Творческий путь Д. И. Фонвизина
1. Начало пути: Фонвизин — басенник.
2. Комедия «Бригадир»
3. «Недоросль» как сатира своего времени.
4. Новаторство писателя.
Д. И. Фонвизин — писатель во многом знаковый для литературы 1760 — 1780-х годов. Своеобразие и отличие творчества Фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития русской сатиры.
Деятельность Фонвизина-литературоведа началась с перевода басен известного в то время датского поэта Гольберга. Позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. Однако, будучи уже известным как переводчик, Фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на русский язык, либо откровенным плагиатом. Все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество Фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера.
Первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы Елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. Писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. Император «Царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии:
В его правление любимцы и вельможи
Сдирали без чинов с зверей невинных кожи.
Второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. На вопрос: «На что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. Шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе.
Ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. Петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. Становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. Первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «Бригадир», написанная в 1763 году. В комедии блестяще обыгран распространенный в XVIII веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. Родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. Две семьи — Советника и Бригадира — решают устроить брак бригадирского сына Ивана и советничьей дочери Софьи. При этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку Фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за Советницей, при этом Бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную даму.Следующее произведение Фонвизина «Недоросль», комедия, написанная в 1781 году. Она является важнейшим этапом в жизни и творчестве писателя. Это произведение стало программным и явилось наивысшей точкой развития отечественной сатиры XVIII века.
Основной задачей, которую автор поставил перед собой, было разоблачение гнилых нравов того времени, становление которых обусловлено сложившийся традицией взаимоотношений людей внутри закомплексованного и законсервированного общества.
Основная тема комедии — злонравие крепостников, которое Фонвизин представляет как самое страшное социальное зло. Основной конфликт эпохи — помещичий произвол и бесправие крепостных крестьян — является лейтмотивом всего произведения. Основной предмет изображения, таким образом, не дворянство само по себе, а дворянское сословие, показанное в тесном взаимодействии с крепостными.
Проблема комедии — разложение дворянства как основного правящего сословия страны. Автор представляет зрителю непривычный, но легко представимый даже современному читателю мир, где одни люди владеют другими. Правящей фигурой этого мира является госпожа Простакова — «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Полновластная хозяйка этого мира, Простакова подчиняет себе и рабов-крепостных (старуху Еремеевну, Тришку, девку Палашку), и родных и близких себе людей, в которых она не может найти ни поддержки, ни опоры.
Автор стремится открыть две проблемы современного ему общества. Дело в том, что раболепие крепостного строя не только убивает все человеческое в крепостных, делая их бездушным и безропотным стадом, но и развращает самих крепостников, дает упиться властью над людьми и с каждым новым непристойным поступком толкает вниз по наклонной плоскости все ниже и ниже.
Впервые в русской драматургии Фонвизиным было не только качественно и полно дано возможное решение социального вопроса, но и полновесно и объемно описаны положительные герои. До этого только зло получалось зримым и весомым, положительные герои при этом воспринимались по-другому — их речи и поступки казались слишком прямолинейными и наигранными. У Фонвизина и положительные герои получили право на жизнь. Они чувствовали, говорили и действовали как живые герои, а не как запрограммированные на добро машины.
Сложно создать произведение, которое стало бы актуальным не только для современного читателя, но и для грядущего поколения. Одной злободневной темы мало, требуется еще и недюжинный писательский талант в сочетании с чистой и ясной мыслью. Однако и талант не такая уж и простая вещь. Даже природный талант требует постоянного развития, шлифовки.
Фонвизин прошел сложный творческий путь. Начав с довольно «сырых» и серых произведений, он смог отточить свой писательский дар до такой степени, что стал не только выдающимся писателем своего времени, но и автором-новатором, открывшим всей русской литературе двери на новую ступень развития.
Общая характеристика творчества Д. И. Фонвизина
Потомок рыцарского рода
Денис Фонвизин родился в Москве, в семье богатого дворянина Ивана Фонвизина. Их род пошел от ливонских рыцарей: фон Визиных приняли на русскую службу еще во времена Ивана Грозного. Будущего писателя назвали в честь предка, ротмистра, награжденного за военную доблесть во время Смуты.
По стопам предков-военных Фонвизин не пошел. Он с четырех лет начал изучать грамоту, а с десяти поступил в дворянскую гимназию при Московском университете.
Во время учебы на философском факультете в журнале «Полезное увеселение» Михаила Хераскова юноша публиковал первые сатирические произведения. Там же вышла и переводная статья «Правосудный Юпитер».
А здесь читайте биографию другого знаменитого россиянина – Михаила Ломоносова
В 1760 году Дениса Фонвизина и его младшего брата Павла как лучших студентов направили в Санкт-Петербург, чтобы представить основателю Московского университета графу Ивану Шувалову. В столице начинающий писатель познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Александром Сумароковым. Тогда Фонвизин впервые увидел спектакль — пьесу «Генрих и Пернилл» датского писателя Людвига Хольберга. «Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие», — написал он позже.
Знание латинского и немецкого, а позднее французского позволило Денису Фонвизину проявить себя профессиональным переводчиком. В этот период он перевел на русский более 200 басен Хольберга, «Метаморфозы» Овидия, произведения Террасона и Вольтера.
Творческий путь Д. И. Фонвизина
1. Начало пути: Фонвизин — басенник. 2. Комедия «Бригадир» 3. «Недоросль» как сатира своего времени. 4. Новаторство писателя. Д. И. Фонвизин — писатель во многом знаковый для литературы 1760 — 1780-х годов. Своеобразие и отличие творчества Фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития русской сатиры.
Деятельность Фонвизина-литературоведа началась с перевода басен известного в то время датского поэта Гольберга. Позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. Однако, будучи уже известным как переводчик, Фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на русский язык, либо откровенным плагиатом. Все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество Фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера. Это политическая басня «Лисица-казнодей» и сатира «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке», написанные в 1760 году. Первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы Елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. Писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. Император «Царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии: В его правление любимцы и вельможи Сдирали без чинов с зверей невинных кожи. Второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. На вопрос: «На что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. Шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе. Ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. Петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. Становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. Первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «Бригадир», написанная в 1763 году. В комедии блестяще обыгран распространенный в XVIII веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. Родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. Две семьи — Советника и Бригадира — решают устроить брак бригадирского сына Ивана и советничьей дочери Софьи. При этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку Фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за Советницей, при этом Бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную даму. За Бригадиршей начинает охоту Советник, и благоразумную Софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. Подобные столкновения чувств и интрижки введены Фонвизиным в текст не случайно. Таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов. В отношении жанра «Бригадир» — комедия для русской литературы необычная. Это одна из первых в истории русской сатиры и драматургии «комедия нравов». Процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. Множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.
Следующее произведение Фонвизина «Недоросль», комедия, написанная в 1781 году. Она является важнейшим этапом в жизни и творчестве писателя. Это произведение стало программным и явилось наивысшей точкой развития отечественной сатиры XVIII века. Основной задачей, которую автор поставил перед собой, было разоблачение гнилых нравов того времени, становление которых обусловлено сложившийся традицией взаимоотношений людей внутри закомплексованного и законсервированного общества. Основная тема комедии — злонравие крепостников, которое Фонвизин представляет как самое страшное социальное зло. Основной конфликт эпохи — помещичий произвол и бесправие крепостных крестьян — является лейтмотивом всего произведения. Основной предмет изображения, таким образом, не дворянство само по себе, а дворянское сословие, показанное в тесном взаимодействии с крепостными.
Проблема комедии — разложение дворянства как основного правящего сословия страны. Автор представляет зрителю непривычный, но легко представимый даже современному читателю мир, где одни люди владеют другими. Правящей фигурой этого мира является госпожа Простакова — «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Полновластная хозяйка этого мира, Простакова подчиняет себе и рабов-крепостных (старуху Еремеевну, Тришку, девку Палашку), и родных и близких себе людей, в которых она не может найти ни поддержки, ни опоры. Автор стремится открыть две проблемы современного ему общества. Дело в том, что раболепие крепостного строя не только убивает все человеческое в крепостных, делая их бездушным и безропотным стадом, но и развращает самих крепостников, дает упиться властью над людьми и с каждым новым непристойным поступком толкает вниз по наклонной плоскости все ниже и ниже.
Впервые в русской драматургии Фонвизиным было не только качественно и полно дано возможное решение социального вопроса, но и полновесно и объемно описаны положительные герои. До этого только зло получалось зримым и весомым, положительные герои при этом воспринимались по-другому — их речи и поступки казались слишком прямолинейными и наигранными. У Фонвизина и положительные герои получили право на жизнь. Они чувствовали, говорили и действовали как живые герои, а не как запрограммированные на добро машины. Сложно создать произведение, которое стало бы актуальным не только для современного читателя, но и для грядущего поколения. Одной злободневной темы мало, требуется еще и недюжинный писательский талант в сочетании с чистой и ясной мыслью. Однако и талант не такая уж и простая вещь. Даже природный талант требует постоянного развития, шлифовки. Фонвизин прошел сложный творческий путь. Начав с довольно «сырых» и серых произведений, он смог отточить свой писательский дар до такой степени, что стал не только выдающимся писателем своего времени, но и автором-новатором, открывшим всей русской литературе двери на новую ступень развития.
Секретарь «для некоторых дел»
После окончания университета, Фонвизин поступил на службу переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год, в 1763 году, он переехал в Петербург, где его назначили «быть для некоторых дел» при кабинет-министре Иване Елагине.
Денис Фонвизин. Изображение: wikipedia.org
Тогда же поставили первую комедию Фонвизина «Корион» — перевод повести французского писателя Жан-Батиста-Луи Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяния и благодарность». Первую оригинальную комедию — «Бригадир» — Фонвизин закончил в 1769 году. Пьеса так понравилась публике, что писателя сравнивали с Мольером, основателем классической комедии. Издатель Николай Новиков писал: «…Столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лучшего и Молиер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал…» Дениса Фонвизина даже пригласили в Петергоф, чтобы он лично прочитал произведение императрице Екатерине II.
В 1769 году Фонвизин оставил службу у Елагина и стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. Там он вел переписку с российскими дипломатами при европейских дворах, под влиянием графа Панина он составил проект государственных реформ.
Последние годы жизни
Под конец своей жизни Д.И. Фонвизин вышел в отставку, но продолжил заниматься литературным трудом вопреки сковавшему его параличу. Поздние произведения писателя были встречены большим неодобрением императрицы, запретившей публикацию пятитомного собрания сочинений Фонвизина.
В эти годы Фонвизин занимался по большей части публицистикой и драматургией. Он писал для журналов, а также создал комедию «Выбор гувернёра», драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной» и автобиографию «Чистосердечное признание».
Д.И. Фонвизин скончался в 1792 году, однако его литературное наследие продолжало жить. Произведения Фонвизина оказали огромное влияние на работы следующего поколения писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Путешествие по Европе
В конце 1774 года Денис Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой, дочери богатого купца. Свадьбу сыграли в Москве, а жить молодожены вернулись в Петербург, в дом на Галерной улице. Через три года жена Фонвизина заболела. Чтобы поправить здоровье, они поехали во Францию — это было первое заграничное путешествие писателя. По пути супруги побывали в Варшаве и Дрездене, Лейпциге и Лионе, Страсбурге и Мангейме. Когда жене стало лучше, они посетили южные французские провинции.
По ссылке – воспоминания русских писателей, побывавших за границей
Во время путешествия Фонвизин писал письма сестре Феодосии Аргамаковой, графу Никите Панину и дипломату Якову Булгакову. Он описывал им французскую действительность, культуру, рассказывал про достижения в науке и литературе.
Через 6 лет Фонвизины снова побывали в Европе — они отправились в Германию. Фонвизин посетил Лейпциг, Мемель, Франкфурт, Нюрнберг. Писатель гулял по городу, ходил в музеи и картинные галереи.
Главная комедия Фонвизина
Денис Фонвизин прослужил у Никиты Панина до 1782 года, был одним из его доверенных лиц и близким помощником, разделял его оппозиционные взгляды по отношению к императрице России. На основании идей Панина Фонвизин создал одно из лучших произведений русской публицистики — «Рассуждение о непременных государственных законах». Этот трактат написан для будущего императора Павла Петровича. Долгое время «Рассуждение» оставалось популярным, но под другим названием — «Мысли покойного Дениса Ивановича Фонвизина о необходимой нужде в непременном законоположении для Российской империи».
Сцена из спектакля «Недоросль». Государственный академический Малый театр. Москва. Фотография: maly.ru
В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.
Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.
Артур Фонвизин Советский художник-акварелист :: люди :: Россия-ИнфоЦентр
Артур Фонвизин
Артур Владимирович Фонвизин родился в семье лесничего. В 1901 поступил в Московский университет живописи, ваяния и зодчества, но был отчислен вместе с двумя друзьями, Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным, за организацию выставки без разрешения администрации университета. В первое десятилетие века он был активным и заметным участником известных выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», «Салоны золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-е годы стал членом объединения «Маковец», преподавал в мастерских Тамбовского пролеткульта, Нижегородского художественного техникума. На раннем этапе своего творчества Артур Фонвизин работал в так называемом лирическом примитивизме в русле символизма. Полотна Фонвизина того времени отличаются утонченной палитрой. Они словно излучают какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное состояние души. Таковы его произведения «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с Христом» (обе 1904). Его излюбленными персонажами были актрисы, часто надевавшие сценические костюмы для определенной роли и погружавшиеся в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены (Портрет Д. В. Зеркаловой, Портрет Ю. С. Глизера, оба 1940 г. и др.). Детская любовь к цирку заставила его сделать бесчисленное количество цветных зарисовок элегантных наездников (серия «Цирк», 1940-70-е годы). Романтическая дымка окутывает его персонажей из популярных романсов и детских воспоминаний о провинциальной жизни. Между тем ни импровизационная свобода его акварели, ни романтическая задумчивость его персонажей не соответствовали официальным художественным установкам XIX в.30-х и 1940-х годов. Таким образом, творчество Артура Фонвизина подвергалось критике в печатных СМИ. В годы войны был на некоторое время сослан в Казахстан в связи с немецким происхождением. Тем не менее художник остался верен своему таланту и до конца жизни развивал и варьировал одни и те же излюбленные мотивы. | ||
Теги: Артур Фонвизин Российские художники |
Художник Алла Белякова
Художник Алла Белякова: снова в центре внимания
Текст и изображения Ольга Слободкина-фон Бромссен
T Распад Советского Союза ознаменовал собой начало новой эры во многих смыслах. В московских художественных кругах это означало, что последние остатки социалистического реализма уступают место вольнодумному художественному творчеству.
Алла Куколь-Яснопольская родилась в 1914 году в аристократической русской семье, которую через три года, после революции 1917 года, отправили жить в Туркестан. Учитывая ее классовое происхождение, о высшем образовании для юной Аллы не могло быть и речи в условиях нового общественного порядка, царившего в том, что к 1922 году стало Союзом Советских Социалистических Республик.
К началу 1930-х замужняя Алла Белякова вместе с мужем переехала в Москву и устроилась работать в архитектурно-проектное бюро. Признавая ее талант, организация зачислила ее на трехгодичный курс обучения в Московский архитектурный институт, где она получила свое первое формальное художественное образование. После Второй мировой войны она начала работать в Архитектурной академии, где познакомилась с коллегой-художником, который впоследствии стал влиятельным учителем и, в конечном итоге, партнером Беляковой. «На самом деле именно Артур Фонвизин сделал меня живописцем, — вспоминала впоследствии Белякова.
Белякова познакомилась с Артуром Фонвизиным в 1948 году, когда он был одной из самых ярких фигур на российской художественной сцене. Фонвизин написал 50 портретов своей талантливой ученицы, в которую был страстно влюблен (по крайней мере, то есть по Беляковой). Один из самых известных называется Lady Hamilton , на котором Белякова изображена сидящей в кресле в шикарной черной шляпе.
В 1962 году Белякова предложила Фонвизину совместную работу над серией литографий. Фонвизин делал рисунки, а Белякова переносила их на литографский камень и раскрашивала, добавляя свои детали и делая все оттиски от руки (не более 10 с каждого рисунка). Эти торжественные, многоголосые произведения представляют собой тонкие узоры, словно отступающая волна оставила на песке кружевной узор из пены. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается маленькая элегантная женщина верхом на лошади с зонтом в руках.
Совместный проект продемонстрировал как артистизм Фонвизина, так и мастерство Беляковой в работе с камнем. Всего серия состоит из 30 изображений, и только один музей — не в Москве, а в сибирском городе Чите — может похвастаться полной коллекцией этих дивных гравюр. Проект положил начало творческому сотрудничеству, которое продолжалось до самой смерти Фонвизина в 1973 году.
Другим влиятельным учителем в жизни Беляковой был русский художник Роберт Фальк (1886-1919).58), с которым она познакомилась в 1954 году, когда он посетил ее первую персональную выставку. Фальк, который в первой четверти XX века был членом московской художественной группы «Бубновый валет», немедленно пригласил Белякову учиться у него, и искусствоведы приписывают ему помощь Беляковой выйти из-под мощного влияния Фонвизина и развить свою собственную оригинальный стиль.
Помимо совместной работы с Фонвизиным и некоторых собственных гравюр, в основном черно-белых, Белякова известна в основном своими акварелями — натюрмортами, пейзажами и портретами.