Философ кант: Биография Иммануила Канта

Биография Иммануила Канта

Неизвестный факультет: где на самом деле учился Кант

Путь гения Канта: неизвестный факультет, физика Ньютона, Суворов

Одному из самых известных в мире исследователей, имя которого носит российский вуз в Калининграде, скоро исполнится 300 лет. Практически вся его жизнь и мифологемы вокруг нее связаны с Кенигсбергским университетом (Альбертиной). На каком факультете учился Кант? Учил ли он Александра Суворова? Действительно ли преподавал только философию? Об этом и многом другом — в материале МИА «Россия сегодня», подготовленном при поддержке Балтийского федерального университета.

Начало пути. Заметили и рекомендовали

Значительную роль в жизни Канта сыграл доктор теологии Франц Альберт Шульц (1692-1763), который впоследствии также исполнял роль ректора Кенигсбергского университета. Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей слушательницы, заметил одаренность маленького Иммануила. Он рекомендовал отцу ребенка отправить сына в одну из лучших школ Кенигсберга, латинскую школу «Фридрихс-Коллегиум» (Collegium Fridericianum). Директором «Фридрихс-Коллегиум» был Шульц.

Поступил в университет «по квоте»

Профессор Шульц также содействовал его поступлению в Кенигсбергский университет, опираясь на норматив, предусмотренный основателем Кенигсбергского университета. Согласно этому нормативу, молодые люди из бедных семей, чьи способности внушают на надежду на то, что они принесут большую пользу государству, должны обучаться бесплатно. Став студентом, Иммануил покинул родительский дом, чтобы снять с отца часть материальных забот. Отныне он сам зарабатывал на жизнь уроками латинского языка.

Студенческая любовь. Раз и навсегда

Одним из главных событий студенческой жизни Канта была встреча с профессором Мартином Кнутценом. Мартин Кнутцен (1713-1751) был уроженцем Кенигсберга и выпускником этого университета, физиком и так же, как и Шульц, был учеником Христиана Вольфа, крупнейшего в то время немецкого философа. У Вольфа учился и Михаил Васильевич Ломоносов. Мартин Кнутцен был всего на десять лет старше Канта, но уже слыл известным ученым, который в атмосферу провинциального Кенигсбергского университета внес некоторое оживление. Молодой профессор первым начал преподавать физику Ньютона, познакомил начинающего философа с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии». Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания. Таким образом, благодаря университетскому преподавателю Кант оказался на переднем крае науки своего времени.

Кант мог погибнуть на дуэли

Это было в молодые года Иммануила Канта. Однажды он прогуливался с друзьями в одном из садов Кенигсберга, и к ним присоединилась еще одна небольшая компания. Разговор зашел о политике, о событиях в Америке. Кант не упускал случая иронично и энергично высказаться о политике Англии. Его слова возмутили Джозефа Грина, который с резкими словами набросился на Канта. Но тот легко парировал замечания собеседника и сказал, что каждый народ имеет право принимать такие законы, которые соответствуют условиям и особенностям его страны. Джозеф Грин оказался вовлечен в мирную дискуссию, которая закончилась рукопожатием. С тех пор английский коммерсант, бывший всего двумя годами младше Канта, стал лучшим другом философа.

Неизвестный факультет. Можно только гадать

Точных данных, на каком высшем факультете учился Кант, не существует. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с малых лет. Для генезиса мировоззрения молодого Канта особенно интересны состояние философии и естественных наук в университете, поскольку именно их изучению Кант уделял наибольшее внимание.

Три диссертации за два года. Заслуженное признание

Все темы для диссертаций Кант выбирал в соответствии с конкурсами, которые объявляла Берлинская академия наук, то есть он выбирал актуальные в то время темы исследований.

Одна из них — на звание магистра — была защищена в июне 1755 года и посвящена проблеме огня. Интересно, что профессор Теске, который курировал исследование молодого Канта, не просто дал работе высокую оценку, но и сделал ее своего рода пособием для студентов. Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом, диалектически «одушевляющим» мир, Кант пытается дать трактовку феномену огня в естественнонаучном и одновременно философском ключе. Но эта ранняя работа не оставила большого следа в истории философии и в жизни самого Канта.

В сентябре 1755 год он защищает вторую диссертацию под названием «Новое освещение первых принципов метафизического познания». После этой защиты Кант приобрел право преподавать в университете как приват-доцент. Но приват-доценты вели занятия без регулярной оплаты, полагаясь только на небольшую плату от студентов. Поэтому одновременно с работой в университете нужно было зарабатывать на жизнь. Кант стал работать помощником библиотекаря в Замковой библиотеке. Это была престижная должность, поскольку допускался на нее только преподаватель университета с хорошей репутацией.

В 1756 году им написана третья, «габиталиционная», диссертация — «Физическая монадология». Защитив ее, Кант получил право стать университетским профессором. Но должности профессора еще надо было ждать и добиваться. Для Канта ожидание растянулось на пятнадцать лет. Только в 1770 году он стал профессором Кенигсбергского университета. Положение профессора университета было чрезвычайно почетным и обеспеченным.

Не философией единой. Профессор широкого профиля

В Кенигсбергском университете Кант преподавал много разных дисциплин. Став преподавателем, он читал студентам курсы не только философии, но и математики, медицины, физической географии. В этом не было ничего необычного: университет давал своим выпускникам разностороннюю подготовку и добротные знания.

Спас танцевальные вечера в университете

К 1780-м годам в Кенигсбергском университете студенты увлеклись устройством танцевальных вечеров. Собравшиеся слушали музыку, которую исполнял небольшой приглашенный оркестр, общались, танцевали. Людям старой закалки, помнившим суровые предписания короля Фридриха Вильгельма I, разделявшего искусство на бесполезное (театр) и вредное (музыка), эти студенческие увеселения представлялись весьма неприличными, недостойными будущих правоведов, врачей, а то и священников. Поэтому обратились к руководству университета, а руководство поинтересовалось мнением профессора Канта. И он ответил: «Я присоединяюсь к мнению экстраординарного профессора физики о том, что поведение наших студентов, которые были устроителями балов, заслуживает самой высокой оценки. Контакты с представителями других сословий способствуют известной шлифовке общения, что также может быть причислено к целям университетского образования». Танцевальные вечера были спасены.

Преподавание. Без улыбки, но «с огоньком»

Кант был весьма популярным лектором — его аудитории всегда были заполнены. На лекциях философ часто демонстрировал так называемый «сухой юмор». Его редко видели улыбающимся, даже во время смеха аудитории от его собственных шуток.

Людвиг Боровски, ученик и биограф Канта, отмечал, что Кант вел свои занятия в стиле «свободного рассуждения», часто шутил, но не позволял себе «сальностей, которыми некоторые другие преподаватели пытаются оживить свою речь». «От меня, — неизменно повторял он своим ученикам, — вы должны учиться не философии, но — философствовать; не просто повторять мысли, но думать».

Один из первых идеологов международного права и международных организаций.

В 1784 году Иммануил Кант опубликовал статью «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», в которой развил мысли о гражданском обществе, о союзе народов. В этом союзе, по убеждению философа, «каждое, даже самое маленькое государство, могло бы ожидать своей безопасности и прав не от собственных сил, а исключительно от великого союза народов».

Интересный факт:

Известный кантовед Арсений Гулыга предположил, что слушателями Канта (когда он давал частные уроки русским офицерам во время Семилетней войны в 1758-1762 годах) могли быть Григорий Орлов и молодой подполковник Суворов, но историческими документами это предположение не подтверждается. Во время Семилетней войны в 1758 году русские войска вошли в Кенигсберг, жители города присягнули на верность императрице Елизавете. Кант был беден и читал частным порядком русским офицерам лекции по математике, фортификации и пиротехнике. Но Александр Суворов был в Кенигсберге только три дня и Канта, конечно, не слушал. А свидетельства об интересе Григория Орлова к лекциям отсутствуют. Однако, по-видимому, знакомство двух великих людей — Канта и Суворова — было не шапочным. Об этом говорит тот факт, что Кант рекомендовал студента-немца на службу в русскую армию. Письмо, направленное А. В. Суворову, не только возымело действие, но молодой человек стал адъютантом самого Суворова. Трудно представить, что Кант написал письмо незнакомому человеку, а тот вдруг взял чужестранца к себе в адъютанты, ведь многие русские офицеров мечтали служить рядом с Суворовым.

Наследие. Кант в наши дни

Во всем мире Кант наиболее обсуждаемый философ — и его значение далеко не только историческое. Ни один другой философ так основательно не размышлял о теме, которая находится и должна находиться в центре человеческого самовыражения, — о разуме.

В апреле 2024 года в Калининграде на базе БФУ им. Канта пройдет XIV Международный Кантовский конгресс. В столетней истории Кантовских конгрессов этот будет первым, который состоится в России. Его название — «Мировое понятие философии. Иммануил Кант 1724–2024».

Как объяснял сам ученый, философия — это не завершенная доктрина, а рациональная деятельность, которая всегда должна начинаться заново, руководствуясь интересом к тому, какие из положений можно отстаивать как истинные и важные, а в чем концепции нуждаются в критике или исправлении.

Источники:

История философии. Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. —. М.: Академический Проект: 2008.

Круглов А.Н. Философия Канта в России в конце XVIII — первой половине XIX веков. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009.

Кузнецова, И. С. Иммануил Кант. — 2-е изд., доп. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013.

Мотрошилова Н.В. — История философии: Запад—Россия—Восток. Книга вторая: Философия XV-XIX вв. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1996

https://kantiana-old.kantiana.ru/university/univ-filosofiya-kanta/zhizn-kanta/zhizn-kanta.php

Фотографии предоставлены пресс-службой Балтийского федерального университета

МИА «Россия сегодня», 2021 год

Основные работы Канта

Первой опубликованной работой Канта был трактат “Мысли к истинной оценке живых сил”. Эта работа, посвященная одной физической проблеме, была представлена на цензуру декану философского факультета еще весной 1746 г. , но из-за ряда причин опубликована только в 1749 г. на деньги его дяди сапожника Рихтера.

Следующая важная работа Канта – “Всеобщая естественная история и теория неба”, которую он публикует в 1755 г. вскоре после возвращения в университет. В этой работе Кантом была выдвинута знаменитая гипотеза, объясняющая образование Солнечной системы из первоначальной газо-пылевой туманности при помощи только сил притяжения и отталкивания. В том же 1755 г. Кант представляет философскому факультету латинскую диссертацию “Новое освещение первых принципов метафизического познания” – первую собственно философскую работу.

Далее Кант публикует ряд естественнонаучных сочинений, а в 1762 году появляется его большая работа “О единственно возможном доказательстве бытия Бога” а также небольшой трактат по логике «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма».

В 1763 г. он в качестве работы, представленной на соискание премии Берлинской академии наук, публикует “Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали”. Правда, работа не получила первой премии, зато была опубликована в числе лучших.

В конце 1763 г. или в начале 1764 г. выходит чисто философская работа, к тому же написанная в блестящем, “легком” стиле “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного”. В 1766 г. появляется работа Канта “Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики”, содержащая критику теософических взглядов шведского ученого и духовидца Эммануэля Сведенборга (1688-1772).

В 1770 г. в связи с вступлением в должность ординарного профессора логики и метафизики Кант готовит еще одну латинскую диссертацию “О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира”. Эта работа имела важное значение в философской эволюции Канта, поскольку в ней впервые могут быть ясно прослежены идеи философии, составившей эпоху в развитии человеческой мысли – “критической философии” Канта.

С 1770 г. по 1781 г. наступает практически полное молчание. За это время было опубликовано всего лишь три небольших работы. Главной задачей Канта становится выработка собственной философской концепции, которая и была сформулирована в знаменитой работе Канта, совершившей коперниканский переворот в философии, – “Критике чистого разума”(1781). Наступает эпоха критической философии. Вскоре Канту понадобилось разъяснить более популярно идеи своей новой философии, и он издает “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может рассматриваться как наука”.

В середине восьмидесятых годов были также опубликованы небольшие, но важные работы, знаменующие переход Канта к проблемам, связанным с рассмотрением общественных процессов “Идея всеобщей истории с всемирно-гражданской точки зрения” (1784) и “Ответ на вопрос: Что такое просвещение?” (1784). За ними следует первая работа, посвященная собственно морали – “Основы метафизики нравов” (1785), подготовившая почву для второй критики Канта – “Критики практического разума” (1788), в которой в полном объеме рассмотрены проблемы практической философии, включающей в себя философское обоснование морали.

Вскоре следует третья критика – “Критика способности суждения” (1790), в которой Кант рассматривает учение о целесообразности в природе и человеке и тем самым закладывает основы критической эстетики. В 1793 г. выходит книга “Религия в пределах только разума”, где Кант попытался дать теорию религии, основанную на его критической философии. В 1795 г. появляется небольшая, но важная работа “К вечному миру”, в которой Кант попытался сформулировать философские принципы, принятие которых могло бы способствовать установлению на земле вечного мира.

В 1797 г. появляется “Метафизика нравов”, состоящих из двух частей: “Метафизических начал учения о праве” и “Метафизических начал учения о добродетели”, в этой книге Кант не только развивает свое учение о морали, но и строит философскую теорию права.

В 1798 г. появляется большая последняя работа Канта “Антропология с прагматической точки зрения”. В 1800 г., возможно, с участием Канта появляется изданная Йеше “Логика. Пособие к лекциям”. В 1802-1803 гг. появляется “Физическая география”, изданная Ринком, а в 1803 г. “О педагогике” под редакцией того же Ринка.

На этом заканчивается прижизненная история издания сочинений Канта.

Кант считал, что философия обязана ответить человечеству, по крайней мере, на четыре вопроса:

Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?
Три вопроса сформулированы в “Критике чистого разума” (3, 661), а в лекциях по логике добавлен четвертый. Они последовательно охватывают область возможного для нас знания и способов познания того, что находится за пределами знания, область нашего практического действия и той части этих действий, которые относятся к должному, а также область будущего, которое может проистечь из наших должных (или не должных) действий, а, следовательно, определяет то, на что мы можем, а на что не можем надеяться.

В дальнейшем мы последовательно разберем кантовские ответы на эти вопросы.

Иммануил Кант и одно правило жизни Личные ценности

В зависимости от вашей точки зрения, Иммануил Кант был либо самым скучным человеком на планете, либо мокрой мечтой хакера продуктивности. Более 40 лет он просыпался каждое утро в 5:00 и писал ровно три часа. Затем он читал лекции в том же университете ровно четыре часа. Затем он каждый день обедал в одном и том же ресторане. Затем, во второй половине дня, он совершал продолжительную прогулку по тому же парку, по тому же маршруту, выходя и возвращаясь домой в одно и то же время. Каждый день.

Кант провел всю свою жизнь в Кенигсберге, Пруссия. Я имею в виду буквально. Он никогда не выезжал из города. Несмотря на то, что море было в часе ходьбы, он так и не увидел его. 1

Кант был воплощением эффективности. Он был настолько механистичен в своих привычках, что его соседи шутили, что могут настроить свои часы в зависимости от того, когда он каждый день выходит из своей квартиры. Он уходил на ежедневную прогулку в 15:30, каждый вечер ужинал с одним и тем же другом и возвращался домой, чтобы закончить работу и лечь спать ровно в 22:00.

Нам легко издеваться над таким парнем. Какой слабак. Серьезно, живи, чувак.

Но Кант был одним из самых важных и влиятельных мыслителей в современной истории. Он сделал для управления миром из своей однокомнатной квартиры в Пруссии больше, чем большинство королей и армий до и после. 2

Содержание

  • Наследие Канта
  • Одно правило
  • Моральные следствия правила Канта
  • Влияние философии Канта

Если вы живете в демократическом обществе, защищающем права личности, вы должны отчасти благодарить за это Канта. Он был первым человеком, который когда-либо представлял глобальный руководящий орган, который мог бы гарантировать мир на большей части мира. Он описал пространство/время таким образом, что это вдохновило Эйнштейна на открытие теории относительности.

3 Он выдвинул идею о том, что у животных потенциально могут быть права, 4 изобрел философию эстетики и красоты и разрешил 200-летний философский спор на нескольких сотнях страниц. Он заново изобрел моральную философию сверху донизу, ниспровергнув идеи, лежавшие в основе западной цивилизации со времен Аристотеля.

Кант был крутым интеллектуалом. Если бы у мозга были яйца, мозг Канта был бы сделан из стали. Его идеи, особенно об этике, до сих пор обсуждаются и обсуждаются в тысячах университетов.

Вот о чем я хочу поговорить: о моральной философии Канта и ее значении.

Теперь я знаю, о чем вы говорите. Правда, Марк? Моральная философия? Кого, черт возьми, это волнует, чувак? Покажи мне вдохновляющие цитаты из блестящего заката и картинки с кошками.

Ну, это моральная философия. Каждый раз, когда вы говорите: «Кого это волнует?» или «Что в этом такого?» вы, по сути, ставите под сомнение ценность чего-либо. Стоит ли это вашего времени и внимания? Это лучше/хуже, чем что-то другое? Все это вопросы ценности, все они подпадают под эгиду моральной философии.

Наша моральная философия определяет наши ценности — что нас волнует и что нас не волнует, — а наши ценности определяют наши решения, действия и убеждения. Следовательно, моральная философия применима ко всему в нашей жизни. Понятно? Хороший.

Моральная философия Канта уникальна и противоречива. Кант считал, что для того, чтобы что-то было хорошим, оно должно быть универсальным, то есть не может быть «правильным» делать что-то в одной ситуации и «неправильным» делать это в другой. Если ложь неправильна, она должна быть неправильной все время. Это должно быть неправильно, когда все так делают. Период. Если это не всегда правильно или всегда неправильно, то это не может быть действительным этическим принципом.

Кант называл эти универсальные этические принципы «категорическими императивами» — правилами, согласно которым следует жить во всех контекстах, в любой ситуации, для каждого человека.

Ну, черт возьми, универсальные законы, которые диктуют всю мораль для каждого человека? Конечно, хочешь картошку фри с этим?

Это настолько невозможно, что звучит нелепо. Но Кант сделал адскую попытку. На самом деле он предпринял ряд попыток создания категорических императивов. Некоторые из этих попыток были быстро разорваны в клочья другими философами. Но другие до некоторой степени выдержали испытание временем.

Один из них, в частности, застрял. И за все годы чтения и изучения философии, психологии и других наук это одно из самых сильных утверждений, с которыми я когда-либо сталкивался. Его последствия затрагивают все сферы жизни каждого человека. В одном предложении он суммирует большую часть всех наших этических интуиций и предположений. И в каждой ситуации он указывает четкое направление того, как мы должны действовать и почему.

Хорошо, хватит прелюдии. Вот правило Канта: 5

Действуйте так, что вы используете человечество, будь то в своем собственном лице или в лице любого другого, всегда в то же время как цель, а не только как средство.

Иммануил Кант

Я знаю: какого хрена?

Хорошо, давайте вернемся на секунду.

Кант считал рациональность священной. Когда я говорю «рациональность», я не имею в виду рациональность судоку или шахматного гроссмейстера. Я имею в виду рациональность как тот факт, что мы единственные известные существа во вселенной, способные принимать решения, взвешивать варианты и учитывать моральные последствия любого действия.

В основном: сознание.

По Канту, единственное, что отличает нас от остальной вселенной, — это наша способность обрабатывать информацию и сознательно действовать в мире. И это для него особенное. Чрезвычайно особенный. Насколько нам известно, мы — единственный шанс Вселенной на разумную самоорганизацию. Поэтому нам нужно отнестись к этому серьезно. И, следовательно, рациональность и защита сознательного выбора должны быть основой всех наших нравственных рассуждений.

Кант писал, что «без рациональности вселенная была бы пустой тратой времени, напрасной и бесцельной». По мнению Канта, без интеллекта и свобода применения этого интеллекта , с тем же успехом мы все могли бы быть грудой камней. Ничто не имело бы значения.

Таким образом, Кант считал, что всякая нравственность вытекает из защиты и поощрения рационального сознания в каждом человеке.

Итак, как вы это делаете?

Правило Канта выше.

Давайте переформулируем правило Канта более современным языком, чтобы сделать его более понятным:

Если эта версия правила Канта имеет для вас смысл, пропустите следующее серое поле. Если вы все еще не понимаете, как человек может быть «средством» или «целью», эта вставка объяснит это подробнее.

Полезная белая коробочка для людей, которые все еще не понимают, что такое «средства» и «цели»

Допустим, я проголодался и хочу буррито. Я сажусь в машину, еду в Chipotle и заказываю своего обычного двойного мясного монстра, который делает меня таким счастливым каждую неделю.

В этой ситуации поедание буррито — моя «конечная» цель. В конечном счете, именно поэтому я делаю все остальное — сажусь в машину, вожу машину, покупаю бензин и так далее. Все эти вещи, которые я делаю, чтобы

получить буррито , являются «средствами», т. е. вещами, которые я должен сделать, чтобы достичь своей «цели».

Если вы звоните другу, чтобы узнать, как у него дела, звонок ему — это средство, узнать, как у него дела, — ваша цель. Если вы уходите с вечеринки пораньше, чтобы проснуться рано утром, уход с вечеринки — это средство, а раннее пробуждение — ваша цель.

Средства — это то, что мы делаем условно. Я не хочу, чтобы сел в мою машину и поехал. Но я хочу буррито. Таким образом, вождение — это средство для моего конца буррито.

Конец — это то, чего желают сами по себе. Это определяющий мотивирующий фактор наших решений и поведения. Если я хотел съесть буррито только потому, что моя жена хотела буррито, и я хотел сделать ее счастливой, тогда буррито больше не является моей целью — теперь это средство для достижения еще большей цели: сделать мою жену счастливой. И если бы я только хотел сделать свою жену счастливой, чтобы, надеюсь, сегодня вечером переспать, то теперь счастье моей жены является средством для достижения большей цели в сексе.

Вероятно, последний пример заставил вас немного поежиться и подумать, что я какой-то мешок с грязью. И именно об этом говорит Кант. Его аргумент — черт возьми, его правило — утверждает, что отношение к любому человеку как к средству для какой-то другой цели является основой любого неэтичного поведения. Так что относиться к буррито как к средству для моей жены — это нормально. Иногда приятно порадовать супруга! Но если я отношусь к своей жене как к средству для достижения цели секса, то теперь я отношусь к ней как к средству, и, как сказал бы Кант, это несколько неправильно.

(P.S. Если вы не заметили, я был

действительно голоден, когда писал это.)

Давайте проверим правило Канта на здравый смысл.

  • Врать нехорошо, потому что вы вводите в заблуждение сознательное поведение другого человека для достижения своей цели. Таким образом, вы относитесь к этому человеку как к средству для достижения собственной цели. Поэтому ложь неэтична.
  • Обман неэтичен по той же причине. Вы нарушаете ожидания других разумных и разумных существ ради своих личных целей. Вы относитесь к правилам и ожиданиям, согласованным с другими, как к средству для достижения вашей личной цели.
  • Насилие, то же самое: вы относитесь к другому человеку как к средству для достижения какой-то большей политической или личной цели. Плохо, читатель. Плохой!

Формулировка Канта отвечает всем требованиям, которые мы ожидаем от теории морали. Но это также выходит далеко за рамки морали здравого смысла.

На самом деле, я попытаюсь доказать, что правило Канта правдоподобно распространяется практически на все, что мы считаем правильным и хорошим сегодня.

Проверьте это:

Приведенный ниже список неполный. Некоторые из пунктов, о которых Кант прямо писал. Другие — экстраполяции, которые я взял из его работы и применил к своим собственным ценностям. Я надеюсь, что к концу вы увидите невероятную гибкость этой единственной моральной максимы, которая распространяется почти на все сферы человеческой жизни.

Я бы сказал, что Правило Канта сделало всех этих разных людей счастливыми, но Канту на счастье плевать.

Лень

Хорошо, я такой же ленивый, как и любой другой парень. Полное раскрытие. И я часто чувствую себя виноватой. Мы все знаем, что отъебаться в краткосрочной перспективе неизбежно навредит нам в долгосрочной перспективе. Но по какой-то причине этот расчет краткосрочной прибыли и долгосрочных убытков никогда не вдохновлял и не двигал нас. Но не поэтому Кант считает это неправильным.

На самом деле Кант сказал бы, что это неверный способ думать о лени. Этого недостаточно. Кант считал, что у всех нас есть моральный долг всегда делать все возможное. Но он не говорил делать все возможное из-за самоуважения, личной полезности, вклада в общество или чего-то еще. Он пошел еще дальше.

Он утверждал , что вы должны делать все возможное , потому что все меньшее — это относиться к себе как к средству , а не как к цели . Да, вы тоже можете относиться к себе как к средству. Когда вы сидите на диване и обновляете Твиттер в 28-й раз, вы относитесь к своему разуму и своему вниманию как к простому сосуду для удовольствия. Вы не максимизируете потенциал своего сознания. На самом деле вы используете свое сознание как средство для стимулирования своих эмоциональных целей.

Это не только плохо, утверждал бы Кант, но и неэтично. Вы активно вредите себе.

Зависимость

Хотите верьте, хотите нет, но Кант не был тусовщиком. За обедом он наслаждался вином. Он курил трубку (но только в одно и то же время каждое утро и только одну чашку табака). Кант не был противником веселья. Однако он был против чистого эскапизма.

Он писал, что употребление алкоголя или других средств бегства от собственной жизни неэтично, потому что это требует от вас использования вашего рационального ума и свободы как средства для какой-то другой цели — в данном случае для получения следующего кайфа. 6 Кант верил в необходимость решать свои проблемы лицом к лицу. Он считал, что страдание иногда оправдано и необходимо в жизни.

Мы склонны судить об аморальности зависимости по ущербу, который она причиняет другим. Но Кант считал, что, во-первых, чрезмерное снисходительность — это, по сути, акт безнравственности по отношению к себе. Вред, который он наносил другим, был просто сопутствующим ущербом. Это была неспособность противостоять реальности своего собственного ума и собственного сознания, и эта неудача сродни обману самого себя или обману в отношении драгоценного жизненного потенциала. А для Канта лгать себе так же неэтично, как и лгать другим.

Люди угождают и ищут одобрения

Хорошо, я знаю, что это не лучшая стратегия — постоянно целовать людям задницы, но неэтично ? Действительно? Разве быть по-настоящему добрым к людям и делать их счастливыми не является этическим делом? Не обязательно.

Поиск одобрения и угождение людям заставляет вас изменить свои действия и речь, чтобы они больше не отражали то, что вы на самом деле думаете или чувствуете. Итак, прямо здесь вы уже относитесь к себе как к средству, а не цели. НО, становится хуже.

Потому что если вы измените свою речь или поведение, чтобы сделать других такими же, как вы, то вы также относитесь к ним как к средству для достижения своей цели. Вы изменяете и манипулируете их восприятием вас, чтобы получить от них приятную реакцию. Кант, несомненно, возразил бы, что это также неэтично. (Как ты смеешь говорить мне, что моя рубашка мне идет, ты, неэтичный кусок дерьма?)

Я много писал о том, как люди, стремящиеся угодить и получить одобрение, приводят к токсичным отношениям. Но опять же, как обычно, Кант идет еще дальше. Потому что Кант был чертовски хардкорным.

Манипуляция или принуждение

Даже если вы не лжете, но вы общаетесь с намерением и целью получить что-то от кого-то без его полного ведома или явного согласия, то вы ведете себя неэтично.

Кант был сторонником полностью информированного согласия. Он считал, что это единственный путь к здоровому взаимодействию между людьми. Это было радикально для его времени, и это то, что люди все еще пытаются принять сегодня.

В современном мире есть две области, в которых я думаю, что проблема согласия имеет огромное значение, и Кант мог бы многое сказать об этом.

Первое очевидно: секс и знакомства.

В соответствии с правилом Канта, все, кроме явного, полностью осознанного (и полностью трезвого) согласия, этически недопустимо. Сегодня это актуальная проблема, и я лично думаю, что люди усложняют ее гораздо больше, чем нужно. В основном это означает быть уважительным. Люди предполагают, что это означает спрашивать разрешения 20 раз на свидании. Это не. Все, что вам нужно сделать, это сказать, что вы чувствуете, спросить их, как они себя чувствуют, а затем уважать любой ответ, который приходит вам на ум. Вот и все. Не сложный.

Уважение также считалось священным в моральной системе Канта, потому что Кант считал, что все сознательные существа обладают фундаментальным достоинством, которое должно уважаться всегда и всеми. Для Канта согласие было актом демонстрации уважения. Все, что не вело к согласию между двумя людьми, было в какой-то степени неуважением. Я знаю, что это заставляет Канта звучать как разгневанная бабушка, но последствия проблемы согласия далеко идущие и широкие, затрагивающие все человеческие отношения, которые у нас есть.

Другая современная проблематичная область — продажи и реклама.

Почти каждая маркетинговая тактика построена на том, чтобы относиться к людям как к средству для достижения какой-то цели (зарабатывания денег). Фактически, Кант большую часть своей жизни боролся с этическими последствиями капитализма и имущественного неравенства. Он считал, что никто не может накопить состояние без определенной степени манипуляций или принуждения на этом пути. Поэтому он сомневался во всей системе. Он не был антикапиталистом сам по себе (коммунизма еще не существовало), но ошеломляющее имущественное неравенство того времени вызывало у него беспокойство. Он считал, что у любого, кто накопил состояние, есть моральный долг отдать большую часть его голодающим массам. 7

Фанатизм

Можно добавить сюда, тем более, что мыслители эпохи Просвещения были печально известны довольно расистскими взглядами (которые были распространены в их время).

Интересно, что Кант, несмотря на то, что в начале своей карьеры говорил довольно ужасную чушь о расах, свернул в интеллектуальный угол и позже в своей жизни понял, что ни одна раса не имеет права подчинять себе другую. В конце концов, в этом есть смысл: расизм и другие формы фанатизма — это хрестоматийные примеры отношения к другим людям как к средству, а не цели. 8

Кант пришел к выводу, что если всякая рациональность священна, то ничто не допускает особых привилегий европейцев перед какими-либо другими нациями или расами. Он также стал яростным антиколониалистом. Кант утверждал, что независимо от расы насилие и угнетение, необходимые для подчинения населения, в процессе разрушат человечность людей. Это был крайне неэтичный институт.

Для того времени это было радикально. Радикально до такой степени, что многие считают его абсурдным. Но Кант рассудил, что единственный способ предотвратить войну и угнетение — это сформировать международное правительство, которое организует и объединяет национальные государства. Спустя столетия Организация Объединенных Наций во многом будет основываться на его видении.

Обязанность самосовершенствования

Большинство философов эпохи Просвещения считали, что лучший образ жизни — это как можно больше увеличивать счастье и как можно меньше страдать. Такой подход к этике называется «утилитаризмом», и он до сих пор остается преобладающим взглядом многих мыслителей. 9

У Канта был совершенно другой взгляд на то, как сделать мир лучше. Назовем это «Майкл Джексон Максим». Потому что Кант, как и Михаил, считал, что Если вы хотите сделать мир лучше, взгляните на себя и внесите изменения. Ху!

Но вместо того, чтобы схватиться за промежность, Кант привел аргументы с грубой рациональностью. Вот как он это аргументировал:

  • Кант считал, что вообще невозможно узнать, заслуживает ли человек быть счастливым или страдать, потому что вы никогда не можете по-настоящему узнать, каковы были его намерения и цели, когда они действовали.
  • Точно так же, даже если вы должны сделать других счастливыми, невозможно точно узнать, как сделать их счастливыми. Вы не знаете их чувств, ценностей или ожиданий. Вы не знаете, какие последствия окажут на них ваши действия.
  • Кроме того, неясно, что на самом деле представляет собой страдание или счастье в большинстве неэкстремальных ситуаций. Ваш развод может причинить вам невероятную боль сегодня, но через год это может быть лучшее, что с вами когда-либо случалось. Вы можете наслаждаться радостью празднования с друзьями, но, возможно, это отвлекает вас от стремления к чему-то, что предотвратит новые страдания в будущем.
  • Следовательно, утверждал Кант, единственный логический способ улучшить мир — это улучшить себя. Это потому, что единственное, что мы можем по-настоящему испытать с какой-либо уверенностью, — это мы сами. 10

Кант определял самосовершенствование как развитие способности придерживаться категорического императива. И он рассматривал самосовершенствование как долг — неоспоримую обязанность, возложенную на всех нас.

Для Канта награда/наказание за невыполнение своего долга было не в раю или аду, а в жизни, которую человек создал для себя. Приверженность морали привела не только к лучшей жизни для вас самих, но и к лучшей жизни для всех окружающих вас людей. Точно так же несоблюдение морали причинит ненужные страдания себе и окружающим.

Правило Канта имеет волновой эффект. Ваша улучшенная способность быть честным с самим собой увеличит вашу честность с другими. А ваша честность по отношению к другим заставит их быть более честными с собой, что поможет им улучшить свою жизнь.

Это верно для всех аспектов правила Канта, будь то честность, продуктивность, благотворительность или согласие. «Максима Майкла Джексона» предполагает, что Правило Канта, принятое достаточным количеством людей, вызовет в мире эффект снежного кома, приводя к более позитивным изменениям, чем любая продуманная политика или институт.

Долг самоуважения

Кант интуитивно понял, что существует фундаментальная связь между нашим уважением к себе и нашим уважением к миру. То, как мы взаимодействуем со своей собственной психикой, — это шаблон, который мы применяем к нашим взаимодействиям с другими, и мало что можно сделать с другими, пока мы не добились прогресса с самими собой.

Скорее всего, сегодняшнее движение за самооценку вызовет у него отвращение, поскольку он увидит в нем еще один способ отношения к людям как к средству для улучшения самочувствия. Самоуважение не в том, чтобы чувствовать себя лучше. Самоуважение — это знание собственной ценности. Зная, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает основных прав и достоинств. Что каждое сознание священно и должно рассматриваться как таковое.

Кант утверждал бы, что говорить себе, что мы ничего не стоим и дерьмовые, так же неправильно, как говорить другим, что они никчемные и дерьмовые. Лгать себе так же неэтично, как и лгать другим. Причинение вреда себе так же отвратительно, как и причинение вреда другим. Таким образом, любовь к себе и забота о себе — это не то, чему вы учитесь или практикуете. Это то, что вы этически призваны культивировать в себе. Даже если это все, что у вас осталось.

Философия Канта, если вникнуть в нее, пронизана противоречиями и вопросами. Но сила его оригинальных идей, несомненно, изменила мир. И странно, когда я наткнулся на них год назад, они изменили меня.

Большую часть своих 20 лет я занимался многими пунктами из приведенного выше списка, но я преследовал их по практическим и деловым причинам. Я преследовал их как средство, потому что думал, что они сделают мою жизнь лучше. Между тем, чем больше я работал над этим, тем более опустошенным я себя чувствовал.

Но чтение Канта было прозрением. Всего на 80 страницах Кант отмел предположения и верования, существовавшие десятилетиями. 11 Он показал мне, что то, что вы на самом деле делаете, не так важно, как цель, стоящая за этим. И пока вы не найдете правильную цель, вы вообще ничего не найдете.

Кант не всегда был скучным, одержимым рутиной придурком. Он не всегда был мэром Боревиля. На самом деле, в молодые годы Кант тоже был немного заядлым тусовщиком. Он не спал допоздна, пил вино и играл в карты со своими друзьями. Он поздно спал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки.

Только когда ему исполнилось 40 лет, он бросил все это и занялся рутинной жизнью, которую позже прославил. Он сказал, что разработал этот распорядок в 40 лет, потому что осознал моральные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе тратить драгоценное время или энергию, оставшиеся в его сознании.

Кант называл это «развивающимся характером» — иначе говоря, построением жизни, направленной на максимальное раскрытие собственного потенциала. Он считал, что большинство людей не могут развить истинный характер, пока не достигнут среднего возраста, потому что до тех пор они все еще слишком соблазнены фантазиями и капризами мира, колеблясь то в одну, то в другую сторону, от возбуждения к отчаянию и обратно. Мы слишком одержимы накоплением средств и безнадежно забываем о целях, которые нами движут.

Чтобы развить характер, человек должен овладеть своими действиями и овладеть собой. И хотя немногие из нас могут достичь этого за всю жизнь, Кант считал, что каждый из нас обязан работать над этим.

На самом деле, он считал, что это единственная цель , над которой нужно работать.

Сноски

  1. Забавный факт: Исаак Ньютон тоже никогда не видел моря, несмотря на то, что до него всего несколько часов. Что еще более невероятно, так это то, что именно Ньютон обнаружил, что гравитационная сила Луны является причиной приливов и отливов. И он понял это, даже не видя приливов.
  2. Дерек Парфит, известный профессор философии в Оксфорде, назвал его самым важным моральным философом со времен древних греков.↵
  3. Эйнштейн прочитал « Критику чистого разума» Канта в подростковом возрасте и сказал, что она повлияла на его подход к вопросам физики.↵
  4. Кант утверждал, что все, что обладает сознанием и автономией, обладает неотъемлемым достоинством, и с ним следует обращаться с уважением (т. е. с ним нельзя причинять вред). Кант считал, что животные не обладают сознанием или свободой воли, но утверждал, что если бы они были, то они заслуживали бы того же уровня уважения, что и люди. Интересно, что Кант говорил то же самое об инопланетянах.↵
  5. Это правило известно как «Формула человечества» Канта.↵
  6. Мне бы очень хотелось узнать, что Кант сказал бы о социальных сетях и видеоиграх.↵
  7. Я предполагаю, что если бы Кант жил сегодня, он поддерживал бы всеобщий базовый доход.↵
  8. К сожалению, почему-то Кант так и не пришел к таким же очевидным выводам о женщинах. Наверное, поэтому он всю жизнь оставался холостым.↵
  9. Сэм Харрис, Тайлер Коуэн, Стивен Пинкер и Питер Сингер — некоторые выдающиеся утилитаристы.↵
  10. И я бы сказал, что современная психология даже поставила это под сомнение.↵
  11. Книга, о которой я говорю, называется «Основные принципы метафизики морали» . Наслаждайтесь!↵

Иммануил Кант — Немецкая культура

Иммануил Кант (22 апреля 1724 г. — 12 февраля 1804 г.) был немецким философом, чьи всеобъемлющие и систематические работы в области эпистемологии (теории познания), этики и эстетики оказали большое влияние на всю последующую философию, особенно на различные школы кантианства и идеализма. .

Кант был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения и, возможно, одним из величайших философов всех времен. В него были включены новые тенденции, начавшиеся с рационализма (подчеркивание разума) Рене Декарта и эмпиризма (подчеркивание опыта) Фрэнсиса Бэкона. Таким образом, он открыл новую эру в развитии философской мысли.

Ранние годы

Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. Его отец, шорник, был, по Канту, потомком шотландского иммигранта, хотя ученые не нашли для этого оснований; его мать, необразованная немка, отличалась характером и природным умом. Оба родителя были преданными последователями пиетистской ветви лютеранской церкви, которая учила, что религия принадлежит внутренней жизни, выражающейся в простоте и послушании нравственному закону. Влияние их пастора позволило Канту — четвертому из девяти детей, но самому старшему из оставшихся в живых — получить образование.

Начало литературной деятельности

С шестнадцатого по двадцать первый год он учился в университете своего родного города, имея своим учителем Мартина Кнутцена, под руководством которого он приобрел знания философии Вольфа и физики Ньютона. После смерти отца в 1746 году он девять лет проработал воспитателем в разных семьях. В 1755 году он вернулся в Кенигсберг, где провел остаток своей жизни. С 1755 по 1770 год он был приват-доцентом (неоплачиваемым профессором) Кенигсбергского университета. В 1770 г. он был назначен профессором философии и занимал эту должность до 179 г.7.

Принято различать два периода литературной деятельности Канта. Первый, докритический период, охватывает период с 1747 по 1781 г., когда была написана эпохальная «Критика истинного возрождения»; второй, критический период, охватывает период с 1781 по 1794 год. Основная работа Канта, «Критика чистого разума» (Kritik der reinen Vernunft, 1781), была направлена ​​на то, чтобы объединить разум с опытом и выйти за пределы того, что он считал неудачами традиционной теории. философии и метафизики. Он надеялся положить конец эпохе спекуляций, когда объекты вне опыта использовались для поддержки того, что он считал бесполезными теориями, в то же время выступая против скептицизма таких мыслителей, как Юм.

Проще говоря, Кант указал, что все мы формируем наше восприятие вещей через фильтр нашего разума. Разум формирует этот опыт, и, помимо прочего, Кант считал, что понятия пространства и времени запрограммированы в человеческом мозгу, как и понятия причины и следствия. У нас никогда не бывает прямого опыта вещей, ноуменального мира, а то, что мы переживаем, — это феноменальный мир, передаваемый нашими чувствами. Эти наблюдения резюмируют взгляды Канта на проблему субъекта-объекта.

В период своей академической карьеры, с 1747 по 1781 год, Кант преподавал господствовавшую в то время в Германии философию, которая представляла собой модифицированную форму догматического рационализма Вольфа. Другими словами, он сделал психологический опыт основой всей метафизической истины, отверг скептицизм и судил о всяком знании с помощью проверки разума. Однако к концу этого периода он начал сомневаться в прочности психологической основы метафизики и в конце концов потерял всякую веру в обоснованность и ценность метафизических рассуждений.

Его идеи повлияли на многих мыслителей в Германии еще при его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *