Мартин Лютер – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание:
Лютер до начала Реформации
95 тезисов Лютера (кратко)
Сожжение Лютером папской буллы
Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург
Реформация Мартина Лютера (кратко)
Личность Лютера
Значение Лютера
Лютер до начала Реформации
Мартин Лютер – знаменитый германский церковный реформатор, основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г.
Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.
В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.
Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525
Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.
95 тезисов Лютера (кратко)
Подробнее — см. в отдельной статье 95 тезисов Лютера
Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния.
Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.
Сожжение Лютером папской буллы
Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен, окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга.
От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.
Лютер сжигает папскую буллу
Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.
Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург
В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе, он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.
Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877
На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.
Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522
Реформация Мартина Лютера (кратко)
Подробнее — см. в отдельной статье Реформация Лютера
Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей, иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т.
д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.
Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525
Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера, а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией.
Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.
Личность Лютера
Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание.
К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.
Значение Лютера
На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.
Мартин Лютер краткая биография — Kratkoe.com
Л
Автор J.
G. На чтение 3 мин Обновлено
Мартин Лютер краткая биография христианского богослоав, инициатора Реформации, переводчика Библии на немецкий язык.
Мартин Лютер биография краткоБудущий деятель и реформатор родился на свет в семье рудокола 10 ноября 1483 года в Саксонии. Когда малышу исполнилось полгода, семья переехали в Мансфельд, где его отец получил статус зажиточного бюргера.
В 7-летнем возрасте родители отправили Мартина в городскую школу, где его постоянно унижали и наказывали. За семь лет обучения здесь, юноша научился только писать, читать и выучил 10 заповедей, несколько молитв.
В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.
В 1501 году он поступает в Эрфуртский университет на философский факультет. Юноша заметно выделялся среди сверстников способностью легко усваивать даже сложные материалы и прекрасной памятью.
В 1503 году молодой Лютер получи степень бакалавра и приглашение читать лекции по философии. Параллельно с работой он изучал основы юридического дела. Как-то раз после посещения университетской библиотеки, ему в руки попала Библия, которая изменила его жизнь.
По окончанию университета философ решил посвятить себя служению Богу, отказавшись от мирской жизни. В храме он выполнял работу привратника, прислуживал старшим, подметал двор церкви, заводил башенные часы, собирал милостыню в городе.
В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.
В 1508 году его рекомендовал генеральный викарий на должность преподавателя Виттенбергского университета. Сам же Августин не прекращал развиваться, изучая иностранные языки и получив степень библейского бакалавра.
В 1511 году он посетил Рим, где впервые столкнулся с противоречивыми фактами католицизма. Спустя год Мартин Лютер занимает должность профессора теологии, в 11 монастырях исполняет обязанности смотрителя и читает проповеди.
В 1518 году вышла папская булла, которая вызвала противоречивые мысли у богослова и разочарование в католических учениях. Философ написал свои 95 тезисов, опровергающие постулаты Римской церкви. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами принесло ему популярность в обществе. Они гласили, что государство не зависит от духовенства, а духовенство не должно выступать посредником между Владыкой и человеком. Деятель категорически не принимал требований и изречений касательно безбрачия духовных представителей. Тем самым, он разрушал авторитет выданных Папой декретов. Его позиция была смелой и шокирующей.
В 1519 году Папа Римский пригласил Мартина Лютера к себе на суд, однако тот не явился. Тогда понтифик предал протестанта анафеме, то есть отлучил от святых таинств.
В 1520 году философ публично сжигает буллу Папы Римского и призывает народ к борьбе против папского засилья. За это его лишают католического сана. Согласно Вормсскому эдикту от 26 мая 1521 года Мартина обвиняют в ереси.
Сторонники реформатора спасают его, инсценировав похищение. Лютер переехал в замок Вартбург и занялся переводом на немецкий язык Священного Писания.
Публичная деятельность Мартина Лютера привела к тому, что в 1529 году его протестантизм официально принялся обществом и стал считаться течением католицизма.
До конца своих дней он тяжело трудился: проповедовал, читал лекции, писал книги.
Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.
Краткая анимированная история 95 тезисов Мартина Лютера и Реформации, которые изменили Европу, а затем и мир
в Анимация, история, религия | 31 января 2022 г. Оставить комментарий
Какой бы ни была наша религиозная принадлежность, рано или поздно нам всем приходится говорить о прибивании тезисов к двери.
Большинство из нас использует эту фразу как метафору, но редко полностью не осознает исторических событий, которые ее вдохновили. 31 октября 1517 года немецкий священник и богослов по имени Мартин Лютер прибил к двери Виттенбергской церкви Всех Святых свои собственные тезисы, 95 из них, которые коллективно выступили против практики Римско-католической церкви продавать индульгенции или прощение грехов. Лютер не мог согласиться с тем, что бедняки должны «тратить все свои деньги на покупку спасения от наказания, чтобы попасть в рай», а также с тем, что «богатым должно быть легче избежать длительного пребывания в чистилище».
Другими словами, Лютер считал, что Церковь в его время стала «слишком много думать о деньгах и слишком мало о Боге», согласно повествованию короткометражного фильма выше. Пять игриво анимированных минут, созданных студией Tumblehead Studios и представленных National Geographic к 500-летию оригинальной диссертации, рассказывают историю Реформации, когда протестантизм отделился от католицизма в результате агитации Лютера.
Сюда же удается включить такие события, как собственный перевод Лютером Нового Завета, ранее доступный только на греческом и латинском языках, на его родной немецкий язык, публикация которого создала основу современного немецкого языка, как сегодня говорят и пишут.
Перевод Лютера дал обычным людям «возможность читать Библию на своем родном языке», свободном от толкований священников и церкви. Это также дало им, возможно, менее преднамеренно, возможность «использовать слова Библии в качестве аргумента для самых разных вещей». Мысли Лютера вскоре были выстроены «в борьбе за власть князей, в восстаниях и в борьбе между королями, князьями и папой о том, кто что на самом деле решает». Последовали ссоры, сражения и полномасштабные войны. Последовавшие за этим институциональные расколы изменили мир так, как это было заметно полтысячелетия спустя, но сначала они изменили Европу, где следы этой трансформации до сих пор проявляются наиболее ярко. Немногим путешественникам можно доверить поиск и объяснение этих следов более искусно, чем телеведущему Рику Стивсу.
В Лютер и Реформация , его специальном выпуске 2017 года выше, Стивс посещает все важные места, связанные с жизненным путешествием центральной фигуры, репрезентацией в микрокосме грандиозного перехода Европы от средневековья к современности. За более чем 40 лет профессиональных путешествий Стивс посетил бесчисленное количество памятников католической Европы. Ценя их, он признался в недавнем профиле New York Times Magazine , что ему требовалось «оставить свой протестантский меч у двери». Однако его тур по истории Реформации позволяет ему опираться на свою собственную лютеранскую традицию с присущим ему энтузиазмом. Частично тот энтузиазм, который сделал его таким успешным туристическим предпринимателем, хотя он, по-видимому, знает, когда прекратить накапливать богатство: в конце концов, верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому человеку войти.
Связанный контент:
Анимированное введение в пять основных мировых религий: индуизм, иудаизм, буддизм, христианство и ислам Пять основных религий, распространенных по всему миру (3000 г. до н.э. – 2000 г. н.э.)
Религиозная принадлежность героев комиксов
Христианство в его священных писаниях: бесплатный курс Гарвардского университета
Рик Стивс, Европа : 11 сезонов любимого путешественника Америки бесплатно онлайн. Его проекты включают книгу Город без гражданства: прогулка по Лос-Анджелесу 21-го века и видеосерию
Мартин Лютер — Краткая биография
Listen on Spotify Мартин Лютер был немецким профессором богословия, который жил с 1483 по 1546 год. Он был женат на бывшей монахине Катарине фон Бора и имел 6 детей. Наиболее известен своими 95 тезисами .
Первые годы он провел, изучая право, а затем стал августинским монахом. Лютер был предшественником реформации и открыто выступал против обычаев Римско-католической церкви; обычаи, общие для католической церкви, затем включают концепцию чистилища и продажу индульгенций 1 . Лютер перевел Библию с латыни на немецкий, сделав Библию доступной для «мирян». Лютер был отлучен от церкви 2 папой Львом X в 1520 году за свою веру и остается таковым по сей день.
Мартин Лютер был старшим сыном Ганса Лютера и Маргарет Линдерманн. Отец Лютера был арендатором медных рудников и плавильных заводов. Он работал в местном совете в качестве одного из четырех представителей. Мать Лютера описывали как трудолюбивую женщину из торгового сословия. Ганс Лютер был полон решимости сделать своего старшего сына юристом (нередкое стремление сингапурцев). Он отправил Лютера в школу, известную как Братство общей жизни в Эйзенахе в 149 г.8 (христианская школа, для которой характерно множество внебиблейских правил).
2 июля 1505 года Лютер возвращался в университет верхом после поездки домой.
Во время путешествия рядом с ним во время грозы ударила молния. Позже Лютер сказал своему отцу, что опасается этого инцидента как божьего суда. Он закричал: «Помогите! Святая Анна, я стану монахом!» Он рассматривал крик о помощи как нерушимый обет. Он бросил учебу, продал свои книги и 17 июля 1505 года поступил в монастырь Святого Августина . Отец Лютера был в ярости из-за того, что он считал пустой тратой образования Лютера. Его монашеская жизнь в августинском ордене включала пост, долгие часы в молитвах и частые исповеди. Однако то, что Лютер считал злым периодом своей жизни, Бог предназначил во благо. Иоганн фон Штаупиц, его настоятель в монастыре, обратил внимание Лютера от постоянного размышления о своих грехах к заслугам Христа. Он учил, что истинное покаяние включает в себя не самопокаяние, а скорее изменение сердца. Сам Мартин Лютер заметил: «Если бы не Штаупиц, я бы провалился в ад». Несмотря на свой косвенный вклад в реформацию, Штаупиц отверг реформацию, когда она произошла.
Рассказ Лютера о своем монашестве можно резюмировать словами: «Я потерял связь со Христом Спасителем и Утешителем и сделал Его тюремщиком и палачом моей бедной души». Подобные свидетельства заставляют нас о многом задуматься.
Реформация началась, когда монах-доминиканец по имени Иоганн Тетцель получил от Римско-католической церкви полномочия продавать индульгенции в Германии для сбора денег на восстановление Собора Святого Петра в Риме. Опыт Тецеля как проповедника индульгенций привел к его назначению генеральным комиссаром архиепископом Майнца, Альбрехт фон Бранденбург . Альбрехт получил разрешение от Папы Льва X на продажу полных индульгенций; половина выручки пошла на строительство базилики Святого Петра, а другая — на оплату бенефициаров Альбрехта. Вместе Тетцель проповедовал важность индульгенций, а Альбрехт продавал индульгенции. Лютер обратился к этой уловке в письме к Альбрехту.
31 октября 1517 года Лютер написал письмо Альбрехту, протестуя против продажи индульгенций.
Мартин Лютер встретил немалую оппозицию за свое опровержение католической церкви. Он рисковал гневом видных деятелей вплоть до Папы Римского за свои диссертации. Католическая церковь послала теологов, чтобы опровергнуть утверждения Лютера, которые никак не могли отвратить его от истины.
15 июня 1520 года папа Лев X поставил Лютеру ультиматум. Если Лютер не отречется от веры в своих письмах, он будет отлучен от церкви. Лютер отказался отречься, что привело к его исключению из католической церкви. Католическая церковь также стремилась запретить распространение 9 книг Лютера.5 тезисов. 18 апреля 1521 года Лютеру было приказано предстать перед сеймом в Вормсе 3. На сейме председательствовали видные члены Священной Римской империи, в том числе император Карл V. Путешествие Лютера на собрание и обратно, которое длилось с 28 января по 25 мая 1521 года. Однако принц Фридрих позже перехватил Лютера по пути домой в лесу недалеко от Виттенберга всадниками в масках, выдававшими себя за разбойников с большой дороги. Лютера держали в замке Вартбург, во время которого он переводил Новый Завет с греческого на немецкий. Когда император издал Вормский эдикт, Лютер был объявлен вне закона.
Его литература была запрещена, и требовался его арест. Предложение Лютеру еды и крова было преступлением, и его убийство также было разрешено без юридических последствий. Лютер тайно покинул Вартбург и вернулся в Виттенберг 6 марта 1522 года. Битва Лютера с Римом сказалась на его здоровье, и он боролся со многими болезнями. Лютер умер 18 февраля 1546 г., его последними словами были 9 лет.0023 «В твои руки я отдаю свой дух; Ты искупил меня, Господи, верный Боже»
Я хотел бы рассказать вам, что Лютер сказал сейму, когда его спросили, поддерживает ли он свои труды. Он сказал » Если я не убежден свидетельством Священного Писания или ясной причиной (ибо я не верю ни в папу, ни в соборы в одиночку, так как хорошо известно, что они часто ошибались и противоречили сами себе), я Я связан Писанием, которое я цитировал, и моя совесть находится в плену у Слова Божьего. Я не могу и не буду ни от чего отрекаться, так как небезопасно и не правильно идти против совести.
Да поможет мне Бог. Аминь» . Не принимайте ни его слова, ни слова на этой странице за то, что говорится в писаниях. Вместо этого испытывайте дух, руководствуясь Библией.
1 Индульгенции продаются как облегчение временного наказания за грех
2 3 Сейм — это совещательный орган, а Вормс — это место в Германии. Сейм Червей на самом деле был не местом, где люди собирались, чтобы поесть червей
Ссылки:
(2) Мартин Лютер, Лекции по Бытию: главы 45–50, изд. Ярослав Ян Пеликан, Хилтон С. Освальд и Гельмут Т. Леманн, том. 8 произведений Лютера.
(3) Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер: индульгенции и спасение», Британская энциклопедия, 2007 г.
(4) Брехт, 2:18–21 , Реформация в Германии, Генри Клей Веддер, 1914, Macmillan Company, с. 405.
(6) Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер: Индульгенции и спасение», Британская энциклопедия, 2007 г.
