Философия людвига фейербаха кратко: Философия Фейербаха: кратко и понятно

Философия Фейербаха: кратко и понятно

Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.

Биография мыслителя

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.

Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.

Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.

Учение Фейербаха о познании

Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.

Достоверность происходящего определяется не только тем, что чувствует человек, но и тем, как он относится к другим людям. Мы познаем окружающих и лишь затем — самих себя. Теплые чувства к окружающим, солидарность с ними раскрывают перед нами настоящий смысл жизни. Эта концепция получила название «туизм» (противоположность эгоизма). Жить без осознания нравственного долга – невозможно.

Этика Фейербаха

В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.

Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.

Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.

В 1830 году вышел труд Фейербаха под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где подвергался критике вопрос бессмертия души человека. Этот труд был издан без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к его созданию. Весь тираж сожгли и Людвигу запретили заниматься преподавательской деятельностью до конца его дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались ему помочь остаться преподавать, они не смогли этого сделать.

Первая книга, которая стала известной — «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этой работе чувствуется влияние лекций Гегеля. В ней затрагивается вопрос отношений философии и религии.

В 1837-1838 годах вышли дополнения к этой работе. Автор отвергает учения традиционной теологии о бессмертной душе. В том томе, который был посвящен Бейлю, он заявляет о своем атеистическом взгляде на мир и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно, Фейербах развивает свои мысли в следующих трудах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841).

В более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) — материалист радикально склоняется к роли чувственности в познании.

Он отрицает роль бессмертной души и говорит о том, что каждый «человек есть то, что он ест».

Последнее произведение мыслителя — «Эвдемонизм». Не смотря не то, что Людвиг Фейербах в то время терпел тяжелые лишения, он написал философский труд, пронизанный искренней верой в счастье людей.

Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — наивысшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Философские взгляды мыслителя

Людвиг Фейербах в своих трудах уделил внимание изучению человека. Каждый имеет единые тело и душу. Большую роль играет именно тело. Оно является сущностью личности. Фейербах подвергает критике учение идеалистов, с их «абстрактным мышлением». Упор делается на ощущения — зрение, осязание, обоняние и слух. Они по-настоящему реальны и нужны человеку, чтобы изучать психические состояния.

Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное — это не более, чем идеалистическая спекуляция.

Это направление в учении Фейербаха называют антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет являться другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. И поэтому возникает альтруистическая мораль, которая способна стать сильнее «ложной» любви к Богу.

Учение Фейербаха о религии

Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому —Бога нет.

В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.

Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.

Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.

Ученый считает, что религиозный культ вреден людям. Он препятствует их желанию жить здесь и сейчас. Они ожидают, что обретут вечное блаженство после смерти, но не хотят что-либо делать, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг.

Ученый говорит о том, что не существует ничего выше и важнее, чем природа. Благодаря появлению на Земле людей, природа созерцает саму себя. Природа это нечто вечное, что не имеет конца. Нескончаемы также пространство и время.

Немецкий философ Людвиг Фейербах привнес в мировую культуру и философию много ярких, свежих мыслей. Его взгляды уже много лет изучаются другими представителями науки. И не только немецкими. Труды Фейербаха читают на разных континентах. Фейербах посвятил свою жизнь постижению человеческой сущности.

Л. Фейербах и его философия

Людвиг Фейербах является представителем немецкого материализма. Сан он был коммунистом и атеистом в своих мировоззренческих позициях. Его учения и лекции дали начала развитию мировоззрения К. Маркса.

Философские взгляды

Философская традиция Фейербаха потерпела несколько изменений на протяжении всей своей истории. Лучше всего эта трансформация описывается самим автором: «Бог являлся моей первой мыслью, второй являлся разум, а третьей и последней – человек. Субъектом божества является разум, а субъектом разума – человек».

Изначально он разделял теологические взгляды на мир, после перешел к заинтересованности в философии Гегеля. Заключительным этапом становления его мировоззрения стал переход к сенсуализму в теории познания и к антропологической позиции в религии.

Фейербах убежден в том, что именно чувственное восприятие является единственным источником подлинного знания. Вследствие этого он постепенно отрекается от наличия абстрактных понятий и признает истину в конкретном и единичном.

Замечание 1

Таким образом, мыслитель повторяет философию сенсуалистов. Он не останавливается на детальных изучениях чувственного восприятия. Тем не менее, он, наряду с Гегелем, глубоко убежден в могуществе человеческого разума, в возможности необходимого и всеобщего познания.

Туизм

Иной не менее значительной особенностью философского познания Фейербаха является учение о туизме. Достоверность бытия у Фейербаха достигается лишь посредством доступности личного ощущения человека, реальностью для другого.

Так, философская традиция Фейербаха довольно сильно сближается с философией новейших немецких позитивистов. Это и общественное доказательство подлинности внешнего мира, которое вмещает в себе аспекты мировоззрения материализма Фейербаха.

Важную ступень духовного развития человека у Фейербаха занимает этическое учение и религиозная проблема, как преобладающая. В этой стезе он вмещает более детальное описание важнейших аспектов нашего развития.

Этика Фейербаха

Замечание 2

Важно отметить, что этическое учение берет за свой объект человеческую волю. Тем не менее, где нет побуждения, там нет и воли, а где не существует побуждения к счастью, то там напрочь отсутствует любое побуждение.

«Нравственность без блаженства являет собою слово без смысла». На вопрос касательно стремления к собственному блаженству в нас возникает полностью противоположное желание самоограничения, альтруизма и служения другим. Фейербах полагает, что сущность нравственности исходит из блаженства целостного, а не одиночного, в многостороннем блаженстве, которое распространяется на других людей.

Идея связанности индивидуального стремления к счастью и стремления к счастью иных людей, должна сформироваться еще в «раннем» человеке: «тумаки и щипки братьев и сестер научат его тому, что стремление к счастью чужого, не личного также имеет право на существование и воплощение в жизнь.

Противоположность, которая возникла между долгом и склонностью является несомненной и важнейшей с позиции нравственности. Тем не менее, она не является абсолютной. Чувство долга произрастает на почве склонностей. В конечном счете, важно помнить, что исполнение долга приводит к счастью. Только это не означает, что исполнение долга сопровождается счастьем. Чувство долга и импульс к счастью являются изменчивыми факторами.

Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

Людвиг Фейербах

Профиль Основные работы Ресурсы

 

немецкий философ, богослов и социалист.

Людвиг Андреас Фейербах родился в семье ученых, его отец был юристом и профессором уголовного права в Баварской Ландсхутский университет. Выросший в Мюнхене, Фейербах начинал изучал богословие в Гейдельберге, но впоследствии переключился на философию и перевелся в Берлинский университет, где поступил под заклинание философа Г.Ф.В. Гегель. Фейербах вместе с Бруно Бауэром сформировал Карла Маркса, и другие берлинские ученики Гегеля, ядро ​​«младогегельянцев». движение. .

Фейербах вернулся в Баварию для завершения учебы, получив диплом докторскую степень Эрлангенского университета 1828 г. Он представил свою в том же году защитил докторскую диссертацию и остался в Эрлангене в качестве лектор. Однако первая публикация Фейербаха, анонимная трактат о смерти и бессмертии (1830 г.) был признан нерелигиозным и осужден. В 1832 году Фейербах приостановил преподавание и ушел в отставку. в сельскую деревню Брукберг (недалеко от Нюрнберга), живя за счет своего пожертвование жены на фарфоровом заводе, и писал в основном по богословию.

Трактат по философии 1834 года принес ему приглашение на гегельянскую «Критическое общество» и Фейербрах написали несколько произведений для Гегелевская Jahrbuch в 1834 г., защищая Гегеля от критиков (они будет переиздан как Anti-Hegel в 1835 г.).

Фейербах впоследствии изменил тактику и внес ряд статьи в Галле Jahrbuch в 1839 году с поворотом Гегельянство кругом. В своей новаторской критике идеализма Гегеля в 1839 году Людвиг Фейбербах стал сторонником материалистического (или, в данном случае, «натуралистической») концепции истории. Фейербаха работа оказала бы большое влияние на Карла Маркса, который пошел бы еще дальше в обратном направлении к диалектическому материализму.

Самая известная работа Фейербаха, вероятно, его Сущность Христианство в 1841 году.   «Сущность» христианства, по Фейербаху (1841), была просто религиозное отчуждение. Вкратце Фейербах утверждал, что как результате сложных материальных обстоятельств на протяжении всей истории люди постепенно отчуждаются от своих естественных, субъективных устремлений к красоте, истине, мудрости и т. д. и поэтому создали религию как воплощение этих идеалов. Однако однажды «овеществленный» в религии эти идеалы вернулись, чтобы сокрушить человеческие устремления. полностью. В результате Фейербах считал, что религия стала

только препятствие на пути реализации человеческих идеалов на земной шар. Социалист общество стало возможным только благодаря отбрасыванию религию, тем самым позволяя людям «отвоевать» свою собственную идеалы для себя.

Тезис Фейербаха привел бы к ответам Маркса (1844, 1846) и Энгельс (1888 г.). Карл Маркс критиковал тезис Фейербаха на том основании, что человеческие проекции религиозные идеалы были зеркальным отражением несовершенства и нищеты настоящее общество. Отбрасывание религии ничего не даст, если социалистическое общество уже на месте. Как только материал обстоятельства меняются и улучшаются, утверждал Маркс, человеческая «потребность» в религия исчезнет.

 

 
верхний

Основные произведения Людвига Фейербаха

  • Gedanken ber Tod und Unsterblichkeit , 1830 [bk] [1847 г. ред]
  • Geschichte der neueren Philosophie, фон Бэкон фон Верулам-бис Бенедикт Спноза 1833 [бк] [1844 2-й изд.], [1906 Werke ред]
  • Абеляр и Элоиза , 1834
  • Kritik das ‘anti-Hegels’ , 1835 [bk] [1844 г. ред]
  • Пьер Бейль , 1838 [бк]
  • бер Философия и христианство , 1839
  • «Der wahre Gesichtspunkt aus welchem ​​der Leo-Hegelsche Streit beurtheilt» werden mu» 1839, Halleschen Jahrbuch fr deutsche kunst und Wissenschaft , № 61 (12 марта), с.482) и № 62 (13 мар. стр.490) [перепечатано в 1839 г. с названием Философия и христианство: в Beziehung auf den der Hegel’schen Philosophie gemachten Vorwurf der Unchristlichkeit
    , кб]
  • «Zur kritik der hegel’schen Philosophie», 1839, Halleschen Jahrbuch fr deutsche kunst und Wissenschaft , (№ 208, 30 августа, с. 1656) (209, 31 авг., с.1666), (210, 2 сент., с.1674) (211, 3 сент., с.1682), (212, 4 сент., с.1690) (213 5 сент., с.1698), (214 6 сент., с.1706) (215 7 сент., с.1714), (216, 9 сент., стр.1722) [англ. пер. «К критике философии Гегеля», МРХ]
  • Das Wesen der Religion , 1841 [1849 2-й изд.], [1908 г. изд.]  [англ. 1881 пер. Сущность христианства бк, МРХ]
  • Smmtliche Werke , 1846-49. т.1, т.2, т.3, т.4, т.5, т.6, т.7, идентификатор]
  • Vorlesungen ber das Wesen der Religion. Nebst Zustzen und Анмеркунген , 1851, [бк] [англ. пер. лекций о сущности христианства ] [мрх]
  • Принципы Философия будущего
    , 1843 [mrx]

верхний

Ресурсы о Людвиге Фейербахе

  •   Архив Людвига Фейербаха на marxists.org, включая краткое изложение био
  •  «Историческая судьба учения Гегеля» [mrx]
  • Фейербах Ильенкова [mrx]
  • Фейербах в Стэнфорде EP
  • Людвиг Фейербах Gesellschaft в Германии
  • Википедия

 

Топ

————————————————————— ————————————————— ————————————————— ————————————————— ——


Все права защищены, Гонало Л. Фонсека

Людвиг Фейербах: «истинный победитель старой философии»

Среди самых известных произведений Карла Маркса — его «Тезисы о Фейербахе». Но кем был Фейербах?

Людвиг Фейербах был воспитан набожным протестантом и поступил в университет как студент богословия. Затем он стал одним из самых блестящих учеников Гегеля в Берлинском университете в 1820-х годах и гегелевским академическим философом, хотя, как заметил Энгельс, «никогда не был полностью ортодоксальным гегельянцем».

Спустя годы после публикации в 1835–1836 годах «Жизни Иисуса» Давида Штрауса, которая подвергла библейские рассказы такому же критическому анализу исторических свидетельств, как и другие рассказы давно минувших дней, Фейербах изменился.

Он отверг гегелевскую умеренно-либеральную политику и гегелевскую рационализированную версию протестантского христианства. Он стал атеистом, республиканцем и коммунистом.

«Что я считаю своим принципом? Эго и альтер-эго, «эгоизм» и «коммунизм»… Без эгоизма у вас нет головы; без коммунизма у вас нет сердца» (ФБ с.

295).

Между 1839 и 1843 годами он опубликовал серию работ, разрушающих систему Гегеля и призывающих к «новой философии», эмпирической и, возможно, гуманистической, если бы это слово было тогда в ходу.

Полноформатной книгой среди этих сочинений была «Сущность христианства», изданная в 1841 году, в которой аргументировалось мнение Фейербаха о том, что «только в убожестве человека Бог имеет свое место рождения. Только от человека Бог получает все свои определения. Бог есть то, чем хотел бы быть человек: он есть собственная сущность и цель человека, постигаемая как реальное существо» (POF, стр. 48).

«Божественное существо есть не что иное, как человеческое существо, или, скорее, человеческая природа, очищенная, освобожденная от ограничений индивидуального человека… созерцаемая и почитаемая как иное, отдельное существо» (ЕПЦ с.14).

«История человечества состоит не что иное, как непрерывное и поступательное завоевание пределов, которые в данное время выступают за пределы человечества».

Но религия отвернулась от этого прогресса к идеализированной человеческой сущности, рассматриваемой как Бог (ЕПЦ, стр. 152-3).

«Религия есть истина только тогда, когда она утверждает человеческие свойства как божественные, ложна, когда в форме теологии она… отделяет Бога от человека как иного существа» (ЕПЦ с.333).

Это было несколько однобоко, поскольку видело в религиозном Боге только отчужденную форму человеческой любви и сочувствия, а не также, как таковую, отчужденную форму человеческой мстительности, злобы и жестокости. Как заметил бы Энгельс, Фейербах «кажется мелким, по сравнению с Гегелем, в его трактовке противоположности добра и зла… Фейербаху не приходит в голову исследовать историческую роль морального зла».

Тем не менее «освобождающее действие этой книги» в условиях того времени было, как писал позже Энгельс, огромным.

«Одним ударом она раздробила противоречие в том, что без обиняков вновь возвела на трон материализм. Природа существует независимо от всякой философии. Это основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Ничего не существует вне природы и человека, и созданные нашими религиозными фантазиями высшие существа суть лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности. Заклинание было разрушено; [гегелевская] «система» была взорвана и отброшена в сторону, и противоречие, существование которого оказалось только в нашем воображении, растворилось…

«Энтузиазм был всеобщим; мы все сразу стали фейербахианцами. С каким воодушевлением встретил Маркс новое воззрение и как сильно — несмотря на все критические оговорки — он испытал на себе его влияние, можно прочесть в «Святом семействе» [совместное произведение Маркса и Энгельса, написанное в 1844 г.].

Мэри Энн Эванс [Джордж Элиот] переведет «Сущность христианства» на английский язык в 1854 году.

«Мы просто не хотим больше теологии», — писал Фейербах. «Место веры заняло неверие, а место Библии — разум… религия и церковь — политика» (FB, стр. 148). «Современный человек обращается к политике, [потому что] он обнаружил, что религия христианства является ядом для его политической энергии» (ФБ с. 151). «Как только мы упразднили протестантскую дихотомию между небом, где мы господа, и землей, где мы рабы… протестантизм [то есть, для Фейербаха, этос человеческой любви и общности, который он считал представленным протестантизмом в мистифицированной форме] скоро приведет нас к республиканскому государству» (ФБ с.152).

Старший брат Людвига Фейербаха, Карл Вильгельм Фейербах, одаренный математик, действительно, будучи студентом, обратился к радикальной политике. Заключенный по этой причине в 1827 году, Карл Вильгельм перенес нервный срыв, попытался покончить жизнь самоубийством, так и не восстановил свое здоровье после освобождения из тюрьмы и умер в возрасте 34 лет в 1834 году.

Сам Людвиг Фейербах оказался не в состоянии делать то, что проповедовал. Он не мог получить академических должностей отчасти из-за своих радикальных взглядов, а отчасти из-за неуклюжего поведения. С 1837 г. до своей смерти в 1872 г. он жил в небольших деревнях, живя сначала на доход от имущества жены, а затем на помощь друзей и товарищей.

Энгельс писал Фейербаху, пытаясь вовлечь его в политическую деятельность, но безуспешно. У Фейербаха были своего рода политические последователи в литературном сентиментальном «Истинном социализме», который недолго процветал в 1845–1847 годах и подвергается критике в «Коммунистическом манифесте»; но сам Фейербах не имел активного отношения к «истинным социалистам».

В революционные 1848-1849 годы он был избран в парламент Франкфурта и принял приглашение студентов в Гейдельберге читать лекции по своей философии. Он мало играл в парламенте и вскоре вернулся в свою деревню.

Вскоре после публикации «Капитала» Маркса в 1867 году Фейербах прочитал ее и вступил в Германскую социал-демократическую партию. К тому времени он был стар и болен, и мало что делал. Партия оказала ему финансовую помощь в последние годы его жизни.

Фейербах написал серию книг, продолжающих его бурные и афористические сочинения 1839–1843 годов, но ни одна из них не имела успеха ни тогда, ни после; ни один не был переведен; ни один из них не перешел должным образом от критического обсуждения богословия к позитивному исследованию мира.

Как заметил Энгельс: «Паутинные эклектические блохи завладели кафедрами философии, а Фейербаху, возвышавшемуся над ними всеми, пришлось деревенеть и скиснуть в деревушке… Это затворничество… заставил его, который из всех философов был наиболее склонен к светскому общению, производить мысли из своей одинокой головы, а не в дружеских и враждебных встречах с другими людьми его калибра».

Маркса часто называют последователем Гегеля в молодости. На самом деле взгляды Маркса были сформированы резкой критикой Гегеля Фейербахом задолго до того, как молодой Маркс начал развивать свои собственные независимые взгляды; и нет никаких свидетельств того, что Маркс когда-либо отказывался от принятия фейербаховской критики Гегеля.

Название недавней подборки сочинений Фейербаха Заваром Ханфи восходит к январской 1842 г. статье, приписываемой Марксу, в которой говорилось: «Нет для вас иного пути к истине и свободе, кроме пути, ведущего через огненный ручей» [Фейербах, в Немецкий, буквально огненный ручей].

Крис Артур («Диалектика труда», глава 9) сообщает, что статья 1842 года «теперь считается не работой [Маркса]». Однако «она очень хорошо выражает отношение Маркса к Фейербаху» в начале 1840-х годов.

Маркс определенно заявил: «Фейербах — единственный, кто серьезно, критически относится к гегелевской диалектике и сделал в этой области подлинные открытия. Он и в самом деле истинный победитель старой философии» (Рукописи 1844 г.).

Далее: «Кто раскрыл тайну [гегелевской] «системы»? Фейербах. Кто уничтожил диалектику понятий, войну богов, известную только философам? Фейербах. Кто заменил старый хлам… Человек? Фейербах, и только Фейербах. И он сделал больше…» («Святое семейство»).

Когда Маркс и Энгельс решили «свести счеты с нашей прежней философской совестью» в «Немецкой идеологии», части незаконченного текста, посвященные другим писателям, носили пренебрежительно-полемический характер. Часть, посвященная Фейербаху, критически относится к полурелигиозному характеру концепции Фейербаха о том, что должно заменить религию, и к тому, как он преобразовал термин «коммунист», который «в реальном мире означает последователя определенной революционной партии». просто в морализаторскую категорию.

Но уважительно, а не пренебрежительно; и основная часть части о Фейербахе — это не обсуждение Фейербаха, а позитивная попытка развить собственное понимание Марксом и Энгельсом исторического и экономического развития. Маркс и Энгельс думали, что они должны идти дальше Фейербаха, прежде всего, и что только путем развития действительной теории действительной истории, а не узко «философской» критикой, они могут пойти дальше Фейербаха.

Тезисы, написанные Марксом в 1845 г., впоследствии знаменито названные Энгельсом «первым документом, в котором заложен блестящий зародыш нового миросозерцания», были тезисами о Фейербахе. Сам Энгельс также написал тезисы о Фейербахе в том же году, которые перекликаются с тезисами Маркса, но проливают свет на некоторые моменты.

Фейербах подверг критике не только систему Гегеля, но и его диалектический метод, и предложил иную диалектику, диалектику развития познания через диалог исследователя с действительностью, самокритические переоценки, диалог между разными исследователями.

Для Гегеля диалектика была более или менее синонимом идеализма, который был более или менее синонимом философской науки. Он обозначал встроенный процесс, посредством которого определения порождают противоположности, затем третий элемент, а затем «переходят» в более высокие определения. Гегель, не из тех, кто недооценивает себя, описывал свою диалектику как «изложение Бога таким, какой он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и конечного разума».

Фейербах ответил:

«Диалектика — это не монолог, который спекуляция ведет сама с собой, а диалог между спекуляцией и эмпирической реальностью. Мыслитель диалектик лишь постольку, поскольку он сам себе противник» (ФБ, стр. 72).

«Абсолютный философ говорил или, по крайней мере, думал о себе — естественно, как о мыслителе, а не как о человеке — «La vérité c’est moi», подобно тому, как абсолютный монарх утверждает: «L’État c» есть мои. или абсолютный Бог, утверждающий: «L’être c’est moi». Человеческий философ, с другой стороны, говорит: даже в мыслях, даже как философ, я человек в единении с людьми. Истинная диалектика — это не монолог одинокого мыслителя с самим собой. Это диалог между «я» и «ты»» (ПОФ стр.71-2). «Не один, а только с другими доходят до понятий и разума вообще» (ПОФ с.58-9).

Марксисты иногда думают, что Фейербах представлял собой реакцию Гегеля на грубый редукционистский материализм, который Маркс и Энгельс впоследствии должны были исправить. Одно известное изречение Фейербаха подтверждает эту точку зрения: «Человек есть то, что он ест».

Фейербах был писателем-автоматом, любившим звучные фразы, которые нельзя понимать буквально; и это был один из них. (В немецком языке это каламбур: слова «есть» [ist] и «ест» [isst] похожи). Эта фраза появилась в отрывке из рецензии на книгу, где Фейербах осуждал бедность, из-за которой многие люди в Германии остались с недостаточным питанием. «Если хочешь сделать людей лучше, дай им лучшую пищу, а не декламации против греха. Человек есть то, что он ест».

Сам Фейербах еще при жизни жаловался на неправильное использование единственного предложения, чтобы представить его грубым материалистом. (См. «Человек есть то, что он ест» Фейербаха: исправление Мелвина Черно, Journal of the History of Ideas 24/3, 1963).

На самом деле позднейшая критика Фейербаха Марксом и Энгельсом заключалась в том, что он недостаточно последовательно следовал своему материализму. Фейербаху было трудно увидеть в материализме нечто большее, чем пассивный, фиксирующий факты эмпиризм, и поэтому он иногда утверждал, что необходим своего рода синтез материализма и идеализма.

Первым аргументом Фейербаха против гегелевской философии было начать с эмпирической реальности и проверить наши идеи эмпирической реальностью. В какой-то момент он вызывающе написал: «Писатель этих строк совсем не возражал бы, если бы… его обвинили в приверженности эмпиризму» (ФБ, с. 137).

«Глубочайшие тайны таятся в простейших природных вещах, но, тоскуя по Запредельному, спекулятивный фантазер топчет их ногами» (ФБ с.94).

Он показал в первом наброске аргумента, который будет более развит Марксом, что диалектика Гегеля, по-видимому, растворяла эмпирически данное посредством критического анализа, но всегда заканчивалась спекулятивными «доказательствами» предполагаемой логической необходимости того, что в на самом деле это было известно только эмпирически. «Сначала все ниспровергается, но потом все снова ставится на прежнее место» (ПОФ с.33-4).

Фейербах настаивает на неустранимом разнообразии действительности, которое может быть проанализировано только эмпирическим исследованием, и осуждает спекулятивный метод, выводящий все это разнообразие из одного принципа.

«Форма как концепции, так и метода Гегеля — это форма исключительного времени, а не толерантного пространства; его система знает только подчинение и последовательность, а не согласование и сосуществование…» (ФБ с.54).

А у Гегеля это даже не реальное время. «Умозрительная философия превратила в… атрибут Абсолюта то развитие, которое она оторвала от времени. Эта оторванность развития от времени есть… неопровержимое доказательство того, что спекулятивные философы сделали со своим Абсолютом то же, что теологи сделали со своим Богом, который обладает всеми эмоциями людей, но не имеет эмоций…» (ФБ с.162).

[Реальное] «время, а не гегелевская диалектика есть средство соединения противоположностей, противоречий, в одном и том же субъекте» (ЭПЦ с. 23). Вещи меняются, потому что они развиваются во времени, а не потому, что диалектика говорит нам, что они объединяют в себе противоположности.

Фейербах писал о «генетико-критическом методе», который заменит спекулятивный метод Гегеля тем, который начнет с реальных вещей, чтобы исследовать и подвергнуть сомнению их происхождение и развитие (FB, стр. 85).

Наука, писал Фейербах, есть процесс работы над «возведением чего-либо из предмета обыденной, повседневной жизни в предмет мысли, т. е. предмет познания» (ФБ, стр. 136).

Философия должна «взять за исходный пункт не свое отличие от эмпирической науки, а свое тождество с ней… Конечно, эмпиризм, не умеющий или не желающий подняться до уровня философской мысли, ограничен и беден. Но столь же ограничена и философия, которая не может опуститься до уровня эмпиризма» (ФБ с.137).

«Жизнь и истина… только там, где… деятельность соединяется с пассивностью» (ФБ с.164).

Но склоняясь непоследовательно мыслить человеческое познание действительности лишь как пассивную регистрацию фактов, Фейербах писал об этом единстве активности с пассивностью как о некоем синтезе идеализма и материализма: «Немецкая метафизика [в соединении] с французским сенсуализмом и материализм» (FB с. 165). «Разум есть свет природы — и эта истина есть преграда грубому материализму» (ЭПЦ с.286).

Фейербах изложил аргумент в терминах, сформированных сексистскими предрассудками его времени.

«Гегель представляет мужской принцип автономии и самодеятельности; короче говоря, идеалистический принцип. Шеллинг [еще один немецкий философ времен Гегеля] представляет женское начало восприимчивости и впечатлительности; короче говоря, материалистический принцип» (ФБ, стр. 166).

Мы видим происхождение замечания Маркса в «Тезисах о Фейербахе», что «активная сторона была развита идеализмом». «Деятельность» выступает как «идеалистический принцип», потому что Фейербах оставляет за рамками схемы труд, производство, строительство, изготовление, даже эксперимент.

В других работах Фейербаха есть намеки на выход за пределы дихотомии. Природа не есть что-то пассивно данное. «Есть даже растения и животные, которые настолько изменились под опекой человека, что их больше не найти в природе» (ФБ с. 293).

Он даже предвосхитил часть идеи Маркса в знаменитом 11-м тезисе о Фейербахе («дело в том, чтобы его изменить»):

«Наука не разрешает тайну жизни». Это может быть правдой. Но что из этого следует?.. Что вы обращаетесь к жизни, к практике. Сомнения, которые не может разрешить теория, разрешаются практикой» (FB, стр. 29).3).

Иногда Фейербах пишет о том, что вообще выходит за пределы философии, как это сделал бы Маркс. «Не желайте быть философом, в отличие от человека; быть не чем иным, как мыслящим человеком» (POF с.67). «Нет религии! — это моя религия; никакой философии! — это моя философия» (ФБ с.296).

Фейербах также выдвинул идею, известную теперь благодаря тому, что Маркс использовал ее в предисловии к «Капиталу», о переворачивании Гегеля «вверх ногами».

«Нам нужно только сказуемое превратить в подлежащее… то есть только перевернутую спекулятивную философию. Таким образом, мы имеем нескрываемую, чистую и незапятнанную истину» (FB стр. 154).

Фейербах знал, что человеческая природа не есть сущность, присущая каждому индивидууму, а составляется только сообществом разных людей. «Истина есть только совокупность человеческой жизни и человеческой сущности. Отдельный человек для себя [не обладает] сущностью человека… Сущность человека содержится только в общности и единстве человека с человеком» (ПОФ с.71).

Однако часто он возвращался к прогрессу в новой философии, которая была наполовину идеалистической, наполовину материалистической; или в новом кодексе жизни, который был «коммунистическим», но коммунистическим как своего рода новый моральный кодекс или демистифицированная религия.

Ему так и не удалось серьезно исследовать развитие человеческих сообществ как исторический процесс. По выражению Энгельса, «история для него — вообще какая-то сверхъестественная область, в которой он чувствует себя неловко».

Таким образом, Фейербах так и не смог осуществить свои собственные рекомендации, перейти от спекуляции к науке и к политике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *