Древняя Финикия: ее история, культура, религия
Где находится ФиникияНельзя сказать, что древняя Финикия занимала обширные территории, по сравнению с другими великими державами древности: Египтом, Вавилоном, Ассирией, Финикия владела лишь небольшим кусочком суши. На зато корабли финикийцев бороздили все Средиземное море, бывали на берегах Испании, Греции, Северной Африки и, возможно, даже выходили в Атлантический океан. Во всех портах Средиземноморья финикийские купцы вели интенсивную торговлю, а финикийские пираты прославились своей отчаянной храбростью. Именно с морем была неразрывно связана жизнь финикийцев, а саму Финикию вполне можно назвать первой великой морской державой древности и о ней наша сегодняшняя статья.
Где находится Финикия
Но давайте сперва ответим на вопрос, где находилась древняя Финикия на карте. Находилась Финикия на восточном побережье Средиземного моря на территории таких современных стран как Ливан и Сирия. Во время господства Римской империи территория Финикии была преобразована в римскую провинцию «Сирия», а позже финикийцы и вовсе слились с сирийским населением.
Финикия на карте мира.
История
Кем были первые финикийцы достоверно неизвестно. Хотя предки их проживали на территории государства Финикия еще в ІІІ тысячелетии до н. е. о чем свидетельствуют археологические раскопки.
Геродот и другие античные историки в качестве места происхождения финикийцев называют острова в Персидском заливе. И действительно, многие современные исследователи отмечают сходство языков ханаанейских (на которых собственно говорили финикийцы) и южно-аравийских. Разделение, возможно, произошло в ІV тысячелетии до н. е., когда часть южно-аравийских племен поселилась на восточном побережье Средиземного моря, месте во всех отношениях отличном. Природа давала древним финикийцам все возможности для благодатной жизни, земли, хотя было и немного, но та что была, славилась своей плодородностью, влажные морские ветры приносили дожди, делая тем самым ненужным искусственное орошение. Издревле в садах и огородах финикийцев росли финики, оливки, виноград, а по лугам бегали козы и овцы. Одним словом благоприятный климат Финикии был, безусловно, одним из главных достояний этой страны.
Благодатные условия для жизни привели к тому, что примерно в ІІІ тысячелетии до н. е. на территории Финикии начинают появляться большие и развитые города: Угарит и Арвад на севере, Тир и Сидон на юге, Библ в центре. Вскоре финикийские города превратились в культурные и торговые центры древнего мира, а появление их фактически означает начало расцвета финикийской цивилизации.
Что же касается происхождения самого названия «Финикия», то по одной версии оно происходит от древнегреческого слова «φοινως» что означает «пурпур», дело в том, что именно Финикия была поставщиком пурпурной краски, которая изготовлялась из специальных моллюсков, обитающих у ее берегов. По другой версии название «Финикия» происходит от египетского слова «фенеху», что означает «строитель кораблей».
Наибольшего рассвета Финикия достигла с выходом ее жителей в море. Финикийцы начали строить свои знаменитые большие килевые корабли, до 30 метров в длину, оснащенные также тараном и прямым парусом.
Примерно так выглядел финикийский корабль. На этих кораблях финикийские мореплаватели бороздили Средиземное море, финикийские купцы же начали вести интенсивную торговлю во всех портах Средиземноморья.
И вот уже финикийцы начинают основывать свои первые колонии: Кадис на побережье Испании, Утика на африканском побережье (современный Тунис), Палермо на Сицилии. На островах Сардиния и Мальта также сохранились остатки древних колоний финикийцев. Но самой знаменитой в истории оказалась финикийская колония Карфаген, в свое время дававшая прикурить даже римлянам (смотрите пунические войны). А вот интенсивное кораблестроение финикийцев имело одно из неприятных побочных последствий – исчезновение кедровых лесов Ливана, вырубленных практически под корень в качестве кораблестроительного материала.
Торгово-морская вольница финикийцев закончилась в VIII веке до н. е., когда Финикия была завоевана Ассирией. Финикийцы сдались практически без сопротивления, они скорее были готовы платить дань более могущественным соседям, при условии, что те не будут мешать их торговле, нежели вести кровопролитные войны за независимость.
С падением Ассирии Финикия перешла в состав персидской империи, затем же ее захватили войска Александра Македонского. Тут стоит вспомнить о крупнейшем городе Финикии – Тире, который в это время пережил долгую осаду, и никак не хотел сдаваться знаменитому македонскому полководцу.
Затем Финикия была захвачена уже армянским царем Тиграном, а после уже непобедимыми римлянами, которые превратили эту территорию в римскую провинцию Сирия. В это время Финикия сходит с исторической сцены.
Культура
Пожалуй, самое значимое культурное наследие древней Финикии для всего мира это алфавит. Да, именно финикийцы первыми придумали алфавит в его классическом понимании, распространили его по всей тогдашней ойкумене и так он стал в основе всех существующих поныне систем письма.
Финикийский алфавит – первый алфавит в истории.
Также финикийцы прославились производством пурпурной краски, которая, как мы писали чуть выше, и возможно дала им название. Почему пурпурная краска имела такое большое значение? Дело в том, что древние греки и многие другие народы Средиземноморья считали пурпурный цвет священным, и ткани пурпурного цвета пользовались большим спросом у них.
Высоко ценились также прекрасные изделия из золота и серебра, сделанные умелыми финикийскими ремесленниками, финикийское вино, изготовленное из лучшего финикийского винограда, знаменитое стекло из финикийского города Сидона, секретами производства которого владел узкий круг людей. Помимо своих товаров финикийцы интенсивно торговали тем, что вывозили из Греции, Египта, Малой Азии, а их порты были центрами международной транзитной торговли.
Относительно политического устройства, то древняя Финикия не была монолитным государством, а подобно древней Греции представляла собой совокупность независимых городов-полисов. Каждый финикийский город-полис был, по сути, отдельным маленьким государством, во главе которого стоял местный царь.
Города Финикии были обнесены стеной, в центре города обязательно находилось святилище и резиденция правителя. Поскольку площадь города была ограничена, дома строились плотно друг другу. Сами дома в Финикии обычно строились из глины, и были двух этажными, на верхних этажах жили хозяева, на нижних содержались различные запасы, кухонная утварь и жили рабы.
Снаружи финикийские дома расписывались специальной цветной штукатуркой. Также в центре улиц финикийских городов выкапывались специальные дренажные каналы, позволяющие содержать город в относительной чистоте.
Власть финикийских царей не была абсолютной, ее ограничивали советы городских старейшин. А на многие государственные должности претенденты и вовсе назначались через выборы, причем что интересно в выборах могли принимать участие только богатые граждане, бедняки права голоса не имели (на наш взгляд довольно мудрая система, ведь голоса «голотьбы» можно было подкупить разными подачками чем не раз пользовались в истории, как прошлого, так и совсем недавнего времени, в том числе и увы в нашей стране). Как мы видим, хотя во главе финикийского города-полиса и стоял номинально царь, по своему характеру финикийское общество было более склонно к демократии, нежели восточному деспотизму.
Религия
Религия древней Финикии была часть языческих семитских культов, которые отправлялись специальной кастой жрецов, занимающих особое положение в финикийском обществе. Что интересно знаменитый иудейский храм Соломона был построен по образу финикийских храмов, а в постройке его принимали непосредственное участие инженеры из финикийского города Тира (мудрый царь Соломон зная сколь высоко финикийское искусство в строительстве пригласил лучших мастеров оттуда).
Вот только различие между финикийской и иудейское религией было кардинальное, если иудеи верили в одного Бога, то финикийцы поклонялись целому пантеону богов. Многие из финикийских богов были взяты из религии древнего Египта и древней Греции, получив только финикийские имена: Молох, Мелькарт, Астарта и т. д.
Видео
И в завершение интересный документальный фильм об истории древней Финикии.
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.
Исторический сайт Путешествия во времени
Схожі статті:
Древняя Финикия. История
Древняя Финикия располагалась вдоль северной части побережья Средиземного моря. На этой территории земли были недостаточно хороши, чтобы заниматься пахотным земледелием, однако и те, что имелись, использовались достаточно интенсивно, ведь морские ветры приносили обильные дожди. Именно поэтому на территории Древней Финикии преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Древние финикийцы занимались и рыболовством, неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает «место рыбной ловли». Для страны ценными считались леса горного Ливана, ведь в них в изобилии произрастал кедр и другие ценные породы.
Каменные статуи
Племена, которые жили в Финикии, назывались ханаанеями. Название «финикиец» встречается уже в египетских иероглифах середины III тысячелетия до нашей эры в форме «фенех». Позднее древние греки применяли слово «фойникес», что означало «красноватые», «смуглые». Отсюда и пошло название страны.
К концу III тысячелетия в Финикии начинают складываться небольшие рабовладельческие государства. У каждого из них был портовый город. Одним из таких городов был город-государство Угарит. Располагался он южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию.
На острове южнее Угарита находился город Арвад. В центре финикийского побережья находился город Библ, который поддерживал связь с Египтом. Самые южные города Финикии — Сидон и Тир. Они постоянно враждовали между собой.
Гробница
Дальнейшему развитию городов Финикии способствовало их включение в середине II тысячелетия до нашей эры в состав мощной Египетской державы. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Ценными были и дубовые и кедровые леса Ливана — они давали отличный материал для кораблестроения. Также из дерева изготовлялись саркофаги, в которых помещались мумии вельмож Египта. Большую роль в торговле играло вино высокого качества, а также оливковое масло. Ценились и некоторые изделия финикийского ремесла, например, золотые и серебряные вазы, украшенные головами разных животных. А уже в I тысячелетии до нашей эры стали славиться финикийские стеклянные сосуды.
Финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивали ею шерстяные и льняные ткани. Впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма.
Главным богом в городах Финикии был бог неба, который назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох) или же «бог» (Эль). Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена — богиня Астарта. В культе Финикии долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причем в качестве жертв часто использовали детей, особенно грудных первенцев.
Когда Египетская держава Нового царства ослабла, финикийские государства снова обрели самостоятельность. После разрушения Сидона «народами моря», своего наибольшего расцвета достиг Тир, особенно при царе Хираме I. Он сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага. Финикийцы начали строить большие килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Предположительно, при Хираме началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря. А при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген. Он не только выступал в качестве объединителя городов северного побережья Африки, но и был центром борьбы с греками, которые в VIII веке до нашей эры начали очень активно проникать в западную часть Средиземного моря. В середине VII века до нашей эры карфагеняне обосновались на Балеарских островах и вскоре проникли в Сардинию. В конце VII — начале VI века до нашей эры началась более ожесточенная борьба с греками за Сицилию. Эта борьба продолжалась около трех столетий. В первой половине IV века до нашей эры карфагеняне покорили значительную часть Сицилии. Там они основали город Палермо. И в это же время они начали активное проникновение в Испанию. В результате старые колонии Тира перешли во владение Карфагена.
Со второй половины VIII века до нашей эры все финикийские города, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.
С конца VII века до нашей эры Египет и Вавилония стали снова усиливаться, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI века до нашей эры Финикия была включена в состав Персидской державы.
Первые правители Средиземноморья
До греков и римлян Средиземноморьем правили финикийцы. Ядром финикийской территории был город-государство Тир на территории современного Ливана. Финикийская цивилизация просуществовала примерно с 1550 по 300 г. до н. э., когда персы, а затем греки завоевали Тир.
Финикийцев прежде всего помнят как искусных мореплавателей и хитрых торговцев. Они использовали свое стратегическое положение на перекрестке восточной и западной культур, чтобы построить торговую империю, которая простиралась от Плодородного полумесяца на востоке, через острова Средиземного моря и на запад до Пиренейского полуострова и Атлантического океана.
У финикийцев не было центрального правительства. Подобно грекам, их цивилизация состояла из ряда независимых городов-государств. Их поселения и торговые партнеры располагались вдоль побережья Средиземного моря, касаясь трех континентов.
По словам Джонатана Прага, историка и содиректора Оксфордского центра финикийских и пунических исследований, их расположение на пересечении важных торговых путей является одной из причин, по которой финикийцы развили такие впечатляющие морские навыки.
«Они находятся в точке перехода товаров, торговли и людей из Средиземноморья», — говорит он.
Несмотря на то, что они занимают видное место в истории, исследователи знают о финикийцах немногое сверх того, что задокументировано другими цивилизациями. Сохранившиеся свидетельства «все касаются финикийцев как торговцев, что дает нам очень стереотипную картину», — говорит Праг.
Например, в «Одиссее» Гомера «», «» финикийцы изображены как «и опытные мореплаватели, и умные, но в то же время потенциально лживые торговцы», — говорит он.
Одним из основных источников информации о финикийской культуре является Геродот, греческий ученый, считающийся одним из первых историков в мире. Истории Геродота подтверждают упрощенное представление о финикийцах как о хитрых мореплавателях.
В одном рассказе Геродот говорит, что финикийцы плыли по Атлантическому океану к Британским островам, где торговали оловом. Когда они плыли, они увидели, что за ними следует греческий корабль. Финикийцы решили подплыть очень близко к мелководью и сесть на риф, чтобы, когда греки последуют за ними, они тоже оказались на мели. Таким образом, греки не могли узнать, откуда финикийцы взяли свое олово.
Затонувшие подсказки о Финикии
В последние годы археологи пытались заполнить пробелы в наших знаниях о финикийцах. Подводная археология играет особенно важную роль в изучении этой морской культуры. Но, несмотря на многочисленные усилия, поиск археологических свидетельств того, что в Средиземном море было захоронено 3000 лет, оказался сложной задачей.
Дебора Цвикель — подводный археолог из Института морских исследований им. Леона Реканти Хайфского университета в Израиле. Она специализируется на морской археологии, изучении строительства древних кораблей. Ее работа часто связана с раскопками кораблекрушений в районах, где путешествовали финикийцы.
Самое старое из изученных ею кораблекрушений — византийское место, найденное в лагуне Дор на побережье Израиля. Он датируется примерно 500 г. н.э. Ее коллеги из Института Реканти раскопали корабли, которые датируются 400 г. до н.э. Самые старые идентифицированные финикийские корабли — два торговых судна, найденных недалеко от прибрежного израильского города Ашкелон, — датируются 700 годом до н. э. Несмотря на подобные древние находки, Цвикел говорит, что подводных археологических свидетельств финикийцев мало.
«Большинство открытий случайны. Кто-то из кибуца пошел нырять и увидел большую кучу камней, которой там не место. Или иногда мы получаем информацию от рыбаков», — говорит она.
Цвикель и ее коллеги должны быть очень осторожны с остатками древних кораблей и артефактами, которые они обнаруживают. Праг говорит, что выживаемость древесины в древних средиземноморских затонувших кораблях низкая из-за teredo Navyis — корабельного червя — вида моллюска, который просверливает заболоченную древесину. Но у таких исследователей, как Цвикель, есть ряд методов, позволяющих разобраться в деликатных, редких археологических свидетельствах, которые они собирают.
«Мы документируем следы инструментов плотника, которые могут дать нам подсказку относительно метода строительства. Мы используем лабораторный анализ для определения пород деревьев. Это может дать вам ключ к пониманию того, откуда взялась древесина для строительства корабля. Мы также анализируем любые другие органические находки, такие как остатки пищи, которые там есть — это оливковые косточки, которые растут в Сирии, или оливковые косточки, которые растут в Египте? Это как головоломка. Иногда мы называем это «CSI», потому что собираем небольшие подсказки и начинаем собирать головоломку».
Учитывая ограниченное количество имеющихся свидетельств, археологи и историки проделали впечатляющую работу по сбору мозаики финикийской истории и самобытности. Праг указывает на археологические исследования финикийских поселений на территории нынешней Испании и Туниса, которые предполагают, что финикийцы могли иметь большее влияние на региональные методы ведения сельского хозяйства, чем считалось ранее.
С точки зрения понимания того, как они возникли как одна из первых истинно морских культур, Квикел считает, что археологические свидетельства будут говорить сами за себя по мере обнаружения новых финикийских кораблекрушений.
«Мой профессор сказал мне: «Позвольте кораблю вести вас». Не пытайтесь навязывать свои выводы кораблю, просто подождите и посмотрите, что подскажут вам подсказки», — говорит она. «Вы можете узнать, где был построен корабль или куда он плыл, и вы знаете, где он затонул».
Краткий факт
Финикийцы в Америке?
Финикийцы были выдающимися мореплавателями, успешно путешествующими по Средиземному и Красному морям, а также внутренним водным путям и срединно-атлантическому побережью. Некоторые историки, однако, считают, что финикийцы прошли весь Атлантический океан… более чем за 700 лет до Лейфа Эриксона и за тысячу лет до Христофора Колумба. Эти противоречивые теории основаны на интерпретации изображений на финикийских монетах и надписях коренных американцев. Обломки финикийских кораблей не были обнаружены в Америке, хотя легендарный исследователь Тур Хейердал и его команда успешно доплыли на осоковой лодке (Ra II) из Марокко до Барбадоса в 1919 г. 70, что доказывает, что древние мореплаватели могли воспользоваться Канарским течением, чтобы совершить путешествие с доступными ресурсами.
Краткий факт
Сначала оболочка или сначала кадр?
На протяжении многих лет морские археологи соглашались с тем, что древние корабли строились по методу «сначала корпус». В методе «сначала оболочка» сначала строятся внешние доски, образующие корпус («корабельный корпус»), а внутренний каркас добавляется позже. Археологи считали, что древние мореплаватели строили таким образом корабли примерно до 1025 г. н.э. Однако недавние находки в лагуне Дор в Израиле позволяют предположить, что переход к современному методу каркасного строительства мог произойти уже в 500 г. н.э. в Средиземноморском регионе.
Статьи и профили
История National Geographic: Царствование пурпура: страсть к пурпуру построила огромную торговую империю финикийцев
Веб-сайт
Институт морских исследований Леона Реканати
Кто были финикийцы? | История Сегодня
Народ, известный в истории как финикийцы, занимал узкий участок земли вдоль побережья современной Сирии, Ливана и северного Израиля. Они славятся своей коммерческой и морской доблестью и признаны основателями гаваней, торговых постов и поселений по всему Средиземноморскому бассейну. Однако отсутствие у финикийцев узнаваемой территории, однородного языка или общего культурного наследия означает, что, несмотря на то, что они были одним из самых влиятельных средиземноморских народов первого тысячелетия до нашей эры, их идентичность долгое время оставалась окутанной тайной.
В поисках финикийцев отправляет читателя в захватывающее приключение, чтобы узнать больше об этих загадочных людях. В этой увлекательной книге с использованием ошеломляющего массива свидетельств исследуется создание идентичности финикийцами и для них от Ближнего Востока до Ирландии, от бронзового века до поздней античности и далее.
Отправной точкой тома является подчеркивание отсутствия окончательных доказательств в поддержку представления о том, что финикийцы когда-либо идентифицировали себя как единая этническая группа или действовали как стабильный коллектив. Однако Куинн возражает против того, чтобы просто отвергать их как исторический мираж. Скорее, продемонстрировав, что финикийцы изначально были изобретением древнегреческих этнографических традиций, она показывает, как в эллинистический и римский периоды восточные и западные представления об этнической принадлежности размылись, что привело к тому, что некоторые города идентифицировали себя как «финикийские». Примечательно, что она также показывает, что те города, которые продвигали свое якобы финикийское наследие, делали это, потому что хотели передать политическое или культурное послание, а не потому, что они поддерживали концепцию специфически финикийской этнической принадлежности. Карфаген, например, воспринял свое «финикийское» наследие как способ повысить свой престиж и авторитет, укрепить свою власть в Северной Африке и побудить другие «финикийские» города присоединиться к нему в сопротивлении римскому империализму.
Книга состоит из трех частей. Первый сопоставляет современную картину финикийцев как целостного народа или культуры с совершенно другой историей, представленной в древних источниках. Показав, что нет прямых доказательств того, что кто-либо идентифицирует себя как финикийца до поздней античности, или что финикийцы когда-либо имели чувство общей идентичности, происхождения или родной земли, первая часть завершается исследованием внешних перспектив финикийцев, как представлено в классической литературе.
Во второй части акцент смещается с текстов на предметы и исследуется, как финикийскоязычные народы взаимодействовали друг с другом в своих родных городах и заморских поселениях. Куинн показывает, что, несмотря на отсутствие общей этнической идентичности, финикийцы использовали экономические и религиозные ассоциации для укрепления политических и культурных связей.
Заключительная часть опровергает распространенное мнение о том, что история Финикии подошла к концу с завоеваниями Александра Македонского на востоке и разрушением Карфагена на западе. Вместо этого он показывает, как возрос интерес к финикийцам в эллинистический и римский периоды. В заключительной главе исследуется, как заявления о финикийском происхождении со стороны современных народов, таких как Ливан и Тунис, повлияли и сформировали то, как воспринимались финикийцы.