Философия и ее роль в обществе Краткое содержание
Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Мироотношение, основанное на образе, мифе, веровании, постепенно теряет свою функцию — быть единственным, универсальным регулятивом представлений человека о мире. Потребовалось качественно новое отношение к познанию и преобразованию мира — теоретическое, основанное на понятиях и логике, рациональном объяснении природных и социальных явлений и процессов. Человеку стало мало образов мира, возникла необходимость в теоретическом образе мира в целом. Всемирно-исторический переход человечества от мифологического к теоретическому мышлению определил содержание процесса возникновения, становления и развития философского знания, его основных функций и направлений. Философия – теоретическая основа мировоззрения. Материализм и идеализм — основные направления, во взаимодействии которых проявляется перманентная диалогичность, плюрализм философского знания.
Первые философские учения появились более 2,5 тысячелетий назад в исторических центрах мировых культур почти одновременно и независимо друг от друга. В эту эпоху жили и творили: Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, Заратустра в Иране, в Греции — Гомер, Парменид, Гераклит, Платон. Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период «резким поворотом» в истории человечества, «осевым временем«, подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы /Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.33/. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя и образования первых государств, отделения умственного труда от физического и появления людей профессионально занимающихся интеллектуальной деятельностью.
Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления. Поэтому уже на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Возникает теоретическое отношение к миру. Появляются новые формы мышления, с более высоким уровнем обобщения, абстрагирования, неизвестными ранее способами освоения действительности. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на теоретическое выявление причин сущего.Философское мышление преобразует предметы, события окружающего мира в мысли-понятия. Предмет философии.- универсальные законы и принципы бытия
Посредством систем понятий воспроизводятся законы, причины развития мира в целом как объективно существующего, т.е. не зависящего от произвола и заключающего в себе гармонию, совершенство, упорядоченность.
Философские учения при всем многообразии имеют сходные понятия, проблемы, тенденции развития, образуют особое духовное пространство с присущими ему критериями, отношениями, состояниями мысли. Наиболее последовательно и систематически эти всеобщие черты и характеристики проявились в европейской философии, начало которой было положено в эпоху античности.
Слово «философия» греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости», «любомудрие» (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). В древнегреческой культуре это понятие имело различные значения. Так, историки V в. до н.э. Геродот и Фукидид обозначали им стремление к знанию, образованию, умственным занятиям. Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.), который в ответ на вопрос тирана Леонта о том, кто он, ответил: «Я философ», определив тем самым свой социальный статус и образ жизни /Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.334/. Окончательное формирование и закрепление термина «философия» связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля.
Первоначально философия объединяла все наличное знание — математику, астрономию, физику, медицину, активно использовала различные сведения из области мифологии, религии, искусства. Аристотель, во всеобъемлющей для того времени классификации различных отраслей знания, отдавал ценностный примат философии как единственной, по сути дела, развитой форме теоретического знания, отождествлял ее с «высшим благом и высшим добром» /См. Аристотель. Метафизика. М., 1934. С.211/.
По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшего развития научного знания выделяются конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природной и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственно предмета философии, определение ее функций в обществе.
Что же составляет предмет философии? Следует отметить, что его содержание постоянно уточняется, дополняется — каждая эпоха привносит свое понимание, свое видение. Этот не прекращающийся процесс «самоосознания» проявляет укорененность философии в живой, исторический процесс развития мысли, который постоянно обогащает ее содержание новыми, неизвестными ранее проблемами, потребностями, возможностями. Все это порождает неограниченное многообразие определенной философии. И тем не менее, объект философских размышлений и интересов представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно — это мир и человек, представленные как целостное, нерасторжимое образование, проявляющееся через систему субъектно-объектных отношений. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования, а также предельные нормы и ориентиры социокультурной деятельности человека.
Предельная постижимость мира, присущая философии, неразрывно сопряжена с индивидуальным, личностным миром: философские объективно-всеобщие понятия неотделимы от субъективно-личностного мироотношения. Поэтому подлинная философия носит напряженный характер, ибо она укоренена в потребностях и запросах человеческого существования. Философия не абстрактная теория, оторванная от жизни, напротив, она связана с глубокими чувствами и переживаниями людей; своему возникновению она обязана не только холодному разуму, но и чувствующему сердцу.
Отсюда жизненная значимость и социальная востребованность философских построений.Исходным пунктом философского анализа выступает совокупный опыт духовного развития человека, в который входят результаты научного познания, зафиксированные в теориях и концепциях различных наук, вся сфера общественного сознания, выраженная в произведениях искусства, в нормах и требованиях нравственности, постулатах религиозных верований, в истории собственного развития. Философия — особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Такой способ мышления Гегель назвал рефлексией /См. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С.84-88/.
Философская рефлексия — не зеркальное отражение различных сторон культурно-исторической реальности. Она стремится теоретически вскрыть и разрешить существенные противоречия этой реальности через преодоление устаревших, изживших себя взглядов, традиций, норм и установление новых, соответствующих духу и требованиям определенной эпохи.
Поскольку философия всегда личностна, то ее критический настрой зачастую трагически проявлялся в судьбах мыслителей. Критика устаревших идей и традиций обращалась критикой мира, породившего их, вызывала сомнения в истинности и справедливости общественного устройства, существенно затрагивала власть предержащих, которая не стеснялась в выборе argumentum baculinum- «палочных» доводов. Протагор был вынужден бежать из Афин, спасаясь от обвинения в бесчестии; Пифагор погиб от рук наемного убийцы; Сократ казнен по приговору суда по необоснованным обвинениям; Платон был продан в рабство по наущению тирана Сиракуз и спасся лишь благодаря счастливой случайности. За верность своим взглядам погибли Томас Мор и Джордано Бруно, около 30 лет провел в одиночной камере Томмазо Кампанелла, подвергался гонениям Галилео Галилей, «запрещались» труды Николая Коперника.
Был объявлен «сумасшедшим» один из самобытных и оригинальных мыслителей России — П.Я.Чаадаев, более четверти века провел в сибирской ссылке Н.Г.Чернышевский. Трагична участь многих отечественных мыслителей XX века: Н.А.Бердяева, насильственно депортированного в 1922 году; П.Флоренского, погибшего в лагерях в 30-е годы; А.Ф.Лосева, осужденного за философские взгляды на длительный срок заключения. Этот список можно продолжить и далее.Критически-рефлективный метод мышления, являющийся основой философствования, требует не только соответствующей теоретической подготовки, но и практики, точно так же, как и занятие любой другой деятельностью. Пренебрежение этими требованиями часто является причиной жалоб на «непонятость», «трудность» философии, пренебрежительного, скептического отношения к ней. Способности к философскому мышлению вырабатываются в процессе индивидуального и общественного развития личности. Умению мыслить философски необходимо учиться, как экономическому, математическому, историческому и другим формам мышления.
Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.
Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида. «Музыка удвояет войско»,- говаривал великий русский полководец А.В.Суворов, подчеркивая продуктивную силу искусства. Ярким примером воздействия идей и убеждений на образ жизни, поведение личности является образ протопопа Аввакума — одного из духовных вождей «староверия», принявшего после 15-летнего заключения в «земляной тюрьме» мученическую смерть на костре. Глубоко осознанная «нетерпимость к нечестивцам» определяла его отношение к господствующей церкви, окружающей действительности.
В художественных и философских произведениях всесторонне проявляется личность творца, созидателя. Моцарт, Шекспир, Толстой, Платон, Декарт, Спиноза — эти имена слиты и отождествляются с определенными образами, мыслями, теориями, вызывающими впечатление чего-то высокого, великого, проникновенного, волнующего нас недосягаемыми идеями истинного, доброго, прекрасного.
Родственность искусства в философии проявляется и факте того, что философские труды иногда приобретают форму художественного произведения, как, например, у Парменида, Платона, Ницше, А.Камю, а великие писатели и поэты, среди них А.С.Пушкин, У.Шекспир, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, были выдающимися мыслителями.
Отражая мир с помощью понятийного мышления, философия постоянно использует одухотворенность художественного образа. В интеллектуальном синтезе теоретической мысли и художественно-образно-поэтической интуиции философия открывает новые содержательные горизонты, смысловые пространства человеческого бытия, полагает цели и ценности человеческого бытия в мире.
И, тем не менее, если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления — понятие, разум, логика, Логос.
Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. Нравственность, предназначение человека и смысл его существования, причины мира — далеко не полный перечень совместных вопросов, глубоко затрагивающих миропонимание и жизненную позицию людей. В лоне религиозных вероучений возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие философские проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знанием. Порой они приобретали характер непримиримого конфликта с трагическими последствиями для их участников.
Философия, рассматривая единство мира и человека, постоянно сопряжена с некоторой непознанностью, непонятностью, тайной, одним словом, с тем, что не поддается рациональному осмыслению, не «вписывается» в рамки существующих теорий, понятий и категорий. В этих случаях теоретическая деятельность носит особенно напряженный характер, связана с состоянием углубленной сосредоточенности и достигается в некоторых философских школах и направлениях с помощью особой деятельностной установки — медитации (лат. meditatio — размышляю, обдумываю). Подобный стиль мышления проявляется в буддийской йоге, античном «философском экстазе», православном «умном делании», «экзерцициях» иезуитов, «озарении экзистенции», современном психоанализе. Загадочное, необъяснимое, таинственное, с чем постоянно сталкивается философское исследование, лежит в основе мистических воззрений, мистики (греч. mystika — таинственный) как определенного переживания, понимания, осмысления предельных оснований мира через непосредственное «единение» с Абсолютом. Существовало и существует немало философско-теологических доктрин и концепций, обосновывающих эту практику. Все перечисленное порождает феномен философской веры, т.е. некоторого психологического состояния индивида, принимающего что-то, рационально не обоснованное должным образом, за реально существующее. Философская вера выступает не столько как знание, а скорее как уверенность, побуждение к деятельности и по своей форме напоминает религиозное верование. Своеобразной разновидностью философской веры выступает догматизм, абсолютизирующий ту или иную философскую систему или какую-либо ее сторону, превращающие их в «единственно верные», «абсолютно-истинные», «окончательные» и т. д. Подобный подход искажает реальный историко-философский процесс, порождает некое «вероучение», делает невозможным теоретическое отражение действительности.
Между религией и философией существуют глубокие связи, определяемые особенностями чувственной и логической форм мышления. Сложность, неоднозначность процесса познания постоянно воспроизводит, и это, очевидно, будет всегда сопровождать человеческую историю, веру в сверхъестественные силы, т.е. религиозность как неотъемлемую черту любой культуры. Это не исключает того, что конкретный человек может испытывать к вере прямо противоположные чувства, но это совершенно другой вопрос.
Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяет по существу: первая возвышается на вере, сложном социально-психологическом чувстве, — основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.
Философия, также, как и наука, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания, наукой, в одинаковой степени относящейся как к естествознанию, так и к обществоведению.
Различие философского и научного познания определяется концептуальными установками по отношению к действительности: они «смотрят» на мир с помощью разных систем координат. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления объективного, необходимого содержания, элиминируется все личное, субъективное, «человеческое». «Естественнонаучная картина мира» в этом смысле всегда объективна, философское же понятие «мира в целом» включает в свое содержание объективную данность через исторически развивающиеся способности человеческого освоения мира, как его «жизненное пространство», проецирующее его деятельно-познавательные, смысло-созидательные возможности и установки.
Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности «истинно человеческого» является одним из основополагающих центров философской мысли. Познавательная задача, присущая науке, для философии не является самоцелью, а служит средством для реализации фундаментального проекта – познания и преобразования мира сущего в то, чем он должен быть в соответствии с потребностями и запросами универсального человека, основанных на всеобщих принципах Истины, Добра и Красоты.
В силу этого философия несводима к научному знанию — многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие. Мир философии — это особый мир, где действуют свои критерии, своя шкала «точности», свой «масштаб» измерений. Понятия и категории философских теорий не выводятся только лишь дедуктивным методом и также не являются результатом опытных обобщений. Коррелятом теоретического содержания философии выступает совокупность субъектно-объектных отношений системы «мир — человек», вычлененных по принципу всеобщности, философская правда отличается от научной истины тем, что она биполярна и содержит в единстве объективные знания о мире, а также «человеческие», субъективные предпочтения, оценки, ценности, в ней истинность знания сопрягается с ценностно-смысловыми значениями. Критерием философского знания не может служить научно-экспериментальная практика, связанная с фактами опыта. В лучшем случае здесь речь может идти только лишь об иллюстрации философских положений, метафорическом способе изложения проблем в целях популяризации и не более того. Критерием философии выступает всемирно-историческая практика в ее всеобщих результатах и значениях, т.е. мир в целом, его соответствие всеобщим нормам человеческого бытия.
Таким образом, философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.
Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.
Философия — что это такое, первые философы, функции и основной вопрос философии
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 29 984 Автор: Дмитрий Петров«Философия почти всегда пытается доказать невероятное, апеллируя к непонятному».
Генри Менкен, американский сатирик
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На вопрос «Что такое философия?» есть тысячи ответов, смешных и серьезных, понятных и не очень.
Сам предмет настолько обширен и сложен, что подразумевает разное к нему отношение, а также великое множество интерпретаций.
Философы за всю историю человечества нагнали в эту область знания такого туману, что не каждому смертному дано разобраться в этом причудливом наследии.
«Когда слушающий не понимает говорящего,
а говорящий не знает, что он имеет в виду — это философия».
Вольтер, французский философ, поэт, писатель.
Попробуем все же приоткрыть плотную завесу философского тумана, прояснив некоторые моменты.
Философия — это…
Дословно философия (греч. φιλία — любовь, σοφία — мудрость) – это любовь к мудрости.
В России ее так и называли – любомудрие. А философов часто называют мудрецами. Хотя есть и альтернативные мнения, например, у Достоевского: «Слово “философ” у нас на Руси есть слово бранное и означает: “дурак”».
Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться.
Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются.
За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире.
Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия.
Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины.
Так в IV-II веках до н.э. сформировались логика, математика, астрономия, филология и проч.
«Философия – мать всех наук»
Цицерон
Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания.
Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке.
Отличие философии от кухонных бесед о мироустройстве заключается в наличии теоретически разработанной базы и системности. Именно это сближает ее с научными дисциплинами.
youtube.com/embed/KshafAmECAo?start=22″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Философские взгляды на мир должны быть логически обоснованы, систематизированы. Недаром существуют философские направления и школы – каждая из них обогащала философию своими теориями (что это такое?), терминологией, новыми логическими связями в рассуждениях об устройстве мира.
Философы — когда и где они впервые появились
«Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все остальные философы — ослы. Обычно это ему удается; больше того: он убедительно доказывает, что осел и он сам».
Генри Менкен
Философия вышла из мифологии (что это?) и религии (что это?), которые по-своему пытались осмыслить мир и место человека в нем. Она зародилась практически одновременно в совершенно разных регионах нашей планеты.
Мы привыкли думать, что первые философы были родом из Греции, ведь терминологический аппарат практически весь пришел оттуда. Но нельзя оставлять в стороне Китай с эрой 100 философских школ, Индию со своей богатейшей философской традицией, Иран с Заратустрой, палестинских пророков.
На начальном этапе философию еще сложно отделить от мифологии и религии, тем более, самые великие мировые религии возникали в то же время.
Первые философы и их учения, возникшие на Земле
Век до нашей эры | Регион | Имя философа | Философское/Религиозное учение | Суть |
---|---|---|---|---|
VII-VI | Персия | Зороастр (Заратустра) | Зороастризм | Противопоставление добра и зла |
II | Индия | Патанджали | Йога (собрал древнейшие философские учения в «Йога-сутру») | «Обуздание волнений разума» |
? | Капила | Санкхья | Противопоставление духа и материи | |
? | Бадараяна (Вьяса) | Веданта | Внутреннее единство всего сущего | |
VII-VI | Гаутама Будда | Буддизм | Поиск истины, цель которой – выход из круга сансары в Нирвану | |
VI-V | Китай | Лао-цзы | Даосизм | Непротивление течению вещей, внутреннее самосовершенствование |
VI-V | Конфуций | Конфуцианство | Гуманность и чувство долга | |
V | Греция | Сократ | Вывел на новый уровень диалектику Гераклита | Постижение истины через спор или беседу, смысл жизни в поиске истины |
V-IV | Платон | Идеализм (это как?) | Идея первична, истинное бытие – это мир идей, мир вещей – отражение идей | |
V-IV | Демокрит | Материализм (что это?) | Ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто | |
IV | Аристотель | Создал логику | Идеи неотделимы от вещей, путь к истине лежит через логику | |
VIII-VI | Палестина | Ветхозаветные пророки-писатели: Илия, Исайя, Иеремия и др. | Иудаизм | Утверждение единобожия, резкая критика социальной несправедливости |
I век нашей эры | Иисус Христос | Христианство | Бог есть любовь, человеческая душа бессмертна. |
Что изучали философы в разные эпохи
«Философия есть эпоха, схваченная мыслью».
Георг Гегель
Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает.
- В древнегреческий период натурфилософов интересовал вопрос о природе возникновения мира, о единичном и целостном в этом мире и их взаимосвязи.
- Эпоха упадка античности ставит в центр философских интересов этические проблемы: в чем счастье и смысл жизни человека.
- Предмет философии Средних веков – конечно же, Бог. Отсюда и второе ее название того времени – «служанка богословия». Все проблемы рассматривались через призму религии.
- Эпоха Возрождения (что это такое?) переосмысливает натурфилософские идеи античности, ставит во главу угла проблему свободы человека, познание природы мироустройства. Так философия до эпохи Просвещения становится «госпожой наук», пока наука окончательно не обособилась.
- Развитие наук, в сущности, отобрало хлеб у философии. Природа перестала быть ее предметом. Но в течение Нового времени формируется новый вектор философского интереса – это гносеология, или непосредственно процесс познания. Вопросы гносеологии затрагивают все научные дисциплины, но ни одна из них не занимается изучением этого предмета.
- Исходя из вопроса гносеологии о субъекте познания, на передний план выходит человек, ведь именно он выстраивает картину мира, опираясь на свои представления, опыт, культуру. Начиная с Канта и вплоть до сегодняшних дней, человек уверенно занимает центральное место в качестве предмета философии.
- В Новейшее время разные философские направления по-разному трактовали свой предмет изучения. Например, постмодернизм считает своим предметом культуру (что это?), а экзистенциализм — само человеческое существование с его проблемами и трудностями.
Функции философии
Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии.
Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени.
Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию (это что?). В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч.
По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные:
- Мировоззренческая. Формирует представления о мире и месте в нем человека.
- Гносеологическая. Вырабатывает механизмы познания истины.
- Аксиологическая. Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей.
- Методологическая. Вырабатывает методы познания действительности.
- Мыслительно-теоретическая. Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать.
- Критическая. Все подвергает сомнению.
- Прогностическая. Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания.
Основной вопрос философии
Традиционно основным принято считать вопрос о том, что является первичным – бытие или сознание.
Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.
- Онтологическая определяет первичность бытия или сознания.
- Гносеологическая определяет, познаваем ли мир в принципе.
Решение любой философской проблемы начинается с ответа на этот вопрос, а уж от ответа зависит, к какому направлению или школе тяготеет мыслитель.
Внутри каждого направления существуют свои трактовки ответа на главный вопрос.
Но за всю историю существования философии определенного ответа, который бы приняли за аксиому (что это?), так и не найдено.
Современные философы склоняются к мысли, что вскоре основной вопрос философии может измениться, т.к. текущий теряет свою актуальность.
Краткое резюме
Над философией много иронизируют, т.к. в ней много непонятного и заумного. На эту тему придумано множество анекдотов и нарисована масса карикатур.
Но без нее невозможно представить себе развитие общества, культуры, мышления. Философия – это интеллектуальное занятие, требующее значительных умственных усилий.
И все же каждый из нас немножко философ, т.к. все мы периодически задаемся вопросами о том, как устроен этот мир, существует ли Бог, что такое счастье и зачем вообще мы здесь оказались.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Политическая философия | Определение, история, теории и факты
Кодекс Хаммурапи
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сократ Аристотель Платон Джон Локк Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Похожие темы:
- марксизм утилитаризм коммунитаризм аграрность анархо-капитализм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
политическая философия , раздел философии, который на самом абстрактном уровне занимается концепциями и аргументами, связанными с политическим мнением. Значение термина политический само по себе является одной из главных проблем политической философии. Однако в широком смысле можно охарактеризовать как политические все те практики и институты, которые связаны с правительством.
Центральная проблема политической философии заключается в том, как использовать или ограничить общественную власть, чтобы сохранить выживание и улучшить качество человеческой жизни. Подобно всем аспектам человеческого опыта, политическая философия обусловлена окружающей средой, масштабами и ограничениями разума, и ответы, которые сменявшие друг друга политические философы давали на извечные проблемы, отражают знания и предположения своего времени. Политическая философия, в отличие от изучения политической и административной организации, носит скорее теоретический и нормативный, чем описательный характер. Она неизбежно связана с общей философией и сама является предметом культурной антропологии, социологии и социологии знания. Таким образом, как нормативная дисциплина она занимается тем, что должно быть при различных допущениях и как можно достичь этой цели, а не описанием фактов, хотя любая реалистическая политическая теория обязательно связана с этими фактами. Таким образом, политический философ озабочен не столько тем, как работают группы давления или как с помощью различных систем голосования принимаются решения, сколько тем, какими должны быть цели всего политического процесса в свете конкретной философии. жизни.
Таким образом, существует различие между политической философией, отражающей мировоззрение сменявших друг друга теоретиков и требующей понимания их исторических обстоятельств, и собственно современной политической наукой, которая, поскольку ее можно назвать наукой, является эмпирической и описательной. . Однако политическая философия — это не просто непрактичная спекуляция, хотя она и может породить весьма непрактичные мифы: это жизненно важный аспект жизни, который, к добру или злу, оказал решающее влияние на политическое действие, ибо допущения на котором ведется политическая жизнь, явно должно влиять на то, что происходит на самом деле. Таким образом, политическую философию можно рассматривать как одну из наиболее важных интеллектуальных дисциплин, поскольку она устанавливает стандарты суждений и определяет конструктивные цели использования государственной власти. Такое рассмотрение целей, для которых следует использовать власть, в некотором смысле более актуально сегодня, чем это было в более ранние периоды, поскольку человечество имеет в своем распоряжении силу либо создать мировую цивилизацию, в которой современные технологии могут принести пользу человечеству, либо уничтожить себя в погоне за политическими мифами. Таким образом, возможности для политической философии велики, прояснение ее целей и ограничений является неотложным — аспект, действительно, выживания цивилизации.
Несмотря на этот уникальный аспект современной ситуации, и хотя древние политические философии были сформулированы в совершенно иных условиях, их изучение до сих пор освещает жизненно важные вопросы. Вопросы, касающиеся целей правительства, оснований политических обязательств, прав отдельных лиц по отношению к государству, основ суверенитета, отношения исполнительной власти к законодательной, а также природы политической свободы и социальной справедливости, задавались и решались во многих пути на протяжении веков. Все они имеют фундаментальное значение для политической философии и требуют ответов с точки зрения современных знаний и мнений.
В этой статье описывается, как эти вопросы задавались и на которые отвечали представительные и влиятельные политические философы Запада, начиная с греко-римской античности и заканчивая средневековьем, ранним новым временем, а также 19, 20 и началом 21 веков. За столь долгий промежуток времени исторический контекст этих формулировок сильно изменился, и понимание избранных политических философов требует определенного учета их происхождения. Из-за нехватки места полностью описаны только выдающиеся политические философы, хотя кратко обсуждаются и многие второстепенные фигуры.
Рецензия на книгу: Политическая философия: очень краткое введение Дэвида Миллера
Постоянные читатели этого блога, возможно, узнают мою растущую зависимость от серии «Очень краткое введение», опубликованной Oxford University Press. Поскольку они такие короткие и такие интересные, они идеально подходят для меня, чтобы держать их в ящике стола в качестве «заначки на случай чрезвычайной ситуации». Однажды в начале октября я поменяла сумку, которую взяла на работу, но забыла передать книгу («Расширенный фенотип»). Так получилось, что я сунул руку в заначку и вытащил этот взгляд на политическую философию, который я купил за несколько месяцев до этого.
Рецензируя книги, желательно заранее знать предмет, даже если он считает себя всеведущим в этом вопросе. Мы читаем научно-популярную литературу не для развлечения, а для того, чтобы быть в курсе. Хотя время от времени я публикую в этом блоге свои политические взгляды, идея политической философии более фундаментальна, чем тот уровень, на котором я обычно размышляю. Таким образом, это вполне соответствовало требованиям короткого вступления. Отдельные понятия будут знакомы всем нам. Что делает эту работу интересной, так это особое сочетание тем и их взаимодействие.
Он пишет под заголовками политической власти, демократии, «свободы и границ демократии», справедливости, «феминизма и мультикультурализма» и, наконец, «наций, государств и глобальной справедливости».
При обсуждении политической власти фигура Томаса Гоббса вырисовывается на первый план. Во многих отношениях это довольно печальная перспектива, особенно если я смотрю на нее с христианской точки зрения, поскольку большая часть аргументации Миллера связана с подходом кнута и пряника, в соответствии с которым приверженность политической власти осуществляется вне угроза применения той или иной формы физического насилия. Корнем этого, по-видимому, является представление о человеческом эгоизме и жадности, но это, кажется, принимается как факт, с которым нужно жить, а не как проблема, которую нужно решать.
При демократии внимание переключается с Гоббса на Руссо. Обсуждение затрагивает несколько тем, которые, вероятно, придут в голову любому, кто задумывался о демократии, например, как защитить права меньшинства и чем демократия отличается от правления толпы, но здесь нет ничего ошеломляющего.
При обсуждении свободы нашей центральной фигурой является Джон Стюарт Милль. Как и в случае с предыдущими, это еще один писатель, с которым, я должен признаться, я знаком только по репутации, а не по их произведениям. Миллер не столько дает ответы, сколько просто задает читателю ряд вопросов для размышления. Это тема повсюду, поэтому, даже если вы не согласны с конкретным уклоном, который представляет Миллер, он, по крайней мере, дает читателю возможность придумать свои собственные ответы.
Кажется, что сердцем книги является понятие справедливости, где Миллер берет в качестве своего ключевого проводника Джона Ролза. В центре внимания здесь не справедливость результатов, а справедливость механизма. т. е. давайте смотреть не на результаты, а на то, справедливы ли существующие системы. В какой-то момент в этой главе Миллер, кажется, полностью теряет сюжет, пытаясь вывести принципы справедливости из жизни в пустыне. Обсуждаемая концепция социального, тем не менее, приводит контраргументы Фридриха Хайека, идеолога, на которого у меня мало времени.
Глядя на национальные государства, он продолжает задавать нам вопросы, обрисовывая ответы, которые дали другие. Временами это было похоже не на книгу, а на политику, и больше на этические дилеммы. Одна мысль, которая мелькнула у меня в голове, касалась ограничений свободы; особенно к идее о том, что никто не может быть свободен поступать так, как он хочет, поскольку это может включать в себя способность ограничивать свободу других, следовательно, не каждый может быть свободен делать то, что он хочет.
Одна вещь, которая испортила это, был пессимизм Миллера в человеческой натуре. Через всю книгу проходила тема о необходимости либо принуждения, либо его угрозы. Моя личная реакция на это заключается в том, что, как вид, мы можем сделать это лучше. Это может потребовать образования, даже более просвещенного мировоззрения, но люди могут работать вместе для общего блага без необходимости насилия.
В этот момент он, кажется, выдохся, поэтому глава о «феминизме и мультикультурализме» кажется совсем другой. Здесь Миллер пытается задать те же вопросы, что и раньше, только через альтернативные линзы, поскольку одни факторы отходят на второй план, а другие выдвигаются на первый план. Однако лечение, данное этим субъектам, настолько краткое, что оно неудовлетворительно. Я сомневаюсь, что многие из моих знакомых феминисток сочли бы, что Миллер уловил нюансы их взглядов.
При любом обсуждении политики нельзя писать с нейтральной точки зрения, так же как нельзя читать такую книгу с нейтральной точки зрения. Миллер пытается справедливо взвесить различные точки зрения, хотя некоторые могут подвергнуть сомнению его выбор представителей.