Философия мартин лютер: Политическая философия Мартина Лютера — все самое интересное на ПостНауке

Вопрос 26. Философия Возрождения. Мартин Лютер.

ЛЮТЕР он призывал к борьбе против папства и духовенства, потому что они устанавливают опеку над совестью и верой. Бог и душа непосредственно противостоят друг другу, только с помощью веры человек становится счастливым. «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе»Божий глас в душе – это собственная совесть; она – действенность Бога в душе. Тем самым верующий человек становится ответственной за себя христ. личностью. Лютер признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, который, однако, непрестанно может лишь подготавливать веру, но никогда не может заменить ее или превзойти, тем более что, по Лютеру, первоначальная созерцательная сила естественного познания постепенно ослабевала. Поэтому Лютер ратовал за формальное обучение мышлению посредством логики, которое заключается в том, что «человеку раздельно и четко называют вещь короткими ясными словами», и именно не по-латыни, а на родном языке.

Проведение своей философской программы Лютер предоставил Меланхтону, который, однако, писал по-латыни. Философия Лютера достигла своей вершины в учении о непознанном желании в Боге, о котором что-либо сказать может лишь вера или Библия. Лютер известен своим учением о предопределении.

Вопрос 27. Философия Возрождения. Мишель Монтень.

МОНТЕНЬ Мишель — французский гуманист, философ, писатель, политический деятель. Основное произведение «Опыты», в котором представлена позиция возрожденческого скептицизма, свободомыслия и жизнеутверждения, направленная против схоластического догматизма, религиозного фанатизма, суеверия и аскетизма. Признавая единственность материального мира, сомневался в наличии потустороннего мира и бессмертия души. Рассматривал человека как природное существо, сознание которого определяется состоянием тела. Схоластической гносеологии, основанной на авторитете и умозрении, противопоставлял здравый смысл, самостоятельное рассуждение, факты и опытное исследование природы, утверждая исторический характер человеческого познания.

Признавая Бога, Монтень рассматривал теологию как ложное знание, способ распространения невежества. Результатом философского исследования он считал незнание, которое является не границей, а источником бесконечного процесса познания. Причину религии Монтень видел в воображении и невежестве, которые позволяют правителям держать народ в повиновении. Люди от природы равны, различаются только одеждой. Государство и религия, сословное и имущественное неравенство уничтожили природное равенство людей и естественную мораль. «Опыты» Монтеня были запрещены Ватиканом. Скептицизм Монтеня оказал огромное влияние на становление философии и идеологии эпохи Просвещения.

Вопрос 28. Фрэнсис Бэкон.

Фрэнсис Бэкон в работе «Новый органон» назвал целью науки увеличение власти человека над природой. он предложил реформу научного метоа: следует очистить разум от заблуждений, обратиться к опыту, который обрабатывается посредствам индукции. Индукция должна основыватьс на эксперименте.

Бэкон предложил производить множество экспериментов, способствующих ускорению темпа и строгости научного октрытия.

Важнейшие условия познания-опора на новый научные принципы. Необходимо очистить познание от мешающих ему «призраков». Выделял виды «призраков»:

  • призраки рода,т.е. некотоые устойчивые человеческие представления

  • призраки пещеры-заблуждения отдельного человека, порожденные его индивидуальными особенностями.

  • ризраки рынка, проистекающие от мнений толпы или большинства

  • призраки театра-это вера в авторитета. только подвергну знание строгой проверке, можно познать истину

Цель научного познание-принесение пользы и выгоды человечеству. Человек-властелин природы. Чтобы подчинить себе природу, следует изучит ее законы и научиться использовать свое знание на практике. Понятие опыта в философии Бэкона становитс центральным: от него берет свое начало познание и к нему же приходит. В опыте проверяется истинность познания.

В своей работе Бэкон описывает три пути познания:

  • муравья-знание представляет собой нагромождение отдельных фпктов, никак не систематезированных и не обработанных

  • паука-строит паутину, выплетая нити из самого себя, опирается только на разум и игнорирует опыт

  • пчелы-только тот, кто идет путем сооружающей сты пчелы, опирается на опыт и систематезирует материал, обрабатывая его с помощью индукции, достигает истины

Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение — №94

Пылаев Максим Александрович

Образ Лютера в либеральной и диалектической теологии

Ссылка на статью:

Пылаев М. А. Образ Лютера в либеральной и диалектической теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 94. С. 9-20.

DOI: 10.15382/sturI202194.9-20

Аннотация

Мартин Лютер создает новую форму христианства, соответствующую человеку культуры Нового времени. Его понимание христианства не предполагает наличия свободы человека, символизма таинств, мистерии Боговоплощения. В статье анализируются достоинства и недостатки экспликации нововременного образа христианства прежде всего в либеральной и диалектической теологии протестантизма, а также в теологически ориентированной феноменологии религии в связи с апологией антично-средневекового понимания религии в современном православном и католическом богословии, а также в русской религиозной философии. Осознавая масштабность поставленной задачи, мы претендуем лишь на определение установок, в рамках которых возможно не решение, а научно-объективное сопоставление теологических традиций. Нам представляется, что магистральное направление протестантской теологической мысли ХIХ–ХХ вв. следует охарактеризовать как последовательное размежевание с антично-средневековым пониманием религии и конституирование нововременной религиозной парадигмы. С этой точки зрения нам открывается внутреннее, органическое единство и родство в интерпретации образа Лютера в либеральной, диалектической теологии и протестантской феноменологии религии. Возражая протестантским теологам, мы полагаем, что более объективно следует говорить не о том, что Лютер «редуцировал» христианство или разрушил «синкретизм» католичества, а о том, что он способствовал трансформации средневековой модели христианства в нововременную.

Ключевые слова

протестантизм, католицизм, православие, М. Лютер, А. Гарнак, Р. Отто, К. Барт, Ф. Хайлер

Список литературы
  1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.
  2. Гарнак А. История догматов. // Раннее христианство. М.: Фолио, 2001. Т. II. С. 87–508.
  3. Гегель Г. Христианство и Реформация // Мартин Лютер. 95 тезисов. СПб.: Роза мира, 2002. C. 267–360.
  4. Деяния Вселенских Соборов. СПб.: Воскресение, 1996. Т. 4.
  5. Лютер М. Застольные беседы. Одесса: Тюльпан, 2011.
  6. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. С. 290–545.
  7. МакГрат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994.
  8. Марион Ж. Л. Идол и дистанция // Символ. 2009. № 56.
  9. Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX века. М.: ПСТГУ, 2011.
  10. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.
  11. Франк С. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 183–559.
  12. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991. Вып. 1. С. 314–345.
  13. Шестов Л. Сочинения: в 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1.
  14. Эриксон Э. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996.
  15. Balthasar H. U. Karl Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1976.
  16. Beintker M. Die Dialektik in der “dialektischen Theologie” Karl Barths. München: Chr. Kaiser Verlag, 1987.
  17. Harnack A. Dogmengeschichte. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1991.
  18. Otto R. Das Heilige. München: Beck, 1997.

Данные об авторе

Пылаев Максим Александрович

Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; 125993, Российская Федерация, ГСП-3, г.

Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор;
ORCID:0000-0003-0110-8366;
Электронный адрес: maximpylajew@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №21-011-44030 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века».

PDF статьи

Мартин Лютер Кинг-младший – Слова мудрости: введение в философию

Мартин Лютер Кинг-младший  1929 – 1968 гг. н.э., американский баптистский священник и активист, который стал самым заметным представителем и лидером движения за гражданские права с 1954 года до своей смерти в 1968 году.

14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за борьбу с расовым неравенством посредством ненасильственного сопротивления.

В 1968 году Кинг планировал национальную оккупацию Вашингтона, округ Колумбия, под названием «Кампания бедных», когда 4 апреля в Мемфисе, штат Теннесси, он был убит Джеймсом Эрлом Рэем. Вслед за этим событием во многих городах США последовали беспорядки. Кинг был посмертно награжден Президентской медалью свободы и Золотой медалью Конгресса. День Мартина Лютера Кинга-младшего был установлен как праздник во многих городах и штатах, начиная с 19 года.71, и, наконец, в качестве федерального праздника США в 1986 году. Мемориал Мартина Лютера Кинга-младшего на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия, был открыт в 2011 году.

 

 

Цитата

Тьма не может изгнать тьму; только свет может сделать это. Ненависть не может изгнать ненависть; только любовь может сделать это.

Мартин Лютер Кинг мл.

 

 

О докторе Мартине Лютере Кинге-младшем из Центра Кинга в Атланте. «В течение менее чем 13 лет руководства доктором Мартином Лютером Кингом-младшим современного американского Движения за гражданские права, с 19 декабряС 55 по 4 апреля 1968 года афроамериканцы добились большего прогресса в достижении расового равенства в Америке, чем за предыдущие 350 лет. Доктор Кинг широко известен как выдающийся американский защитник ненасилия и один из величайших лидеров ненасилия в мировой истории». Королевский центр [1]

 

Письмо из бирмингемской тюрьмы   Одним из наиболее полезных произведений Кинга является его «Письмо из бирмингемской тюрьмы». Он предлагает здесь идеи, мотивы, надежды и обещания, и они служат полезным набором материалов для изучения его философии и обстоятельств в рамках движения за гражданские права. Письмо защищает ненасильственное сопротивление организованному и социальному расизму. Он говорит, что люди несут моральную ответственность за то, чтобы нарушать несправедливые законы и предпринимать прямые действия, а не ждать, пока справедливость придет через суд, и, возможно, не слишком долго. Кинг пишет: «Несправедливость где бы то ни было — угроза справедливости повсюду».

 

Самая известная речь Кинга — это речь под названием «У меня есть мечта», произнесенная на ступенях Мемориала Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия, во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу 28 августа 1963 года, в которой он призывает к положить конец расизму в Соединенных Штатах и призвал к гражданским и экономическим правам для всех цветных людей. Речь, произнесенная перед более чем 250 000 сторонников гражданских прав, стала определяющим моментом движения за гражданские права.

Отрывок из книги «У меня есть мечта»

 

PBS трогательное воспоминание Роберта Кеннеди о Мартине Лютере Кинге-младшем

 

Панегирик Мартину Лютеру Кингу-младшему

 


  1. это находится в Атланте ↵

Мартин Лютер Кинг-младший и политическая философия | by Harvard University Press

Мартин Лютер Кинг-младший, возможно, является самым почитаемым политическим деятелем Америки, память о котором установлена ​​в виде статуй, торжеств и названий улиц по всему миру. В пятидесятую годовщину убийства Кинга этот человек и его деятельность как никогда близки к общественному сознанию. Но, несмотря на его статус, значение произведений Кинга и политической мысли остается недооцененным. В этом отрывке из введения Чтобы сформировать новый мир , Томми Шелби и Брэндон Терри обдумывают, чему Кинг еще должен научить нас, как построить более справедливый и мирный мир.

Пятидесятая годовщина убийства Мартина Лютера Кинга-младшего 4 апреля 1968 года, несомненно, станет поводом для многих памятных дат его выдающейся жизни и непреходящего политического наследия. Этот ответ только соответствует глубоким жертвам Кинга, а также жертвам тех, кто путешествовал вместе с ним по тому, что Джеймс Болдуин прозорливо и сочувственно назвал его «опасной дорогой». Но даже если мы чтим память Кинга, нам необходимо учитывать, чему еще могут научить нас его мысли о том, как построить более справедливый и мирный мир и, в более общем плане, о политической морали, суждениях и практике.

Любая попытка интерпретировать и критически рассматривать политическую мысль Кинга, однако, сталкивается с парадоксом. С одной стороны, существует неизбежный факт, что Кинг, возможно, является самой всемирно известной политической фигурой, а также частью самого известного общественного движения, возникшего в Соединенных Штатах в двадцатом веке. В 1983 году, после периодически ожесточенных дебатов, но всего через пятнадцать лет после смерти лидера движения за гражданские права, президент Рональд Рейган подписал закон о федеральном празднике, посвященном дню рождения Кинга. Двадцать лет спустя по крайней мере в 730 городах США была улица, носящая его имя. Возможно, самым большим свидетельством благоговения Америки перед Кингом является памятник ему, который стоит среди президентских статуй, военных мемориалов и национальных музеев на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия. Там, недалеко от того места, где Кинг произнес «У меня есть мечта» — возможно, самую известную речь в американской истории — скульптура, посвященная памяти Кинга, изображает его выходящим из массивного «камня надежды», призванного вызвать одну из самых известных строк из этой речи. обращение: «С этой верой мы сможем высечь из горы отчаяния камень надежды».

[…]

Перефразируя Витгенштейна, можно сказать, что когда дело доходит до Кинга, современная политическая теория, философия и социальная критика находятся в плену у картины. Трудно выйти за пределы этой картины, потому что она лежит глубоко внутри нашего культурного здравого смысла. Сами словари, нарративы, концепции и парадигмы, которые мы разработали якобы для того, чтобы понять кого-то вроде Кинга, неумолимо повторяют нам образ, скрывающий размах и тонкость его мысли. Та часть мышления Кинга, которая остается видимой, сжимается в аргументы или утверждения, которые для большинства политических философов уже считаются убеждениями. Таким образом, серьезное чтение Мартина Лютера Кинга кажется неспособным окупить усилия. Как исследователи черной политической мысли и афроамериканской философии, мы находим эти интерпретационные препятствия, возможно особенно острые в данном случае, знакомыми. Мы надеемся продемонстрировать ошибочность этой более широкой ориентации, а также представляем ценную коллекцию оригинальных теоретических работ об исторически значимом, но глубоко недооцененном мыслителе.

Хотя он имел докторскую степень в области систематического богословия и провел несколько лет, изучая историю западной политической мысли и философии, Кинг не был академическим политическим философом. Однако помимо того, что он был активистом и христианским служителем, он был серьезным общественным философом, написал множество книг и эссе и произнес бесчисленное количество речей перед широкой аудиторией. Учитывая профессионализацию политической философии, существует сильное предубеждение против того, чтобы рассматривать публичных философов, даже таких выдающихся всемирно-исторических деятелей, как Кинг, как достойных постоянного изучения. Академические политические философы в основном пишут друг для друга и полагаются почти исключительно на крошечный канон неакадемических политических мыслителей — например, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля. Существует высокая планка для принятия в эту элитную компанию, и считается, что немногие чернокожие публичные философы (за исключением, пожалуй, У. Э. Б. Дюбуа и Франца Фанона) преодолели ее. Публичные философы обычно рассматриваются в лучшем случае как популяризаторы оригинальных идей более значительных мыслителей. Изучение Кинга пострадало из-за этой академической обособленности и предубеждения против политических мыслителей, которые ищут неспециализированных читателей. Итак, здесь, благодаря нашим коллективным усилиям по критическому анализу работ Кинга, мы стремимся помочь исправить это неоправданное пренебрежение, а также, как мы надеемся, сами обращаемся к читателям-неспециалистам.

Также важно признать, что Кинга часто читают через одну из самых устойчивых и укоренившихся черт черной политической культуры: прославление и благоговение перед виртуозным ораторским искусством и пророческой мудростью. Основанные на религиозной и художественной практике афроамериканцев, эти перформансы сочетают в себе стиль и содержание и воплощают их в харизматичном риторическом образе, который, как многим кажется, придает авторитет и положение. Мастерский оратор и вдохновляющий лидер, Кинг обладал сверхъестественной способностью превращать запоминающуюся и лирическую фразу, вызывать в воображении яркую метафору, пробуждать эмоции своих слушателей и побуждать людей к действию в самых разных аудиториях. Эти таланты по понятным причинам продолжают играть важную роль в сохранении и формировании наследия Кинга.

Хотя поэтическое и пророческое исполнение действительно может дать жизненно важное философское понимание, интерпретация публичного философа, такого как Кинг , исключительно через эту призму рискует искажением и провоцирует неправильное использование. Например, у кого-то может возникнуть соблазн использовать фразу, вырванную из контекста, чтобы усилить идею или продвинуть дело, против которого на самом деле выступал Кинг. Можно относиться к цитируемому замечанию как к отдельному афоризму, тогда как на самом деле Кинг использовал его как посылку в более широком аргументе. Или из-за того, что конкретное риторическое изложение идеи вызывает сильный резонанс, можно интуитивно почувствовать, что она понята, но при этом не оценить ее полного значения или философского обоснования. Мы утверждаем, что Кинг является систематическим мыслителем, и поэтому крайне важно копнуть глубже его возвышенных красноречий и цитируемых фраз, чтобы найти сложные доводы, которые он приводит в поддержку своих практических выводов.

В более широком смысле это видение требует анализа политической мысли чернокожих с тщательным вниманием к деталям и нюансам аргументов, выдвигаемых чернокожими мыслителями, а также к часто тонким философским различиям между единомышленниками. Эта работа требует благотворительной реконструкции теоретических утверждений, чтобы прояснить и сделать явными ключевые идеи и плодотворные пути для дальнейших исследований и размышлений. Чтобы осуществить это, мы должны избегать или, по крайней мере, временно сдерживать некоторые известные тенденции в научных описаниях черной политической мысли: рассматривать политические идеи исключительно как рационализацию классовых и групповых интересов или как последствия социально-исторических факторов; считая эти идеи достойными изучения только из-за их предполагаемой социальной функции; думать о них как о простом социальном или психологическом явлении, подлежащем эмпирическому объяснению; и — особенно пагубно в случае с Кингом — сведение этих идей к всего лишь тактических хода для продвижения какой-то повестки дня в меняющемся контексте.

Наш подход к черной политической мысли также отвергает агиографию. Черные мыслители заслуживают гораздо большего уважения и внимания, чем они обычно получают от политических философов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *