Франц Петер Шуберт – человек песни
Портрет Франца Шуберта. Художник Вильгельм Ридер |
Франц Шуберт был первым композитором-романтиком. В его творчестве жанр песни достиг подлинного расцвета. Он проявил особый, пристальный интерес к богатому миру чувств обычного человека, создав вечные шедевры в жанре песни: «Гретхен у прялки», «Король Эрл», «Слушай, жаворонок». Им созданы симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, трио, мессы, оперы. Его музыка близка и понятна буквально всем, потому что в ней есть все, что составляет основу человеческой жизни.
Биография австрийского композитора Шуберта (1797–1828 гг) – самая короткая во всей музыкальной культуре. Он прожил всего 31 год. Умер измученный неудачами жизни, истощенный душевно и физически.
«В Шуберте живет божественная искра, – сказал Бетховен, – он будет широко известен в мире». Бетховен вскоре умер, а через год скончался и Шуберт.
Вот список «несчастий» Шуберта: ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен напечатано двести, и то только после смерти. Из двадцати сонат увидели свет три. Шуберт не был одинок в своей неудовлетворенности жизнью. Нашла эта неудовлетворенность отражение в новом направлении – в романтизме, который пришел на смену классицизму. И первым композитором-романтиком был Франц Шуберт.
Родился Шуберт в 1797 году в предместье Вены – Лихтенштале. Отец – из крестьянской семьи, мать – дочь слесаря. Но семья, как и все венцы, любила музыку. Без музыкальных вечеров жизнь была бы просто невозможна.
Родители — Франц Теодор Флориан Шуберт и Мария Элизабет Катарина |
Казалось, судьба Франца, двенадцатого ребенка в семье, предрешена.
Отец – школьный учитель, быть такой же судьбе и сыну. Но у маленького Шуберта рано обнаружился музыкальный талант. Братьев и сестер было предостаточно, чтобы научить его игре на фортепиано, органе, альте и скрипке.Шуберту одиннадцать лет. Он уже поет в хоре при Императорской церкви и учится в приходской школе. Хотя школа больше напоминала тюрьму: плохая еда, холодные классы. Но мальчик с рождения терпелив к невзгодам. Именно в школе у него выработалась изумительная скорость в написании песен. Будучи юношей, он сочинил то, что считается одними из самых знаменитых песен в мире: «Гретхен у прялки», «Король Эрл», «Слушай, жаворонок».
«Гретхен у прялки» Поет Рене Флеминг
Слух о выдающемся мальчике дошел до придворного композитора Антонио Сальери. Он с удовольствием стал заниматься с юношей, чаще всего бесплатно. Но бурное развитие таланта Франца никакой радости у отца не вызывало. Была лишь тревога. Отец знал, как труден путь музыкантов, даже всемирно известных, и хотел уберечь сына от этой тяжкой доли. Но никакие запреты и наказания не могли задержать рост таланта Франца. Он лучше забросит школьные учебники, выйдет на свободу и посвятит себя музыке.
Уже написана первая симфония ре-мажор. Пришло время зарабатывать на жизнь собственным трудом, кем же еще, как не школьным учителем. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год, в самые трудные дни жизни, создано множество произведений. Это Трагическая и Пятая си-бемоль мажорная симфонии, песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь».
Многие композиторы того времени стремились сочинять песни, легкие для восприятия, такие, чтобы каждому были понятны и всем доставляли удовольствие. Это были композиторы Гайдн, Моцарт, Бетховен. Однако подлинного расцвета жанр песни достигает лишь в начале девятнадцатого века в творчестве композиторов-романтиков, в первую очередь – Шуберта. Он проявил особый, пристальный интерес к богатому миру чувств обычного человека, создав вечные шедевры в жанре песни.
Шуберт среди друзей |
Эти творческие шали совпали с первой любовью, ею оказалась Тереза Гроб. Девушка пела в церковном хоре, была очарована дарованием Шуберта и ответила взаимностью. Но предложения с его стороны не последовало. Бедность не позволила ему это сделать. Музыкой можно жить, не ею не проживешь.
Талант талантом, но головокружительную карьеру в музыке сделать непросто. Например, Лист и Шопен были виртуозными пианистами, это помогло им сделать блестящую карьеру как композиторам. Шуберт не обладал исполнительским талантом, и его карьера не получила развития. Огромную поддержку он получал со стороны друзей, они высоко ценили его талант и издавали его произведения за свой счет. Творения этого периода озарены гениальностью.
«Маргарита за прялкой». Это монодрама, исповедь души.
«Лесной царь» – драма с несколькими действующими лицами, с разными характерами. Удивительна история создания этого произведения. Друг композитора Шпаун вспоминал: «Однажды мы зашли к Шуберту и застали его в возбуждении. Он расхаживал взад и вперед по комнате с книгой, читая вслух «Лесного царя» Гете. Вдруг он сел за стол и принялся писать, когда он встал, великолепная баллада была готова
».«Лесной царь»
Интересно, что музыка из-под его пера выходила самая разная. Вы обязательно улыбнетесь, услышав эту: Музыкальный момент фа-минор. Она проста, наивна, мила и гениальна.
Шуберт за пианино. Художник Густав Климт |
Очаровательна «Вечерняя серенада» на стихи Рельштаба. Когда-то Рельштаб отправил эти стихи Бетховену. Но тот вскоре умер. Тогда секретарь Бетховена отдал стихи уже широко известному Шуберту. В результате человечество имеет такой шедевр.
«Вечерняя серенада» Три тенора
В течение нескольких лет, с 1817 по 1822, Шуберт был практически бездомным, живя поочередно то у одного, то у другого из своих друзей – Шпауна или Штадлера. Многие его друзья были талантливые, образованные: искусствовед Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль. Душой этого круга был Шуберт. Был он маленького роста, плотный, коренастый, близорукий и обаятельный. В его лучистых глазах жили доброта, застенчивость и мягкость характера. Какие замечательные были эти встречи! Друзья знакомились с художественной литературой, поэзией, спорили, критиковали порядки.
Но чаще всего эти вечера посвящались музыке Шуберта. А у него каждый день была «испечена» новая песня. Встречи они называли «шубертиадами».«Форель» на стихи Кристиана Шубарта. На первый взгляд – простая песенка. Нет, это драма. Драма на рыбалке. Как на картине художника Карла Шпицвега «Удильщик». Он не может ничего поймать, потому что рыбки видят его отражение в воде. Разве это не драма?
«И с злобной улыбкой на рыбок он смотрел». Сюжет не столь прямолинеен. Это аллегория. Предостережение девушкам – бойтесь ловеласов с их снастями, не будьте глупыми рыбками. В партии фортепиано даже можно услышать нечто похожее рыбки в воде.
«Удильщик» Картина Карла Шпицвега |
«Форель» Поет Зара Долуханова
Во время «шубертиад» композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял лендлеры, вальсы. Большинство из них так и остались незаписанными. «Я сочиняю каждое утро, кончаю одну пьесу, начинаю другую», – говорил композитор. Иногда в день создавалось до десятка песен. Нуждаясь в деньгах, он страдал от недостатка нотной бумаги. Друзья покупали ее. Бывало, что на некоторые стихотворения Шуберт писал до десятка вариантов песен.
Никто до Шуберта не сочинял так оголенно про безнадежность и грусть. Примером тому – «Шарманщик», «Город», «Мельник и ручей». Горечью насыщены и большие циклы. Слушая их, кажется, что композитор покинут друзьями, брошен возлюбленной, оторван от родных мест. Таковы вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи Вильгельма Мюллера.
«Шарманщик» Поет Георг Отс
«Мельник и ручей» Поет Эдуард Хиль
youtube.com/embed/y0USAufTFlY» title=»YouTube video player»>В первой песне «Зимнего пути» «Спокойно спи» раскрыта подробная судьба молодого человека.
«Спокойно спи» Поет Борис Гмыря
Вот песня «Застывшие слезы». Уже само название подсказывает содержание – рассказ о печали, неизбежности.
«Застывшие слезы» Поет Сергей Шапошников
Ощущение потери чувствуется в песне «Оцепенение».
«Оцепенение» Поет Михаил Рыба
youtube.com/embed/5Wo8NcmUrfI» title=»YouTube video player»>Но в песнях его то и дело меняется настроение. Тоска сменяется радостью. Причем, радость такая, будто перед вами человек благополучной судьбы. Только что рушилась земля и падало небо. Вдруг – полная беззаботность. Как такое может быть? Музыка ответа не дает. Просто не было до Шуберта человека, говорящего о мрачном с улыбкой. Оказывается, зло можно победить мирной, приветливой улыбкой. Так, в «Утренней серенаде» мы слышим нежный привет красоте и женственности.
«Утренняя серенада» Поет Дарья Росицкая
В последние годы жизни Шуберт писал экспромты. В них тоже разное настроение – печальное и красивое. Послушаем и обязательно улыбнемся. Экспромт Ля-бемоль мажор. Опус 90. Такие здесь успокаивающие интонации, мягкие, тихие.
«Экспромт Ля-бемоль мажор. Опус 90 №4» исполняет Григорий Соколов
По сути вся его музыка – монолог, бесконечная искренность чувств, переживание своего одиночества. Выход он видел только в одном – в творчестве.
Однажды жизнь его наладилась. Ненадолго. После знакомства с камерным и оперным певцом Иоганном Фоглем. Артист исполнял песни и баллады Шуберта в венских салонах. Шуберт аккомпанировал. Его произведения быстро получили популярность. Из-за бедности у Шуберта даже не было своего рояля, свои песни он сочинял на гитаре. После единственного своего концерта, посвященного памяти Бетховена, рояль все же был куплен. И был вскоре продан друзьями, чтобы оплатить скромные похороны Шуберта.
В 1825 году Шуберт и Фогль концертировали по северной Австрии. Природа тех мест произвела сильное впечатление на чуткую душу Шуберта, природа в его воображении ассоциировалась с поэмой «Дева озера» Вальтера Скотта. Там «Третья песня Эллен» начиналась с обращения в Деве Марии с просьбой укрыть ее от тяжелых невзгод. Содержание совсем не на библейский сюжет. Но музыка получилась тонкая, романтичная под названием «Аве Мария». Успех ее был сокрушителен. Публика увидела возвышенность и молитвенность этой музыки.
Красивый австрийский пейзаж |
«Аве Мария» Поет Лучано Поваротти
Произведения последних лет жизни композитора особенно разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, трио, мессы, оперы. Но при жизни его произведения не исполнялись, они так и остались в рукописях. Ни одна его опера не была принята к постановке, ни одна симфония не исполнена с оркестром.
Шуберт восторгался поэзией Гете. Однажды отправил ему песни на его стихи, но ответа не получил. И все же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Она сама пробила себе дорогу к их сердцам, передаваясь от певца к певцу. Постоянные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Организм его был истощен, сил становилось все меньше и меньше. Это не могло не сказаться и на творчестве. Если раньше Шуберт создавал светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь». От самого названия веет холодом, страданием, тоской, болью души. «Зимний путь» – это хождение по мукам, как самого героя, так и автора. Образ Шарманщика из заключительного номера «Шарманщик» аллегоричен. Это монотонность и бесплодность жизни бродячего музыканта.
В 1828 году после того единственного прижизненного концерта, организованного друзьями, после его огромного успеха, принесшего радость, планы на будущее у композитора стали более приятные. Но часто гениальный человек умирает раньше, чем человечество докажет его гениальность. Конец тоже приходит неожиданно. Шуберт заболел тифом. Организм не выдержал, и 19 ноября 1828 года Шуберт умер. Многие его сочинения пропали бесследно, некоторые, хранившиеся у друзей, были напечатаны и дошли до наших дней.
Поэт того времени Грильпарцер написал: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и прекрасные надежды».
Надгробие на могиле Шуберта в Вене |
Самая прекрасная музыка, написанная после Бетховена, не исчезла, не умерла, признание и слава к Шуберту пришли после его смерти. Его музыка близка и понятна буквально всем, потому что в ней есть все, что составляет основу человеческой жизни.
Оценить Шуберта как гениального композитора смог российский пианист Святослав Рихтер, вернувший интерес к его творчеству.
Традиции музыки Франца Шуберта развивал в своем творчестве композитор-романтик Роберт Шуман. Его музыка более изысканна, более сложна по строю чувств. Она стоит у истоков зарождения родственного песне вокального жанра – романса, где мелодия теснее связана с текстом.
Будущее Шуберта еще впереди.
Если вы хотите глубже познакомиться с жизнью и творчеством Франца Шуберта, можно посмотреть фильмы: «Шуберт. Песнь любви и отчаяния», «Шуберт», спектакль «Неоконченная симфония», взять книги в отделе социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина:
Смирнов, М. А.. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов. – М.: Музыка, 1990. – 317 с.
Гольдшмитд, Г. Франц Шуберт / Гарри Гольдшмитд. – М.: Музыка, 1968. – 447 с.
Ладвинская, А. А. 70 знаменитых композиторов / Ладвинская А. А. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 448 с.
Сто великих композиторов / Авт.-сост. Д. К. Самин. – М.: Вече, 2000. – 617 с.
Кремнев, Б. Г. Шуберт / Б. Г. Кремнев – М.: Молодая гвардия, 1964. – 299 с. – (Жизнь замечательных людей).
Зильберквит, М. А. Мир музыки / М. А. Зильберквит. – М.: Детская литература, 1988. – 332 с.
Коллинз, С. Классическая музыка от и до / Стефан Коллинз. – М.: Торговый дом Гранд, 2000. – 273 с.
Жизнь Франца Шуберта в документах / Сост. Ю. Хохлова. – М.: Гос. муз изд-во, 1968. – 838 с.
Васильева, К. Н. Франц Шуберт. Краткий очерк жизни и творчества / К. Н. Васильева. – Л.: Музыка, 1969. – 86 с.
Валентина Тюрина, Центральная библиотека им. А. С. Пушкина
1.7.1 Ф. Шуберт | music-history
(1797 — 1828)
Франц Шуберт — первый великий композитор-романтик австрийского происхождения.
Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях.
Симфония No. 8 («Неоконченная»)
Эта симфония получила наибольшую известность из симфонических жанров композитора. Название «Неоконченная» связано с тем, что Шуберт создал в партитуре лишь две части симфонии, тогда как в набросках-дирекционах на двух строчках сохранились записи трех частей симфонии.
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.
I часть
Начинается сосредоточенной темой басов, создающей образ тягостного размышления, печальной непреложности. Это своеобразный эпиграф. В развитии частей он играет важную роль. Затем на фоне трепетного, словно чем-то скованного движения скрипок, гобой и кларнет распевают задумчиво печальную мелодию. На смену ей идёт другая тема — вальсовая, юношески порывистая, светлая и ласковая.
Обе темы песенны. Но уже в первой возникают тревожные акценты, а развитие второй прерывают резкие вторжения трагических аккордов, предвестников драмы.
В разработке бурное волнение усиливает, обостряет контрасты, наконец получает выход в беспокойном «беге» скрипичных пассажей, в грозном, как веление судьбы, звучании темы-эпиграфа. Возвращающаяся в репризе тема не приносит успокоения, и потому в конце вновь, подобно неразрешенному вопросу, появляется тема-эпиграф.
II часть
Музыка погружает в атмосферу глубокого поэтичного лирического высказывания. Певучие темы сменяют друг друга, варьируя оттенки мечтательного состояния — то светлого, то чуть грустного. Лишь изредка оно нарушается кратковременными, но напряженными взлетами — отголосками недавней драмы.
Nr.8 h-moll, I часть — Franz Peter Schubert
00:00 / 00:00
Nr.8 h-moll, II часть — Franz Peter Schubert
00:00 / 00:00
Шуберт постоянно писал для театра (всего около 20 произведений) — оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В. Чези «Розамунда». Он создает и духовные произведения, в т. ч. 2 мессы.
Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт в камерных жанрах: 22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей.
Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре.
Новое возникает и в песенном творчестве. Шуберт создает 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера, отражающих 2 этапа жизненного пути человека: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827).
Первый из них — «Прекрасная мельничиха» (1823) — своего рода «роман в песнях».
Второй цикл — «Зимний путь» (1827) — ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами.
«Прекрасная мельничиха»
«Прекрасная мельничиха» состоит из 20 песен. Цикл сочинён в 1823 году, за четыре года до второго цикла «Зимний путь». На русском языке известен в переводе И. Тюменева и А. Машистова.
В песнях рассказывается о юном мельнике, который отправляется в странствия искать счастье. Он видит мельницу и влюбляется в дочь местного мельника. Любовь приносит ему радостные, а затем и горестные переживания: у него появляется более счастливый соперник — охотник. Вновь отправившись в странствия, юноша рассказывает ручью, как единственному верному другу, о своей потерянной любви и после этого хочет оставить свою любовь на дне ручья.
Содержание
• «В путь»
• «Куда?»
• «Стой»
• «Благодарность ручью»
• «Праздничный вечер»
• «Желание знать»
• «Нетерпение»
• «Утренний привет»
• «Цветы мельника»
• «Дождь слёз»
• «Моя!»
• «Пауза»
• «С зелёной лентой лютни»
• «Охотник»
• «Ревность и гордость»
• «Любимый цвет»
• «Злой цвет»
• «Засохшие цветы»
• «Мельник и ручей»
• «Колыбельная ручья»
Колыбельная ручья — Ф. Шуберт
00:00 / 00:00
В путь — Ф. Шуберт
00:00 / 00:00
«Зимний путь»
«Зимний путь» — второй песенный цикл Шуберта, классический образец этого музыкального жанра.
Состоит из двух частей, каждая по 12 песен на слова В. Мюллера, которые были сочинены в феврале и октябре 1827 года.
По сравнению с предыдущим циклом «Прекрасная мельничиха» (1823) тон «Зимнего пути» более мрачный, проникнутый пессимизмом. Это одно из последних произведений композитора, в котором фортепиано выполняет важную выразительную роль в создании музыкальных образов наравне с вокальной партией.
Лирический герой «венка жутких песен» (так называл своё произведение сам Шуберт) предстаёт перед слушателем с разных сторон. Каждая песня, решённая как монолог влюблённого, открывает новые эмоциональные нюансы и углубляет его психологическую характеристику.
Содержание
• «Спокойно спи»
• «Флюгер»
• «Застывшие слёзы»
• «Оцепенение»
• «Липа»
• «Водный поток»
• «У ручья»
• «Воспоминание»
• «Блуждающий огонёк»
• «Отдых»
• «Весенний сон»
• «Одиночество»
• «Почта»
• «Седины»
• «Ворон»
• «Последняя надежда»
• «В деревне»
• «Бурное утро»
• «Обман»
• «Путевой столб»
• «Постоялый двор»
• «Бодрость»
• «Ложные солнца»
• «Шарманщик»
Спокойно спи — Ф. Шуберт
00:00 / 00:00
Весенний сон — Ф. Шуберт
00:00 / 00:00
Ворон — Ф. Шуберт
00:00 / 00:00
Шарманщик — Ф. Шуберт
00:00 / 00:00
Венец вокального творчества — «Лебединая песня» — сборник песен на слова различных поэтов, в том числе Г. Гейне, оказавшегося близким «позднему» Шуберту, острее и болезненнее почувствовавшего «раскол мира».
Стихия песенности пропитала все сферы творчества Ф. Шуберта. Песенная мелодия составляет тематическую основу шубертовских инструментальных сочинений. Например, в фортепианной фантазии на тему песни «Скиталец», в фортепианном квинтете «Форель», где мелодия одноименной песни служит темой для вариаций финала, в квартете d-moll, куда введена песня «Смерть и девушка». Но и в других произведениях, не связанных с темами определенных песен, — в сонатах, в симфониях — песенный склад тематизма определяет особенности структуры, приемы развития материала.
Именно в песне заблистали чудесной игрой грани лирического дарования Шуберта.
Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (1808-1813). Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А. Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им.
В семье Шуберта музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной.
В течение нескольких лет (1814-1818) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много.
Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставляет работу в школе и переселяется в Вену (1818).
Расцвет шубертовского творчества связан с 20-ми годами.
В это время создаются лучшие инструментальные произведения:
• лирико-драматическая «Неоконченная» симфония (1822)
• эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету).
Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а «Неоконченная» — найдена только в 1865 г.
Эти симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX в., определив различные пути романтического симфонизма.
Для прослушивания цикла «Прекрасная мельничиха» в полном объеме перейдите по ссылке.
Для прослушивания цикла «Зимний путь» в полном объеме перейдите по ссылке.
Франц Шуберт — Биография композитора, факты и музыкальные произведения
Несмотря на то, что он прожил всего тридцать один год, Франц Шуберт проявил себя как важный и плодовитый композитор. Его смерть вызвала национальный интерес к его музыке, которую исполняли такие музыкальные легенды, как Феликс Мендельсон, Ференц Лист, Иоганнес Брамс и Роберт Шуман.
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Химмельпфортгрунде, Вена. Шуберт был благодарен своему отцу, Теодору Шуберту, во многом за его обучение музыке. Теодор был школьным учителем в Лихтентале и записал сына в свою школу, когда ему было шесть лет. Примерно в это же время Шуберт получил первые уроки игры на скрипке у своего отца. Его брат Игнац Шуберт также давал ему уроки игры на фортепиано. Затем Шуберт стал брать уроки у Михаэля Хольцера, который был органистом в церкви в Лихтентале.
В 1804 году внимание Антонио Сальери привлек молодой Шуберт. Благодаря интересу Сальери Шуберт, которому в то время было семь лет, получил хоровую стипендию в Stadkonvikt (Императорской семинарии). Там Шуберт обучался композиции и увертюре. Он также изучал музыку Иоганна Рудольфа Цумштега, композитора Lieder, чьи произведения повлияли на собственные композиции Шуберта. В это время Шуберт также получил частное обучение от самого Сальери, у которого Шуберт изучал теорию музыки и композицию. Успехи Шуберта в Stadkonvikt начали проявляться, и ему иногда разрешалось возглавить его оркестр. Шуберт также сочинял камерную музыку, музыку Lieder и литургические хоровые произведения для Stadkonvikt. К ним относятся « Salve Regina», и « Kyrie» , а также специальный оркестр на день рождения его отца. Шуберт написал свою первую симфонию в возрасте шестнадцати лет в 1813 году.
Говорят, что в 1815 году Шуберт сочинил более двадцати тысяч музыкальных тактов. В их число вошли около ста сорока песен Lieder, девять церковных произведений и симфония. Однако только в 1817 году Шуберт начал по-настоящему продвигаться в венских музыкальных кругах. Ему помогал Иоганн Михаэль Фогль, который в 1821 году поставил Шуберта премьеру «Песни Шуберта» на знаменитую поэму Гёте под названием «9».0009 Дер Эрлкониг». Спектакль был очень хорошо принят и помог Шуберту в тяжелом финансовом положении. 1821 год был также годом, когда Шуберт написал «Вариацию на тему вальса Диабелли» для совместного музыкального издания произведений Антона Диабелли. Говорили, что в 1822 году Шуберт познакомился с Людвигом ван Бетховеном, который, изучив его произведения, провозгласил на смертном одре: «Воистину, в этом Шуберте живет искра божественного гения!»
В 1823 году Шуберт написал ряд своих самых известных произведений, в том числе « Fierabras», «Die Schone Mullerin», и «Winterreise». Позднее эти произведения были признаны одними из лучших произведений Lieder всех времен. Его соната ля минор для «урожденного арпеджио» также способствовала его популярности. Другие его произведения, в том числе «Дивертисмент на гонгруаз», и «Розамунда: Струнный квартет ля минор», также были хорошо приняты. Другие работы, которые были чрезвычайно популярны, включали его вариации на тему « Смерть и дева», и его фортепианную сонату соль мажор.
В общей сложности Шуберт написал более шестисот песен Lieder, семь симфоний и большую коллекцию камерной и оперной музыки. К 1828 году его здоровье сильно ухудшилось. Говорили, что он страдал сочетанием брюшного тифа, сифилиса и отравления ртутью.
Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года в Вене. После его смерти он был широко признан венским «Принцем песни».
Список произведений Франца Шуберта
Многие произведения Франца Шуберта описаны в отдельных статьях Википедии, ссылки на которые есть на этой странице.
Полный список произведений Шуберта, упорядоченных по «номеру D» (см. ниже), доступен в следующих двух статьях:
*Сочинения Шуберта D номер 1-504
*Сочинения Шуберта D номер 505-998
Как Произведения Шуберта перечислены
Обозначение «D» или «D». относится к «Deutsch», то есть к Отто Эриху Дойчу, который создал каталог произведений Шуберта, перечисленных в хронологическом порядке по дате создания. В этот каталог несколько раз вносились поправки, поскольку исторические исследования привели к новой вероятной дате составления, что привело к числам, за которыми следовала буква: например, D.769.а, ранее D.900.
Композиции Шуберта, перечисленные ниже, сгруппированы «общим образом» по типу композиции. Не все тематические группы произведений Шуберта имеют отдельную общепринятую нумерацию: например, особенно громоздкой оказалась нумерация фортепианных сонат, см. ниже. Также для симфоний нумерация от 1 до 10 является «стабильной» только в том случае, если новые симфонии больше не появляются. Для большинства других групп работ не было реальных попыток пронумеровать их, кроме общей нумерации в каталоге Дойча.
Менее 100 композиций Шуберта получили номер Опуса при жизни Шуберта: около половины номеров Опуса имеют , и не дают никаких указаний относительно хронологического или любого другого порядка, кроме хронологического порядка публикации. К концу 19 века новых номеров опусов не добавлялось; для новых публикаций использовался номер Deutsch.
Нумерация симфоний Шуберта
Между 1813 и 1818 годами Шуберт написал шесть симфоний, ныне известных как №№ 1-6. В 1818 году он набросал симфонию из четырех частей в ми-бемоль (теперь № 7) в общих чертах, но оркестровал только начало первой части. В 1822 году он сочинил и оркестровал две части симфонии си минор (теперь № 8, «Неоконченная») и набросал часть третьей части; вопрос о том, составил ли он финал, остается спорным. В 1825–1826 годах он завершил большую симфонию до мажор (ныне № 9)., Великий’). Кроме того, есть многочисленные наброски и фрагменты для других симфоний, и в 1970-х годах выяснилось, что они включали почти полный набросок трехчастной Симфонии ре мажор лета и осени 1828 года. Исполнительская версия этого произведения была в оркестровке Брайана Ньюбоулда как Симфония №10.
Первой исполненной симфонией Шуберта была «Великая»: она была обозначена братом Шуберта Фердинандом как «№ 7» еще в 1830-х годах. В 1840-х годах тематический каталог сочинений Шуберта, подготовленный Алоизом Фуксом, принял эту нумерацию и также назвал набросок ми-мажорной симфонии «№8». Две законченные части симфонии си-минор не исполнялись до 1865 года, и именно Джордж Гроув решил, что эта симфония — «Неоконченная» — должна быть №8, а ми-мажор опуститься до №7, а до — до. мажорный став №9. Хотя с тех пор это была предпочтительная нумерация, не в последнюю очередь потому, что она соблюдает хронологический порядок этих произведений, старая нумерация Большого до мажора как № 7 была удивительно устойчивой и все еще иногда встречается. В дополнение к этому в пересмотренном каталоге Deutsch под редакцией Вальтера Дюрра и Арнольда Фелла было предложено, чтобы Симфония ми мажор не имела номера, что «Неоконченная» должна называться «№ 7», а Большая до мажор — «№ 8». .
Тематический список произведений Шуберта
В этом списке приведены некоторые наиболее известные примеры из 1000 с лишним произведений Шуберта.
симфонии
* «Симфония № 1» ре мажор (D.82)
* «Симфония № 2» си-бемоль (D.125)
* «Симфония № 3» ре мажор (Д.200)
* «Симфония № 4» до минор (Д.417), «Трагическая »
* «Симфония № 5» си-бемоль (Д.485)
* «Симфония № .6″ до мажор (D.589), «Маленький »
* «Симфония №7» ми мажор (D.729): Набросано партитурой 1821 г., часть первой части полностью оркестрована (исполнение версий Джона Барнетта, Феликса Вайнгартнера и Брайана Ньюбоулда)
* «Симфония № 8» си минор (D.759), «Неоконченная » — иногда считается № 7. Завершены только первые две части, третья часть набросана, четвертая, вероятно, так и не была написана.
* «Симфония №9» до мажор (Д.944), «Великая » — иногда считается №7 или №8 (см.: Проклятие девятое)
* «10-я (или «Последняя») симфония» ре мажор (разработано Брайаном Ньюбоулдом на основе симфонического эскиза D.936a)
Гастейна в 1824 году. Похоже, что партитура этой «Симфонии Гастайна» не сохранилась, но ее часто отождествляют с Сонатой до мажор для 2 фортепиано (D.812, соч. 140) и / или «Октетом» фа ( Д.803). Оркестровки Сонаты, также известной как «Большой дуэт», были сделаны Джозефом Иоахимом и другими в попытке восстановить эту «утерянную симфонию» до канона Шуберта, но теперь известно, что «Большая симфония» началась в 1824 году. это то же произведение, что и «Великое до мажор» (ср. Джон Рид, «Шуберт, последние годы» (Лондон, 1972)).
Музыка для камерного ансамбля
* Трио для струнных си-бемоль (D.581)
* Фортепианный квинтет in A, «The Trout Quintet» (D. 667) — см. также Композиции ниже.
* «Квартетцац» (квартетная часть) до минор (D.703)
* «Октет фа» (D.803)
* «Струнный квартет ля минор», «Квартет Розамунды» (D.804)
* «Соната арпеджионе» (D.821) для арпеджионе, нового инструмента, похожего на виолончель, и фортепиано, теперь обычно играемого на виолончели.
* «Струнный квартет ре минор», на музыку песни «Смерть и дева» (D.810)
* «Струнный квартет № 15 соль» (D. 887, Op. 161, 1826)
* «Блестящее рондо» для фортепиано и скрипки (D.895, Op.70)
* «Фантазия для фортепиано и скрипки» до мажор (D.934)
* Два «Фортепианных трио» (№1 си-бемоль, D.898 и №2 ми-бемоль, D.929), а также отдельные части для фортепианного трио , «Sonatensatz», D.28 и «Notturno», D.897
* «Струнный квинтет» до (D.956)
* «Духовой октет фа мажор» (D.72)
Фортепиано соло
В приведенной ниже таблице собраны сонаты для фортепиано и другие известные пьесы для фортепиано, которые до сих пор регулярно звучат. Другая фортепианная музыка Шуберта включает в себя множество коротких пьес, в основном это немецкие танцы, менуэты, марши и тому подобное.
«Легенда к таблице: »
* A , B и C : три разные нумерации фортепианных сонат Шуберта: Сонаты Шуберта Брейткопфа и Хертеля, без ссылки на каталог Deutsch, это издание сонат Шуберта переиздается с 1970 года издательством Dover Publications). По мере появления новых произведений, которые можно было обозначить как «Соната», нумерация расширялась, а также перенумеровывались некоторые из уже опубликованных произведений. Обратите внимание, что при жизни Шуберта «Фантазия» (Фантазия) и «Соната» (Соната) имели несколько совпадающее значение: по соглашению «Фантазия Странника» никогда не считалась сонатой, а Д. 894 всегда был.
* U : незаконченная работа
*номера 1. , 2. и т.д…: отдельные части композиций.
* Опус : «(р)» или «пост». указывает на посмертную публикацию.
Фортепиано в четыре руки
Шуберт был плодовитым автором музыки для фортепиано в четыре руки. Одними из самых известных из этих произведений являются «Военный марш», «Большой дуэт» и «Фантазия фа минор» D. 940.
*Фантазия соль мажор D 1
*Фантазия соль минор D 9
*Фантазия до минор D 48
*Полонез ре минор op. 75 D 599
*Полонез си-бемоль мажор op. 75 D 599
*Полонез ми мажор соч. 75 D 599
*Полонез фа мажор соч. 75 D 599
*Героический марш си минор соч. 27 D 602
*Героический марш до мажор op. 27 D 602
*Героический марш ре мажор op. 27 D 602
*Рондо ре мажор соч. почта. 138 D 608
*Большая соната си-бемоль мажор соч. 30 D 617
*Немецкий танец с 2 трио и 2 лендлерами D 618
*Вариации на французскую песню ми минор соч. 10 D 624
*Увертюра фа мажор op. 34 D 675
*3 Военные марши ре мажор, соль мажор, ми-бемоль мажор op. 51 D 733
*Соната до мажор («Большой дуэт») op. почта. 140 D 812
*Вариации на оригинальную тему ля-бемоль мажор op. 35 D 813
*4 «Ländler» ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, до минор, до мажор D 814
*Divertissement à la Hongroise соль минор op. 54 D 818
*6 Большие марши и трио ми-бемоль, соль, h, ре, ми-бемоль, ми-бемоль op. 40 Д 819
*Дивертисмент на французский мотив си минор соч. 84,1 D 823
*Дивертисмент на французский мотив ми минор соч. 63,1 D 823
*Дивертисмент на французский мотив ми минор соч. 84,2 D 823
*6 Полонезы ре минор, фа мажор, си-бемоль мажор, ре мажор, ля мажор, ми мажор op. 61 D 824
*Грандиозный похоронный марш до минор соч. 55 D 859
*Grande Marche Heroique в миноре op. 66 D 885
*2 Характеристических марша до мажор соч. почта. 121 D 886
*Вариации на тему из оперы «Мария» Эрольда до мажор op. 82 Д 908
*Марш (Детский марш) соль мажор D 928
*Фантазия фа минор op. 103 D 940
*Дуэт (Lebensstürme) ля минор соч. почта. 144 D 947
*Рондо ля мажор соч. 107 D 951
*Фуга ми минор соч. почта. 152 D 952
*Аллегро модерато до мажор D 968
*Анданте мажор D 968
*Вариации на оригинальную тему си-бемоль мажор op. почта. 82,2 D 968 A
Lieder (песни) и вокальные циклы
* «Der Hirt auf dem Felsen» (D.965, опубликовано как Op. 129))
* «Der Taucher» (D.77/111)
* «Gretchen am Spinnrade» (D.118, опубликовано как соч. 2).
* «Erlkönig» (D.328, опубликовано как Op. 1) — текст Гёте
* «Die Forelle» (Форель), тема которой использована в «Форельном квинтете» (см. выше)
* «Смерть и дева» (Д.531 — см. также «Смерть и дева-квартет» ).
* «l’Addio»
* «Du bist die Ruh» (D.776)
* «Die schöne Müllerin» или «Müllerlieder» (D.79)5), вокальный цикл — текст Вильгельма Мюллера
*Nacht und Träume (D.827)
* «Ave Maria» (первоначальное название: «Ellens Gesang III», D.839), текст основан на отрывке из «Владычица озера» сэра Вальтера Скотта
* «Ständchen» (D. 889), постановка немецкого текста по мотивам шекспировского «Слушай! Слышишь! Жаворонок» (Цимбелин, действие II, сцена 3)
Сильвия» (Д.891), текст по произведению Шекспира «Кто такая Сильвия?»0041 * «Schwanengesang» или «Swansong» (D.957), цикл песен , часть из которых на стихи Генриха Гейне
* «Der Wanderer»
Литургические и духовные сочинения
* Масса No. 1 фа мажор, D. 105
* Месса № 2 соль мажор, D. 167 (media)
* Месса № 3 си-бемоль мажор, D. 324
* Месса № 4 до мажор, D. 452
* Месса № 5 ля-бемоль мажор, D. 678
* Месса № 6 ми-бемоль мажор, D. 950
* «Deutsche Messe», D. 872
* Kyrie ре минор, D. 31
* Kyrie си-бемоль мажор, D. 45
* Kyrie ре минор, D. 49
* Kyrie фа мажор, D. 66
* Salve Regina си-бемоль мажор, D. 106
* Offertorium «Totus in corde» «, д. 136
* Stabat Mater соль минор, д. 175
* Офферториум «Tres sunt», д. 181
* Graduale, д. 184
* Офферториум «Salve regina», д. 223
* Salve Regina in Фа мажор, D. 379
* Stabat Mater фа мажор, D. 383
* Salve Regina си-бемоль мажор, D. 386
* Tantum ergo до мажор, D. 461
* Tantum ergo до мажор, D. 460
* Magnificat, D. 486
* Auguste Jam Coelestium, D. 488
* Offertorium «Salve regina», D. 676
* Sechs Antiphonen zu Palmsonntag, D. 696
* Псалом 23, D. 706
* Tantum ergo до мажор, D. 739
* Tantum ergo ре мажор, D. 750
* Salve Regina до мажор, D. 811
* Месса № 6 ми-бемоль мажор, D. 950
* Tantum ergo ми-бемоль мажор, D. 962
* Псалом 92, D. 953
* Офферториум, D. 963
* «Hymnus an den heiligen Geist», D. 964
* «Der 92. Psalm» (93, tôw l’hôdôs, заказ Sulzer), D. 953
Oratorio
* «Лазарь» (D.689)
Опера и музыка * «Der Spiegelritter» (D.11) — незавершенный
* «Des Teufels Lustschloss» (D.84)
* «Der vierjährige Posten» (D.190)
* «Fernando» (D.220)
* » Клодин фон Вилла Белла» (Д.