Философские взгляды ницше: Философские взгляды Ницше.

Философские взгляды Ницше.

Немецкий философ и поэт (1844-1900) – яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Последователь Шопенгауэра, в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше – идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого «философией жизни». В человеке подчеркивал принцип телесности и биологическое организменное начало. Интеллект же есть высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности.

Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих особенностей. Противник принципов демократии и исторического прогресса, идеи равенства и справедливости. Сторонник принципа социальной иерархии, концепции абсолютного господства «высшей касты». Его образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали, мораль играет разлагающую роль, предполагает послушание, совесть, размягчение воли. Это резко претило его воззрениям, он гипертрофировал волю, особенно волю к власти. В работах – образ сверхчеловека, культ сильной личности. У слабых людей – воля к свободе, у сильных – к власти. «Воля к власти» определяющий стимул поступков человека. Современная культура — культура декаданса, ибо возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека.

Выделил и противопоставил два типа культуры – «дионисийскую», жизненную, исполненную трагической мистерии, и «аполоновскую», созерцательную, логическую, односторонне интеллектуальную. Его симпатии на стороне первого типа. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих.

Человечество может делать с собой все что хочет. Жизнь есть эксперимент познающего, а не его обязанность.

Экзистенциализм (экзистенция позднелат. — существую) представляет собой современ­ную разновидность иррационализма (лат. — неразумный, бессознательный). Само название направления содержит программу: заменить классическую философию фи­лософией человека.

В соответствии с данной установкой главными темами являются: человеческое существование, судьба личности в современном мире, проблема веры и неверия, утраты и по­иска смысла жизни. Эти вопросы всегда привлекали писа­телей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм при­обрел популярность в среде творческой интеллигенции.

Экзистенциалисты — часто литераторы, драматурги, на­пример, французы Жан-Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю (1913—1960), представители немецкого экзистенциа­лизма — М. Хайдеггер (1889—1976), К. Ясперс (1883— 1969). Среди писателей XX в.

близкие данному направлению умонастроения выражали Э. Хемингуэй, А. Сент-Экзюпери, Ф. Саган. Перечисленные выше мыслители стремились «вглядеться» в человеческую жизнь, дать предельно искрен­ний «самоотчет» мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов. Экзистенциализм породили ужасы двух мировых войн, питательной почвой его возник­новения в 20-е гг. был социальный кризис в странах Запада, затронувший все основы человеческого бытия.

Центральная проблема экзистенциализма — отчуждение индивида от общества. Отчуждение признается общей харак­теристикой жизни человека в обществе, особенно на нынеш­нем этапе истории, когда чувство страха усиливается опас­ностью уничтожения человечества. Отсюда пессимистические мотивы в учении: тревога и неуверенность, ожидание близ­кого конца света, настроения крайнего отчаяния, чувства покинутости и т. п. Предметом философствования экзистен­циалисты избирают переживания субъекта на грани жизни и смерти перед лицом «ничто».

В экзистенциализме рассматриваются:

1. Основной вопрос философии (отношение мышления к бытию), который приобретает форму взаимоотношения между «переживаемым» и «переживающим»; осно­вой нерасторжимого единства выступает махистская идея «принципиальной координации», приобретая эмоциональную окраску.

2. Бытие человека, в центре которого находится его ин­дивидуальная сущность, уникальная и неповторимая, — есть исходный момент экзистенциалистского философствования. В этом плане анализируется весь внешний мир, обществен­ные институты и действия отдельных личностей, т. е. вос­производится субъективно-идеалистическая концепция.

3. Иррационалистическое понимание свободы. Она предстает как нечто необъяснимое, как «факт сознания», пере­носится в мир духовной жизни, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ, а как экзистенции. В такой интерпретации свобода, противостоящая необходи­мости, превращается в фикцию. Человек «свободен» только в одном: выбрать себе несвободу, т. е. подчинение обстоя­тельствам, авторитету, насилию. Движение к свободе, по их мнению, неизбежно ведет личность к признанию необходи­мости несвободы.

Из всего этого делается вывод о кризисном и кон­фликтном характере человеческого существования в наше время. Жизнь определяется как «бытие к смерти».

Вместе с тем условия жизни требуют от личности, общества предельного использования «высших возможностей человеческого бытия», мобилизации сил каждого в борьбе с охватившим мир отчаянием. Оно в теоретической форме (иногда в виде мифа) исследует умонастроение человека XX в., утратившего веру в разум исторический и научный. Экзистенциализм с его трагической интонацией передал ду­ховный трагизм современной эпохи, ее противоречия, уси­лившиеся в нынешней глобальной исторической ситуации, которая может быть оценена и как пограничная. Примени­мость же экзистенциальных понятий ко всему человечеству еще раз демонстрирует неразделимость судеб индивида и общества. Условно подразделялся на религиозный (Н. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) и на атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). Первый, исходя из признания реальности трансцендентного, оперирует символическими и даже мифопоэтическими образами. Второй напротив ставит цель раскрыть иллюзорность трансценденции и поэтому ему свойственна аналитическая и критическая направленность.

Философские Взгляды Ницше Реферат – Telegraph



➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!

Философские Взгляды Ницше Реферат

Главная
Коллекция «Otherreferats»
Философия
Философия Ф. Ницше

Влияние проблематики позитивизма на философские взгляды Ф. Ницше. Рассмотрение периодов развития философии Ницше, учение философа о сверхчеловеке. Эпохальность личности Ф. Ницше, значение его творческого наследия для мировой истории, науки и культуры.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http :// www . allbest . ru /
В представлении большинства образованных людей закрепилось мнение, что Фридрих Ницше был страстным проповедником идеи о том, что не столько интеллект создает волю, сколько воля создает интеллект. Причем не просто воля, а именно злая воля, воля к власти, к подчинению, к насилию. Именно стремление к господству и порождает культуру. Отсюда множество основополагающих для трагедии человеческого существования парадоксов: чтобы стать лучше — следует быть злее и более жестоким; жизнь, постигающая жизнь, в глубине своей темна и трагична; для того, чтобы жизнь утвердить — ее признанные формы следует отрицать и т.д. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992, — с.147.
Для исследователей философского творчества Ницше представилось широкое поле всевозможных интерпретаций. Одни акцентировали свое внимание на «воле к власти» как сердцевине ницшеанской идеологии, в то время как другие предпринимают попытки смягчить вызывающее обычно осуждение положение философа: «Падающего — подтолкни», как-то «очеловечить варварское» в суждениях мыслителя.
Фридрих Ницше — одна из центральных фигур в философии конца XIX века, выдающийся немецкий философ, который оставил после себя удивительное творческое наследие, и потому, актуальность исследования поднятой автором проблемы, не может вызывать никаких сомнений.
Цель данного исследования — показать эпохальность личности Ф. Ницше, масштабность его трудов и значение его творческого наследия для мировой истории, науки и культуры.
Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы.
Философию Ницше невозможно понять без глубокого осмысливания трагедии удивительного, казалось бы, несоответствия между недостатком физического и духовного здоровья и пафосом утвердить для людей именно это здоровье. Немощь, сострадание к людям и предчувствие безумия оказались преобразованными в пафос жизненности и мощи, силы, насилия и жестокости. В сбалансированном единстве дионисийского и аполлонического начал постепенно начинает преобладать Дионис, хотя «в самый последний момент» можно увидеть возвращение к Аполлону Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах, T.I, М., 1990. — с.25-34. . Одно дело — идеи, высказанные в «Рождении трагедии». Там провозглашается, что «музыка и трагический миф в одинаковой мере суть выражения дионисической способности народа и неотделимы друг от друга… При этом в сознании человеческого индивида… это дионисическое подполье мира может и должно выступать как раз лишь настолько, насколько оно может быть затем преодолено аполлонической просветляющей и преобразующей силой…» Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. T.I. М., 1990. С.25-34. . Другое дело — мысли, появившиеся в «Ессе Номо» и переписке «Дионис против Распятого» Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. — М., 1990. — с. 750. . Здесь Ницше неожиданно превращается в «распявшего самого себя Диониса», или просто в «Распятого». Среди ключевых понятий ницшеанской философии: «нигилизм», «переоценка всех ценностей», «воля к мощи» (сужаемая обычно до понимания как «воли к власти»), «вечное возвращение того же самого» и «сверхчеловек» — каждое может быть взято за основу как определяющее целое. Философия Ницше двусмысленна, двойственна, амбивалентна — и в этом ее величие. Он поднял и осветил центральные проблемы духовной жизни людей, так что каждый мыслитель пытается «перетянуть его на свою сторону». Не Ницше мыслил мыслями фашизма и кoммунизмa, а наоборот, тоталитарные идеологии пытались приспособить его мысли к своему миропониманию, пытались «мыслить по-ницшеански».
Социальная философия Ницше исходит из протеста против жизни «простого смертного», подчиненной стадным инстинктам. Он упрекает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, которая не нуждается в посторонних «подпорках» и оправдывает сама себя. Воля к власти (мощи) — самая внутренняя сущность бытия, требующая «хотеть стать мощнее», «расти», а для этого «полагать ценности» и хотеть средств для их реализации. Вопрос о ценностях фундаментальней вопроса о достоверности. Мысли, приходящие на глиняных ногах, правят миром. Истина — это тот род неистребимых заблуждений, без которых определенный род живых существ не мог бы жить из-за страха. Истина — это лишь положение различных заблуждений по отношению друг к другу так, что одно заблуждение старше и глубже другого. Истина — не то, что нужно найти, а то, что нужно создать. Мерилом же наших сил служит то, в какой мере мы можем, не погибая от этого, признать необходимость ложных ценностей. Воля как центр силы из себя конструирует весь остальной мир и ценности. Ценности же — это условия сохранения и подъема сложных образований с относительной продолжительностью жизни внутри процесса становления. Чтобы не погибнуть перед истиной — нам остаются искусство и мифы. Человек, сущность которого «водится изнутри воли к власти» — сверхчеловек , устремленный в будущее. Тем самым сверхчувственное основание сверхчувственного мира сделалось бездейственным. «Бог мертв», его убили люди. В пафосе «ужаса из-за этого» можно усмотреть возврат к поиску божественного Высшего начала Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. T.I. М., 1990. — с. 592-593. .
В 1906 г. выходят тома 9 и 10 «карманного» собрания сочинений Ницше. Это ставшее впоследствии каноническим издание «Воли к власти» содержит 1067 афоризмов. В Grossoktavausgabe компиляция появляется в 1911 г. ЭФН предлагает О. Вайсу выпустить ее как 15 и 16 тома собрания сочинений. Однако возникают осложнения: в примечаниях Вайс указывает место афоризмов «Воли к власти» в Nachlass Ницше, а во многих случаях говорит о неизвестном происхождении тех или иных афоризмов, фактически признавая возможную фальсификацию. Это обстоятельство становится причиной конфликта и ухода Вайса из архива в конце 1913 г., однако тома и примечания к ним к этому времени уже становятся достоянием общественности.
В 1917 г. выходит отдельное издание под редакцией М. Брана (выборка из 696 фрагментов, фактически сокращенный вариант двухтомной «Воли к власти»), но основным остался «канонический» вариант из 1067 афоризмов. Именно его выпускает издательство Krцner отдельными изданиями в 1928 и 1930 гг. (Оно же в 1930 г. издает редакцию А. Мессера (491 афоризм).) Тот же вариант входит в состав так называемого «Musarionausgabe» (тома 17 — 18, 1926 г. ) и собрания трудов Ницше под редакцией А. Боймлера (самого активного популяризатора «Воли к власти» после самой ЭФН), появляющихся в 1930 и 1931 гг., соответственно. В 1935 г. президент Общества Ницше в Мюнхене и один из издателей «Musarionausgabe» Ф. Вюрцбах выпускает французское издание, содержащее уже 2397 афоризмов. Его немецкий вариант выходит в 1940 г. с характерным подзаголовком: «из наследия Ницше, в порядке, соответствующем его намерениям» (aus dem NachlaЯ und nach den Intentionen Nietzsches geordnet). Хотя «вариант Вюрцбаха», переизданный в 1949, 1969 и 1977 гг., не получает широкого распространения в Германии, он обретает популярность во Франции (там он переиздается в 1995 г.).
По редакторскому произволу или некомпетентности в «Волю к власти» на правах текста самого Ницше включены цитаты или парафразы из книг, которые он читал и цитировал в записях. На это указали Дж. Колли и М. Монтинари в комментарии к материалам Nachlass.
После появления томов Nachlass (1900 г.), а также первого (1901 г. ) и второго («канонического»; 1906 г.) вариантов «Воли к власти», раздавались голоса, высказавшие сомнение в аутентичности ее текста и обвинявшие издателей в более чем вольном обращении с Nachlass. Среди скептиков были как те, кто был хорошо знаком с ЭФН и архивом (Й. Хофмиллер, В. Штайнер), так и далекие от архива специалисты (П. Монгрэ, В Ольсхаузен, А. Ламм). Когда вышло первое издание «Воли к власти», Хофмиллер отнесся к издательской деятельности некритически, но потом (особенно после выхода второго издания в 1906 г.) — резко отрицательно. Монгрэ сурово критиковал и непрофессиональную работу Кёгеля, и (еще жестче) — Хорнэфферов, их нападки на Кёгеля и защиту тематического принципа расположения фрагментов Nachlass. Интересен и диалог А. Хорнэффера и Хольцера. Хольцер доказывал, что издавать Nachlass полностью слишком рано, и предостерегал от переоценки его значения.
Американский исследователь Б. Магнус делит интерпретаторов Ницше на «укрупнителей» (lumpers: Р. Шахт, Хайдеггер, Ясперс, Делёз, В. Мюллер-Лаутер и А. Данто) и «дробителей» (splitters: сам Магнус, Монтинари, Р.Д. Холлиндейл, Г. Олдерман и Т.Б. Стронг) Magnus B. The Use and Abuse of The Will to Power // Reading Nietzsche. New York, 1988. P. 218-235. . Первые считают материалы Nachlass как минимум равноценными опубликованным произведениям — вторые придерживаются противоположной точки зрения. Первые рассматривают «Волю к власти» как центральное звено и своего рода амальгаму идей Ницше. Однако, отождествляя свою позицию с позицией Монтинари, Магнус, очевидно, забывает, что сам Монтинари весьма недвусмысленно высказывался на этот счет: упоминая о переоценке роли Nachlass Ницше, он, в первую очередь, имеет в виду позицию фашистских интерпретаторов Ницше, а не Лёвита, Ясперса и др.
Отдельную проблему представляет цитирование «Воли к власти». Так, Мартин Хайдеггер, участвовавший в издании критического собрания сочинений Ницше и планировавший выпуск новой редакции «Воли к власти» (помимо этого, «Воля к власти» играет значительную роль в книге Хайдеггера о Ницше), приводит в своих работах большое количество цитат из Ницше (часто обращаясь и к компиляции «Воли к власти») — к сожалению, не всегда аутентичных. Одной из самых известных ошибок является отсылка к слову «рекапитуляция» в 617 афоризме Ницше: на самом деле слово «рекапитуляция» не принадлежит Ницше, а добавлено Петером Гастом.
Ф. Ницше многое предугадал и прежде всего опасность для «воли к власти» со стороны тысячелетних усилий метафизики по истолкованию бытия. Действительное назначение метафизической истины — это подменить «истиной бытия» именно «волю к власти», пошатнуть ее значимость. И здесь он был непримирим. Однако Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия «сверхчеловека» оказалась на практике наиболее пригодной для безликих «людей из толпы», которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму. Подобно тому, как Нищие не понял, что жизнь упивающегося иллюзорным героизмом сверхчеловека по существу бесчеловечна, Маркс не смог предвидеть безжизненность человека, живущего в условиях отсутствия разнообразия и тотальной уравниловки. Вскрытая в «духе трагедии» жизни драма современной ему человеческой души предстала для Ф. Ницше как нечто постоянно требующее непрерывного творчества мифов, мифотворчества. «…Все мои сочинения суть рыболовные крючки; …если ничего не ловилось, то это не моя вина. Не было рыбы…» Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. — М., 1990. — с.754. .
«Грядут войны, каких ещё земля не видала. С меня начинается на земле великая политика… Я человек судьбы». Так определяет своё место в философии Фридрих Ницше (1844-1900). Ф. Ницше родом из протестантской семьи, проживавшей в Тюрингии (в составе Пруссии). Семейная легенда хранит предание, что семья Ф. Ницше имеет славянские корни и восходит к роду польского графа, покинувшего Польшу во времена смуты и контреформации. В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. Шопенгауэра. Можно выделить в его творчестве три этапа.
Первый этап включает ранние работы философа, посвященные проблемам культуры. Здесь следует назвать прежде всего две работы, это — «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873) и «Несвоевременные размышления» (1876). Второй творческий этап традиционно характеризуется в научной литературе о Ф. Ницше как этап «переоценки всех ценностей». Он отказывается от наследия А. Шопенгауэра и создает своё философское иррациональное учение о воле. Три работы этого периода отвечают взглядам Ф. Ницше с 1878 по 1882: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя зоря» и «Весёлая наука». Третий период творчества прерывается его болезнью (душевным расстройством). Но данный этап совпадает с формированием философской концепции, главными идеями которой становятся понятия «воля к власти» и «сверхчеловек», тема «вечного возвращения» и «европейского нигелизма». Определяя жизнь, Ф. Ницше формирует следующую мысль: жизнь — это воля к власти. В этот период появляются самые значительные его произведения: «Так говорил Заратустра», « По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». Рукопись «Воля к власти» опубликована уже после смерти философа.
Мир «логизирован» нашим рассудком, пишет философ, он в своей основе не имеет порядка, мир — это хаос ощущений. Уже в этом, по мнению Ф. Ницше, присутствует некая «космическая закономерность», которая определяет не только волю, но и весь общественный ход жизни. Философ, иными словами, выступает как волюнтарист идеалистического толка.
По отношению к нравственности Ф. Ницше остается нигелитом, так как определяет современную ему культуру как находящуюся на стадии упадка и разложения нравственности. Мораль разлагает культуру изнутри, поскольку она является орудием управления толпой, её инстинктами. Христианская нравственность и религия утверждают послушную «мораль рабов». Поэтому необходимо осуществить «переоценку ценностей» и выявить основания морали «сильного человека». Тем самым Ф. Ницше различает два типа морали: господскую и рабскую. В морали «господ» утверждается ценность жизни, которая наиболее проявляется на фоне природного неравенства людей, обусловленного различием их воль и жизненных сил.
«Новоя мораль» может появиться только в результате ниспровержения господской, высшей морали, а на это способны только рабы. Новая мораль утвердится только через «восстание рабов в морали». Лишь сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен. Он не связан никакими моральными обязательствами и нормами. «Сильный человек» — это сверхчеловек и только он может быть субъектом морали.
В «Гинеалогии морали» Ф. Ницше дает определение подобному типу людей, «сверхчеловеков»: они «…проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, — по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое, чужие, они немногим лучше необузданных хищных зверей. Здесь они наслаждаются свободой от всякого социального принуждения, они на диком просторе награждают себя за напряжение, созданное долгим умиротвореним, которое обусловлено мирным сожительством. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя».
Как торжествующие чудовища, пишет философ, люди-сверхчеловеки идут с ужасной смены убийств, поджогов, насилия и погромов, они идут как после выполненного дела с гордостью и душевным равновесием. Они уверены, что поэты надолго теперь будут иметь тему для творчества и прославления. В основе всех этих рассуждении нельзя не увидеть признак хищного зверя, жаждущую добычи и победы «белокурую бестию».
«Сверхчеловек», о котором рассуждает философ, придет как высший биологический тип человека, взращенный «новой моралью». Новая мировая правящая раса должна будет господствовать на земле. Ей противопоставляется стадо людей, которое само в себе несёт инстинкт к самосохранению, реализующийся как против вырождающихся (преступников), так и против «выдающихся над толпой». Только «высшая раса» обладает чувством благородства, «аристократичностью». Этого-то как раз и недостает современным «господам» фабрикантам и торговым деятелям, сетует философ, чтобы стать господствующей силой. Немецкий нацизм истолковал эти рассуждения философа в соответствии со своей идиологией уничтожения «слабых» ради расцвета «высшей расы», тем самым исказив его мысли, превратив Ф. Ницше в человеконенавистника и пророка расизма. Но если внимательно отнестись к трудам философа, то мы обратим внимание на гуманизм и миролюбие его идей. Ф. Ницше резко выступает против стадности и подчинения личности толпе.
В «Веселой науке» философ оповещает весь мир о том, что «Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили!» Смерть Бога поделила историю человечества, и это выразилось в отказе от ценностей, которые лежали в основе европейской культурной традиции. О смерти Бога всему миру возвестил и Заратустра. В книге «Так говорил Заратустра» идея «сильного человека» приобретает иное (антихристианское) звучание, которое наиболее полно проявилось в другой работе Ф. Ницше «Антихристианин». Смысл формулы «Бог умер» передает всю трагедию христианского учения, когда «вера в христианского Бога перестала заслуживать доверия». Евангельским деяниям Христа философ противопоставляет мощь язычника Диониса, надежде «на спасение» — факт «вечного возвращения», христианскому состраданию — мирские страдания. Он отрицает священные ценности религии, а трактовке христианства как великого порока он противопоставляет высоко моральную сущность «сверхчеловека». Роман Ф. Достоевского «Идиот», по мнению многих исследователей, оказал огромное влияние на философа, что нашло своё проявление в ницшанской характеристике христианства. Евангелие Ф. Ницше сравнивает с миром «русского романа» и сожалеет, что рядом с Христом «не жил какой-нибудь Достоевский». По мнению философа, писатель Ф. Достоевский является «единственным психологом», у которого он мог чему-либо «научиться».
Нигилизм является следствием разложения морали, потери всех ценностных ориентиров и ведет к вырождению всего человечества, к декадансу (распаду). Слово нигилизм имеет русские корни и впервые употребляется в романах И. Тургенева, попавших с переводами на Запад. Причиной нигилизма, по мнению Ф. Ницше, становится духовный и культурный кризис, чувство разочарованности и утраты всех нравственных норм и смыслов существования. «Вечные ценности обесцениваются, пишет философ, нет цели, нет ответа на вопрос «Зачем?».
По мнению философа, французская революция и социализм, буддизм и христианство одинаково являются «нигилистическими» мировоззрениями, их движущей силой является бунт «недоделанных и неполноценных». Оттого главная его идея «сверхчеловека», может пониматься как своеобразная способность к «самопреодолению». Всем вариантам нигилизма Ф. Ницше противопоставляет свой миф о «вечном возвращении» и учение о «воле к власти».
В мифе о «вечном возвращении» ощущается влияние на Ф. Ницше проблематики позитивизма. Только вместо сциентистской (наукообразной) терминологии он использует метафоры: взамен рассуждений о законе сохранения энергии и о конечности количества силы во Вселенной он предлагает образ «вечного возвращения» в виде дороги и ворот. Надпись над воротами свидетельствует, что миром правит «Мгновение». Гегелевский универсальный «прогресс» как путь к тотальному совершенному отрицается Ф. Ницше.
Философия Ф. Ницше также двойственна, двусмысленна, амбивалентна, как и философия М. Хайдеггера, что, вероятно, и послужило причиной того, что именно Хайдеггер «заставил» философский мир относиться к Ницше серьезно, что именно Хайдеггер уловил в идеях Ницше одну из главных установок грядущего XX века: постановку вопроса о необходимости философии вообще (а не в каком бы то ни было виде) Михайлов А. Б. Предисловие к публикации // Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» — «Вопр. философии», 1990, № 7, С.133-136. .
Историческое значение и роль Ницше, заключается не столько в создании «нового», сколько в определении специфического для его времени «узла идей», позволяющих людям найти «иное начало» при вопрошании о своем месте в мире. Конкретно это выразилось в том, что Ницше по сути выступал против картезианских традиций в философии и оказался выдающимся представителем того философского течения, которое активно включилось в борьбу за «мировое влияние» в условиях преобладания и даже кажущегося господства рационализма. Ф. Ницше выступил против ведущих идей времени, предопределяя мышление людей будущего. В этом его действительная актуальность.
Обычно считают, что Ницше сделал не более, чем просто констатировал факт существования европейского нигилизма, он по сути своей критик, чистый отрицатель и разрушитель, который созидательную работу оставил для других. С этими упреками дело обстоит так же, как и с дешевыми констатациями его атеизма. У Ницше нигилизм стоит на основе современной культуры, он беспощадно разоблачил хаос, царящий в душе современного человека; но он также воздвиг образ нового мира и нового человека в их истинном величии. Его значение заключается не в том, что он сделал то, что делали многие перед ним: что он сотворил новые ценности, новые идеалы, что он позволил нам глубже заглянуть в глубины реальности, как ни один мыслитель перед ним. Не в отстраненной и бессильной манере описал он разрушенный мир, который окружает воспитанного на идеализме человека, но и он также дал возможность увидеть порядок, который всегда был, и всегда будет. Это выявление вечного порядка в мире, которое и представляет собой его собственное достижение в сфере философии, теснейшим образом связано с его верой в судьбу. Он отрицал ложный порядок сознания только для того, чтобы позволить подлинному порядку воли к власти встать на его место в царстве нашего мышления, так что он вступил в спор с моральным Богом без того, чтобы бороться с Богом.
Важно отметить в заключении, что книга «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей» задумывалась Ф. Ницше в качестве фундаментального философского труда, в котором в наукообразной систематической форме излагались бы основные положения его учения. К сожалению, Ницше так и не удалось оформить разрозненные фрагменты в целостное произведение. Опубликованная версия «Воли к власти» (первое издание вышло в 1901 году) представляет собой далеко не бесспорную компиляцию, выполненную Э. Ферстер-Ницше и П. Гастом. Тем не менее, данная публикация оказала громадное воздействие не только на философскую, но и на политическую жизнь XX века.
Философские взгляды Ф. Ницше во многом восходят к эллинской и романтической традиции. Он был безоговорочным противником социализма, его считают предшественником антидемократической власти, влияние ницшеанства на философию XX века необычайно огромно. Ф. Ницше считают самым скандальным философом в истории философии. Своей «философией жизни» он порождает экзистенциальное (как религиозное, так и атеистическое) направление в философии.
1. Аствацатуров А. Три великие книги Ф.Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. Лит., 1993. С.22-60. (Рец. На кн.: Лаврова А. Лук и лира Ф.Ницше // Путь. 1994. № 6. С.298-302).
2. Бертран Рассел «История западной философии» Новосибирск, Издательство Новосибирского Университета, 1994.
3. Булгаков Ф.И. Учение Ницше о желании власти и т.д. // Вестник иностранной литературы. 1893. № 5. С.206-216.
4. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992.
5. Ессе Hомо. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. — М., 1990.
6. Зиммель Г. Модернизированная нравственность: философия Ф. Ницше / Пер. М. и Е. Марковых // Политико-историческая и популярно-научная библиотека. СПб., 1907. № 12.
7. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. T.I. М., 1990.
8. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. T.I. М., 1990.
9. Михайлов А.Б. Предисловие к публикации // Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» — «Вопр. философии», 1990, № 7, С.133-136.
10. П.С. Гуревич, В.И. Столяров «Мир философии» Москва, Издательство политической литературы, 1989.
11. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2-х томах, T.I, М., 1990.
12. Ф. Ницше, «По ту сторону добра и зла», т.2, М. Мысль, 1990.
13. Ф. Ницше, « К генеалогии морали», т.2, М. Мысль, 1990.
Учение Ницше о разрушении как одной из основных черт философии. Философия Ницше — попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Понятие сверхчеловека Ницше и переоценка ценностей. Мировоззрение Ницше как аристократический анархизм. реферат [56,2 K], добавлен 30.12.2010
Философия Ницше как философия конфликта, агрессии, воинственности. Представление о вере, воле к власти, иллюзии, религиозных ценностях, христианстве и сверхчеловеке в работах философа. Периодизация творчества Ницше, концепции нигилизма в его теории. курсовая работа [55,4 K], добавлен 03.11.2011
Личность Фридриха Ницше как одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Учение Ницше о сверхчеловеке, Заратустра — его предзнаменование. Сверхчеловек — идеал человека. Опасность общества маленьких, серых, покорных людей. реферат [48,2 K], добавлен 28.03.2013
Жизненный путь и основные стадии развития философии Ф. Ницше. Ранние сочинения Ф. Ницше и его критика культуры. Критика морали, этической установки. Атеизм и нигилизм. Концепция «воли к власти» и «сверхчеловек» Ницше. Влияние философии Шопенгауэра. реферат [32,0 K], добавлен 27.06.2013
Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого немецкого философа Фридриха Ницше, этапы создания его известнейших произведений. Место исследования воли и разума в философии Ницше, развитие идеи сверхчеловека в его произведениях. реферат [32,4 K], добавлен 24.04.2009
Аполлоническое и дионистическое начала в концепции искусства Ф. Ницше. Основные категорий его философии, взгляды на греческую культуру. Периоды развития философских воззрений Ницше, анализ условий, оказавших наиболее сильное влияние на их формирование. реферат [25,9 K], добавлен 16.12.2010
Трагедия Фридриха Ницше. Характеристика основных периодов творчества известного философа. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше. Человеческая личность как единственная адекватная форма жизни. Главные идеи Ф. Ницше о личности человека. реферат [49,0 K], добавлен 11.04.2014
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2020, ООО «Олбест»
Все права защищены

Философия Ф. Ницше | реферат [32,4 K], добавлен 24.04.2009
Философия Ницше . Реферат . Философия . 2012-03-06
Реферат : Философия Ницше — НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
Реферат студента Жукова Л. на тему » Философия Фридриха…
Философские взгляды Ницше
Особенности Природы Ребенка Эссе
Процессоры Intel Core 2 Duo Реферат
Аттестация Персонала Реферат
Сочинение На Тему Подвиг Народа
Реферат На Тему Эволюционная Теория Дарвина

Путеводитель по его самым известным работам и идеям

 

Фридрих Ницше, одна из самых известных фигур в философии, извилистая и глубоко нетрадиционная философия в значительной степени игнорировалась и отвергалась в течение десятилетий после его смерти. Ницше яростно боролся против того, что он считал ядовитыми ограничениями современной христианской морали, стремясь воздвигнуть на их место этику эстетического ликования. Хотя работы Ницше чрезвычайно широки по охвату и охватывают большое количество философских дисциплин, ряд центральных идей повторяется во многих его книгах. Эти идеи, часто возникающие в различных контекстах, сложно переплетаются друг с другом и заслуживают тщательного изучения и объяснения.

 

Ницше: добро и зло, добро и зло 
Посмертная маска Фридриха Ницше, 1900 г., из галереи Тильска, Швеция, через Critical-theory.com

 

В книге «О генеалогии морали» Ницше пытается раскрыть, откуда взялись современные представления о морали и что на самом деле навязывает словарь общепринятой христианской морали. При этом Ницше прослеживает различие между двумя разными противоположностями, через которые мы можем смотреть на мир: «хорошее и плохое» и «добро и зло». Хотя поначалу эти два слова кажутся более или менее взаимозаменяемыми, Ницше использует эти пары как линзу, через которую можно критиковать истоки христианской морали. Как и в большей части философии Ницше, эти две стороны (хорошее и плохое, добро и зло) связаны с созвездием других оппозиций. «Хороший и плохой» — это оценки господина, аристократа и сильного, а «хороший и злой» — нравственность раба, обиженного и слабого.

 

Для Ницше «хорошее и плохое» отражают суждения хладнокровного человека. Для господина вещь хороша, если она способствует процветанию этого человека и увеличению его власти. Так, победа в битве «хороша», поскольку она назидает силы, но обильные пиры и приятная компания тоже хороши, как и искусство. Для мастера «плохое» — это просто все, что вредит удовольствию, процветанию и самоуправляемой силе. Поступать плохо, с этой точки зрения, значит делать что-то неразумное или контрпродуктивное, но это не источник вины, которым является «зло».

 

Ресентимент и мораль раба
Портрет Ницше, Эдвард Мунк, 1906, через Thiel Gallery, Стокгольм

 

Альтернативная лексика «добра и зла» строится между тем не на вкусах и интересах сильных, а на ressentiment (слово, которое подразумевает не только обиду, но и подавление и собственную неполноценность), слабых.

Понятие зла для Ницше — это рационализация обиды тех, у кого нет власти, вкуса или богатства, на тех, у кого они есть. В то время как «хорошее и плохое» полностью сосредоточено на интересах и природе самоуправляемой личности, «добро и зло» апеллирует к интересам и природе внешнего наблюдателя. Самое главное, для Ницше, наблюдателем, вызываемым этим понятием зла, является Бог. Этика Ницше находится в оппозиции к большинству других моральных философий, но особенно кантианской деонтологии, которая описывает действия как абсолютно добрые или злые.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Бог действует как своего рода трансцендентное табло для действий и, как утверждает Ницше, может использоваться в качестве оправдания законов, которые отрицают ценность удовольствия, власти и искусства как цели, вместо этого вознаграждая добродетели угнетенных, бессильных, бедных, и добрый. Таким образом, для Ницше мораль «добра и зла» — это одновременно мораль рабов, недовольных властью и богатством своих господ, и мораль христианства, которое делает добродетелью то, что гомеровский аристократ называет «плохим».

Для Ницше христианство — это религия самоотречения, порожденная психологическими потребностями тех, кто не может достичь власти и статуса, которая увековечивает «нечистую совесть»: психическое смятение агрессии, вызванное отказом в самовыражении.

 

Воля к власти и сверхчеловек: философия самосозидания Ницше
Фотография Ницше, сделанная Фридрихом Германом Хартманном, ок. 1875 г., через Wikimedia Commons

 

Критика Ницше «морали рабов» глубоко переплетается с другим из его самых известных и загадочных понятий: волей к власти. Воля к власти, явно отсылающая к «воле к жизни» Шопенгауэра, описывает в философии Ницше стремление к самообладанию и творчеству. Хотя эта идея стала печально известной из-за ее использования в фашистской риторике, Ницше стремится отличать власть от простой силы. Власть для Ницше описывает сеть взаимосвязанных состояний и практик, вращающихся вокруг процесса эстетического самотворения. Ницше явно отличает волю к власти от простого стремления занять положение власти. Воля к власти — это скорее творческое упражнение, процесс самопреобразования и артистизма.

 

Фридрих Ницше, Studio Gebrüder Siebe, Лейпциг, 1869 г., через Irishtimes.com

 

Ницше также вообразил фигуру, которая достигает этого радикального самотворения, подразумеваемого волей к власти: «сверхчеловека» или «сверхчеловека». Сверхчеловек — это часть творчества Ницше, которую часто неправильно понимают, и это способствовало большому подозрению в том, что Ницше потенциально является протофашистом. Действительно, сверхчеловек представлен как самоуправляемый и могущественный, в отличие от общепринятой доброй морали христианской слабости. Однако стоит отметить, что Ницше понимает сверхчеловека как обязательно одиночную фигуру, а не как члена могущественного или привилегированного класса, и вид власти, который определяет эту фигуру в творчестве Ницше, скорее поэтичен, чем воинственен.

 

Ницше много писал на протяжении большей части своей жизни, создав относительно немного традиционно написанной философии, но большой том эссе, афоризмов, художественной литературы, поэзии и даже музыки. Многие из самых известных идей Ницше развиваются в серии его работ, появляясь снова и снова — часто в разных обличьях или с небольшими изменениями. Таким образом, трудно предложить убедительную иерархию важности в творчестве Ницше, но Так говорил Заратустра (1883 г.), пожалуй, самая известная и — хотя и нетрадиционная — энциклопедическая работа. Заратустра — это наиболее полная картина сверхчеловека, которую предлагает Ницше: фигура, говорящая поэтически, переступающая границы социальных нравов и превыше всего стремящаяся к красоте. Книга следует за христоподобным Заратустрой через серию очень стилизованных отрывков, каждый из которых представлен как загадочная проповедь, произнесенная самим Заратустрой.

 

Вечное возвращение
Страница из рукописи Теодора Пелекано в Codex Parisinus Graecus 2327 , 1478 с изображением уробороса — распространенного символа циклического возвращения, через Rosicrucian. org

 

Одной из идей, занимающих видное место в Заратустра , является вечное возвращение или вечное возвращение: представление о том, что время течет по кругу, вечно обреченное повторяться. Однако, возможно, самая известная формулировка вечного возвращения появляется в The Gay Science 9.0021 (1887 г.) в отрывке под названием The Greatest Weight .

 

Здесь Ницше предлагает вечное возвращение как своего рода мысленный эксперимент. Он просит нас представить, что однажды ночью нас посещает демон (один из многих в философии) и что этот демон открывает нам какие-то судьбоносные новости о жизни. Демон говорит:

 

Эту жизнь, какой ты сейчас живешь и жил, тебе придется прожить еще раз и еще бессчетное количество раз; и не будет в ней ничего нового, но всякая боль и всякая радость, и каждая мысль, и вздох, и все невыразимо малое или великое в вашей жизни должно вернуться к вам, все в той же последовательности и последовательности — даже этот паук и этот лунный свет между деревья, и даже этот момент и я сам…
( Веселая наука §341)

 

Но что действительно интересует Ницше, так это то, как мы отреагируем на эту новость. Вопрос, который он задает:

 

Разве ты не бросишься вниз, скрежещешь зубами и не проклянешь демона, который так говорил? Или вы когда-нибудь пережили потрясающий момент, когда вы ответили бы ему: «Ты бог, и я никогда не слышал ничего более божественного» ( Веселая наука §341)

 

Так говорил Заратустра , обложка первого издания, 1883 г., через аукционы PBA

 

Мысленный эксперимент раскрывает ряд центральных проблем ницшеанской философии. Возможно, наиболее поразительно, что вопрос сформулирован не как рассмотрение всей жизни, полной удовольствий и страданий, а как вопрос о самих вершинах экстаза и их способности оправдать вечное повторение. Эти восторженные эстетические переживания часто появляются у Ницше как высшее стремление жизни: случайное состояние, оправдывающее все страдания и пошлость. Заратустра предстает архетипическим творцом и знатоком этих возвышенных мгновений, а Воля к Власти в значительной степени является стремлением и способностью наполнять жизнь такими переживаниями.

 

Любовь к судьбе Ницше: что такое Amor Fati ?

 

Другая связанная с вечным возвращением забота (которая снова всплывает в Так говорил Заратустра и Ecce Homo ) — это судьба. Судьба или необходимость возвращает нас к ressentiment , который для Ницше представляет собой основную ловушку современной умственной жизни. Наш ответ бесу говорит нам о нашем отношении к непреложным фактам. Если мы скрежем зубами и проклинаем демона, мы проклинаем саму необходимость, мы возмущены теми условиями, которые мы не можем изменить. Вечное возвращение направляет нас к любви к судьбе — amor fati Ницше, — а не к отказу от нее. Если мы хотим назвать демона божественным, мы должны сначала принять все, что выпадает на нашу долю, как необходимое.

 

Но прежде всего демон ведет нас к отвержению христианской этики; нет смысла жертвовать этой жизнью ради небесных наслаждений, если вместо этого мы хотим испытать эту жизнь снова и снова бесчисленное количество раз. Вечное возвращение предстает лакмусовой бумажкой ницшеанской этики: путеводной звездой, по которой мы должны различать те действия, которых искренне желаем.

 

Фотография Ницше незадолго до его смерти, сделанная Гансом Ольде, 1899 г., через Wikimedia Commons

 

Если мы решим действовать таким образом, который мы боялись бы испытать снова, то, как предполагает Ницше, мы избегаем мастерской погони за властью и экстазом и вызываем у себя нечистую совесть. Ницше призывает нас нести онтологическую ответственность за свои действия, делать их ради них самих. Как выразился Жиль Делёз в «Ницше и философия»: «только то, чего желают, вернутся в вечность»9.0021 , «устранить […] все, что может быть только завещано с оговоркой «один раз, только один раз»».

 

Трудно сказать, думал ли Ницше, что жил согласно своим собственным принципам. Ницше-человек был, по общему мнению, интровертом и кротким, внешне мало похожим на напыщенного Заратустру. Тем не менее философия Ницше сохранилась для нас как проект художественного самотворения par excellence . Ницше-философ — это воплощение поэтического воображения и радикального ниспровержения. В творчестве Мартина Хайдеггера, а также в более поздних экзистенциалистских идеях и во многих произведениях, ныне приблизительно называемых постструктуралистскими (особенно в философии Делёза), Ницше вырисовывается как скептик морали и даже самой истины.

 

Для Ницше философия — это задача утверждения жизни и прекрасного — избавления от оков подавленности и банальности. Заключительные слова Так говорил Заратустра фиксируют волю к власти, не столь жестокую или неистовую, но столь ярко выразительную: «Так говорил Заратустра и вышел он из пещеры своей, сияющий и сильный, как утреннее солнце, выходящее из темных гор. ”

Крайний правый, женоненавистник, лишенный чувства юмора? Почему Ницше неправильно понимают | Книги по философии

Фридрих Ницше, Карл Маркс и Чарльз Дарвин — великий триумвират мыслителей 19 века, чьи идеи до сих пор имеют огромное влияние. Ницше был величайшим иконоборцем философии; его высказывания включают «Бог мертв» и «Нет фактов, есть только интерпретации». Очень актуально, но его связь с такими понятиями, как Übermensch , мораль господ, мораль рабов и, возможно, самое опасное, воля к власти, также способствовали тому, что его широко неправильно истолковали. В частности, есть три мифа, которые необходимо разрушить: что его политика была крайне правой, что он был женоненавистником и ему не хватало чувства юмора.

Распространено незаконное присвоение. Ричард Спенсер, лидер «альтернативных правых» Америки, утверждает, что Ницше «обманул его», а Джордан Петерсон много цитирует его. Но начнем с нацистов. Выросший в бисмарковском рейхе, Ницше ненавидел три вещи: большое государство, национализм и антисемитизм. « Deutschland, Deutschland über alles , это конец немецкой философии, — писал он, — и я прикажу расстрелять всех антисемитов».

Его сестра Элизабет придерживалась противоположных взглядов. Она вышла замуж за известного агитатора-антисемита (Ницше отказался идти на свадьбу), и пара уехала в Парагвай, чтобы основать Новую Германию из «чистокровных» арийских колонистов. К моменту распада колонии в 1889 г., Ницше потерял рассудок. Елизавета вернулась в Германию, где взяла на себя заботу о брате, собрала все его бумаги и основала Архив Ницше.

«Человек — ошибка Бога или Бог — ошибка человека?» Фото: Culture Club/Getty Images

Когда дело дошло до фейковых новостей, Элизабет была пионером. После смерти брата в 1900 году Элизабет не сочла его посмертную маску достаточно впечатляющей, поэтому подделала вторую. То же самое она делала с его сочинениями, копаясь в его литературном поместье, вырезая и приклеивая по своему желанию. Она опубликовала недостоверную его биографию и отложила публикацию его автобиографии, Ecce Homo , пока не удалила нелестные упоминания о себе.

Ницше всегда был очень скуп на публикации, но любил играть с названиями книг. Он написал гораздо больше названий, чем книг. Один, который он выбросил, был Воля к власти . Он нацарапал список покупок на заброшенном титульном листе. Но Элизабет брала фрагменты тут и там, состряпала книгу под названием «Воля к власти » и опубликовала ее под именем своего брата. Это был такой успех, что через несколько лет она опубликовала сильно расширенное издание.

Элизабет дожила до 1935 года. Это дало ей почти 40 лет на то, чтобы переделывать тексты и письма и манипулировать литературным наследием. Архив Ницше стал учреждением, заполненным крайне правыми, чей агрессивный национализм перекликался с ее собственным. Среди них были Освальд Шпенглер и Альфред Боймлер, которые руководили сожжением книг в Берлине и готовили тексты Ницше для новых изданий, включая еще одно издание. , что снова создавало впечатление, что автором текста был сам Ницше. К Боймлеру присоединился Мартин Хайдеггер в качестве редактора Архива Ницше. Оба они придерживались экстраординарной точки зрения, что опубликованные работы Ницше едва ли считаются, потому что настоящая философия находилась в 9-м веке. 0199 Nachlass , неопубликованное литературное наследие, которым Элизабет уже манипулировала в своих целях. Это позволяло им продолжать распиливать разрозненные фрагменты, чтобы вложить свои собственные идеи в уста Ницше.

Элизабет очень восхищалась Муссолини. В 1932 году она уговорила Веймарский национальный театр поставить пьесу, написанную им. Гитлер появился во время выступления и преподнес ей огромный букет цветов. Год спустя, уже будучи канцлером Германии, он посетил Архив Ницше, неся свой обычный хлыст. Он оставался в течение полутора часов. Когда он вышел, хлыста уже не было. Вместо нее он схватил трость Ницше, подаренную ему Элизабет.

«Самый мягкий, самый разумный человек может, если он носит большие усы, сидеть как бы в их тени и чувствовать себя в безопасности»

Гитлер был увлечен идеей себя как лидера философов. Невозможно доказать, изучал ли он Ницше; широко распространено мнение, что он этого не сделал. Сохранившиеся книги из его библиотеки во время его пребывания в тюрьме в 1924 году, когда он написал «Майн Кампф», не включают ни одного произведения Ницше. Вполне возможно, что в то время они были частью его книжной коллекции и с тех пор были утеряны, но в его более поздней библиотеке не сохранилось хорошо прочитанных копий. Знаменитый фильм 19 века.34 Нюрнбергскому митингу было дано нарочито ницшеанское название «Триумф воли », но когда директор Лени Рифеншталь спросила Гитлера, любит ли он читать Ницше, он ответил: «Нет, я мало что могу сделать с Ницше… не мой проводник».

Сложные идеи, содержащиеся в книгах, не принесли ему никакой пользы, но крылатые фразы, такие как «белокурая бестия», Übermensch (ни одно из этих понятий не является расовым понятием), и «по ту сторону добра и зла» могли быть поставлены к бесконечному злоупотреблению. Но даже когда нацистские пропагандисты и фразеры узурпировали слова и смысл Ницше, некоторые из них осознали абсурдность. Эрнст Крик, видный нацистский идеолог, саркастически заметил, что, если не считать того факта, что Ницше не был ни социалистом, ни националистом и противником расового мышления, он мог бы быть ведущим национал-социалистическим мыслителем.

Ницше также имеет незаслуженную репутацию женоненавистника. Родившийся в 1844 году, он учился в одной из лучших школ Европы, а Элизабет была отправлена ​​в институт фройляйн Параски, где ее учили тому, как завоевать мужа, вести домашнее хозяйство и говорить по-французски ровно настолько, чтобы считаться элегантной, но не (не дай Бог) ученой. И все же Ницше относился к Элизабет как к равной. Он давал ей списки для чтения, призывал думать самостоятельно и расширять свои знания, посещая публичные лекции.

Лени Рифеншталь направляет свою съемочную группу Триумф воли в Нюрнберге в 1934 году. Фото: Фридрих Рорманн/EPA

В 1874 году, когда он был профессором филологии в Базельском университете, было проведено голосование о приеме женщин в университет. Ницше был одним из четырех, проголосовавших за, и предложение было отклонено.

В 1876 году он отправился в Италию, чтобы присоединиться к Мальвиде фон Мейзенбуг, феминистке, активно выступавшей за эмансипацию женщин. Мейзенбуг была выслана из Германии за контрабанду писем во время революции 1848 года, после чего поселилась среди политических ссыльных на севере Лондона, работая репетитором. Репутация Мальвиды была такова, что, когда Гарибальди плыл вверх по Темзе в 1864 году, он вызвал ее, чтобы поговорить о политике за завтраком на его яхте. Мальвида была поражена гламуром «Пиратов Карибского моря» Гарибальди, когда он опустил мягкое кресло, чтобы удобно лебедкой поднять ее на палубу для их встречи за завтраком.

Ницше и Мейзенбуг намеревались основать школу свободных духов в пещерах под Сорренто. Среди свободных духов должны были быть женщины, и в их изучении культуры, философии, эстетики, религиозного скептицизма и сексуальной свободы не было ничего запретного. Школа так и не материализовалась, но его дружба с Мейзенбагом расширила феминистский круг Ницше, включив в него Мету фон Салис-Маршлинс, активистку женского избирательного права, и Резу фон Ширнхофер.

К 1880-м годам женщины были допущены в университетский лекционный зал как Хорерин , «слушатели». Ницше призвал свою сестру Салис-Маршлинс и Ширнхофер подать заявку. В 1887 году Салис-Маршлинс стала первой женщиной, получившей докторскую степень в швейцарском университете. Ширнхофер последовал его примеру. Оба получили докторские степени по философии.

В «Веселой науке» он отмечает, насколько чудовищно то, что молодым женщинам внушают, что секс постыден и грешен. Фрейд. В этот период он писал о психологической дилемме женщин. В Веселая наука , он отмечает, насколько чудовищно то, что молодым женщинам говорят, что секс постыден и греховен, только для того, чтобы они вступали в брак и подталкивались мужчиной, которому их учили поклоняться как богу, в ужас и долг секса. . Как они должны справиться? «Тут, — замечает он, — завязывается психический узел, которому нет равных».

Я понятия не имел, что Ницше может быть смешным, пока не прочитал его письма. «Самый мягкий, самый разумный человек может, если он носит большие усы, сидеть как бы в их тени и чувствовать себя в безопасности», — писал он, насмехаясь над собой. «Из-за больших усов он будет производить впечатление воинственного, вспыльчивого, а иногда и жестокого — и с ним будут обращаться соответственно».

Осужденный болезнью и бездонным зрением излагать свою философию короткими афористическими всплесками, Ницше знал силу поднять пузырь смеха, только чтобы проколоть его, когда вы обдумываете дальнейший смысл: «Человек — ошибка Бога, или Бог ошибка человека?» «Человек не стремится к счастью; только англичане так делают» — критика Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля. «Владение обычно уменьшает владение». «Никогда не доверяйте мысли, которая приходит вам в голову в помещении». Он даже высмеивает своих читателей: «Худшие читатели — это те, которые ведут себя как грабящие войска: они отбирают несколько вещей, которые могут быть использованы, загрязняют и путают остальное, а все поносят».

Ницше — необычный философ, потому что он не говорит нам, что думать. Ницшеизма нет. Он резюмирует это в одном из своих афоризмов: «Вы плохо отплачиваете учителю, становясь просто учеником».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *