Генеральные штаты в средневековой франции это: ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ • Большая российская энциклопедия

Генеральные штаты. Всеобщая история государства и права. Том 1

Генеральные штаты. Всеобщая история государства и права. Том 1

ВикиЧтение

Всеобщая история государства и права. Том 1
Омельченко Олег Анатольевич

Содержание

Генеральные штаты

Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие — деланное или реальное — для короны стало острой необходимостью. Вследствие этого и во Франции возникло учреждение с чертами сословного представительства, характерное для сословной монархии, — Генеральные штаты. Хотя оно изначально не смело столь самостоятельного статуса, как парламент в Англии.

Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов эпохи ленной монархии. Согласно феодальному обычаю, участие в совете вассалов было неотъемлемой обязанностью вассалитета. С середины XII в. в таких советах участвовали и представители привилегированных городов. Ассамблеи созывались королем, как правило, чтобы заручиться поддержкой трех сословий страны: светских и духовных вассалов, горожан — в политике против знати. Иногда сословия собирались по отдельности, иногда — вместе. Нередко собрания различались по географическому принципу: Лангедок (север-центр), Лангедойль (юг). В конце XII — первой половине XIII в. таких собраний было свыше 20. Во второй половине XIII в. эти ассамблеи спонтанно перерастают во Всеобщий совет, который время от времени созывает король.

В 1302 г. французский король созвал сословия, чтобы те поддержали его в борьбе с римским папой, в 1308 г. — чтобы санкционировать ликвидацию богатого и независимого рыцарско-духовного ордена Тамплиеров. Эти ассамблеи созывались королем уже не как сеньором, а как главой Франции — с 1302 г.

ведет начало сословное представительство в королевстве. С середины XIV в. за ним закрепляется название Генеральных штатов (сословий).

Между 1314 и 1328 гг. ассамблеи приобретают новый характер: король запрашивает у сословий согласия на новые субсидии, унификацию монеты, на пополнение истощенной казны. Особенно возросло значение Штатов в годы Столетней войны. Тогда, в случайных обстоятельствах резкого ослабления королевской власти и военных поражений, сословия вырвали у короля Великий мартовский ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Сословия записали за собой право собираться регулярно в любом месте для «устройства хорошего управления государством». Была сделана даже попытка поставить под контроль Штатов королевскую администрацию. Однако ордонанс продержался недолго и почти не применялся.

Он показателен лишь для стремлений Штатов утвердить свое верховенство над короной.

В XIV–XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данныйими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то — по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.

Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В основном они высказывались по троякого рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка — по политическим решениям внутренних конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю. Первое из полномочий практически отпало после 1439 г., когда Штаты утвердили постоянный государственный налог.

В конце XV и в XVI вв. нередки были случаи, когда сословия отказывались утвердить королевские предложения. Следствием этого бывали значительные перерывы в созыве представительства — по 20 или даже 70 лет. Созывать или не созывать сословия — это оставалось полностью на усмотрении короля. Совершенно не влияли Штаты и на законодательство. В силу таких особенностей своего положения Генеральные штаты лишь эпизодически противостояли королю, а в целом действовали с ним заодно и стали даже весомым орудием в политике государственной централизации страны.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ Военная история Соединенных Штатов в гораздо большей мере, чем история любой другой страны, демонстрирует громадную разницу между регулярным солдатом и солдатом-гражданином — то есть между профессионалом и дилетантом. Первые годы молодой республики

Выборы в Генеральные штаты

Выборы в Генеральные штаты После отставки руководившего правительством Ломени де Бриенна в августе 1788 г. Людовик XVI, идя навстречу общественному мнению, поставил на его место популярного Неккера. И хотя этот шаг был с одобрением встречен широкой публикой, всё же

22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий:

Генеральные штаты

Генеральные штаты Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие — деланное или реальное — для короны стало острой

Среднеатлантические штаты

Среднеатлантические штаты К Среднеатлантическим штатам США относятся Нью–Йорк, Нью–Джерси и Пенсильвания. По другой классификации в этот регион также включаются штаты Делавэр и

Южно–атлантические штаты

Южно–атлантические штаты Штат Делавэр Штат Делавэр, один из старейших штатов США и первый из ратифицировавших Конституцию ОПТА 7 декабря 1787 года, расположен на северо–востоке полуострова Дельмарва, омываемого водами Чесапикского залива Атлантического океана. Свое

Горные штаты

Горные штаты К Горным штатам США относятся Монтана, Айдахо, Вайоминг, Колорадо, Нью–Мексико, Аризона, Юта и

Сражаться «один на сто», или Генеральные линии Ким Ир Сена

Сражаться «один на сто», или Генеральные линии Ким Ир Сена Военная доктрина КНДР основывается на принципе создания и поддержания боевой мощи вооруженных сил, способных к проведению широкомасштабных наступательных операций против Южной Кореи и войск США на Корейском

Генеральные секретари ООН

Генеральные секретари ООН По замыслу творцов ООН, совершенно обоснованному, во главе ее рабочего механизма должен стоять авторитетный деятель. Это никогда ни у кого не вызывало сомнений. Но стоило перейти к формулированию соответствующей статьи Устава, как сразу

4. Генеральные штаты.

4. Генеральные штаты. В своем произведении «Аристо-демократическая монархия», представляющем план идеального управления, написанном «по горячим следам» и являющемся «картиной Франции», Тюрке де Майерн утверждает роль, которую должны совместно играть в управлении

Конфуций: генеральные основы доктрины

Конфуций: генеральные основы доктрины Учение Конфуция, как упоминалось, изложено в сборнике его изречений и диалогов «Луньюй». В задачу данной главы входит обратить внимание лишь на самую основную, стержневую, структурообразующую часть доктрины великого мыслителя. Уже

Как были избраны депутаты в Генеральные штаты

Как были избраны депутаты в Генеральные штаты Прочитано на XXII общем собрании Общества современной истории 20 июня 1912 г. В настоящее время, когда так остро встал вопрос о реформе избирательной системы, я бы хотел поговорить с вами о старейшем из наших положений о выборах —

«Генеральные следствия о маетностях»

«Генеральные следствия о маетностях» В гетманстве имелось множество накопившихся и не решенных проблем. Так, за время «безгетманства» большая часть «ранговых» земельных владений, дававшихся на «уряд» (т. е. на должность), была роздана. Необходимо было восстановить и

1. Зарождение и развитие парламентаризма / Законодательная Дума Томской области

  • Распечатать
  • Вам была полезна информация на странице?

Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.

Родословная парламента
Что означает «парламент»
Исторические формы парламента

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • уяснить генезис представительного правления;
  • понять происхождение слова «парламент»;
  • узнать, как из недр представительной власти зарождался парламент;
  • познакомиться с наиболее интересными историческими формами парламента

Современное представительное правление, а соответственно и парламент относительно «молоды» по сравнению с тысячелетиями прямого правления всего народа, которое впоследствии ученые назвали прямой демократией. В идеальной форме данный вид демократии бывает там, где все обладающие избирательным правом собираются в одном месте, обсуждая актуальные вопросы, и в результате голосования на основании большинства мнений принимается решение, что нужно будет делать всему обществу или его части. Однако недостатки этой системы видны как на ладони. Это может быть лишь маленький округ наподобие древнеафинского полиса или веча Новгородской республики. А где, скажем, можно собрать одновременно 50 миллионов человек, обладающих правом голоса? И как долго может тянуться это собрание, если каждый, предположим, будет говорить одну минуту? Сама такая идеальная система потребует, чтобы между народными собраниями кто-либо выполнял текущую работу, готовил следующее собрание и др.

Когда перед революционной Францией в XVIII в. встал вопрос, каким будет управление, идущее на смену королевской власти, Максимилиан Робеспьер написал:

«Демократия — это не такое государство, где постоянно собранный народ самостоя-тельно регулирует все общественные дела; ещё менее это государство, где сто тысяч народных фракций решали бы судьбу целого общества при помощи поспешных и противоречивых мер».

Итак, это должно быть хотя бы одно лицо, один «представитель», которого необходимо избрать. Следовательно, это будет уже не «прямая», в буквальном смысле, демократия. Подтверждение мы находим в современной Швейцарии, где прямая демократия является основой организации государства. Там между собраниями на один год избирают амтмана до тех пор, пока не собираются вновь все имеющие право голоса. Подобная форма правления получила название плебисцитарной демократии.

Как сказано выше, демократия, перемещаясь в массовое (обширные просторы страны; большое народонаселение; политическая, этническая, половозрастная смесь, которую мы сегодня именуем гражданами) общество, вынуждена фактически отказаться от античного образца прямой демократии, но отголоски общего правления (прямой демократии) сохранились не только в швейцарской политической системе, но и в так называемой плебисцитарной демократии. Суть ее такова: группа людей на профессиональной или выборной основе разрабатывает законопроект, а те, кто обладает избирательным правом, с помощью голосования решают судьбу данного законопроекта. Здесь есть существенная особенность. Решение при голосовании можно вынести лишь с помощью одного из двух слов: «ДА» или «НЕТ», изменение текста просто недопустимо. Конечно, эта система является очень дорогостоящей, но в свободных странах время и деньги не являются весомыми аргументами против участия граждан в управлении обществом. Есть и еще одно критическое соображение в адрес данной практики: постоянные голосования отнюдь не увеличивают политической активности граждан, тем более что не каждый вопрос, предполагающий обсуждение, касается некоторых из них непосредственно. Вдобавок сама эта система предполагает наличие политической зрелости гражданина, постоянной информированности большинства населения, что является в известной мере утопичным.

Наименование «плебисцитарный» происходит от латинского слова plebiscitum, означающего решение народа в рамках всенародного обсуждения или голосования.

Итак, по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры постепенно утверждалась форма, получившая название «представительное правление». В силу изложенных выше социальных причин, а также недостатков, свойственных двум первым системам, сегодня наиболее распространенной является «репрезентативная» (или представительная) демократия. Более того, появилось даже мнение заменить слово «демократия», как не отвечающее политической практике, словом «представительство». Чаще всего эта форма реализуется в виде парламентской системы. Представительная демократия основывается на выборах представителей народа, без которых, впрочем, как мы видели, не обходятся прямая и плебисцитарная демократии.

Представители как бы получают право от своих избирателей выражать их волю в течение определенного срока, являясь в этот период несменяемыми и обладая (в ряде стран) депутатской неприкосновенностью.

Что означает «парламент»?

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить). Дело в том, что после норманнского завоевания, начавшегося победой 14 октября 1066 г. Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, началось не просто господство норманнов, но и офранцуживание англосаксонской цивилизации. Впервые только в 1363 г. канцлер открыл заседание парламента речью на английском языке, но еще и в начале XVI в. английские законы писались по-французски. В первые столетия после завоевания сами короли и их жены были французами, военно-политическая знать была того же происхождения. Более того, даже средний класс постепенно осваивал французский язык, элементы французской культуры и образа жизни. Не удивительно, что короли произносили присяги на французском языке. Фактически этот язык стал политическим языком Англии.

Парламент — общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законо-дательные функции; высший выборный законо-дательный орган. В Велико-британии он называется парламент, в США — конгресс, в Норвегии — стортинг, в Швеции — риксдаг и т. д.
В большинстве стран состоит из двух палат.
 

Между тем сам английский парламент, ставший символом новой политической эпохи, которая продолжается и поныне, отнюдь не был первым представительным органом в западных государствах.

О народных собраниях, ограничивающих власть конунгов, у древних германцев писал еще римский историк Тацит, также были институты самоуправления и у англосаксов эпохи Римской империи. Достаточно долго просуществовали тинги у скандинавов. Там конунги руководили работой народных собраний,но решение принимали участники тинга. Первоначально тинги по объему управления и задачам скорее подходили под определение органов местного самоуправления. Однако в 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы.

Парламентаризм — система организации и функциони-рования верховной государ-ственной власти, характери-зующаяся разделением законодательных и испол-нительных функций при привилегированном положении парламента.

Но вернемся к истории английского парламента. Он возник в результате длительной борьбы и ряда компромиссов между королем, знатью и коммунами (городскими общинами, добившимися от феодалов прав самоуправления). Наиболее известными этапами этой борьбы был конфликт 1215 г. между королем Джоном — Иоанном Безземельным, братом Ричарда Львиное Сердце, и баронами закончившийся принятием Великой хартии вольностей. Не менее значимой была и гражданская война, разразившаяся в период правления Генриха III (1258 — 1267 гг.), которая привела к возникновению парламента (1265 г.). Именно в этом году по инициативе Симона де Монфора, графа Лейстера было созвано собрание, в которое входили по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от крупных городских коммун. Фактически это собрание должно было усилить позицию Монфора, воюющего против короля, и после гибели мятежника ему оставалось уйти в небытие. Тем не менее в 1267 г. уже сам король Генрих III собирает парламент. В 1295 году был созван «Образцовый парламент», в состав которого вошли по два представителя рыцарского сословия от 37 графств и по два представителя от городских коммун. С этого момента парламентские сессии становятся достаточно регулярными.

Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала необходимость формирования органа сословного представительства.

В XIV в. английский парламент становится двухпалатным, но лишь два века спустя появляются названия: палата лордов и палата общин. В этом же XIV столетии появляется должность спикера (англ. to speak — говорить), в чьи обязанности входило ведение заседания нижней палаты, представительские функции от ее имени в переговорах с королем и верхней палатой. Документы говорят о первом спикере Питере де ля Маре, в 1376 г. выступившем с резкой критикой короля. Понятно, что подобные выступления против короля и знати подвергали членов палаты общин риску быть арестованными по произволу, поэтому палата добивалась принятия закона о депутатском иммунитете. В XV в. английский парламент обрел постоянную прописку в Вестминстерском аббатстве Лондона.

Возникновение парламента, а особенно его функции и состав нашли отражение в духовной жизни английского общества. Так, в поэзии Вильяма Ленгленда (XIV в.) Парламент не только подает жалобу на Зло, обличает разбойничьи шайки (феодалов). При этом все слушают его, не шелохнувшись. Фактически Ленгленд был первым автором, поднявшим идею о таком необычном и важном явлении, каким стал (или должен был стать) парламент. Одним стихом он описал политическую систему Англии: король, окруженный своим народом. Рыцарство руководило им, могущество коммун предоставляло возможность царствовать. Итак, мы видим три элемента системы: король, парламент (рыцарство и коммуны) и народ. То есть на уровне средневековой идеологии появляется не просто посредник между королем и народом, возникает законная возможность оспаривать то, что называлось «божественным правом» королей. Одновременно на практике парламент приобрел три важнейших полномочия, ограничивающих королевскую власть: право на участие в издании законов, право решать вопросы о налогах в пользу королевской казны, право осуществлять контроль над высшими должностными лицами, более того, с конца XIV в. парламент добивается права возбуждать перед палатой лордов дела об отстранении от власти высших сановников за злоупотребления.

Наиболее драматичные события связаны с политической борьбой монарха и парламента эпохи Английской революции XVII столетия. Причины революции заключались не только в конфликте королевской власти и парламента. Тут и обнищание значительной массы народа в ходе раннебуржуазных преобразований, и влияние пуританской религиозной идеологии на умы людей. Однако факт остается фактом, король Карл Стюарт, продолжая политику отца Якова I, счел парламент лишним звеном не только в сборе налогов, но и в принципе противоречащим курсу королевской власти на абсолютизм. Карл I напрямую игнорировал решения парламента, а с 1629 по 1640 г. вообще не собирал его, налоги утверждались в то время указами самого короля, что противоречило не только традиции, но и интересам укреплявшегося буржуазного класса. С 1642 г. началась гражданская война, где с одной стороны выступала армия монарха, а с другой — армия парламента. Фактически и страна оказалась разделенной на две части, и на большей территории парламент установил de facto республиканское правление. Затяжная борьба закончилась окончательным поражением короля, и в 1649 г. Карл I был обезглавлен по решению трибунала. Так завершился один из ярких и наиболее драматичных эпизодов в истории парламентаризма.

Значительный вклад в разработку теоретических аспектов генезиса и функционирования законодательных (представительных) органов власти внесли Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Дж. Локк,
Ш. Монтескье,
Г. Гегель и другие мыслители древности, средневековья и нового времени.

Практически одновременно с Англией возникают подобные органы и во Франции. Отличие заключалось в основном в том, что в Англии все сословия платили налоги (поэтому распоряжение финансами давало парламенту реальную власть), во Франции же дворянство и духовенство были освобождены от налогов, и все бремя падало на так называемое «третье сословие». Создание Генеральных штатов во Франции выпало на время правления короля Филиппа IV Красивого, боровшегося против феодальной раздробленности, за укрепление Франции, что требовало не только новых источников налогов, но и политической поддержки. Описанная в романе М. Дрюона борьба короля против ордена Тамплиеров и Римского Папы имеет непосредственное отношение к возникновению Генеральных штатов. Именно этот общефранцузский сословно-представительный орган, впервые собравшись в 1302 г., должен был решить судьбу конфликта короля Филиппа Красивого и Папы Римского Бонифация VIII, которому подданные французского короля до той поры платили церковный налог. С XIV в. Генеральные штаты обретают тот облик, который сохранился до Великой французской революции, — три палаты, отделявшие сословия друг от друга. Если на первом этапе обсуждались вопросы политические — конфликт с тамплиерами и папой, то с 1314 г. в их обязанности вошло обсуждение проблем налогообложения. «Великий мартовский ордонанс» (1357 г. ) предписывал Генеральным штатам собираться дважды в год без особого указа короля. С конца XV в. во главу угла формирования был поставлен территориальный принцип (при соблюдении сословного представительства). Конечно, Генеральные штаты были менее заметным институтом, нежели английский парламент, степень влияния их была очень низкой. Не последнюю роль в этом сыграла активность провинциальных штатов, определявших критерии и виды налогов и не желавших делиться своей прерогативой с парламентом страны. С 1614 г. вплоть до Великой французской революции 1789 г. Генеральные штаты вообще не собирались.

Еще с XIII столетия
во французских
провинциях существо-
вали представительные органы, с 1230 г.
называвшиеся parlamentum.

Если на Европейском континенте парламенты возникали на основе политико-правовой традиции, то возникновение Конгресса США обязано своим появлением, прежде всего, революционной идеологии, а уж затем традициям, сложившимся все в той же Европе. Колониальная британская власть не только не поспевала за социально-экономическими изменениями в американских колониях, но и нередко сознательно их тормозила. В результате в 1775 г. началась война за независимость Соединенных Штатов, продолжавшаяся до 1783 г. В самом начале этой войны 4 июля 1776 г. в Филадельфии тринадцать штатов приняли «Декларацию независимости» нового государства. Особое внимание молодое государство уделяло политическому строительству, а поскольку большинство держав того периода были монархиями, как и Великобритания, и этот опыт воспринимался негативно, то надо было обосновать необходимость республиканского строя новой страны. Как и в революционной Англии, обоснование было найдено в Библии. Каждый человек греховен по своей природе, поэтому нельзя отдавать всю власть одному человеку, должна быть создана республиканская система, где бы законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены и сдерживали монархические аппетиты друг друга. Каждый человек греховен, поэтому новое государство должно быть федеративным, где штаты ограничивали бы экономические и политические аппетиты центральной власти. Каждый человек греховен, поэтому в основе соблюдения прав всех и каждого в этой стране должна лежать писаная Конституция. Все это объяснимо, так как изначально государство возникло как союз тринадцати независимых штатов, разных по величине, населению, экономическим потенциалам. Ряд политологов называют создание двухпалатного американского Конгресса «великим компромиссом». Были удовлетворены интересы малых штатов: каждый штат в верхней палате отныне был представлен двумя сенаторами, но в Палату представителей, которая изначально получила право законодательства в сфере налогообложения, конгрессмены избирались пропорционально количеству населения штата. Сначала сенаторов выбирало законодательное собрание каждого штата, но после 1913 г. все население штата получило право выбирать сенаторов. Сенаторы выбираются сроком на шесть лет, но каждые два года происходит ротация — треть состава верхней палаты обновляется. Членов Палаты представителей выбирают на два года, и их перевыборы происходят для всех одновременно. Американская парламентская система оказала существенное влияние на формирование новых парламентов в различных уголках земного шара, так как в большей степени соответствовала духу времени.

Отцы-основатели США
принимали часть устраивавших американцев британских политико-правовых традиций, бытовавших в колониях, но отвергали все английское, что противоречило духу свободы новой страны.

Резюме

  • Парламентская форма представительного правления сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.
  • Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходившим от «parler» (говорить).
  • В 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы. Английский парламент возник в ходе гражданской войны в период правления Генриха III в 1265 г. Другими историческими формами парламента являются Генеральные штаты, впервые созванные во Франции в 1302 г. по инициативе короля Филиппа Красивого, и Конгресс США, возникший в ходе борьбы за независимость американских колоний Англии в XVIII в.

Литература

  1. Илберт К. Парламент: Его история, организация и практика. — Пг., 1915.
  2. Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. Тт. I — III. — СПб., 1906.
  3. Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. Родовой строй и государство в Исландии. — М., 1957.
  4. Романов Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность. Учеб. пособие. — М., 2002.
  5. Согрин В.В. Политическая история США. — М., 2001.
  6. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. — М., 1994.
  7. Хачатурян Н. А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. — М., 1976.
  8. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи. — СПб., 1908.
   

Материалы к лекции 1. Зарождение и развитие парламентаризма

  • Рабочая программа. Лекция 1.
  • Тестовые задания. Лекция 1.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Генеральные штаты, 1614 | Encyclopedia.

com

Генеральные штаты 1614 года были последним собранием этого представительного учреждения перед судьбоносным собранием 1789 года накануне Французской революции. В средние века и английский парламент, и французские Генеральные штаты развивались из королевского совета. В Англии парламент взял на себя две функции совета, выполняя функции консультативного органа и верховного суда. Во Франции постоянно действующий орган, известный как парламент, стал верховным судом, а Генеральные штаты, впервые заседавшие в 1302 году, стали совещательным органом, который собирался лишь изредка.

Генеральные штаты представляли собой собрание выборных представителей трех сословий (духовенство, дворянство, простолюдины). Он собирался по созыву короля, который созывал его только тогда, когда ему требовались экстраординарные доходы или особая поддержка (последний раз в 1484, 1560, 1576 и 1588 годах; последние три из-за религиозных войн). Правительства не хотели созывать Генеральные штаты из-за опасений, что они могут стать регулярно собирающимся органом с четко определенными полномочиями.

Депутаты Генеральных штатов избирались по сложной, многоступенчатой ​​системе и являлись на собрание со списками жалоб (cahiers des doléances) , составленный теми мужчинами, которые были избирателями. Традиционно правительство просило поддержки и денег, а взамен обещало благосклонно отреагировать на недовольство.

Генеральные штаты 1614 года были созваны в феврале того же года регентским правительством во главе с Марией Медичи, женой Генриха IV (убитого в 1610 году) и матерью Людовика XIII. Поводом послужило восстание, организованное Людовиком II де Бурбоном, принцем Конде. Цель состояла в том, чтобы лишить Конде народной поддержки и сохранить правительство регентства до тринадцатого дня рождения Людовика XIII, когда он, теоретически, станет достаточно взрослым, чтобы править от своего имени, и оправдание Конде в спасении второстепенного короля от плохих советников исчезнет.

Марии Медичи (которую консультировали несколько бывших советников Генриха IV) удалось повлиять на выборы с помощью сочетания пропаганды памфлетов, взяточничества и продолжительного турне молодого Людовика. Из 474 депутатов, явившихся на собрание Генеральных штатов в Париже, вероятно, только девять были сторонниками Конде.

Чтобы еще больше свести к минимуму возможность восстания, правительство регентства под разными предлогами откладывало собрание сословий до тех пор, пока 2 октября не было объявлено большинство голосов короля, а затем переносило место встречи из Сена в Париж. Правительство хотело, чтобы депутаты осудили Конде и официально одобрили действия бывшего регентского правительства Марии Медичи и нынешнего личного правительства Людовика XIII. Для этого, однако, он должен был позволить депутатам каждого из трех сословий составить традиционную сводку или общий отчет.0007 кассы.

Пока депутаты от каждого сословия обсуждали, что включить в их общий cahier, они советовались друг с другом по вопросам, представляющим особый интерес. Духовенство (Первое сословие) хотело, чтобы все депутаты просили о принятии во Франции декретов о реформе Трентского собора. Дворяне (второе сословие) были особенно обеспокоены продажей государственных должностей, особенно положений, которые могли сделать их наследственными, а также финансовыми злоупотреблениями. Третье сословие особенно интересовались налогами, дворянскими пенсиями и усилением королевского контроля над местными делами. В конце концов, депутаты согласились потребовать ограничения наследственности должностей, расследования настоящих и прошлых финансовых злоупотреблений и ограничения королевской власти в местных делах.

С 15 декабря по 16 января бизнесу сословий мешала резкая реакция Первого сословия на пункт, избранный Третьим сословием в качестве первой статьи своего общего -го кадье. Это была просьба к королю объявить основным законом, что никто на земле, кроме короля Франции, не имеет никакой власти над его королевством. Несмотря на поддержку статьи парламентом, королевское правительство вынудило третье сословие удалить ее и представить отдельно королю.

Причина действий правительства заключалась в том, что оно хотело покончить с Генеральными штатами как можно быстрее, прежде чем возникнут вопросы о прошлой или настоящей государственной политике или финансах. Правительство подтолкнуло депутатов к завершению своей работы и завершило собрания 23 февраля 1615 года. Большинство депутатов остались в Париже в надежде получить ответ на свои запросов. 24 марта им сообщили, что их самые важные просьбы будут немедленно удовлетворены: количество царских должностей будет сокращено, продажа царских должностей остановлена, а наследственные права на царские должности будут ограничены. Пенсии будут регулироваться, а финансовые злоупотребления будут расследоваться. На самом деле ничего из этого сделано не было.

Правительство разослало письма по всей Франции, в которых утверждалось, что депутаты были отправлены домой по их собственной просьбе, потому что их содержание обходилось слишком дорого, и что на cahiers будет дан ответ, как только они будут тщательно изучены. Этого не произошло, потому что правительство в первую очередь интересовалось выживанием, а не реформами.

Генеральные штаты 1614 года обычно считают неудачными, и депутаты несут большую часть вины из-за разногласий между тремя сословиями. Были разногласия. Духовенство хотело принятия декретов Трентского собора и защиты своих бенефициаров и налоговых льгот. Дворяне хотели восстановить свои феодальные, почетные и официальные привилегии. Третье сословие хотело утвердить независимость Франции, контролировать дворянство, контролировать местное самоуправление и распределять налоговое бремя. Тем не менее все три поместья представили программу, призывающую к реформе Римско-католической церкви, благотворительных учреждений и образования. Они хотели, чтобы основная социальная структура осталась на месте, но со снижением налогов и отменой финансовых злоупотреблений. Эти вопросы все еще будут актуальны, когда Генеральные штаты в следующий раз соберутся в 1789 году..

См. также Абсолютизм ; Класс, статус и порядок ; Семья Конде ; Генрих IV (Франция) ; Людовик XIII (Франция) ; Мария Медичи ; Ришелье, Арман-Жан Дю Плесси, кардинал ; Трент, Совет .

Хейден, Дж. Майкл. Франция и Генеральные штаты 1614 г. Кембридж, Великобритания, 1974 г.

——. «Использование политических брошюр: пример 1614–1615 годов во Франции». Канадский исторический журнал 21 (1986): 143–166.

Хейден, Дж. Майкл и Малкольм Гриншилдс. «Духовенство Франции начала семнадцатого века глазами самих себя и других». Французские исторические исследования 18 (1993): 145–172.

Майор, Дж. Рассел. Представительное правительство во Франции раннего Нового времени. Нью-Хейвен, 1980.

Дж. Майкл Хейден

Генеральные штаты | Определение, значение, смысл, встреча и история

Генеральные штаты

См. все средства массовой информации

Дата:
Апрель 1302 г. — 17 июня 1789 г.
г.
Связанные люди:
Филипп IV Пьер-Самюэль дю Пон

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда были созданы Генеральные штаты?

Первые Генеральные штаты собрались 10 апреля 1302 года, чтобы обсудить конфликт между французским королем Филиппом IV и папой Бонифаций VIII.

Какие три «сословия» Генеральных штатов?

  • Первое сословие состояло из римско-католического духовенства и было самой малочисленной группой, представленной в Генеральных штатах.
  • Второе сословие представляло дворянство, которое составляло менее 2 процентов населения Франции.
  • Третье сословие представляло подавляющее большинство населения Франции, от богатой городской элиты до ремесленников и крестьян.

Что такое четвертая власть?

Четвертая власть — это прозвище, данное прессе за неофициальную, но влиятельную роль в политике и общественной сфере.

Что привело к краху Генеральных штатов?

Когда в 1789 году Францию ​​охватила революционная паника, депутаты третьего сословия созвали совещательный орган, в который не вошли «привилегированные» классы (духовенство и дворянство). Это Национальное собрание будет служить французским парламентом в первые годы революционного периода.

Французская революция

Узнайте больше о Французской революции.

Теннисный корт Клятва

Прочтите об этом дерзком поступке представителей Третьего сословия, который подчеркнул слабость монархии при

Людовике XVI.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Генеральные штаты , также называемый Генеральные штаты , французский États-Généraux , во Франции дореволюционной монархии представительное собрание трех «сословий» или орденов королевства: духовенство ( первое сословие) и дворянство (второе сословие) — которые были привилегированным меньшинством — и третье сословие, которое представляло большинство народа.

Истоки Генеральных штатов следует искать в традициях совета и помощи, а также в развитии корпоративного представительства в 13 веке. Первое национальное собрание представителей трех сословий собралось в Нотр-Дам в Париже 10 апреля 1302 года для обсуждения конфликта между Филиппом IV (Красивым) и папой Бонифаций VIII. Собрание твердо поддержало короля, и за собранием последовал общенациональный опрос общественного мнения. В 1308 году представители трех сословий собрались в Туре, чтобы рассмотреть вопрос о подавлении тамплиеров, и они неоднократно созывались в последующие годы, особенно после смерти Людовика X в 1316 году, когда на повестке дня доминировали королевская преемственность и финансовые вопросы. В 1320 году поместья собрались в Понтуазе и Пуатье, в обоих случаях отказываясь предоставить Филиппу V субсидию для пополнения королевской казны.

Столетняя война выдвинула на передний план представительные институты по обе стороны Ла-Манша, но к тому времени стало ясно, что поместья слишком громоздки (и слишком неподатливы), чтобы стать органом согласия французской монархии. . В 1355 году Иоанн II созвал в Париже Генеральные штаты для сбора средств на продолжение войны против Англии. Эта фаза войны завершилась, когда Франция потерпела сокрушительное поражение в битве при Пуатье (19 сентября 1356 г. ), а Иоанн попал в плен к англичанам. Генеральные штаты, которым было поручено собрать средства для выплаты выкупа королю, воспользовались возможностью, чтобы предложить реформы, но эти усилия были отвергнуты дофином Карлом (позже Карлом V). Этьен Марсель, известный парижский купец, предпринял злополучную попытку заставить Карла подчиниться Генеральным штатам. Кульминацией махинаций Марселя стала Жакерия, крестьянское восстание, которое было жестоко подавлено в 1358 году. Марсель был убит в июле того же года. Абсолютизм был на подъеме, когда корона восстановила полный контроль. Та небольшая власть, которая оставалась у сословий, принадлежала местному уровню, поскольку провинциальные собрания было легче посещать и управлять ими, а также лучше придерживаться региональных обычаев. Людовик XI созывал Генеральные штаты только один раз, в Туре в 1468 году. После его смерти Генеральные штаты собрались в Туре в 1484 году. Это было важное собрание, в котором участвовало более 250 человек и впервые были представлены представители сельских районов. . Однако это мало что добилось, и корона не сдержала своего обещания снова собрать поместья в 1486 году. Людовик XII созвал Генеральные штаты всего один раз за свое 17-летнее правление.

К концу 15 века Генеральные штаты, можно сказать, приобрели свои основные черты, но они не были и никогда не станут институтом. Поскольку короли уже взимали постоянный прямой налог по всей Франции (taille), они могли обходиться без Генеральных штатов в обычное время после 1500 года. Франциск I, правивший с 1515 по 1547 год, никогда не созывал Генеральные штаты. , которые впоследствии встречались только во времена кризиса, например, во время религиозных войн в конце 16 века. Генеральные штаты 1614 г., проведенные во времена несовершеннолетия Людовика XIII, выявили одну из главных слабостей органа — неспособность трех орденов прийти к согласию из-за противоречивых интересов. Третье сословие отказалось дать согласие на отмену продажи должностей, если дворяне не откажутся от некоторых своих привилегий, и собрание закончилось безрезультатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *