Кампанелла Томмазо — Русская историческая библиотека
Содержание:
Томмазо Кампанелла — биография
Философия Томмазо Кампанеллы
Кампанелла о природе и Вселенной
«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы
«Испанская монархия» Томмазо Кампанеллы
Читайте также статью Кампанелла «Город Солнца» – краткое содержание и анализ
Рядом с Джордано Бруно стоит другая личность с такой же мрачной судьбой; это его брат по доминиканскому ордену, Томмазо Кампанелла. Выросший в такой же атмосфере брожения мыслей, терзаемый их противоречиями, соскочивший с колеи мирного развития, он также беспокойно блуждал по свету и жестоко потерпел от преследования со стороны церковной власти; только под конец Кампанеллы было суждено укрыться на чужбине в мирную гавань.
Томмазо Кампанелла – биография
Джованни Доменико (в монашестве Томмазо) Кампанелла, родившийся в Стило в Калабрии в 1568 г., так же как и Бруно, рано сделался доминиканцем; для продолжения своего образования он был послан в Козентинскую академию, где традиции Телезио поколебали уважение к Аристотелю.
Блестящий успех в ученых диспутах навлек на него обвинение в колдовстве, «потому что он знает богословие, не имев возможности его изучить». Вынужденный к бегству, Кампанелла отправился в Рим, оттуда во Флоренцию и позднее в Падую, пока в 1599 г. не был схвачен под предлогом политического подозрения и после многократного истязания приговорен к пожизненному заключению. В темнице, где с Кампанеллой неплохо обращались, он сочинял канцоны и сонеты, изданные одним из его друзей под заглавием «Scelta d’alcune poesie filosofiche di Septimontano Sequilla». Некоторые из них переведены на немецкий язык Гердером. После многих лет заключения Томмазо Кампанелла был освобожден в 1626 г. папою Урбаном VIII; но уже вскоре после этого он был заподозрен испанским правительством и должен был бежать в Марсель под покровительство французского посольства. Здесь он вступил в близкие сношения с Гассенди, который представил его ко двору и ввел в ученое общество в Париже.
Пользуясь поддержкой Ришелье, Кампанелла приступил к изданию полного собрания своих сочинений; смерть помешала ему закончить это дело; он умер в Париже в 1639 г.
Портрет Томмазо Кампанеллы. Художник Ф. Коцца, XVII век
Личность Томмазо Кампанеллы представляет самое странное смешение противоречащих друг другу свойств: высокий полет мысли и узкое суеверие, смелость воображения и сухая педантичность, страстная жажда деятельности и холодное размышление, фантастическая страсть к новизне и рабская приверженность к старине – все это совмещается в нем бок-о-бок друг с другом. При этом он – человек обширного ума, охватывавшего проблемы общества, так же как и природы, и во многих направлениях пролагавшего новые пути, как бы предугадывая будущее. Подобно тому, как в философии Джордано Бруно мы находим зачатки учения Спинозы и Лейбница, так у Кампанеллы начинают обрисовываться, правда еще очень туманно, зачатки учения Декарта и отчасти Канта. И если в области натурфилософии не было сделано им заметного шага вперед, то, с другой стороны, его гносеологические и этико-политические воззрения заслуживают полного внимания.
Философия Томмазо Кампанеллы
И Кампанелла также выводил задачу философии из того учения, что Бог открылся вдвойне: в образе вечного и в образе единичного; в первом случае в codex vivus природы, а во втором – в codex scriptus священных книг. Философия имеет дело только с толкованием codex vivus, она – знание о том, что может быть воспринято, и в этом смысле он называет ее микрологией. Замечательно при этом тщательное подразделение, которое Томмазо Кампанелла старается ввести в изложение философских проблем. В то время как остальные натурфилософы большею частью разрабатывали свои мысли с вольностью рапсодов или, самое большое, держались античного подразделения философии на логику, физику и этику, у Кампанеллы мы впервые встречаемся с попыткой нового систематического подразделения философии, которое затем сделалось возлюбленным объектом философских стремлений. У Томмазо Кампанеллы логика и математика выставляются в высшей степени характерно, как подготовительные науки, и предпосылаются собственно философии, которая затем рассматривается как состоящая из трех частей – метафизики, физики и этики.
Теория познания имеет своим исходным пунктом опровержение скептицизма; но оно, конечно, не так полно проведено, чтобы совершенно отвергнуть мысли Пиррона, которые он главным образом имеет в виду. Томмазо Кампанелла признает скорее, что человек в состоянии познать лишь малую часть вещей, а также и в этой малой части может дойти до нашего сознания не ее подлинная сущность, а только способ, каким она на нас действует. Здесь сказываются номиналистические учения, которые были приняты и Николаем Кузанским под названием «конъектур».
Однако это достаточно для понятия философии, как он ее определяет. Как знание о том, что мы можем воспринимать, она ведь уже сама собой ограничена областью нашего опыта, какой бы эта область ни была, широкой или узкой. А что мы можем познавать не сущность вещей, а только тот способ, каким они на нас воздействуют, это для Кампанеллы весьма естественно, так как кажется ему вытекающим непосредственно из самой сущности ощущения; ощущение же он считает наиглавнейшей частью всякого познания.
«Sentire est scire» (Чувствовать – значит знать), этот боевой клич знаменует принятие философией Томмазо Кампанеллы сенсуализма телезианской школы; познание является делом способности к ощущениям; чувство и ощущение – начало всякого знания. Кампанелла настолько последовательно держится этой сенсуалистической теории, что определяет воспоминание как лишь восприятие возобновленного получения впечатления, а умозаключение как «ощущение чего-то в чем-то другом»; и во всякой научной работе видит он лишь комбинацию восприятий. Если человек не может сам чего-нибудь видеть, чувствовать и слышать, то он должен этому верить на основании сообщения других людей, т. е., как выражается Кампанелла, должен «ощущать через посредство чужих чувств», а где восприятия противоречат друг другу, там одно или некоторые из них подвергают критике другие. В противоположность Бруно, который, имея в виду исследования Коперника, требовал критики восприятий посредством понятий, Томмазо Кампанелла утверждает в своей философии, что восприятия сами по себе достаточны для такой критики, а понятия не нужны.
Сама собой очевидная ошибочность этого утверждения смягчается, если принять во внимание, что и все умственные процессы, называемые иначе понятиями, суждениями и умозаключениями, прямо считаются в философии Кампанеллы видами ощущения. Он особенно обращает внимание на то, что эти сложные формы ощущений повсюду примешиваются к простым, так что деятельность ощущения оказывается постоянно связанной с той деятельностью, которую иначе называют мышлением.
Монашеская келья Томмазо Кампанеллы в Стило
К этому присоединяется еще одна черта, дающая этому сенсуализму такой отпечаток, в силу которого он является как бы предтечею идеалистической философии. Именно, если исследовать ближе сущность ощущения, то окажется, что оно содержит, как говорит Кампанелла, активный и пассивный элементы. Простое получение впечатления не есть еще ощущение; для этого последнего скорее необходимо, чтобы мы заметили и восприняли, что получено впечатление, и как оно получено. Следовательно, ощущение – это восприятие состояния, в которое приведено само ощущающее существо через воздействие других вещей.
Это основное положение новейшей теории познания развито в философии Кампанеллы уже довольно ясно; он пользуется им преимущественным образом для того, чтобы показать, что если всякое познание сводится к ощущению, то мы и не можем от него требовать, чтобы оно схватывало самую сущность вещей, но должны довольствоваться тем, если оно содержит в себе лишь тот способ, каким вещи на нас воздействуют. Эти мнения Томмазо Кампанеллы, как бы неудачно они ни были выражены, все же заключают в себе одну черту, с которой нам часто приходится снова встречаться в новой философии, именно тот замечательный факт, что именно сенсуализм, в тех случаях, когда его пытаются провести со строгой последовательностью, склонен переходить в идеализм и феноменализм.
Итак, в сущности, всякое знание является лишь знанием о наших собственных состояниях, и из него исходит Томмазо Кампанелла, чтобы построить (что, конечно, не совсем согласуется с его теорией познания) философское познание мира. Человек служит ему основанием для познания всей вселенной, он для него «parvus mundus» («малый мир»), микрокосм; обоснованием этих мыслей является требование всеединства всего существующего.
Если субстанция во всех вещах одна и та же, то человеку достаточно постичь лишь свою собственную сущность, чтобы разрешить мировую загадку. Этот метафизический основной принцип, который в философских системах позднейших веков появился в гордом убранстве понятий, был совершенно просто высказан в утверждении Томмазо Кампанеллы: то, что мы находим в самих себе, и есть самые общие принципы, или, как он выражается, первопринципы вещей. Это наше знание самих себя приводит нас к четырем основным истинам: 1) что мы существуем; 2) что мы можем, знаем и хотим; 3) что мы при этом ограничены внешними воздействиями; 4) что мы можем, знаем и хотим еще и другое, кроме настоящего. Из этих основных сведений самое важное второе. Оно показывает, что мощь, знание и воля являются первоначальными качествами, или, как их называет философия Кампанеллы, первичностями (Primalitates) всякого бытия. В Божестве они должны находиться в своем высшем совершенстве и полном слиянии. Его высшая благость хотела, его высшая мудрость устроила, его высшее могущество произвело мир; но поэтому сам Бог непознаваем, неизъясним и не может быть объектом философии.
Если она и имеет целью познать мир, то прежде всего не надо упускать из виду, что он создан из ничего высшим бытием, Божеством, а потому и представляет повсюду смешение бытия и небытия. В том-то и состоит конечность и случайность вещей, что они носят в себе наряду с бытием и небытие. И это небытие обладает также теми тремя первичностями, которые заключаются и в существе бытия. Оно содержит в себе бессилие, неведение и злую волю. Этот дуализм философия Кампанеллы объясняет совершенно так же, как и Телезио, в духе элейской метафизики посредством натурфилософского противоположения света и тьмы.
Напротив того, образование мира философия Томмазо Кампанеллы набрасывает с точки зрения неоплатонической эманации, в силу которой мировые системы развиваются из Божества по пяти ступеням и содержат все менее мощи, знания и благости, а все более бессилия, неведения и злобы. Прежде всего, исходит из Божества mundus archetypus, мир первообразов, мир Божественной мудрости, затем mundus metaphysicus, мир духов, которых Кампанелла представляет как иерархию ангельских чинов – обычное представление в схоластике со времени Дионисия Ареопагита; далее – mundus mathematicus, абсолютное бесконечное пространство с его законосообразными определениями; затем mundus temporalis et corporalis, находящееся в этом пространстве бесконечное множество солнечных систем (воззрение, довольно близко примыкающее к учению Бруно), и, наконец, как важнейшая ступень, мир, который мы познаем, mundus situalis.
Очевидно, что это неоплатонизирующее учение об эманации представляет шаг назад по отношению к мыслям Бруно, по учению которого божественное дыхание жизни проникало неослабленным в самые отдаленнейшие уголки вселенной. Наконец, также в неоплатоническом духе изображается в философии Томмазо Кампанеллы и тот процесс познания, посредством которого человек через четыре соответственные ступени должен подняться из низменности своего mundus situalis опять до Божества. Посредством деятельности чувств достигает он познания материального мира, посредством воображения поднимается он над ним для созерцания мира математического; мысли и понятия возносят его в метафизический мир духов, а философия научает его понимать мир первообразов в Боге и затем передает его для последнего шага, совершенного соединения с Богом, религиозной вере.
Кампанелла о природе и Вселенной
Обсуждение физических вопросов состоит главным образом в том, что Кампанелла выводит качественное различие вещей из смешения в различных степенях обоих принципов, теплого и сухого, с одной стороны, холодного и важного – с другой.
Смешением крайних противоположностей Кампанелла любит объяснять переходы между ними и, исходя из этой мысли, делает, например, попытку объяснить развитие цветов из черного и белого, чем опять предваряет некоторые позднейшие теории. В области астрономии он выражает желание установить, посредством признания системы Тихо де Браге, компромисс между новой наукой и учением церкви. Представляя, таким образом, землю неподвижной, а солнце с окружающими его планетами обращающимся вокруг нее, он приписывает солнцу, кроме этого движения с востока на запад, еще и другое, с севера на юг и обратно, желая таким путем объяснить его изменяющееся положение внутри тропиков. Вместе с тем Томмазо Кампанелла верит в постепенное приближение солнца к земле, что приведет в конце концов к мировому пожару, к страшному суду, при котором все превратится во все, а природа будет принята обратно в Божество.
Это всеобщее превращение всех вещей является лишь последним излиянием их тождества и того единства жизни, замечаемого уже и теперь, которое может иметь свое основание лишь в общей мировой душе.
И Кампанелла также держится мысли об одушевленности всех вещей через всю природу. Растения и камни в его глазах не менее одушевлены, нежели животные; и даже большие мировые тела рассматриваются им как высшие демоны. Но при этом, по неоплатоническому образцу, он видит в этой всепроникающей, обусловливающей собою связь вселенной, мировой душе местопребывание инстинктов, предчувствий, снов и предсказаний, для которых принимает в человеческой душе особый орган, нечто вроде мистического сенсориума. Вообще Томмазо Кампанелла отличался замечательным даже для того времени суеверием, и его главное произведение «De sensu reram et magia» («Об ощущении вещей и магии», 1620) представляет в этом отношении в высшей степени интересный памятник того времени. Из мировой души вытекает, по его мнению, и магическая сила, а подробное исследование сообщает нам, что есть магия божественная, естественная и дьявольская, три вида, которые по своим внешним признакам часто бывают очень схожими, но по своему внутреннему существу сильно отличаются друг от друга.
У Кампанеллы мы видим совершенно такое же двойное отношение мировой души к единичной силе и индивидууму, как двойное движение у Бруно, в силу чего каждая вещь стремится, с одной стороны, к самой себе, а с другой – к целому. Это применяет он также к физическим явлениям и пытается посредством гипотезы различия между абсолютной и относительной тяжестью понять отсюда открытый Галилеем закон свободного падения. Вообще Кампанелла выступил в литературе в защиту этого, подобно ему, преследуемого великого исследователя, по вопросу о согласии с его учением Коперника. Но более значительным является применение этого учения о двойном движении в его этике. Именно, и в нравственном смысле индивидуум имеет свое собственное движение, в силу которого он обращается вокруг своей оси, – это эгоизм самосохранения; а с другой стороны, имеет он центростремительное движение, потребность в общежительности и в помещении себя в законосообразном связном целом. Эту последнюю черту Кампанелла называет религией, и поэтому в известном смысле приписывает ее всем существам.
«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы
Читайте также отдельную статью Кампанелла «Город Солнца» – краткое содержание и анализ
Если все это скорее диалектические тонкости, то, напротив того, выдающийся положительный интерес представляет учение Томмазо Кампанеллы о государстве и воспитании, изложенное в утопии «Civitas solis» («Город Солнца» или «Государство Солнца») (в качестве прибавления к «Realis Philosophiae epilogisticae» – «Выводы реальной философии» – впервые напечатано во Франкфурте в 1623 г.). И здесь, как и в «Утопии» Томаса Мора, находим мы картину такого устройства общества, которое не зависимо от положительной религии; и здесь видим мы воздействие античного прообраза, но, пожалуй, больше платоновских «Законов», чем «Государства»; и здесь социальное полновластие государства, упразднение семьи и частной собственности. «Город Солнца» – это социалистическая организация, регламентирующая и частную жизнь вплоть до мельчайших подробностей в работе и отдыхе. Во главе его стоят священники науки, иерархия которых установлена на основании метафизических понятий Кампанеллы.
Но цель «Города Солнца» – земное благополучие и светское образование всех его граждан. Для первого должны быть использованы все средства нового естествознания с его открытиями и изобретениями, но не меньше и искусства астрологии и магии, чтобы таким путем обеспечить каждому посредством четырехчасового нормального рабочего дня достойное человека существование. Но воспитание, руководство которым принадлежит государству, не должно быть для этого гуманистическим, а, напротив того, реалистическим; при этом дается фантастический очерк наглядного обучения, посредством которого граждане «Города Солнца» с детства должны осваиваться с вещами.
Обложки старинных изданий «Города Солнца» Кампанеллы
«Испанская монархия» Томмазо Кампанеллы
В странном противоречии к этим смелым новшествам стоят политические соображения Кампанеллы в его «Monarchia hispanica» («Испанская монархия»). Единичное государство, конечно, тоже обладает самостоятельностью в своем самосохранении по отношению к другим и в свободе своего внутреннего законодательства; но вся система государств может существовать только в том случае, если они все вместе имеют общее отношение к одному средоточию и одинаково подчиняются одному общему закону.
С этой точки зрения Кампанелла, в ожесточенной полемике против Макиавелли, выступает в защиту притязаний папской всемирной монархии и требует, чтобы государство подчинялось церкви и чтобы его законы зависели от церковных догматов. В практической политике он стоял на точке зрения современных ему иезуитских философов права Марианы и Беллармина, которые раскрыли обоюдоострую опасность «договорной теории государства», доказав, что договор по своему понятию должен рассматриваться как могущий быть уничтоженным и взятым обратно. С этой религиозно-политической точки зрения Кампанелла высказывается за мировое господство Испании: ей надо завладеть колониальными богатствами, чтобы иметь возможность побеждать еретиков. Значение этой теории становится ясным, если вспомнить, что она была высказана в первые годы Тридцатилетней войны, и невольно возникает вопрос: за что Томмазо Кампанеллу, по требованию испанцев, преследовала инквизиция? Или он действительно заплатил этими преследованиями всего лишь за ту широковещательность, с какой он, подобно многим своим современникам, провозгласил свою философию полным преобразованием всей науки и жизни, «Instauratio magna» («великим восстановлением»)?
| Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии философии и философы Философия от А до Я: понятия: определения А-Б-В | Томмазо Кампанелла. Город счастьяОдной из важнейших тем мировой философии была проблема устройства гармоничного и счастливого общества. Многие мыслители пытались найти главную причину общественных несчастий, чтобы показать ее людям, устранить и сделать жизнь счастливой. Вспомним, китайский мудрец Конфуций говорил, что все беды происходят от нарушения основных принципов небесного порядка, по которому следует жить. Греческие киники считали корнем всех проблем имущество, или частную собственность, и различные общественные ограничения, мешающие людям жить так, как им хочется. Некоторые мыслители создавали проекты идеального общественного устройства, в которых общество в целом и каждый отдельный человек рисовались счастливыми и процветающими. Проект идеального общества и счастливой жизни называется утопией (от греч. u – не, нет и topos – место). Дословно термин «утопия» можно перевести на русский так: «место, которого нет» или «несуществующее место». Автором первой известной утопии был знаменитый греческий философ Платон, который считал, что в идеальном обществе должно быть три сословия: философов, воинов и земледельцев. В эпоху Возрождения (вспомним, что это было возрождение духовных идеалов античности) тоже были созданы различные утопические модели. Наиболее известной из них является утопия о Городе солнца, автором которой был итальянский философ Томмазо Кампанел-ла. Он нарисовал идеальное общество, по образу и принципу которого люди смогут построить настоящую счастливую жизнь. Жители его утопического проекта населяют прекрасный белокаменный город и его живописные окрестности. Гостя выходят встречать правители города. Впереди идет старший по возрасту, он же высший священник Сол, то есть Солнце. За ним следуют три его помощника – Пон, Син и Мор – Мощь, Мудрость и Любовь. Сол не завоевал свое высокое место правителя, не получил его по наследству. Однако нельзя сказать также, что он избран народом. Звание Сола может получить лишь тот, кто окажется настолько учен, что будет знать все. Он должен выделиться среди других своей непомерной мудростью: «Пусть он даже будет неопытен в деле управления государством, однако никогда он не будет ни жестоким, ни преступником, ни тираном именно потому, что настолько мудр». Таким образом, все население города – это община (коллектив людей), которая объединена одними целями, делами и идеалами. Один за всех и все за одного – вот главный принцип, по которому живут граждане Города солнца. Ни у одного из них нет личного имущества или частной собственности, а наоборот, все общее, поэтому жителям счастливого города не из-за чего враждовать, некому завидовать, не на кого обижаться и некого бояться. Где нет личной корысти, там нет преступлений, нет несчастий, считал Кампанелла вслед за Платоном. Люди делают одно общее дело, движутся к одной общей цели, они равны и поэтому никогда не конфликтуют, что делает все общество и каждого человека сильным, счастливым и уверенным в завтрашнем дне. > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ и ФИЛОСОФЫ: содержание: ДРЕВНИЙ МИР: Софисты Сократ Платон Аристотель Эллинистическая философия: Эпикур Стоики Скептики Киники Аристотелевская научная картина мира: Геоцентризм Натурфилософия Пантеизм Циклизм Рождение логики СРЕДНИЕ ВЕКА: Философия служит религии: Патристика Мистика и схоластика Пять доказательств существования Бога Спор об универсалиях Расцвет и упадок схоластики: Иоанн Эриугена Фома Аквинский Теория двойственной истины Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ: Философия Возрождения: Что такое Возрождение? Николай Кузанский Джордано Бруно Томмазо Кампанелла Мартин Лютер Философия Нового времени: Фрэнсис Бэкон Рене Декарт Дэвид Юм Век Просвещения Иммануил Кант Иоганн Фихте Георг Гегель Людвиг Фейербах Фридрих Энгельс Карл Маркс Ньютоновская научная картина мира: Гелиоцентризм Механицизм Деизм Стационарность мира Два вида материи Биологическая теория эволюции СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА: Философия рубежа XIX–XX вв: Философия жизни Артур Шопенгауэр Фридрих Ницше Зигмунд Фрейд Экзистенциализм Позитивизм Прагматизм Эйнштейновская научная картина мира: Теория относительности Открытие микромира Элементарные частицы Освоение мегамира Гипотеза Большого взрыва Этапы космической эволюции Словарь терминов | философии философы |
Томмазо Кампанелла – поэт и философ
У монахи была утопическая мечта о изгнании бедности
| Томмазо Кампанелла, изображенная итальянским художником Франческо Козза |
Автор Томма Томма Кампанелла был рожден в этом дни 1568
и был крещен Джованни Доменико Кампанелла. Будучи монахом и философом, Кампанелла пытался примирить гуманизм с католицизмом. Его лучше всего помнят за его работу, La città del sole (Город солнца), , написанный в 1602 году и рассказывающий об утопическом содружестве, где труд каждого человека способствует благу общества и где нет бедности.
Сын бедного сапожника, Кампанелла был вундеркиндом, присоединившимся к доминиканскому ордену до того, как ему исполнилось 15 лет, взяв имя Фра Томмазо.
На него повлияли работы философа Бернардино Телезио, , выступавшего против идей Аристотеля, и он увлекся астрологией, которая постоянно упоминалась в его трудах.
После того, как Кампанелла опубликовал свою собственную работу, Философия, демонстрируемая чувствами, , в которой подчеркивалась необходимость человеческого опыта как основы философии, он был арестован, предан суду и ненадолго заключен в тюрьму за ересь.
Затем Кампанелла увлекся прагматизмом и идеей политической реформы, глубоко тронутой бедностью людей, живущих в его родном Стило.
| Дом Кампанеллы в Стило в Калабрии |
Он был вовлечен в заговор с целью свержения испанского правления в Калабрии, но заговор был раскрыт, и он был арестован и доставлен в Неаполь.
Он признался под пытками и, симулировав безумие, чтобы избежать смерти, был приговорен к пожизненному заключению.
За 27 лет заключения он написал стихов, из которых считаются наиболее оригинальными для того периода, а также книг о религии и философии.
Через месяц после освобождения из тюрьмы он был снова арестован за ересь в Риме, но из-за своей репутации астролога был освобожден после вмешательства Папа Урбан VIII.
Когда его снова обвинили в заговоре против испанцев, он бежал в Францию под защиту короля Людовика XIII и кардинала Ришелье.
Остаток своей жизни он провел в монастыре в Париже и умер в 1639 году в возрасте 70 лет.
, самый большой город в регионе Калабрия на юге Италии, недалеко от «носка» итальянского полуострова. Его набережная, обращенная к Мессине на Сицилии через пролив, была названа «самым красивым километром Италии».
| . Cattolica di Stilo выжила из девятого века |
Travel Tip:
Stilo, , где Томма Кэмпина, родилась, — это Artingio, . , где его дом отмечен табличкой. Здесь до сих пор сохранилась церковь девятого века, Cattolica di Stilo, , построенная в византийском стиле. В 1940 году итальянский флот сражался с британским флотом в 9-м0019 Битва при Пунта-Стило, недалеко от мыса мыса Стило, примерно в шести километрах от города. В британском флоте оно было известно как Битва при Калабрии.
(Фото дома Кампанеллы, Marcuscalabresus CC BY-SA 3.0)
(Фото Cattolica di Stilo, автор Salli CC BY-SA 3.0)
Дом
Проект MUSE — Томмазо Кампанелла: пионер современной мысли эпохи Возрождения (обзор)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
ОБЗОРЫ КНИГ 249 Джироламо Бальдуино: Ricerche sulla logica della Scuola di Padova nel Rinascimento.
Джованни Папули. (Bark Lacerta, Universith di Bari, Pubblicazioni dell’lstituto di filosofia, 12, 1967. Pp. 313. без цены.) Философы Падуанского университета в период позднего средневековья и эпохи Возрождения вызывают большой интерес. Это исследование снова делает доступной логическую философию Джироламо Бальдуино, профессора Падуи во второй четверти шестнадцатого века. Подобно другим мыслителям своего времени, Алдуино следует логике Аристотеля и ищет прогресса в древней и средневековой традиции, а не в радикально новых доктринах. Он продолжает традиционную интерпретацию Аристотеля Аверроэсом, для которого логика — лишь инструментальный габитус, инструмент или метод доказательства. Последним вкладом школы Падуи в усовершенствование аристотелевской логики было учение о регрессивной демонстрации, где демонстрация завершается определением или раскрывает его. Хорошо известное учение Забареллы по этому вопросу, по-видимому, полностью восходит к Бальдуино. Вопреки интерпретации Кассирера, за которой последовал Рэндалл, эта регрессивная демонстрация не является универсальным методом исследования и совсем не похожа и не является историческим источником нового метода Галилея.
Книга Папули прочно основана на оригинальных латинских текстах, в примечаниях, представляющих большую ценность ввиду того, что сочинения Балдуино не издаются с 1573 г. Не все интерпретации Папули выдерживают критику (например, стр. 29).6), но он оказал услугу, позволив нам восстановить контакт с одним из последних значительных комментаторов логики Аристотеля. ПОЛ Дж. У. МИЛЛЕР Колорадский университет Документы о жизни Жюля-Казара Ванини де Таурисано. Эмиль Намер. (Бари: Adriatica Editrice, nd = Univcrsith degli Studi di Bari, Pubblicazioni delFIstituto di Filosofia, II серия, Testi e Documenti, I. Pp. 196 + 22 факсимильные иллюстрации) Джулио Чезаре Ванини (1585-1619) занимает место Джордано Бруно как современный герой свободы философского самовыражения. Его пытали, а затем сожгли на костре в Тулузе в возрасте тридцати четырех лет за неортодоксальность его взглядов. По этой причине он привлек к себе больше внимания, чем, возможно, заслуживает на основании его довольно посредственных сочинений, которые представляют собой не более чем сплетение плагиатов, взятых у Помпонацци, Кардано, Дж.
К. Скалигера и других. В этом томе Эмиль Намер собрал разрозненные документы, касающиеся жизни и деятельности Ванини. Это ценная услуга, поскольку она должна помочь ученым отделить факты от вымысла и реальность от мифа. Было так много горячих дискуссий о Ванини, что пришло время попытаться установить точные факты и переоценить место Ванини в интеллектуальной истории. В прошлом сочинения о нем чаще руководствовались эмоциями, чем разумом. Namer печатает документы из Неаполя, Лондона, Парижа, Симанкаса и Тулузы. Некоторые из них ранее публиковались в различных журнальных статьях, но важно собрать их все вместе в одном томе. Кроме того, он печатает соответствующие выдержки, касающиеся, как выразился один из них, le douzi~me apostre de Satan, включая материалы Мерсенна, Гараса и других. Он также включает серию факсимиле образцов страниц из документов, которые он печатает. В целом работа Намера сделана грамотно, хотя, возможно, было бы желательно немного больше аннотаций, чтобы представить документы в исторической перспективе.

Город счастья
Любому путнику издалека видны белые, одна над другой возвышающиеся стены города, плавящийся на солнце купол – двойной: большой венчается малым. Перед городом раскинулись зеленые поля и цветущие сады, в которых с песнями работают люди в одинаковых одеждах, с одинаково веселыми лицами. Все население города работает, только старость и болезнь освобождают от труда. Бездельников в городе нет. А среди широких пашен и роскошных лугов нет ни своих земель, ни чужих – все общие. Окованные железом городские ворота подняты, в них может войти каждый, кто несет в себе добрые мысли и чувства. Если же к городу приближается враг, тогда все семь стен, одна выше другой, превращают его в неприступную крепость. Внутри эти стены украшает превосходная живопись – геометрические фигуры и карты разных земель, алфавиты стран и виды растений, животных, минералов, портреты великих людей и орудия труда. Вдоль красочных стен ходят группами дети в сопровождении ученых старцев. Неграмотных в городе нет, потому что он весь – школа; дети, глядя на стены, играючи постигают науки.
