Йозеф Гайдн — биография, жизнь и произведения композитора
Фото Все
Видео Все
Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Автор мелодий, на основе которых впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии.
Мир классической музыки настолько сложен, что его невозможно охватить с одного взгляда. Он условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.
Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, даже Моцарт звал его «папаша Гайдн». Еще говорят, что он «отец симфонии». Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, писали, но только Гайдн довел ее до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.
Детство
Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Франц (хотя он сам себя никогда не называл этим именем) рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, послушать игру на арфе хозяина дома.
Маленький Йозеф больше всех унаследовал отцовские способности к музыке. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма, охотно подпевал папе. Вскоре он самостоятельно научился играть на скрипке, а немного погодя пел в церковном хоре.
Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал директором школы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.
Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Рейтер, известный композитор из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчишку с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.
Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Сложностей оказалось немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому.
Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры, известного композитора. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.
Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.
Творчество
Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.
Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея за столичной суетой.
Йозеф Гайдн пишет музыкуДоговор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.
Больше всего внимания Гайдн уделял своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-е годы XVIII века он написал подряд несколько композиций — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная).
Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.
Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.
Оркестр Йозефа ГайднаЙозеф Гайдн был не только талантливым и популярным композитором, он умел дружить по-настоящему. Именно такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не соперничали между собой, не завидовали, а радовались успехам друг друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. Впоследствии благодарный ученик посвятил своему учителю два произведения. А Гайдн в свою очередь видел в Моцарте величайшего композитора-современника.
Привычный образ жизни композитора поменялся после достижения им 50-летнего возраста. Он обрел долгожданную свободу от обязательств князю Эстергази, хотя наследники и продолжали считать его придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.
В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.
Могут быть знакомы
Личная жизнь
Благодаря популярности, приобретенной Гайдном в Вене, его взял к себе на работу граф Морцин. Для его капеллы композитор написал пять своих первых симфоний. Йозеф отработал у графа чуть меньше двух лет, но этого хватило, чтобы улучшить свое материальное состояние и устроить личную жизнь.
Гайдну было 28, когда он влюбился в младшую дочь придворного парикмахера, но девушка, неожиданно для всех, приняла монашеский постриг. Йозефа поразило это решение любимой до глубины души, он в порыве то ли злости, то ли разочарования, решил сделать предложение руки и сердца ее родной сестре – Марии Келлер, хоть она и была старше его на четыре года.
Йозеф Гайдн и Мария КеллерСемейная жизнь не принесла счастья композитору. Супруга музыканта отличалась сварливостью и расточительностью. Мало того, она не признавала в муже гениального композитора, не дорожила его творчеством. Бывало такое, что рукопись Гайдна она использовала как бумагу для выпечки. Но, несмотря на отсутствие взаимопонимания и детей, супруги прожили в браке сорок лет.
Из Йозефа так и не получился любящий муж и отец, поэтому все эти годы он посвятил делу всей своей жизни – симфониям.
Гайдн стал автором сотен музыкальных произведений, театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.
И все же в жизни музыкального гения случилась поздняя любовь, которую он встретил именно в том театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, сумевшей очаровать пожилого композитора. Йозеф страстно влюбился в девушку, приложил массу усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально для нее писал упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.
Но и эти отношения не сделали Гайдна счастливыми. Надменность и корыстолюбие девушки было видно, что называется, невооруженным взглядом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце жизни, когда Йозеф составлял последний вариант своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.
Смерть
Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года».
Сердце великого композитора остановилось 31 мая 1809 года в Вене, которую на то время оккупировали наполеоновские войска. По приказу самого Наполеона, которому доложили о смерти величайшего из композиторов, возле его дома был выставлен почетный караул. Хоронили Йозефа Гайдна 1 июня.
Памятники и могила Йозефа ГайднаВ 1820 году по приказу князя Эстергази останки Гайдна должны были перезахоронить на территории церкви Эйзенштадта. Интересно то, что когда вскрыли гроб, то вместо черепа увидели лишь парик композитора. Оказалось, сам череп был похищен с целью изучения особенностей его строения и для предотвращения его разрушения. И только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки воссоединили.
Избранные произведения
- «Асмодей, или Новый хромой бес»
- «Ацис и Галатея»
- «Мечта маркизы»
- «La canterina»
- «Аптекарь»
- «Лунный мир»
- «Армида»
- «Времена года»
- «Прощальная симфония»
- 52 сонаты
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Йозеф Гайдн композитор — биография, семья, сестры, жена, дети, музыка, смерть
Имя: Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn)
Дата рождения: 31 марта 1732 года
Дата смерти: 31 мая 1809 года
Возраст: 77 лет
Место рождения: Rohrau, Австрия
Место смерти: 31 мая 1809 года
Деятельность: Австрийский композитор
Семейное положение: вдовец
Австрийский композитор, автор симфоний, квартетов, сонат и многих других произведений, ставших уже классическими. Йозеф Гайдн давно вошёл в программу музыкальных школ.
Деревенский мальчик родился в семье, где любили музыку. Отец его без посторонней помощи освоил арфу, мать часто пела и музицировала. Франц рано продемонстрировал своим любящим родителям прекрасный слух и замечательные вокальные способности. Его музыкальная биография началась уже с 5 лет. Сначала для него это было игрой, он просто пел вместе с отцом, потом его любимым музыкальным инструментом стала скрипка.
Став старше, он пел в церковном хоре. С 6 лет отец отправил своего талантливого сына на обучение и попечение к своему родственнику Франку, которые был в одной из школ ректором. Мальчик усвоил азы грамматики и математики, учился играть на многих инструментах. Его увлекали и струнные, и духовые, он продолжал осваивать скрипку и упражнялся в пении.
Приехавший из Вены композитор Рейтер отбирал для капеллы певцов. Францу было тогда 8 лет, его талант был замечен, и на пару лет он уехал в столицу Австрии, чтобы петь и учиться мастерству вокала в крупном соборе города. Там впервые Гайдн начал сочинять свои произведения. Вскоре Франц Йозеф был вынужден самостоятельно зарабатывать на своё существование.
Он давал уроки музыки, пел во многих церквах и храмах, играл в ансамблях, используя своё умение играть на разных инструментах. Всё, что удавалось заработать, он оставлял композитору Ноколо Порпоре за предоставленные уроки. Гайдн увлечённо занимался музыкой, уже сочиняя свои самые разножанровые пьесы. Начинающий композитор написал оперу «Хромой бес», её поставили в одном из театров Вены. Затем он создал струнный квартет и симфонию.
Гайдн в самом начале своей карьеры был зависим от своего материального состояния, поэтому он вынужден подписать на 30 лет договор с князем Эстергази. Композитор должен был работать капельмейстером при княжеском дворе. Зимой Гайдн жил в столице, в остальные месяцы, а потом и 6 лет полностью, в загородном имении князя.
Князь был привередлив, потому Гайдн сочинял то, что заказывалось, количество музыкантов в придворном оркестре было ограничено. Основным любимым жанром для композитора на долгие годы стала симфония, он впервые создаёт симфонии для детей. Гайдн получает заказы из Парижа, Испании и создаёт прекрасные симфонии, которые стали издаваться во многих городах Англии и Франции.
Гайдн подружился с Моцартом. Их дружба не знала зависти, они учились друг у друга. Как раз к этому времени контракт закончил своё действие, Франц получил свободу, уехал в Вену и почти сразу же принимает приглашение из Лондона. Был большой музыкальный заказ, работа с оркестром, концертные выступления. Композитор работает с сорока музыкантами. Полтора года работы сделали его биографию весьма успешной.
За этот период Гайдн смог создать 280 пьес, опер, симфоний и других произведений. Ему присвоили звание доктора музыки в Оксфордском университете. Имя композитора упоминается в одном ряду с Людвигом ван Бетховеном, Иоганном Себастьяном Бахом, Георгом Фридрихом Генделем.
Гайдн смог улучшить своё финансовое благополучие, что делало его выгодной партией. В 28 лет он влюбился в одну из дочерей парикмахера, который тоже служил, как и композитор, при дворе. Девушка решила отправиться в монастырь. Йозеф сделал предложение старшей сестре своей возлюбленной. Мария Келлер была старше Франца на четыре года. В этом союзе Гайдн не познал счастья. Мария была плохой женой для композитора, она устраивала скандалы, тратила деньги, не разделяла то, что было всей жизнью Йозефа.
Детей у них не было, но их супружеская пара прожила сорок лет. У Гайдна рождались симфонии, одних только опер композитора было поставлено девяносто штук. Всё же Франц познал настоящую любовь, встретив в Италии молодую певицу Луиджу Польцелли. Сильные чувства испытывал только мужчина, женщина была корыстна, высокомерна и не отвечала ему такой же пылкой взаимностью. Когда умерла жена композитора, он продолжал отношения со своей любовницей, но официально оформлять отношения с ней не захотел. Хотя упомянул певицу в завещании.
Последние десять лет своей жизни Гайдн создаёт пьесы для хорового исполнения, теперь у него появились мессы и оратории.
Велика была популярность Франца Йозефа Гайдна не только в его родной Австрии, но и далеко за пределами её. Завершилась биография великого основателя и отца симфонии в возрасте 77 лет.
Автор биографии: Natsh
Франц Йозеф Гайдн — Известные произведения, смерть и факты
(1732-1809)
Синопсис
Франц Йозеф Гайдн был одним из создателей основных жанров классической музыки, и его влияние на более поздних композиторов огромно. Самым знаменитым учеником Гайдна был Людвиг ван Бетховен, и его музыкальная форма бросает огромную тень на музыку последующих композиторов, таких как Шуберт, Мендельсон и Брамс.
Молодость
Франц Йозеф Гайдн был принят на работу в возрасте 8 лет, чтобы петь в хоре собора Святого Стефана в Вене, где он учился играть на скрипке и клавишных. После того, как он ушел из хора, он зарабатывал себе на жизнь обучением и игрой на скрипке, изучая контрапункт и гармонию.
Вскоре Гайдн стал помощником композитора Николы Порпоры в обмен на уроки, а в 1761 году он был назначен капельмейстером, или «придворным музыкантом», во дворце влиятельной семьи Эстерхази, и эта должность обеспечивала ему финансовую поддержку почти 30 лет. . Изолированный во дворце от других композиторов и музыкальных течений, он был, по его выражению, «вынужден стать оригинальным».
Зрелый артист
В то время как Гайдн рос в уважении семьи Эстерхази, его популярность за стенами дворца также росла, и в конце концов он написал столько же музыки для печати, сколько и для семьи. Несколько важных произведений этого периода были заказаны из-за границы, например, Парижские симфонии (1785–1786) и оригинальная оркестровая версия «Семи последних слов Христа» (1786). Однако Гайдн почувствовал себя изолированным и одиноким, потеряв друзей в Вене, таких как Вольфганг Амадей Моцарт, поэтому в 179 г.1, когда новый принц Эстерхази отпустил Гайдна, он быстро принял приглашение поехать в Англию, чтобы дирижировать новыми симфониями с немецким скрипачом и импресарио Йоханом Петером Саломоном. Он снова вернется в Лондон в 1794 году, чтобы провести еще один успешный и прибыльный сезон.
Гайдн уже хорошо известен и ценится в Англии, концерты Гайдна собирают огромные толпы, и во время своего пребывания в Англии композитор создал некоторые из своих самых популярных произведений, в том числе квартет «Всадник» и симфонии «Сюрприз», «Военные», «Барабанная дробь» и «Лондон».
Последующие годы
Гайдн вернулся в Вену в 1795 году и занял свою прежнюю должность у Эстерхази, хотя и неполный рабочий день. В то время он был общественным деятелем в Вене, и когда он не сочинял дома, он часто появлялся на публике. Из-за ухудшения здоровья его творческий дух пережил его способность использовать его, и он умер в возрасте 77 лет.
Гайдна помнят как первого великого симфониста и композитора, который, по сути, изобрел струнный квартет. Главный инженер классического стиля, Гайдн оказал влияние на таких, как Моцарт, его ученик Людвиг ван Бетховен и множество других.
- Название: Франц Джозеф Хейдн
- Год рождения: 1732
- Дата рождения: 31 марта 1732
- Город рождения: Рохрау
- Страна Рождения: Австрия
- Гендер: Мале
- . из его 106 симфоний австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн стал главным архитектором классического стиля музыки.
- Industries
- Классика
- Астрологический знак: Овня
- Национальные. Вена
- Страна смерти: Австрия
Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы видите что-то не так, свяжитесь с нами!
- Название статьи: Биография Франца Йозефа Гайдна
- Автор: Biography.
com Editors
- Название веб-сайта: The Biography.com Website
- Url: https://www.biography.com/musicians/franz-joseph-haydn
- Дата обращения:
- Издатель: A&E; Television Networks
- Последнее обновление: 12 сентября 2022 г.
- Дата публикации оригинала: 2 апреля 2014 г.
Его карьера, автобиографический очерк и наследие
Йозеф Гайдн
Когда Йозеф Гайдн в последний раз мирно закрыл глаза в 00:40 31 мая 1809 года, он считался самым прославленным и известным композитором Европы. Ранее я писал в блоге о похоронах Гайдна и о жутком способе, которым ему отрубили голову, чтобы провести френологическую экспертизу, которая пришла к выводу, что череп Гайдна представляет собой полностью сформированную «музыкальную шишку». Однако Гайдн был не только выдающимся композитором и создателем нескольких музыкальных жанров, но и проницательным и безжалостным бизнесменом.
Дворец Эстерхази
Один ученый пишет: «Гайдн всегда стремился максимизировать свой доход, ведя переговоры о праве продавать свою музыку за пределами двора Эстерхази, заключая жесткие сделки с издателями или продавая свои произведения три-четыре раза издателям в различные страны. » Поскольку авторские права находились в зачаточном состоянии, он продавал одну и ту же работу в нескольких странах, получая несколько гонораров. Он лично занимался такими продажами в Вене и Лондоне, но нанимал посредников для дополнительных рынков. Критик пишет: «Бизнес-модель Гайдна по использованию нескольких рынков стала прототипом для следующих двух поколений композиторов, включая Бетховена, Мендельсона и Шопена».
Йозеф Гайдн: L’incontro improvviso (Маргарет Маршалл, сопрано; Линда Зогби, сопрано; Делла Джонс, меццо-сопрано; Клас-Хокан Аншо, тенор; Доменико Тримарчи, баритон; Бенджамин Люксон, баритон; Джеймс Хупер, бас; Джеймс Прескот, бас; Николя Скарпинати, бас; Лозаннский камерный оркестр; Антал Дорати, дирижер)
Гайдн: L’incontro improvviso (1775)
Ранние биографы Гайдна Гризингер, Дайс и Карпин писал с одобрения и сотрудничества Гайдна, считал Гайдна самым хитрым творческим умом в мире музыки, включая его деловые предприятия. Однако процесс описания жизни композитора был инициирован самим Гайдном. В 1776 году, в возрасте 44 лет, его попросили предоставить автобиографический документ для публикации в сборнике кратких биографий австрийских светил. Гайдн ответил своим «Автобиографическим очерком», который он назвал «своего рода мешаниной, так как это требует времени, которого у меня нет, чтобы написать упорядоченный отчет». Этот очерк был опубликован в 1778 году в томе 1, части 3 тома под названием «Ученая Австрия». Гайдн кратко рассказывает читателям о первых 29лет своей жизни, включая его взросление в Рорау и раннее образование в Хайнбурге. Мы также узнаем о его карьере певчего в Вене, его опыте внештатной работы и его встречах с графом Морзином, а затем с семьей Эстерхази.
Йозеф Гайдн: Il ritorno di Tobia (Роберта Инверницци, сопрано; Софи Картхаузер, сопрано; Андерс Дж. Далин, тенор; Николай Борчев, бас; Энн Халленберг, меццо-сопрано; Кельнский вокальный ансамбль; Капелла Августина; Андреас Сперинг, конд. )
Никола Порпора
Гайдн утверждал, что научился истинным основам композиции у Николы Порпоры, объясняя: «Я писал усердно, но не вполне обоснованно, пока, наконец, мне не посчастливилось изучить истинные основы композиции. сочинения знаменитого господина Порпоры, находившегося в то время в Вене». Как недавно объяснил один ученый, «это самое важное предложение в автобиографическом очерке Гайдна долгое время оставалось наименее понятым. В то время как другие возможные влияния на молодого Гайдна, такие как Иоганн Йозеф Фукс и Карл Филипп Эмануэль Бах, часто привлекали внимание гайдноведов, вклад Порпоры не сразу был признан». Утверждается, что Порпора передал Гайдну традицию «партименто», по сути, педагогическую систему, которая требует импровизационной реализации басовых голосов с использованием репертуара голосоведущих паттернов. Затем в своем наброске Гайдн дает оценку современным композиторам, выражая признательность и похвалу за поддержку Иоганна Адольфа Хассе, Карла Диттерса фон Диттерсдорфа и Готфрида ван Свитена.
Йозеф Гайдн: L’infedlta delusa (Магда Кальмар, сопрано; Юлия Пашти, сопрано; Иштван Розош, тенор; Аттила Фюлоп, тенор; Йожеф Грегор, бас; Будапештский камерный оркестр имени Франца Листа; Фригьес Шандор, дирижер)
Гайдн, однако, не стесняется направить свое негодование на неназванных критиков в Берлине. Он пишет: «Мне посчастливилось угодить почти всем нациям, кроме берлинцев; об этом свидетельствуют общественные газеты и письма, адресованные мне. Я только удивляюсь, что берлинские джентльмены, которые в других отношениях столь благоразумны, не сохраняют никакой среды в своей критике моей музыки, ибо в одной еженедельной газете они восхваляют меня до небес, а в другой бросают меня на шестьдесят саженей в землю и это без объяснения причин; Я очень хорошо знаю, почему: потому что они не в состоянии исполнить некоторые из моих произведений и слишком тщеславны, чтобы взять на себя труд понять их как следует». Список Гайдна того, что он считал своими самыми важными работами до того времени, представляет значительный интерес.