Фонвизин где похоронен: ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745-1792)

Фонвизин Денис Иванович

(1745 – 1792)

Писатель, драматург и публицист, создатель национальной русской бытовой комедии родился 14 апреля 1745 года. Происходил из лифляндского рыцарского рода Фон — Визен, обрусевшего в XVI веке и выдвинувшегося по военной службе при Петре I. Отец, Иван Андреевич Фонвизин, был типичным «петровцем» трудолюбивым, энергичным и честным. В самых известных произведениях Дениса Фонвизина его черты воплотились в облике самого положительного персонажа – Стародума.

В семье было восемь детей и первоначальное образование они получили дома, далее два старших сына Денис и Павел обучались в дворянской гимназии при Московском университете, затем на философском факультете университета.

В 1762 году в семнадцать лет Денис Иванович Фонвизин поступил на государственную службу в коллегию иностранных дел. Был переводчиком, затем шесть лет был секретарем кабинет-министра Ивана Перфильевича Елагина.  Свои литературные опыты Фонвизин начинает с поэтических переводов, пишет трактаты, сатиры и рассуждения для журналов.

В эти годы определился его главный жанр – комедии для сцены «на русский лад».

В 1766 году комедия «Бригадир» получила известность. Для громкого прочтения втора приглашали в аристократические гостиные и, наконец к самой императрице в Петергоф. Успех был огромен: пьеса была сразу поставлена в нескольких столичных театрах. Фонвизин сразу сделался одним из корифеев литературы; его превозносили похвалами, сравнивали с Мольером.

В 1769 году он переезжает в Петербург, где становится личным секретарём, другом и доверенным лицом графа Панина. Дружеская связь блистательных персон эпохи Екатерины II продолжалась до самой смерти графа. В 1774 году Денис Иванович женился на вдове адъютанта графа Чернышева —  Екатерине Роговиковой, детей в браке не было.

Художник Арман – Шарь Карафф Портрет драматурга Д.И. Фонвизина

В 1777 году, испытывая тягу к путешествиям, Фонвизин едет на два года за границу, больше всего времени проведя во Франции. Результатом стало «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».

Размышление содержало критику режима Екатерины, указывало на необходимость конституционных преобразований и даже угрожало бунтом. Только покровительство Панина спасло автора от неприятностей, поэтому, когда в 1783 году граф умер, Фонвизин немедленно ушёл в отставку и отправился путешествовать.

С 1783 года Денис Иванович побывал в Западной Европе, Германии, Австрии, немало времени провёл в Италии. В 1785 году у писателя случился первый инсульт, но несмотря, на мучивший его паралич, продолжал заниматься литературной работой. Незадолго до смерти Фонвизин написал небольшую комедию «Выбор гувернера» и начал писать автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

Ушёл из жизни Денис Иванович Фонвизин 12 декабря 1792 года в возрасте 48 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Блестящий ум, оказавший влияния на многие последующие поколения литераторов и мыслителей. Самые известные драматические произведения – пьесы «Недоросль» и «Бригадир» и другое литературное наследие писателя составили пять томов, которые императрица запретила издавать при жизни Фонвизина, они вышли много позже.

С Псковской землей связана грустная глава жизни драматурга. Девятнадцать лет писатель владел имением в Витебской губернии (современный Себежский район Псковской области), куда входили деревни Рыково (современное Руково) и Тележники. Эти земли и 319 душ он получил в вечное пользование в дар от своего покровителя и друга вельможного графа Никиты Ивановича Панина. Неоднократно Фонвизин посещал эти места, рассказывал о них в письмах. В деревне Руково частично сохранился парк усадьбы с прудами и фрагментами аллей.

В этот период жизни им создавались комедии «Недоросль» и «Выбор гувернера», создавались материалы для журнала «Друг честных людей или Стародум», в которых вполне отразились недвижимая атмосфера, невежество захолустной русской деревни и им подмеченные бытовые сцены.

Известно, что в 1784 году, Денис Иванович по нездоровью принимает решение сдать «состоящие в Себежском уезде Рыково, в Дразинском уезде, Лисно недвижимые имения с деревнями и крестьянами к ним принадлежавшими…» земли в аренду курляндскому дворянину барону Карлу Иоганну Фридриху Медему на 12 лет.

Сам же едет на лечение в Италию. Тревожные вести о том, что арендатор жесток к крестьянам и конфликт обострился настолько, что те поклялись его умертвить, заставляют Фонвизина срочно вернуться. Медем не признавал за собой вины по отношению к крестьянам, да и арендатором оказался недобросовестным.  Фонвизин пришел к выводу, что перед ним один из «господ бесчеловечных…».

Денис Иванович решает разорвать арендные отношения и возбуждает судебный процесс в Себежском уездном суде, обвинив арендатора в нарушении контракта и требуя «изгнания сего последнего из имения». Разорительное, долгое и бюрократическое следствие затянулось на годы. Изменить ситуацию, нездоровому Фонвизину, было не под силу. Издевательства над крестьянами продолжались, сам Фонвизин, не получая арендной платы, разорялся.  В его творчестве появились новые персонажи — советник Криводушин и асессор Воров.

Осенью 1792 года Денис Иванович в последний раз приехал в свое себежское имение, еще раз пытаясь повлиять на положение крестьян.

Тяжба с Медемом, привела его к бедности и ускорила его кончину, но судебное дело уже после его смерти привело к крайней бедности и его вдову. Катерина Ивановна тоже не дождалась праведного суда.

 Дополнительные материалы:

Псковский край в литературе : учебное пособие для студентов вузов / М-во просвещения РФ, Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова, Гл. упр. образования Псков. обл. ; сост. и гл. науч. ред. Н.Л. Вершинина. — Псков : Псковский государственный педагогический институт, 2003. — 806 с. — 1100-летию г. Пскова посвящается.

  • писатель
  • Себеж
  • драматург
  • Фонвизин Денис Иванович

Фонвизин Михаил Александрович

Социалистские и коммунистские учения не останутся без последствий и принесут вожделенный плод. М. А. ФОНВИЗИН Можно находить разные социальные теории утопическими, несбыточными, но основная идея социализма есть истина и грядущее этой идее принадлежит. М. А. ФОНВИЗИН Племянник русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина, Михаил Александрович Фонвизин родился 20 (31) августа 1788 г. в деревне Марьино Бронницкого уезда Московской губернии (ныне Раменский район Московской области). Воспитывался он сначала дома, потом учился в немецком училище св. Петра в Петербурге и пансионе при Московском университете. Числился на службе с мая 1801 г., реально вступил в военную службу в Измайловский полк в декабре 1803 г. Через год получил первый офицерский чин — прапорщика. Выступив с полком в поход в августе 1805 г., принял боевое крещение в сражении под Аустерлицем (1805). Участвовал затем в русско-шведской войне 1808—09 гг., в Отечественной войне 1812 г.— в качестве адъютанта генерала А. П. Ермолова и заграничных походах русской армии 1813—14 гг. В Россию возвратился в чине полковника, командиром 37-го егерского полка. В 1820 г. произведен в генерал-майоры. Осенью 1816 г. М. А. Фонвизин вступил в первую организацию декабристов — «Союз спасения». С 1818 г. он — один из руководителей Московской управы декабристского «Союза благоденствия». Фонвизин был активным участником подготовки программы и устава Северного общества декабристов. После разгрома выступления декабристов на Сенатской площади М. А. Фонвизин был арестован (9 января 1826 г.) в своей подмосковной деревне Крюково и отправлен в Петербург, где заключен в Петропавловскую крепость. По приговору Верховного уголовного суда был осужден на 12 лет каторги и последующее поселение в Сибири. С февраля 1827 г. Фонвизин — в Читинском остроге. В августе 1830 г. вместе с другими декабристами-каторжниками переведен в Петровский завод. Вследствие сокращения срока каторги Фонвизин вышел в 1834 г. на поселение — жил, с прибывшей к нему еще в 1828 г. женой, в Енисейске (1834—36), Красноярске (1836—38) и Тобольске (1838—53). В Сибири Фонвизин написал ряд исторических, социально-политических и философских сочинений, чрезвычайно показательных для характеристики эволюции мировоззрения декабристов в условиях 30—50-х годов. Важнейшее место среди этих сочинений занимает записка «О коммунизме и социализме», над которой он работал в 1849—51 гг. Это произведение, несомненно, отразило громадное впечатление, которое произвели на Фонвизина события революции 1848—49 гг. во Франции и ряде других государств Западной Европы. 23 мая 1848 г. Фонвизин писал И. Д. Якушкину: «Что ты скажешь о чудесных событиях, совершившихся на Западе? Слышно (и это верно), что от них нервы российского самодержца до того раздражены, что он невольно обливается слезами, читая газеты или говоря о политических новостях. […] Теперь Россия ограждена, как Китай, непроницаемой стеной» (Фонвизин, т. 1, с. 310—311). Размышляя о контрреволюционных событиях, Фонвизин пишет в марте 1849 г.: «Западная Европа вступила теперь в период реакции — нельзя, однако, полагать, чтобы реакция имела целию восстановление монархического принципа; она скорее происходит от опасений среднего класса, то есть вообще владельцев, за свои имущества, которым угрожают пролетарии, эта бедственная язва всех европейских государств. Бог знает, чем все это кончится, но положение Франции так натянуто, так неестественно, что, кажется мне, социальный переворот неминуем. Дай бог, чтобы он совершился без пролития крови» (Фонвизин, т. 1, с. 314). В этой связи, опираясь на сравнительно немногочисленные известные ему источники (прежде всего статьи о социальном движении и социальных учениях на Западе, помещенные в лейпцигском обозрении «Die Gegenwart» (1848—52), Фонвизин предпринимает анализ идей современных ему социалистов-утопистов, выясняет их практическую роль, связь с социальными утопиями прошлого, в частности с идеями первоначального христианства. Рассуждения Фонвизина в статье «О коммунизме и социализме» отмечены сильной печатью религиозности, и его собственный положительный идеал может быть определен как разновидность христианского социализма. Однако высказанная в этой работе мысль о возможной роли сельской общины в грядущем социальном преобразовании России роднит позицию Фонвизина с позицией Герцена в период создания им концепции «русского социализма». В 1853 г. Михаил Александрович возвратился из Сибири: 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки не сломили вольнолюбивых убеждений декабриста. Поселился Фонвизин в родном Марьине (где за ним был установлен надзор полиции). Здесь он и скончался 30 апреля (12 мая) 1854 г., здесь и похоронен. СОЧИНЕНИЯ Фонвизин М. А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979—1982, т. 1—2 (в т. 1 статья: С. В. Житомирская, С. В. Мироненко. Декабрист Михаил Фонвизин; в т. 2: они же. От Союза благоденствия к «русскому социализму» (Идейный путь декабриста М. А. Фонвизина). ЛИТЕРАТУРА Замалеев А. Ф. М. А. Фонвизин. М., 1976. Мироненко С. В. Записка М. А. Фонвизина «О коммунизме и социализме».— В сб.: Памятники культуры. Новые открытия. 1976. М., 1977.

фонвизин в предложении — фонвизин предложение

«фонвизин» по-китайски

SentencesMobile
  • И Фонвизин, и Пущин были похоронены возле Архангельского собора.
  • Часть статей приписывается самому Новикову и Денису Фонвизину.
  • Среди его одноклассников были Ипполит Богданович, Денис Фонвизин и Григорий Потемкин.
  • Среди участников были Александр Радищев, Денис Фонвизин, Иван Старов и Федот Шубин.
  • Крупнейшим прозаическим произведением на склоне лет стала биография Дениса Фонвизина.
  • Его сын Денис Фонвизин ( , ) стал драматургом, пьесы которого ставятся и сегодня.
  • Фонвизин умер вскоре по возвращении; вдова вышла замуж за другого декабриста, Ивана Пущина (1798—1859).
  • Отличительной чертой Фонвизина является то, что он писал прямо, без использования подготовительных набросков карандашом.
  • Денис Фонвизин, автор преимущественно комедий, подошел к теме русского дворянства с критической точки зрения.
  • Тронут такой наивностью? Екатерина обращает внимание Дениса Фонвизина, стоящего поодаль в этом проходе, и Вакуле подает туфли.
  • Трудно увидеть фонвизин в предложении.
  • Гаврила Державин, Денис Фонвизин и Ипполит Богданович положили начало великим писателям XIX века, особенно Александру Пушкину.
  • Но «Минор», хотя и несовершенный в драматургическом построении, является более замечательным произведением и по праву считается фонвизинским шедевром.
  • В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина «Недоросль», однозначно причислившая его к числу передовых русских драматургов.
  • Текущая (сезон 2009 2010) программа Малого театра включает пьесы русских авторов от Дениса Фонвизина до Михаила Булгакова и одну пьесу Молье.
  • Фонвизин считал, что дворянство должно соответствовать нормам, которыми они были при Петре Великом, во время которого вознаграждалось качество преданности государству.
  • Эскизы и акварельные портреты актеров и художников, пейзажи и натюрморты Фонвизина хранятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина, ГРМ.
  • Наконец, в 18 веке Иван Фонвизин решил слить частицу «фон» с ядром, положив тем самым начало новой русской семье немецкого происхождения.
  • Используя сатиру и комедию, Фонвизин поддерживал систему дворянства, при которой элита вознаграждалась на основе личных заслуг, а не иерархического фаворитизма, свирепствовавшего при Екатерине Великой.
  • В особняке Шувалова должно было бывать новое поколение русской интеллигенции: Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин, Михаил Херасков, Иван Дмитриев, Александр Шишков, многие из которых были выходцами из созданного им университета.
  • Новое оправдание разделов возникло с русским Просвещением, когда русские писатели, такие как Гаврила Державин, Денис Фонвизин и Александр Пушкин, подчеркивали вырождение католической Польши и необходимость «цивилизовать» ее соседями.
  • Другие предложения:  1  2
Соседи » в предложении,   «фонвизинская» в предложении,   «фоня» в предложении,   «фоньи» в предложении,   «фонё» в предложении,   

Как поставить и написать и определить фонвизин в предложении и как слово фонвизин употреблено в предложении и примерах? фонвизин造句, фонвизин造句, 用фонвизин造句, фонвизин значение, определение, произношение, синонимы и примеры предложений предоставлены ichacha.net.

Киборги, слабые космисты и русская планета


Аня Бернштейн — доцент кафедры антропологии Гарвардского университета. Ее первая книга «Политика религиозных органов: ритуалы суверенитета в бурятском буддизме » была опубликована в 2013 году издательством University of Chicago Press. Ее текущий проект исследует промежутки между религией, техническими науками и устремленными в будущее фантазиями через этнографию современного трансгуманистического движения в России.

 

2 декабря 2014 года в интернет-журнале «Русская планета » произошла встряска. Инвесторы уволили главного редактора Павла Пряникова, что побудило нескольких членов его команды уйти в знак солидарности. В красочном, хотя и сюрреалистическом диалоге, который комментаторы сочли достойным сатирической комедии русского драматурга XVIII века Д. И. Фонвизина, новый главный редактор Эдуард Эйдин объяснил, что причина этой встряски заключалась в том, что сайт провалился. «отражать» Россию как «суверенную нацию, русскую цивилизацию». Заявления о недостаточном уважении к русской культуре не новы, учитывая недавние редакционные изменения и закрытие других либеральных изданий, однако комментарии Эйдина выделяются. В частности, Эйдин обвинил команду Пряникова в том, что она не использовала должным образом работы известных русских космистов на страницах

Русская Планета , как и было первоначально заключено.

Мыслители конца XIX — начала XX века, впоследствии получившие название «русские космисты», предложили оригинальное переосмысление взаимоотношений человека, природы и космоса. Благодаря уникальному сочетанию научных и оккультных идей эта группа довольно разных философов и ученых выступала за осмысленную, направленную на человека эволюцию, технологическое преодоление пространства, времени и тела, господство над природой, заселение космического пространства и даже воскресение мертвых.

Пряников и его команда были, по словам Эйдина, «очень слабыми Космистами» ( Космисты вы, ребята, слабые ).

Выражение «слабые космисты» ( слабые космисты ) тут же переросло в интернет-мем, а блогеры создали еще один, еще более популярный мем «не-космисты-достаточно» ( недостаточно космист ). Отмечалось, что если Пряников был «недостаточно космистом», то Путин, по-видимому, более чем достаточно подходил для этого звания (достаточно космист), поскольку в своем недавнем президентском послании Федеральному Собранию он обильно цитировал Ивана Ильина (1883-1819 гг. ).54), консервативный философ-эмигрант славянофил, которого независимый либеральный телеканал Дождь почему-то назвал «главным русским космистом». речь спровоцировала дальнейшую герменевтическую экзегезу. Интерпретация обращения Путина либеральными СМИ выявила следующую фразу: «Мы все хотим одного и того же: благополучия для России. Так что отношения между бизнесом и государством должны строиться на

философия общей задачи , партнерства и равноправного диалога» (курсив наш). Расшифровщики мистических посланий Путина по адресу «Газета.ру» сразу подхватили тот факт, что Философия общего дела (Философия общего дела) — знаменитый титул, под которым последователи фактического «отца-основателя» русских космистов Николая Федоров (1828-1903), посмертно издал собрание сочинений. Slon.ru продолжил, пошутив, что, учитывая любовь Путина к трудам российских философов, он «с таким же успехом мог объявить воскрешение из мертвых очередным национальным проектом и бросить все ресурсы страны на это благое дело».

Но пока Slon.ru со вздохом облегчения заключил: «Кажется, нас пощадили».

 

Общая задача

В самом деле, если бы Путин реализовал проект воскрешения, как его первоначально представлял эксцентричный эрудит девятнадцатого века, известный как «Московский Сократ», никто не был бы пощажен. По словам Николая Федорова, основоположника космистской интеллектуальной традиции, конечной целью человечества, «общей задачей», является использование технологий для преодоления смерти и воскрешения всех, кто уже умер. Он утверждал, что такое воскресение — это не только акт любви и сострадания к предкам со стороны их потомков, но и высший акт «сыновнего долга». Отличительной чертой проекта Федорова является именно его коллективный, но и тотальный характер: никто не будет исключен, и ни у кого не будет возможности остаться мертвым.

Творчество Федорова попеременно описывалось как христианское, научное, оккультное и социалистическое, поскольку он сочетал свои (довольно неортодоксальные) православные убеждения с кажущимися светскими устремлениями. Его проект воскрешения был технологическим и материалистическим, состоящим из физической пересборки и соединения кусочков мертвых предков на субатомном уровне предвосхищающей науки. Естественно, эта пересборка потребует колонизации других планет для размещения этого растущего населения — идея, которая особенно привлекала революционную чувствительность первых десятилетий двадцатого века, когда различные ученые и художники провозглашали необходимость того, чтобы человечество взяло свою судьбу в свои руки. . Смерть, конечно, нужно было отменить без промедления.

 

Киборгизация нации

Учитывая эту историю, либеральные журналисты, возможно, вздохнули с облегчением. Действительно, нет никаких признаков того, что Путин проявляет большой интерес к «общему делу» бессмертия (личному омоложению, возможно, и не только ботоксу). Тем не менее, каким-то образом, как шутят онлайн-карикатуристы, президент может просто заинтересоваться развитием регенеративной медицины, чтобы продлить свою жизнь с шагом в четыре года как раз к следующему сроку полномочий.

И все же Slon.ru журналисты, пожалуй, поторопились вздохнуть с облегчением, ведь если отбросить карикатуры и Путина, бессмертие как новая национальная идея имеет немало современных поборников. В 2011 году бывший медиамагнат, а ныне основатель корпоративного совместного предприятия Бессмертие ( Бессмертие ) Дмитрий Ицков запустил общественно-политическое движение Россия 2045, призванное продвигать идеи радикального продления жизни, а также лоббировать в правительстве РФ принять проект загрузки сознания в тела роботов как объединяющую «национальную идею». Ицков писал письма тогдашнему президенту Медведеву, а затем, как ни странно, поручил голливудскому актеру Стивену Сигалу написать письмо Путину, предлагая объявить стремление к бессмертию новой национальной идеей. В своем проекте «Аватар» Ицков поставил цель создать серию постепенно изменяющихся и совершенствующихся киборгов, сначала объединяющих человека и машину, но в конечном итоге — в самом радикальном предложении — устраняющих саму потребность в физическом теле, предвосхищая недавнюю научную фантастику. фильмы об искусственном интеллекте и «загрузке разума», такие как Her (2013) и Transcendence (2014). The New York Times недавно подробно освещала этот проект, что интересно, в разделе «Бизнес».

Другие российские трансгуманисты — широкое название международного культурного движения, стремящегося «обновить» человека и улучшить его условия, в конечном итоге устранив саму смерть, — считают проект Ицкова слишком спекулятивным и, возможно, слишком проникнутым квазирелигиозными устремлениями, как им кажется. противоречат предположительно светскому духу движения. Вместо этого они предлагают конкретные шаги к бессмертию: подписав контракт с «Криорусом», единственной крио-компанией за пределами США (и первой в Евразии), можно заморозить свое тело в жидком азоте в ожидании будущей реанимации. Когда я в последний раз посещал их летом 2013 года в рамках полевой работы по русскому трансгуманизму (см. Бернстайн в печати), там было 27 замороженных людей; список крионированных людей с тех пор расширился до 40. Родственная, но отдельная группа, политическая партия под названием «Партия продления жизни» (Партия продления жизни или долголетия), заявляет, что продление жизни может быть достигнуто только с помощью передовой науки и биотехнологий, лоббируя правительству инвестировать в «правильную» науку (совсем недавно партийные активисты, оказавшиеся в пути из Москвы в Калифорнию для участия в конференции по биотехнологии омоложения, остановились у Белого дома, чтобы потребовать увеличения финансирования исследований в области борьбы со старением). ).

 

Новое евразийство?

Хотя маловероятно, что Путин предлагает всеобщее воскресение в качестве новой национальной идеи, а среди российских трансгуманистов есть как про-, так и антипутинские фракции, интерес к русскому космизму может быть тем, что их действительно объединяет. И все же космизм продолжает смущать широкую российскую общественность. Связано ли это с возобновлением интереса к космонавтике, которая сама недавно была провозглашена новой национальной идеей? Это один из этих дурацких, полумифических советских научных проектов? Или это действительно националистическое движение, новая русская идея? Через несколько дней после Русская планета фиаско, Афиша , московский развлекательный журнал опубликовал «Пятиминутный букварь о русском космизме», утверждая, что в то время как «оригинальные» космисты, какими бы экстравагантными ни были их идеи, были «далеки от вопросов национализма и государственности», теперь Космизм есть «альтернативный вариант русского православия, самодержавия и нации ( народность )». «Настоящие» космисты, заявляли они, хотят «дойти до земли обетованной. . . без национальностей, границ и пограничников. . . Они думали о планете Земля и о человечестве, не беспокоясь о суверенитетах и ​​территориальных амбициях».

В каком-то смысле они, конечно, правы. «Космическая философия» по определению может иметь только космическое значение. Тем не менее, если вникнуть в плотную прозу Федорова, приправленную оккультными отсылками, легко увидеть, что русский мессианизм, центральная роль России, русское православие и самодержавие — все это важные элементы федоровской утопии всеобщего воскресения. Как показали ученые, корни Федорова лежат не только в его увлечении примирением науки и религии, но и в современном западном оккультизме. Философия Федорова отличается от философии западных оккультистов его времени (таких как дю Прель, Блаватская, Безант) именно тем, что последние, обладая сильными ориенталистскими наклонностями, обычно не интересовались отдельными национализмами (Hagemeister 19). 97, Ларюэль, 2012 г.). Федоров, с другой стороны, разработал сложные теории о «явной судьбе» России в Евразии, а также о потенциальной роли России в Индии и Китае (включая обращение Китая в русское православие).

Космизм становится новым евразийством? С одной стороны, неудивительно, если космизм поддерживался Кремлем для укрепления национальной идентичности, подобно тому, как это произошло с евразийством в 2000-х. С другой стороны, есть сильные возражения со стороны консервативных кругов, связанные именно с сомнительной «русскостью» русского космизма. Дугин, например, еще в 1992, указывал на «подозрительное» сближение западных оккультных учений с русским космизмом. Совсем недавно православные богословы, критикующие современных трансгуманистов, связали их с Федоровым, которого они считают еретиком, и осудили идею эволюции, управляемой человеком. В том же ключе один православный священнослужитель недавно назвал космизм «собственной российской разновидностью светского иммортализма», опасным и ориентированным на Запад ( глобалистский) течением.

Между тем «слабый космист» Пряников называл космизм «оригинальной квазифилософской идеей», которая может быть единственным, что Россия когда-либо «дарила миру». По его словам, это «последняя русская утопия» (он даже обозначил «Последнего русского космиста» — это название шло к современному писателю Владимиру Шарову).

Поразительно отсутствуют в этих дискуссиях федоровцы — современные последователи Федорова, которые, возможно, единственные, кто искренне воспринял его учение. Когда я зашел в Интернет на сайт Музея-библиотеки Федорова в Москве, управляемый этой группой, я был поражен, узнав, что, пока в российской блогосфере бушевали космистские войны, философ и ученый С. Г. Семенова (1941-2014), лидер федоровского движения, сыгравшего важную роль в спасении федоровского наследия от забвения в XIX в.80-х, скончался 9 декабря 2014 года.

Что касается горьких риторических крайностей «космизма как славянофильского тоталитаризма» и «космизма как западного секуляризма/игры в Бога», то и либералы, и консерваторы могли бы с радостью принять троп «исчезающего космиста», присоединяясь к нему с исчезающими благородными дикарями, шаманами и другими неуправляемыми существами.

Но опять же, Космизм, кажется, отбросил «русскую» часть и стал глобальным. Это далеко не исчезновение, это последняя «вещь» в евроамериканском футуристическом дискурсе, «практическая философия постчеловеческой эры». На обложке «Манифеста космиста», написанного американским исследователем искусственного интеллекта и писателем бразильского происхождения Беном Герцелем и охватывающего такие темы, как «ИИ, нанотехнологии, бессмертие и психоделики», говорится: «Космическая перспектива показана найти старый добрый здравый смысл даже в самых безумных будущих возможностях». Подарок, который действительно продолжает дарить.

 

 

[1] Насколько мне известно, Ильин не принадлежит к космистской философской традиции. Кажется, Павел Лобков из телеканала «Дождь» мог спутать его с Федоровым, так как в том же интервью он ошибочно приписывает Ильину «Философию общего дела» Федорова.

 

Ссылки

Bernstein, n.d. «Замри, умри, оживи: множество путей к бессмертию в современной России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *