Франсиско гойи биография: Франсиско де Гойя, биография и картины

Франсиско де Гойя, биография и картины

   Знаменитый художник Франсиско де Гойя родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодос в Испании. Он начал свои исследования искусства еще подростком и даже некоторое время провел в Риме, для продвижения своих навыков. В 1770-х годах Гойя работал в испанском королевском дворе. В дополнение заказов портретов дворян, он создал произведения, которые критиковали социальные и политические проблемы своей эпохи.

   Сын гульден, Гойя провел часть своей юности в Сарагосе. Там он начал заниматься живописью в возрасте около четырнадцати лет. Был студентом Хосе Мартинес Лузан. Он копировал произведения великих мастеров, находя вдохновение в творчестве таких художников, как Диего Родригес де Сильва Веласкес и у Рембрандта ван Рейна.

   Позже Гойя переехал в Мадрид, где он начал работать с братьями-Франциско и Рамон Bayeu у Subías в их студии. Он стремился продолжить свое художественное образование в 1770 или 1771, путешествуя по Италии.

В Риме Гойя изучал классику там и работал. Он представил картину в конкурсе, проводимом Академией изящных искусств в городе Парме. В то время как судьям понравилась его работа, ему не удалось выиграть главный приз.

   Через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя начал создавать работы для королевской семьи Испании. Сначала он нарисовал карикатуры гобеленов, которые послужили моделями на заводе в Мадриде. Эти работы показали сцены из повседневной жизни, такие как «Зонтик» (1777) и «Керамика Производитель» (1779).


   В 1779 году Гойя получил назначение в качестве художника к королевскому двору. Он продолжал расти в статусе, получив допуск в Королевской Академии Сан-Фернандо в следующем году. Со временем Гойя создал себе репутацию портретиста. Работа «Герцог и герцогиня Осуна и их дети» (1787-1788) отлично это иллюстрирует. Он умело написал мельчайшие элементы их лица и одежду.

   В 1792 году Гойя стал совершенно глухой, после страдал от неизвестной болезни.

Его стиль несколько изменился. Продолжая развиваться профессионально, Гойя был назначен директором Королевской академии в 1795 году, но он никогда не забывал бедственного положения испанского народа, и отражал это в своих работах.

   Гойя создал серию фотографий под названием «Капричос» в 1799 году. Даже в своей официальной работе, как полагают исследователи, бросил критический взгляд на своих подданных. Он написал портрет семьи короля Карла IV около 1800 года, которая остается одной из самых известных его работ.

   Политическая обстановка в стране впоследствии стала настолько напряжена, что Гойя добровольно отправился в изгнание в 1824 году. Несмотря на свое плохое здоровье, он думал, что ему будет безопаснее за пределами Испании. Гойя переехал в Бордо, где он провел остаток своей жизни. Здесь он продолжал еще писать. Некоторые из его более поздних работ — это портреты друзей и жизнь в изгнании. Умер художник 16 апреля 1828 года в Бордо во Франции.

Демоны Франсиско Гойи.

Испания по-русски

Франсиско де Гойя – выдающийся испанский художник, жизнь которого была полна тайн и страданий. Картины Гойи отличаются своеобразным стилем, привлекая исследователей и любителей живописи. На своих полотнах он изображал демонов, которые всю жизнь преследовали художника и его страну. Не только его творчество, но и биография вызывают немалый интерес, ведь вся жизнь художника была посвящена борьбе с этими демонами, захватившими самого мастера и Испанию XVIII–XIX веков.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья.

Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

Болезнь Франсиско Гойи

1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».

Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявились в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был еще молод.

Всерьез болезнь овладела художником в 1792 году, когда он находился в Кадисе. Над Гойей впервые повис демон смерти.

Болезнь Гойи долгое время не могли диагностировать. Существовало предположение, что первые симптомы 1770-х связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Выдвигались и другие версии происхождения болезни. Впоследствии ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того как симптомы появились у Гойи.

Проявления болезни были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьезные проблемы с координацией движений, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, часто терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.

Болезнь Гойи то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить. Это воистину являет пример сильного духа в больном теле.

Болезнь и творчество

Болезнь Гойи сказалась на его творчестве.

Именно с болезнью искусствоведы связывают изменение в стиле его живописи и загадочный, пугающий дух картин мастера. Меняется палитра, в которой начинают преобладать коричневый, серый и черный тона.

Символично, что уже с первыми приступами болезни в творчестве Гойи появляется медицинская тема. Он пишет картину «Врач», как будто предчувствуя свой рок. Картины Гойи часто обращают нас к теме человеческих страданий и болезни. Показательны его работы «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих картинах Гойя отображает трагедию человеческой жизни в экономически отсталой и несвободной стране.

Одно из самых впечатляющих творений – «Гойя и его врач Аррьета» – связано с последним тяжелым проявлением болезни в 1819 году. Врача, который спас художника, находящегося между жизнью и смертью, Франсиско Гойя отблагодарил, запечатлев на холсте.

Тема смерти становится постоянной в творчестве Гойи. Католическое мировоззрение и смерть переплетаются в работе «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника».

Гойя и герцогиня Альба

Уже зрелого и женатого Гойю вновь посетил демон страсти, когда он встретился с Каэтаной, тринадцатой герцогиней Альбой. Они познакомились на балу, и с тех пор образ герцогини не отпускал художника. После одной из встреч с ней уже больной Гойя воскликнул: «Наконец-то я знаю, что значит жить».

Гойя написал много ее портретов. Но не один из них не нравился самому мастеру. При всей глубине работ душа герцогини, как ему казалось, оставалась неуловимой. Наибольшую известность получили его работы «Маха обнаженная» и «Маха одетая».

Гойя и Испания

Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.

Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.

«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.

Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).

Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.

 

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, info@espanarusa. com

Франсиско Гойя | Биография, искусство, картины, гравюры и факты

Франсиско Гойя: Автопортрет

Смотреть все медиа

Дата рождения:
30 марта 1746 г. Испания
Умер:
16 апреля 1828 г. (82 года) Бордо Франция
Известные работы:
«Христос на кресте» «Лос Капричос» «2 мая 1808 года: Атака мамелюков» «3 мая 1808 года: казнь защитников Мадрида» «Бедствия войны» «Семья Карла IV» «Сумасшедший дом»

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Франсиско Гойя?

Франсиско Гойя был одним из величайших художников и граверов конца 18-го и начала 19-го веков в Европе. Он считается одним из последних старых мастеров и одним из первых современных художников. Его работы отражали современные потрясения и оказали влияние на важных более поздних художников.

Какие самые известные произведения искусства Франсиско Гойи?

Самые известные картины Франсиско Гойи включают Обнаженная Майя , Майя одетая , Семья Карла IV , Третье мая 1808 года: Казнь защитников Мадрида , и Его Сатурн Дети . Его офорты включали серию Los Caprichos и The Disasters of War .

Какое образование получил Франсиско Гойя?

Франсиско Гойя учился в Сарагосе, Испания, у Хосе Лусана-и-Мартинеса и в Мадриде у придворного художника Франсиско Байеу. На него повлияли Джованни Баттиста Тьеполо, Антон Рафаэль Менгс и Диего Веласкес. Он признал трех мастеров: Веласкеса, Рембрандта ван Рейна и природу.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Франсиско Гойя , полностью Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес (родился 30 марта 1746 года, Фуэндетодос, Испания — умер 16 апреля 1828 года, Бордо, Франция), испанский художник, чьи картины, рисунки и гравюры отражали современные исторические потрясения и оказали влияние на известных художников 19-го и 20-го веков. Серия офортов «Бедствия войны » (1810–1814 гг.) описывает ужасы наполеоновского вторжения. Среди его шедевров живописи Обнаженная Майя , Майя одетая (ок. 1800–05) и 3 мая 1808 г. в Мадриде, или «Казни» (1814 г.).

Раннее обучение и карьера

Гойя начал свое обучение в Сарагосе у Хосе Лусана-и-Мартинеса, местного художника, получившего образование в Неаполе, а затем был учеником в Мадриде придворного художника Франсиско Байеу, на сестре которого он женился в 1773 году. Он отправился в Италию, чтобы продолжить учебу, и был в Риме в 1771 году. В том же году он вернулся в Сарагосу, где получил свой первый важный заказ на фрески в соборе, которые он выполнял с интервалами в течение следующих 10 лет. Эти и другие ранние религиозные картины, созданные в Сарагосе, выполнены в стиле барокко-рококо, распространенном в то время в Испании, и на них, в частности, повлиял великий венецианский художник Джованни Баттиста Тьеполо, который провел последние годы своей жизни в Мадриде (1762–1770 гг.). куда его пригласили расписывать потолки в королевском дворце.

Карьера Гойи при дворе началась в 1775 году, когда он написал первую из серии из более чем 60 карикатур (подготовительных картин), над которыми он работал до 1792 года, для Королевской гобеленовой фабрики Санта-Барбары. Эти картины сцен современной жизни, аристократических и народных развлечений были начаты под руководством немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, великого представителя неоклассицизма, который после смерти Тьеполо стал бесспорным художественным диктатором при испанском дворе. В ранних карикатурах Гойи влияние декоративного стиля Тьеполо изменено учением Менгса, особенно его настойчивостью в простоте. Более поздние карикатуры отражают его растущую независимость от иностранных традиций и развитие индивидуального стиля, который начал проявляться благодаря изучению им картин придворного художника XVII века Диего Веласкеса в королевской коллекции, многие из которых он копировал в офортах ( ок. 1778 г.). Говорят, что позже в жизни он признал трех мастеров: Веласкеса, Рембрандта и, прежде всего, природу. Офорты Рембрандта, несомненно, были источником вдохновения для его более поздних рисунков и гравюр, а картины Веласкеса направили его к изучению природы и научили языку реализма.

В 1780 году Гойя был избран членом Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Его вступительной частью была картина Христос на кресте , обычная композиция в манере Менгса, но написанная в натуралистическом стиле картины Веласкеса Христос на кресте. Крест , который он, несомненно, знал. В 1785 году он был назначен заместителем директора Академии живописи, а в следующем году художником короля Карла III. К этому десятилетию относятся его самые ранние известные портреты придворных чиновников и представителей аристократии, которых он изображал в обычных позах 18-го века. Строгая элегантность фигур на портретах светских дам в полный рост, таких как Маркиза де Понтехос и плавная роспись их тщательно продуманных костюмов также связывают их с придворными портретами Веласкеса, а его изображение Карла III как Охотника основано непосредственно на королевских егерях Веласкеса.

Викторина «Британника»

Назовите этого художника!

Можете ли вы отличить Моне от Мане?

Период правления Карла IV

Смерть Карла III в 1788 году, за несколько месяцев до начала Французской революции, положила конец периоду сравнительного благополучия и просвещения, в котором Гойя достиг зрелости. Последовавшее за этим господство реакции и политической и социальной коррупции — при слабом и глупом Карле IV и его умной, беспринципной королеве Марии-Луизе — закончилось наполеоновским вторжением в Испанию. Именно под покровительством нового короля, который сразу возвел его в ранг придворного живописца, Гойя стал самым успешным и модным художником в Испании; он был назначен директором Академии в 179 г.5 (но ушел в отставку два года спустя по состоянию здоровья) и первый придворный художник в 1799 году. Хотя он приветствовал официальные почести и мирской успех с нескрываемым энтузиазмом, записи, которые он оставил о своих покровителях и обществе, в котором он жил, безжалостно проникают. . После болезни в 1792 году, которая навсегда оставила его глухим, его искусство начало приобретать новый характер, который дал свободное выражение наблюдениям его пытливого глаза и критического ума, а также его недавно развившейся способности воображения. Во время своего выздоровления он нарисовал ряд кабинетных картин, якобы представляющих «национальные развлечения», которые он представил вице-протектору Академии с сопроводительным письмом (179 г. ).4), говоря: «Мне удалось сделать наблюдения, для которых обычно нет возможности в заказных работах, которые не дают простора для фантазии и изобретательности». Набор был завершен Сумасшедшим домом в 1794 году, сценой, свидетелем которой Гойя был в Сарагосе, нарисованной в широкой, схематичной манере с эффектом преувеличенного реализма, граничащего с карикатурой. Однако для своей более целенаправленной и серьезной сатиры он теперь начал использовать более интимные средства рисования и гравюры. В Los caprichos , серия из 80 офортов, опубликованных в 1799 году, он атаковал политические, социальные и религиозные злоупотребления, приняв популярные карикатурные образы, которые он обогатил весьма оригинальными качествами изобретения. Мастерское использование Гойей недавно разработанной техники акватинты для тональных эффектов придает Los caprichos удивительную драматическую жизненность и делает их крупным достижением в истории гравюры. Несмотря на завуалированный язык рисунков и надписей и заявление Гойи о том, что его сюжеты были из «излишеств и безумств, общих для всего общества», они, вероятно, были признаны отсылками к известным лицам и через несколько дней были изъяты из продажи. Однако через несколько месяцев Гойя стал первым придворным художником. Позднее ему, по-видимому, угрожала инквизиция, и в 1803 г. он представил пластины Los caprichos королю в обмен на пенсию для его сына.

В то время как незавершенные работы давали полный простор для «наблюдений», «фантазий» и «изобретений», в заказанных картинах Гойя продолжал использовать общепринятые формулы. Его украшение церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде (1798 г.) все еще соответствует традициям Тьеполо; но смелое, свободное исполнение и выразительный реализм популярных шрифтов, используемых для религиозных и светских деятелей, беспрецедентны. В его многочисленных портретах друзей и чиновников более широкая техника сочетается с новым акцентом на характеристике. Лица его натурщиков раскрывают его живую проницательность, что иногда ценно, особенно в его портретах женщин, таких как портрет 9.0039 Донья Изабель де Порсель , но часто далеко не лестный, как на его королевских портретах. В группе Семья Карла IV Гойя, несмотря на свое положение придворного живописца, изобразил безобразие и вульгарность главных фигур так живо, что произвел эффект карикатуры.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Биография Гойи со всеми подробностями

Франсиско де Гойя и Люсьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодосе, деревне на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагосу, где отец Гойи работал позолотчиком. Примерно в 14 лет юный Гойя поступил в ученики к Хосе Лузану, местному художнику. Позже он уехал в Италию, чтобы продолжить изучение искусства. Вернувшись в Сарагосу в 1771 году, он написал фрески для местного собора. Эти работы, выполненные в декоративной традиции рококо, создали художественную репутацию Гойи. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу, сестре сарагосского художника Франсиско Байеу. У пары было много детей, но только один — сын Ксавьер — дожил до совершеннолетия.

С 1775 по 1792 год Гойя рисовал карикатуры (рисунки) для королевской гобеленовой фабрики в Мадриде. Это был важнейший период в его творческом развитии. Как дизайнер гобеленов Гойя создал свои первые жанровые картины, или сцены из повседневной жизни.

Этот опыт помог ему стать проницательным наблюдателем человеческого поведения. На него также повлиял неоклассицизм, который вытеснил стиль рококо. Наконец, его изучение работ Веласкеса в королевской коллекции привело к более свободной и спонтанной технике рисования.

В то же время Гойя добился своего первого популярного успеха. Он зарекомендовал себя как портретист испанской аристократии. Он был избран в Королевскую академию Сан-Фернандо в 1780 году, назначен живописцем короля в 1786 году и стал придворным художником в 1789 году.

Серьезная болезнь в 1792 году сделала Гойю навсегда глухим. Изолированный от других своей глухотой, он все больше увлекался фантазиями и вымыслами своего воображения, критическими и сатирическими наблюдениями за человечеством. Он разработал смелый, свободный новый стиль, близкий к карикатуре. В 1799 он опубликовал «Капричос», серию офортов, высмеивающих человеческую глупость и слабость. Его портреты стали проницательными характеристиками, раскрывающими их предметы такими, какими их видел Гойя. В своих религиозных фресках он использовал широкий, свободный стиль и приземленный реализм, беспрецедентный в религиозном искусстве.

 

Гойя был директором живописи в Королевской академии с 1795 по 1797 год, а в 1799 году был назначен первым испанским придворным художником. Французский. Он выразил свой ужас перед вооруженным конфликтом в «Бедствиях войны», серии совершенно реалистичных гравюр о зверствах войны. Они не публиковались до 1863 года, спустя много времени после смерти Гойи.

После восстановления испанской монархии Гойя был помилован за служение французам, но новый король не одобрил его работу. Его вызвали к инквизиции, чтобы объяснить свой более ранний портрет Обнаженной Майи, одного из немногих обнаженных людей в испанском искусстве того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *