образ и характеристика героя трагедии «Гамлет»
Трагедию «Гамлет» Уильям Шекспир написал в 1601 году. Драматург переработал сюжет старой английской пьесы о принце Амлете, но отразил в своём произведении трагедию гуманизма в современной ему Англии. Под маской старины и чужеземных имён он показал современное ему общество. Образ Гамлета в трагедии Шекспира — это образ гуманиста, столкнувшегося с миром, который враждебен гуманизму. Характеристика Гамлета может помочь читателю определить смысл шекспировской трагедии.
Содержание
История ГамлетаСобытия трагедии происходят в Дании, в укреплённом замке в городе Эльсиноре. Два месяца назад Гамлет, принц Датский приехал на похороны своего отца, короля Датского, которого тоже звали Гамлет.
Принцу Гамлету было 30 лет, он учился в университете в Виттенберге (в Германии).
Мать Гамлета, Гертруда, через месяц после похорон мужа вышла замуж за его брата Клавдия, нынешнего датского короля. Принц удручён этим позорным браком матери, которая «и башмаков не износив, в которых шла за гробом» мужа, вышла замуж за его брата, ничтожества и подлеца.
Горацио, друг принца, сообщил ему, что уже три ночи подряд около замка появляется тень отца Гамлета. На четвёртую ночь принц пришёл на площадку перед замком. Там призрак отца Гамлета поведал ему, что его отца отравил его дядя, сейчас надевший венец короля. Призрак призвал сына к мести.
Для принца требование отца священно, но свидетельства призрака для него всё же недостаточно, и он решил вынудить Клавдия признать своё преступление. По его просьбе бродячие актёры разыграли пьесу «Убийство Гонзаго», куда был вставлен монолог, сочинённый Гамлетом. Этот спектакль о том, как некому герцогу, спящему в саду, родственник влил в ухо яд, а затем соблазнил его жену. Представление, по мысли принца, будет служить «мышеловкой», зрелищем-петлёй, «чтоб заарканить совесть короля». После сцены отравления Клавдий встаёт и уходит. Сомнений нет, убил отца Гамлета его брат Клавдий ради того, чтобы стать королём.
Когда Клавдий, охваченный угрызениями совести, стал на колени и молился, племянник мог легко его убить, но он не стал этого делать, ведь, убив молящегося, отправишь его душу на небеса. Он решает убить Клавдия, когда тот будет пьян или в гневе, когда его душа будет «черна, как ад, куда она отправится».
Гамлет пришёл в комнату королевы, чтобы обвинить её в измене памяти мужа. Мать испугалась его ярости, подумала, что он хочет её убить, и позвала на помощь. Спрятавшийся за ковром ближний вельможа, главный королевский советник Полоний подхватил крик о помощи. Принц решил, что за ковром спрятался король, обнажил шпагу и проткнул ковёр. Обнаружив труп Полония, он сказал: «Я метил в высшего…»
Все считают принца безумным. Клавдий посылает его в Англию и даёт ему в сопровождение двух спутников, которым вручает письмо для английского короля с требованием убить Гамлета.
В пути принц выкрал письмо у своих бывших друзей, изменил его текст так, чтобы уготованная ему участь постигла его спутников. Затем он попал в плен к пиратам, которые обошлись с ним милосердно и доставили в Данию.
Клавдий подговаривает Лаэрта, сына Полония, сразиться с принцем на шпагах. Тот соглашается, сказав, что смажет кончик шпаги ядом. Гамлет умер, раненный Лаэртом. Прежде чем наступила его смерть, он смертельно ранил своего противника, в схватке обменявшись с ним рапирами. Лаэрт перед смертью сказал принцу, что рапира в его руке отравлена, поэтому и он, и принц убиты ядом. Лаэрт сообщил, что королева выпила отравленное вино, приготовленное королём для Гамлета, что во всех этих смертях виновен король. Гамлет заколол Клавдия и умер, попросив Горация поведать людям историю его жизни и смерти.
Характер, поступкиРаньше Гамлету мир казался совершенным, а человек — венцом всего живущего. Но после смерти отца и быстро последовавшего венчания его матери с Клавдием для принца прежняя гармония мира разрушилась. Сейчас земля для него — это «пустынный мыс», а человек — «квинтэссенция праха». Сам герой признался, что «утратил всю свою весёлость», «забросил все привычные занятия», его всё стало раздражать. Меланхолия и раньше была преобладающим настроением принца, а сейчас, потрясённый смертью отца и браком матери, он стал угрюмым. Произнося один из монологов, он восклицает: «Каким докучным, тусклым и ненужным //Мне кажется всё, что ни есть на свете!»
Гамлет называет Данию тюрьмой. Эту мрачную гиперболу подкрепляет меткая фраза офицера Марцелла, сказанная им ранее: «Подгнило что-то в Датском королевстве».
Совершившееся злодейство быстро было предано забвению теми, кто знал обстоятельства смерти короля, и принц в ужасе от этого. Он понимает, что на его родине за короткое время привыкли к деспотизму, грубой силе и подлости.
Разочаровавшись в матери, быстро забывшей его отца, Гамлет разочаровался и в своей возлюбленной. Отношение Гамлета и Офелии ухудшились. Принц подвергает сомнению не только её целомудрие, но и её внешнее очарование. Трагизм любви Гамлета и Офелии состоит в том, что принц презирает и высмеивает девушку, но в глубине души любит её. Гамлет предлагает Офелии стать монахиней и никому не верить, потому что кругом отпетые плуты.
Принц критически относился и к самому себе. «…Я очень горд, мстителен, честолюбив», — говорит он Офелии. Движимый целью отомстить за смерть отца, Гамлет безжалостен к тем, кого считает виноватым. Он гневно обвиняет мать за измену памяти мужа. Принц хочет убить молящегося Клавдия, но подумав, что душа молящегося попадёт в рай, откладывает убийство до того, когда Клавдий будет пьян или в ярости — чтобы его душа отправилась в ад.
Ко всем, кто, по его мнению, заслуживает кары, Гамлет беспощаден. Узнав, что его двое спутников — предатели, которые везут письмо от Клавдия английскому королю о том, чтобы по прибытию в Англию Гамлет был убит, он изменил текст письма, чтобы уготовленная ему участь постигла его спутников.
Принц отважен, смел. Эти черты характера он проявляет на пути в Англию. Когда на корабль напали пираты, Гамлет во время схватки с ними перескочил с обнажённой шпагой на палубу пиратского судна и сражался один против целого экипажа.
Гамлет обладает такими качествами как остроумие и высокий интеллект. Его каламбуры не веселы и безобидны, а саркастичны и унизительны для тех, кому адресованы. Острые, язвительные слова адресует герой не только к королю и придворным, но и к королеве и Офелии. Высокий интеллект принца виден в его размышлениях о смысле жизни, о путях борьбы со злом. У него своя философия жизни, ни во что не ставящая различия состояний, титулов, рангов. Единственным близким другом Гамлета оказывается студент Горацио; презирая царедворцев, принц дружески встречает странствующих актёров.
Целью жизни Гамлета становится не только месть за смерть отца, но и намерение исправить гнилое, порочное общество: «Век расшатался — и скверней всего, //Что я рождён восстановить его!» Герой говорит «скверней всего», потому что понимает невыполнимость этой задачи.
Душу принца влечёт к простому народу, к нищим актёрам, к солдатам, к могильщикам-балагурам. Народ тоже любит его, но их взаимное тяготение не приводит к единению. У Гамлета не возникает мысли опереться в борьбе против короля на народ. В этом и состоит трагедия его бессилия.
Гамлет — человек эпохи Возрождения, он несёт в себе её раздвоенность: гуманисты Возрождения были против насилия и зла, но не опирались на народ в борьбе против тирании. Кроме того, причина раздвоенности характера Гамлета состоит в том, что жажда мести вызывает его активность, но эти порывы гасит его понимание, что зло невозможно искоренить, так как оно слишком громадно.
ВыводОбраз Гамлета в одноимённой трагедии Шекспира представлен автором как образ человека эпохи Возрождения. Трагедия Гамлета заключается в том, что он, осознав, что его миссия — искоренить мировое зло, понял, что это невыполнимо. Действительно, это не по силам одному человеку, а мысли о том, чтобы опереться в этой борьбе на народ, у героя не возникало. Люди эпохи Возрождения были людьми критической мысли. Герой шекспировской трагедии тоже склонен к анализу явлений, с которыми сталкивался. Он критически относится не только к расшатавшемуся веку, но и к себе, это видно из его монологов.
Гамлет — вечный образ мировой литературы, потому что во все времена борьба за справедливость, за искоренение зла в мире актуальна. Поэтому веками не ослабевает интерес к этому герою трагедии Шекспира, к его мучительным переживаниям в условиях неравной борьбы с мировым злом. Характеристика Гамлета показывает, что в этом герое автор соединил высокий интеллект, глубокую чувствительность и ничем непоколебимую нравственность. Но Шекспир изобразил не идеальный образ, а героя, наделённого и силой, и слабостью, в этом тоже состоит причина неубывающего интереса читателей и зрителей к этой трагедии.
Характеристика образа Гамлета, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Гамлет.

См. начало здесь
*
А теперь мы снова вернемся к началу пьесы — туда, где Гамлет просит отпустить его в Виттенберг. Вопрос: почему Гамлет так рвется в Виттенберг и при этом так легко соглашается остаться? Возможно, Гамлет и впрямь хотел бы махнуть куда-нибудь из Эльсинора — вид бросившего его любовника слишком жжет ему сердце. Да и королю унылый вид принца порядком поднадоел. Казалось бы, чего же лучше? Гамлет сам просится в Виттенберг, так и скатертью дорога! Однако король не отпускает его… Почему он его не отпускает?
Кстати о Виттенберге. На основании Гамлетовых просьб отпустить его в Виттенберг для продолжения учебы (Король: «Что до твоей заботы вернуться для ученья в Виттенберг…») исследователь еще советских времен Аникст сделал вывод, что Гамлет еще только доучивается в университете, и стало быть, ему не более 20 лет (более взрослые юноши там просто уже не учились). При этом в сцене с могильщиком возраст Гамлета претерпевает изменения — оказывается, что ему никак не меньше 30 лет, то есть он превращается в ровесника Горацио (этот вывод сделан на основании текстологических выкладок), возраст которого никем не оспаривается.
Эти два противоречивых факта бурно обсуждались исследователями. В результате последовал все тот же беспомощный вывод о том, что здесь Шекспиром допущена обыкновенная неточность (оригинальный вариант Баркова про двух-трех разновозрастных Гамлетов я уже озвучивала). Причем именно вариант 20 лет так и не вызвал ни у кого сомнений — все были уверены, что Гамлет просится в Виттенберг именно потому, что он еще учится.
Однако если бы Гамлет там еще учился (доучивался), то отказ короля отпустить его для продолжения учебы выглядел бы весьма странным и тотчас бы вызвал подозрения. Ну какие такие чрезвычайные причины могли быть у короля для того, чтобы не дать принцу крови закончить необходимое образование?
А что если взглянуть на проблему с иной точки зрения?. .
Вот бывший любовник Гамлета, ныне король, вовсю увлечен своим новым статусом; устойчивость его положения напрямую связана с тем, что Гертруда находит его великолепным в постели. Брошенный Гамлет томим любовью, обидой и ревностью. Гремучая смесь. Его раздирают противоречивые чувства. С одной стороны, ему вовсе не хочется, чтобы король видел его страдания, его скорбь. А с другой — ужасно хочется, чтобы все-таки видел, чтобы все-таки понял, прочувствовал, пришел от них в ужас и… пожалел.
Вот почему при первом же случае он включает в свою речь некоторые слова, выражения, которые могли бы показать королю всю тяжесть его положения, как, например, в сцене, когда король, отпустив Лаэрта, обращается к Гамлету (на смысл которой, на ее откровенный подтекст тоже никто до сих пор не обращал необходимого внимания):
КОРОЛЬ: Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим будь время
И трать его по мере лучших сил! — А ты, мой Гамлет, мой племянник милый. ..
ГАМЛЕТ (в сторону): Племянник — пусть; но уж никак не милый.
КОРОЛЬ: Ты все еще окутан прежней тучей?
ГАМЛЕТ: О нет, мне даже слишком много солнца.
В этот коротенький диалог автор с первого же появления принца сумел вместить и тем самым дал определенно понять настоящую суть фабулы, нутро и завязку подлинной трагедии. Гамлет — не милый королю, это игра слов (не милый королю — не его милый, не его возлюбленный).
Однако это весьма откровенная игра слов, вот почему Гамлет произносит это в сторону, т.е. мысленно.
А вот следующая реплика Гамлета озвучена им; она также двухслойна, но при этом совершенно безопасна: «О нет, мне даже слишком много солнца» — говорит он. И окружающими это вполне безобидно может быть понято как намек Гамлета на чрезмерную радость короля по поводу его свадьбы. И только один человек, король, должен взять в толк подоплеку сказанного — «мне даже слишком много солнца» [тебя слишком много в моем сердце, тебя до сих пор слишком много во мне, и мне от этого плохо, потому что слишком мало стало в твоем сердце — меня. ..]
Случайна ли здесь эта метафора? Королей любили сравнивать с солнцем. И сам Гамлет тоже еще раз сделает это — сравнит короля с солнцем в уже приводившемся мною разговоре с Полонием:
ГАМЛЕТ: <…> Есть у вас дочь?
ПОЛОНИЙ: Есть, принц.
ГАМЛЕТ: Не давайте ей гулять на солнце: всякий плод — благословение; но не такой, какой может быть у вашей дочери. Друг, берегитесь.
Это второе в пьесе сравнение короля с солнцем, и кроме намека на возможную беременность Офелии от короля оно является еще и необходимой смысловой парой к предыдущему сравнению, ключом к пониманию того, из-за чего же, собственно, Гамлет страдает, кто является причиной его трагедии: любовная связь Офелии с «солнцем» здесь — и слишком много «солнца» там.
Кстати, слишком много «солнца» для Офелии, по словам все того же Гамлета, также может губительно сказаться на ней, как уже сказывается на нем самом.
Что же до Гамлетовой «заботы вернуться для ученья в Виттенберг», то и в этой фразе, которую король повторяет вслед за Гамлетом, скрывается все та же фразеологическая двусмысленность, понятная только им двоим. Потому что никакого ученья ни в каком Виттенберге для Гамлета давно уже нет!
Гамлету 30 лет, так что это нонсенс, абсурд, полная бессмыслица. Которую, однако, Гамлет, высказывает отнюдь не случайно. Ибо эта «бессмыслица» есть не что иное, как хитроумный предлог, тщательно выисканный Гамлетом для того, чтобы сказать королю, донести до его ушей нечто такое, что должно быть понятно исключительно им двоим.
Вот что примерно Гамлет хотел сказать королю этим нелепым упоминаньем Виттенберга: ты видишь, какие несуразности я сейчас говорю, так пусть этот глупый предлог подскажет тебе, что я больше не в силах терпеть, я так устал ждать, я устал верить твоим обещаньям…
Потому что обещанья короля — да, они также наличествуют в пьесе! И мы это скоро увидим.
А что же присутствующая при этом королева? неужели она нисколько не удивилась? Удивилась, конечно. Но дело в том, что присутствующая при этом королева если даже и поняла, что продолженье учебы в Виттенберге это какой-то миф, какая-то странность, то предпочла благоразумно не вмешиваться.
Гертруда вообще благоразумная женщина, давно умудренная жизнью. Она на многое умеет закрыть глаза — правда, такое поведение распространяется не на всех. Например, когда по репликам принца на представлении она догадалась (а она догадалась!), что король ей изменяет, и изменяет с этой нахалкой Офелией, у нее хватило практического ума ничем не выдать свою догадку и никак не показать королю своих истинных чувств.
Однако с того дня она наотрез отказывалась принимать Офелию, демонстрируя таким образом и свою человеческую уязвимость, и тайную приверженность к эмоциональным всплескам.
А теперь остановимся на возрасте Горацио. Возраст Горацио не подвергается никаким сомнениям. Все уверены, что Горацио 30 лет, и я также придерживаюсь данной точки зрения.
Именно такой вывод вытекает из стихотворной (подчеркиваю!) части пьесы — Горацио лично присутствовал при некоторых настолько давних дворцовых событиях, что ему может быть никак не меньше тридцати.
Из той же стихотворной части, по мнению многих, и Баркова особенно, следует, что «стихотворному» Гамлету не больше двадцати (в отличие от Гамлета «прозаического», следуя принудительному разделению Баркова). Но тогда как же быть вот с этой — стихотворной! — фразой Гамлета, которую он адресует Горацио при их первой официальной встрече:
ГОРАЦИО: Я плыл на похороны короля.
ГАМЛЕТ: Прошу тебя, без шуток, друг-студент;
Скорей уже — на свадьбу королевы.
Правда, у Пастернака слово «студент» в переводе отсутствует, там Гамлет называет Горацио «мой друг». А.Кронеберг переводит это обращение как «товарищ детства»; А.Радлова — как «студент-товарищ»; В.Поплавский использовал сочетание «любезный друг», а Великий князь Константин Романов и вовсе обошелся одним «товарищем».
Конечно, можно посмотреть в первоисточнике. Если там в данном контексте нет этого слова, то фраза Гамлета о продолженье учебы, как я уже говорила, есть не что иное, как необходимый принцу и автору нонсенс. А если слово «студент» там все-таки присутствует, то, стало быть, мой вопрос требует ответа, раз уж возраст Горацио никем не оспаривается, и мной в том числе. Однако я не хочу апеллировать к первоисточнику: зачем, если в любом случае моя версия дает на это ответ?
Итак, почему Гамлет называет Горацио «друг-студент»? Этот факт может быть очень веским доводом в пользу 20-летия принца. Мало того что он просится отпустить его на учебу, так еще и друга называет студентом!
И все-таки это не так.
Дело в том, что Гамлет, как я уже говорила, томим двумя чувствами сразу: он старается изо всех сил не показать королю, как он страдает, и при этом ему ужасно хочется, чтобы король увидел это, понял и пожалел Гамлета. Это вполне стандартная эмоциональная картина, и нет ни одного человека в мире, кто в подобных обстоятельствах мог бы ее избежать.
Ситуация осложняется еще и тем, что Гамлет лишен возможности говорить с королем наедине — Клавдий больше не допускает этого или допускает в ограничивающем присутствии третьих лиц. Однако умный король понимает, что если не давать Гамлету приманку, не кормить его какими-нибудь тонко завуалированными обещаниями, то отчаянье Гамлета может выйти из границ. И он… дает ему эти обещанья!
И Гамлет эти обещания жадно ловит. Он верит, что бросивший его любовник хочет только одного: подожди, как бы намекает он Гамлету периодически, все утрясется, и тогда мы снова будем вместе…
Но время идет, а ничего не меняется. Королевские обещанья не сбываются. И тогда Гамлет, изнывающий от обиды, ревности и подозрений, что его попросту дурят, и одновременно не желающий в это верить, снова и снова предпринимает попытку о чем-то намекнуть королю, каким-то образом показать ему свою боль — чтобы снова и снова услышать меж строк желанное обещанье.
Вот почему принц в обычное обращение к королю тонко вплетает только им двоим понятный смысл, который не должен вызвать подозрений у окружающих.
Еще надо учесть, что подобные намеки Гамлет не может позволить себе слишком часто, поэтому он вынужден кропотливо их изыскивать и скрупулезно продумывать их внешнее содержание.
Именно такой момент и представлен читателю в сцене первого появления Гамлета: именно такой намек и вплетен в его речь: именно это он и пытается в очередной раз сказать королю, когда в самом начале на вопрос короля «Ты все еще окутан прежней тучей?» двусмысленно отвечает: «О нет, мне даже слишком много солнца».
После чего и обращается к нему с нелогичной просьбой отпустить его на некую учебу в Виттенберг, тем самым превращая свои слова в нонсенс.
Итак, Гамлет намекает, и в ответ король… просит его остаться! Да еще как просит! Ах, как, должно быть, забилось сердце у Гамлета!.. А теперь внимательно перечитаем эти слова короля:
КОРОЛЬ: <…> Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденье.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родич и наш сын.
Да неужели же вы и правда не слышите того, что — как сладкая музыка! — вливается сейчас в уши принца: . ..с желаньем нашим …в расхожденье … прошу тебя …в ласке и утехе наших взоров … наш первый друг… Вся эта часть, без всякого сомнения, имеет исключительно и глубоко личный смысл, который понимают только двое — Гамлет и король. Это их личный тайный диалог. И только в самом-самом конце он затушевывается королем официальной частью обращения — «наш родич и наш сын». Но главное — самое жгучее для Гамлета, что он должен услышать (и конечно же слышит!) подтекстом сказанного: «Наш первый друг…»
Итак, король не отпускает его. Да и незачем отпускать — никакого продолжения ученья быть не может. Вдобавок король снова дает ему надежду. И Гамлет снова верит в нее. Но как тяжко жить в бесконечном ожиданье надежд, как хочется умереть от боли и ревности!..
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
А кроме того, вряд ли такие черты характера бывшего возлюбленного, как коварство и хитрость, с полной силой проявившиеся в свете последних событий, прошли мимо внимания Гамлета.
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует.
О ком говорит сейчас принц? Кто этот «буйный сад», в котором властвует «дикое и злое»? Тот ли, который он видит из окна, или тот, которого видит его несчастное сердце?..
А спустя буквально несколько минут к нему и подойдет Горацио — подойдет неожиданно и при свидетелях. И они оба будут усердно делать вид, что видятся впервые, и Гамлет с невинным удивлением задаст Горацио вопрос: «Но почему же вы не в Виттенберге?» — спросит он. И тут же, чтобы скрыть неловкость, переключится на Марцелла: «Марцелл?» — «Мой добрый принц…» — «Я очень рад вас видеть». После чего снова обратится к Горацио с тем же вопросом, но уже более категорично, с оттенком плохо скрытого недоверия: «Так почему же вы не в Виттенберге?»
Тут между ними завяжется непринужденный разговор. И Гамлет, который весь еще находится во власти недавних переживаний, двусмысленных диалогов, вспыхнувших надежд и многозначительных обещаний, которые незамедлительно последовали от короля как раз и благодаря искусному намеку принца об учебе в Виттенберге, — тут-то Гамлет и сделает невольный лексический перенос и назовет Горацио «другом-студентом».
И никто этому совершенно не изумится — они ведь действительно учились вместе когда-то, они были друзьями-студентами, университетскими товарищами. Так они ими навсегда и остались. Так что ничего удивительного.
И последнее на тему возраста принца. Гертруда говорит о Гамлете: «он тучен и одышлив». Подобная характеристика вряд ли подходит 20-летнему человеку. А вот к 30 годам тучным и с одышкой вполне можно стать. Если, конечно, не утверждать с пеной у рта, что Гамлет с детства страдал ожирением и заболеванием щитовидной железы.
© Наталья Воронцова-Юрьева
Продолжение
Университет Гамлета | Историки — это прошлое, забота
География Шекспира иногда довольно хитрая. «Морское побережье Богемии» в «Зимней сказке» , например, вызывает бесконечные споры о том, намеренно ли он описывает причудливую никогда-никогда землю — или просто запутался в том, где на самом деле находится Богемия.
Но когда Шекспир отправил Гамлета в университет в Виттенберге, он все сделал правильно. Виттенберг расположен на реке Эльбе, которая течет с востока на запад через север Германии и достигает Северного моря в Гамбурге. Во времена Шекспира путешествие по воде было самым быстрым и легким способом передвижения, поэтому, несомненно, Гамлет и его друг Горацио путешествовали на корабле из Эльсинора вокруг побережья в Гамбург, а затем вверх по течению в Виттенберг. Или, если бы они ехали верхом, то следовали бы долиной реки как наиболее удобным маршрутом.
Для вашего намерения
Возвращаясь в школу в Виттенберге,
Это самое ретроградное для нашего желания,
говорит его дядя Клавдий, и Гертруда добавляет,
Я молю тебя, останься с нами; не ехать в Виттенберг.
В этом беда университетов, они делают людей опасно независимыми в своих мыслях. Виттенбергский университет был основан в 1502 году Фридрихом Мудрым, герцогом Саксонским, и главным защитником Мартина Лютера, самого известного академика университета, который положил начало протестантской Реформации в 1517 году.0005
Тихо Браге в Виттенберге
Гамлет был не единственным мрачным датчанином, проводившим время в Виттенберге. Тихо Браге был богатым датским дворянином, увлеченным астрономом и алхимиком. В его время не было телескопов, но благодаря своему огромному богатству он смог построить собственную обсерваторию Ураниборг и разработать собственные инструменты для наблюдения за небом. 11 ноября 1572 года Браге наблюдал на небе новую звезду в созвездии Кассиопеи и опубликовал свои наблюдения в De nova stella 9.0004 (1573). Звезда, романтически названная SN 1572, была сверхновой. В то время это вызвало интеллектуальную сенсацию, потому что современное мнение считало небеса неизменными.
В 1599 году Тихо Браге был приглашен императором Рудольфом II переехать в Прагу. Император перенес свою столицу в Прагу, столицу Богемии, отступив от Вены, которая стала слишком близкой к османам для комфорта — они также использовали речные пути, постепенно продвигаясь вверх по Дунаю в сторону Вены.
Конечно, Браге принял приглашение, тем более, что он слишком часто вмешивался в датскую политику. Как и Гамлет, он следовал тем же маршрутом вдоль Эльбы от Северного моря, останавливаясь примерно на 6 месяцев в Виттенберге, прежде чем отправиться в Прагу, которая находится на притоке Эльбы, Влтаве (нем. Молдау).
Браге построил новую обсерваторию недалеко от Праги и взял себе в помощники математика Иоганна Кеплера. Однако в 1601 году он внезапно и неожиданно скончался в возрасте 55 лет. Возможно, его убили; были выдвинуты различные кандидаты, включая Кеплера (очень маловероятно) или убийцу из датского двора (возможно). Усы Тихо Браге остались в Праге – судя по его портрету, это был великолепный предмет, хотя почему он сохранился в 2199 году?0035-й век ускользает от меня. Недавно его проанализировали и показали, что Браге глотал ртуть — что-то вроде профессиональной опасности для алхимиков — но незадолго до его смерти произошел внезапный подозрительный всплеск уровня, подтвержденный более поздней эксгумацией.
Рудольф нанял Браге, потому что у него был искренний интерес к новой науке, а также увлечение оккультизмом. Часть работы астронома была квазиполитической, поскольку от них ожидалось составление гороскопов, а то, как интерпретировались гороскопы важных людей, могло иметь политические последствия.
Кеплеровский гороскоп генерала Валленштейна из Викисклада. Другой английский драматург, Кристофер Марлоу, взялся за другого виттенбергского ученого, который был еще более подозрительным, доктора Фауста, хотя маг Марлоу, заключивший договор с дьяволом, далек от Иоганна (или, возможно, Георга) Фауста из Виттенберга, о котором мы почти ничего не знаю.
Точно так же, как Шекспир правильно понял географию в «Гамлете», он, по-видимому, правильно понял и астрономию. В Акте 1, Сцене 1, незадолго до появления Призрака, сцену устанавливает Бернардо.
Последняя ночь из всех,
Когда та самая звезда, что к западу от полюса
Прошла путь, чтобы осветить ту часть неба
Где теперь она горит, Марцелл и я,
Колокол тогда бил один…
Согласно Исследователям из Университета статуй Юго-Западного Техаса, «к западу от полюса» предполагает, что эта звезда находилась в созвездии Кассиопеи и, вероятно, была сверхновой Браге, SN 1572.
Шекспир выбрал его, потому что новая звезда на небе предвещала катастрофу. Первоначальное значение слова «катастрофа» было «неблагоприятный аспект звезды или планеты». Оксфордский словарь английского языка датирует это слово 1598 годом, всего за пару лет до того, как Гамлет был написан. Итак, предоставим Шекспиру здесь последнее слово:
Как звезды с чередой огня и росы крови,
Бедствия на солнце; и влажная звезда
, на чьем влиянии стоит империя Нептуна
Был болен почти до конца света с затмением:
И даже как предвестие жестоких событий,
Как предвестники, предвещающие еще судьбы
И пролог к грядущему предзнаменованию,
Небо и земля вместе показали
Нашим климатам и соотечественникам.–
Но мягко, вот! вот, где это приходит снова!
Ясно, что Гамлету следовало вернуться учиться в Виттенберг как можно быстрее. Возможно, это было ретроградно по отношению к желаниям Клавдия, но ретроградность — это еще один астрологический термин: это означает движение назад.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была опубликована в рубрике биография, европейская история с метками фауст, гамлет, история астрономии, кеплер, шекспир, тихо браге, виттенберг. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Какое значение имеет Виттенбергский университет в «Гамлете»?
значок-вопрос Спросите репетитораНачать бесплатную пробную версию
Важность Виттенбергского университета в шекспировском Гамлете — это то, что Гамлета отозвали в Данию после посещения там школы, когда отец Гамлета был убит своим дядей Клавдием. Есть и другие исторические связи с Виттенбергским университетом, которые придают дополнительное значение пьесе

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Какое значение имеет Виттенбергский университет в Гамлет ? По состоянию на 16 ноября 2022 г.
Гамлет учился в Виттенбергском университете в то время, когда его отец, король Дании, внезапно умер, предположительно от укуса змеи, но на самом деле от яда совсем другого вида змей — дяди Гамлета, Клавдия, который слишком… быстро женился на матери Гамлета, Гертруде, после смерти короля.
Виттенбергский университет был основан в 1502 году, поэтому настоящий Гамлет (если он существовал, а его не было), живший в 1100-х годах, в период действия Гамлета , не мог посещать там школу. .
Однако в то время, когда Шекспир написал «
Гамлет » примерно в 1599 году, Виттенбергский университет был уважаемым центром обучения и хорошо известен во всей Европе как академический дом Мартина Лютера, которому приписывают начало протестантской Реформации в 1517 году.
За десять лет до того, как Шекспир написал Гамлет , Кристофер Марло написал Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста , пьесу, основанную на жизни другого известного студента Виттенбергского университета, Иоганна Георга Фауста (ок. 1480 г. –1540). В основе пьесы Марло лежит легенда о том, что Иоганн Фауст продал душу дьяволу за двадцать четыре года власти, удовольствия и поцелуй Елены Троянской.
Когда Клавдий впервые упоминает Виттенберга в «Гамлете» в акте 1, сцене 2, публика сразу же устанавливает мысленную связь между пьесой Гамлет и исторические фигуры Лютера и Фауста. Когда Клавдий произносит «Виттенберг», в зале даже пронесся ропот узнавания.
КЛАВДИЙ. [Гамлету] Для твоего намерения
При возвращении в школу в Виттенберге,
Это самое ретроградное к нашему желанию;
И мы умоляем вас, преклоните вас, чтобы остаться
Здесь, в радости и утешении нашего глаза,
Наш главный придворный, кузен, и наш сын.ГЕРТРУД. Пусть твоя мать не потеряет своих молитв, Гамлет.
Прошу тебя, останься с нами, не ходи в Виттенберг.ГАМЛЕТ. Я буду во всем повиноваться вам, мадам. (1.2.115-123)
Клавдий не хочет, чтобы Гамлет вернулся в Виттенберг по двум причинам. Во-первых, Клавдий хочет внимательно следить за Гамлетом, пока все не уляжется после смерти старого Гамлета, особенно если Гамлет подозревает, что Клавдий имеет к этому какое-то отношение. Во-вторых, Виттенберг был известен не только как центр обучения, но и как центр независимого мышления, даже революционного мышления, и Клавдий не хотел, чтобы Гамлет подвергался воздействию каких-либо мыслей, которые могли бы поставить под угрозу его трон и его жизнь.
Также возможно, что Гамлет изучал философию в Виттенберге, как и его друг и однокурсник Горацио, что усиливает беспокойство Клавдия по поводу потенциально опасного независимого мышления.
В качестве примечания: в 2010 году Дэвид Давалос написал пьесу под названием Wittenberg , в которой исследуется «что, если» свести вместе Гамлета, Мартина Лютера и Иоганна Фауста в Виттенбергском университете в 1517 году, в год, когда Лютер опубликовал свой « Девяносто пять тезисов» на двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия, и положило начало протестантской Реформации.
Шекспир, кажется, представляет контраст между уединенным, идеалистическим академическим миром Виттенберга и реальным миром, представленным двором в Эльсиноре. Гамлет, должно быть, много лет был студентом. Он хотел бы вернуться в Виттенберг, но его дядя специально запрещает это.
По вашему желанию
Возвращаясь в школу в Виттенберге,
Это самое ретроградное по отношению к нашему желанию;
И мы умоляем вас, согните вас, чтобы остаться
Здесь, в радости и утешении наших глаз,
Наш главный придворный, кузен, и наш сын.
Клавдий хочет держать Гамлета под пристальным вниманием. Злой узурпатор, естественно, полагает, что Гамлет горько обижен тем, что его обошли в наследство, и может замышлять переворот. Гамлету было бы гораздо легче сделать это, если бы он смог выбраться из Дании.
Гамлет — рыба в воде в Эльсиноре. Он интроспективный, ученый человек среди кучки интриганов, лицемеров и одного дважды окрашенного злодея. Гамлет формирует крайне неблагоприятное представление о человечестве вообще в результате противопоставления реального человечества тому миру, о котором он читал в книгах, в том числе и религиозных. В какой-то момент пьесы он выражает свое предвзятое отношение к человечеству яркими метафорами.
О Боже! Бог!
Как утомительно, несвежо, плоско и невыгодно
Мне кажутся все применения этого мира!
Тьфу! ах, тьфу! это непропаленный сад
, который прорастает до семян; вещи непристойные и грубые по своей природе
Обладайте ими просто. I.2
Гамлет знает трех важных персонажей пьесы, потому что встретил их в Виттенберге. Это Горацио, Розенкранц и Гильденстерн. Горацио становится его хорошим другом, компаньоном и помощником.
Виттенберг превратил Гамлета в отшельника, идеалиста и ученого. Это недостаток Эльсинора. Он должен превратиться в человека действия из-за навязанных ему обстоятельств. Оказывается, он не может доверять даже девушке, которую любит. Клавдий и ее собственный отец Полоний используют Офелию, чтобы заставить Гамлета раскрыть свои тайные мысли. Она немного похожа на Далилу из библейской истории о Самсоне и Далиле. Но Гамлет подобен юноше, окончившему колледж и только начинающему понимать, что реальный мир сильно отличается от школьного! Шекспир никогда не учился в университете. Окончил Школу жестких ударов.
Виттенберг служит своего рода фольгой для Эльсинора. Хотя Виттенберг на самом деле никогда не показан, о нем много раз упоминается, и мы можем представить, как он выглядит и ощущается. Он изолирован, предназначен для медитации и религиозного поклонения. В конце концов, именно здесь Мартин Лютер стал профессором богословия. В Эльсиноре Клавдий задает тон поведения, проводя большую часть своего времени, выпивая большое количество вина. Когда Гамлет впервые встречает Горацио в Эльсиноре, он говорит ему:
Перед отъездом мы научим вас пить побольше.
Так Гамлет говорит, что Эльсиноре больше нечего предложить таким утонченным, интеллектуальным людям, как Горацио и он сам. Гамлет находится в плену в Эльсиноре. Прежде чем он встретится с призраком своего отца, он очень хотел бы вернуться в Виттенберг. Как только он осознает, что обязан отомстить за убийство своего отца, он должен осознать, что его академическая карьера подошла к концу. Он перешел в уродливый мир реальности. В самом конце последней сцены первого акта он говорит:
Время вышло из строя. О проклятая злоба,
Что когда-либо я был рожден, чтобы все исправить!
Утверждено редакцией eNotes
Гамлет
Последний ответ опубликован 19 ноября 2020 г.