Последствие принятие христианства на руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Руси: причины и последствия

Часто День крещения Руси – 28 июля — понимается как дата начала внедрения православной веры на Руси или как день крещения равноапостольного (то есть равного апостолам Христа) князя Владимира. Эти представления неверны.

На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день (по старому стилю – 15 июля) он скончался.

Многое в процессе крещения Руси было легендой. Например, нет надежных летописных свидетельств так называемому «испытанию вер». Предание гласит, что накануне крещения в Киев прибыли «посольства различных религий» — и по поводу каждого из вероисповеданий якобы князь высказал свое негативное суждение.

В частности, в ответ на рассказ мусульман о религиозном запрете на алкоголь, Владимир якобы ответил «Питие есть веселие России» и отказался следовать Корану.

У крещения Руси было много прагматических оснований —  неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых дер­жав и др. ).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время  в зените могущества.

В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII веков вошло в древнерусское летописание, князь принял крещение в 988 году в захваченном им городе Корсунь (сейчас – Керчь), центре византийских владений в Крыму. Однако, фактически захват Корсуни реально случился на год позже.

Процесс крещения страны начался на столетие ранее Владимира (так называемое Аскольдово крещение — всего через несколько лет после призвания варягов) и продолжился как минимум на три столетия – еще в XIII веке некоторые территории продолжали «перекрещиваться». Чащевсего это делалось силой.

По выводу историков, крещение Руси было важно для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

#аг

Принятие христианства на Руси, последствия



Задание 37

Закончи предложения.

Началом Крещения Руси считается 988 год.

Все христиане верят в единого Бога – Иисуса Христа.

Задание 38

1. Какой князь крестил Русь?

2. Как происходило Крещение Руси?

3. Как повлияло принятие новой веры на развитие Русского государства?

Ответ:

Согласно летописи, в 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп! Несколько дней ходил и стонал Владимир.

Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.

Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопровождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.

По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, из тех, кто не был в Херсонесе.

Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками.

Праздник Рождества Христова посвящен рождению Иисуса Христа от девы Марии. В России отмечается 7 января по григорианскому календарю.

Последствия принятия христианства:

1. Княжеская власть получила в новой религии надежную опору – духовную и политическую. Единая вера давала новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание – важный элемент единства.

2. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение.

3. Сближение славянских и финских племен.

4. Расцвет материальной культуры – иконопись, мозаика, фреска, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело. Через Византию Русь познакомилась и с наследием античного мира.

5. После крещения возросло количество тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. На Русь из Болгарии и Византии приходили богослужебные книги, в частности созданные болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Распространялась грамотность.

6. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запретила жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствовавшим в языческом мировоззрении.

7. Русь перестала быть варварской страной. Она стала равной среди европейских держав. Укрепление ее положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

С. 18

Задание 39

Напиши названия праздников, которым посвящены эти народные песни.

Мы поём Тебе хвалы

Сын небес и Сын земли,

В день, как глас небесных сил

Радость людям возвестил… (Рождество)

Ой забава, коляда,

Соломенная борода!

Ты, хозяин-мужичок,

Открывай свой сундучок,

Подавай пятачок! (Рождественские колядки)

Ну-те, братцы – товарищи!…

Пройдемте в тоё село,

Поздравим их с праздником,

Их с праздником, С Христовым днём,

С Христовым днём, красным яйцом! (Пасха)

Россия — Русская Православная Церковь

Россия Содержание

Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю сильного политическое и духовное влияние на жителей Российское государство. Пережив советскую эпоху в качестве контролируемого государством религиозный фасад, церковь быстро восстановила как членство, так и политическое влияние в начале 1990-х гг.

Верования и ритуалы

Православная вера утверждает, что Православная Церковь является христианской истинная, святая и апостольская церковь, восходящая к учреждение, основанное Иисусом Христом. Православные верования основаны на Библии и традиции, как это определено семью Вселенскими соборами, состоявшимися церковными властями между 325 и 787 гг. н.э. Православные учения включают в себя учение о Святой Троице и нераздельном, но различимый союз двух природ Иисуса Христа — одной божественной, другой человек. Среди святых Мария занимает особое место как Матерь Бог. Русские православные службы, известные своей пышностью, включают собрания непосредственно, используя только народную форму литургии. Сама литургия включает в себя несколько сложных систем символов, означающих донести содержание веры до верующих. Многие литургические формы сохранились с первых дней православия.

Иконы, священные изображения часто освещенные свечами, украшают церкви, а также дома большинства Православный верующий. Церковь также уделяет большое внимание монашество. Многие из многочисленных монастырей, разбросанных по лесам и отдаленные районы царской России находятся в процессе восстановления. Русская Православная Церковь, как и другие церкви, входящие в состав Восточное православие является автономным или самоуправляемым. Самая высокая церковь официальным является патриарх. Вопросы, касающиеся веры, решаются вселенские соборы, на которых все церкви-члены восточного православия участвовать. Последователи церкви расценивают решения соборов как непогрешимый.

История церкви

Русская Православная Церковь ведет свое происхождение от времен Киевской Русь, первая предтеча современного Российского государства. В 988 году нашей эры Князь Владимир сделал византийский вариант христианства государственным религия Руси (см.

Золотой век Киева, гл. 1). Русский церковь подчинялась патриарху (см. Глоссарий) Константинополя (современный Стамбул), резиденция Византийской империи. Оригинальное сиденье митрополитом, как называли главу церкви, был Киев. Как власть перешла из Киева в Москву в четырнадцатом веке, местопребывание переехал, установив традицию, что митрополит Москва является главой церкви. В средние века церковь помещали сильный акцент на аскетизме, который превратился в широко распространенную монашескую традиция. Большое количество монастырей было основано в безвестных локации по всей территории средневекового Московского государства. Такой маленький поселения превратились в более крупные населенные пункты, что сделало монашеские движение одна из основ социально-экономической, а также духовной жизнь.

После падения Византийской империи в 1453 г. Церковь превратилась в полунезависимую (автокефальную) ветвь Восточной Христианство. В 1589 году митрополит Московский получил титул патриарх. Тем не менее русская церковь сохранила византийскую традиция санкционирования главы государства и правительства бюрократии активно участвовать в управлении церковью. дела. Таким образом, отделение церкви от государства было бы почти неизвестно в Россия.

По мере того, как Западная Европа выходила из Средневековья в Возрождения и Реформации Россия оставалась изолированной от Запада, а русское православие практически не коснулось изменений в интеллектуальная и духовная жизнь ощущается в другом месте. В семнадцатом века, введение украинским духовенством западного вероучения и литургические реформы вызвали резкую реакцию среди традиционалистских православных верующих, что привело к расколу в церкви.

В начале восемнадцатого века Петр Великий модернизировал, расширилась и объединила Московию в то, что затем стало известно как Российская империя. В процессе переопределения своей царской власти Петр ограничил минимальное светское влияние Русской православной церкви, которая функционировала главным образом как опора царского режима. В 1721 г. Петр Великий дошел до того, что упразднил патриаршество и учредить государственный орган под названием Священный Синод, укомплектованный светскими должностных лиц, чтобы управлять и контролировать церковь. В результате моральный авторитет церкви упал в восемнадцатом и девятнадцатом веков.

Во второй половине XIX века монашеская традиция произвел ряд церковных старейшин, которые завоевали уважение всех классов в России как мудрые советники как в светских, так и в духовных делах. Точно так же к 1900 году сильное движение возрождения призывало к восстановление церковной автономии и организационная реформа. Однако немногие практические реформы были осуществлены, когда Октябрьская революция 1917 г. привели к власти большевиков (см. Глоссарий), принявших устранение мирских и духовных сил церкви. По иронии судьбы, раньше в 1917 умеренное Временное правительство предоставило церкви через несколько месяцев восстановления ее допетровского вида путем восстановление патриаршества и независимого управления церковь. В последующие десятилетия коммунистическое руководство часто использовали восстановленного патриарха как агента пропаганды, позволяя встречаться с иностранными религиозными представителями в попытке создать впечатление свободы вероисповедания в Советском Союзе.

Карл Маркс, политический философ, идеи которого номинально За ними последовали большевики, называвшие религию «опиатом народ». Хотя многие революционные фракции России не понимать Маркса буквально, фракция большевиков во главе с В.И.Лениным, глубоко подозрительно относился к церкви как к институту и ​​как к поставщику духовных ценностей. Поэтому атеизм стал обязательным для членов правящая Российская коммунистическая партия (большевиков). Чтобы устранить, как только возможно то, что считалось извращенным влиянием религии в обществе, Коммунисты развернули пропагандистскую кампанию против всех форм религия.

К 1918 году правительство национализировало все церковное имущество, включая здания. В первые пять лет Советского Союза (1922-26), двадцать восемь русских православных епископов и более 1200 священники были казнены, а многие другие подверглись гонениям. Большинство семинарий были закрыты, а публикация большинства религиозных материалов была запрещена. В следующую четверть века наблюдались всплески и спады арестов, законов против религиозных собраний и деятельности, а также преследование духовенство. Антирелигиозные кампании были направлены против всех конфессий; начало в 1920-х годов, буддийские и шаманские культовые сооружения в Бурятии, в Прибайкалья, были уничтожены, а их ламы и жрецы арестованы (практика продолжалась до 1970-х гг. ). Лига «Воинствующие безбожники», созданные в 1925 году, руководили общенациональной кампанией. против Православной церкви и всех других организованных религий. Крайняя позиция этой организации в конце концов привела даже Советский правительству отказаться от прямой связи с его практикой. В 1940 лет примерно 30 000 религиозных общин всех конфессий выжили в всего Советского Союза, но только около 500 русских православных приходов были открытых в то время, по сравнению с примерно 54 000, которые существовали до Первой мировой войны.

В 1939 году правительство значительно ослабило некоторые ограничения на религиозная практика, изменение, которое Православная церковь встретила с отношение к сотрудничеству. Когда Германия напала на Советский Союз в 1941, правительство неохотно просило церковную поддержку, поскольку призывало всякая традиционная патриотическая ценность, которая могла бы резонировать с советским люди. По свидетельствам очевидцев, активная церковная поддержка народного военные действия привлекли в Советский Союз многих иначе отчужденных людей. причина. Начиная с 1942 г., для содействия этому союзу правительство прекратило запрет на официальные контакты между духовенством и иностранными представителей. Он также разрешил традиционное празднование Пасхи. и временно прекратил стигматизацию религиозности как препятствия к социальному продвижению.

Правительство идет на уступки ради национальной обороны возродил Русскую православную церковь. Тысячи церквей вновь открылся во время войны. Но режим Хрущева (1953-64) изменился. политику, сделавшую возможным такое возрождение, проводя насильственную шестилетняя кампания против всех форм религиозной практики. Хотя Церковь сохраняла свою официальную санкцию на протяжении всего этого периода, Кампания Хрущева была продолжена его преемником менее жестко, Л. И. Брежнев (в кабинете 1964-82). К 1975 году количество действующих Русские православные церкви сократились примерно до 7000. Некоторые из наиболее видные представители русской православной иерархии и духовенства активисты были заключены в тюрьму или вынуждены покинуть церковь. Их место было взято послушным духовенством, в ряды которого иногда проникали агенты Комитета государственной безопасности (Комитет государственной безопасности—КГБ; см. Глоссарий). В этих условиях церковь поддерживал и пропагандировал советскую внешнюю политику и способствовал Русификация нерусских верующих, таких как православные украинцы и белорусы.

Несмотря на официальные репрессии в хрущевские и брежневские годы, религиозная деятельность сохранилась. Хотя регулярное посещение церкви было обычное в основном среди женщин и пожилых людей, особые случаи, такие как крещения и Пасха привели в церкви гораздо больше русских. Ан увеличение церковных браков в 1950-х и 1960-х годах стимулировало создание светских «дворцов бракосочетаний», предлагающих церемониальные атрибуты брака, лишенные религиозных обрядов. Когда число заявок на обучение в семинарии значительно возросло в 19 в.50-е годы, Коммунистический союз молодежи (комсомол) заставлял начинающих семинаристов выдержать допросы, которые обескуражили многих и которые к 1960 г. в резком сокращении числа кандидатов.

Общая культурная либерализация, последовавшая за смертью Сталина в 1953 год принес естественное любопытство к русскому прошлому, особенно вызвал интерес молодого поколения; церемонии и формы искусства Русской Православной Церкви, неотъемлемая часть этого прошлого, привлек особое внимание, к ужасу Хрущева и брежневские режимы. Историк Джеймс Биллингтон указывал, что в того периода религиозная вера была формой бунта поколений со стороны детей против родителей-доктринеров-коммунистов.

Хотя Русская Православная Церковь не играла активистской роли в подрыве коммунизма, что Римско-католическая церковь сыграла в Польше и в других странах Восточной Европы она заметно выиграла от постепенного дискредитация марксистско-ленинской идеологии в позднесоветский период. В середина 1980-х, всего около 3000 православных церквей и два монастыря были активны. Однако по мере того, как хватка коммунизма в том десятилетии ослабевала, религиозное пробуждение произошло по всему Советскому Союзу. Символический жесты президента Горбачева и его правительства под рубрикой гласность (см. Глоссарий), безошибочно указывало на то, что советская политика менялась. В 1988 году Горбачев встретился с православными лидерами и подробно обсудил роль религии в жизни своих последователей. Вскоре после этого, официальное празднование тысячелетия русского православия сигнал по всей России, что религиозное выражение снова было принято. Начиная с 1989 г., в новых законах уточнялось право церкви на частную жизнь. собственность и распространять публикации. В 1990 советский законодательный орган принят новый закон о свободе вероисповедания, предложенный Горбачевым; в В то же время некоторые из составных республик начали принимать собственные законы по этому же вопросу. Осенью 1990 года новый зам. парламент Российской Республики, православный священник Глеб Якунин, руководил принятием необычайно либерального закона о религии. свобода. Этот закон оставался в силе, когда Россия стала отдельным государством. в следующем году. (Якунин был лишен сана в 1994, однако, для критика церковной иерархии.)

По словам главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексий II , с 1990 по 1995 год более 8000 русских православных. церкви были открыты, что удвоило количество действующих приходов и добавило тридцать две епархии (епархии). В первой половине 1990-х гг. Российское правительство вернуло многочисленные религиозные объекты, которые были конфисковано его коммунистическими предшественниками, оказывая некоторую помощь в ремонт и реконструкция поврежденных конструкций. Самый заметный таким проектом было строительство совершенно нового храма Христа Спасителя Собор, воздвигнутый в Москве на сумму около 300 миллионов долларов США. заменить показательный собор, снесенный в 1931 в составе Сталинская кампания против религии. Финансируется в основном за счет частных пожертвования, новая церковь считается видимым признанием ошибки советского прошлого.

В первой половине 1990-х годов социальные службы церкви также значительно расширился за счет создания отделов благотворительности и социальных услуг и катехизиса и религиозного образования в пределах патриархат. Из-за нехватки священников воскресные школы введено в тысячах приходов. Соглашение между патриархат и национальные министерства обороны и внутренних дел обеспечивает пастырское окормление военнослужащих православных вера. Патриарх также подчеркнул, что представители других конфессий должны иметь доступ к соответствующему духовному руководству. 19 ноября95, Министр обороны Грачев объявил о создании должности в вооруженные силы для сотрудничества с религиозными учреждениями.

Среди религиозных организаций, появившихся в 1990-е гг. более 100 русских православных братств. Возрождение традиции свиданий еще в Средние века, эти организации мирян, возглавляемые священниками, занимались общественной деятельностью. и благотворительной деятельности. В 1990 году они образовали Альянс православных. Братства, организующие образовательные, социальные и культурные программы. и учреждения, такие как детские учреждения, общежития, больницы и т. сельскохозяйственные общины. Хотя его номинальная задача состоит в том, чтобы способствовать религиозное и нравственное воспитание, альянс активно занимался националистические позиции по религиозной терпимости и политическим вопросам.

Опросы общественного мнения показали, что церковь возникла относительно невредимым от связи с коммунистами режима, хотя такие диссиденты, как Якунин, обвиняли Алексея II в был оперативником КГБ. Согласно опросам, в первой половине 1990-х гг. церковь внушала больше доверия русскому населению, чем большинство другие социальные и политические институты. Точно так же Алексий II, избранный возглавить церковь по смерти патриарха Пимена в 19 г.90, было найдено чтобы вызвать большее доверие у широких масс, чем у большинства других общественных деятелей в России. Политическое руководство регулярно добивается одобрения Церковь как моральный авторитет практически для всех видов государственной политики. Появление Бориса Ельцина на московской пасхальной службе в 1991 г. считается основным фактором его успеха на президентских выборах состоялся через два месяца. Патриарх Алексий совершил богослужение у Ельцина инаугурация в том же году.

Хотя статус Русского Православия значительно повысился, эксперты не прогнозируют, что она станет официальной государственной религия. Около 25 процентов верующих России исповедуют другие конфессии, и эксперты констатировали, что в середине 1990-х в церкви не хватало клириков, организационный динамизм и инфраструктура, позволяющая позиция.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Православный взгляд на свободу и экономику в России. ответственная, рыночная система. Насколько распространены эти взгляды в России?

Гвосдев: Хорошим ориентиром для этого является Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 г. На этой конференции Русской Православной Церковью был принят авторитетный документ «Основы социальной концепции», устанавливающий изложить официальную церковную позицию по целому ряду социальных вопросов. В разделе, посвященном экономическим вопросам, в документе отмечается: «Те, кто работает, имеют право пользоваться плодами своего труда… В то же время, в соответствии с заповедью Божией, трудящимся предписано заботиться о тех, кто по разным причинам причины не могут зарабатывать себе на жизнь, такие как слабые, больные, пришельцы (беженцы), сироты и вдовы, — и делиться с ними плодами труда».

Церковь утверждает, что все индивидуальные свободы — как политические, так и экономические — уравновешиваются социальными обязанностями. Эта точка зрения все больше принимается и российским деловым сообществом. Выступая в Фонде Карнеги весной этого года, Виктор Вексельберг, председатель правления «Сибирско-Уральского алюминия», рассказал о том, как российский бизнес реагирует на призыв к повышению социальной ответственности — от полной уплаты налогов к активному спонсорству благотворительных и образовательных программ. Действительно, сейчас у большинства российских компаний есть активные благотворительные программы.

R&L: Принятая епископами «Социальная концепция» также подтвердила законность частной собственности?

Гвосдев: Верно. Соответствующие части находятся в седьмом разделе: «Церковь призывает христиан видеть в собственности дар Божий, данный для использования на благо себе и ближнему… В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает всякую посягательство на нее… Церковь признает существование различных форм собственности. Публичная, корпоративная, частная и смешанная формы собственности сложились в ходе исторического развития в разных странах по-разному. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм».

Это важно потому, что, прежде всего, в русской мысли всегда, особенно в XIX веке, был некий романтизм о превосходстве общинной собственности над частной. В 1990-х «крайние левые», включая коммунистов, пытались связать отказ от частной собственности как с христианством, так и с русским национализмом. Геннадий Зюганов, кандидат от коммунистов на пост президента в 1996 году, использовал лозунг «Иисус Христос был первым коммунистом», пытаясь завоевать голоса верующих. Поэтому для Церкви было важно повторить, что понятие частной собственности не противоречит православным ценностям. Также важно помнить о советском наследии. Что бы ни думали о том, как Анатолий Чубайс провел приватизацию, нельзя избежать дилеммы, с которой он столкнулся. В то время он сказал: «Нам нужно было заставить сотни тысяч людей сделать то, чего они никогда раньше не делали. Нам пришлось коренным образом изменить их отношение к собственности».

R&L: Совет епископов также подтвердил растущее значение прав интеллектуальной собственности и выразил сожаление по поводу нарушений авторских прав. Повлияла ли позиция Церкви по вопросам ИС на политику правительства?

Гвоздев: Государство не приняло никакой политики только потому, что церковь сделала заявление. Но важен тот посыл, который он посылает российскому обществу. В России, как и в других частях Восточной Европы, идет постоянная торговля контрафактными кассетами, компакт-дисками и программным обеспечением. Заявление Церкви является напоминанием о том, что подделка материалов, защищенных авторским правом, является воровством. Он подвергает сомнению очень распространенное мнение о том, что воровство является неправильным только тогда, когда кто-то крадет материальные вещи у соседа, и что воровство у компании или государства не является неправильным, «потому что никто не пострадает».

R&L: Ранее в этом году президент России Владимир Путин заручился поддержкой Церкви за его усилия по поощрению частных пенсионных фондов и за его борьбу с коррупцией. Чем была полезна эта поддержка?

Гвоздев: Церковь не имеет политического округа или блока избирателей. Но Русская Православная Церковь видится носителем национальных ценностей, морали и культуры, словом, одним из мерил для оценки подлинно русского. Большинство граждан Российской Федерации — примерно 70 процентов — идентифицируют себя как православные. Так что для многих россиян, как верующих, так и неверующих, Русская Православная Церковь остается окончательным арбитром в том, можно ли что-то считать «русским» или «чужим».

R&L: Собор, спонсируемый Русской Православной Церковью, опубликовал в начале этого года «Десять заповедей для предпринимателей» с благословения Патриарха Алексия II и при участии деловых людей. Какое ощутимое влияние это заявление оказало на российскую жизнь?

Гвосдев: Пока рано говорить. Как и многие другие утверждения, «Десять заповедей» отражают скорее идеалы, чем реальность.

А вот один из богатейших бизнесменов России Игорь Найвальт, владелец крупнейшей в России строительной фирмы (Балтийской строительной компании), известен тем, что жертвует десятину со своей прибыли Православной церкви. Существует также растущий класс предпринимателей, которые очень серьезно относятся к своей ответственности за улучшение благосостояния общества посредством активного спонсорства культурных и благотворительных проектов. Это особенно заметно в ряде регионов, где представители власти, бизнеса и благотворительных организаций встречаются в так называемых «социальных палатах» для расширения сотрудничества. Даже международные благотворительные НПО отмечают растущую «национализацию» благотворительных пожертвований. Около 70 процентов бюджета проектов Charities Aid Foundation в России в настоящее время поступает от российских доноров.

R&L: Может ли Церковь предложить такое руководство? Александр Яковлев, бывший советник Михаила Горбачева, подсчитал, что за 70-летнее господство коммунизма было убито более 200 000 христианских священнослужителей, во многих случаях после зверских пыток. Как это повлияло на институциональную способность Церкви участвовать в общественной и политической жизни России?

Гвосдев: Это большая трагедия. Историк Димитрий Поспеловский ссылается на потери, понесенные Православной Церковью в 20 веке, особенно во время холокоста сталинской тирании в 19 веке. 30-х годов, как «искоренение лучших». Советские гонения не только лишили Церковь многих ее лучших умов и наиболее эффективных мыслителей и лидеров, но и режим пытался свести религию к празднованию ритуалов, лишить Церковь какой-либо значимой социальной роли. Действительно, прошло всего пятнадцать лет с тех пор, как Православная Церковь впервые получила возможность заняться благотворительностью, привлечь общество через эфир, начать выносить свою миссию за пределы четырех стен церковного здания.

Быстрое расширение Церкви в 1990-х годах привело к тому, что многие ее священнослужители и лидеры-миряне недостаточно обучены. Действительно, многие простые россияне до сих пор не имеют прочной опоры в православных верованиях и уж точно не в его социальном духе. Русское общество было глубоко секуляризовано советским режимом. Даже сегодня, когда до 70 процентов россиян называют себя «православными», лишь около шести процентов регулярно посещают церковные службы.

R&L: Одна из Десяти Заповедей для деловых людей гласит: «Богатство не является самоцелью. Она должна служить созданию хорошей жизни для любого человека и нации». Это характерное выражение православной мысли о домостроительстве, не так ли?

Гвосдев: Взято непосредственно из святоотеческих преданий раннего православия. С этой точки зрения не приобретение богатства воспринималось как знак божественной милости, а то, что человек делал с этим богатством. Измарагд , средневековый русский сборник святоотеческих изречений, советовал: «Счастье не рождается с тобою, но вручается тебе Богом на несколько дней. Итак, как управитель, распределяй вверенное тебе, куда прикажет доверитель». А св. Василий в своем знаменитом совете Амфилохию отмечает, что «Добрый человек… не обращает сердца своего к богатству, когда оно у него есть, и не ищет его, если не имеет. Он обращается с тем, что ему дано, не для своего эгоистичного удовольствия, а для мудрого управления».

П&Л: Другая заповедь утверждает, что «политическая власть и экономическая власть должны быть разделены». Какова предыстория заявления церкви здесь?

Гвосдев: Здесь скорее влияние текущих событий, чем возврат к историческим традициям. В конце концов, в средневековых торговых республиках России — городах-государствах, родственных итальянской Генуе или Флоренции — политическое руководство часто доверялось богатым купцам и ремесленникам.

Таким образом, это заявление отражает одобрение Церковью «сделки», предложенной президентом Владимиром Путиным главам крупнейших российских финансово-промышленных групп, так называемым «олигархам», — сохранить возможность сколотить в России крупные состояния, но не использовать это богатство для приобретения политической неприкосновенности или для контроля над ходом экономического развития России.

R&L: Заняли ли церковные лидеры какую-либо позицию по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, нефтяных руководителей ЮКОСа? Можно ли в более широком смысле обобщить взгляд церкви на олигархов, которые очень хорошо себя зарекомендовали на распродаже государственных предприятий?

Gvosdev: Церковь идет по тонкой грани, потому что олигархи и финансово-промышленные группы, которые они контролируют, были и остаются основными спонсорами образовательной и благотворительной деятельности Церкви. Некоторые из олигархов, такие как Сергей Пугачев или даже Борис Березовский, являются крещеными православными христианами. Стабильный средний класс еще не сформировался, чтобы стать главным сторонником религиозной деятельности, и поэтому, как и в случае с другими частями гражданского общества — политическими партиями, газетами и средствами массовой информации, а также благотворительными организациями — Церковь по-прежнему зависит от немногих богатых. поддерживать. Церковь указывала, что концентрация богатства сама по себе является нейтральным состоянием, поскольку она «может порождать как греховные явления, такие как воровство, стяжательство, несправедливое распределение богатства, так и правильное и нравственно оправданное использование богатства».

R&L: Это возвращает нас к вопросу о приватизации. Разве приватизация промышленных активов и природных ресурсов, которая, по общему признанию, осуществлялась плохо, оттолкнула многих людей от рыночной экономики? Что нужно сделать, чтобы изменить это восприятие?

Гвосдев: Теоретически приватизация должна была привести к созданию огромного класса акционеров. На короткое время в середине 1990-х у россиян было больше ценных бумаг, чем у американцев. Проблема была в том, что реформаторы, сгруппировавшиеся вокруг президента Бориса Ельцина, ухватились за теорию созидательного разрушения — сравнять с землей старую систему, дать волю рынку, и все вытряхнется само собой. Подготовке почвы уделялось мало внимания — не только в создании жизнеспособных регулирующих и правовых институтов, охраняющих свободный рынок, но и в огромных культурных изменениях, вызванных реформами.

R&L: В мае Путин сказал, что Россия может удвоить свой ВВП к 2010 году, и отметил, что только сильный экономический рост может обеспечить средства для решения социальных проблем. Стал ли он сторонником свободного рынка?

Гвоздев: Путин прагматик. Он принял меры свободного рынка — среди них фиксированный налог, сокращение размера бюрократии, упрощение правил — потому что они дают результаты, а не из-за какой-либо идеологической склонности к таким вещам.

R&L: На Западе, по крайней мере среди политических аналитиков и средств массовой информации, растет ощущение, что Путин настаивает на экономической либерализации, а не на политической реформе. Это ваше восприятие? И как далеко может продвинуться экономическое процветание без демократических реформ?

Гвосдев: Путину нужен режим, который, обеспечивая политическую стабильность, будет способствовать экономическому росту. Тем не менее команда Путина сталкивается с парадоксом. Признавая огромную ценность, создаваемую плюралистическим, конкурентным обществом, она опасается, что безудержный плюрализм — особенно при отсутствии сильных посреднических институтов — будет разрушительным для России.

Возникает то, что я назвал «управляемым плюрализмом». В такой системе есть некоторое пространство для конкуренции и выбора, но центральная власть сознательно регулирует доступные социальные, политические и экономические варианты по замыслу, с прицелом на сохранение стабильности или консенсуса. Не случайно советники Путина уделяют пристальное внимание восточноазиатской модели экономической и политической трансформации.

R&L: На Западе либеральная демократия в некоторых местах развилась до крайности индивидуализма. В экономической сфере это может означать жадность и эгоизм. Есть ли у церковных деятелей и российского населения ощущение, что западная модель им не подходит?

Гвоздев: Об этом же говорил митрополит Кирилл пару лет назад в обращении к Европейскому совету религиозных лидеров в Осло. Он отметил, что западные институты «основаны на так называемом либеральном принципе, провозглашающем высшую ценность индивидуальные свободы. Структура общества в целом устроена таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную реализацию прав и свобод личности». Напротив, восточно-христианская цивилизация, замечал он, «имеет и другие характерные черты, такие, как бесспорный приоритет духовного над материальным, самоотречения и самоограничения над стремлением к земному успеху, общих интересов над частными, о верности истине и идеалам, а не мирским благам и земному благополучию».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *