Где ломоносов работал: Михаил Васильевич Ломоносов. К 225-летию со дня рождения

М.В. Ломоносов и Академия наук

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Лица эпохи
Детство и учеба М.В. Ломоносова
Учеба в Санкт-Петербурге
Учеба в Германии
М.В. Ломоносов и Академия наук
Химические исследования
Химическая лаборатория
Усть-Рудицкая фабрика
Мозаика
Физические исследования
Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию
Минералогия, геология и горное дело
Географическая наука
Литературное творчество
М.В. Ломоносов-историк
Фейерверки и иллюминации
Последние годы жизни
Потомки
Личные вещи
М. В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Служить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
О худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Оного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М. В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Именем М.В. Ломоносова названы
Памятные медали
Примечания
О проекте

Портрет М. И. Воронцова.

Автор живописного оригинала:

Л. Токке, гравер: Г.Ф. Шмидт.

Санкт-Петербург (гравировано при Императорской АН). 1758.

Бумага, гравюра резцом. ©  МАЭ РАН.

Портрет Георга-Вильгельма Рихмана.

Неизвестный художник.

Бумага, гравюра резцом.

©  МАЭ РАН.

Портрет Леонарда Эйлера. Автор живописного оригинала:

Э. Хандманн, гравер:

И.Штенглин. СПб (гравировано при Императорской АН). 1768. Бумага, гравюра. ©  МАЭ РАН.

Портрет Иоганна Бернулли.

Автор оригинала: Ю. Хубер, автор гравюры: Г.Ф. Шмидт. 

Франция, г. Париж.

1743. Гравюра резцом.

©  МАЭ РАН.

М.В. Ломоносов и Академия наук

 

В июне 1741 года Ломоносов возвратился в Санкт-Петербург и поселился на Васильевском острове в доме, принадлежащем ранее генералу Бону.

Его первой крупной научной работой был «Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Петербургской Академии наук». В Физическом кабинете Академии наук он проводил физико-химические опыты. Одновременно он сотрудничал в газете «Санктпетербургские ведомости» как переводчик.

В 1742 году Ломоносов стал адъюнктом по классу физики и приступил к созданию первого в России учебника по экспериментальной физике. «Вольфианская экспериментальная физика» вышла в свет в 1746 году и долгое время оставалась единственным учебником экспериментальной физики на русском языке. По нему учились несколько поколений студентов и гимназистов различных учебных заведений России.

Поясной портрет П.И. Шувалова. 

Автор гравюры: Г.Ф. Шмидт.

Санкт-Петербург. 1760.

Бумага, гравюра резцом.

©  МАЭ РАН.

Страница 11

М.В. Ломоносов и его время

Ломоносов Михаил Васильевич

1711 — 1765

(1711 — 1765)

Место рождения

д. Мишанинская Куростровской волости Двинского у. Архангельской губ.

Место смерти

Санкт-Петербург

Место захоронения

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века

Образование
  • Славяно-греко-латинская академия в Москве
  • Академический университет. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739)
Учителя
  • Г.В.Крафт
  • И.Генкель
  • Х.Вольф
Годы работы в университете

1741 — 1765

Этапы карьеры в университете

  ДолжностьПодразделениеФакультет
17411745АдъюнктАкадемия наук
17451747Профессор химииАкадемия наук
17471765АкадемикАкадемия наук
17581765Руководитель учебной и научной частью АкадемииАкадемия наукфактически Л. являлся ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии.

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Родился в семье крестьянина-помора. До 16 лет занимался самообразованием, прочел «Арифметику» Л. Магницкого, «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого и «Псалтырь рифмотворную» С. Полоцкого. В декабре 1730 г. вместе с рыбным обозом ушел в Москву и, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Получив хорошую подготовку по древним языкам и гуманитарным наукам, Л. в числе 12 лучших студентов Академии был направлен в Академический университет, где с января 1736 г. обучался около 10 месяцев. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739) по гуманитарным и естественным наукам под руководством физика и философа Х. Вольфа. В 1739-1740 гг. учился во Фрайбурге у И. Генкеля химии и горному делу. Карьера в университете: В 1741 г. Л. вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом Академии наук по физике. Тогда же начал читать в университете курс основ металлургии. С сентября 1742 г. читал публичные лекции, комментируя «руководство к географии физической» Г.В. Крафта и приватно «давал наставления» в химии и натуральной истории о минералах, а также «в стихотворстве и штиле российского языка». В 1742 г. Л. составил для своего первого слушателя Мартина Клейнфельда пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел» (напечатано в 1763 г.). В 1745 — профессор химии, с 1747 г. — академик, занял место И.Г. Гмелина. С 1745 г. первым из профессоров начал читать для широкой публики лекции на русском языке, по физике. В 1748 г. по предложению Л. на 2-й линии Васильевского острова была построена лаборатория для занятий со студентами естественными науками. В апреле 1749 г. Канцелярия Академии утвердила новый учебный план для университетских студентов, по которому Ломоносов должен был читать химию. С 1752 г. Л. начал вести со студентами занятия по разработанному им курсу «Истинной физической химии» с демонстрацией физико-химических опытов на специально изготовленных инструментах. С начала 1750-х гг. основные организационные усилия Л. были направлены на реформирование преподавания в академических Университете и Гимназии. В 1757-1760 гг. он составил несколько проектов регламента для Академической гимназии, где, в частности, настаивал на совместном обучении дворян и разночинцев, устройстве платного пансиона для учеников по образцу западных учреждений и «российских классов» — цикла занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории. По регламенту Л. гимназия подразделялась на три класса: высший, средний и низший. Переход из одного класса в другой производился только после полного усвоения изучаемых предметов. Не было возрастных ограничений при приеме: наряду с шести- и семилетними детьми принимались взрослые юноши до 29 лет. Л. требовал преподавания латыни, арифметики, геометрии и географии на русском языке, философии – на латинском, изучение которого было углублено. После успешного окончания Гимназии, ученики переходили в Университет. Л. участвовал в создании нового Регламента и штата для университета. Реорганизация Университета, по его проекту предполагала не только пересмотр прежнего Регламента, но и издание особого акта верховной власти, где были бы перечислены даруемые Университету «привилегии», по примеру европейских университетов, и, наконец, проведение «инавгурации» Университета — торжеств с оглашением акта об университетских привилегиях. Основным нововведением в проекте Л. было разделение Университета на три факультета, а студентов на три класса (т. е. курса). Программа преподавания, намеченная Л., включала такие предметы как русское право, химия, ботаника, анатомия, восточные языки, которые не предусматривались Регламентом 1747 г. Проекты университетского и гимназического Регламентов были представлены Л. Предиденту АН и одобрены им, но их обсуждение в Академической канцелярии затянулось. В то же время 24 марта 1758 г. Ломоносов был назначен руководителем учебной и научной части Академии, т. е. фактически ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии. Л. употреблял различные меры поощрения способных гимназистов и студентов к учению, занимался подбором педагогического персонала, настаивал на проведении испытаний учеников в присутствии инспектора и ректора Гимназии, а в старших класах в присутствии членов Канцелярии и специально назначенных профессоров Университета. В число учителей гимназических классов были введены адъюнкты Академии С. Румовский и М. Сафронов, ученики Л. Эйлера, а также наиболее подготовленные студенты Университета, которые за свои педагогические труды получали прибавку к студенческому жалованью. Эти меры превращали Гимназию в органическую часть Университета, что было организационно закреплено вскоре после смерти Л. Стараниями Л. изменился сословный состав студентов и гимназистов, среди которых появилось много способных молодых людей, происходивших из государственных крестьян, солдатских детей, низшего слоя церковнослужителей. Л. добивался строительства для гимназии и университета собственных зданий в территориальной близости к Академии. Когда в 1757 г. возникла мысль об объединении всех департаментов Академии на Стрелке Васильевского острова, Л. вместе с академическим архитектором разработал планы и смету строительства. Хотя этот проект остался в чертежах, Университет и Гимназия в ноябре 1765 г., уже после смерти Л. были возвращены с Троицкого подворья на Стрелку Васильевского острова, в в отремонтированный дом барона Строганова, который с 1747 г. арендовала Академия. Имея личное поручение Президента Академии К.Г. Разумовского, Л. заботился об Университете и Гимназии, вникал в бытовые и учебные дела студентов, способствовал лучшему материальному обеспечению их жизни и всесторонней мотивации их к занятиям наукой. В то же время были повышены требования к абитуриентам, принимаемым в Университет. Во время единоличного заведования учебной частью Академии наук (1758-1765) Л. сделал научную специализацию более последовательной, предоставляя студентам право слушать лекции лишь по той специальности, в которой «каждый по склонности и силам своим мог бы. .. надлежаще оказать отечеству успехи». По своим предпочтениям с 1758 г. студенты разделились на три примерно равные группы: первая специализировалась в физико-математических науках, вторая в медицине и ботанике, третья – в истории и филологии. Условием повышения качества обучения Л. считал его индивидуализацию. Академикам было вменено в обязанность обучать «старших студентов» по индивидуальным учебным планам и проводить экзамены в присутствии всех профессоров и адъюнктов. За время руководства Л. в студенты были произведены 24 питомца преобразованной им Гимназии. Из Университета за 1751-1765 гг. были выпущены переводчиками 14 студентов, определены адъюнктами в Академию 10, 3 человека защитили магистерские диссертации, 3 – стали преподавателями в учебных заведениях, 1 – определен лаборантом, 1 – корректором в типографию. При Л. упрочились связи Академического университета с зарубежными университетами, укрепилась его материальная база: возникли химическая лаборатория, анатомический театр, «ботанический огород». Карьера вне университета: Основным предметом занятий Л. до 1754 были физико-химические исследования (в частности, химия стекла), главным образом, в открытой им в октябре 1748 г. Химической лаборатории. Их результаты Л. публиковал в академических изданиях («Commentarii» и «Novi Commentarii») и докладывал в публичных заседаниях Академии. Кроме популяризации знаний выступления Л. играли большую роль в развитии светских ораторских жанров. 6 сентября 1751 он произнес «Слово о пользе химии», пропагандирующее ее прикладное значение, 26 ноября 1753 г. «Слово о явлениях воздушных», посвященное памяти Г.-В. Рихмана , где изложил свою теорию атмосферного электричества, 1 июля 1756 г. — доклад по астрономии – об открытии атмосферы вокруг Венеры, изобретении нового телескопа, а также «Слово о происхождении света», в котором доказывалась волновая природа света. 19–20 августа 1757 г. Л. было произнесено «Слово о рождении металлов», излагавшее основные принципы геологии и теорию землетрясений. С географическими работами Л. Было связано «Рассуждение о большой точности морского пути», произнесенное 8 мая 1759 г. В последнем своем публичном выступлении «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (6 сентября 1760 г.) Л. изложил основные положения закона сохранения вещества. Кроме научных работ Л. как член Академии наук выполнял множество обязанностей: он выступил корректором календаря на 1746 год, с 6 мая 1748 по 23 марта 1751 проверял переводы иностранных известий для «СПб. ведомостей»; до начала 1750-х гг. регулярно переводил с немецкого на русский язык работы Г.-В. Крафта и Г. Гейнзиуса, обогащая научный язык новой терминологией, а также описания иллюминаций и др. сочинения Я. Я. Штелина, до начала 1762 г. редактировал переводы и сочинения академиков и посторонних авторов. Неутомимая деятельность по реформированию учебных заведений Академии и ее самой и конфликтный характер Л. поставили его в оппозицию Академической канцелярии и многим коллегам по АН, главным образом, немцам. В поисках покровительства и поддержки своих проектов Л. обращатлся к императрице Елизавете Петровне, при посредничестве М. И. Воронцова и И. И. Шувалова, позже к Екатерине II при поддержке Г. Г. Орлова. 28 августа 1750 г. в Царском Селе на приеме у Елизаветы Петровны Л. беседовал с ней о значении науки для российской промышленности. В 1763 г. он лично вручил Екатерине II план организации экспедиций для составления «Российского атласа». С 1760 г. основным местом его работы становится Географический департамент Академии. Л. разработал план получения физико-географических и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Кроме занятий по картографированию империи Л. систематизирует материалы о ее хозяйственно-экономическом положении. Из последних проектов Л. известен лишь трактат «О сохранении и размножении русского народа» (1761), более ста лет не публиковавшийс целиком по соображениям цензуры. Автор предлагал в нем систему законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1758 Л. было также поручено «смотрение» за Историческим собранием АН.

Награды

Избран почетным членом Шведской АН (1760), Болонской АН (1764), почетным членом С.-Петербургской Академии художеств (1763). Обсуждался вопрос о его избрании в Парижскую академию. Весной 1753 г. получил землю с приписанными к ней 200 душами 15 декабре 1763 Екатерина II пожаловала Л. в ст. советники. Доказательством признания его заслуг было посещение императрицей дома ученого 7 июля 1764 г. В 1948 г. Ораниенбаум переименован в г. Ломоносов, Чернышев мост, Чернышева площадь и Чернышев переулок переименован, соответственно, в мост, площадь и улицу Ломоносова, его имя носят также улицы в пригородах Петербурга, станция метро «Ломоносовская», ряд промышленных предприятий. Именем Л. названы также течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. В 1949 г. в здании Кунсткамеры, где с 1741 г. работал Л. , бы открыт музей М.В. Ломоносова. Памятники Л. установлены на площади г. Ломоносова (1892, скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин) и на Университетской набережной (1986, скульптор Б. А. Петров, В. Д. Свешников, архитекторы Э. А. Тяхт, И. А. Шахов). В 1956 АН СССР учредила в качестве высшей награды за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук две золотые медали, причем одна из них присуждается отечественным, другая — зарубежным ученым.

Область научных интересов, значение в науке

Научное творчество Л. отличалось многообразием. Будучи ученым-энциклопедистом, сочетая теотерические и прикладные исследования, Л. выступал как химик, физик, астроном, геолог, географ, историк, а также теоретик русского языка и стихосложения. Наряду с научными исследованиями Л. занимался литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий. В 1753 Л. основал первую в России фабрику мозаики, создал несколько мозаичных картин. Наиболее известно его панно «Полтавская баталия» (1762-1764, ныне в здании АН) и ряд портретов. Л. занимался популяризацией трудов западных ученых. Перевел раздел работы Л.-Ф. Тюмминга «Основание Волфианской философии, составленное для академического пользования», под названием «Христиана Вольфа сокращенная экспериментальная физика, с латинского на российский язык переведенная», которая была опубликована в 1745 г. Этот перевод стал первым учебником по экспериментальной физике на русском языке. Тем самым в практику обучения были введены десятки важнейших физических понятий на русском языке. В ряде филологических трудов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) Л., развивая идеи В. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему силлабо-тонического стихосложения, в «Кратком руководстве к красноречию» (1748) разработал свод правил построения художественной речи и предложил теорию тропов. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. разграничивает старославянский и русский языковые горизонты, систематизирует лексику, определяет стилистическую окраску «штилей» и их функции. Его «Русская грамматика» (1755—57) стала одной из первых научных книг о русском языке. В своих торжественных речах («Слово похвальное… государыне императрице Елизавете Петровне…», 1749; «Слово похвальное… государю императору Петру Великому», 1754-1755) Л. на практике воплощал свои теоретические идеи. Л. был крупным историком своего времени. Русской историей Л. занимался с 1749 г., но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751. Его основные сочинения – «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ч. 1-2. (1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749-50), «Краткий российский летописец с родословием» (1760). Ломоносов написал также «Замечания на «Историю …» Вольтера» (1757-60, изд. 1829) и на «Сибирскую историю» Г. Ф. Миллера (1751). Стимулом к самостоятельным историческим занятиям для Л. послужило пожелание Елизаветы Петровны видеть российскую историю, написанную «штилем». Написание этого труда заняло 4 года, а с 1758 г. началось его печатание. Незаконченная, лишенная научного аппарата книга вышла в 1766 с кратким предисловием А.Л. Шлецера. С точки зрения методики «История» уступает работам Миллера и Шлецера. Для Л. характерно отсутствие критики источников, произвольная компиляция летописных свидетельств. Достоинством книги являлись ее литературный стиль и сама попытка освещения раннего периода русского средневековья. «Древняя Российская история…» сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и религии восточных славян позволил Л. заключить о множестве сходных элементов. Л. был сторонником сарматской теории этногенеза славян. Л. различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, в связи с чем делил историю России на 6 периодов: 1-й период- «до Рюрика» (ему посвящена 1-я часть «Древней российской истории», где доказывается, что создателями Киевского гоударства были не скандинавские завоеватели, а местные, в основном, славянские и отчасти угро-финские племена. 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава Мудрого, 3-й — до нашествия Батыя, 4-й период — до княжения Ивана III, 5-й период — от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича, 6-й период — от Петра I до Елизаветы Петровны. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Л. составил «Краткий российский летописец с родословием», где в сжатой форме излагались основные события русской истории с 862 по 1725 г. Книга создавалась, вероятно, как учебное руководство для великого князя Павла Петровича. Удобная для преподавания форма обеспечила «Летописцу» редкий успех. Еще при жизни Л. «Летописец» был переведен на немецкий, а позже на английский язык. В полемике с Г.Ф. Миллером Л. выступал с критикой норманнской теории, обвиняя его в умышленном принижении русского народа в своих исследованиях. Исходя из того, что «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики, а в русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков, Л. считал, что «варяги», упоминаемые в «Повести временных лет», приглашенные во главе с Рюриком на княжение в Новгород, были не скандинавами, а балтийскими славянами. Осенью 1757 Л. по поручению составил замечания на рукопись «Истории Петра Великого» Вольтера и готовил для него материалы о стрелецких бунтах, самозванцах, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, правлении царевны Софьи.

Диссертации

Год защитыТип диссертацииНазвание диссертации
1739Докторская«О различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул»Диссертация по физике
1745Докторская«О светлости металлов», «Размышления о причине теплоты и холода», «О действии химических растворителей вообще», «Попытка теории упругой силы воздуха»Диссертации для получения звания профессора в Академии наук

Основные курсы

Факультет преподаванияНаименование курса
1741Академия наукОсновы металлургии
1741Академия наукФизика
1742Академия наукРуководство к физической географии
1742Академия наукСтихотворство и стиль российского языка
1742Академия наукХимия, естественная история
17521754Академия наукИстинная физическая химия

Ученики
  • А. П. Протасов
  • В.Ф. Зуев
  • И. И. Лепехин
  • П. Б. Иноходцев
  • С. Я. Румовский
  • С.К. Котельников

Основные труды

Полное собрание сочинений: В 11 т. / АН СССР ; глав. ред. С. И. Вавилов, Т. П. Кравец. М.; Л., 1950-1983.

Полное собрание сочинений: В 10 тт. 2-е изд., испр. и доп. / Гл. ред. Ю.С. Осипов. Науч. ред.: В.Г. Смирнов (отв. ред.), П.В. Ильин, Э.П. Карпеев М.В. Семиколенных, Г.И. Смагина, В.С. Соболев, И.Б. Соколова, Н.Г. Сухова и Д.А. Щеглов и др.. СПб.: Наука, 2010-2012.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: 

Библиография изданий сочинений М. В. Ломоносова на русском языке / Сост. Г.З. Кунцевич. Пг.,1918. 232 с. 

Материалы по библиографии о Ломоносове на русском, немецком, французском, итальянском и шведском языках / Сост. А. Г. Фомин, К. Дукмейер, Г. Эллис, А. Мартен и А. Иенсен. Пг.: Тип. Рос. акад. наук, 1915. 215 с. 

Лит.: 

Пекарский П. П., История императорской Академии наук.  Т. II. С. 259-963.

Билярский [П. С.] Материалы для биографии Ломоносова.  СПб., 1865. 104, 820 с. 

Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л. Изд-во Акад. наук СССР, 1962.

Кулябко Е. С., Бешенковский Е. Б. Судьба библиотеки и архива М. В. Ломоносова. М.-Л., 1975.  227 с. 

Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Сост. В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова; Под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского, В. Л. Ченакала.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 436 с. 

Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. Сост. Л. Б. Модзалевский; Под ред. Г. А. Князева. М.-Л., 1937.  404 с. 

Курмачева М. Д. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975; 

Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981; 

Langevin L., Lomonossov, 1711—1765, sa vie, son oeuvre, P., 1967

Shütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 1970; 

Mikhail Vasil’evich Lomonosov on the corpuscular theory, ed. by Н. Leicester, Camb., 1970.

 

Архив, личные фонды

ПФА РАН. Ф. 3, 20 (1242 ед. хр.). 

ЦГАЛИ. Ф. 1625 (27 ед. хр.)

Составители и редакторы

Т.Н.Жуковская, Д.А. Сосницкий

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв. ): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

История геологии—Ломоносов

Основные работы

Его основная научная работа была связана с физической химией. Он поддерживал «атомно-молекулярную» теория вещества и «молекулярно-кинетическая» теория тепла. Последний был предшественником термодинамики, развившейся в следующем столетии. Ломоносов был лидером развитие количественной химии и физики. Он интересовался оптикой и астрономия. Во время прохождения Венеры по Солнцу 26 мая 1761 года он обнаружил, что Венера обладает атмосферой. Обе его самые важные геологические публикации были написано на латыни.
  • Слово об образовании металлов от подземных толчков (1757).
  • О слоях Земли (1763), приложение к трактату по металлургии.
Ломоносов поддерживал основной принцип закономерного, непрерывного развития природа. Он считал, что природная среда не статична и не неизменна. народное поверье того времени. Он считал, что древнюю геологию следует интерпретировать сравнению с современными геологическими процессами, подход, который он назвал актуалистичный метод . Этот подход имел много общего с более поздней концепцией Хаттона. униформизм . Ломоносов впервые четко разделил геологические процессы на внешние (экзогенный ветер, дождь, реки, ледники и др.) и внутренние (эндогенно-тектонические движения, вулканы и др.). В то время большинство считало, что Земная кора была неподвижна. Ломоносов различал как медленное коробление земной коры, (эпейрогения) и горообразование (орогенез).

Ломоносов проявлял особый интерес к минералогии еще со времен своего немецкого образования. Он заметил естественные группы или проявления некоторых рудных минералов и отметил, что определенные минералы обычно указывают на присутствие других минералов. Сейчас это явление называют парагенезис общий генезис родственных минералов. Его статья о рассуждениях о твердость и текучесть тел описывает геометрические устройства для упаковки сферы (атомы) в кристаллической решетке. Он отметил постоянство межфазной границы кристалла. углы. Ломоносов также применил химический анализ для определения генезиса различных горных пород. и доказали органическое происхождение почвы, торфа, угля, нефти и янтаря.

Российское образование

Ломоносов стремился обновить качество российской науки и образования. Он пытался, но безуспешно, основать университет. В Санкт-Петербурге. В конце концов ему удалось основать то, что сейчас называется Московским государственным университетом. 1755 г. Этот университет, официально названный именем Ломоносова, находится на вершине российской система высшего образования. В 1765 году Ломоносов простудился и умер в возрасте 54 лет. Похоронен на кладбище с. Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге, Россия.
Слева: парадный вход в главный корпус Московского государственного университета, Россия. Массивное сооружение было возведено в сталинские годы как памятник советской достижение. Справа: задняя сторона главного корпуса Московского государственного университета, Россия. Фотографии © Дж.С. Абер.

Историческая оценка

Ломоносов был хорошо оценен современными ему европейскими учеными. Его сделали почетным член Шведской академии наук в 1760 году и стал почетным членом Болонской академии наук в 1764 году. Он занимает центральное место в истории русской наука. Ломоносов увековечен во многих топонимахАрктический подводный хребет, Атлантический тока и др. Российская академия наук награждает Ломоносова почетными медалями в области научных достижение одного российского и одного иностранного ученого. При этом он даже не упоминается в нашем учебнике (Фаул и Фаул 1983)оплошность.

Вернуться к программе или расписанию по истории геологии.
© Дж.С. Абер (2017).

МГУ (английский)

Московский государственный университет им. 1 Московский государственный университет

Ломоносова Московский государственный университет — одно из старейших высших учебных заведений России, Московский университет был основан в 1755 году. практически все отрасли современной науки и гуманитарных наук. Его студенты могут выбрать одну из 128 квалификаций на 39 факультетах, а аспиранты могут специализироваться в 18 отраслях естественных и гуманитарных наук и в 168 различных областях. Общее количество студентов МГУ превышает 40 000 человек. Разного рода учебные курсы и научно-исследовательская работа проводятся в музеях МГУ, его филиалах в различных точках России, на научных судах и т. д.

Данная программа предназначена для желающих поступить на один из факультетов МГУ или подготовиться к обучению в бакалавриате или аспирантуре. В программу входят: Общий курс русского языка, Курс русского языка для академических целей, Курсы по предметам гуманитарного и естественнонаучного профиля.

Размеры классов остаются небольшими. Группы формируются не более чем из 10 учащихся на занятиях по русскому языку и не более чем по 20 учащихся на занятиях по другим предметам. Академическая программа включает занятия пять дней в неделю по 6-8 академических часов в день. Курс может длиться один учебный год (два семестра) или полтора академических года (три семестра). В конце учебного года студенты сдают экзамены по русскому языку и предметам своей специализации. После сдачи курсовых экзаменов студенты получают соответствующие сертификаты. Это позволяет им поступить на один из основных факультетов МГУ по специальности.

Годовая программа:

  • Продолжительность обучения: сентябрь/октябрь 2023 г. – июль 2024 г.
  • Дата начала: сентябрь – октябрь.
  • Экзамены: июнь 2024 г.
  • Стоимость обучения: 7000 долларов.
  • Уровень русского языка: Все уровни.

Расширенная программа:

  • Продолжительность обучения: март 2024 г. – июль 2025 г.
  • Каникулы: июль – август 2024 г.
  • Дата начала: 1 марта – 30 марта 2028 г.

    5 Экзамены: июнь 2025 г.

  • Стоимость обучения: 8900 долларов США.
  • Уровень русского языка: Начальный.

Подать заявку сейчас
Стоимость обучения 7000 долларов США в год 030

КУРСЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
(бакалавриат, магистратура) , аспирантура)

Технические науки

Механико-математический факультет Кафедра Вычислительной математики и кибернетики
Кафедра Физики Факультет материаловедения
Кафедра Биоинженерии и биоинформатики Кафедра Фундаментальной физико-химической техники
Кафедра 3 Естественных наук Естественных наук , медицина

Кафедра почвоведения Кафедра биологии Химическая кафедра
Кафедра геологии
Кафедра географии
Кафедра биотехнологии
Кафедра фундаментальной медицины

Кафедра гуманитарных наук

Кафедра искусств
Кафедра журналистики
Психология Кафедра
Кафедра истории
Кафедра Филология
Кафедра философии
Социологическое Кафедра
Высшая школа телевидения
Высшая школа современных социальных наук
Факультет Педагогического образования

Экономика и бизнес

Экономический факультет
Высшая школа бизнеса
Московская школа экономики
Высшая школа государственного управления
Высшая школа государственного аудита
Высшая школа менеджмента и инноваций инновационного бизнеса

Политология, юриспруденция, языки

Юридический факультет
Институт стран Азии и Африки
Кафедра политологии
Факультет государственного управления
Кафедра мировой политики
Кафедра глобальных процессов
Высшая школа культурной политики и менеджмента гуманитарного профиля
Факультет иностранных языков и регионоведения
Высшая школа переводов

Магистерские программы
преподается на английском языке

Магистр экологии глобальных изменений и новых экосистем
Магистр «Нанобиотехнология»
Магистр «Управление проектами в области вывода из эксплуатации ядерных объектов»
Магистр «Радиофармацевтическая химия»
Магистр «Геометрия и квантовые поля»
Магистр «Управление международным бизнесом»
Магистр «Международные отношения и глобальные исследования»
Магистр «Глобальный порядок: трансформации и вызовы»
Магистр «Политология: международные отношения и экономическая дипломатия»
Магистр «Геолого-геофизическая разведка и моделирование месторождений углеводородов»
Магистр «Экономика и финансы»
Магистр «Мировая экономика и финансы»
Магистр «Российская журналистика и культура в глобальном контексте»
Инновационная магистерская программа: Религиозный ландшафт Азии
Магистратура «Управление природными ресурсами для обеспечения продовольственной безопасности»

Факультеты МГУ

  • БИЗНЕС-ШКОЛА

  • БИЗНЕС-ШКОЛА ICS

  • БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

  • ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ

  • ФАКУЛЬТЕТ ХИМИИ

  • ФАКУЛЬТЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

  • ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 90 8 041 90 90 0005

    ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ИСКУССТВ

  • ФАКУЛЬТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

  • ФАКУЛЬТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

  • ФАКУЛЬТЕТ ГЕОЛОГИИ

  • ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

  • ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

  • ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      1

      3 8 ФАКУЛЬТЕТ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ


    • МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    • ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКИЙ

    • ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    • ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    • ФАКУЛЬТЕТ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    • ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

    • ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА ИННОВАЦИЙ 904 ИННОВАЦИОННАЯ 90 ШИНА 30490 008

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАЦИЙ

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА ПОЛИТИКИ В КУЛЬТУРЕ И УПРАВЛЕНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

    • ВЫСШАЯ ШКОЛА ПИСЬМЕННЫХ ПЕРЕВОДОВ

    • 909018 ВЫСШАЯ ШКОЛА 4 ТИЗЕЛЬ 909018 0023
    • ИНСТИТУТ АЗИАТО-АФРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    • МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    • ПОЧВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Ломоносовский Московский государственный университет приветствует всех иностранных студентов. Если вы хотите узнать больше о наших образовательных программах, процедуре поступления или у вас есть другие вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами!

    Наш сотрудник приемной комиссии доступен для голосового/видеозвонка и чата с вами:

    Свяжитесь с помощью What’s App

    9
    Свяжитесь с помощью Viber
    Электронная почта / Телефон

    Процедура приема

    Подать заявку онлайн

    Менеджер по приему свяжется с вами, чтобы выбрать лучший вариант в соответствующем университете. Вы получите письмо о приеме в течение 1-2 дней.

    Подпишите соглашение и оплатите регистрационный сбор $190

    Менеджер по приему вышлет вам Соглашение и счет на сумму 190 долларов США (включая стоимость приглашения и оплату курьерской доставки). Вы можете оплатить онлайн, банковским переводом или Western Union. Вы должны подписать Соглашение и отправить нам копию в формате PDF.

    Ждать официального приглашения

    Приглашение на учебную визу будет оформлено и отправлено вам курьером. Срок выпуска: 40-60 дней.

    Подача заявления на получение студенческой визы

    Подача заявления на получение визы в ближайшем посольстве России. Легализация документов об образовании в посольстве. Оплатить консульский сбор в посольстве.

    Оплатить сборы.

    После получения визы вы должны оплатить: вступительный взнос 400 долларов США, встречу в аэропорту 200 долларов США, плату за обучение и плату за проживание в течение 1 года (в соответствии с соглашением).

    Подготовьтесь к полету

    Представитель EEUA поможет вам купить билет до Москвы. Вы отправляете нам копию своего билета за 5 дней до прибытия.

    Прибытие.

    Мы сообщим пограничной полиции о вашем прибытии, и наш представитель встретит вас в аэропорту и доставит в университет.

    Регистрация в университете
    и окончательный расчет

    EEUA Местный менеджер зарегистрирует вас в университете и заселит в общежитие (общежитие). Местный менеджер EEUA будет поддерживать вас на протяжении всего периода обучения.

    Свяжитесь с помощью What’s App
    Свяжитесь с помощью Viber

    9 Электронная почта / телефон

    0

    0

    Другие мессенджеры доступны через виджет в правом нижнем углу страницы.
    Выберите свой любимый мессенджер!

    Зачем учиться в
    Ломоносов Московский Государственный Университет

    • Старейший и известнейший университет России

      Учеба в первом российском университете с богатой историей, основанном в 1755 году по инициативе выдающегося ученого Михаила Ломоносова.

    • Доступная стоимость обучения

      Поступил на подготовительный курс и начал свободно говорить по-русски за год

    • Проживание $500 в год преподавательский состав

    • Мультикультурная семья и обмен

      10 000 иностранных студентов, аспирантов, стажеров из 90 стран мира ежегодно посещают МГУ с целью обучения и участия в совместных научных программах.

    • Camous life

      Присоединяйтесь к нашей насыщенной студенческой жизни, развивайте свои таланты в различных кружках и творческих коллективах, участвуйте в многочисленных культурных мероприятиях, посещайте музеи и выставки.

    • Местонахождение Picturescue

      Изучите столицу России, известную своими достопримечательностями, историческими местами и культурной жизнью.

    Ломоносов Московский государственный университет

    3 Присоединяйтесь к нашему многонациональному лагерю! Найди новых друзей!

    Смотреть видео полностью0029 Связаться по Viber
    Электронная почта / Телефон

    Подать заявку

    +7(917) 570 61 55
    study@lomonosov.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *