Александр 1 пришел к власти в результате: Александр I пришел к власти в результате …

«Сфинкс, не разгаданный до гроба»

«Дней Александровых прекрасное начало»

В результате последнего дворцового переворота на престол взошёл 24-летний император Александр I. Это событие Россия встретила с большим энтузиазмом. Устав от неопределённости и нервного напряжения павловского царствования, современники приветствовали нового самодержца радостными возгласами. «Дней Александровых прекрасное начало», — резюмировал впоследствии Пушкин всеобщее настроение.

Новоиспечённый правитель, Александр пытался заверить общественность, что вернётся к «золотым» дням царствования своей бабушки Екатерины Великой. И ему верили.

Первенец цесаревича Павла Петровича и его жены, получившей в православии имя Марии Фёдоровны, появился на свет в декабре 1777 года. Венценосная семья была чадолюбива, но императрица Екатерина II сочла, что наследника престола должна воспитывать именно она. Забрав ребёнка у родителей, она перевезла его из Гатчины в Петербург.

Для воспитания и образования «господина Александра» были подобраны самые просвещённые наставники и учителя, составлена специальная программа обучения. Для этого Екатерина даже консультировалась с ведущими педагогами и философами Европы. Юный царевич отвечал стремлением своей августейшей бабушки, увлекаясь то науками, то учителями. В частности, он привязался к одному из воспитателей, швейцарцу по происхождению, Фредерику-Сезару Лагарпу. Умный, энергичный наставник вдохновенно рассказывал Александру о правах личности, республиканском правлении, преимуществах демократического управления страной. Подрастающему наследнику эти истории очень нравились.

Вынашивая планы отстранить от престола законного преемника, нелюбимого сына Павла Петровича, Екатерина II стремилась всячески ускорить взросление старшего внука. В 1793 году она женила его на 14-летней немецкой принцессе, получившей имя Елизавета Алексеевна.

В этом союзе случалось всякое.

Но главной трагедией стало то, что в семье не было наследника. 2 родившиеся дочери Александра I умерли в младенчестве.

Портрет Александра I, нач. 19-го в. Ж.-А. Аллэ. (Государственный Эрмитаж)

Характер будущего самодержца формировался в сложной обстановке. С одной стороны, он жил при дворе Екатерины II, в атмосфере придворных интриг и сплетен. С другой — навещал Гатчинский дворец, место военной муштры и дисциплины. Отец, Павел Петрович, то и дело ругал при нём свою престарелую матушку, поносил её фаворитов. Та, в свою очередь, нелицеприятно высказывалась о выходках сына, называла его «безумцем» и «узурпатором». Семейные разногласия и желание угодить обеим сторонам сказались на личности Александра. В последующем современники характеризовали его как «хитрого византийца», «лукавого властителя», «северного Тальму». А историк Сергей Петрович Мельгунов и вовсе написал: «Такого артиста в жизни редко рождает мир не только среди венценосцев, но и простых смертных».

Реформы Александра I


Вступив на престол, Александр, искренне веря в возможность скорых и лёгких преобразований, начал претворять в жизнь целый ряд проектов. Первым делом он восстановил урезанную его отцом Жалованную грамоту дворянству и городам, освободил дворян от телесных наказаний, упразднил Тайную экспедицию Сената, помиловал около тысячи заключённых и ссыльных, вернул на службу изгнанных чиновников и военных. Указом 12 декабря 1801 года недворянские свободные сословия получили право покупать землю. Либеральный цензурный устав 1804 года рекомендовал цензорам руководствоваться «благоразумным снисхождением» для сочинителя и не быть придирчивыми, толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать».

Александр запретил публиковать объявления о продаже крепостных, торговать ими на ярмарках в розницу, ссылать в Сибирь за маловажные проступки. Нарушил любимый внук Екатерины и сложившуюся практику раздачи деревень и крестьян в частные руки. В стране всё чаще и чаще стали задумываться о крестьянском вопросе, видеть в нём проблему. Появились первые проекты отмены крепостного права.

Реформаторская деятельность Александра Павловича коснулась и системы образования. К Московскому университету добавились высшие учебные заведения в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был основан знаменитый Царскосельский лицей.

Также в 1802—1811 годах произошло преобразование петровских коллегий в министерства, которые отличались от своих предшественников не только принципом единоначалия, но и появлением ведомств. Теперь губернаторы подчинялись Министерству внутренних дел, прокуроры, уездные суды и губернские судебные палаты ведались Министерством юстиции, Министерство финансов управляло казёнными палатами и уездными казначействами, Министерство народного просвещения — университетами, гимназиями, Военное министерство — военными поселениями.

«Александр I и группы крестьян и институток», 1865 г.  М. А. Зичи. (Государственный Эрмитаж)

Подлинным создателем министерской системы стал Михаил Михайлович Сперанский. В 1809 году по поручению Александра он составил план нового государственного устройства — «Проект Уложения государственных законов Российской империи», в основу которого был положен принцип разделения властей и устройство всех их на непременном законе. Также к заслугам Сперанского следует отнести и серию мер, направленных на оздоровление финансовой системы, которую он провёл в 1810—1811 годах.

Война 1812 года и заграничные походы прервали преобразовательную деятельность Александра. Вернувшись из Европы, он вновь обратился к идее реформ, поручив министрам Новосильцеву и Аракчееву разработать проекты Конституции и отмены крепостного права. Оба графа с поручениями императора справились. Но свет их программы не увидели. Опасаясь революционных волнений, Александр отложил задуманные нововведения в долгий ящик.

Император Александр I — вершитель судеб Европы

Правление Александра Павловича не было мирным.

В 1804—1813 годах Россия вела войну с Ираном и Турцией. Главным же её противником по-прежнему оставалась Франция. Обладая заурядными полководческими талантами, в 1805 году Александр явился к армии и пережил позор поражения под Аустерлицем. За первым разгромом последовал другой, под Фридландом, после которого император был вынужден заключить невыгодный для России Тильзитский мир.

Начало Отечественной войны 1812 года было тяжёлым. Русские войска с боями отступали. Наполеон собирался быстрым ударом разгромить александровскую армию. Летом 1812 года он решил идти на Москву.

Несмотря на то что в 1811 году высшее военное командование России предлагало наступательную войну, Александр в итоге утвердил план стратегического отступления Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Во главе армии был поставлен Михаил Илларионович Кутузов. Сам же император, проявив твердость, ещё в начале кампании заявил: «Я не начну войны, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России».

Мозаика «Александр I на манёврах», ок. 1825 г. Е. А. Веклер. (Государственный Эрмитаж)

Военные потрясения оказали огромное влияние на Александра. В последнее десятилетие своего царствования он стал глубоко верующим человеком. Император посещал монастыри, ежедневно читал Библию, подолгу молился. Из земной жизни Александр Павлович ушёл под прозванием «Благословенный».


Сборник: Александр I

При Александре I были учреждены министерства, издан указ о вольных хлебопашцах. Умеренно-либеральные реформы были свернуты к середине правления императора.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Александр I

Александр I

Проверь свои знания!

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Масоны и реформы в начале царствования Александра I

Масоны и реформы в начале царствования Александра I

На царствование Александра I пришёлся звёздный час реформатора и масона Сперанского, с которым они были как братья.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Указ о вольных хлебопашцах»

«Указ о вольных хлебопашцах»

4 марта 1803 года был издан указ императора Александра I, который определял порядок отпуска крестьян на волю вместе с землёй.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Александр I: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»

Александр I: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»

Правление Александра I, его военные успехи сделали Россию великой державой. Ни один сколь-нибудь важный международный вопрос не решался без ее участия.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Александр I и история его последней болезни

Александр I и история его последней болезни

«Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге», – такую эпитафию сложил Пушкин Александру I. Однако умер ли император тогда, до сих пор вопрос.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Александр I

Проверь свои знания!

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Масоны и реформы в начале царствования Александра I

На царствование Александра I пришёлся звёздный час реформатора и масона Сперанского, с которым они были как братья.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Указ о вольных хлебопашцах»

4 марта 1803 года был издан указ императора Александра I, который определял порядок отпуска крестьян на волю вместе с землёй.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Александр I: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»

Правление Александра I, его военные успехи сделали Россию великой державой. Ни один сколь-нибудь важный международный вопрос не решался без ее участия.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Александр I и история его последней болезни

«Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге», – такую эпитафию сложил Пушкин Александру I. Однако умер ли император тогда, до сих пор вопрос.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Маршал Егоров: арест, признание, казнь

  • Статьи
  • Европа

Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

«Свободу Анджеле Дэвис!»

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Екатерина Говард, королева на 500 дней

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Италия при Муссолини

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Почему погиб «Титаник»?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Статьи
  • Африка
  • XIV век до н. э.

Короткая жизнь дочери Нефертити

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

  • Статьи
  • Африка

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XI вв.

Соседи Древней Руси

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 282854
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 113410
Маршал Егоров: арест, признание, казнь
  • 📚 Статьи
  • 👀 63123
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
  • 📚 Статьи
  • 👀 53860
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
  • 📚 Статьи
  • 👀 51943
«Свободу Анджеле Дэвис!»
  • 📚 Статьи
  • 👀 51622
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
  • 📚 Статьи
  • 👀 45401
Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи
  • 📚 Статьи
  • 👀 34653
Екатерина Говард, королева на 500 дней
  • 📚 Статьи
  • 👀 27266
Италия при Муссолини
  • 📚 Статьи
  • 👀 27247
Почему погиб «Титаник»?
  • 📚 Статьи
  • 👀 423482
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 363703
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 295439
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 282854
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 231876
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
  • 📚 Статьи
  • 👀 219041
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Статьи
  • 👀 216934
Короткая жизнь дочери Нефертити
  • 📚 Статьи
  • 👀 209265
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 205224
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
  • 📚 Статьи
  • 👀 201173
Соседи Древней Руси

Исследователи нашли общие моменты в речах Путина и Александра I о присоединении Крыма и Финляндии

«Газета. Ru» разобралась, какие «духовные скрепы» объединяют Александра I и Владимира Путина, побеседовав с финской исследовательницей и проанализировав речи о вхождении Финляндии и Крыма в состав Российской империи и России соответственно.

Самостийность, предательство, народность

«Крым утратил свой имперский контекст»

О прошлом Крыма, межэтнических отношениях на полуострове, а также об историческом контексте развернувшихся там…

31 марта 14:14

Президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию, по итогам которого Россия и Крым подписали соглашение о вхождении полуострова в состав России. В западной прессе это выступление вызвало сугубо негативную реакцию.

Некоторые издания смогли найти в речи президента России и исторические параллели, сравнив ее с речью Александра I, посвященной вхождению Финляндии в состав Российской империи.

Исследователи выделили некоторые пункты, которые встречались в речах у обоих правителей. Как Путин, так и Александр I в своих посланиях заверяли жителей присоединенных территорий, что их права и впредь не будут нарушаться. В результате выяснилось, что в обеих речах имеются общие «духовные скрепы», которые практически не изменились за прошедшие два века.

«Газета.Ru» ознакомилась с текстами речей Александра I и Владимира Путина и проанализировала их.

Так, российский император говорил следующее:

Божьею Милостью Мы, Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая, Произволением Всевышнего вступив в обладание Великого Княжества Финляндии, признали Мы за благо сим вновь утвердить и удостоверить Религию, коренные Законы, права и преимущества, коими каждое состояние сего Княжества в особенности и все подданные, оное населяющие, от мала до велика по Конституциям их доселе пользовались, обещая хранить оные в ненарушимости и непреложной их силе и действии; во удостоверение чего и сию Грамоту собственноручным подписанием Нашим утвердить благоволили.

Нашлось место подобному дискурсу и в речи Путина:

Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объеме.

Мы с уважением относимся к представителям всех национальностей, проживающих в Крыму. Это их общий дом, их малая родина, и будет правильно, если в Крыму — я знаю, что крымчане это поддерживают, — будет три равноправных государственных языка — русский, украинский и крымско-татарский.

Александр I и Путин не обошли вниманием и тему предательства. Император говорил о том, что в качестве предателя выступал Наполеон Бонапарт, пытавшийся навязать Европе французскую гегемонию и «уничтожить нации, их законы и все что у них было святого».

А вот что сказал на эту тему Путин:

Эволюция НАТО

4 апреля исполняется 65 лет с момента основания НАТО. Отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает, как. ..

04 апреля 10:14

Напротив, нас раз за разом обманывали, принимали решения за нашей спиной, ставили перед свершившимся фактом. Так было и с расширением НАТО на восток, с размещением военной инфраструктуры у наших границ. Нам все время одно и то же твердили: «Ну, вас это не касается». Легко сказать — «не касается».

Еще одним лейтмотивом в обеих речах является акцент на присоединении территорий по обоюдному согласию, а не посредством ведения войн.

Так, российский император сказал:

По непреложным судьбам Вышнего, благословляющего оружие Наше, присоединив навсегда Финляндию к России, с удовольствием Мы зрели торжественные обеты, обывателями сего края принесенные на верное и вечное их Скипетру Российскому подданство. Вместе с сим восприяли Мы на себя священную обязанность хранить сие достояние, промыслом Нами врученное, во всей его незыблемости и в непременном и вечном с Россиею единстве.

В то же время в речи Путина содержалось следующее высказывание:

В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века.

Наконец, в обеих речах обращались и к богу.

Император Александр I сказал следующее:

«Источник нашей людскости»

В Крыму неспокойно. Полуостров, связанный с Россией длинной историей, пытается самоопределиться. «Газета.Ru»…

28 февраля 18:17

Богу, устрояющему судьбы царств земных во времена, Ему благоугодные, и ныне во днях Наших благоволившему совершить желания и надежды великих Наших предков, восслав из глубины души хвалу благодарения, Мы полагаем для совершения пред алтарем Его святым всеобщих торжественных во всей Империи молитв назначить особенный день, о коем во свое время и возвестим всенародно.

Путин также в своей речи обратился к религии:

Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии.

Так говорил император

Одной из первых общие моменты в речах Владимира Путина и Александра I заметила финская исследовательница Аннели Портман, автор диссертации под названием «От обязанностей к компетенции: значение публичных речей правителей Финляндии с 1809 по 2000 год». «Газете.Ru» удалось с ней побеседовать.

«Перед тем как начать отвечать на ваши вопросы, я хотела бы напомнить, что объектом данного исследования являются речи царей и президентов в Финляндии с 1809 по 2000 год. В его основе не лежит ни политическая обстановка, ни знание того, что скажут лидеры в будущем. Я надеюсь, что внимание СМИ не будет состоять в дословной трактовке ответов. Это будет интересной возможностью для участия в кросс-культурных исследованиях, однако мое исследование связано лишь с выступлениями, сделанными в Финляндии или обращенными к финнам», — сказала Портман.

«Во времена Древней Греции не было столько геройства»

27 марта 1854 года — 160 лет назад — Англия и Франция объявили войну России. Так началась Крымская…

27 марта 11:31

— В чем заключается роль речей правителей в наблюдении за эпохой и культурой?

— Разные речи важны в разные времена. Например, декларации по случаю Дня молитв были важны в XIX веке, но в XX веке уже потеряли такое значение (День молитв — ритуальный праздник протестантской церкви, существующий с XVI века. — «Газета.Ru»).

Когда правители обращаются к определенному институту общества или к его членам, они строят свою речь таким образом, чтобы донести смысл до этой группы, тем самым отражая то время или культуру, в которой они жили.

В моей диссертации указано, что «…многие ритуалы общества передают и поддерживают представление социума о самом себе и во многих культурах лидеры принимают активное участие в этих ритуалах». Одним из наиболее распространенных ритуалов является публичная речь правителя, которая является постоянным обычаем, как, например, речь (Обращение «О положении страны») в США. Лидеры и правители выступают с речью и в переходный период, например в начале своего правления, работы новой сессии парламента или в новом году.

— В своей работе вы опираетесь на теорию SVT. Что это за теория и в чем она заключается?

— SVT — это аббревиатура теории ценностей Шварца (Schwartz value theory), ведущей социально-психологической теории ценностей. Она была развита Шаломом Шварцем — ученым в области социальной психологии и кросс-культурной коммуникации, автором теории базовых ценностей.

Согласно этой теории, ценности представляют собой абстрактные трансситуационные цели, которые различаются по важности и служат для человека или иного социального субъекта в качестве руководящих принципов. Ценности являются ответом на вопрос: «Что является важным, желаемым или стоящим?» Шварц и его коллеги утверждают, что

универсальность ценностей основана на общих условиях человеческого существования.

Всегда и везде все люди имеют одинаковые индивидуальные биологические потребности, скоординированное социальное взаимодействие, а также групповое выживание и благополучие. Ценности могут рассматриваться как когнитивное (духовное) изображение этих потребностей.

Помимо познавательной функции ценности нуждаются в выражении их достижимости, чтобы скоординировать свои действия для достижения своих целей. Кроме того, ценности имеют лингвистическое значение, чтобы была возможность выразить конкретные цели конкретными словами.

«Интеграция чеченцев и ингушей была очень трудной»

23 февраля исполняется 70 лет со дня начала операции по депортации чеченцев и ингушей. Об…

23 февраля 13:42

Подробнее об этой теории можно узнать из статьи Шварца «Basic Human Value: an overview». Согласно его теории, человеческие ценности подразделяются на десять универсальных и различных категорий: власть, успех, стремление к удовольствию, поощрение, самонаправленность, универсальность, благосклонность, соответствие, традиция и безопасность. Шварц также экспериментировал с применением синкретизма в качестве одиннадцатой ценности, однако обнаружил, что она существует не во всех культурах, но я добавила ее в свою диссертацию в качестве компонента рабочих ценностей.

— Ценности всегда проявляются в манифестациях? Какие ценности часто упоминали русские цари в своих речах?

— Нет, но ценности как абстрактное понятие возможно обнаружить в речах для его оценки, измерения или наблюдения.

В исследованных мною речах и декларациях часто упоминаются благожелательность, конформизм и духовность.

Вместе эти ценности поддерживают иерархическую структуру власти, а также сохраняют статус-кво.

Благожелательность определяется Шварцем как сохранение и увеличение благополучия тех, с кем постоянно находятся в контакте (так называемый круг лиц с общими интересами).

Конформизм Шварц определяет как сдержанность действий, склонностей или побуждений, способных нарушить или причинить вред другим, а также нарушить социальные ожидания или нормы. Это влечет за собой подчинение лицам, с которыми он находится в постоянном взаимодействии, — родителям, преподавателям или вышестоящим лицам.

Духовность в моей диссертации я определила как важность духовной внутренней жизни в противовес материальной внешней.

— Может ли мотивация через традиционные ценности быть использована как сила, заставляющая избирателей принимать новые идеи? На что необходимо опираться в речах: на традиции или инновации?

— Это может быть объектом нового исследования на тему того, как могут использоваться ценности.

Как исследователь, я не могу сказать, на что лучше обращать внимание, но все группы, все сообщества нуждаются как в традициях, так и в новациях.

Шварц дает следующее определение традиционных ценностей: «Определяющие цели: уважение, преданность и принятие тех обычаев или идей, которые дает своя культура. Группы повсеместно развивают практики, символы, идеи и поверья, отражающие их общие опыт и судьбу. Они становятся санкционированными в качестве ценных групповых обычаев и традиций. Они символизируют солидарность группы, выражают свою уникальную ценность и будут способствовать выживанию. Они часто принимают форму религиозных обрядов, верований и норм поведения».

— Как ценности самоусиления связаны с индивидуумом и коллективом?

— Самоусиление, включающее в себя силу и достижение, благоприятствуют больше развитию личности, нежели группы, хотя в исследованных мною речах эти ценности преподносятся как коллективные, а не индивидуальные. Это означает, что личности не получали поощрения для стремления к власти или превзойти других.

— В чем заключается политическая черта духовности?

— В выступлениях царей, которые включены в мою диссертацию, духовность часто связывалась с легитимацией власти правителя.

Духовность также использовалась в качестве мотивации для граждан подчиняться государю, особенно в XIX веке.

В выступлениях президентов Финляндии духовность была связана с осознанием того, что нация нуждается в нематериальных задачах, например в развитии образования или культуры.

— На какие типы политических выступлений вы опирались в своем исследовании?

— В диссертации я использовала новогодние выступления, выступления на днях молитв и речи по случаю открытия новых сессий парламента. Конечно, существуют и другие виды выступлений, однако я использовала именно эти речи.

«Балкарцы ничем не хуже крымских татар»

Владимир Путин обещал рассмотреть возможность реабилитации крымских татар. На что сегодня могут рассчитывать…

01 апреля 19:39

— Как речь может представлять лидера в качестве примера для своих избирателей?

— В моем исследовании выступления представляются отражением озабоченности избирателей, особенно при демократическом строе, когда речи президентов находятся под влиянием тех или иных исторических событий. Речи также обращаются к общим ценностям и концепциям. Правители часто рассказывали истории, с помощью которых они пытались представить себя более схожими с обычными людьми.

— Как менялись ценности в период правления российских императоров?

— В XIX веке ценности почти не менялись, особенно в правление Александра I и Николая I. Изменения начались, когда к власти пришел Александр III: безопасность и профессиональные ценности стали важнее. В дальнейшем ценность безопасности при Александре III не была так подчеркнута, как при правлении Николая II.

— На какие ценности сделал упор Путин в речи, посвященной присоединению Крыма? В чем заключается сходство с речью Александра I о включении Финляндии в состав империи?

— Как уже было сказано в пресс-релизе Хельсинкского университета, в моей диссертации напрямую не указано про нынешних политических лидеров России и Финляндии. Во время изучения речи Путина от 18 марта я отметила некоторые сходства с выступлениями Александра, на которые я опиралась при написании диссертации. В то же время я не изучала ценности в речи Владимира Путина.

Обнаруженные сходства приведены ниже, однако я напоминаю, что более подробное сравнение ценностей, вероятно, будет моей следующей темой для исследования:

• оба обещали сохранить в силе законы и обычаи;
• оба использовали добродушный стиль обращения к людям присоединенных регионов;
• оба относили политические результаты к божественной воле;
• оба подчеркивают мастерство российской армии;
• наконец, оба высокомерно отзывались о западных государствах или персонах как о лжецах.

Александр I · LRB 7 февраля 2013

«Я доволен Александром, и он должен быть доволен мной, — писал Наполеон императрице Жозефине в 1807 году. — Если бы он был женщиной, я думаю, я бы сделал его своей любовницей». В течение пяти лет царь отплатил за снисхождение Наполеона, откатив его завоевания по всей Европе, загнав его в Париж, а затем на остров Святой Елены и, наконец, построив на остатках своей империи «Концерт Европы». Два десятилетия спустя, в главе Евгений Онегин он оставил зашифрованным, опасаясь разоблачения, Пушкин предъявил гораздо более резкое обвинение. Александр I был

Правителем коварным и слабым
Лысеющим франтом, врагом труда
По чистой случайности в славе укрылся.
… Франция снова в руках Бурбонов,
В Альбионе моря. Поляк
Теперь на свободе. И мы?
аплодисментов деревенских дам,
дидактических од, не более.
Быть может, когда-нибудь и мы,
Придем, как и все остальные,
В чарующие чертоги свободы,
Наконец-то светлый венец просветления
Свалят нам на головы.

Между этими двумя судами — от императора, которого он погубит, и поэта, которого он отправил в ссылку, — лежала вся путаница противоречий, которая была жизнью и царствованием Александра I.

Мари-Пьер Рей признает противоречия царя, но умудряется извлечь из них удивительно связный образ принципиального человека, принявшего конституционализм, когда от него еще пахло гильотиной, давшего конституции Финляндии, Польше и Франции и стремившегося обеспечить выживание конституционных систем во всем постнаполеоновском Европе, но который в конечном итоге подвел свою страну, а также свои идеалы. «Царь, победивший Наполеона» не оставляет сомнений в том, какой отпечаток этот сюжет оставил в современной либеральной и, пусть и непростой, объединенной Европе.

И все же абсурдности Александра трудно избежать, как бы усердно ни искали его преданность либеральным принципам. Его самое прочное внешнеполитическое достижение, Священный союз, было сфабриковано под влиянием немецких мистиков, которые убедили его, что он был вдохновлен непосредственно Всемогущим. Когда более практичные государственные деятели превратили его в инструмент вооруженного консерватизма по всей Европе, он был столь же беспомощен, сколь и не готов. У него было мало домашних успехов, о которых можно было бы говорить, но безошибочная точность, с которой он выбирал не того человека для работы, означала, что его самый смелый проект — система военных колоний, которая, как он надеялся, обеспечит выход из крепостной зависимости посредством общественной дисциплины — стал его самое позорное наследие. Великая сила Александра была такой же, как и его фатальный недостаток: свободный от сыновней почтительности или последовательных идейных убеждений, он считал себя избранным, обладателем вдохновения, в котором отказано другим людям. Это трюизм, что высокомерие такого рода надежно ведет к катастрофе. Что делает книгу Рей такой острой и жизненно важной, так это то, как она показывает, что еще она может дать.

В Тильзите Наполеону, бывшему первому консулу революционной Франции, пришлось защищать моральную законность наследственной монархии против наследственного императора самого вотчинного государства Европы. Это была еще одна несообразность Александра, но у царя были веские основания скептически относиться к институту. Его дед Петр III правил Россией всего шесть месяцев, прежде чем его жена, Екатерина Великая, свергла его в результате дворцового переворота в 1762 году и отправила в тюрьму, где он был тихо убит. Номинально Екатерина правила как регент своего сына Павла, но как только он достиг совершеннолетия в 1772 году, она не предприняла никаких усилий, чтобы передать ему власть. В своих мемуарах она утверждала, что он был незаконнорожденным — плохо скрываемый секрет, который, должно быть, беспокоил Александра, поскольку это означало, что ни у кого из потомков Павла, включая его самого, вообще не было романовской крови. Но смерть Екатерины и воцарение ее сына в 179 г.6 не сделал ничего хорошего для репутации законного правителя. Сделав все возможное, чтобы превратить Россию в казарменное государство прусского типа, Павел стал одержим идеей, что он разделит судьбу своего отца. Он построил нелепый обнесенный рвом Михайловский замок в Санкт-Петербурге, который до сих пор сохранился, его четыре архитектурно отличных фасада выходят на элегантные сады Екатерины, и заперся в нем. Именно там заговорщики, приведшие Александра к власти, нашли и задушили его в 1801 году. Аристократы и офицеры до мозга костей, заговорщики едва ли были либеральными революционерами: они просто стали или боялись стать жертвами каприза Павла — или безумия, как все больше и больше людей были готовы назвать это.

Вступление 23-летнего Александра на престол, о котором он никогда не просил, казалось, продемонстрировало две фундаментальные истины о русской монархии. Во-первых, было трудно найти легитимность; во-вторых, даже если и находили, то не всегда к добру. И все же Екатерина снабдила своего внука совершенно другой системой политического понимания. Даже в свою предполагаемую реакционную фазу, которая, как говорят, началась, когда Французская революция превратилась в террор, она нашла время, чтобы прочитать ему Декларацию прав человека и объяснить ее. Более того, она назначила ему наставником швейцарского республиканца Лагарпа, который сделал все возможное, чтобы сделать из своего подопечного «просвещенного гражданина». Принц был предан ему, и его уроки, похоже, возымели ожидаемый эффект.

Как только он стал царем, Александр применил свои знания, собрав своих ближайших и наиболее просвещенных аристократических друзей в совет, который поставил своей главной целью далеко идущие либеральные реформы. Александру казалось, что нет никаких причин, по которым России нельзя было бы дать конституцию или искоренить крепостное право за несколько лет; в конце концов, кто был лучше подготовлен для реализации таких вещей, чем абсолютный монарх? Он не был связан ни градуалистским прецедентом Екатерины, ни тем более дисциплинарным милитаризмом Павла и Петра. Россия под его руководством наконец станет страной свободных людей.

Вскоре Александр понял, в чем проблема. ПРОТИВ. Попов, служивший секретарем у екатерининского фаворита Потемкина, так описал свой разговор с императрицей:

Речь шла о безграничной власти, с которой великая Екатерина не только управляла своей империей, но и распоряжалась в других странах. Я говорил об изумлении, которое я испытывал при слепом повиновении, с которым повсюду исполнялась ее воля, о рвении и усердии, с которыми все старались угодить ей. — Это не так просто, как ты думаешь, — снисходительно ответила она. «Во-первых, мои приказы не были бы выполнены, если бы они не были такого рода приказами, которые можно было бы выполнить… И когда я уже заранее убежден до всеобщего одобрения, я отдаю свои приказы и имею то, что вы называете слепым послушанием. И это основа неограниченной власти. Но поверьте, они не будут слепо подчиняться, когда приказы не приспособлены к обычаям, к мнению народа.

«Люди», о которых она говорила, само собой разумеется, не носили бород и лаптей, — и их мнение о крепостном праве ставило всякую реформу решительно за пределы возможного. Вопрос был отложен. Александр удовлетворился указом, позволяющим помещикам освобождать своих крепостных и давать им землю, если они того захотят. Просвещенный гражданин не осмелился идти дальше.

Наполеон идеально отвлек внимание. В 1804 году он приказал похитить и казнить Луи Антуана, герцога Энгиенского, по сфабрикованному обвинению в заговоре. Александр воспользовался возможностью, чтобы переключить свое внимание на международную арену, где он стал голосом европейцев, возмущенных пренебрежением Наполеоном к надлежащей правовой процедуре или просто из-за благородной крови жертвы. К концу года Наполеон был коронован Папой как император, и два монарха противостояли друг другу как воюющие стороны. Рей настаивает на том, что Александр уже начал разрабатывать альтернативу наполеоновской имперской модели: «лигу мира европейских наций, в которой обращение к посредничеству и переговорам было бы систематическим, где каждый уважал бы определенное количество общих политических ценностей». каким бы ни было это видение, фантазии Александра не ограничивались предложениями государственного деятеля. Когда, наконец, начались боевые действия, он подумал, что тоже станет великим полководцем. Скача во главе русской конницы, он повел свои войска на катастрофическое поражение под Аустерлицем, где в ледяном пруду утонули тысячи людей и лошадей. День кончился царем в слезах, чудом избежавшим бойни. Екатерина говорила, что никогда не хотела, чтобы он был вторым Александром Македонским, и в этом, как и во многих других вещах, она, похоже, была права: русские и их союзники шли от поражения к поражению, и в 1807 году Александр встретился с Наполеоном в Тильзит подписать союзный договор.

Вопреки всем ожиданиям царь вырвал победу из Тильзита. Россия не была унижена; Пруссии благодаря его неустанным усилиям удалось избежать полного расчленения; и в течение нескольких лет Александр победил Швецию под эгидой нового союза, присоединив к Российской империи Финляндию. Между тем он почти не помогал Наполеону в его ведении войн в Европе, хотя это стоило ему претензий на Польшу. Его не слишком беспокоило, что в совокупности эта политика, казалось, противоречила всему, за что он выступал перед Тильзитом, и не нравилась ни Лагарпу, ни сплетничающей знати на родине. По его собственному мнению, император всегда знал лучше.

Когда война, наконец, вернулась с французским вторжением в 1812 году, царь начал превращаться в совершенно другую фигуру. Новый Александр был высоким православным государем, праведным и богомазанным самодержцем вооруженного народа. Поддерживать национализм и апеллировать к народной воле в стране, где половина населения была движимым имуществом, было рискованной стратегией, особенно против противника, чьи армии повсюду несли лозунги свободы, братства и равенства. И все же игра окупилась. Французские войска постоянно подвергались преследованиям со стороны партизан-крестьян; опасаясь масштабного восстания, Наполеон отказался провозгласить отмену крепостного права, и результатом стала война, в которую втянулись все слои русского общества против захватчиков. Когда Grande Armée вошла в Москву и якобы подожгла ее (Рей убедительно показывает, что огонь был подожжен русскими), конфликт принял апокалиптические масштабы, которые сохранялись даже тогда, когда враг был измотан истощением, а жалкие остатки были уничтожены. изгнан обратно в Париж в 1814 году. Александр победил антихриста.

Рассказ Рей о русской кампании проясняет одну вещь. Мифология «генерала Винтера» и намек на то, что результат был больше связан с размерами и климатом России, чем с чем-либо, что могли сделать ее армии, были французской выдумкой, которая служила оправданием победы для побежденной стороны. Хотя ее рассказ обходит стороной военные аспекты, « Россия против Наполеона » Доминика Ливена, среди прочих книг, излагает правду в конкретных терминах*. в противовес генералу, который заработал себе репутацию на поле боя. Даже когда он взял на себя управление Москвой, император уже был в отчаянии. «Моя кавалерия в лохмотьях, много лошадей умирает», — писал он в шифрованном письме 20 октября, менее чем через четыре месяца после того, как въехал в Россию. 22-го он пообещал: «Я взорву Кремль». Было поздно; его войска уже отступили. Превосходная российская система кадрового обеспечения и логистики сыграла решающую роль в борьбе, которая в то же время оставила западную часть империи в руинах.

Рей утверждает, что религиозный пыл Александра после сдачи Москвы был «ярким и искренним». Это было также эксцентрично, несфокусировано и корыстно. Вместо того, чтобы принять официозную и церемониальную православную традицию, от имени которой он якобы говорил, Александр поддался череде увлечений: сотрясающему стол спиритуализму, пиетистскому мистицизму, панхристианскому экуменизму и, в конце концов, в самом конце -Православие. В каждом случае он окружал себя людьми, которые преподносили ему свое видение божественного в самых лестных выражениях, хотя иногда он был достаточно здравомыслящим, чтобы отвергнуть их, когда их цепляние становилось слишком явным.

Тем не менее, когда Наполеон был окончательно побежден, голос Александра был самым просвещенным за столом. Вопреки возражениям своих союзников, едва скрывая свое презрение к Людовику XVIII, он настаивал на том, чтобы восстановленные Бурбоны правили в соответствии с конституцией. Его предложение о Священном Союзе, хотя оно, несомненно, было составлено под влиянием того или иного его мистического прихлебателя, выглядит более современным, чем все, что было сделано его собратьями-европейцами, — поэтому неудивительно, что они мало-помалу добились того, что утопический документ будет уничтожен. Первоначальный требовал, чтобы все подданные договаривающихся государств считали друг друга братьями; это считалось скандальным, и окончательный вариант говорит только за государей.

Венский конгресс предлагает четкую историческую параллель: Ялта и Потсдам. Но контраст между Сталиным и Александром едва ли мог быть более разительным. Теоретически представитель утопической идеологии, призывавшей к мировой революции, упрямый Сталин пошел прагматичным путем и извлек из своей победы все, что мог. Результатом стали четыре десятилетия ожесточенного континентального разделения. Александр, со своей стороны, должен был быть восточным деспотом отсталого, замкнутого в себе государства, человеком, водящим слюнявых татар по улицам Парижа. Однако его увлечение идеей христианского содружества в Европе не принесло России никакой пользы от победы; помимо личной унии с возрожденным Королевством Польским, его наиболее ощутимым приобретением была коварная либеральная интеллигенция, радикализированная к тому времени в Париже. Отказ Александра быть практичным — короче говоря, высокомерие, которое сделало его фигурой смеха, — дало Европе ее 19-летие.век.

Принятие Александром древней религии, возможно, не повредило его приверженности конституциям, но предоставило ему удобное алиби, когда созданный им союз начал использоваться в качестве дубинки. Его страх перед революционными тайными обществами, такими как карбонарии, долгое время поощряемый аристократическими эмигрантами, бежавшими в Россию после 1789 года, помог укрепить новую роль Священного союза как консервативного оружия против любой предполагаемой угрозы континентальной стабильности. В течение десятилетий после 1815 года Меттерних почти не встречал сопротивления, когда призывал союз санкционировать захват территории Австрией, и Александр делал все меньше возражений, когда его некогда либеральный проект был обращен против либералов в Испании и Пьемонте. Угрозы крамолы, исходившей от организованных групп, было достаточно, чтобы склонить царя к насилию защищать свое государево братство.

Дома Александр вел себя сложнее — и именно здесь Рей наиболее ловко проявляет свой противоречивый конституционализм. Царь изгнал иезуитов, закрутил гайки в системе образования и стал повсюду пропагандировать экуменический христианский консерватизм Русского библейского общества. В 1817 году он также инициировал свой катастрофический эксперимент с военными колониями под председательством авторитарного Алексея Аракчеева. Предоставляя рядовым солдатам — крестьянам-призывникам, срок службы которых длился 25 изнурительных лет, — усадьбы и собственные земли, Александр надеялся не только удешевить содержание постоянных резервов, но и улучшить их жизнь. Он думал, что сбережения можно было бы использовать даже для субсидирования освобождения крепостных. Роль Аракчеева гарантировала, что реальность будет менее радужной. На пике своего развития 400 000 солдат-фермеров были зачислены в строго контролируемые поселения, где правила касались всего, от одежды до распорядка дня. Новую систему поносили ее предполагаемые бенефициары, но даже волна дезертирства и мятежей не смягчила сердца императора; только когда Александр II вступил на престол, сорок лет спустя, слободы были окончательно упразднены.

Эта политика рисует образ царя, ставшего нетерпимым и жестоким из-за своих побед, но дело было не только в этом. Александр, как и обещал, дал Польше собственную конституцию, хотя и возмущался, когда поляки пытались воспользоваться своими правами. Он пообещал и России, только чтобы отойти от проекта, когда он, казалось, был на грани завершения. На что действительно указывает последнее десятилетие его жизни, так это на то, что Александр не желал смириться с полным поражением своих реформистских, либеральных надежд, особенно мечты об отмене крепостного права. Подталкиваемый своими религиозными сторонниками, он обратился к консерватизму в надежде спасти общество, не готовое к либерализму. Результат в любом случае был один: по мере того, как царь терял чувство личной миссии, он становился все более и более изолированным и подавленным, в то время как ответственность правительства все больше падала на его самых реакционных слуг.

Когда 8 ноября 1825 года в южном городе Таганроге он внезапно заболел, 47-летний царь подумывал отказаться от престола и дожить остаток своих дней в Крыму; к 1 декабря он был мертв. Вокруг тела ходили слухи о заговоре. Останки почернели и стали неузнаваемы, что сделало невозможной традиционную церемонию вскрытия гроба. Говорили, что в гробу на самом деле был чей-то труп, а может, и вовсе не труп. Неужели Александр, пришедший к власти благодаря заговору в 1801 году, прибегнул теперь к одному из них, чтобы отречься от престола? Эти предположения, казалось, подтвердились, когда 11 лет спустя на Урале появился православный мистик по имени Феодор Кузьмич, подозрительно бегло говорящий по-французски и демонстрирующий сверхъестественное знание наполеоновской войны и придворных сплетен десятилетней давности. Слухи о его имперском прошлом начали преследовать его, к его огорчению, еще при жизни; Говорят, что после его смерти в 1864 году могилу посетили члены семьи Романовых. С тех пор в России возник кустарный промысел в изучении Кузьмича, и ему придали еще большую достоверность, когда еще один слой слухов утверждал, что советское правительство нашло гробницу Александра пустой, когда ее вскрыли в 19 веке.21. Западные биографы обычно считают эту историю абсурдной. Рей, как ни странно, является исключением: покорный агностицизм, по ее мнению, является наиболее разумной позицией, учитывая запутанные факты дела. В конце концов, окончательно решить вопрос мог только анализ ДНК, а такая задача потребовала бы эксгумации не только Кузьмича, причисленного к лику святых Федора Томского, но и его собратьев-императорских династий — и тогда была бы сложность получения разрешение потомков Романовых за границу.

Есть еще одна история о последних днях Александра, и Рей готова защищать ее как истину. В августе 1825 года, утверждает она, высокопоставленный адъютант посетил Александра в Санкт-Петербурге, и ему было поручено тайное задание: отправиться в Ватикан и предложить унию между католической и православной церквями. Такой проект был бы еще более удивительным, чем кажется на первый взгляд, ибо сама русская монархия была основана на отказе от религиозной унии (в частности, Флорентийской унии 1439 г.). Царь был ex officio защитником всемирного православия, государем единственного государства, где оно было официальной религией. Даже Екатерина, какой бы циничной и вольнодумной она ни была, приказала насильственно обратить греко-католиков-униатов на аннексированных ею польских территориях; правдоподобные слухи о том, что Павел стремился к унии и тайно исповедовал католицизм, способствовали общему ощущению, что он сошел с ума. Политика Александра в этом вопросе имела много общего с политикой его отца, но в годы перед смертью он стал гораздо более догматичным и традиционным в своем православии. Этот разворот делает его заговор с целью объединения церквей еще более загадочным — и вполне вероятно, что для императора, который нес крест против западного завоевателя, сдача православия без удара означала бы гражданскую войну.

Однако все, что мы знаем о характере Александра, говорит нам о том, что он был вполне способен на этот шаг. В основе отсталости России, по мнению Александра, лежит ее отделение от Западной Европы и ее конституционные традиции; это, а не просто неприкрытое стремление к земле, стояло за его отчаянными попытками удержать Польшу — важнейшее связующее звено с Европой — в лоне России. Его энтузиазм по поводу чокнутых религий свидетельствует о скрытом нежелании признавать трещины в христианской традиции. Возможно, еще важнее то, что это демонстрирует его одержимость собственной мессианской судьбой, проявляющуюся повсюду как озабоченность христианским братством. Наполеон нарушил единство Европы, а Александр поднимет его на высокую ступень. Это было его мечтой еще до Тильзита.

Кузьмич, православный святой, и Александр, униат-отступник: эти два противоположных видения показывают нам обе стороны царского клейма гордыни. Какой бы из них ни был верным, если любой из них верен, результаты будут одинаковыми. Когда известие о его смерти достигло столицы, тайные общества, которых он боялся, состоявшие из интеллигенции, которую он старательно отчуждал, устроили неудавшийся декабристский переворот и были без промедления подавлены. «Православие, самодержавие, народность» — таков был девиз нового царствования. Это мало что оставляло для воображения.

Александр Гамильтон (1789-1795) | Министерство финансов США

При инаугурации конституционного правительства в 1789 году Александр Гамильтон (1757–1804), бывший военный помощник Джорджа Вашингтона и известный финансист, был назначен первым министром финансов и таким образом стал архитектором структуру отдела. Желая иметь сильное, централизованно контролируемое министерство финансов, Гамильтон вел постоянную борьбу с Томасом Джефферсоном, тогдашним госсекретарем, и Альбертом Галлатином, тогдашним конгрессменом, за объем власти, которой должно быть разрешено министерству финансов. Он разработал министерство финансов для сбора и распределения государственных доходов, а также для содействия экономическому развитию страны.

сек. Александр Гамильтон
«Кэролайн Л. Ормс Рэнсом»
«Холст, масло»
«1880»
«72 x 52 1/2 x 3″»
«P.1881.5»

Лицом к лицу с хаотичной казной, обремененной тяжелым долгом После Войны за независимость Гамильтон, когда он вступил в должность, прежде всего интересовался выплатой военного долга в полном объеме. «Долг Соединенных Штатов … был ценой свободы», — утверждал он, а затем ввел в действие в течение 1790 и 1791 гг. система доходов, основанная на таможенных пошлинах и акцизах. Атака Гамильтона на долг помогла завоевать доверие и уважение иностранных государств. Он представил планы Первого банка Соединенных Штатов, основанного в 179 г.1, который был разработан в качестве финансового агента Министерства финансов. Банк служил депозитарием государственных средств и помогал правительству в его финансовых операциях. Первый банк выпускал бумажные деньги, которые использовались для уплаты налогов и долгов перед федеральным правительством.

Гамильтон также представил планы Монетного двора США. Хотя он хотел, чтобы Монетный двор был структурной частью казначейства, он проиграл битву Джефферсону, и он был основан в 1792 году в рамках Государственного департамента. Монетный двор стал независимым агентством в 179 г.7 и в конечном итоге был переведен в Казначейство в 1873 году. Под личным финансовым давлением, когда его офис платил всего 3500 долларов в год, Гамильтон ушел в отставку в 1795 году и присоединился к коллегии адвокатов Нью-Йорка. Однако он поддерживал тесные контакты с президентом Вашингтоном и продолжал давать финансовые советы своему преемнику Оливеру Уолкотту. Гамильтон был убит в 1804 году на дуэли с Аароном Берром в результате политического спора.

О художнике


Кэролайн Л. Ормс Рэнсом (1838–1910) была художником-портретистом и пейзажистом, родившимся в Ньюарке, штат Огайо, в 1838 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *