Бог силы и могущества в греции: Богиня силы и могущества. Значение богов Древней Греции: мифология и списки имен

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Ключевые слова: Древняя Греция, история медицины, Прометей, Аполлон, Асклепий, Эпидавр, Махаон, Полидар, Эгла, Иасо, Панацея, Гигиея.

Одним из главнейших аспектов жизни древнего эллина была религия, поэтому неудивительно, что медицина берет свое начало от сакральных таинств, проводимых жрецами божественных врачевателей. В самом начале своего пути античная медицина сочетала в себе магические формы врачевания с рациональными методами лечения. К божественным провидениям, что толковались жрецами, добавлялись знания врачей в области целебных свойств растений и различных ядов. Однако, в большинстве своем, вся слава доставалась именно богам.

Прометей — был одним из первых защитников людей, единственным титаном, не участвовавшим в титаномахии. Он добровольно перешел на сторону Зевса и других богов. Согласно мифу, именно Прометей создал человека «смешав землю с водой» [1, I, 7, 1]. Он сделал это по воле Зевса, по подобию богов, смотрящих в небо [8, I, 82–86].

По другой версии Прометей со своим братом Эпиметеем, который был его полной противоположностью (сначала делал, а потом думал), создали людей и животных из огня и земли. Эпиметей настолько увлекся животным миром, что на человека почти не осталось «средств защиты» от внешних опасностей. Титан все потратил на создание идеальной фауны. Впоследствии, Эпиметей был низвержен в Тартар за участие в титаномахии. Прометей же остался на стороне олимпийцев. Однако, видя, как несправедливо Зевс обращается с людьми, что он лишил их практически всего, Прометей выкрал огонь из мастерской Гефеста и Афины, и подарил его людям [11, 320d-321e]. В ответ на такую дерзость, Зевс лишил людей огня и приковал титана к горе, обрекая того на вечные страдания. Однако позже его освободил Геракл [1, I, 7, 1].

Также титан внес немало важное «уточнение» в процедуру жертвоприношения. Считается, что именно он подсказал людям приносить богам в жертву кости и жир животных, а хорошие куски мяса оставлять себе и использовать их в пищу [4, 538–541].

Аполлон. В древнегреческой мифологии Аполлон — яркий пример амбивалентного божества. Его хтоническая сущность, в первую очередь, противопоставляется его ипостаси бога-целителя [21, c. 93]. Уже у Гомера мы находим упоминания о данной стороне культа Аполлона: «Ты ж помоги мне, о царь! Уврачуй жестокую рану; Боль утоли и могущество даруй…» [5, XVI, 523–524, а также XVI, 656–683 и XXIV, 15–21].

У Аполлона было много прозвищ, связанных с врачеванием: Алексикакос (Отвратитель зла), Иатромант (Врачегадатель), Алексий (Целитель) и др. [17, c. 331]. Также известно прозвище Делиец [13, 154]. Считается, что оно было широко распространено на о. Делос, где Аполлон в первую очередь почитался именно как врачеватель. Часто встречается Аполлон-Пеан [6, 92]. Почитался и Аполлон-Малеат, культ которого широко распространился по всему Пелопонессу [16, c. 143].

У Аристофана, известного комедиографа V — IV вв. до н. э., мы находим важное замечание, касающееся оплаты за лечение: «Пусть их лечит целитель тогда Аполлон! Пусть заплатят ему за лечение!» [3, 584]. Плата за исцеление была в то время обязательной. Хотя это скорее касалось религиозного врачевания. Нужно было не только заплатить, но и оставить в храме подарки. Часто это были фигуры частей тела, которые нуждались в исцелении, выполненные из драгоценных металлов.

Асклепий. Его культ можно по праву считать одним из самых важных для древних эллинов. Есть некоторые составляющие, которые способны показать нам, почему именно этот бог стал так уважаем людьми. Однако, прежде чем начать рассмотрение главных аспектов культа, стоит обратиться к истории самого Асклепия. Мнения о происхождении бога-врачевателя разнятся. Лишь один факт во всех версиях остается неизменным: отцом Асклепия всегда был Аполлон. На этот счет тоже существует одно финикийское предание, о котором Павсаний узнал у встретившегося ему путника. «Асклепий <…> это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям <…>; а Аполлон — это солнце, которое сообщает здоровье и воздуху», именно поэтому «его очень правильно называть отцом Асклепия» [9, VII 23, 8].

Интересное упоминание мы встречаем у Пиндара, лирического поэта рубежа VI — V вв. до н. э. В одной из своих «Пифийских од», посвященной Асклепию, он пишет о проявлении чувств Аполлона к своему сыну. Несмотря на предательство Крониды (матери Асклепия), он не мог пожертвовать своим ребенком, поэтому Аполлон выхватил младенца из трупа матери [10, III, 40–44]. Этот нюанс говорит нам о крепкой связи между отцом и сыном. Увы, в будущем она не является ярко выраженной. Однако мы хотели бы отметить, что в той же оде Пиндар пишет о том, как горевал Аполлон, когда Асклепия-мальчика совратили золотом, и он стал смертным [10, 48–76]. Согласно традиционному мифу учителем Асклепия в искусстве врачевания, после того, как тот стал смертным, нужно считать Хирона, знаменитого кентавра, наставника многих греческих героев [10, III, 1–7, 45; 1, III 10, 3]. Однако Асклепий оказался настолько талантливым учеником, что не просто превзошел своего учителя в области врачевания, он стал воскрешать мертвых. В этом ему помогала кровь из вен левой руки Медузы-Горгоны, которую он получил от Афины. Это настолько не понравилось Аиду, что по его просьбе Зевс был вынужден поразить Асклепия молнией [18, c. 124]. В ответ на что, Аполлон поднял восстание циклопов, и у Зевса не осталось другого выбора, кроме как оживить Асклепия, одарив его бессмертием [1, III 10, 3].

Считается, что Асклепия стали почитать как полноправного бога лишь с тех пор, как ему предоставили день в Элевсинских мистериях (Эпидаврии). После чего его культ начал быстро распространяться. Вполне вероятно, что он почитался как божество с самого начала, поэтому Эпидаврии лишь внесли небольшие изменения в систему жертвоприношений [9, II 26, 7].

Одним из главных атрибутов и символов Асклепия являлась змея. Легенда говорит, что когда он был еще ребенком и сидел у постели больного, змея обвилась вокруг его палки. Мальчик убил ее, но вслед приползла еще одна с какими-то травами в пасти. Она «натерла» ими свою предшественницу, и та ожила. Позже Асклепий отыскал эти травы и стал успешно использовать их для лечения людей [20, c. 137]. С тех пор змеи [8, XV 661, 670], а по некоторым источникам две, стали его постоянными спутницами. Считалось даже, что он мог превращаться в змей [2, 732–734; 4, 14]. Некоторые ученые проглядывали в этом своеобразные хтонические черты и связь с целительными свойствами земли.

Святилища и жертвенники Асклепия можно найти по всей Греции. Наиболее известными и крупными были храмы в Эпидавре, в Трикке, на о. Кос и др. Также очень распространены были его изображения. Павсаний, к примеру, выделяет «лучшую» статую Асклепия на Аргосе из белого мрамора, работы Ксенофила и Стратона. Бог занимал сидячую позу, рядом стояла его дочь и верная помощница Гигиея [9, II 23, 4]. Древние скульпторы придавали Асклепию добрые и приятные черты лица. Он был не стар и не молод, имел достаточно длинные волосы, которые чаще всего, сдерживались лентой. Античный бог опирался на палку, которую оплетала змея [20, c. 137]. За его внешний вид, простоту и любовь к странствованиям многие звали его: «Знахарь и бродяга!» [7, 13].

Так как в те далекие времена медицина носила сакральный характер, то для исцеления требовалось жертвоприношение божеству. Среди того, что приносилось в жертву можно выделить петуха [20, c. 139], барана, крупитчатую муку, а также лепешки, кашу и др. [15, c. 26]. Затем нужно было рассказать специальным жрецам о своем заболевании, после чего они оставляли больного на ночь в храме (одного, оставались вместе с больным или оставались вместо него). Предполагалось, что во время сна к человеку явится сам Асклепий и подскажет, как излечить недуг.

Культ Асклепия существовал достаточно долго. В будущем греческие врачи, «асклепиады», начали распространять свои знания и в Риме. Вместе с ними пришел и культ. Наивысшего подъема он достиг в II — III вв. н. э. В то время, благодаря императорам Траяну и Адриану, были хорошо приняты культы греческих героев, древние мистерии и толкователи снов (оракулы) [19, c. 375].

Потомки Асклепия. Сыновьями Асклепия были «Подалир и Махаон» [5, II, 731–732]. Оба считались военными врачами и внесли немалый вклад в развитие культа врачевания. Под Троей они излечили многих героев. Подалирий прекрасно лечил внутренние заболевания, а Махаон прославился как военный хирург [18, c. 123]. Подалирия почитали в основном в Фессалии, Карии и Южной Италии, как героя-целителя [9, III 26, 10]. Страбон рассказывает о небольшом храме в Давнии, посвященном Подалирию. Он находится недалеко от моря, у холма, с которого «стекает маленькая речка, исцеляющая все болезни скота» [14, VI, 284]. В отличие от брата, Махаон был ранен, а затем убит во время Троянской войны. Павсаний сообщает, что в местечке Трикка, в Мессении, был могильный памятник, посвященный Махаону, а в Ферах целое святилище его сыновей [9, IV 3, 2]. Первым, кто стал поклоняться Махаону как божеству и приносить ему жертвы, был Главк, сын Эпита. То есть это примерно X в. до н. э. [9, IV 3, 9]. Также среди сыновей Асклепия упоминается некий Телесфор [18, c. 123] (магическое врачевание), но о нем нам ничего не известно.

Теперь мы хотели бы обратить внимание на дочерей Асклепия. В числе наименее известных, можно выделить Иасо и Эглу. Первая олицетворяла собой «лечение». Ей была посвящена часть жертвенника в святилище Амфиарая в Оропе [21, c. 280]. Эгла (Огла) упоминается крайне редко, например, у Плиния Старшего [12, XXXV, 137].

Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея (Панакея). Она считалась персонификацией «исцеления» [21, c. 280]. В отличие от своей примерной сестры Гигиеи, Панацея желала найти лекарство от всех болезней, чего ей сделать так и не удалось. Возможно, именно из-за своей гордыни поклонение этой богини было распространено не так явно, как культ Гигиеи. Однако Панацея не отошла от дела отца и также помогала ему в исцелении больных. Об этом мы узнаем от Аристофана, из его комедии «Плутос»: «Панакея же ему закрыла покрывалом пурпурным и голову и все лицо» [2, 730–732].

И, наконец, Гигиея — самая почитаемая из детей Асклепия. Кроме того, что она упоминается во многих источниках как помощница отца, у нее, по мнению современных ученых, был свой отдельный, четко устоявшийся культ. Некоторые считают, что он мог возникнуть на Пелопонессе, как культ автономного божества. Возможно дело в сходстве функций с Асклепием. Иногда ее культ связывают даже с Афиной из-за найденной надписи на Акрополе, датированной примерно 475 г. до н. э. Эта надпись посвящена Афине-Гигиее [22, c.120–123]. Однако, кроме потомков, в окружении Асклепия был еще один персонаж, связанный с медициной — это его жена Эпиона («облегчающая боль»). Ее статуя находится в священной роще в Эпидавре [9, II 27, 6; II 29, 1].

Плутон и Кора. Также хотелось бы упомянуть об одном интересном факте: иногда целительные способности приписывались и хтоническим богам. Об этом мы можем читать, к примеру, у Страбона. В своей «Географии» автор рассказывает о том, что в селении Ахарики «есть святилище Плутона с пышным священным участком, храм Плутона и Коры, а также Хароний — пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам» [14, XIV, 649]. Больные обращаются к специальным жрецам, с просьбой о помощи. Те проводят в пещере всю ночь, в ожидании снов, что смогут дать ответ об исцелении. Иногда жрецы берут больных с собой, и оставляют их там, чтобы те сами могли узреть божественное провидение. Это может продлиться несколько дней. В это время просящий не должен есть. Однако это скорее исключение, чем правило, так как в большинстве случаев вход в пещеру губителен для непосвященных в сакральные тайны божества [14, XIV, 649–650].

Одним из главных компонентов подобного «исцеления», является самовнушение. Если человека на несколько дней лишить еды (то есть истощить), его сны станут беспокойными. При этом стоит учесть желание больного выздороветь, поэтому не удивительно, что его сновидения будут строиться именно в этом направлении. Страбон даже упоминает о ежегодном празднике в честь «целительной пещеры». В этот день юноши и мальчики ловят быка и отводят его в пещеру, где бык умирает сам по себе (по воле бога) [14, XIV, 650].

Подойдя к концу нашего краткого обзора, мы хотели бы отметить, что, несмотря на поклонение божествам-целителям, древние эллины, уже очень скоро выйдут за переделы «повиновения». Они начнут осознавать силу, заключенную в знаниях. Понимать, что спасенная жизнь, в большинстве своем — это не воля богов, это выбор самого человека.

Литература:

1.      Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Пер. с древнегреч. А. Шапошникова. М., 2006.

2.      Аристофан. Плутос/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

3.      Аристофан. Птицы/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо.// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

4.      Гесиод. Теогония/ Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко// Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001.

5.      Гомер. Иллиада/ Пер. с древнегреч. И. Гнедича// Гомер. Иллиада. Одиссея. М., 1967.

6.      Еврипид. Алкеста/ Пер. с древнегреч. И. Анненского, С. Апта// Еврипид. Трагедии. Т. I. М., 1980.

7.      Лукиан Самосатский. Разговоры богов/ Пер. С. С. Сребрного// Лукиан Самосатский Сочинения/ Под ред. А. И. Зайцева. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 2001

8.      Овидий Публий Назон. Метаморфозы/ Пер. с лат. С. Шервинского. М., 1977.

9.      Павсаний. Описание Эллады/ Пер. с древнегреч. С. П. Кондратьевой. В 2-х тт. Т. I-II. М., 1994.

10.  Пиндар. Пифийские песни/ Пер. с древнегреч. М. А. Гаспарова// Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты/ Отв. ред. Ф. А. Петровский. М., 1980.

11.  Платон. Протагор/ Пер. В. Соловьева// Платон. Собрание сочинений/ Подред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. В 4-х тт. Т. I. М., 1990.

12.  Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/ Пер. с лат., предисловие Г. А. Тароняна. М., 1994.

13.  Софокл. Царь Эдип/ Пер. с древнегреч. С. Шервинского// Софокл. Трагедии. М.,1988.

14.  Страбон. География/ Пер. с древнегреч. Г. А. Стратановского/ Отв. ред. С. Л. Утченко М., 1994.

15.  Жебелев С. Религиозное врачевание в древней Греции. СПб., 1893.

16.  Зайцев А.  И. Греческая религия и мифология: курс лекций/ Под ред. Л. Я. Жмудя. СПб., 2005.

17.  Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/ Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1996.

18.  Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2003.

19.  Межерицкая С. И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н. э.// Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира/ Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С.373–394.

20.  Мифы в искусстве старом и новом/ Сост. Э. Ф. Кузнецова. 2-е изд. СПб., 1994.

21.  Мифы народов мира/ Гл. ред. С. А. Токарев. В 2-х тт. Т. 1 (А-К), Т. 2 (К-Я). М., 1998.

22.  King H. Health in antiquity. L.-NY, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Аполлон, культ, VII, XXIV, XXXV, Афины, бог, больной, Махаон.

Бык: от мифологии до современности

Бык, телец, корова – крупное жвачное животное, символ надвигающегося 2021 года. Как много мы на самом деле знаем об этом животном? Какой нрав у быка и какую роль, этот рогатый здоровяк сыграл в жизни человечества. Чтобы разобраться во всем этом нужно оглянуться в далекую историю, а также посмотреть вокруг. «El.kz» сделал для вас подборку интересных фактов о, казалось бы, таких известных нам коровах и быках.

Начнем с определения быка (коровы). Бык — это самец коровы, класс «млекопитающие», отряд «парнокопытные», семейство «полорогие». Общепринятое современное название коров – крупный рогатый скот, хотя в 2021 году, наверное, следует быть уважительнее к быку и воздержаться от такой формулировки.

Одомашнивание быка

Корова была одомашнена человеком более 10 тысяч лет назад. Тем самым именно это животное в большей мере чем какое-либо другое повлияло на становление и выживание человечества. Этот процесс начался в период раннего неолита (новокаменный век, позднейший период каменного века). Примерно в это в время, параллельно с коровой человек начал одомашнивать свинью, козу и овцу. Но именно бык занимал главенствующее место в жизни человека, в особенности благодаря своим размерам.

По мимо того что мясо животного использовали в пищу, кожу и шерсть для одежды и утепления жилища, бык (в особенности вол) был основным тяговым средством. Животное активно использовали при возделывании земли и перевозке грузов.

                       

Предком домашней коровы считается дикий бык — тур (первобытный или европейский дикий бык). Это животное вымерло в средние века. Подвид был распространён по всей Европе встречался в Малой Азии, Индии и Северной Африке

. В регионах же с тропическим и субтропическим климатом, например, в Индии обитал бык зебу.

Как предполагают историки и биологи, первая селекция коровы была начата в Древнем Риме. С веками жизни рядом с человеком животное меняло свой облик, быки становились все меньше, а их рога короче. На сегодняшний день в мире существует свыше тысячи пород коров и при этом работы по селекции не останавливаются.

Например, в Казахстане были распространены такие породы коров как аулиеатинская, казахская белоголовая, алатауская, красная степная, черно-пестрая, красная горбатовская. Конечно все они были выведены методом селекции с европейскими породами.

Бык в мифологии, религии и культуре

Бык всегда считался символом силы, могущества, упрямства, ярости, неудержимости, плодовитости, природной стихии. В рассвет древнего язычества многими народами он почитался как священное животное, идол. Также бык на ряду со львом чаще других животных фигурирует в мифологии разных цивилизаций, от шумеров до древних греков, египтян и римлян.

                       

Один из известных быков – Критский бык или Марафонский бык. В древнегреческой миологии это животное принадлежало царю острова Крит — Миносу. Именно этот бык привез Европу – дочь финикийского царя к Зевсу. Хотя в этом мифе есть две версии. Первая – Зевс сам превратился в белого быка и выкрал Европу. Вторая версия гласит, что он послал быка за нею, и тот на своей спине привез ее на остров Крит.

Критский бык фигурирует в биографии Геракла. А именно седьмой подвиг греческого полубога был связан с укрощением этого животного, которое взбесилось и крушило все подряд. Геракл оседлал быка и переплыл на нем море с Крита до Пелопоннеса.

Продолжение миф с быком получил в образе фантастического получеловека полубыка Минотавра, жившего в лабиринте на все том же острове Крит. Это был настоящий монстр, которому отправляли на съедение преступников, а также приносили в жертву невинных. Однако Минотавр в последствии был убит храбрым Тесеем.

                        

В шумерской мифологии известный персонаж Гильгамеш (царь, правитель города Урук) также сражался с быком, только с быком Небесным. Проклятие в виде этого монстра на него наслала богиня Иннин, в отместку за то, что Гильгамеш не принял ее любви.

Все у тех же шумер бог луны по имени Син (лунное божество Нанна) был представлен в виде синебородого Быка. Например, в Вавилоне главный бог Мардук также изображался в виде крылатого быка.

Его еще называли «теленком Уту», богом Солнца. 

                                   

У хеттов — индоевропейского народа бронзового века, жившего в Малой Азии, бог грозы Тешуб (Тейшеба) предстает верхом на льве или быке. У восточных славян бык ассоциировался с богом грозы — громовержецем.

                                       

В наши дни корова по-прежнему остаётся священным животным в Индии. Употребление ее мяса в этой стране – табу. А связано это с тем что в индуизме корова – это символ Земли, матери, бескорыстной жертвенности, которая кормит людей своим молоком. К тому же сам бог Шива передвигается на священной корове. А еще индусы верят, что именно на корове можно попасть в рай, взявшись за хвост и переплыв тем самым реку. К тому же индуистской мифологии есть корова по имени

Сурабхи, которая способна исполнять желания.

                         

В Древнем Египте существовал культ бога Аписа. По мифологии это бог плодородия, который был отражен в быке несущим солнце в рогах. Причем жил Апис в теле настоящего быка и когда он умирал жрецы искали нового избранного животного, в тело которого переселился бог. Кстати такое священное животное могло жить только до 25 лет, после его топили в реке Нил.

Ну и конечно все помнят «золотого тельца», который в современном обществе считается символом наживы, власти и тяги к богатству. Этот идол не раз упоминается в Ветхом завете.

Если говорить об истории, сразу вспоминается верный конь Александра Македонского, который носил кличку Буцефал, что означало

бычьеголовый. Он получил такое имя из-за того что его голова чем-то напоминала бычью, а еще он был вороной масти, очень рослый и мощный словно бык. 

                              

В современной культуре, обществе образ быка также интересен. Часто он становится атрибутом спортивных команд как знак той же силы характера и физической мощи. Например известные спортивные команды «Чикаго Буллз» (баскетбольная команда NBA  из Чикаго США созданная в 1966 году), за этот клуб играл легендарный Майкл Джордан и многие другие звезды NBA. Существует профессиональный хоккейный клуб Buffalo Sabres (г.Буффало США), и множество других клубов по всему миру взявших быка за свой основной атрибут. 

                      

А всем известный энергетический напиток «Red Bull» созданный австрийской компанией Red Bull GmbH, так же культивирует образ быка, как символ безграничной энергии. 

Интересные факты о коровах и быках

Несмотря на то что человек одомашнил быка много тысяч лет назад, в наши дни по-прежнему остаются некоторые подвиды, которые ведут дикий образ жизни. Это североамериканский бизон, европейский зубр, индийский бык зебу и дикий бык гаур.

                     

Интересно что корова вынашивает теленка столько же, сколько и женщина ребенка — 9 месяцев, или 285 дней. Конечно это время может сдвигаться в ту или другую сторону. Новорожденный теленок уже в первые часы своей жизни пытается встать на ноги. Как и многие животные сразу после отела, корова обязательно вылизывает теленка.

Коровы могут жить от 15 до 25 лет. Коровье молоко содержит свыше 100 питательных веществ, около 50 минеральных веществ. Жирность молока коров варьируется от 3 до 6%. Отдельные специально выведенные виды коров дают молоко жирностью до 8%. Вы только представьте, ведь это почти сметана!

В 2018 году семилетний голштинский бык по кличке Никерс, живущий в Австралии, был признан самым большим, быком своей породы на всем континенте. Его рост в холке составлял 1,94 сантиметра, а вес приближался к 1,5 тоннам.

                        

Самой крупной породой выведенной человеком является кианская порода. Она была выведена в Италии. Взрослые коровы достигают высоты в холке 180 сантиметров, и весят до тонны. Быки намного крупнее их масса доходит до 1,5 -1,7 тонны.

Самым большим диким быком ну или коровой на сегодняшний день считается –

индийский гаур. Это животное даже выше бизона. Рост в холке свыше 2 метров, масса от 1500 килограммов в редких случаях до 2 тонн. Сейчас гауры находятся под угрозой исчезновения. Обитают в Индии, Пакистане, Мьянме и других странах юго-восточной Азии. Домашний подвид гаура называется гаял.

                    

Пусть коровы и не входят в знаменитый список 10 самых умных животных, но это совсем не означает что они глупы. Коровы обладают большим чувством эмпатии, то есть сопереживания. Эти животные порой просто излучают доброту и спокойствие. Поэтому сейчас в мире развивается такое направление как психологическая помощь людям — коровотерапия. По большому счету это простые обнимашки с коровами, которые живут на фермах. Появилась такая услуга в Нидерландах, цена сеанса 50 евро в час. Процедура называется

«koe knuffelen» то есть обнимание коров.

Как говорят ученые корова большая, теплая и спокойная. Температура тела коровы выше чем у человека (она равняется примерно 38-39 градусам), к тому же сердце у нее бьется медленнее, поэтому обнимашки с коровами действуют успокаивающе и вызывают чувство радости.

Коровы очень сообразительные. Из недавних результатов исследований ученых Кембриджского университета стало известно, что коровы могу учиться и более того они умеют радоваться новым открытиям так же, как и человек. Поэтому в преддверии года быка поддержим его, дабы он был более благосклонен к нам в предстоящем году.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!


Кратос: «жестокий» греческий бог силы и могущества

Обновлено 27 июля, 2022 — 22:55 Марк Брофи

Греческая мифология полна богов и богинь, героев и божеств, которые играют роли в бесчисленных историях любви, мужества и искупления. От Зевса до Геракла греческие герои и боги являются знаковыми во всем мире. Многие из богов были олицетворением человеческих качеств и эмоций или физических мест, таких как небо, море или подземный мир. Хотя многие из этих богов, такие как Зевс, Арес или Посейдон, хорошо известны, есть много богов, которые не так известны, но не менее интересны. Одним из таких богов является Кратос, олицетворяющий дух силы, могущества, могущества и суверенного правления.

Истории о том, как Кратос стал Кратосом

Хотя общепризнано, что Кратос — бог силы и могущества, существуют противоречивые истории относительно всего остального о нем. Первая история, согласно многим мифам, заключается в том, что Кратос был сыном титана Паллады и океанида Стикса. Это сделало бы Кратоса родственником олимпийских богов. Эти боги были третьим и четвертым поколениями бессмертных существ, которым поклонялись как главным богам греческого пантеона. Согласно этому мифу, у Кратоса было трое братьев и сестер: Ника (Победа), Биа (Сила и Насилие) и Зелус (Рвение, Стремление и Соперничество).

  • Атлас: Бог с миром на плечах
  • Гея: греческая богиня земли не терпела жестоких членов семьи

Гесиод (750–650 гг. до н. э.), греческий поэт, называет Кратоса и его братьев и сестер «замечательными детьми» и рассказывает, как они заработали свою репутацию и статус. По его словам, жилищем четверых детей был сам Зевс. История гласит, что Зевс готовился к Титаномахии. Это была десятилетняя серия сражений между титанами и олимпийцами. При этом он пытался собрать как можно больше союзников, обещая тому, кто сражается с ним, божественный пост и соответствующие права.

Стикс решила принять предложение Зевса по совету отца и привела с собой четверых детей. Зевс сдержал свое обещание и объявил, что четверо детей Стикса будут жить с ним вечно. Таким образом, у Кратоса и его братьев и сестер нет другого места жительства, кроме как с самим Зевсом; они являются аспектами его личности.

Согласно этому мифу, Кратос и его братья и сестры были крылатыми стражами Зевса. Они были продолжением его воли и помогали ему проводить ее в жизнь. Они также были хранителями его трона и постоянно присутствовали рядом с ним. Их дом, естественно, находился во дворце Зевса на вершине горы Олимп.

Существует еще один менее популярный миф о том, что Кратос был сыном Зевса. Однако он не ровесник Зевса, а полубог, сын Зевса и безымянной смертной женщины. Хотя эта версия событий встречается гораздо реже, она неоднократно упоминается в различных мифах и историях, поэтому ее стоит упомянуть. Однако первая версия событий — это более общепринятая мифология, окружающая Кратоса и его братьев и сестер.

Кратос и Биа у ног Прометея, удерживая его, когда Гефест связывает ему руки на рисунке Джорджа Ромни примерно 179 г.8–1799. (Джордж Ромни / Общественное достояние )

Кратос помог поймать Прометея за кражу огня!

Независимо от своего происхождения, Кратос не появляется во многих греческих мифах. Во многом это связано с тем, что он не рассматривался как бог с большими владениями, а скорее как слуга другого бога, которого призвали вместе с одним из его братьев и сестер. Однако есть один миф, в котором Кратос занимает видное место рядом со своей сестрой Бией. Эти двое изображены в начале Эсхила (525/524 — 456/455 до н.э.) Прикованный Прометей . Эсхил был одним из первых греческих драматургов, чьи работы были сосредоточены в основном на трагедиях.

Прикованный Прометей рассказывает историю титана Прометея, который был прикован к скале и подвергнут пыткам Зевса-олимпийца в наказание за то, что дал людям огонь. Именно Кратос заставляет Гефеста, бога огня, помочь ему заковать Прометея в цепь в начале истории. Гефест не хотел этого делать, но следовал приказам Кратоса, возможно, показывая, насколько сильным был дан Кратос, он мог заставить олимпийского бога сделать то, чего он не хотел. Гефесту было приказано создать цепи, которыми Кратос и его сестра Биа связали Прометея.

Был ли Кратос сильным, но и жестоким? (Надежные обзоры / CC BY-NC-ND 4.0 )

Что этот миф говорит нам о Кратосе?

Хотя роль Кратоса в Прикованный Прометей коротка, это также его самое важное появление в греческом мифе. Миф помогает показать жестокость Кратоса. Он безжалостно наносил ненужные раны своим врагам на протяжении всей истории. Однако остается открытым вопрос о том, были ли действия Кратоса чрезмерными или необходимыми для обеспечения надлежащего наказания виновных. Что не подлежит интерпретации, так это то, что Кратос считает, что Зевс имеет право делать все, что он хочет, и готов пойти на все, чтобы помочь ему реализовать свою волю.

  • Прометей: создатель человечества, похитивший огонь у богов
  • Гермес: посланник богов и покровитель торговцев, путешественников и воров

Кратос иногда появляется и в других мифах, но не так, как другие боги. Его обычно призывают другие боги в трудную минуту, обычно для битвы, в которой он сражается вместе со своими братьями и сестрами Бией и Никой, а иногда и с Дике, богом справедливости. Хотя Кратоса не всегда вызывали на поле боя, обычно это происходило, учитывая его связь с крайним насилием.

Кратос, похоже, существовал скорее как идея, чем как персонаж, учитывая, как часто всплывает его имя, но не его персонаж. Есть также свидетельства того, что Кратос и его сестра Биа фигурировали в утерянном произведении «Иксион » греческого драматурга Еврипида (480–406 гг. до н. э.).

Сегодня Кратос более известен, чем когда-либо со времен греческой античности, учитывая, что он является главным героем популярной серии видеоигр God of War . Хотя персонаж не предназначен для прямого представления первоначального бога, он представляет многие характеристики греческого бога силы, могущества и мощи.

Верхнее изображение: Крупный план Кратоса, греческого бога силы, могущества и могущества, изображенного в популярной серии видеоигр God of War. Источник: Маттео Педрини / CC BY-SA 2.0

Марк Брофи

Ссылки

Греческие боги и богини. 2017. Кратос . Доступно по адресу: https://greekgodsandgoddesses.net/gods/kratos/

Греческая мифология. нд Кратос . Доступно по ссылке: https://www.greekmythology.com/Other_Gods/Kratos/kratos.html

Теой. нд Кратос. Доступно по адресу: https://www.theoi.com/Daimon/Kratos.html

Quartermain, C. 2019. Кратос в греческой мифологии. Доступно по ссылке: https://www.greeklegendsandmyths.com/kratos.html

О Кратосе — боге силы в греческой мифологии

Написано GreekBoston.com в греческой мифологии Комментарии отключены о Кратосе — боге силы в греческой мифологии

В греческой мифологии много разных богов и богинь, за которыми трудно уследить. Некоторые из них более известны, чем другие, но у каждого есть свое место в истории. Кратос — один из наименее известных богов, но у него была важная роль. Поскольку он не часто упоминается, есть также несколько противоречивых историй о том, кем он был и что представлял. Например, одни считают его богом войны, другие — богом силы и могущества. В последние годы он также стал популярным персонажем видеоигр. Вот больше информации о том, кто такой Кратос в греческой мифологии:

Противоречивые мифы о Кратосе

В некоторых мифах, касающихся Кратоса, он сын двух Титанов: Стикса и Паллады. В этих мифах он является родным братом многих других известных персонажей греческой мифологии. В том числе:

  • Nike – богиня победы
  • Биа – богиня насилия и силы
  • Зелус – богиня рвения

Общей темой в этом наборе мифов являются отношения Кратоса с Зевсом. Он изображается не только как спутник бога, но и как один из его главных силовиков. По сути, он является продолжением воли бога и его мести.

Однако в других мифах Кратос на самом деле является одним из детей Зевса. В этих мифах Кратос всего лишь полубог, поскольку он побочный продукт Зевса и смертной женщины.

Кратос в греческой мифологии

Кратос наиболее известен своей ролью в истории Прометея. В этой истории Прометей крадет огонь у богов. В наказание за это Зевс приказал Кратосу и его сестре Биа привязать Прометея к скале, где он будет связан и подвергнут пыткам на все времена.

В других мифических легендах Кратос обычно появляется только тогда, когда другие призывают его и его сестру во время битвы. Дике, бог справедливости, также время от времени взывает к Кратосу.

Кратос в популярной культуре

Сегодня Кратос более известен драматическими и художественными произведениями, основанными на его легендах, чем сами легенды. В VII веке до нашей эры о нем написал в своей поэме «Теогония» греческий поэт Гесиод. Но его слава во многом обусловлена ​​трагической пьесой, приписываемой Эсхилу, под названием «Прикованный Прометей», в которой Кратос рассматривается как вершитель правосудия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *