Философия карл маркс кратко: Философия Карла Маркса: основные идеи, учение кратко

Содержание

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса: кратко


69. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Завершающий этап развития немецкой философии

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.



>  
ФИЛОСОФИЯ: всё основное по философии: кратко:
 
1. Возникновение философии и становление ее предмета
2. Предмет философии
3. Основные функции философии
4. Философия как мировоззренческое знание
5. Мировоззрение как философское понятие
6. Формы мировоззрения
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
10. Мифология как начальная форма мировоззрения
11. Основные философские учения Древней Индии
12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
13. Мировоззрение и культура античности
14. Милетская школа: Фалес
15. Милетская школа: Анаксимандр
16. Милетская школа: Анаксимен
17. Пифагор и его школа
18. Гераклит Эфесский
19. Ксенофан и элеаты
20. Элейская школа: Парменид
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики
22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию
24. Древнегреческий ученый Анаксагор
25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
26. Учение Демокрита о жизни и душе
27. Возникновение софистики
28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик
29. Философия Сократа
30. Учение Платона о бытии, душе и познании
31. Учение Платона о государстве
32. Учения сократических школ
33. Философия и научная деятельность Аристотеля
34. Учение Аристотеля о бытии
35. Философия стоицизма
36. Философия Сенеки
37. Стоицизм Марка Аврелия
38. Блаженный Августин. Учение о бытии
39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении
40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна
42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид
43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский
44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании
45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон
48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот
49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
52. Становление науки Нового времени
53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма
54. Философия Дж. Локка
55. Эмпиризм Дж. Беркли
56. Рене Декарт – основатель рационализма
57. Монадология Г. В. Лейбница
58. Французский материализм: Д. Дидро
59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах
60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм
61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
62. Теория И. Канта об объективности знания
63. Теория познания И. Канта
64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма
65. Философия Ф. Шеллинга
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
67. Диалектика Гегеля
68. Антропологический материализм Фейербаха
69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии
70. Постклассическая философия XIX–XX веков
71. Философия А. Шопенгауэра
72. Философия С. Кьеркегора
73. Философия Ф. Ницше
74. Позитивизм О. Конта
75. Философия прагматизма: Ч. Пирс
76. Философская антропология М. Шелера
77. Философия западного экзистенциализма
78. Философия М. Хайдеггера
79. Экзистенциализм К. Ясперса
80. Особенности развития русской философии
81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении
82. Объяснение направленности философско-социальных теорий
83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века
84. Западники и славянофилы
85. Философия В. С. Соловьева
86. Русская философия XX века
87. Философия Л. Шестова
88. Философия Н. А. Бердяева
89. Русские космисты
90. В. И. Ленин – представитель марксизма
91. Философия неопозитивизма
92. Философия постмодерна XX века
93. Понятие бытия. Основные формы бытия
94. Философское понимание пространства и времени
95. Сознание как философская проблема
96. Вопрос о происхождении сознания
97. Основные подходы к проблеме сознания
98. Структура сознания
99. Сознание и бессознательное
100. Основные подходы к проблеме познания
101. Познание человека
102. Структура и формы познания
103. Особенности обыденного и научного познания
104. Философия научного познания
105. Практика и ее функции в процессе познания
106. Основные философские проблемы общения людей
107. Общество и его структура
108. Понятие человеческого общества
109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества
110. Стратификационный подход к социальной сфере общества
111. Государство как форма общественной власти
112. Национальное государство современного типа
113. Социальный контроль в современном государстве
114. Философия морали
115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе
116. Понятие прогресса в обществе
117.
Исторические формы отношений человека и природы
118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР
119. Общество и природа: на пороге катастрофы
120. Прогнозирование будущего

Философия марксизма. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса

4.05.2011

Возникает марксизм в первой половине 40-х годов XIX века под влиянием рабочего движения и естественнонаучных открытий, в процессе критики идеалистической философии Гегеля и метафизического материализма Л. Фейербаха. Духовными источниками философии марксизма являются английская политэкономия (А. Смит), французский социализм-утопизм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Непосредственно марксизм вырастает из левого крыла гегельянства, наиболее радикально настроенными сторонниками, которого были К. Маркс и ф. Энгельс.

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье фабриканта. По настоянию отца изучал коммерцию, затем работал в конторе отца, а в свободное время занимался самообразованием. Отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал лекции Г. Гегеля и Шеллинга в Берлинском университете, сблизился с младогегельянцами. С ноября 1842 г. Ф. Энгельс живет в Англии, в Манчестере, работает в конторе фабрики, совладельцем которой был его отец. Это позволило ему лучше узнать жизнь рабочих и проникнуться сочувствием к их положению.

После того, как началось их с К. Марксом сотрудничество, они написали совместно несколько сочинений. Первое из них «Святое семейство», где К. Маркс и Ф. Энгельс «разошлись» со вчерашними друзьями — младогегельянцами. Второе совместное произведение — «Немецкая идеология» (осталось только в рукописи), и котором было изложено материалистическое понимание истории. В ходе написания этих и других работ К. Маркс и Ф. Энгельс выработали новое учение «марксизм». Сочинением, выразающим теорию марксизма, был «Манифест коммунистической партии», написанный К.

Марксом и Ф. Энгельсом для Союза коммунистов. Кроме работ Маркса, философские идеи марксизма были выражены в произведениях Энгельса: «Анти-Дюринг», «Диалектика Природы», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Концептуально философские идеи марксизма были изложены Марксом в его многотомном сочинении — «Капитал».

Основными достижениями философии Маркса:

  • идея новой социальной роли философии. Впервые сформулирована К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;
  • идея практики как гносеологической, так и онтологической категории. В первом случае практика есть критерий истины, ВО втором практика — есть способ изменения мира. «Для осуществления идей, — писал К. Маркс, -требуются люди, которые должны употребить практическую силу»;
  • идея материализма в понимании общественной жизни, идея материалистического понимания истории. Сущностная формулировка этой идеи дана К. Марксом в Предисловии к «Критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. В образной форме это звучит так: «В хижинах мыслят иначе, чем во дворцах», т.е. как живем, так и думаем;
  • идея союза философии и пролетариата. Диалектическая суть идеи в том, что философия для пролетариата является духовным оружием, а пролетариат для философии есть материальное оружие. «Подобно тому, — писал К. Маркс, — как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие»;
  • идея единства диалектики и материализма. Это совершенно новая идея, так как диалектика и материализм в домарксистской философии решительно расходились: диалектика была связана с идеализмом, а материализм — с метафизикой;
  • идея экономического отчуждения. К. Маркс обращает внимание на отчуждение человека в экономической сфере, в сфере труда, когда от работника отчуждается его труд, его родовая сущность;
  • идея революционного освобождения пролетариев, трудящихся от социального угнетения. Суть идеи К. Маркс выразил в словах: «Оружие критики следует заменить на критику оружием».

Карл Маркс полагает, что частная собственность является источником всех социальных бедствий и зол в обществе. Частная собственность способствует возникновению социального неравенства, что приводит к возникновению классов и государства. Государство, по К. Марксу, всегда носит классовый характер и стоит на страже интересов господствующих классов и привилегированных сословий. В классовом обществе возникает феномен отчуждения человека. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека является экономическое отчуждение, или отчужденный труд, который К. Маркс рассматривает в четырех аспектах:

  1. Первый вид отчуждения: рабочий использует в процессе труда природные материалы, которые не принадлежат ему, он производит предметы, которые достаются собственнику производства. Получается, что исходный материал и сами продукты труда рабочему не принадлежат, они ему чужие.
  2. Второй вид отчуждения: сам процесс трудовой деятельности для рабочего оказывается принудительным. Рабочий не свободен, он не может выбирать: работать или нет, поскольку не может иначе обеспечить возможность своего существования. Рабочий в процессе труда остается подконтрольным и зависимым — управление производством от него совершенно не зависит.
  3. Третий вид отчуждения: подневольный труд вообще отнимает у рабочего так называемую «родовую жизнь». Рабочий относится и к производству, и к природе отчужденно, противопоставляя их самому себе, ненавидя их в душе, видя в них нечто чуждое и враждебное.
  4. Четвертый вид отчуждения: подобный несвободный труд порождает отчуждение между людьми, конкуренцию в капиталистическом обществе, когда каждый человек выступает только сам за себя, презирая и пренебрегая благом других людей и общества в целом. Жизнь в буржуазном обществе может быть описана формулами «война всех против всех» и «человек человеку волк».

Причиной феномена отчуждения является частная собственность, которая рассматривается Марксом в качестве предпосылки всех социальных противоречий. Уничтожение частной собственности — путь к освобождению и формированию нового универсального и гармоничного человека. В пролетариате Маркс увидел особый класс, способный уничтожить существующий миропорядок.

Ключевые слова: Философия

Источник: Н.В. Рябоконь. Философия УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Материалы по теме

Космоцентризм древнегреческой философии: основные школы и представители

Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018

Что такое философия?

Карл Ясперс, Введение в философию

Философия Пифагора и пифагорейцев

Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы…

Предмет социальной философии

Соколов С. В., Социальная философия

Философия Рене Декарта

Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы…

Философия Пифагора и Демокрита

Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с….

Философия Э. Кассирера

Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия…

Философия как фактор духовного развития человека и общества

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,…

Разновидности, История, Плюсы и минусы, Социализм

Что такое капитализм?

Капитализм — это экономическая система, в которой частные лица или предприятия владеют средствами производства. В то же время владельцы бизнеса (капиталисты) нанимают рабочих (рабочих), которые получают только заработную плату; труд не владеет средствами производства, а лишь пользуется ими от имени собственников капитала.

Производство товаров и услуг при капитализме основано на спросе и предложении на общем рынке, известном как рыночная экономика, а не на централизованном планировании, известном как плановая экономика или командная экономика.

Чистейшей формой капитализма является свободный рынок или капитализм laissez-faire. Здесь частные лица ничем не ограничены. Они могут определять, куда инвестировать, что производить или продавать и по каким ценам обменивать товары и услуги. Рынок невмешательства работает без проверок и контроля.

Сегодня в большинстве стран существует смешанная капиталистическая система, которая включает в себя некоторую степень государственного регулирования бизнеса и владения отдельными отраслями.

Основные выводы

  • Капитализм — это экономическая система, характеризующаяся частной собственностью на средства производства, особенно в промышленном секторе, при которой труд оплачивается только по заработной плате.
  • Капитализм зависит от соблюдения прав частной собственности, которые обеспечивают стимулы для инвестиций и продуктивного использования производительного капитала.
  • Капитализм исторически развился из прежних систем феодализма и меркантилизма в Европе и резко расширил индустриализацию и широкомасштабную доступность потребительских товаров для массового рынка.
  • Чистому капитализму можно противопоставить чистый социализм (где все средства производства находятся в коллективной или государственной собственности) и смешанную экономику (которая находится на континууме между чистым капитализмом и чистым социализмом).
  • Реальная практика капитализма обычно включает в себя некоторую степень так называемого «капитализма кланов» из-за требований бизнеса о благоприятном государственном вмешательстве и стимулов правительства к вмешательству в экономику.
Капитализм

Понимание капитализма

Функционально капитализм представляет собой одну систему экономического производства и распределения ресурсов. Вместо планирования экономических решений с помощью централизованных политических методов, как при социализме или феодализме, экономическое планирование при капитализме осуществляется посредством децентрализованных, конкурентных и добровольных решений.

Капитализм — это, по сути, экономическая система, в которой средства производства (то есть фабрики, инструменты, машины, сырье и т. д.) организованы одним или несколькими владельцами бизнеса (капиталистами). Затем капиталисты нанимают рабочих для эксплуатации средств производства в обмен на заработную плату. Рабочие, однако, не претендуют ни на средства производства, ни на прибыль, полученную от их труда, — они принадлежат капиталистам.

Таким образом, права частной собственности являются фундаментальными для капитализма. Большинство современных концепций частной собственности проистекают из теории усадьбы Джона Локка, в которой люди претендуют на право собственности, смешивая свой труд с невостребованными ресурсами. Единственными законными способами передачи собственности после ее приобретения являются добровольный обмен, дарение, наследование или возвращение брошенного имущества в приусадебное хозяйство. Частная собственность способствует эффективности, давая владельцу ресурсов стимул максимизировать стоимость своей собственности. Таким образом, чем ценнее ресурс, тем большую торговую силу он дает владельцу. В капиталистической системе лицо, владеющее собственностью, имеет право на любую ценность, связанную с этой собственностью.

Почему права частной собственности важны для капитализма

Для того чтобы отдельные лица или предприятия могли уверенно использовать свои основные средства, должна существовать система, защищающая их законное право владеть или передавать частную собственность. Капиталистическое общество будет полагаться на использование контрактов, честных сделок и деликтного права для облегчения и обеспечения соблюдения этих прав частной собственности.

Когда собственность не находится в частной собственности, а находится в совместном пользовании, может возникнуть проблема, известная как трагедия общего достояния. Имея общий пул ресурсов, который могут использовать все люди, и никто не может ограничивать доступ к ним, у всех людей есть стимул извлекать как можно больше потребительной стоимости, и нет стимула сохранять или реинвестировать ресурс. Приватизация ресурса является одним из возможных решений этой проблемы, наряду с различными добровольными или принудительными подходами к коллективным действиям.

При капиталистическом производстве владельцы предприятий (капиталисты) сохраняют право собственности на производимые товары. Если бы рабочий обувной фабрики забрал домой сделанную им пару обуви, это было бы воровством. Эта концепция известна как отчуждение работников от их труда.

Капитализм и стремление к прибыли

Прибыль тесно связана с понятием частной собственности. По определению, человек вступает в добровольный обмен частной собственностью только тогда, когда он считает, что обмен приносит ему какую-то психологическую или материальную пользу. В таких сделках каждая сторона получает дополнительную субъективную ценность или прибыль от сделки. Мотив прибыли, или желание получить прибыль от коммерческой деятельности, является движущей силой капитализма. Это создает конкурентную среду, в которой предприятия соревнуются за то, чтобы быть недорогим производителем определенного товара, чтобы завоевать долю рынка. Если более выгодно производить другой тип товара, то у бизнеса появляется стимул к переключению.

Добровольная торговля — еще один родственный механизм, который стимулирует деятельность в капиталистической системе. Владельцы ресурсов конкурируют друг с другом за потребителей, которые, в свою очередь, конкурируют с другими потребителями за товары и услуги. Вся эта деятельность встроена в систему цен, которая уравновешивает спрос и предложение для координации распределения ресурсов.

Капиталист получает наибольшую прибыль, используя капитальные товары (например, машины, инструменты и т. д.) наиболее эффективно, производя товар или услугу с наибольшей стоимостью. В этой системе информация о том, что является наиболее ценным, передается через те цены, по которым другой индивидуум добровольно покупает товар или услугу капиталиста. Прибыль является показателем того, что менее ценные входы были преобразованы в более ценные продукты. Напротив, капиталист несет убытки, когда капитальные ресурсы используются неэффективно и вместо этого создают менее ценную продукцию.

Капитализм против Рынков

Капитализм — это система экономического производства. Рынки – это системы распределения и размещения уже произведенных товаров. Хотя они часто идут рука об руку, капитализм и свободный рынок относятся к двум различным системам.

Предшественники капитализма

Капитализм — это относительно новый тип общественного устройства для производства товаров в экономике. Он возник в основном вместе с наступлением промышленной революции, где-то в конце 17 века. До капитализма господствовали другие системы производства и социальной организации, из которых возник капитализм.

Феодализм и корни капитализма

Капитализм вырос из европейского феодализма. Вплоть до 12 века очень небольшой процент населения Европы проживал в городах. Квалифицированные рабочие жили в городе, но получали содержание от феодалов, а не реальную заработную плату, и большинство рабочих были крепостными у дворян-землевладельцев. Однако к позднему средневековью растущий урбанизм с городами как центрами промышленности и торговли становится все более и более экономически важным.

При феодализме общество было разделено на социальные классы в зависимости от рождения или семейного происхождения. Лорды (дворянство) были землевладельцами, а крепостные (крестьяне и рабочие) не владели землей, а находились на службе у дворян-землевладельцев.

Наступление индустриализации произвело революцию в торговле и побудило больше людей переехать в города, где они могли зарабатывать больше денег, работая на фабрике, а не пропитание в обмен на труд. Дополнительные сыновья и дочери семей, которых нужно было заставить работать, могли найти новые источники дохода в торговых городках. Детский труд был такой же частью экономического развития города, как крепостное право было частью сельской жизни.

Меркантилизм

Меркантилизм постепенно заменил феодальную экономическую систему в Западной Европе и стал основной экономической системой торговли в 16-18 веках. Меркантилизм зародился как торговля между городами, но это не обязательно была конкурентная торговля. Первоначально в каждом городе были совершенно разные продукты и услуги, которые со временем постепенно становились однородными в зависимости от спроса.

После гомогенизации товаров торговля осуществлялась во все более широких кругах: город к городу, уезд к уезду, провинция к провинции и, наконец, народ к народу. Когда слишком много наций предлагали одинаковые товары для торговли, торговля приобретала конкурентное преимущество, которое обострялось сильными националистическими чувствами на континенте, постоянно охваченном войнами.

Колониализм процветал наряду с меркантилизмом, но народы, населявшие мир поселениями, не пытались увеличить торговлю. В большинстве колоний была создана экономическая система, попахивавшая феодализмом, когда их сырье возвращалось на родину, а в случае британских колоний в Северной Америке они были вынуждены выкупать готовый продукт за псевдовалюту, которая предотвращала их от торговли с другими странами.

Именно Адам Смит заметил, что меркантилизм был не силой развития и перемен, а регрессивной системой, которая создавала торговый дисбаланс между странами и мешала им развиваться. Его идеи свободного рынка открыли мир капитализму.

Рост промышленности

Идеи Адама Смита были своевременны, поскольку промышленная революция начала вызывать потрясения, которые вскоре сотрясут западный мир. Золотой рудник (часто буквальный) колониализма принес новое богатство и новый спрос на продукцию отечественной промышленности, что привело к расширению и механизации производства. По мере того, как технологии шагали вперед и фабрики больше не нужно было строить рядом с водными путями или ветряными мельницами, промышленники начали строить в городах, где теперь были тысячи людей, способных предоставить готовую рабочую силу.

Промышленные магнаты были первыми людьми, накопившими свое состояние при жизни, часто опережая как дворян-землевладельцев, так и многие семьи, занимающиеся ссудой / банковскими делами. Впервые в истории простые люди могли надеяться стать богатыми. Новая толпа денег построила больше заводов, которые требовали больше труда, а также производили больше товаров для покупки людьми.

В этот период термин «капитализм», происходящий от латинского слова « capitalis », что означает «поголовье крупного рогатого скота», был впервые использован французским социалистом Луи Бланом в 1850 году для обозначения системы исключительной собственности на промышленные средства. производства частными лицами, а не совместной собственностью.

Капитализм включал реорганизацию общества в социальные классы, основанные не на владении землей, а на владении капиталом (то есть предприятиями). Капиталисты могли получать прибыль от прибавочного труда рабочего класса, который получал только заработную плату. Таким образом, два социальных класса, определяемых капитализмом, — это капиталисты и рабочие классы.

Плюсы и минусы капитализма

Плюсы

Промышленный капитализм, как правило, приносил пользу большему количеству слоев общества, а не только аристократическому классу. Заработная плата увеличилась, чему в значительной степени способствовало создание профсоюзов. Уровень жизни также повысился за счет массового производства доступных продуктов. Этот рост привел к формированию среднего класса и начал поднимать все больше и больше людей из низших классов, чтобы пополнить его ряды.

Экономические свободы капитализма созрели вместе с демократическими политическими свободами, либеральным индивидуализмом и теорией естественных прав. Однако эта единая зрелость не означает, что все капиталистические системы политически свободны или поощряют индивидуальную свободу. Экономист Милтон Фридман, сторонник капитализма и индивидуальной свободы, писал в «Капитализм и свобода » (1962), что «капитализм является необходимым условием политической свободы… но не достаточным условием».

Резкое расширение финансового сектора сопровождалось подъемом промышленного капитализма. Раньше банки служили складами для ценностей, расчетными палатами для торговли на дальние расстояния или кредиторами знати и правительств. Теперь они стали обслуживать нужды повседневной торговли и посредничество в кредитовании крупных долгосрочных инвестиционных проектов. К 20-му веку, когда фондовые биржи становились все более публичными, а инвестиционные инструменты открывались для большего числа людей, некоторые экономисты определили вариант этой системы: финансовый капитализм.

Капитализм и экономический рост

Создавая для предпринимателей стимулы к перераспределению ресурсов из неприбыльных каналов в области, где потребители ценят их более высоко, капитализм оказался весьма эффективным средством экономического роста.

До возникновения капитализма в 18 и 19 веках быстрый экономический рост происходил в основном за счет завоевания и извлечения ресурсов у покоренных народов. В общем, это был локальный процесс с нулевой суммой. Исследования показывают, что средний глобальный доход на душу населения не изменился с момента возникновения сельскохозяйственных обществ примерно до 1750 года, когда зародились корни первой промышленной революции.

В последующие века капиталистические производственные процессы значительно увеличили производственный потенциал. Все больше товаров лучшего качества стало дешево доступным для широких слоев населения, повысив уровень жизни немыслимым ранее образом. В результате большинство политических теоретиков и почти все экономисты утверждают, что капитализм является наиболее эффективной и продуктивной системой обмена.

Минусы

В то же время капитализм породил огромное имущественное неравенство и социальное неравенство. В то время как капиталисты пользуются возможностью получения высоких прибылей, рабочих эксплуатируют за их труд, при этом заработная плата всегда остается ниже истинной стоимости выполняемой работы. Безработица — еще один симптом капитализма, когда непродуктивные работники исключаются из состава рабочей силы или заменяются технологическими достижениями или изобретениями. Это создает борьбу между рабочим классом и классом капиталистов, где рабочие борются за лучшие условия, более справедливую заработную плату и большее достоинство. Между тем, владельцы бизнеса и инвесторы выступают за более высокую норму прибыли, часто за счет снижения заработной платы и сокращения рабочей силы.

Еще одним недостатком капитализма является то, что он часто приводит к множеству негативных внешних эффектов, таких как загрязнение воздуха и шум. Отрицательные внешние эффекты — это издержки, оплачиваемые обществом, а не производителем внешних эффектов. Фабрика, сбрасывающая отходы в реку или выпускающая дым в воздух, — это проблема, которую несут сообщества, в которых находится фабрика, а не сам бизнес.

Клановый капитализм

Один из недостатков капитализма — его склонность к коррупции. Клановый капитализм относится к капиталистическому обществу, основанному на тесных отношениях между деловыми людьми и государством. Успех бизнеса определяется не свободным рынком и верховенством закона, а фаворитизмом, который проявляет к нему правительство в форме налоговых льгот, государственных субсидий и других стимулов.

На практике это доминирующая форма капитализма во всем мире из-за мощных стимулов, с которыми сталкиваются как правительства для извлечения ресурсов путем налогообложения, регулирования и поощрения погони за рентой, так и те, с которыми сталкиваются капиталистические предприятия для увеличения прибыли за счет получения субсидий, ограничивая конкуренцию. и возведения барьеров для входа. По сути, эти силы представляют собой своего рода спрос и предложение на государственное вмешательство в экономику, возникающее из самой экономической системы.

Клановый капитализм широко обвиняют в ряде социальных и экономических проблем. И социалисты, и капиталисты обвиняют друг друга в росте кланового капитализма. Социалисты считают, что клановый капитализм является неизбежным результатом чистого капитализма. С другой стороны, капиталисты считают, что клановый капитализм возникает из-за желания правительств контролировать экономику.

Плюсы и минусы капитализма

Плюсы

  • Более эффективное распределение капитальных ресурсов

  • Конкуренция ведет к снижению потребительских цен

  • Заработная плата и общий уровень жизни в целом повысились

  • Стимулирует инновации и изобретения

Минусы

  • Создает классовый конфликт между капиталом и трудом

  • Порождает огромное имущественное неравенство и социальное неравенство

  • Неравные условия приводят к бедности и безработице для некоторых

  • Может стимулировать коррупцию и клановый капитализм в погоне за прибылью

  • Производит негативные внешние эффекты, такие как загрязнение

Капитализм против социализма

С точки зрения политической экономии капитализм часто противопоставляется социализму. Фундаментальное различие между капитализмом и социализмом заключается в собственности и контроле над средствами производства. В капиталистической экономике собственность и предприятия принадлежат и контролируются отдельными лицами. В социалистической экономике государство владеет и распоряжается жизненно важными средствами производства. Однако существуют и другие различия в форме справедливости, эффективности и занятости.

Капитал

Капиталистическая экономика не заботится о справедливом устройстве. Аргумент состоит в том, что неравенство является движущей силой, которая поощряет инновации, которые затем подталкивают экономическое развитие. Главной задачей социалистической модели является справедливое перераспределение богатства и ресурсов от богатых к бедным, а также обеспечение равенства возможностей и равенства результатов. Равенство ценится выше высоких достижений, а коллективное благо рассматривается выше возможностей для продвижения отдельных лиц.

Эффективность

Капиталистический аргумент заключается в том, что стимул к получению прибыли побуждает корпорации разрабатывать новые инновационные продукты, которые нужны потребителю и пользуются спросом на рынке. Утверждается, что государственная собственность на средства производства приводит к неэффективности, потому что без мотивации зарабатывать больше денег менеджмент, рабочие и разработчики с меньшей вероятностью будут прилагать дополнительные усилия для продвижения новых идей или продуктов.

Занятость

В капиталистической экономике государство не нанимает рабочую силу напрямую. Это отсутствие государственной занятости может привести к безработице во время экономических спадов и депрессий. В социалистической экономике государство является основным работодателем. Во времена экономических трудностей социалистическое государство может приказать нанять, так что есть полная занятость. Кроме того, в социалистических системах, как правило, существует более сильная «страховочная сетка» для рабочих, получивших травмы или постоянную нетрудоспособность. У тех, кто больше не может работать, меньше возможностей помочь им в капиталистическом обществе.

Карл Маркс, Капитализм и Социализм

Карл Маркс известен своей критикой капиталистической системы производства, потому что он видел в ней двигатель, создающий социальные болезни, массовое неравенство и тенденции к саморазрушению. Маркс утверждал, что со временем капиталистические предприятия вытеснят друг друга из бизнеса посредством жесткой конкуренции, в то время как в то же время рабочий класс разрастется и начнет возмущаться их несправедливыми условиями. Его решением был социализм, при котором средства производства будут переданы рабочему классу на эгалитарной основе. В этой системе производство будет осуществляться через такие организации, как рабочие кооперативы, с справедливым распределением прибыли между всеми занятыми.

Разновидности капитализма

Сегодня многие страны работают с капиталистическим производством, но оно также существует по всему спектру. На самом деле существуют элементы чистого капитализма, которые действуют наряду с социалистическими институтами.

Стандартный спектр экономических систем помещает капитализм laissez-faire на одну крайность, а полную плановую экономику, такую ​​как коммунизм, — на другую. Все, что посередине, можно назвать смешанной экономикой. Смешанная экономика имеет элементы как централизованного планирования, так и незапланированного частного бизнеса.

Согласно этому определению, почти каждая страна в мире имеет смешанную экономику, но современные смешанные экономики различаются по уровню государственного вмешательства. США и Великобритания имеют относительно чистый тип капитализма с минимальным федеральным регулированием финансовых рынков и рынков труда, иногда известный как англосаксонский капитализм, в то время как Канада и страны Северной Европы создали баланс между социализмом и капитализмом.

Смешанный капитализм

Когда правительству принадлежат некоторые, но не все средства производства, но государственные интересы могут на законных основаниях обходить, заменять, ограничивать или иным образом регулировать частные экономические интересы, это называется смешанной экономикой или смешанной экономической системой. Смешанная экономика уважает права собственности, но накладывает на них ограничения.

Владельцы собственности ограничены в том, как они обмениваются друг с другом. Эти ограничения проявляются во многих формах, таких как законы о минимальной заработной плате, тарифы, квоты, налоги на непредвиденные расходы, лицензионные ограничения, запрещенные продукты или контракты, прямая государственная экспроприация, антимонопольное законодательство, законы о законных платежных средствах, субсидии и выдающиеся владения. Правительства в странах со смешанной экономикой также полностью или частично владеют и управляют определенными отраслями, особенно теми, которые считаются общественными благами, часто навязывая юридически обязывающие монополии в этих отраслях, чтобы запретить конкуренцию со стороны частных компаний.

Анархо-капитализм

Напротив, при чистом капитализме, также известном как капитализм невмешательства или анархо-капитализм (например, исповедуемый Мюрреем Н. Ротбардом), все отрасли, включая общественные блага, оставлены на усмотрение частной собственности и эксплуатации, и ни один центральный государственный орган не обеспечивает регулирование. или надзор за экономической деятельностью в целом.

Капитализм благосостояния

Многие европейские страны практикуют капитализм благосостояния, систему, которая заботится о социальном обеспечении рабочего и включает в себя такие меры, как государственные пенсии, всеобщее здравоохранение, коллективные переговоры и кодексы промышленной безопасности.

Что является примером капитализма?

Примером капиталистического производства может быть, если предприниматель создает новую компанию по производству виджетов и открывает фабрику. Этот человек использует доступный капитал, которым он владеет (или от внешних инвесторов), покупает землю, строит фабрику, заказывает оборудование и закупает сырье. Затем предприниматель нанимает рабочих для управления машинами и производства изделий. Обратите внимание, что рабочие не владеют машинами, которые они используют, и изделиями, которые они производят. Вместо этого они получают только заработную плату в обмен на свой труд.

Кому выгоден капитализм?

Капитализм больше всего приносит выгоду капиталистам. К ним относятся владельцы бизнеса, инвесторы и другие владельцы капитала. В то время как капитализм был оценен как улучшение уровня жизни для многих людей по всем направлениям, он, безусловно, принес пользу тем, кто находится наверху. Просто посмотрите на рост 1% (а также на 0,1% и 0,01%) и на то, какой частью общего богатства владеют и контролируют эти относительно небольшие группы людей.

Почему капитализм вреден?

Из-за своей структуры капитализм всегда будет противопоставлять владельцев бизнеса и инвесторов (то есть капиталистов) рабочему классу. Капиталисты конкурируют друг с другом и поэтому будут стремиться увеличить свою прибыль за счет сокращения затрат, в том числе затрат на оплату труда. В то же время рабочие хотят видеть более высокую заработную плату, более справедливое обращение и лучшие условия труда. Эти два стимула принципиально противоречат друг другу. Это порождает классовые конфликты, неравенство и нищету среди рабочего класса. Капитализм также производит негативные внешние эффекты, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью людей, а также стимулируют кумовство и другие виды плохого поведения.

Является ли капитализм тем же, что и свободное предпринимательство?

Капитализм и свободное предпринимательство часто рассматриваются как синонимы. По правде говоря, это тесно связанные, но разные термины с перекрывающимися характеристиками. Возможна капиталистическая экономика без полного свободного предпринимательства и возможен свободный рынок без капитализма. Любая экономика является капиталистической, пока частные лица контролируют факторы производства. Однако капиталистическая система по-прежнему может регулироваться государственными законами, а прибыль капиталистических предприятий по-прежнему может облагаться высокими налогами.

Под «свободным предпринимательством» можно грубо понимать экономический обмен, свободный от принудительного влияния правительства. Хотя это и маловероятно, но можно представить себе систему, в которой люди решают совместно владеть всеми правами собственности. Права частной собственности все еще существуют в системе свободного предпринимательства, хотя частная собственность может добровольно рассматриваться как общественная без распоряжения правительства.

Например, многие индейские племена существовали с элементами этих механизмов, а в более широкой капиталистической экономической семье клубы, кооперативы и акционерные коммерческие фирмы, такие как товарищества или корпорации, являются примерами институтов общей собственности.

Если накопление, собственность и получение прибыли от капитала являются центральным принципом капитализма, то свобода от государственного принуждения является центральным принципом свободного предпринимательства.

Философия Карла Маркса – теория литературы и критика

Автор: НАСРУЛЛА МАМБРОЛ по телефону • ( 0 )

Карл Генрих Маркс (1818–1883) родился 5 мая 1818 года в Трире в семье юриста-еврея, принявшего христианство в 1824 году. После года изучения права в Боннском университете Маркс уехал из Рейнской области в университет. Берлина в 1836 году, где он связался с членами радикального младогегельянского движения и переключился с изучения права на философию. В 1841 году он получил докторскую степень в Йенском университете за диссертацию о материализме Демокрита и Лукреция. Однако восшествие на прусский престол Фридриха Вильгельма IV в 1840 г. обрекло все надежды Маркса на научную карьеру в области философии, и вместо этого он обратил свои таланты на журналистику, редактируя радикальные публикации в Рейнской области, Франции и Бельгии по всему миру. 1840-е годы.

В 1844 году Маркс начал сотрудничать с Фридрихом Энгельсом, мятежным и самоучкой, сыном семьи текстильных мануфактур с фабриками в Бармене, Германия, и Манчестере, Англия. Именно Энгельс познакомил Маркса как с изучением политической экономии, так и с рабочим движением. Рукописи Маркса по политической экономии (так называемые парижские рукописи), написанные в 1844 г., но не опубликованные до 1930 г., демонстрируют блестящий ум, обученный гегелевской философии, но находящийся под влиянием материализма Просвещения, начавший высказывать радикальную критику как капиталистического общественного порядка, так и его теоретическое самопонимание в работах таких экономистов, как Адам Смит и Джеймс Милль. Первая совместная публикация Маркса и Энгельса была Святое Семейство (1844 г.), полемическая атака на младогегелевскую философию, главным образом на основании ее озабоченности богословскими вопросами и ее практической политической неуместности. В следующем году двое мужчин были в Бельгии, где совместно работали над вторым полемическим трактатом, «Немецкая идеология». Она не публиковалась до 1932 г., но имеет решающее теоретическое значение, поскольку ее первая часть содержит самую раннюю разработку материалистической концепции истории, которая впоследствии должна была стать методологической основой изучения Марксом экономики и истории.

Находясь в Бельгии, Маркс и Энгельс также основали Коммунистический союз и совместно написали его знаменитый Манифест , который был опубликован накануне Французской революции в феврале 1848 года. Революция вернула Маркса в Париж, а затем в Кельн, где, пока революция не рухнула, он редактировал радикальную Neue Rheinische Zeitung в поддержку революционных изменений в прусской Рейнской области. Успешно защитив себя и своих соратников в кельнском суде от обвинений в «подстрекательстве к мятежу», Маркс бежал с прусских территорий в 1849 г.и вскоре поселился в Лондоне, где (за исключением нескольких поездок за границу в более поздние годы) ему предстояло провести остаток своей жизни.

Первые годы в Англии подвергли Маркса и его семью такой жестокой и горькой нищете, какую он когда-либо описывал в своих трудах. Трое из шести детей умерли от нужды до 1856 года, и собственное здоровье Маркса должно было пострадать от ухудшения, от которого он так и не смог полностью оправиться. Несмотря на это, всякий раз, когда Маркс не был прикован к постели из-за болезни, он регулярно проводил десять часов в день в Британском музее, занимаясь исследованиями и сочиняя. Вернувшись вечером домой, он часто писал глубокой ночью. Главной целью работ Маркса был всесторонний теоретический анализ, экономический и исторический, современного капитализма. Предварительное исследование было опубликовано в 1859 г.под названием «К критике политической экономии». В 1867 году был наконец опубликован первый том Маркса «Капитал ». Он продолжал работать над двумя оставшимися томами до своей смерти, но они так и не были завершены. Наконец, Энгельс отредактировал и опубликовал их соответственно в 1884 и 1893 годах.

Маркс сыграл важную роль в основании Международной ассоциации рабочих в 1864 году и провел ее через шесть конгрессов в течение следующих девяти лет, прежде чем она рухнула из-за внутренних разногласий между последователями Маркса и Пьера Прудона, главным из которых был анархист Михаил Бакунин. После 1873 года из-за ухудшения здоровья Маркса ему все труднее было работать или принимать активное участие в радикальной политике. Он умер в Лондоне 13 марта 1883 года.0005

Философия

Интерес Маркса к философскому материализму проявляется уже в его диссертации. Но как философ Маркс всегда оставался также в традиции гегелевского идеализма, который он стремился сочетать с просветительским материализмом. Из обеих традиций он вывел идею о том, что философия должна как осмыслить себя исторически, так и практически включиться в прогрессивную борьбу человечества. Немецкий идеализм был связан с проблемами человеческой самости, природой полноценной человеческой жизни, а также с чувством смысла, самооценки и связи людей с их природной и культурной средой. Он рассматривал современную культуру как сцену самоотчуждения, но также и как обещание преодолеть это отчуждение.

В парижских рукописях 1844 г. Маркс начинает видеть в этих проблемах коренную проблему социальных и экономических условий, в которых живут люди. Забота Маркса о бедственном положении современного рабочего класса с самого начала связана не только с «материальными потребностями» в обычном смысле, но и с более фундаментальными условиями, при которых люди могут развивать свои «основные человеческие способности» и «свободную самодостаточность». активность.» Истинно человеческая и полноценная жизнедеятельность была бы деятельностью свободного социального самовыражения. Оно свободно, потому что самоопределяется, развивается и выражает всю свою человечность, объективируя себя в мире и затем постигая этот мир как свое адекватное выражение как «утверждение», «опредмечивание» и «утверждение» человеческой природы. Эти условия являются социальными, потому что природа человека заключается в том, чтобы производить как с другими, так и для других. Свободная жизнедеятельность должна быть свободной не только индивидуально, но и социально; то есть социальные отношения, которые он включает, должны быть рационально поняты и сознательно выбраны в свете этого понимания. Марксова критика политической экономии утверждает, что научное понимание капиталистических общественных отношений систематически мистифицирует и фальсифицирует их действительную природу, что соответствует практически присутствующей в самих этих отношениях иллюзии, что они являются результатом не чего иного, как свободного выбора независимых индивидуумов. Свободная жизнедеятельность должна основываться на рациональном понимании общественной природы труда в классовом обществе, а затем на практическом превращении этих отношений из отношений угнетения в отношения свободного объединения.

Исторический материализм

Теория общества и истории, которую Маркс предлагает в этом направлении, постулирует общественно-производительную деятельность как фундаментальную детерминанту социальной организации и исторических изменений. Для материалистического понимания истории основным элементом, определяющим социальную организацию, являются производительные силы общества, а основным фактором, определяющим историю, является тенденция этих сил к росту. Является ли исторический материализм «технологической теорией истории», зависит от того, насколько широко или узко мы понимаем ключевую идею «производительных сил». Маркс указывает, однако, что под этим заголовком он понимает не только имеющийся в распоряжении людей арсенал орудий и средств производства вместе с человеческими навыками, необходимыми для их применения, но и теоретические знания о природе, вовлеченные в производство, и даже формы человеческого труда. сотрудничество, поскольку они играют непосредственную роль в производственных технологиях и удовлетворении человеческих потребностей.

Производительные силы на данной ступени развития определяют характер трудовой деятельности человека, ибо труд состоит в осуществлении этих сил. Данный набор производительных сил благоприятствует соответствующему набору «материальных производственных отношений», т. е. формам сотрудничества или разделения труда, которые не являются их непосредственной частью, но облегчают их применение в большей степени, чем соперничающие отношения. Таким образом, производительные силы также благоприятствуют определенным «общественным производственным отношениям», системам социальных ролей, связанных с контролем над производственным процессом и распоряжением его плодами. Эти отношения лежат в основе институтов собственности. В совокупности система общественных производственных отношений составляет то, что Маркс называет «экономической структурой общества», характерной для данного «способа производства». Маркс понимает историю как разделенную на периоды, в частности, как ряд различных способов производства, каждый из которых имеет свою собственную характерную экономическую структуру, социальные производственные отношения и вытекающие из них формы собственности, а также распределение общественной власти.

Материалистическая теория рассматривает политические, юридические и тому подобные учреждения как «надстройку», возведенную на этом экономическом базисе. Политические институты отражают господствующие отношения экономической власти и собственности, поскольку их функция заключается в обеспечении соблюдения этих отношений. Господствующие идеи, концепции и интеллектуальные продукты в обществе возводятся на одной и той же экономической основе. Подобно политическим институтам, они отражают доминирующие экономические структуры в обществе и стремятся их укрепить. Маркс не считает, что экономические отношения диктуют мысли людей, но они определяют, какие мысли приобретают распространение и влияние, потому что отбирают мысли, гармонирующие с существующими социальными отношениями. А поскольку господствующие идеи также определяют условия образования и исследований, экономические условия также косвенно определяют направление, в котором могут двигаться новые идеи и теории. Поскольку они обусловлены таким образом и часто служат укреплению социальных отношений, которые включают в себя систематическое самосокрытие и мистификацию, доминирующие мысли также служат затемнению и мистификации социальных отношений для тех, кто их создает и участвует в них. Поскольку идеи (в том числе религии, философии, эстетические и научные произведения и т. д.) выполняют эту функцию, Маркс дает им название «идеология».

Теория исторических изменений Маркса основывается на том факте, что производительные силы общества имеют тенденцию расти с течением времени. По мере своего роста они меняют свое отношение к господствующим производственным отношениям или экономической структуре общества. Новые силы приходят в соответствие с новыми производственными отношениями, которые облегчают их общественное применение или их дальнейшее расширение. Когда силы и производственные отношения перестают соответствовать друг другу и вступают в противоречие, это вызывает изменение экономической структуры общества, так как новые отношения заменяют старые. Затем старый или устаревший способ производства заменяется новым способом производства. Эпоха, в которой происходят такие изменения, есть эпоха социальной революции.

Эти марксистские идеи были переняты с небольшими изменениями популярными в настоящее время теориями, утверждающими, что сейчас мы переживаем переход от индустриальной эпохи к постиндустриальной или «информационной» эпохе, которая параллельна более ранним переходам от охотников-собирателей к земледельческий образ жизни, и от земледелия к промышленности. Главное отличие теории Маркса от современных состоит в том, что Маркс подчеркивает роль классовых отношений в экономической структуре и классовой борьбы в процессе социальной революции. Общественные отношения делят людей на определенные группы, которые имеют общее положение и общие интересы в отношении распределения общественной власти, собственности и контроля над производственным процессом. Эти группы не являются классами, но они становятся классами, когда организуются для продвижения своих общих интересов. Затем они создают новые коллективные интересы сверх общих экономических интересов, которые привели к их формированию. В то же время они создают политические структуры и социальные идеологии для продвижения этих отличительных коллективных интересов. Таким образом, Маркс не считает, что классовые движения есть не что иное, как средства продвижения индивидуальных интересов членов класса.

Маркс рассматривает борьбу между классовыми движениями как механизм, с помощью которого один способ производства сменяет другой в эпоху социальной революции. Старый способ есть такой, который благоприятствует классовым интересам одного или нескольких господствующих классов, в то время как классовые интересы других, революционных классов более соответствуют общественным отношениям формирующегося способа производства, который лучше соответствует состоянию растущего общества. производительные силы общества. Так, Маркс иногда говорит о новых производительных силах общества как об «оружии», используемом революционным классом против господствующего класса, который он пытается заменить. Так, например, описывает «Коммунистический манифест» победу буржуазии над феодальной аристократией в период возникновения капиталистического способа производства.

Теоретический анализ капитализма

Материалистическое понимание истории является одновременно суммой эмпирических результатов, методологической программой эмпирического исследования и средством прогнозирования исторического будущего. Подобно тому, как Маркс полагает, что капитализм победил феодализм благодаря прогрессу человеческого знания и росту общественных производительных сил, он убежден, что быстрое расширение производительных сил, поощряемое самим капитализмом, скоро выйдет за ограниченный горизонт капиталистических общественных отношений и приведет к классовое движение, историческая миссия которого состоит в том, чтобы самим уничтожить классовые различия и добиться всеобщего освобождения человечества. Имея это в виду, Маркс одновременно занимался организацией рабочего класса и теоретической деятельностью, целью которой было сформулировать внутренние конфликты в существующем капиталистическом обществе, такие как проблемы неполной занятости рабочей силы, недопотребления ее продуктов и длительного направить тенденцию нормы прибыли к падению, чтобы дать рабочему классу возможность взять на себя сознательное господство над общественным производством и тем самым выполнить свою историческую миссию. Теория Маркса в Капитал строится сознательно по образцу систем великих немецких философов-идеалистов Фихте, Шеллинга и Гегеля, особенно следуя диалектической структуре системы Гегеля. Он начинается с абстрактного анализа капиталистического производства, основанного на идее продукта труда как обмениваемого товара. Затем он прорабатывает определенные варианты товарного производства, встречающиеся в современном капитализме, развивая категории меновой стоимости, денег, капитала, наемного труда и прибавочной стоимости. Эти концепции представляют общественные производственные отношения, которые, как показывает анализ Маркса, основаны на определенной форме, которую принимает труд при наличии производительных сил, существующих в современном обществе. Таким образом, метод Маркса в «Капитале» зависит от материалистической концепции истории и иллюстрирует ее. В последующих томах (оставшихся незаконченными после смерти Маркса и позже опубликованных Энгельсом) Маркс развивает теорию дальше, охватывая процесс расширения капитала и то, как капиталистическая прибавочная стоимость делится на прибыль, процент и земельную ренту. Как и в первом томе, Маркс пытается показать, где капиталистический производственный процесс порождает конфликты и нестабильность, которые, по его мнению, приведут к его падению и замене более высоким социалистическим или коммунистическим способом производства под властью пролетариата или рабочего класса.

Смерть марксизма

Маркс всегда видел свою теоретическую деятельность кровно связанной с практической борьбой рабочего класса за всеобщее освобождение человечества. В раннем эссе (1843 г.) он изобразил философию как «голову» освободительной борьбы, а пролетариат — как ее «сердце». Он боролся за признание своих идей внутри рабочего движения, потому что считал, что успех рабочего движения зависит от его освобождения от идеологических заблуждений и достижения правильного научного понимания социального и исторического процесса, в который оно вовлечено. . В соответствии с радикальной традицией современного Просвещения Маркс был убежден, что человечество стоит на пороге радикально нового образа жизни, который наступит, когда научное понимание, достигнутое философами или интеллектуалами, объединится с демократическим массовым движением.

Нет сомнений в том, что Маркс был чрезмерно оптимистичен в отношении достижений социальной и политической организации рабочего класса, а также в отношении перспектив преодоления капитализма и его угнетающих властных отношений. На более глубоком уровне, наряду с остальной радикальной просветительской традицией, он переоценивал перспективы эмансипации человека через массовое движение, ориентированное на светские, научные идеи и теории философов. Конец двадцатого века стал свидетелем возрождения, как на уровне народа, так и среди интеллектуалов, антипросветительских идей и ценностей, принимают ли они форму народного религиозного фундаментализма или, среди интеллектуалов и теоретиков, разъедающего скептицизма, направленного против силы разума среди интеллектуалы и теоретики. В наш век возрождается доверие к тем самым социальным и институциональным силам, которые Маркс считал наиболее ответственными за человеческое угнетение и поражение которых, как он был убежден, необходимо для человеческого прогресса. Однако сомнительно, насколько эти исторические поражения марксизма представляют собой интеллектуальное поражение мысли Маркса или даже постоянный упадок ее интеллектуального или политического влияния. Уверенные декреты и декларации, которые мы слышим отовсюду, о том, что мысль Маркса мертва и дискредитирована, что социализм потерпел крах, сами по себе должны вызывать у нас подозрение. Ибо они слишком похожи на совершенно противоположные заявления, которые раньше делали догматические марксисты в таком же тоне непогрешимости, как будто будущее человеческого рода было чем-то уже решенным, и они были избраны, чтобы объявить это решение. Слишком часто историческое высокомерие находилось в обратной зависимости от фактов, и крайняя уверенность в теории была не чем иным, как выражением чрезмерной немудрости и бесчеловечности на практике. Но нет оснований думать, что человеческие недостатки, проявляющиеся в таком поведении, более характерны для марксистов, чем для приверженцев любого другого набора твердо убежденных взглядов.

С усилением некритического доверия к капиталистическим институтам растёт пропасть между богатыми и бедными, как внутри общества, так и между обществами, и углубляется угнетение рабочих во всём мире. Современная экономика, несмотря на все изменения, происшедшие с середины девятнадцатого века, все более и более напоминает систему бесчеловечного угнетения, описанную и подвергнутую критике Марксом. Даже со всеми двигателями политической, экономической и идеологической власти, которые были накоплены и развернуты силами угнетения, это может быть только вопросом времени, когда их неумеренный триумф спровоцирует значительное противодействие. Мы, конечно, не можем знать, какую роль в таком движении сыграет мысль Маркса, но пока она остается главным историческим источником идей, которые могли бы подпитывать сопротивление капиталистическому гнету и возобновляющееся стремление к человеческому освобождению.

Дополнительная литература

Марксистская литературная критика: обзор

Марксизм и теория литературы

Альтюссерианский марксизм

Георг Лукач как литературовед-марксист

Луи Альтюссер: ISA и RSA

Раймонд Уильямс как теоретик марксистской литературы

Терри Иглтон и марксистская литературная критика

Фредрик Джеймсон как неомарксистский критик

Эрнст Блох и утопическая марксистская философия

Терри Иглтон и марксистская теория литературы

Марксистский феминизм

Фетишизм и товарный фетишизм

Карвер, Террелл (редактор): Кембриджский компаньон Маркса (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1991).
Коэн, Джорджия: Теория истории Карла Маркса (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 19).78).
Миллер, Ричард: анализ Маркса (Принстон, Нью-Джерси: издательство Принстонского университета, 1984).
Вуд, Аллен В.: Карл Маркс (Лондон: Рутледж, 1981).

Библиография
Сочинения
Собрание сочинений Маркса Энгельса (Нью-Йорк: International Publishers, 1975–).

Нравится:

Нравится Загрузка…


‹ Философия Будды

Философия Джорджа Беркли ›


Категории: Без категорий

Теги: Коммунизм, Коммунистический манифест, Вклад Карла Маркса, Фридрих Энгельс, Исторический материализм, Карл Генрих Маркс, Карл Маркс, Литературоведение, Теория литературы, Маркс, Капитал Маркса, Теория Маркса в Капитале, Теория Маркса об исторических изменениях, Марксизм , марксистская критика, марксистская литературная критика, марксистская литературная группа, марксистская теория литературы, марксистская философия, марксистская теория общества и истории, парижские рукописи 1844 года, постмарксизм, смерть марксизма, немецкая идеология, Святое семейство, Философия Карла Маркса, Философия Маркса, Философия Маркса и Энгельса, Теоретический анализ капитализма

Статистика блога

  • 18,226 888 просмотров

Статьи/Электронные книги/Лекции

Ученые статьи

Стуционная категория Articlesselectelectemprican (3) Американская литература (38) Антропология (2) Арабская литература (4) Архитевая литература (4) Архикальная литература (4) Ар -арабская литература (4) Архикальская литература (4) Архикальская литература (4) Архикальская литература (4) Архикальская литература (4) Архикальская литература (4) Архикальская литература (4) Архикальская литература. (3) Искусственный интеллект (1) Теория тела (1) Британская литература (202) Канадская литература (3) Теория хаоса (1) Китайская литература (14) Комиксы (1) Теория сложности (2) Криминальная фантастика (4) Критическая раса Теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурология (20) Киберкритика (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы (14) Критика диаспоры  (3)Цифровая теория  (3)Исследования инвалидности  (2)Дискурс  (2)Драматическая критика  (129)Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕХСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА  (2)Эпистолярные романы  (3)Шпионские романы  (1)Этнические исследования  (2)Европейская литература  (7)Экзистенциализм  (4)Экспериментальные романы (11) )Романы-фэнтези  (8)Феминизм  (45)Теория кино (6)Французская литература  (17)Романы о геях и лесбиянках  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества   (2)Исследования глобализации  (1)Готическая литература ( 3) Историческая фантастика (1) История английской литературы (20) Литература о Холокосте (1) Романы ужасов (2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература ( 2)Ирландская литература  (14)Израильская литература  (1)Итальянская литература  (7)Японская литература (8)Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Кералы  (1)Латиноамериканская литература  (27)Юридический триллер (1)Лесбиянки и геи Критика  (1)Лингвистика  (15)Литературная критика  (61)Литературные термины и приемы  (22)Литературная теория  (62)Литература  (1 110)Магия Реализм (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа  (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы  (21)Мифокритицизм  (5)Теория нарратива  (2)Натурализм  (2) Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (260)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порноведение  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования  (2)Переводоведение  (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категории  (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Vampire Na ративы  (4)Викторианская литература  (3)Литература на идиш  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

Архивы

Архивы Выберите Месяц Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 (2) Декабрь 2021 ( 1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 (82) январь 2021 ( 9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (25) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 (38) январь 2020 ( 1) декабрь 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *