Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 гг)
Финансовая реформа Александра 2 проводилась с 1860 по 1864 годы. Это одна из первых реформ императора, начало которой пришлось еще на период до отмены крепостного права. Необходимость начинать реформы именно в денежной сфере связана с тем, что финансы Российской Империи находились в плачевном состоянии после окончания крымской войны. Исправить ситуацию должен был статс-секретарь и экономист по образованию Валериан Алексеевич Татаринов.
Финансовая реформа Александра 2Цели и задачи реформы
Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:
- Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
- Упорядочение бюджета.
- Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами.
Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.
Основные мероприятия реформы
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
| Дата | Событие | Значение |
|---|---|---|
| май 1860 | Создание Государственного банка | Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. |
| сентябрь 1860 | Отмена системы откупов | Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. |
| 1862 | Бюджет передан Министерству финансов | До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
| 1863 | Отмена подушной подати | Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, |
| 1864 | Создание счетных палат | Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств.![]() |
Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами. Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.
Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:
- Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
- Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением.
Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов. - Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
- Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.
Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.
Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.
Историческое значение
Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 годов) частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ. При этом говорить об эффективности и высокой продуктивности реформы не приходится. В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром 1. Менялись некоторые детали, но суть в целом оставалась прежней. Например, основная часть налоговых доходов бюджета поступала за счет Подушной подати, которую вводил еще Петр. Александр 2 отменил эту подать, но только для мещан, заменив ее налогом на недвижимость. Это приносило казне дополнительные деньги, но по-прежнему основная тяжесть налогового бремени ложилась на податные слои населения. Окончательно система подушной подати была ликвидирована в России только в 1882 году.
Финансовая реформа Александра 2 кратко
Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.
Предпосылки финансовых реформ
Проведенная в 1861 году крестьянская реформа оказала огромное влияние на экономику страны. Прежде всего, Российская Империя нуждалась в огромных кредитах, которые необходимы были для осуществления выкупных операций (крестьяне получали землю при раскрепощении), однако необходимого количество золотовалютных запасов не было, так как страна находилась в стадии кризиса. Деньги также нужны были развивающейся промышленность и транспорту. Огромный дефицит бюджета рос с каждым годом, чтобы покрыть его страна брала займы и осуществляла выпуск дополнительных казначейских билетов (денег), что в итоге привело к ослаблению национальной валюты. Это грозило стране еще большим экономическим кризисом.
Еще до проведения крестьянской реформы был учрежден Госбанк (1860 год), который и должен был стать главным центром осуществления выкупной операции. Для того, чтобы процесс прошел нормально, государство вынуждено было выплачивать выкупные суммы, используя государственный займ.
Крестьянин получал ссуду для того, чтобы выкупиться у помещика, которую потом выплачивал в течение 49 лет. Это привело к тому, что внутренний долг страны значительно возрос.
Для того, чтобы крестьянская реформа не повлекла за собой серьезных последствий для экономики, было принято решение одновременно провести и финансовую реформу.
Содержание финансовых реформ
Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Его проект реформ был направлен не столько на преобразование финансового аппарата государства, сколько на упорядочивание его работы. Ознакомившись с финансовым управлением в ведущих европейских странах, Татаринов предложил ряд преобразований, которые должны были существенно снизить процент злоупотреблений государственными средствами в некоторых ведомствах, а также уничтожить полностью хозяйственный произвол, который царил в министерствах (денежные средства, курсирующие между разными министерствами и отделами, зачастую просто «терялись» и их нельзя было учесть).
Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений».
Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. Общая смета расходов всего государства сначала составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась сначала государственным советом, а затем и самим императором, после чего принимала статус официального закона. В этом же году государственная смета(роспись) стала публиковаться для общего доступа.
В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов. Благодаря этим реформам, существенно возросло значение государственного контроля над финансами, деньги больше не исчезали в недрах министерств, а законность всех расходов тщательно проверялась специальными органами. Отчет об операциях предоставлялся в Государственную Думу.
В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы.
Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.
Созданная система дала хорошие результаты, однако они не могли бы быть достигнуты, если бы не ряд увольнений, проведенных в финансовых министерствах. Император уволил часть старых чиновников и заменил их новыми, более образованными и неподкупными людьми. Это помогло реформам сработать быстрее.
Итоги и значение финансовых реформ
Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль.
Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.
Однако нельзя сказать, что финансовые реформы были слишком успешны. К сожалению, как и многие другие реформы того времени они были слишком непоследовательны. Наряду с появление строго контроля финансовой системы государства, в России все еще оставались такие пережитки прошлого, как подушная подать (налоги), а государственный контроль распространялся не на все органы. Кроме того, запланированная денежная реформа (предполагался размен бумажных денег на золото и серебро) так и не была проведена из-за недостатка металла.
Александр Гамильтон | Биография, дуэль, мюзикл и факты
Александр Гамильтон
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 11 января 1755 г. или 11 января 1757 г. Сент-Китс и Невис
- Умер:
- 12 июля 1804 г. Нью-Йорк Нью-Йорк
- Должность/Офис:
- Континентальный конгресс (1788 г.

), США Континентальный конгресс (1787 г.), США Континентальный конгресс (1783 г.), США Континентальный конгресс (1782 г.), США
- Политическая принадлежность:
- Партия федералистов
- Награды и награды:
- Зал славы (1915)
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Какой была молодость Александра Гамильтона?
Александр Гамильтон родился вне брака на Невисе, Британская Вест-Индия (сейчас в Сент-Китс и Невис), в 1755 или 1757 году, и его отец бросил семью в 1765 году. В следующем году Александр пошел работать, став клерк. Когда его мать умерла в 1768 году, Александр стал подопечным ее родственников.
Что сделал Александр Гамильтон?
Чем знаменит Александр Гамильтон?
В дополнение к его достижениям в качестве государственного деятеля США, Александра Гамильтона помнят за его безвременную смерть на дуэли с Аароном Берром, который в то время был вице-президентом США.
Гамильтон вновь привлек внимание в 21 веке благодаря огромной популярности отмеченного премией Тони мюзикла Hamilton , написанного Лин-Мануэлем Мирандой.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Александр Гамильтон (родился 11 января 1755/57, Невис, Британская Вест-Индия — умер 12 июля 1804, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), делегат Нью-Йорка на Конституционном съезде (1787), главный автор из федералистских газет и первый секретарь казначейства Соединенных Штатов (1789–1795), который был главным сторонником сильного центрального правительства в новых Соединенных Штатах. Он был убит на дуэли с Аароном Берром.
Молодость
Отцом Гамильтона был Джеймс Гамильтон, бродячий торговец и сын Александра Гамильтона, лорда Камбускейта, Эйршир, Шотландия; его матерью была Рэйчел Фосетт Лавин, дочь французского врача-гугенота и жена Джона Майкла Лавина, немецкого или датского купца, поселившегося на острове Санта-Крус в Датской Вест-Индии.
Рэйчел, вероятно, начала жить с Джеймсом Гамильтоном в 1752 году, но Лавин не развелся с ней до 1758 года.
В 1765 году Джеймс Гамильтон бросил свою семью. Обездоленная Рэйчел открыла небольшой магазин, а в 11 лет Александр пошел работать, став клерком в конторе двух нью-йоркских торговцев, недавно обосновавшихся на острове Санта-Крус. Когда Рахиль умерла в 1768 году, Александр стал подопечным родственников своей матери, а в 1772 году благодаря своим способностям, трудолюбию и обаятельным манерам он продвинулся от бухгалтера до менеджера. Позже друзья отправили его в подготовительную школу в Элизабеттауне, штат Нью-Джерси, а осенью 1773 года он поступил в Королевский колледж (позже Колумбийский) в Нью-Йорке. Чрезвычайно амбициозный, он стал серьезным и успешным учеником, но его учеба была прервана назревавшим восстанием против Великобритании. Он публично защищал Бостонское чаепитие, в ходе которого бостонские колонисты уничтожили несколько партий чая в нарушение налога на чай. В 1774–1775 годах он написал три влиятельных памфлета, в которых поддерживал соглашения Континентального конгресса о запрете импорта, потребления и экспорта британских товаров и подвергал критике британскую политику в Квебеке.
В марте 1776 года благодаря влиянию друзей в законодательном собрании Нью-Йорка Гамильтон был назначен капитаном провинциальной артиллерии. Он организовал свою собственную роту и в битве при Трентоне, когда он и его люди помешали британцам под командованием лорда Корнуоллиса перейти реку Раритан и атаковать главную армию Джорджа Вашингтона, проявил выдающуюся храбрость. В феврале 1777 года Вашингтон пригласил его стать адъютантом в чине подполковника. За четыре года работы в штабе Вашингтона он сблизился с генералом, и ему доверили его корреспонденцию. Его отправляли с важными военными заданиями, и благодаря свободному владению французским языком он стал офицером связи между Вашингтоном и французскими генералами и адмиралами.
Викторина «Британника»
Всеамериканская викторина по истории
Стремясь обрести богатство и влияние, Гамильтон женился на Элизабет, дочери генерала Филипа Шайлера, главы одной из самых знатных семей Нью-Йорка.
Между тем, устав от рутинных обязанностей в штабе и жаждая славы, он требовал от Вашингтона активного командования на местах. Вашингтон отказался, и в начале 1781 года Гамильтон ухватился за банальную ссору, чтобы порвать с генералом и покинуть свой штаб. К счастью, он не утратил дружбы генерала, так как в июле Вашингтон передал ему в командование батальон. Во время осады армией Корнуоллиса в Йорктауне в октябре Гамильтон возглавил штурм британской цитадели.
Ранняя политическая деятельность
В письмах члену Конгресса и Роберту Моррису, управляющему финансами, Гамильтон проанализировал финансовую и политическую слабость правительства. В ноябре 1781 года, когда война практически закончилась, он переехал в Олбани, где изучал право и был допущен к практике в июле 1782 года. Несколько месяцев спустя законодательный орган Нью-Йорка избрал его в Континентальный конгресс. В эссе он продолжал выступать за сильное центральное правительство, и в Конгрессе с ноября 1782 г. по июль 1783 г.
он работал с той же целью, будучи убежденным, что Статьи Конфедерации были источником слабости и разобщенности страны.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В 1783 году Гамильтон начал заниматься юридической практикой в Нью-Йорке. Он защищал непопулярных лоялистов, которые остались верными британцам во время революции, в исках, возбужденных против них в соответствии с законом штата, называемым Законом о нарушении границ. Частично в результате его усилий были отменены государственные акты, лишавшие адвокатов-лоялистов статуса адвоката и избирателей-лоялистов. В том же году он также победил на выборах в нижнюю палату законодательного собрания Нью-Йорка, заняв его место в январе 1787 года. Тем временем законодательный орган назначил его делегатом на съезд в Аннаполисе, штат Мэриленд, который собрался в сентябре 1786 года для рассмотрения коммерческого предложения. бедственное положение Союза. Гамильтон предложил съезду превысить делегированные ему полномочия и созвать еще одну встречу представителей всех штатов для обсуждения различных проблем, стоящих перед нацией.
Он составил проект обращения к штатам, из которых возник Конституционный конвент, собравшийся в Филадельфии в мае 1787 г. Убедив Нью-Йорк прислать делегацию, Гамильтон получил для себя место в делегации.
Гамильтон отправился в Филадельфию как бескомпромиссный националист, который хотел заменить Статьи Конфедерации сильным централизованным правительством, но не принимал большого участия в дебатах. Он работал в двух важных комитетах: один по правилам в начале съезда, а другой по стилю в конце съезда. В длинной речи 18 июня он изложил собственное представление о том, каким должно быть национальное правительство. Согласно его плану, национальное правительство имело бы неограниченную власть над штатами. План Гамильтона мало повлиял на съезд; делегаты приступили к разработке конституции, которая, хотя и давала сильную власть федеральному правительству, имела некоторый шанс быть принятой народом. Поскольку два других делегата от Нью-Йорка, которые были решительными противниками федералистской конституции, вышли из съезда, Нью-Йорк не был официально представлен, и Гамильтон не имел права подписывать документы от имени своего штата.
Тем не менее, хотя он знал, что его государство не желает идти дальше пересмотра Статей Конфедерации, он подписал новую конституцию как физическое лицо.
Оппоненты в Нью-Йорке быстро обрушились на Конституцию, и Гамильтон ответил им в газетах под подписью Цезарь. Поскольку письма Цезаря не казались влиятельными, Гамильтон обратился к другому классическому псевдониму, Публию, и к двум сотрудникам, Джеймсу Мэдисону, делегату от Вирджинии, и Джону Джею, министру иностранных дел, чтобы написать Федералист , серию 85 эссе в защиту Конституции и республиканского правительства, появившихся в газетах в период с октября 1787 г. по май 1788 г. Гамильтон написал не менее двух третей эссе, в том числе некоторые из наиболее важных, которые интерпретировали Конституцию, объясняли полномочия исполнительной власти. , сенат и судебная власть, а также изложил теорию судебного надзора (т. е. право Верховного суда объявлять законодательные акты неконституционными и, следовательно, недействительными).
Хотя написано и опубликовано в спешке, «Федералист » был широко прочитан, имел большое влияние на современников, стал одним из классиков политической литературы и помог сформировать американские политические институты. В 1788 году Гамильтон был повторно назначен делегатом Континентального конгресса от Нью-Йорка. На ратификационном съезде в июне он стал главным защитником Конституции и, несмотря на сильную оппозицию, добился ее одобрения.
Как Александр Гамильтон решил проблему государственного долга | Спонсировано
В сентябре 1789 г., президент Джордж Вашингтон поручил Александру Гамильтону решить задачу по урегулированию государственного долга. В качестве министра финансов у Гамильтона было ровно 110 дней, чтобы подготовить отчет о кредитном статусе страны, который он должен был представить Конгрессу в январе.
Это было непростое задание, если не сказать больше. Между внешним, внутренним и государственным долгом Соединенные Штаты задолжали почти 80 миллионов долларов, в значительной степени из-за заработной платы и снабжения Континентальной армии.
Текущий доход от федеральных тарифов и акцизов составил всего 4,4 миллиона долларов, что достаточно для покрытия текущих государственных операций. Сложность его задачи усугублялась тем, что французы теперь оказались в затруднительном политическом и финансовом положении, а неизвестное количество первоначальных владельцев облигаций продали свои государственные долги спекулянтам.
Казалось, все решения имеют препятствия. Если Гамильтон отмахнется от долга как от ответственности Конфедерации, ни один кредитор никогда больше не будет давать ссуды США, и страна останется сельскохозяйственным придатком Европы. Если бы он платил только векселями и долгами, все еще принадлежащими их первоначальным владельцам, он угрожал бы мелким торговцам и открывал бы правительство для принятия решений в каждом конкретном случае. И если он полностью выплатит долг, ему придется ввести налоги, которые спровоцировали восстание Шейса двумя годами ранее.
Когда пришло время выступать перед Конгрессом, Гамильтон предложил Соединенным Штатам смотреть на долги не как на проблему, а как на актив.
Он предложил финансировать долг за счет постепенного графика надежных налоговых ресурсов, взять на себя государственные долги в качестве меры хорошей политики и получать новые доходы за счет продажи земли на западе и налогов на предметы роскоши, в частности, на выпивку.
Его доклад вызвал шум. Первоначальных владельцев облигаций и спекулянтов нельзя рассматривать как одно и то же, воскликнул Джеймс Джексон из Джорджии! Налог на виски был бы «одиозным» для фермеров, кричал Эданус Берк из Южной Каролины! Другие встали на защиту Гамильтона. «Наука о финансах является новой для Америки, и, возможно, критики отчета не совсем понимают, о чем они просят», — сказал Фишер Эймс из Массачусетса9.0003
Дебаты бушевали до июня, когда, наконец, Палата представителей приняла законопроект, включающий его рекомендации. Сенат согласился через месяц, и влияние на государственный кредит было немедленным. Государственные ценные бумаги США выросли в цене втрое благодаря уверенности в том, что они будут профинансированы, что дало американцам капитализацию в размере 30 миллионов долларов, которой раньше не существовало.
Оседлав эту волну, Гамильтон решил реализовать вторую часть своего плана.
В декабре 1790 года он представил свой проект национального банка. По его словам, хотя его отчет стабилизирует кредитный статус страны, Соединенным Штатам нужен банк для создания активной экономики. Это предложение было встречено еще более яростной критикой. Здесь Джеймс Мэдисон расстался с Гамильтоном, утверждая, что перечисленные полномочия правительства не включают полномочия на создание банка. Возможно, никто не выступал против Гамильтона так яростно, как Томас Джефферсон. Новый госсекретарь был настолько ярко настроен против национального банка, что написал в Вашингтон письмо, в котором аргументировал свою позицию. Он написал, что банк представляет собой безграничное поле власти и конституционных ограничений.
К счастью, в то время как у Джефферсона было одно ухо Вашингтона, у Гамильтона было другое. Составляя свое собственное письмо президенту, он утверждал, что существует естественная связь между институтом банка и несколькими перечисленными полномочиями правительства.
Например, банк будет действовать как инструмент для ускорения обработки квитанций, сбора налогов и регулирования торговли. Прежде всего, сказал Гамильтон, отрицание права правительства добавлять элементы в свой план означало бы усовершенствовать все правительство.
Изучив письмо Гамильтона в течение дня, Вашингтон подписал закон о национальном банке 25 февраля 1791 года. Несмотря на то, что это была победа Гамильтона, он ознаменовал собой зловещую ноту раскола в Конгрессе. Фишер Эймс, представитель штата Массачусетс, проницательно заметил в письме другу, что в результате этого испытания между членами Конгресса образовалась невидимая линия, образовавшая что-то вроде разделения между Севером и Югом:
.«На севере мы видим, как необходимо защищать собственность устойчивыми законами. Шайс подтвердил наши привычки и мнения. Люди здравомыслящие и состоятельные, даже немного выше толпы, желают, чтобы правительство было достаточно сильным, чтобы управлять
На юге .

Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.
Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности.
Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
