Фома аквинский биография краткая: Фома Аквинский биография философа кратко

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты

А

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты из жизни итальянского теолога, основателя томизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский краткая биография

Фома Аквинский появился в семье графа Аквинского около 1225 года в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов  Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

В те времена господствовала традиция, когда ребенку исполнялось 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника.  В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия). Здесь он и умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты

Томас был из обеспеченной семьи в Италии. У него было трое братьев и пять сестер.

Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом  Ордена братьев-проповедников, а также  великим  ученым.

 

В школе его не считали умным, так как он был тихим и молчаливым.

У него был страх перед бурями. В детстве его младшая сестра была убита молнией, когда они оба спали в одной комнате. Всю жизнь он всегда носил реликвию святой Агнес и молился ей о защите во время штормов.

Аквинский был очень высокого роста, неповоротлив и грузный.

Будучи студентом, учителя редко слышали его высказывания. И сокурсники прозвали Фому Сицилийским Быком. После смерти его называли «всеобщим наставником», «князем философов» и «ангельским наставником».

Он имел отличную память. Еще в школе он дословно запоминал все, что говорил учитель, а позже сам развивал свою память

В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.

Он был основателем нового течения – томизма.

У него был ужасный почерк. Все его работы записывали секретари.

Он никогда не критиковал людей; он только критиковал идеи.

Фома Аквинский – краткая биография

Фома Аквинский, один из величайших представителей средневековой схоластики, родился в 1225 г. в Роккасеке, близ Неаполя. Отцом его был граф Аквинский Ландульф находившийся в родстве с французским королевским домом. Фома воспитывался в знаменитом монастыре Монте-Кассино. В 1243 г. он против воли родителей, поступил в доминиканский орден. Попытка отправиться в Париж для продолжения образования Фоме сначала не удалась. По дороге его похитили братья и держали некоторое время пленником в его собственном замке. Но Фоме удалось бежать. Он отправился в Кельн, где стал учеником Альберта Великого (см. Альберт Великий – биография, Философия Альберта Великого – кратко). Фома закончил образование в Париже и там же с 1248 г. начал преподавать схоластическую философию. На этом поприще он пользовался таким успехом, что получил прозвание doctor universalis и doctor angelicus (Ангельский доктор). В 1261 г. папа Урбан IV вызвал Фому обратно в Италию, и он перенес свою учительскую деятельность в Болонью, Пизу и Рим. Он умер в 1274 г., по дороге на Лионский собор, при обстоятельствах, казавшихся современникам темными. Данте и Дж. Виллани говорили о том, что Фому отравили по приказанию Карла Анжуйского. В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован.

Фома Аквинский. Художник Карло Кривелли, XV век

 

Один из лучших знатоков Аристотеля, Фома имел огромное влияние на развитие средневековой мысли, хотя не был новатором и не ввел в схоластику новых идей. Значение Фомы Аквинского – в необыкновенном даре систематизации, в подчинении логическому порядку мельчайших деталей. Вот основные и главные его идеи. Есть два источника познания: откровение и разум. Тому, что дается откровением, мы должны верить, хотя бы и не понимая. Откровение – божественный источник познания, которое течет по руслу Святого писания и церковной традиции. Разум – низший источник естественной правды, которая вливается в нас через посредство различных систем языческой философии, главным образом через Аристотеля. Откровение и разум – обособленные источники познания истины, и в физических вопросах ссылка на волю Божию неуместна (asylum ignorantiae). Но истина, познаваемая с помощью каждого из них, не противоречит другой, ибо в последнем счете они восходят к единой абсолютной истине, к Богу. Так строится синтез между философией и теологией, гармония вера и разума – основное положение схоластики.

Читайте также статьи: Философия Фомы Аквинского – кратко, Основные сочинения Фомы Аквинского, Фома Аквинский о вере и разуме, Фома Аквинский о теологии и философии.

В волновавшем тогда схоластов споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занимает, по примеру своего учителя Альберта Великого, позицию умеренного реализма. Он не признает существования «общих сущностей», «универсалий», чем отмежевывается от крайнего реализма. Но эти универсалии, согласно учению Фомы, все же существуют как мысли бога, воплощенные в отдельных вещах, откуда они могут быть выделены разумом. Таким образом, универсалии получают троякое существование: 1) ante rem, как мысли бога; 2) in re, как общее в вещах; 3) post rem, как понятия разума. Соответственно с этим принцип индивидуации Фома Аквинский усматривает в материи, которая порождает отличия одной вещи от другой, хотя в обоих воплощена одна и та же общая сущность.

Главное произведение Фомы «Сумма теологии» («Summa theologiae») является попыткой энциклопедической системы, в которой с необыкновенной логической стройностью даются ответы на все вопросы религиозного и научного мировоззрения. Для католической церкви взгляды Фомы считаются неопровержимо авторитетными. Никто не был более последовательным защитником папской непогрешимости и более решительным врагом человеческого произвола в области религии, чем он. В религии никто не смеет свободно мыслить и говорить, и церковь должна отдавать еретиков светской власти, которая «разлучает их с миром посредством смерти». Богословское учение Фомы, рассудочное и строгое, не согретое любовью к человечеству, представляет собой официальную доктрину католицизма, имевшую среди доминиканцев самых горячих прозелитов (томисты) и сохраняющую до сих пор свое значение в римском христианстве, особенно с 1880 г., когда папа Лев XIII ввел обязательное изучение Фомы Аквинского во всех католических школах.

Но сочинения Фомы недаром носят характер многообъемлющих энциклопедий. Он касается всех главных вопросов, выдвигаемых современной ему действительностью. В политических вопросах он стоит на уровне феодальных воззрений. Всякая власть, по его мнению, идёт от Бога, но на практике бывают исключения: незаконная и дурная власть – не от Всевышнего. Поэтому не всякой власти должно повиноваться. Повиновение недопустимо, когда власть требует либо противного Божью велению, либо неподведомственного ей: например, во внутренних движениях души надлежит повиноваться только Богу. Поэтому Фома оправдывает возмущение против неправедной власти («в защиту общей пользы») и даже допускает убийство тирана. Из форм правления наилучшая монархия, согласная с добродетелью, а потом – аристократия, тоже согласная с добродетелью. Комбинация этих двух форм (добродетельный монарх, а под ним несколько добродетельных вельмож) дает совершеннейшее правление. В развитие этих своих взглядов Фома предлагал своему государю, Фридриху II Гогенштауфену, ввести в его южноитальянском королевстве нечто вроде двухпалатной системы.

Фома Аквинский в окружении ангелов. Художник Гверчино, 1662

 

Фома Аквинский несколько отступает от феодальных представлений в вопросах, если можно так выразиться, торговой политики. В замечании сочинения «De regimine principum» говорится, что торговля и купцы необходимы в государстве. Конечно, отмечает Фома при этом, было бы лучше, если бы каждое государство производило само все необходимое, но, так как это редко бывает возможно, то купцов, «даже иностранных», приходится терпеть. Для Фомы оказалось нелегко наметить границы свободной деятельности купцов. Уже в «Сумме теологии», ему приходилось считаться с двумя установившимися в богословии идеями: о справедливой цене и о запрете давать деньги в рост. В каждом данном месте для каждого предмета существует одна справедливая цена, и поэтому нельзя допускать колебания цен и зависимости от спроса и предложения. Нравственный долг как покупателя, так и продавца – держаться возможно ближе к справедливой цене. Кроме того, для каждого предмета существует еще и определенное качество, и купец обязан предупреждать покупателя об изъянах товара. Торговля вообще законна только тогда, когда прибыль от нее идет на содержание семьи купца, на благотворительность или когда, получая прибыль, купец снабжает страну необходимыми, но отсутствующими на рынке товарами. Безусловно недопустима торговля по мотивам чистой спекуляции, когда купец наживается, пользуясь колебаниями рынка. Только труд купца оправдывает его прибыль.

Что касается кредита, то «тот, кто дает взаймы деньги, переносит право собственности на деньги на того, кому дает; поэтому тот, кому даются взаймы деньги, держит их на свой страх и обязан возвратить в целости, а заимодавец не имеет права требовать большего». «Получать проценты за деньги, данные взаймы, – само по себе есть несправедливость, ибо при этом продается то, чего нет, и через это, очевидно, устанавливается неравенство, противное справедливости».

Собственность, с точки зрения Фомы Аквинского, не есть естественное право, но она не противоречит ему. Рабство вполне нормально, потому что полезно и для раба и для господина.

 

Святой Фома Аквинский | Колледж Аквинского

Святой Фома Аквинский

Фома Аквинский  (1225–1274; Акино, Италия) был итальянским философом и теологом, известным как Ангельский Доктор. Родившийся в богатой семье в Рокка-Секка, недалеко от Неаполя, в Италии, он разочаровал свою семью, присоединившись к бедному ордену проповедников (1244 г.), которые следовали правилу Доминика и поэтому были известны как доминиканцы. В 1245 году он начал учиться в Париже, Франция, у Альберта Великого, любимым учеником которого он стал.

В 1248 году он сопровождал Альберта в Кёльн, Германия. Оттуда Фома вернулся в Париж (1252 г.), где прославился как великий учитель и богослов. Он провел некоторое время в Риме в качестве папского советника, вернулся в Париж, чтобы какое-то время преподавать, а затем вернулся в Неаполь, чтобы основать учебный дом (1272 г.). В 1274 году по пути на церковный собор в Лионе, Франция, он заболел и умер в возрасте 49 лет.

Его работы показывают, что он был блестящим лектором, ясным мыслителем и сторонником Аристотеля. В эпоху, когда представление о том, что вселенную можно познать без откровения, было неудобным, он первым применил греческую философию, в которой использовалась сила разума, чтобы продемонстрировать, что Бога и его вселенную можно понять с помощью разума, руководимого верой. Его большой обхват и медленный, нарочитый стиль принесли ему прозвище «Тупой Бык!»

Он был автором нескольких памятных религиозных гимнов — O Salutaris Hostia и Pange Lingua , наиболее знакомых современным верующим. Его обширные труды исследовали взаимосвязь между разумом человека и разумом Бога, а его синтез знаний, касающихся этого соединения интеллекта и религиозной веры, под названием The Summa Theologica

(1267-1273) принесли ему прочную репутацию. среди ученых и верующих. Более ранняя работа, Summa Contra Gentiles  (1258–1260) написана в стиле, который пытается установить истинность христианской религиозной веры в аргументах, адресованных интеллигентному, но нехристианскому читателю.

Его доказательства существования Бога, помимо веры и откровения, с использованием силы разума, считаются ошибочными некоторыми историками философии 20-го века (например, Бертраном Расселом), потому что, как он утверждает, Фома доказал то, во что он уже верил. будь настоящим. Поэтому, по мнению Рассела, его работу следует рассматривать как искусный, лаконичный аргумент, а не решающее доказательство.

Несмотря на эту оговорку, Рассел признает вклад Томаса в интеллектуальное движение под названием схоластика, которому удалось освободить науку от провинциальных оков, которые часто создавала для нее неосведомленная религиозная цензура. Фома также продолжал в духе Альберта Великого закладывать фундамент легитимности христианского изучения природных явлений, что позволило христианской Европе перейти к начальным этапам научной революции. Папа Лев XIII провозгласил схоластику

  в 1879 году, в энциклике  Aeterni Patris , официальной римско-католической философии.

Пять доказательств существования Бога Аквинского можно резюмировать следующим образом:

  1. Непоколебимый Движитель: Все, что движется, движется чем-то, а поскольку бесконечный регресс невозможен, требуется Перводвигатель.
  2. Первопричина: У каждого результата есть причина, и поскольку бесконечный регресс невозможен, должна быть Первопричина.
  3. Абсолютная Необходимость: По существу повторение Разума (2.), должен быть источник всех последующих последствий.
  4. Совершенный Источник: Все совершенство в мире требует в качестве своего источника Абсолютного Совершенства.
  5. Цель: Даже безжизненные вещи имеют цель, которая должна определяться чем-то вне их самих, поскольку только живые существа могут иметь внутреннюю цель.

КРЕДО!

Статуя святого Фомы Аквинского стоит перед входом на первый этаж учебного корпуса. (См. Фото слева) Он был создан старшим Филлисом Мрозински, ОП, и был посвящен 16, 19 сентября.90. Он заменяет статую Фомы, освященную весной 1956 года, которая была повреждена в результате пожара, когда хранилась в том, что сейчас является Пастырским центром или Часовней Буковски.


 

Угольный портрет Томаса висит на задней стороне ниши статуи. (См. фото справа) Ларри Бловитс, в то время член факультета художественного факультета, закончил его осенью 1980 года.

В витрине под портретом находится фрагмент фундамента замка, где родился Томас, в Рокка-Секка, недалеко от Неаполя, Италия. Он был подарен Коллегии жителями Рокка-Секка весной 19 г.93 и доставлен в кампус тогдашним послом США в Италии Питером Секкиа.

Фр. Том Джонсон принес еще один мраморный фрагмент из гробницы Фомы в Тулузе, Франция, в базилике Св. Сернина, в Колледж Аквинского в 1990 году. Том случайно посетил это место, когда гробница ремонтировалась, и ему дали поврежденный фрагмент первоначального мраморного покрытия.

Также в витрине представлен трехтомный сборник Summa Theologica.

Учитель Томаса в Парижском университете, Альберт Великий, Альберт Великий, человек, в честь которого назван научный корпус Аквинского. Известно, что Альберт практиковал экспериментальную науку — его попытки проверить обоснованность утверждений, связанных с использованием лекарственных трав и народных средств от болезней, были необычными для его времени. Такой скептицизм со стороны Альберта был воспринят его учеником Томасом и привел обоих мужчин к мысли, что можно быть искренним христианином и объективным наблюдателем природных явлений.

Св. Фома Аквинский Биография — Жизнь итальянского теолога и священника

Из богословов, существовавших на протяжении всей истории человечества, Фома Аквинский является одним из самых известных и влиятельных. Его философия глубоко укоренилась в теории естественного богословия, системе верований, которая несколько сочетала концепции мира природы с традиционными верованиями о Боге и религии. Со временем Аквинский был канонизирован католической церковью как святой.

Ранние годы Фомы Аквинского

Фома Аквинский родился 28 января 1225 года. Местом его рождения была Роккасекка, которая в то время входила в состав Сицилийского королевства. Он родился в семье, которую можно было назвать мелкой знати, и ему было предложено пойти по пути аббатства.

Молодой Томас начал свое формальное образование в возрасте пяти лет, а когда стал старше, познакомился со многими классическими философами древности. Аристотель, Маймонид и Аверроэс будут среди основных философов, которые повлияют на его идеи и убеждения о жизни и религии.

Похищение

Когда Фоме было 19 лет, Аквинский решил присоединиться к только что созданному Доминиканскому Ордену. Его семья была недовольна этим решением. Поэтому, пока он путешествовал, его семья похитила его и вернула домой.

Когда он вернулся домой, его фактически посадили на два года. Надежда здесь заключалась в том, что он в конце концов откажется от своей верности Доминиканскому Ордену и его системе верований. В конце концов ему удалось сбежать и отправиться в Рим. Оттуда он переехал в Париж, чтобы учиться на факультете искусств Парижского университета.

Работы св. Фомы Аквинского

Школа мысли, порожденная теориями Аквината, называется томизмом. Томизм коренился в вере в то, что истина может быть получена из любого источника. Фома Аквинский был реалистом и даже изучал множество различных религиозных текстов, чтобы создать более широкое и расширенное сознание. На философию также сильно повлияли аргументативные рассуждения, связанные с Аристотелем.

« Summa Theologiæ » была самой важной письменной работой Фомы Аквинского. Работа была написана с 1265 по 1274 год и сосредоточена на основном учении теологии в католической церкви. В своей работе Фома Аквинский затронул несколько глубоких тем, в том числе сотворение человека, цель человека и его существование, роль Христа, таинства, само существование Бога и то, как человек, утративший связь с Богом, может вернуться обратно к божеству.

Среди наиболее важных компонентов работы будут «Пять путей», в которых отражены пять уникальных аргументов, доказывающих существование Бога. Интересно, что эти аргументы составляют лишь очень небольшую часть длинной работы. Возможно, именно глубинный характер аргумента привлекает столько внимания.

Концепция естественного богословия


Чтобы понять философию Фомы Аквинского, необходимо глубже понять концепцию естественной философии, поскольку она направляет интеллектуальную основу его мышления.

На самом базовом уровне понимания естественное богословие можно рассматривать как форму богословия, основанную на сочетании повседневного опыта и обычных рассуждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *