни старались, мы никогда не сможем по-настоящему понять других. Мало того, как бы мы ни старались, мы никогда не сможем контролировать других.

Но при достаточном упорстве, упорстве и усилиях мы можем познать себя. Мало того, мы можем научиться контролировать себя — контролировать свои мысли, эмоции и действия.

Урок:

Самовнушение — высшая мудрость. Не забывайте древнее изречение: « Познай себя ».

4. Солнце новое каждый день

Каким бы дерьмовым ни был ваш день, не волнуйтесь — завтра будет новый день.

Несмотря ни на что, солнце всегда встает утром.

Урок:

Используйте эти мысли, чтобы возвысить себя. Быть позитивным. Подбодрить себя тем, что завтра будет лучше.

Солнце каждый день новое, и ты тоже.

5. «Люди копают тонны земли, чтобы найти унцию золота»

Ваше сокровище уже существует внутри вас. Ваше сокровище не в том, чтобы владеть кучей денег, иметь много имущества или иметь много «престижа» или «славы».

Тысячи лет назад Гераклит заметил, что люди будут копаться в тоннах грязи, чтобы найти унцию золота.

Зачем так много работать в жизни ради бесполезных материальных вещей?

Урок:

Не копайтесь в грязи, чтобы найти золото. Найдите золото внутри себя.

6. «Дураки ищут совета у тех, в ком сомневаются»

Мы все хотим любви, признательности и поддержки от других. Но почему мы становимся рабами мнений других, особенно тех, кто нам действительно не нравится?

Лично я стал жертвой этого — я очень стараюсь произвести впечатление на тех, кто причинил мне боль в прошлом.

Урок:

Не ищите одобрения у тех, кто вас не любит. Ищите одобрения только у себя и у тех, кто рядом с вами.

7. Трудности, голод, боль делают жизнь более значимой

Представьте, что вы всю жизнь прожили на плюшевом облаке. Вам никогда не приходилось работать, напрягаться или прилагать какие-либо усилия. Стоила бы жизнь?

Мы испытываем радость только через печаль. Мы ощущаем вкус пищи через чувство голода. Мы празднуем только после напряжения.

Урок:

Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с болью, трудностями или напряжением в своей жизни, знайте, что именно это делает жизнь приятной, веселой и волнующей.

Так что старайтесь жаловаться как можно меньше и всегда думайте про себя: «Как эта трудная ситуация может стать для меня преимуществом в будущем?»

8. «Собаки лают на то, чего не понимают»

У всех нас есть пределы понимания. Какими бы умными, опытными или учеными мы ни были — всегда будут вещи, которые мы не сможем понять.

Мы боимся критики и ненависти других. Но не волнуйтесь — собаки лают на то, чего не могут понять. Просто относитесь к критике других, пытающихся сломить вас, как к лающим собакам.

Урок:

Может ли вам навредить лающая собака? Будете ли вы следовать советам и отзывам растерянной лающей собаки? Не лучше ли прислушаться к себе и к своей совести?

Заключение

Что мне нравится в философии, так это то, что в жизни нет «правильных» и «неправильных» ответов. Только разные точки зрения, которые помогают стимулировать наше мышление и восприятие мира.

В глубине души я думаю, что все мы стремимся к тому, чтобы в жизни было меньше страданий, стресса и беспокойства. Итак, прилагая все усилия, стремитесь уменьшить эту боль в своей жизни. Как только вы вылечите себя, вы сможете усердно работать над тем, чтобы лучше понимать мир и возвышать окружающих.

Я все еще психически болен и никогда не стану «мудрым». Тем не менее, каждый день я стараюсь работать над исправлением своих личных недостатков, подавать пример другим и, надеюсь, помогать другим.

Я надеюсь, что приведенные выше краткие уроки помогут вам расширить свои возможности. Не только это, но и стремитесь синтезировать эти уроки в своей повседневной жизни и передавать эти уроки другим.

Будь сильным,
Эрик

Если хочешь узнать больше, почитай статьи о стоицизме>

Гераклит > Отдельный философ > Философия

Введение | Жизнь | Работа | Книги
 

Гераклит
Введение

Гераклит Эфесский (ок. 535 — 475 до н.э.) был досократическим греческим философом из Эфеса , на Ионическом побережье современной Турции. Его иногда упоминают в связи с философской школой Эфеса, хотя на самом деле он был только выдающийся член этой школы (которая, наряду с Милетской школой, часто считается частью Ионической школы ).

Он был, возможно, первым западным философом, который вышел за пределы физической теории в поисках метафизических оснований и моральных приложений , и некоторые считают его, наряду с Парменидом, наиболее значительными из досократических философов. Его представление о вселенной в постоянных изменениях , но с лежащим в его основе порядком или разумом (который он назвал Логос ) образует существенную основу европейского мировоззрения .

Многие последующие философы, от Платона до Аристотеля, от стоиков до отцов церкви , от Георга Гегеля до Альфреда Норта Уайтхеда, утверждали, что находились под влиянием идей Гераклита.

По «Жизнеописания и мнения выдающихся философов» из Диоген Ларций (историк древнегреческих философов 3-го века), Гераклит процветал в 69-й Олимпиаде (что будет 504 — 501 гг. до н.э.), но даты его рождения и смерти 9015 3 просто догадки на основе этого. Итак, все, что мы можем сказать, это вероятно то, что он был рожденным около 535 г. до н.э. Мы знаем, что он родился в аристократической семье в Эфесе , важном городе на Ионическое побережье современного Турция .

Его отца звали либо Блосон , либо Геракон , и он был влиятельной фигурой в городе. Но, согласно Диогену Ларцию, Гераклит отрекся от царской власти (вероятно, просто почетного титула) в пользу своего брата и не имел никакого интереса к политике или власти . В юности он обладал потрясающим интеллектом и утверждал, что научился все, что он знал в процессе самовопрошания . В некоторых источниках также говорится, что он был учеником Ксенофана (570 — 480 до н.э.), но это оспариваемый .

Иногда его называли «Неясным» (или «Темным») за преднамеренную трудность и неясность его учений. Он был также известен как «Плачущий Философ» , и предполагается, что он был склонен к меланхолии или впадина , что помешало ему закончить некоторые из его работ. Нет никаких записей о том, что он путешествовал даже до близлежащего учебного центра Милет , хотя он, кажется, был знаком с идеями Милетской школы.

Очевидно, он был чем-то вроде мизантропа и одиночки , и он культивировал аристократическое презрение к массам и поддерживал правление несколько мудрецов . Он не боялся презирать и очернять (недвусмысленно, и характерным пронзительным голосом ) почти всех, от ефесян до афинян до персидского вождя, Дария . Он считал, что поэту Гесиоду и Пифагору «не хватало понимания» , и утверждал, что Гомер и Архилох заслуживают быть побитыми . Диоген Ларций сообщил, что в более позднем возрасте он бродил по горам , питаясь только травой и травами .

Годы его скитаний по пустыне привели к отеку ( водянке ) и ухудшению зрения . Через 24 часа собственного идиосинкразического лечения (мазь из коровьего навоза и запекание на солнце) он умер и был похоронен на рыночной площади Эфеса.

Работа Наверх

Записано, что Гераклит написал единую книгу, «О природе» , разделенную на три беседы: одна о вселенной , другая о политике и третья о теологии . Книга была депонирована или хранилась в великом храме Артемиды в Эфесе (как и многие другие сокровища и книги того времени), а стала доступной для посетителей в течение нескольких столетий после смерти Гераклита. Однако его сочинения сохранились до наших дней только в фрагмента цитируются другими более поздними авторами.

В своей работе он использовал каламбуры, парадоксы, антитезы, параллели и различные риторические и литературные приемы для построения выражений, имеющих значения за пределами очевидного . Таким образом, читатель должен решить словесных задачки (его также прозвали «Загадочником» ) и тем самым научиться читать знаки мира . На самом деле он намеренно сделал свой философский труд неясным 9 .0153, чтобы никто, кроме , уже компетентного , не смог его понять.

В отличие от многих других философов-досократиков, Гераклит считал, что мир не следует отождествлять с какой-либо конкретной субстанцией , а скорее состоит из закономерного взаимообмена элементов , непрерывного процесса, управляемого закон вечного изменения , или Логос , который он символизировал огнем . По Гераклиту, огонь дает своего рода стандарт стоимости для других материалов, но он не идентичен им и не является уникальным источником всех вещей, потому что все материалы эквивалентны и одна вещь превращается в другую в цикле изменений .

Согласно Гераклиту, мир находится в вечном состоянии «становления» , и все изменения возникают из динамического и циклического взаимодействия противоположностей . Противоположности необходимы для жизни, считал он, но их объединил в систему уравновешенных обменов с парами противоположностей, составляющих единство . Таким образом, одна дорога уносит одних путешественников из городов, а других возвращает обратно в ; путь вверх также путь вниз ; земля превращается в огонь, а огонь превращается в землю и т. д. При этом он постулирует равную и противоположную реакцию на каждое изменение и, в своей теории эквивалентности материи , первичную 0152 закон сохранения .

Наиболее известный афоризм , часто приписываемый Гераклиту, о том, что « все находится в состоянии течения », вероятно, на самом деле происходит от гораздо более позднего неоплатоника Симплиция Киликийского (490–560 гг. н. э.), хотя и другие подобные цитаты приписываются ему, и это остается содержательным изложением его взглядов на повторяющуюся досократовскую проблему изменения . Точно так же его часто цитируют, говоря, что один не может дважды войти в одну и ту же реку , хотя это основано на упрощенном перефразировании Платона. На самом деле он предполагал, что реки могут оставаться неизменными с течением времени , хотя (или даже потому что ) воды в них изменяются .

Таким образом, вопреки утверждениям и Платона, и Аристотеля, Гераклит не придерживался крайних (и логически непоследовательных) взглядов, что все постоянно изменяется , что 0152 противоположные вещи тождественны , и что все есть и не есть одновременно. Но он признавал закономерный поток элементов , с превращением огня в воду, а затем в землю, а земли в воду, а затем в огонь. В то время как части мира поглощаются огнем в любой момент времени, все остается . Гераклит, конечно, делает парадоксальные утверждения , но его взгляды не более противоречивы сами по себе , чем некоторые утверждения Сократа.

Гераклит считал теорию природы и человеческое состояние тесно связанными, и он был одним из первых философов, сделавших человеческие ценности центральной темой. Он рассматривал душу как огненную по природе, порождённую из других субстанций, как и огонь, но безграничную по размеру. Так, например, опьянение повреждает душу, делая ее влажной , а добродетельная жизнь сохраняет душу сухой и разумной .

Далее он считал, что законы города-государства являются важным принципом порядка и что они черпают свою силу из божественного закона . Таким образом, он ввел понятие закона природы , который сообщает человеческому обществу так же, как и природе, и эта идея врожденного морального закона сильно повлияла на более позднее движение стоицизма.

Он видел Божество присутствующим в мире, но не как обычное антропоморфное существо , которому поклонялись греки. Для Гераклита сам мир либо есть Бог, либо проявление деятельности Бога, которая должна как-то отождествляться с лежащим в основе порядком вещей .

Книги Гераклита Наверх

См. дополнительные источники и список рекомендуемой литературы ниже или проверьте полный список на странице книг по философии. Всякий раз, когда это было возможно, я связывал книги с моим партнерским кодом Amazon, и как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *