Философия чаадаева кратко: Философия Чаадаева – кратко — Русская историческая библиотека

ФИЛОСОФИЯ: РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. ЧААДАЕВ


46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. П.Я. ЧААДАЕВ

Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). В центре философии П.Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение – это богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

В «Философических письмах» Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве – главных свидетельствах ее отсталости.

Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни. П.Я. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.

Подобно Шеллингу, Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало.

П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности.

Из двух выделяемых им видов познания – опыта и непосредственного озарения – безусловное предпочтение отдавал последнему.

Необходимо отметить, что «Философические письма» П.Я. Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым П.Я. Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы.

>  
ФИЛОСОФИИ: основные понятия, школы, направления: кратко:
 
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ
3. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА
5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, ЙОГА

6. ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО
8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ
9. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС
10. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН
11. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
12. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ
13. ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
14. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА
15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
16. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
18. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
19. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ
20. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
22. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
23. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
24. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. БЭКОН
25. ФИЛОСОФИЯ ГОББСА
26. ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА
27. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО
29. ФИЛОСОФИЯ КАНТА
30. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
31. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА
32. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ  МАРКСА
33. АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
34. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА
35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ БЕРГСОНА, НИЦШЕ
36. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА
37. ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОПОЗИТИВИЗМА
38. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ
39. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
40. ВИТГЕНШТЕЙН, МУР
41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
42. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ
43. СТРУКТУРАЛИЗМ
44. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
45. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ
46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. ЧААДАЕВ
47. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ. ГЕРЦЕН
48. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
49. ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА
50. ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА
51. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
52. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
53. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЕНИНА
54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
55. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
57. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.
58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
59. КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
60. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
61. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА
62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
64. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
65. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
66. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ
67. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ
68. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ТОЙНБИ И ЯСПЕРС
69. ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
71. ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ
73. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ
74. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ
75. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
76. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЮНГА, ВЕБЕРА, ДЮРКГЕЙМА
78. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА
79. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
80. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
81. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЛОГИЯ XX
82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

Философские идеи п.Чаадаева.

3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 — 1856).

Основными направлениями его философий были:

• философия человека;

• философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли — христианство.

Христианство — стержень, двигатель истории.

Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.

Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

«Славянофилы» (славянофильство) есть особое течение в русской философской мысли. Центральной проблемой для славянофилов является судьба и роль России, ее особое место в мировой человеческой истории.

Одним из основоположников славянофильства является русский религиозный философ и публицист Киреевский Иван Васильевич (1806–1856). Основная цель его философских воззрений – обосновать особенность пути исторического развития России, радикально несовпадающего и отличающегося от развития Европы.

Субстанциональные основы развития России он видит в православии, православной церкви, которые сохранили в чистоте первоначальную истину христианства, искаженной католицизмом.

Другим основоположником «славянофильства» стал русский мыслитель, поэт и публицист Хомяков Алексей Степанович (1804–1860). Основной идеей его фундаментального труда «Записки о всемирной истории» – поиск и обоснование исторической судьбы России, ее самобытности и ее роли в мировой истории.

Западники, наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интере­совались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.

Крупнейшими представителями «западников» являлись А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.И. Огарев, К.Д. Кавелин и другие философы и публицисты. Идеи «западничества» поддерживали В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.И. Панаев. Но наиболее крупной величиной в философской мысли России этого периода был Александр Иванович Герцен (1812–1870).

Проект MUSE — Петр Яковлевич Чаадаев: Философские письма и апология сумасшедшего (рецензия)

  • Возможны варианты покупки/аренды:
    • Купить выпуск за 25 долларов на JHUP
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

494 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ в Haller Zeitung; он, вероятно, вообще не появится — он имеет, среди прочего, недостаток в том, что он слишком длинный». как можно скорее отправить рецензию на книгу Салата, представленную профессором Гегелем, в Йену, чтобы передать ее Хофрату Фойгту…». Том содержит почти 1000 ценных примечаний, объясняющих философскую и историческую подоплеку вновь отредактированного материала.

ГЕНРИ ВАЛЬТЕРБРАНН Парк Такома, Мэриленд Питер Яковлевич Чаадаев: Философские письма и апология сумасшедшего, перевод с введением Мэри-Барбары Зельдин (Ноксвилл: University of Tennessee Press, 19).69. Стр. 203. $7.50) Перевод Марии-Барбары Зельдин на английский язык «Философских писем» и «Апологии сумасшедшего», выполненный загадочным русским интеллектуальным лидером начала девятнадцатого века Петром Яковлевичем Чаадаевым, впервые делает доступными на английском языке мысль этого деятеля. чей небольшой корпус сочинений распространялся в основном в рукописях при его жизни и ждал их полного перевода на французский язык более ста лет после его смерти. Исторически Чаадаев важен как посредник между западниками и славянофилами в этот начальный период русского интеллектуального пробуждения XIX века. Сам Чаадаев остался в стороне ни от одной из этих сторон, был апеллирован обеими и сам стал своего рода мучеником за интеллектуальную свободу. Его собственный взгляд на русско-западные отношения самым удивительным образом включает эту проблему в теологическое видение «воспитания человеческого рода». Философски Чаадаев выступает своеобразным и несколько эксцентричным синтезатором немецкого идеализма с христианской концепцией истории спасения. Возможно, самое замечательное понимание, которое можно получить при чтении этих давно забытых эссе, — это та легкость, с которой восточно-православный христианин, сведущий в святоотеческом эллинизме, мог соединить идеи педагогики человеческого рода у Лессинга, Гердера и Шиллера и прочитать это как книгу. выражение иринеевского учения о прогрессивном развитии человечества при посредничестве изначального Логоса; александрийская идея педагогики Христа в истории и евсевианское учение о христианской всемирной империи. Поступая таким образом, этот русский мыслитель обнаруживает также, до какой степени само немецкое идеалистическое движение основывалось на гораздо более древних синтезах христианской мысли. В процессе, однако, Чаадаев также показывает, что люди девятнадцатого века могли только заново присвоить это наследие, взяв великие вероисповедные темы откровения, Христа, церкви и Царства Божия и переоформив их в секуляризованном, гуманистическом одеянии, как философия истории. Основной тезис Чаадаева состоит в том, что знание есть богоданное вложение неких фундаментальных изначальных идей, к которым человек пришел бы не своими собственными силами, а, напротив, обладает как отпечаток в разуме первочеловека, насажденный Творцом. Чаадаев сочетает западную философскую концепцию фундаментального априори с учением об изначальном откровении, раскрывающем основу самого человека в божественном Логосе. Этот первоначальный запас идей существовал в5 первого человека только как рудиментарный «образ» Бога. Только через историческое развитие человек достигает полного совершенства в этих истинах, благодаря чему он достигает полного «подобия» Божия. Эти истины вместе с их историческим развитием передаются исторической преемственностью, которая является не церковной преемственностью, а преемственностью рода человеческого. Эти истины периодически обновляются появлением некоторых выдающихся личностей, которые в высокой степени воплощают их, и некоторыми избранными народами, которые божественно назначены носителями их культуры. Евреи Ветхого Завета были этим носителем культуры в древности, и со времен Иисуса Христа именно христианский мир стоит и несет развитие этой изначальной истины, поскольку она была обновлена ​​и изложена в архетипическом совершенстве Христом. . Чаадаев резко приуменьшает роль греков в этом развитии, но делает это в манере, удивительно похожей на древнехристианских апологетов, похитивших греческий огонь, чтобы омыть…

крах

В настоящее время вы не авторизованы.

Если вы хотите пройти аутентификацию с помощью другого подписанного учреждения или иметь собственный логин и пароль для входа в Project MUSE

Аутентификация

  • Возможны варианты покупки/аренды:
    • Купить выпуск за 25 долларов на JHUP

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержание закрыто

    1

    Метафизика и философия человека

  • содержание закрыто

    2

    Философия русской истории

  • содержание закрыто

    3

    Экуменические идеи

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Биографический

  • К
  • Валицкий, Андрей

DOI

10.4324/9780415249126-E007-1

DOI: 10.4324/9780415249126-E007-1
Версия: v1, опубликовано онлайн: 199 8
Получено 3 июня 2023 г. с https://www.rep.routledge. com/articles/biographical/chaadaev-petr-iakovlevich-1794-1856/v-1


Петр Чаадаев был первым русским мыслителем, для которого родная страна стала философской проблемой. Его произведения положили начало мощной русской традиции размышлений о том, откуда и куда идет Россия, то есть о смысле русской истории, о характере русской национальной идентичности, о возможных или необходимых путях русского исторического развития в будущем. Однако ответ Чаадаева на эти вопросы был по большей части отрицательным: он определял Россию не тем, что она есть, а тем, чем она не была.

Парадоксальной чертой позиции Чаадаева было то, что его общефилософские взгляды не распространялись на родную страну. Он был убежденным западником, отождествлявшим западное развитие с общечеловеческой историей, но Россия была в его представлении противоположностью Западу, исключением из общих правил. Его общая социальная философия, испытавшая глубокое влияние французских теократических традиционалистов, была по своей сути консервативной, подчеркивая важность надындивидуального единства и непрерывных исторических традиций; в противоположность этому его философия русской истории определяла Россию как страну без единства и истории, а значит, лишенную основных условий подлинного консерватизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *