Характеристика старухи-процентщицы, образ, описание (Алена Ивановна)
Раскольников и старуха-процентщица (фильм 1969 г.) |
Старуха-процентщица Алена Ивановна является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о старухе-процентщице
Характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание», образ, описание (Алена Ивановна)
Имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна. Фамилия героини не указана в романе.
Возраст старухи-процентщицы — около 60 лет:
«. ..старушонка, летшестидесяти…» (часть 1 глава I)
Алена Ивановна является вдовой чиновника, который носил чин коллежского секретаря или коллежского регистратора (в романе дается оба варианта). Старуху называют коллежской секретаршей и регистраторшей не потому, что она работает секретаршей, а потому что этот чин носил ее покойный муж. Во времена Достоевского женщины не служили чиновницами.
Алена Ивановна зарабатывает на жизнь ростовщичеством: она дает в долг деньги под проценты взамен драгоценностей и ценных вещей. Другими словами, она содержит у себя дома что-то вроде ломбарда:
«…той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы…» (часть 1 глава V)
«…и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица…» (часть 3 глава VI)
«…про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу. ..» (часть 1 глава VI)
О внешности старухи-процентщицы известно следующее:
«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» (часть 1 глава I)
«…она, такая маленькая и гаденькая…» (часть 1 глава VI)
«Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке…» (часть 1 глава VII)
«Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. ..» (часть 1 глава VII)
Вероятно, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом), так как она постоянно кашляет:
«Старушонка поминутно кашляла и кряхтела…» (часть 1 глава I)
«…жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…» (часть 1 глава VI)
«…злая, больная старушонка…» (часть 1 глава VI)
Некоторое время назад бедный студент Раскольников узнает о старухе-процентщице от одного знакомого. Вскоре сам Раскольников тоже становится ее клиентом и закладывает у нее свои ценные вещи:
«Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.» (часть 1 глава VI)
Алена Ивановна является состоятельной женщиной. Она хорошо зарабатывает, выдавая деньги под залог ценных вещей. Старуха дает своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи. Когда клиент не выкупает свой заклад, старуха оставляет его себе и, скорее всего, перепродает по более высокой цене:
«Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как ж*д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.» (часть 1 глава VI)
«Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь…» (часть 1 глава VI)
Старуха-процентщица — злая, капризная, глупая и вредная женщина, «ужасная стерва», по мнению ее клиентов. Когда какой-то клиент на один день опаздывает с выкупом заложенной вещи, старуха ведет себя безжалостно и не дает опоздавшему выкупить заложенное. Это не нравится ее клиентам:
«Только стерва ужасная…» (часть 1 глава VI)
«И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. » (часть 1 глава VI)
«…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….» (часть 1 глава VI)
«Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…» (часть 1 глава VI)
У старухи-процентщицы есть младшая сестра Лизавета, которая живет с ней и которую она бьет и держит в качестве рабыни. У сестер общий отец, но разные матери. Достоевский называет сестер сводными, но по нашей, современной классификации XXI века сестры от разных матерей называются единокровными, а не сводными:
«…Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.» (часть 1 глава VI)
«…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. ..» (часть 1 глава VI)
«…Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы…» (часть 1 глава V)
«…старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!» (часть 1 глава VI)
Старуха-процентщица — бессердечная, безразличная женщина. При этом она является религиозным человеком. В своем завещании старуха просит передать свои сбережения не Лизавете, а монастырю в Н-й губернии. Несчастная же Лизавета, согласно завещанию, должна получить только движимое имущество, то есть мебель, одежду и т.д.:
«Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…» (часть 1 глава VI)
Процентщица Алена Ивановна является недоверчивой женщиной, по словам Раскольникова:
«Она недоверчива. ..» (Раскольников о ней, часть 1 глава VI)
«…жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки…» (часть 1 глава I)
Старуха-процентщица сидит дома круглый год и никуда не ходит, по словам ее клиентов:
«Да ведь она ж никуда не ходит…» (часть 1 глава VII)
«Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!..» (часть 1 глава VII)
Окружающие называют Алену Ивановну ведьмой, вероятно, за ее непростой характер:
«Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте!..» (часть 1 глава VII)
«Круглый год сидит ведьма, киснет…» (часть 1 глава VII)
В первой части романа старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сестра Лизавета погибают от рук бывшего студента Родиона Раскольникова.
Это был цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о старухе-процентщице
главные и второстепенные герои произведения
Меню статьи:
- Карта действующих лиц романа Федора Михайловича
- Несколько строк о предыстории написания романа
- Родион Раскольников как «дитя» биографии Достоевского
- Фигуры второго плана
- Сонечка Мармеладова
- Старуха-ростовщица
- Лизавета
- Мармеладов
- Мать Раскольникова
- Предполагаемый муж Дуни
- Сестра Раскольникова
- Екатерина Мармеладова
- Разумихин
- Свидригайлов
- Жена Свидригайлова
- Лебезятников
- Доктор Зосимов
- Заметов
- Никодим Фомич
- Порфирий Петрович
- Амалия Ивановна Липпевехзель
- Миколка
«Роман Федора Михайловича вошел в список произведений, ассоциирующихся с выражением «русская классика». «Преступление и наказание», главные герои которого живут, действуют, переживают внутренний кризис и духовное возрождение в Северной столице Российской империи, – роман сложный и многоплановый. Достоевский воссоздает картину не парадного и роскошного Петербурга, а города угрюмого, пахнущего застоявшейся водой Невы. В обстановке серого и ободранного Петербурга, подворотен и маргинальных мест, жары и духоты Сенной площади происходят события романа.
По сюжету произведения, Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа – живет в условиях жуткой нищеты. Бедность значительно ограничивает возможности юноши: речь идет даже не о реализации способностей и талантов, но просто о выживании. Нужда толкает героя, увлекающегося идеями, описанными также в трудах немецкого философа Фридриха Ницше, на совершение преступления. Родион убивает старуху, у которой герой арендовал комнату. Между тем, Раскольников не ощутил желанного облегчения. Наоборот: наказание за содеянное пришло незамедлительно, ведь Родион сразу же почувствовал угрызения совести.
Карта действующих лиц романа Федора Михайловича
Логика характеристики главных героев «Преступления и наказания» требует разделения персонажей на фигур первого и второго плана.
Несколько строк о предыстории написания романа
Идея написать роман появилась у Достоевского во время пребывания в тюрьме. Там писатель оказался, потому что был участником кружка Петрашевского. В порыве грусти, тоски, мук саморазложения (о чем Достоевский написал в письме к брату) российский писатель задумал создание романа, позже названного «Преступление и наказание». Федора Михайловича осудили на казнь, но в последний момент форма наказания была изменена: писателя и некоторых других «петрашевцев» сослали на каторжные работы. Автор наделил пережитым опытом и центрального персонажа романа – Раскольникова. По словам самого Достоевского, пребывание на каторге в корне изменило личность писателя: Достоевский пережил своеобразный катарсис.
Роман, с которым знаком современный читатель, – это уже вторая, расширенная версия «Преступления и наказания», чьи персонажи и события автором предполагалось ранее уместить на пяти-шести печатных листах. Первый вариант романа опубликовали в «Русском вестнике» в 1866 году. Но писатель не закончил на этом работу: через год окончательная версия романа состояла уже из шести частей и эпилога, содержащего важные социально-философские заключения.
Родион Раскольников как «дитя» биографии Достоевского
Главным героем произведения Федора Михайловича, без сомнений, является студент Родион Раскольников. Перед нами – Петербург в 60-х годах XIX века. Вышесказанное наталкивает на мысль, что Достоевский наделил Родиона многими чертами из собственного опыта и жизни. Но к рождению героя «приложили руку» и петербургские газеты: в 1865 году в газетах Северной столицы появилось множество скандальных объявлений о том, как некий Герасим Чистов из Москвы зарубил служанок одной из богатый московских мещанок. Убитыми оказались прачка и кухарка. Содеянное имело целью ограбление: убийца извлек из комнат женщин деньги и ценные вещи.
Среди прототипов Раскольникова был и француз Пьер-Франсуа Ласенер. Преступления Ласенер совершал, руководствуясь некими «высокими идеалами». Свои поступки француз не признавал преступлениями, считая себя лишь пострадавшим от рук невежественного общества.
Идейную основу романа Достоевский нашел в книге Наполеона Бонапарта. В «Жизни Юлия Цезаря» Бонапарт делится соображениями о том, всех людей можно разделить на «серую массу» и сильных личностей. Поступки сильных личностей по отношению к этой серой, безвольной массе нельзя оценивать с позиций существующих морально-нравственных норм. Эти мысли перекликаются с философией Фридриха Ницше. Литературные критики и философы спорят о том, насколько корректно связывать «Преступление и наказание» с философией Ницше. Однако наличие здесь элементов концепции о «сверхчеловеке» не вызывает сомнений.
Лучший друг Раскольникова – Разумихин – считал, что в Родионе словно живут две личности. Первая – добрая, отзывчивая, страдающая, а вторая – жестокая и холодная. Портрет Раскольникова – это описание амбивалентного человека, в котором происходит борьба добра со злом.
Перед взглядом читателя Родион предстает в разных ипостасях: это любящих брат, заботливый сын, добрый товарищ и друг, готовый поддержать в любую минуту и даже отдать нуждающемуся последние деньги. Раскольников благородно заступается за Соню, желая помочь девушке. С другой стороны, герой постоянно мечется в маятниковом движении к другой, темной своей стороне. Эта сторона представляет Родиона как холодного, замкнутого, неприветливого человека. Это – талантливый студент, вынужденный бросить учебу из-за нехватки средств. Жизненная нужда способствует тому, что сердце Родиона постепенно очерствело, а сам он стал нелюдимым, жестоким человеком. Нищета вызывает в душе человека озлобленность. В порыве злобы, убежденный в социальной несправедливости и собственном превосходстве, Раскольников убивает старуху-ростовщицу.
Раскольников действительно талантливый молодой человек. Об этом говорит и следователь, ведущий дело об убийстве старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Однако талант, даже гениальность Родиона имеют и обратную сторону – это непомерная гордыня, самолюбие. Раскольников следует за Наполеоном, считая, что людей можно разделить на две категории: первая категория людей имею право на любой поступок, так как являются сильными, властными личностями, цель которых – изменить мир. Ради этой цели такие личности в праве выбрать любые средства, даже если потребуется лишить жизни «тварь дрожащую». «Тварями» Раскольников называл вторую категорию людей – безликую массу, покоряющуюся властным «право имеющим».
Поступок привел к тому, что Родион кардинально переосмыслил свою жизнь и усомнился в прежде непоколебимых идеалах. Юноша ощутил жалость к жертвам собственного преступления. Не желая оказаться в тюрьме, Раскольников умело избегает следователей. Поступок толкнул героя в объятия самого страшного палача – совести. Достоевский демонстрирует нам, что наиболее ужасающий суд за наши прегрешения происходит вовсе не вовне, а внутри нас. Впоследствии, Раскольников, открывшись Соне Мармеладовой, самостоятельно идет к следователю с повинной.
Фигуры второго плана
Сонечка Мармеладова
Соня оказалась для Раскольникова самым близким человеком. Девушка находилась в похожем положении: нищета, жестокая мачеха – все эти жизненные невзгоды вынудили Соню выйти на грязную петербургскую улицу, чтобы предложить свое тело на продажу. Проституция, между тем, не сделала душу Сони менее чистой. Наоборот: ситуация демонстрирует жертвенность героини, способность забыть о себе ради близких людей.
Кроткая, робкая девушка тоже одинока: Раскольников – как и она, натура страдающая – оказывается ей человеком близким. Постепенно Раскольников отзывается на любовь Сони, хотя вначале не принимает девушку. Родион, возможно, не любил Соню такой же любовью, как она его. Однако чувство сильного духовного родства способствовало тому, что Родион раскаялся в содеянном. Вместе с возлюбленным Соня отправляется в ссылку, где духовное возрождение Раскольникова продолжается в русле возвращения к идеалам христианства.
Старуха-ростовщица
Старуху, пансионом которой пользовался Родион, звали Аленой Ивановной. Старушке было около 60-ти лет. Она и сестра проживали в хорошей квартире. Чистая, уютная, добротная обстановка говорили о том, что Алена Ивановна нужны не испытывала. Аренда, ростовщические дела давали старушке хороший и регулярный доход.
“Петербург Достоевского” – тема многих его произведений. Предлагаем читателям ознакомиться с образом северной столицы.
Образ жизни героини – замкнутый. Общество и окружающие люди вызывают у нее скорее недоверие, некоторый страх, поэтому лишних контактов Алена Ивановна избегает. Несмотря на занятие ростовщичеством, старушка ведет дела аккуратно, честно и справедливо. Кроме сдачи комнат в аренду, она также промышляет тем, что позволяет закладывать вещи за деньги.
Раскольников же считает Алену Ивановну воплощением вселенского зла. Однажды Родион задумывает избавить человечество от «твари дрожащей» Алены Ивановны, берет топор и убивает ростовщицу.
Лизавета
Несчастная, немая женщина, сводная сестра Алены Ивановны. Лизавета терпит издевки от сестры, потому что та считает сестру неполноценной, недоразвитой обузой. Раскольников осуждает Алену Ивановну за то, что та мучит Лизавету, по сути держа ее за прислугу – за кухарку, прачку, уборщицу и прочее.
Лизавете около 35-ти лет. Автор описывает женщину высокой, немного неуклюжей, но кроткой и смиренной. Несчастной часто доставалось от старшей сестры, которая порой даже избивала Лизавету.
Женщина имела доброе сердце: как-то раз она зашила Раскольникову одежду. Родион жалел Лизавету и не хотел убивать ее. Герой надеялся, что Лизавета уйдет и в квартире останется одна Алена Ивановна. Однако несчастная вернулась раньше, и Родион был вынужден убить ее.
Мармеладов
Семен Захарович страдает алкоголизмом. Когда-то он служил чиновником, но спился, потеряв должность. Мужчина отличается добротой, отзывчивостью. Однако Семену также свойственна слабость характера. Вредная привычка Мармеладова пагубно сказалась на семье бывшего чиновника: постепенно Мармеладовы сильно обнищали.
Мать Раскольникова
Пульхерия Александровна очень любит сына – Родиона. Женщина тоже страдает от нищеты, стараясь помочь Раскольникову. Однако ее средств не хватает, чтобы обеспечить себя и сына. Вместе с Раскольниковой живет Дуня – ее дочь. Бедственное положение Пульхерия Александровна старается решить путем замужества дочери.
Предполагаемый муж Дуни
Петр Петрович предполагается зятем Пульхерии Александровне. Впрочем, Лужин не против женитьбы на Дуне: не от любви, а лишь для удовлетворения собственного эго. Лужина нельзя назвать приятным человеком: герою свойственна расчетливость, самолюбие. Лужин описан состоятельным мужчиной среднего возраста.
Сестра Раскольникова
Дуня описана привлекательной девушкой с хорошим образованием. Свидригайлов дал Дуне работу, но, когда мужчина начал вести себя неподобающе по отношению к девушке, Дуня покинула работу. Сестра очень любит Раскольникова, а ради благополучия семьи девушка готова даже стать женой Лужина. В конце романа Дуню берет в жены Разумихин.
Екатерина Мармеладова
Катерина Ивановна приходится Семену Мармеладову женой. Заболевшая чахоткой (туберкулезом) женщина испытывает страдания от приверженности мужа к стакану, ведь Мармеладов спускает все средства на выпивку.
Достоевский это круто. Предлагаем прочитать “Пятикнижие Достоевского” – золотой фонд духовного наследия. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пяти легендарных произведений.
В отчаянии Катерина просит падчерицу Соню – старшенькую Мармеладову – помочь семье, продавая тело. После смерти Мармеладова, Раскольников отдает Катерине Ивановне последние деньги, стараясь хоть чем-то помочь вдове. В конце концов, Мармеладова умирает, измученная болезнью.
Разумихин
Дмитрий Прокофьевич – лучший друг главного героя «Преступления и наказания». Писатель создает Дмитрия как совершенно положительного персонажа. Юноше свойственны благородность, честность и преданность близким людям. Разумихин тоже страдает от бедности и нужды, но продолжает обучение. Дмитрий – один из немногих людей, кто замечает изменения в Раскольникове и пытается помочь товарищу. В конце повествования становится мужем Дуни.
Свидригайлов
Аркадий Иванович – мужчина около 50-ти лет. Свидригайлов овдовел, однако у него есть дети, хоть он и не считает себя хорошим отцом. До кончины жены Аркадий Иванович жил в достатке, но отличался сумасбродным. Свидригайлов описан злодеем, мошенником и сладострастником. Литературные критики иногда называют Свидригайлова близнецом Раскольникова: Аркадий Иванович исповедует ту же философию о сильных личностях, которым все позволено, что и Родион Раскольников.
Раскольников, между тем, считает Свидригайлова скверным и пустым человеком. Достоевский наделяет Аркадия Ивановича такими чертами, как грешность, низость, мрачность и склонность к посещению «грязных мест».
Жена Свидригайлова
Марфу Петровну Достоевский описал как богатую женщину, которая, влюбившись в Свидригайлова, выкупает того из заключения. Впоследствии Марфа Петровна и Свидригайлов женятся. Марфа испытывает к мужу искреннюю любовь, при этом разрешая тому иметь интрижки с простолюдинками. Однако романы с равными по статусу женщинами Марфа Петровна все же Свидригайлову запрещала. В романе Свидригайлов – вдовец, но читателю не сообщается, как именно умерла его жена.
Лебезятников
Андрей Семенович – товарищ Лужина. Фамилия героя говорит сама за себя: Лебезятников – неприятный персонаж, типичный чиновник-подлиза.
Доктор Зосимов
Хороший знакомый Разумихина. Когда Раскольников заболел после убийства старухи и Лизаветы, Зосимов лечил Родиона.
Заметов
Александр Григорьевич – персонаж, относящийся к взяточному типу чиновника. Заметов работает в конторе мелким секретарем. Читатель встречает этого героя, когда тот общается с Раскольниковым касательно совершенного преступления.
Никодим Фомич
Добряк, работник полицейского отдела. Персонаж описан добрым, открытым, серьезным и мудрым мужчиной. У Никодима Фомича есть помощник – Илья Петрович. Персонаж отличается стойкими принципами. В разговоре с ним Родион говорит об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы.
Порфирий Петрович
Следователь, который занимается делом об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы. Порфирий Петрович хорошо разбирается в людях, используя психологические уловки в общении с предполагаемыми преступниками. Когда герой понимает, что именно Раскольников совершил убийство, убеждает Родиона, что тому стоит сделать чистосердечное признание.
Амалия Ивановна Липпевехзель
Хозяйка жилья, комнаты у которой арендуют Мармеладовы. Описана как неприятная женщина со вздорным характером. Судя по фамилии, женщина имеет немецкое происхождение. Также из романа очевидно, что Амалия Ивановна не слишком хорошо знает русский.
Миколка
Простой паренек из деревни, маляр. Миколку изначально подозревают в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, но любопытно – юноша признается в содеянном. Впрочем, Порфирий Петрович был мастером в психологическом анализе и слишком опытным следователем, чтобы не понять, что парнишка не виновен.
Автор: Виктория Давыдова
Список персонажей «Преступления и наказания»
«Преступление и наказание» населено замечательными персонажами, представляющими широкий спектр типов характеров и мировоззренческих настроений, от погруженного в себя, беспокойного Раскольникова, спокойной и уверенной Дуни до чувственного Свидригайлова. Все они созданы с удивительной глубиной и изображены с детальной психологической рельефностью.
Раскольников
Раскольников — центральный персонаж книги и ее антигерой. Он ужасно плохой ученик, обремененный тяжестью больших семейных ожиданий и чувством вины за то, что его семья делает все возможное, чтобы помочь ему. Он также попал под влияние рационального эгоизма и утилитаристской философии, которая допускает совершение действий, которые могут принести наибольшее количество добра, независимо от характера действия.
Это, а также вера в то, что некоторые высшие люди обладают способностью и моральным авторитетом превзойти традиционную мораль ради достижения цели, которую они считают благородной, вдохновляет Раскольникова на убийство старого и скупого ростовщика, которого он считает злым и, следовательно, отрицательным для общество.
Холодная рациональная интеллектуализация, которая позволила Раскольникову совершить это убийство, является, однако, лишь одним из компонентов его раздвоения личности, поскольку в нем все еще живет по существу гуманная и сострадательная натура. Это периодически проявляется, когда Раскольников вынужден тратить скудные и ценные ресурсы на помощь нуждающимся, таким как Мармеладовы. Однако он часто сожалеет о своих актах доброты и милосердия в моменты после их совершения и когда подчиняет свое поведение своим рациональным эгоистическим интеллектуальным рамкам.
Из порывистости Раскольников мог бы сделать хороший поступок благодаря чистой по существу низменной натуре, но когда он успел подумать об этом, то тут же осуждает поступок. После убийства ростовщика он не может совладать со своей совестью и подняться выше своей верности традиционной морали. Хотя он и пытается убедить себя, что он не сделал ничего плохого, его совесть, тем не менее, подводит его, и он терзается чувством вины до предела сильных душевных и физических страданий.
Раскольников проявляет внешние черты гордыни и высокомерия, проявляя свое отношение к петербургской бедноте. Он испытывает отвращение к их убожеству и поглощен чувством превосходства над ними. Его гордость изначально не позволяет ему увидеть изъян в своей системе убеждений или страдать от позора из-за того, что его считают трусом, признавшись после того, как Соня советует ему это сделать.
Его бедность способствует подталкиванию его к преступлению, хотя ее вклад оказывается затмеваемым неприкрытой жаждой власти Раскольникова, выражающейся в его тонкой одержимости демонстрацией собственной силы, а точнее, того, действительно ли он входит в число высших людей, которых он верит в способность убивать. В конце концов, он обнаруживает, что вовсе не был «превосходнее» и что его идеи были ущербны. Он принимает свои страдания и с помощью Сони постепенно достигает истинного покаяния и искупления.
Соня
Соня — дочь Мармеледова. Ее отец безответственный пьяница, а мачеха не в состоянии в достаточной мере заботиться о семье. Это вынуждает Соню вести проституцию. Соня представлена добродушной, смиренной и почти христоподобной женщиной, которая, хотя и сознает унизительный характер своей профессии, тем не менее крепко держится и находит надежду в своей вере в Бога.
Обладает большой силой характера и способностью к долготерпению и самопожертвованию. Самое главное, она функционирует как воплощение лучшей натуры Раскольникова. В ней Достоевский полностью драматизирует наиболее полный характерный потенциал Раскольникова, если бы он не был испорчен опасными идеологиями.
В результате Раскольникова тянет к ней, потому что часть его видит в ней родственницу. Его также тянет к ней, потому что он отождествляет себя с ее положением изгоя и изгоя. Он приравнивает свой проступок к лишению человеческой жизни с ее собственным проступком в том, что она запятнала свою душу, продав свое тело.
Непредвзятый характер Сони и ее желание обеспечить спасение для Раскольникова делают ее отдушиной для искупления Раскольникова. Она призывает Раскольникова покаяться и принять свои страдания как покаяние за свои проступки. Она была там, чтобы оказать моральную поддержку Раскольникову, позволить ему быть достаточно уязвимым и честным, чтобы подвергнуть сомнению свою собственную природу и мотивы и представить свою философию перед ее судом.
Соня не знаток философии, но ее простой характер, ее отказ играть роль Бога в жизни людей, а также ее молчаливая тоска по страданиям Раскольникова и убежденность в правильности пути к искуплению позволяют Раскольникову искренне видеть заблуждение своего пути и искать искупления.
Свидригайлов
Если Соня функционирует как наиболее полное воплощение лучшей натуры Раскольникова, то Свидригайлов функционирует как воплощение холодной, рациональной эгоистической интеллектуализации Раскольникова. Если Раскольников пытается, но не может подняться над общепринятой моралью, то Свидригайлову это удается почти без усилий. Свидригайлов не верит ни в какую высшую цель человека, ни в какое божественное предписание или причину существования. Он считает, что в отсутствие этого людям остается самим определять свой собственный моральный путь.
Свидригайлов считает свое собственное чувственное наслаждение более важным, чем любой произвольный идеал, и потому целиком и полностью посвящает себя этой цели. Он идет на все, чтобы удовлетворить свои желания, в том числе преследует и насилует людей и не испытывает впоследствии никаких угрызений совести за свое поведение.
Даже будучи женатым на своей жене, он гоняется за другими женщинами. Он ухаживает за Дуней, и когда она отвергает его ухаживания, он преследует ее до Санкт-Петербурга в надежде воздействовать на нее своей волей и добиться ее сдачи. Но ее отказ во второй раз и ее попытки убить его подорвали его веру в то, что он может жить изолированно от человечества и что он может беспрепятственно отстаивать свою волю. В результате он убивает себя.
Свидригайлов — сложный персонаж, который, хотя и был полностью злым, все же был способен на добрые дела для различных целей. Он решает обеспечить Соню и детей, возможно, с целью обмануть Раскольникова относительно его истинных намерений. Но его последний акт милосердия за несколько мгновений до того, как он покончил с собой и без очевидной выгоды для себя, может быть истолкован как результат его разрушенной философии или небольшой способ добиться раскаяния за свое зло.
Порфирий Петрович
Ведущий оперуполномоченный по делу об убийстве Раскольникова. Как и Соня, Порфирий — персонаж-искупитель или персонаж, который пытается направить Раскольникова к искуплению. Умный сыщик, который на раннем этапе из странного поведения Раскольникова делает вывод, что Раскольников был убийцей, Порфирий играл роль более продвинутого мудреца, способного должным образом произвести анализ мотивов и возможностей Раскольникова и тем самым прописать лекарство.
Он использует расследовательскую игру «кошки-мышки» с Раскольниковым, чтобы поймать последнего на ошибке, которая выдала бы его. В конце концов, убежденный в виновности Раскольникова, он прекращает действие, чтобы дать Раскольникову сердечный совет. Порфирий, как и Соня, не осуждает и видит в Раскольникове большой потенциал. Но, как и Соня, он считает, что Раскольников должен сначала искренне раскаяться и принять наказание.
Славянофил, Порфирий достаточно заинтересован в искуплении Раскольникова, чтобы не арестовывать его сразу после сбора достаточного количества вещественных доказательств. Дав Раскольникову время осознать свою вину и сознаться, он открыл Раскольникову путь к истинному искуплению.
Дуня
Дуня — сестра Раскольникова. Ее действия, особенно ее испытание со Свидригайловым и ее предстоящая свадьба с Лужиным, оказываются мощными факторами собственного поведения и действий Раскольникова в романе. Дуня во многом похожа на Соню: она добродушная, честная и настойчивая, хотя и не такая робкая. Дуня — волевой и мудрый человек, который также чрезвычайно предан своему брату.
Эта преданность заставляет ее идти на определенные жертвы, чтобы она могла поддерживать его вместе со своей матерью. Она продлевает свое пребывание во все более невыносимых условиях в доме Свидригайлова, потому что она взяла аванс за брата. Она принимает предложение руки и сердца от неуважительного и хищного Лужина, потому что хочет помочь Раскольникову. Отчасти из-за этого брака, самоотверженные мотивы которого Раскольников видит насквозь, он заставляет Раскольникова двигаться вперед, чтобы убить ростовщика.
Дуня проявляет невероятную силу характера и зрелость, чтобы спокойно отмахнуться от Лужина, когда он становится слишком неуважительным, что резко контрастирует с более эмоциональными и неконтролируемыми реакциями Раскольникова. Она также способна противостоять Свидригайлову, хотя и не смогла заставить себя убить его в конце концов. Она проявляет замечательную духовную проницательность, чтобы убедить своего брата принять свои страдания за свои преступления, тем самым не осуждая его и не умаляя его преступления. Ее брак с Разумихиным знаменует счастливый конец ее многострадальной дуги.
Разумихин
Ближайший друг Раскольникова, Разумихин, также бедный студент, который решает больше работать, чтобы прокормить себя, а не идти по пути воровства и убийства, как Раскольников. Разумихин — верный и разумный друг. Он безоговорочно заботится о Раскольникове во время его болезни, хотя Раскольников большей частью отвечает на его доброту и заботу враждебностью и неблагодарностью.
Доверчивый характер Разумихина не позволяет ему заподозрить Раскольникова в убийстве, даже когда он узнает о подозрении некоторых местных милиционеров и сыщиков. Раскольников выполняет очень важные функции помощника Раскольникова. Его готовность заботиться о матери и сестре Раскольникова позволяет Раскольникову свободно отчуждать себя от своей семьи, зная, что Разумихин позаботится о них.
Разумихин также отчасти функционирует как собственное авторское присутствие Достоевского в романе, давая контраргументы нигилистическим и утилитаристским аргументам Раскольникова, отражающие мысли Достоевского по этому вопросу. Разумихин — один из немногих вполне хороших персонажей книги, и его роман с Дуней служит одним из самых положительных моментов, произошедших в повести.
Катерина Ивановна Мармеладова
Чахоточная жена Мармеладова дворянского происхождения, хотя брак с Мармеладовым отправляет ее в глубокую нищету и нужду, за что она глубоко обижается. Ее история — полная трагедия, когда приходится иметь дело с совершенно безответственным пьяницей ради мужа, одновременно обслуживая нескольких детей. Ей пришлось иметь дело с мужем, распродающим ее ценности только для того, чтобы иметь деньги, которые он мог потратить на алкоголь, а также с унижениями со стороны квартирной хозяйки и соседей из-за ее бедности.
После смерти мужа ее упорный конфликт с хозяйкой достигает апогея, и Катерина Ивановна вместе с детьми оказывается на улице. Ошеломленная своими унижениями и страданиями, она сходит с ума и вскоре умирает.
Ее страдания вследствие безответственности мужа помогают высветить перед Раскольниковым никчемность и жалкое положение Мармеладова. Неизбежность ее обреченного конца также подчеркивает несправедливость жизни. Представление Раскольниковым мрачной реальности ее и ее детей Соне служит обострению чувства безнадежности и тоски Сони.
Семен Захарович Мармеладов
Конфликтный, эгоцентричный чиновник, которого Раскольников встречает в трактире. Он пьяница, который прекрасно понимает, что пьянство разрушает его семью, но не может остановиться. Его зависимость серьезна, и он идет на многое, даже ворует у своей жены и берет доходы, предназначенные для содержания семьи от проституции Сони, на покупку выпивки.
Иногда глубоко раскаивающийся и стыдящийся себя, а иногда гордый и обороняющийся, Мармеладов — сложный персонаж, основная функция которого в повествовании заключалась в том, чтобы связать Раскольникова с Соней. Угостив Раскольникова его жалкой историей, а затем вытащив Раскольникова, чтобы он стал свидетелем хаоса в его доме, Мермаледов позволил Раскольникову увидеть интенсивность человеческих страданий и несправедливость жизни в мельчайших деталях и с близкого расстояния. История Сони — чистой души, вынужденной заниматься проституцией ради семьи, — глубоко потрясла его и посеяла семена очень важных отношений.
Лужин
Лужин — восходящий госслужащий некоего состояния, с которым обручается Соня. Он неприятный и напыщенный персонаж, который намеренно ищет Соню, потому что она встречает профиль красивой, но бедной невесты, которая будет ему обязана и которой он может помыкать.
Глубоко неуверенный в себе и высокомерный, Лужин скуп и затуманивает свой эгоизм рациональной эгоистической философией, которую он делает вид, что придерживается исключительно потому, что она принесет наилучший результат для общества. Философия утверждает, что акты частной благотворительности на самом деле не приносят большой пользы и что обществу было бы лучше, если бы те, кто сохранил то, что у них было. Он также злобный и без колебаний причиняет боль совершенно невинной Соне, пытаясь отомстить Раскольникову, которого он винит в провале своих отношений с Дуней.
Пульхария
Пульхерия — мать Раскольникова. Малообеспеченная женщина, выживающая на скудную пенсию, из которой она также содержит Раскольникова. Она возлагает большие надежды на Раскольникова и продолжает верить в него на протяжении всей своей жизни, хотя он никогда не оправдывает ее ожиданий от него. Ее сильная преданность и вера в Раскольникова способствуют возложению груза ожиданий, которые вдохновляют Раскольникова на темный путь.
Часто задаваемые вопросы
Является ли Раскольников главным героем
«Преступление и наказание?»В зависимости от вашей точки зрения, Раскольникова можно назвать как главным героем, так и антигероем. Он подходит под описание главного героя, потому что история следует за его падением и искуплением. Несмотря на глубокие недостатки, Раскольников в конечном итоге является персонажем, к которому мы должны относиться и которому должны сочувствовать
Какие персонажи лучше всего отражают взгляды Достоевского?
Соня и Порфирий. В то время как Соня олицетворяет христоподобное смирение и консерватизм, с которыми, по мнению Достоевского, люди должны подходить к важным идеологическим вопросам, Порфирий представляет интеллектуальный аргумент против опасных идей, которым Достоевский стремился противостоять
Кто злодей из
«Преступление и наказание?»Такие злодеи, как Свидригайлов, Лужин и Раскольников до искупления, выступают в роли злодеев повести
Грешник и святой: Достоевский и джентльмен Убийца Кто Вдохновленный шедевром Кевина Бирмингема
Нью-Йорк: Пингвин, 2021
432 страницы, 20,35 долларов США в твердом переплете
Любой, кто читал шедевр Федора Достоевского « Преступление и наказание », может засвидетельствовать жуткую точность психологической проницательности писателя и навязчивые способы, которыми его персонажи действуют на некоторые из худших побуждений человечества. Его главный герой Родион Раскольников — бессмертная фигура мировой литературы во многом из-за сложности причин, по которым он убивает свою квартирную хозяйку и ее племянницу.
Иногда он утверждает, что это убийство — политический удар по эксплуататорским капиталистам, но на самом деле он не политически настроенный персонаж. Иногда он повторяет гегелевские или ницшеанские идеи о том, что «высшие» люди освобождаются от моральных правил, применимых к другим, — но он болезненный мизантроп, практически полная противоположность Übermensch . Он скрывает свое преступление, боясь быть пойманным, и его мучает собственная совесть, которая проявляется в доброте к несчастной и возмущении жестоким обращением с ней жениха его сестры, чего нельзя ожидать ни от революционера, ни от социопата. .
В конце концов читатель обнаруживает, что, несмотря на свою браваду, Раскольников движим к убийству из смутного желания продемонстрировать свою действенность — просто доказать, что он может — что, как он смутно думает, каким-то образом подтвердит его подлинность или значимость в Вселенная. Или, как выразился Кевин Бирмингем в этом живом анализе сценария «Преступление и наказание », «он убивает не для того, чтобы быть Наполеоном, или быть законодателем, или даже чтобы править другими. . . . [Раскольников говорит] «Я только хотел смелость. ’. . . [Он] не убивает за идею. Раскольников убивает даром» (312).
Книга Бирмингема «» призвана исследовать запутанные мотивы как персонажа, так и его создателя, подробно описывая бурную атмосферу, в которой Достоевский написал « Преступление и наказание », а также личное и финансовое давление, которое действовало на него, когда он писал. В частности, Бирмингем освещает реальные преступления Пьера Франсуа Ласенера, француза, который ограбил и убил человека в 1834 году и стал знаменитостью благодаря широко разрекламированному судебному процессу, на котором он утверждал, что его преступление было направлено на протест против экономического неравенства. Начитанный и красноречивый, Ласенер публиковал стихи и журнальные статьи из тюремной камеры и нераскаявшимся отправился на гильотину. Достоевский знал эту историю благодаря старым новостным сообщениям, которые он перепечатал в журнале, который редактировал в 1861 году, прежде чем написать Преступление и наказание .
Бирмингем описывает преступление и казнь Ласенера наряду с собственной историей жизни Достоевского в чередующихся главах — эффективный прием для придания драматизма тому, что в противном случае могло бы быть сухим, даже депрессивным рассказом о писателе, который был болен, несчастлив и часто без гроша в кармане, строчил романы для погасить свои игровые долги. Но что на самом деле говорит нам убийство Ласенера о «Преступлении и наказании »? Реальность, как признает Бирмингем, такова, что Достоевский черпал вдохновение для романа не только в этом преступлении, но и во многих других происшествиях и личностях. И по мере того, как Бирмингем излагает их, в конце концов становится ясно, что дело Ласенера было относительно второстепенным фактором в композиции романа.
Более значительным было членство Достоевского, начиная с 1840-х годов, в шабаше политических диссидентов, называемом кружком Петрошевского. В 1849 году его члены были арестованы за заговор против правительства и приговорены к смертной казни. Царь смягчил приговор — буквально в последнюю секунду; они стояли на виселице, когда пришла отсрочка — и вместо этого отправили их в сибирский лагерь для военнопленных. В течение четырех лет Достоевский жил там среди множества настоящих убийц, чьи личные рассказы оказали не меньшее влияние на написание Преступление и наказание как убийство Ласенера. Их рассказы, а также его собственное участие в преступном заговоре придали роману острое восприятие психологического опыта правонарушения.
И эта психология — одна из самых запоминающихся особенностей книги. Достоевский использует различные приемы, в том числе галлюцинации и сны, чтобы придать роману интенсивность и убедительность, с которыми немногие авторы могли сравниться спустя полтора века. Раскольников так убедительно колеблется между паранойей и наглостью, бесстыдством и виной, что получается почти телепатическое изображение преступного мировоззрения.
Но эта книга — не просто упражнение в психологии, не говоря уже о размышлениях о личной борьбе автора. Его претензия на статус классического возникает не меньше, чем из его философских элементов. Среди наиболее важных из них — изображение Достоевским нигилизма, культурной моды того времени. Нигилизм — идеологическое объятие небытия — был движением, подпитываемым отчасти интенсивным авторитаризмом российского правительства и отчасти подъемом секуляризма и капитализма на Западе. Политически исключенные из благ западного прогресса, а их традиционная вера была подорвана научными открытиями и культурными революциями, многие молодые интеллигентные русские предпочли эту антиидеологию, что имело важные последствия для литературы. «Ныне», — говорит персонаж романа Ивана Тургенева 1862 года «9».0091 Отцы и дети , «самое полезное из всего — это отвержение — мы отвергаем» (192). Нигилисты отвергали не только религию, но и все политические, социальные и нравственные идеалы, включая разум и науку. «Быть нигилистом — значит тренировать внимание на мелких фактах, чтобы не потеряться в сбивающих с толку фантазиях», — пишет Бирмингем (195). Но этому также суждено было породить чувство отчуждения и бессилия.
Достоевский не только читал Отцы и дети , но и горячо хвалил его и через год опубликовал свой собственный рассказ «Записки из подполья », в котором психологические и философские элементы нигилизма исследовались с проницательной проницательностью. Его неназванный рассказчик рассказывает о своем разочаровании в мире, который слишком мало обращает на него внимания и безразличен к его воле. Он кипит мелкими оскорблениями своего достоинства не из глубокого понимания бессмысленности жизни, а просто потому, что жаждет какого-то признания. Но даже когда он ее получает — в образе проститутки, которая принимает его за смелого героя, — он не находит радости; вместо этого он пытается унизить и унизить ее. Подобно шекспировскому Яго или сатане Мильтона, его духовная пустота маскируется под честолюбие, но это всего лишь стремление к незаслуженному превосходству — пьедесталу, с которого он может презирать мир. Записки из подполья показывает, что нигилизм — это поза, а не идеал. Это псевдоинтеллектуальный пластырь для людей, которым не хватает чувства собственного достоинства или инструментов для его создания.
Может показаться странным ставить нигилизм в одну категорию с эгоизмом — еще одним философским течением того времени, — но Достоевский делал это, и в этом была определенная логика, которую Бирмингем видит воплощенной в Ласенере. Мораль рационального индивидуализма, которую мыслители эпохи Просвещения начали набрасывать в 18 веке, к 1860-м годам превратилась в то, что Бирмингем называет «радикальным скептицизмом, в котором собственное «я» — единственное, что бесспорно существует, и, следовательно, единственное, что, несомненно, имеет значение». 15). Это был псевдоиндивидуализм, более известный как романтизм (то есть философский романтизм, не путать с одноименной литературной школой). К сожалению, Бирмингем не использует это слово, потому что его отсутствие может привести к путанице. Романтический псевдоиндивидуализм не ограничивался освобождением мыслящего «я» от ограничений иррациональной культуры или угнетающего государства и пытался освободить индивида даже от «тирании» самой действительности. Отсюда и «байронический герой», который воображает, что вызов природе есть своего рода смелое самоутверждение, тогда как это просто бессмысленное самосожжение.
Мост между нигилизмом и романтической версией индивидуализма был отчасти построен философом Максом Штирнером, который, по словам Бирмингема, «оружил эгоизм», утверждая, что высшим идеалом является беспрепятственная воля и, следовательно, что «насилие, революция, а преступление [было] добродетелью» (15). Ласенер обращался к этим понятиям в своей исповеди, и это неудивительно. Штирнеровский индивидуализм предлагал все оправдания, какие только можно пожелать, чтобы рационализировать бандитизм как своего рода гениальность. Однако первая встреча Достоевского со Штирнером была не в деле Ласенера. Как отмечает Бирмингем, идеи Штирнера были на устах и у некоторых членов кружка Петрошевского.
Другую рационализацию преступления предложил утилитаризм, согласно которому критерием нравственной ценности является счастье наибольшего числа людей — положение, которое может оправдать даже гнусную жестокость. Раскольников иногда цитирует это как оправдание своего кровавого поступка, но это опровергается в одном из самых ярких пассажей Преступление и наказание , когда ему снится, как его квартирная хозяйка смеется над ним, пока он размахивает топором. Ее презрение приводит его в неудержимую ярость: «но при каждом ударе топора смех и шепот из спальни становились все громче, и старуха просто тряслась от веселья». 1 Кошмар показывает, что Раскольников больше озабочен своим представлением о себе, чем какими-либо расчетами долгосрочных выгод от убийства. «Последствия действия его не касаются», — заключает Бирмингем. «Его беспокоит характер актера. Раскольников хватается за топор, чтобы доказать, что он необыкновенный» (290).
Еще одна философская тема романа — понятие детерминизма, также распространенное в России XIX века. Но и здесь анализ Бирмингема неточен. Изучая записи и черновики Достоевского, он поясняет, что в какой-то момент автор планировал, чтобы его герой утверждал, что «свободы воли нет» и что он убивал своих жертв по существу «случайно» — мысль, которая утешила бы Раскольникова, облегчив его чувство ответственности (242). И это тоже имеет сходство с делом Ласенера: его адвокат сообщил присяжным в рассказе Достоевского, опубликованном в его журнале, что француз страдал бредом, который «не оставлял его [его] свободной воли» и, следовательно, что ему следует сохранить жизнь (188).
Но Бирмингем не упоминает, что Достоевский выбрал , а не , чтобы использовать это в «Преступлении и наказании» — по крайней мере , не таким образом. В законченном романе Раскольникова действительно преследует идея детерминизма, но не в его собственных действиях. Наоборот, он заканчивает роман в тюрьме, ворча, что мог бы быть удовлетворен, «если бы мог винить себя» в том, что его поймали, но он не может . Его единственное сожаление заключается «в том, что он потерпел неудачу и сознался» в своем преступлении. Его «совесть», пишет Достоевский, «не находила в его прошлом особенно страшной вины», кроме как в этом «простом ошибка ». 2 Другими словами, Раскольников вовсе не утверждает, что не может контролировать свои действия, а возмущается тем фактом, что это все, что он может контролировать.
Это важно, потому что указывает на более поразительное упущение в рассказе Бирмингема: религия. Хотя он и обсуждает столкновение между нигилизмом и христианством Достоевского, он преуменьшает роль религии в романе. « Преступление и наказание — это роман о проблемах с идеями», — пишет он (5). Но хотя это и правда, христианство было основой для идей Достоевского. Этот факт наиболее ярко проявляется в характере Сони, проститутки, которая дружит с Раскольниковым, уговаривает его исповедоваться и даже едет с ним в Сибирь, когда он приговорен, — все для драматизации христианской концепции спасения, которая легла в основу многих произведений Достоевского. романы.
Но это также лежит в основе его озабоченности свободой воли. Писатель просто не мог представить себе немистического объяснения воли, поэтому его атеистические персонажи так одержимы доказательством — миру, но, что важнее, самим себе, — что они свободны в выборе. Для Достоевского, напротив, свобода воли — не иллюзия, а детерминизм . Она соблазняет тех, кто стремится избежать ответственности, и пугает тех, кто думает, что единственный способ отстоять свою свободу — это нарушить божественный порядок. Даже читатели, которые отвергают религиозные предпосылки автора, могут восхищаться его изощренным пониманием философских и психологических сил, которые соревнуются — а иногда и воюют — по вопросу о свободе воли. Тем не менее, неспособность оценить христианскую основу романа может оставить у читателя неполное представление о значении Достоевского.
Есть термин, говорит Бирмингем, для мимолетного ощущения — не совсем головокружения, — которое люди иногда испытывают, стоя у пропасти: кратковременное искушение прыгнуть, которое французы называют l’appel du vide — «зов пустоты».