Краткий пересказ сказ о полку игореве: «Слово о полку Игореве» краткое содержание – читать пересказ Заболоцкого по частям для 9 классов

Слово о полку Игореве — краткое содержание. Краткий пересказ

Краткое содержание поэмы «Слово о полку Игореве»

«Слово» начинается вступлением — обращением к великому певцу древности Бояну. Beщий Боян, когда начинал песнь, растекался мыслью по древу, мчался серым волком по земле, парил сизым орлом под облаками… Автор же «Слова» хочет писать просто, «по былинам сего времени». Повесть его разворачивается «от старого Владимира» (Мономаха) «до нынешнего Игоря», который задумал в одиночку, с немногими родичами, вернуть Руси землю половецкую до самого Чёрного моря.

В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца, но князь пренебрёг этим дурным знамением: все превозмогла жажда «искусить Дона Великого». Он сказал краткую речь дружине своей и отправился в поход.

Солнце ему тьмой путь заступало, ночь, стонавшая грозою, птиц разбудила, звери ревели, языческий бог — Див с вершин деревьев предупреждал дальние земли о походе. Половцы побежали наперерез Игорю к Дону: скрипят телеги в ночи, как распуганные лебеди. «О Русская земля! Уже ты за холмом!»

Утром в пятницу русские полки победили половцев, взяли богатую добычу — красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты. Но на другое утро внезапно подошли главные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. «Кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (четырёх русских князей). Со всех сторон они обступили русские полки на реке Каяле (где она находится, неизвестно). Началась кровавая битва, какой не видано было во времена самых страшных войн на русской земле, при Олеге Святославиче — Гориславиче. Храбрей всех сражался брат Игоря Буй-Тур Всеволод. Два дня продолжалась битва, на третий к полудню пали Игоревы стяги. «Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Братья разлучились; Игорь попал в плен. Деревья от горя к земле приклонились…

Невесёлое время настало. Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И начали князья про малое говорить: «Это великое» — и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.

Игорева храброго полка не воскресить. Великая печаль настала по всей русской земле: «Игорь-князь погубил то, чего добился отец его Святослав Ольгович, пленивший половецкого хана Кобяка. Побежали поганые на русскую землю, брали дань по беличьей шкурке от двора».

А киевский князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой, черпали синее вино, с горем смешанное, сыпали пустыми колчанами крупный жемчуг на грудь. Всю ночь с вечера серые вороны граяли и понеслись к синему морю. Бояре рассказали князю об Игоревом поражении.

Тогда великий Святослав изронил златое слово, со слезами смешанное. Упрекнул он Игоря и Всеволода: рано начали они половецкую землю воевать, а себе славы искать. Князья теперь Святославу не в помощь: худо времена обернулись; в городе Римове кричат под мечами половецкими, а Владимир (князь Владимир Глебович) под ранами. Святослав обращается ко всем князьям земли русской: не придут ли они на помощь? Ведь великий князь Всеволод Большое Гнездо может Волгу вёслами раскропить, а Дон шлемами вычерпать. Храбрых Рюрика и Давыда Ростиславичей воины золочёными шлемами по крови плавали. Галицкий Ярослав Осмомысл высоко сидит на златокованом столе, подпёр горы Угорские своими железными полками, затворил Дунаю ворота. Всех их, а с ними и волынских, и полоцких князей зовут отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы, храброго Святославича. Ведь уже и Сула не защищает от Переяслава, и Двина Полоцка. Только князь Изяслав Василькович (из рода полоцких князей) позвонил острыми мечами о шлемы литовские, а сам изронил жемчужную душу из храброго тела чрез златое ожерелье.

Святослав или автор (где кончается «златое слово», из текста неясно) призывает потомков Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого прекратить вражду между собой. Следует рассказ о Всеславе — князе-колдуне, как он за ночь скакал от Полоцка до Киева, от Белгорода до Новгорода. Из-за него на реке Немиге снопы стелют головами, молотят булатными цепями, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Всеславу в Полоцке звонили заутреню у Святой Софии, а он в Киеве звон слышал. Ему-то Боян сказал припевку: «Ни хитру, ни горазду, ни птицею горазду суда Божия не минути».

Ярославна, жена князя Игоря, рано плачет в Путивле на городской стене, ее голос слышится на Дунае. «Полечу, — говорит, — кукушкой по Дунаю, омочу рукав в Каяле реке, утру князю кровавые раны на измождённом теле». Ярославна жалуется ветру — что он ее веселье по степи развеял? Просит Днепр-Славутич: «Верни, господин, моего любимого ко мне». Взывает к светлому и трисветлому солнцу: «Всем ты тепло и красно, почему же простёрло горячие свои лучи на княжьих воинов?»

Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю Бог кажет путь из земли Половецкой на землю Русскую, к отеческому золотому столу. Игорь спит и не спит — меряет мыслью поля от великого Дона до малого Донца. Половчанин Овлур свистнул ему за рекой. Князь Игорь поскакал горностаем к тростникам, белым гоголем на воду, побежал к Донцу, полетел соколом под облаками. А когда Игорь соколом летел, Овлур волком бежал.

Донец сказал Игорю: «Княже Игорь! Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия!» Игорь отвечал: и тебе, Донец, немало величия: ты лелеял князя на волнах, стлал ему зелёную траву на своих серебряных берегах, одевал тёплыми туманами под зелёными деревьями. Не то река Стугна: пожрала чужие корабли, затворила путь юноше князю Ростиславу, и плачется теперь его мать…

Вслед за Игорем бросились Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки замолкли, сороки не трещали — только змеи ползали и дятлы путь к реке казали. Гзак сказал Кончаку: «Если сокол летит к гнезду — расстреляем соколёнка (сына Игоря Владимира) золочёными стрелами». Кончак отвечал: «Опутаем соколёнка красною девицею». Гзак говорит: «Если опутаем соколёнка красною девицею — не будет нам ни соколёнка, ни девицы, начнут нас птицы бить в поле Половецком».

Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае — развеваются голоса до Киева. Игорь-князь едет по Боричеву взвозу к святой Богородице Пирогощей. Страны рады, грады веселы. Слава Игорю Святославичу, Бую-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Князьям слава и дружине! Аминь.

Слово о полку Игореве: краткое содержание, пересказ для читательского дневника

Содержание:

  • 1 Вступление
  • 2 Часть первая
  • 3 Часть вторая
  • 4 Часть третья
  • 5 Читательский дневник по поэме «Слово о полку Игореве»
    • 5. 1 Сюжет
    • 5.2 Отзыв

Пересказ Заболоцкого

Вступление

Неизвестный автор (скорее всего, монах) начинает рассказ о недавнем походе молодого князя Игоря Святославича Новгород-Северского (Черниговская область) против половцев «поганых» (кочевников-язычников).

Автор не хочет, как «старинный соловей» Боян, сказитель и певец, растекаться «мыслию по древу», писать пышно и красочно о битвах да князьях. Нет, он будет следовать правде, даст оценку событиям.

Часть первая

1185 год. Князь Игорь с дружиной поджидает своего брата Всеволода (его прозвище «буй-тур» значит «могучий»), князя Курского и Трубчевского. Вместе они хотят разгромить половцев, захватить богатую добычу.

Войско в сборе. Начало похода омрачено дурным знаком. Князь Игорь видит солнечное затмение. Тень от него «ополченья русские покрыла». Но князя гонит в поход жажда славы. И дружина выступает вперед, к Дону. «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Всю дорогу войско сопровождают зловещие знаки. Поднимается птичий крик и волчий вой. «Стон и скрежет в сумраке ночном». Дружина ночует в степи. Туда со всех сторон стекаются половцы.

Утром, в пятницу, русичи бросаются в бой. Ряды половцев смяты. «Поганые» терпят сокрушительное поражение. Русичи поживились золотом, шелками, взяли в плен половецких девушек. Преследуя бегущих, русичи шли по болотам, бросая себе под ноги покрывала и прочую половецкую одежду.

Наступает ночь, русичи вновь спят в степи. А в это время к Дону собираются полчища врагов под предводительством ханов Гзака и Кончака. Под кровавую зарю у реки Каялы начинается новая битва.

Осыпая дружину градом стрел, «с криками и воем валит враг». Русичи встречают их сомкнутыми рядами щитов. Князь Всеволод разит врагов направо и налево. Он не чувствует боли от ран, забыл об осторожности, о том, что целым и невредимым дома ждет его милая жена – Глебовна.

Автор вспоминает походы предка князя Игоря – князя Олега. Тогда честолюбивый князь Олег вступал в борьбу с другими русскими князьями, разорил Русь. Но нынешняя битва с половцами не идет ни в какое сравнение с битвами прежними. Настолько она грандиозна и ужасна по своим последствиям для русичей.

Дружина бьется мужественно, русские сабли обрушиваются на головы врагов. Но орда одолевает, теснит русичей. Русские полки дрогнули. Некоторые воины позорно бегут. Князь Игорь, весь израненный, тщетно пытается их воодушевить. На третий день исход битвы решен. И он не в пользу русичей.

Братьев-князей Игоря и Всеволода берут в плен разные ханы. Сама природа скорбит о поражении: «степь поникла, жалости полна». Пока Игорь с братом в плену, прочие русские князья идут войной друг на друга, бьются за власть.

«Жены русские» рыдают, не видать им больше милых, взятых в плен. Вся Русская земля переполнена печалью. Сам стольный град Киев «стонет над горою». Ведь еще недавно били русские половцев нещадно. Черниговская земля осиротела без своего князя. Половцы, пользуясь разобщенностью русских князей, разоряют Русь, берут дань.

Игорь и Всеволод невольно послужили причиной великого бедствия. А вот отец их Святослав держал «поганых» в узде, самого хана Кобяка, собаку, взял в плен, «на Степь ногою наступал».

Иностранцы смеются над неудачами князя Игоря. Считают его виновником всех бед, восхваляют мудрость и силу его отца Святослава. «На Руси веселье полегло».

Часть вторая

Тем временем киевскому великому князю Святославу снится страшный сон. Будто бы покрывают его черной тканью, дают выпить вина с ядом. Для бояр это знак неудачи сыновей Святослава – Игоря и Всеволода (исторически они не сыновья ему, а двоюродные братья; относится он к ним как отец, и является старшим князем для них). Значит, ничего у них не вышло, они томятся в плену. Не пить русичам из Дону, не владеть Тмутороканью (торговый город с выходом к морю).

И тогда обратил Святослав свое «золотое слово» к плененным князьям. Опрометчивость сгубила их. Не посоветовавшись, вышли они в поход. Не вовремя напали на орду кочевников.

Сам Святослав готов к обороне, «никому не даст гнезда в обиду». Горько ему видеть междоусобицу князей. Поражение Игоря наводнило Русскую землю жадными половцами. «Переяславль» принял на себя удар – князь Владимир Глебович изнывает под натиском орды.

Князь Святослав напоминает, что князья, в том числе, плененный Всеволод, обязались защищать Русь. Рюрика и Давида он просит отомстить за поражение русичей. Зовет на выручку и могущественного князя Ярослава Галицкого, и отважных князей Мстислава и Романа.

Должны встать плечом к плечу и князья Ингвар и Всеволод, и волынские князья Мстиславовичи. Они допустили гибель храброго князя Изяслава Полоцкого, защитника границ Руси. Никто не вышел ему на подмогу. Все потомки Всеслава и Ярослава Мудрого должны прекратить вражду между собой. Все обязаны объединиться, сплотиться под властью киевского князя, дать отпор половцам.

Часть третья

В Путивле, на городской стене, горько оплакивает участь своего мужа князя Игоря безутешная Ярославна. Ее горестный голос долетает до самих берегов Дуная. Хочется ей превратиться в кукушку (точнее, в речную чайку), омочить рукав в злосчастной реке Каяле, омыть воспаленные раны любимого мужа.

Она упрекает ветер, который безжалостно принес тучу стрел на русские полки; корит солнце, равнодушно взиравшее на погибель русичей. Обращается и к славному Днепру, реке великой, с просьбой сохранить жизнь мужа. В ответ на ее горе море вздымается волнами. «Сам Господь из половецких стран» показывает Игорю путь домой.

В полночный час Игорь не спит. Он слышит условный знак от половца Овлура (его мать была русской). Кони наготове, русский князь может беспрепятственно бежать под покровом ночи. «В горностая-белку обратясь» мчится Игорь «к тростникам». Затем, «как гоголь, по волне» седлает коня и летит домой.

Овлур сопровождает побег князя, меняет ему коней. Напоследок Игорь уже пешим соколом летит к Донцу. Рядом, серым волком, бежит верный Овлур. Птицы указывают путь беглецу. Сам Донец радуется, качая на волнах спасенного из неволи молодого князя.

Князь Игорь благодарен милости Донца, вспоминает, что у рек нрав разный. Например, Стугна когда-то погубила в своих водах князя Ростислава (это было задолго до похода Игоря).

Ханы Гзак и Кончак разыскивают беглеца. Первый предлагает в отместку убить «соколенка» Владимира, сына Игоря, который был у половцев в заложниках. Но Кончак противится этому плану.

Он считает, что лучше женить юного Владимира на половчанке. Тогда он станет родичем половцам, станет блюсти их интересы. Старый Гзак уверен, что «он с девицей в терем свой умчится», не останется среди половцев, вернется на Русь. Окрепнет, придет воевать в Степь. (Автор Слова не сообщает, но из летописей известно, что юный Владимир вместе с князем Всеволодом вернутся на Русь).

Как солнце в небе, появляется долгожданный князь Игорь на Руси. Вся Русская земля охвачена ликованием. А князь первым делом «по Боричеву» (уже в Киеве) спешит к «Пирогощей Богородице Святой» (к храму, где пребывает Образ Божией Матери), чтобы возблагодарить за спасение.

В финале автор восхваляет отвагу и дерзновение Игоря и Всеволода, молодых князей. Славит всех, кто «за христиан полки поганых бил». Желает доброго здоровья князю и дружине его славной.

Читательский дневник по поэме «Слово о полку Игореве»

Сюжет

Князь Игорь вместе с братом Всеволодом идут бить к Дону половцев. Вначале они побеждают «поганых», берут пленниц и сокровища. Однако вскоре половцы, во главе с Гзаком и Кончаком, громят русичей у речки Каялы. Оба брата попадают в позорный плен.

Киевский князь Святослав опечален таким исходом похода. В своем «золотом слове» он критикует молодых князей, взявшихся в одиночку бороться с сильным противником. Затем призывает остальных князей оставить споры и раздоры, объединиться, защитить границы Руси.

Между тем, о судьбе мужа плачет его верная жена Ярославна. Мечтает она исцелить раны мужа, просит Днепр, чтоб укрыл князя от врага. Самому плененному князю Игорю не спится. Он ждет сигнала от Овлура-половца (чья мать – русская). Вместе они бегут на Русь.

Вся Русская земля приветствует молодого удалого князя. Сам же он идет поклониться Пирогощей Богородице в Киеве, в благодарность за свое избавление из плена. В финале Слова прославляется русское христианское воинство, князья, его возглавлявшие.

Отзыв

Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.

Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тема надежды на великое будущее Русской земли.

Большой балет – Пламя Парижа – Лондон – DanceTabs

Игорь Цвирко и Екатерина Крысанова в Пламя Парижа .
© Дэйв Морган. (Щелкните изображение для увеличения)

Большой балет
Пламя Парижа

★★★★✰
Лондон, Королевский оперный театр
5 августа 2016
Галерея картин Дэйва Моргана
0 www. bolshoi40.ru
www.roh.org.uk

Большое удовольствие от версии Алексея Ратманского «19» Василия Вайнонена32 балета — это рог изобилия шагов, к которым имели доступ оба хореографа: danse d’école , народные и характерные танцы, а также выразительная игра. Вайнонену и его либреттистам, может быть, и пришлось угодить Сталину сюжетом Пламя Парижа , но он дал танцорам массу возможностей проявить свой талант и выучку сначала в Ленинграде, а затем в Москве. Ратманский сохранил хореографию Вайнонена, где мог, внося свои собственные вариации в том же ключе и с другим политическим сознанием.

Он упростил историю героических французских революционеров, сократив балет с четырех действий до двух. Действие первого действия происходит где-то недалеко от Марселя в 1789 году, когда недовольные повстанцы пробиваются свергнуть монархию в Париже. Впервые балет Вайнонена был поставлен в 15 годовщину Октябрьской революции 1916 года, предвестника широкомасштабной русской революции 1917 года: вооруженные восстания и смена режимов были еще свежи в памяти советских зрителей.

Революционный пыл волнует местных крестьян, танцующих народные танцы, в том числе брата и сестру Жерома и Жанну, когда марсельский батальон проходит через их территорию. Ратманский умело различает отношения братьев и сестер в бурном па-де-де, в котором Жером (нетерпеливый Денис Савин) дергает сорванца Екатерины Крысановой Жанну, в конце концов размахивая ею как знаменем между собой и командиром батальона Виталием Биктимировым.
 

Мария Жаркова и Денис Медведев в Пламя Парижа .
© Дэйв Морган. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Прибытие аристократического охотничьего отряда дает предлог для мужественного квартета егерей и отцовского дуэта маркиза (Семен Чудин) и его прекрасной дочери (Нина Капцова). Когда маркиз начинает принимать свое droit de seigneur над Жанной, Джером бросается ей на помощь. Его арестовывают и бросают в тюрьму (благодаря быстрой смене обстановки). Аделина освобождает его, что спровоцирует потенциальный роман, столь же обреченный, как роман между Ромео и Джульеттой.

Другая история любви связана с Жанной и Филиппом (Игорь Цвирко), красивым бунтарем. Влюбленная в его поцелуй и возмущенная поведением маркиза, Жанна присоединяется к марсельским бойцам, как и Жером. В короткой трогательной сцене они прощаются со своими обезумевшими родителями. Ратманский подчеркивает человеческую цену революционного рвения, противопоставляя истории отдельных людей историческим событиям.

Партитура Бориса Асафьева тесно связана с французской музыкой, популярной во времена Революции, включая, конечно, Марсельеза . Для следующей сцены во дворце короля Людовика XIV Асафьев также предоставил менуэт 18 го века и массу музыки для дивертисмента ballet de cour . Сказка о Ринальдо и Армиде занимает место типичной сцены видения, в которой стройная сказка рассказывается через сложные классические танцы: блаженство для тех, кто любит хитросплетения академической балетной техники, утомительно для тех, кто тоскует по антракту.

Ратманскому нравится, как и исполнителям, диапазон шагов, стилей и темпов, которые он может использовать: быстрый и милый для Амура (Дарья Хохлова, Купидон в Сцена видения Дона Q ), женственное изящество для нимф-служанок Армиды, советская мелодрама для Фурий, дьявольские вариации Вайнонена и Петипа для Ринальдо и Армиды (Артем Овчаренко и Анна Тихомирова). Нелепые действия осторожно раскрываются главной парой, которой предлагается совершить технические подвиги с беззаботностью в костюмах сумасшедшего периода. Тихомирова и Овчаренко радовали нас и себя, отвечая на наши аплодисменты, как будто мы были членами суда.
 

Артем Овчаренко, Анна Тихомирова и Диана Косырева в Пламя Парижа .
© Дэйв Морган. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта прибывают после окончания спектакля — преднамеренно, поскольку он не танцор, в отличие от Людовика XIV. Нелепая пара правителей, они и их двор прислужников явно обречены, так как звуки Марсельезы слышны за пределами дворца. (Есть много общего со вторым актом оперы Кеннета Макмиллана «9».0021 Анастасия , в которой царский двор, отвлеченный классическим па-де-де, захвачен русскими революционерами.)

Во второй половине Пламя Парижа революционеры готовятся захватить дворец Тюильри. К настоящему времени это смешанная кучка крестьян, санкюлотов , городских мещан и солдат, больше заинтересованных в том, чтобы угоститься выпивкой и плясками, чем в том, чтобы рисковать жизнью. После каждого бурного танца из регионов Оверни, Марселя и Басков артисты отвечают нам аплодисментами: мы тоже стали революционерами. Толпа по-прежнему представляет собой сообщество отдельных лиц, еще больше оживляемых дерзкой маленькой марсельезой Евгенией Саварской, грубоватым капитаном Биктимирова, и воинственной Жанной, возглавляющей дикую девятку.0021 карманьола танец.

Ее брат Джером, изначально горячо веривший в революционное дело, отвлечен присутствием Аделины, которая присоединилась к повстанцам. Они заявляют о своей любви в искреннем па-де-де податливых изгибов и подъема, в котором, как у Джульетты, ее сердце устремлено к небесам. Дуэт в лирической хореографии Ратманского не похож ни на что в балете своей пронзительностью.

Между тем, старый режим был свергнут и создано импровизированное республиканское правительство. Церемония требует еще одного балетного спектакля, исполняемого той же труппой, которая танцевала для двора свергнутого короля. Однако виртуозное па-де-де достается Жанне и Филиппу, которым при новом режиме предстоит пожениться. Филипп до сих пор был второстепенным персонажем в драме, довольно неудовлетворительной парой для страстной Жанны, которая быстро становится фанатиком. Цвирко, наконец, оставил свой след в хореографии Вайнонена в па-де-де для помолвки, которое часто дается как гала-номер.
 

Игорь Цвирко и Екатерина Крысанова в Пламя Парижа .
© Дэйв Морган. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Когда Иван Васильев танцевал эту партию, он был гораздо более заметным, мчась через па-де-де как демонстрацию своего замечательного возвышения. Его Филипп стал харизматичным главным героем балета, а Жером — настоящим героем. Цвирко был напряженным, приложив все усилия к тому, чтобы отточить крутящиеся прыжки и стать партнером Крысановой. (Предполагается, что неблагонадежный Филипп напьется, прежде чем его вызовут на танец.) Крысанова проплыла сложную хореографию, быстро сменив туфли на каблуках на пуанты. Она поистине разносторонняя танцовщица – и, как Жанна, упрямая сторонница революции.

Жанна не жалеет осужденного маркиза, унизившего ее. Неуправляемая толпа требует казни его и Аделины, которая умоляет сохранить жизнь своему отцу. Жестокие восстания порождают террор, и зверское обезглавливание Аделины слишком знакомо. Сцена становится красной, когда толпа празднует Ça ira, боевую песню победившего санкюлота . Они устремляются к зрителям, пока безутешный Джером баюкает отрубленную на гильотине голову Аделины. Видимо, Сталину нравилось использование Вайноненом воинствующей толпы, когда ее марш был поставлен раньше, по пути к дворцу Тюильри. Ратманский ставит самосуд в конец, чтобы охладить нашу кровь.
 
 

ТегиАлексей Ратманский Анастасия Анна Тихомирова Артем Овчаренко Большой балет Борис Асафьев Дарья Хохлова Денис Савин Дон Кихот Екатерина Крысанова Евгения Саварская Пламя Парижа Игорь Цвирко Иван Васильев Кеннет Макмиллан Лондон Нина Капцова Петипа Василий Жюлье Армидин Ринальдо и Жюлье Армид Рояль Роео и Жюлье Роео и Руаяль Вайнонен Виталий Биктимиров

FacebookTwitter

Кто на самом деле напал на тюрьму для военнопленных?

Специальный отчет CNN

Автор Тим Листер, Джанлука Меццофиоре, Васко Котовио, Бенджамин Браун и Костан Нечипоренко, CNN
Дизайн Сара-Грейс Манкариус и Марко Чакон, CNN

11 августа 2012 г.

Утром 29 июля, всего через несколько часов после того, как более 50 украинских военнопленных были убиты в изоляторе временного содержания в Донецкой области, российский репортер показал на месте обломки ракеты HIMARS американского производства.

Это было началом полномасштабного наступления российских СМИ с сообщением столь же циничным, сколь и жестоким. Украина, по версии Москвы, убила своих солдат ударом HIMARS, потому что не хотела, чтобы они сознались в военных преступлениях, и отговаривала других от сдачи.

Высокопоставленный чиновник самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Эдуард Басурин заявил, что «после того, как украинские военнопленные заговорили о преступлениях, совершенных ими по приказу политической власти Украины, удар был нанесен здесь».

Украина категорически отвергла обвинения, а президент Владимир Зеленский назвал нападение «преднамеренным военным преступлением русских».

Многие заключенные Оленевского следственного изолятора принадлежали к националистическому полку «Азов». Их перевели туда после сдачи в мае на меткомбинате «Азовсталь» в Мариуполе. Русские внутренне ненавидят Азов, и это чувство взаимно.

Но станет ли Украина нацеливаться на своих солдат, которых многие считают героями за их сопротивление на Азовстали, даже когда они спят?

Расследование CNN, основанное на анализе видео и фотографий с места происшествия, спутниковых снимков до и после теракта, а также работы судмедэкспертов и экспертов по оружию, пришло к выводу, что российская версия событий, скорее всего, является сфабрикованной. Вероятность того, что ракета HIMARS нанесла ущерб складу, где содержались заключенные, практически исключена.

Эксперты, опрошенные CNN, не учитывают удар HIMARS по Оленовке, но не могут точно сказать, что убило и ранило так много заключенных. Отсутствие доступа делает окончательные выводы невозможными. Однако эксперты говорят, что большинство признаков указывают на интенсивный пожар, и, по словам нескольких свидетелей, не было звука приближающейся ракеты.

Оленовка, где находится СИЗО, находится в той части Донецкой области, которая уже восемь лет удерживается пророссийскими силами.

Данные на 28 июля 2022 г., 15:00. ET

Примечания: «По оценке» означает, что Институт изучения войны получил достоверную и независимо проверяемую информацию, чтобы продемонстрировать российский контроль или достижения в этих областях. Российские наступления — это районы, в которых российские силы действовали или наносили удары, но они их не контролируют. «Заявленные» районы — это места, где, по сообщениям источников, происходят контрольные или контрнаступательные действия, но ISW не может ни подтвердить, ни продемонстрировать их ложность. Предоставлено: Институт изучения войны с проектом критических угроз AEI 9.

0019

Наутро после взрыва Андрей Лазарев, работающий на канале «Звезда» Минобороны России, указал на аккуратно разложенные фрагменты, один из которых содержал серийный номер ракеты HIMARS в удивительно хорошем состоянии — несмотря на интенсивный огонь, который обуглил тела.

Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков продолжил эту версию, заявив, что изолятор подвергся «ракетному обстрелу с американского HIMARS».

Скриншот из видеоролика Министерства обороны России показывает серийный номер ракеты HIMARS в исключительно хорошем состоянии. Фото: Zvedanews

HIMARS — ракетная система большой дальности и высокой точности — была поставлена ​​украинским военным США.

Предыдущие удары с применением ракет HIMARS оставили заметные на спутниковых снимках воронки, а также значительные повреждения.

На этих изображениях показаны последствия украинского удара HIMARS ранее в июле, в результате которого был разрушен склад в Новой Каховке.

В красной рамке показан неповрежденный склад в Новой Каховке 11 июля. Фото: Planet Labs, SkySat. Последствия удара HIMARS по складу в Новой Каховке 12 июля. Фото: Planet Labs, SkySat

На спутниковых снимках нападения на склад в Оленевке 29 июля видно гораздо меньше разрушений.

В красной рамке показан склад Оленевской тюрьмы 27 июля до нападения. Фото: MaxarПоследствия нападения на склад в Оленевке 30 июля. Явной воронки нет, как и видимых повреждений на прилегающих территориях. 1 кредит 900:05 Несколько экспертов по оружию сообщили CNN, что изображения и видео из Оленовки несовместимы с атакой HIMARS.

Эксперт по оружию Крис Кобб-Смит, просматривавший изображения и видео последствий, говорит, что здание, склад с тонкими стенами и металлической крышей, не осталось бы в живых после удара HIMARS.

«На этих видео нигде нет воронки, кровати не двигались, столбы целы, но видны массивные повреждения от огня. Если бы это была управляемая реактивная система залпового огня, вы бы увидели воронки, разбитые потолки и стены, взорванные тела», — сказал Кобб-Смит.

«Существует мало признаков значительного повреждения взрывной волной конструкции или тел. Ущерб, по-видимому, был вызван в основном обширным и интенсивным пожаром. Большая часть повреждений крыши также, по-видимому, вызвана ее падением, а не ударом по траектории снаряда или взрывной волной».

Кобб-Смит также отметил, что «остатки HIMARS не были сфотографированы на месте, что странно. Базовым элементом любого расследования будет сбор визуальных доказательств наличия остатков боеприпасов там, где они были обнаружены».

Официальные лица США также отвергли идею об использовании HIMARS. Один чиновник сказал CNN: «Это определенно был не HIMARS».

Другой западный чиновник сказал CNN: «Нашим экспертам по взрывчатым веществам ясно, что это не был фугасный удар извне. Гораздо более вероятно, что он будет зажигательным и изнутри локации».

900:05 Несколько аналитиков также заявили CNN, что для Украины не имело смысла использовать ракету HIMARS, если она хотела поразить здание. Местоположение находится примерно в 15 км (около 9 миль) от линии фронта; HIMARS — дорогое оружие, используемое для дальнего прицеливания. Кроме того, это было бы более отслеживаемо, чем наличие на Украине больших запасов ракет советской эпохи.

Официальный представитель НАТО сказал CNN, что «[HIMARS] не предназначен для этого [ближнего наведения]. Как и гаубица, он предназначен для дальнего боя, как артиллерия. Нет смысла использовать его [HIMARS] таким образом. У украинцев есть другое оружие для таких коротких дистанций».

«Это определенно был не HIMARS».

— Официальный представитель США, говорящий о повреждении здания.

Приближающуюся ракету или ракету, определенно такую, как HIMARS, можно было бы услышать. Но в нескольких отчетах говорится, что такого шума не было.

Инна Затолака, мать одного из военнопленных, содержащихся в Оленовке, рассказала CNN, что солдаты «не слышали попадания ракеты».

Неясно, жив ли еще сын Затолаки. Она поддерживает связь с другими матерями военнопленных, которые получают известия от своих сыновей после забастовки.

«Ребята уже давно в «Азовстали» и понимают, как это звучит. Наши сыновья сказали, что они даже не слышали удара. Взрыва они не слышали. Похоже, только что начался пожар».

900:05 Служба безопасности Украины, СБУ, опубликовала предполагаемый перехват двух ополченцев ДНР, говорящих о нападении на следующий день после того, как оно произошло. Один говорит: «Не было никаких признаков типичного попадания снаряда или чего-то подобного — ни свистка, ничего».

Вместо этого, по его словам, на объекте было слышно три взрыва. «Скорее всего, они заранее заложили взрыв внутри».

CNN не может подтвердить достоверность перехвата и не имеет доступа к оригинальной записи.

Эксперты сообщили CNN, что имеющиеся данные свидетельствуют о внезапном и сильном пожаре внутри здания. Они отмечают, что, по словам представителей ДНР, никто из охранников не пострадал.

Janes, группа военной разведки, сообщила CNN, что «на внутренних стенах и жестяной крыше почти нет признаков повреждения от «фрагментации» (хотя последняя и изогнута, но, похоже, не имеет значительных отверстий от осколков)».

«Внутри здания есть признаки чрезвычайно высокой температуры, но, кроме части жестяной крыши, структурных повреждений нет», — говорится в оценке Джейнс.

Интерьер склада, который можно увидеть здесь после нападения, показывает, что крыша практически не повреждена. Фото: Руденко

Украинские официальные лица считают, что ожесточенный пожар внутри склада был вызван термобарическим оружием. В Генпрокуратуре, которая консультируется с международными экспертами, CNN заявили, что опубликованные до сих пор оценки «обоснованно опровергают версию россиян о том, что наши Вооруженные силы нанесли ракетный удар по месту содержания заключенных, а также подтверждают нашу версию о применении термобарическое оружие».

Термобарическое оружие — это, по сути, вакуумная бомба, высасывающая весь кислород из воздуха и очень быстро выделяющая очень высокую температуру. Российские силы уже применяли такое оружие в конфликте на Украине. Один из них, РПО-А «Шмель», выпускает летучее взрывчатое облако, которое сгорает в воздухе и создает огненный шар высокой тепловой энергии на площади в несколько квадратных метров. По сути, он убивает под высоким давлением, вызывая внутреннее кровотечение и разрывы внутренних органов.

CNN не может проверить оценку Украины.

Кобб-Смит говорит, что, хотя теоретически можно было бы использовать термобарическое оружие, это может быть «что-то гораздо более простое».

«Похоже, что пожар был немедленным, а также обширным, поскольку некоторые люди все еще были в своих кроватях».

Профессор Бенджамин Ондрушка, немецкий патологоанатом, который работал над расследованием военных преступлений в киевском пригороде Буча, говорит, что только полное вскрытие могло бы выявить причину смерти, но изображения предполагают пожар при температуре не менее 300 градусов по Цельсию (572 градуса по Фаренгейту). ) и, возможно, в два раза больше.

«Как судебно-медицинскому эксперту кажется, что что-то взорвалось рядом с очень обгоревшими людьми, в результате чего произошла детонация, в результате которой возник пожар», — сказал он.

Знаки движения

Буквально за несколько дней до теракта есть данные о том, что российские охранники, взявшие на себя командование Оленевским центром в середине мая, перевели десятки украинских военнопленных на склад в «промзоне» городка из основных камерных корпусов.

Неизвестно почему, но основные блоки стали переполнены.

В якобы перехваченном ополчением ДНР один из динамиков говорит: «Там было 200 человек. Позавчера их перевели из казармы, из трех бараков».

А жена военнопленного рассказала CNN, что за два дня до нападения на склад были переведены некоторые боевики «Азова» — «именно те, кто был опасен и пытался взбунтоваться», — сказала она.

Резервуары для воды были установлены вне склада после 27 июля, судя по спутниковым снимкам. Они появляются на видео от 29 июля, на следующее утро после теракта.

Русские, похоже, очень неохотно предоставляют доступ к сайту независимым следователям или международным агентствам. 31 июля, через три дня после теракта, Минобороны России заявило, что «в интересах проведения объективного расследования» оно «официально пригласило экспертов ООН и Международного комитета Красного Креста».

Фархан Хак, заместитель пресс-секретаря Генерального секретаря, заявил CNN во вторник, что ООН «получила запросы от обеих сторон о проведении расследования по этому вопросу» и что они «рассматривают, существуют ли условия, позволит ООН провести такое расследование».

Между тем, МККК, принимавший активное участие в первоначальном переводе заключенных с «Азовстали» в Оленевку, сообщает, что несколько запросов о посещении объекта остались без ответа.

Почти через неделю после инцидента МККК заявил: «Нам не предоставили доступ к военнопленным, пострадавшим от нападения, и у нас нет гарантий безопасности для проведения этого визита».

Пока есть только намеки на то, что могло произойти. А учитывая продвижение русскими неправдоподобного сценария HIMARS, эти признаки указывают на искусную, но неуклюжую попытку ложного флага.

Построение повествования

Похоже, русские заложили основу для поддержки своей версии событий. Российским военным репортерам был разрешен доступ в Оленевку за несколько дней до нападения.

После инцидента один из них, Александр Коц, заявил: «Когда у меня были интервью с азовскими нацистами, где они признавались в многочисленных убийствах мирных жителей, сразу возникал один вопрос: как Киев собирался от этого дезавуировать?»

«А оказалось, что все очень просто. Зеленский просто отдал приказ их казнить. Кровожадный клоун… — продолжил он.

Некоторые из раненых украинцев дали интервью СМИ ДНР в больнице на следующий день после обстрела. Одного спросили об украинском ударе по складу.

«Если это правда, то почему был совершен такой плохой поступок?» — сказал явно расстроенный солдат.

«Чтобы уничтожить вас», — ответил репортер.

«Не хотелось бы верить, что наши [люди] хотели нас уничтожить», — сказал солдат.

Позже эту версию подхватил заместитель министра обороны России Александр Фомин, который заявил, что «украинское руководство отдало приказ о ракетном ударе, потому что пленные бойцы полка «Азов» начали давать показания, разоблачающие их преступления, в том числе против мирных жителей».

CNN не смог найти никаких таких показаний.

«Надо было посмотреть, что эти люди делают с военнопленными. Мы видели это своими глазами».

— Константин Величхо, заключенный, освобожденный из Оленовки.

Украинские официальные лица утверждают, что русские также решили инсценировать теракт, чтобы скрыть пытки военнопленных в Оленовке. Михаил Подоляк, высокопоставленный чиновник в офисе Зеленского, заявил на следующий день после нападения, что русские хотели «скрыть доказательства масштабов растущих военных преступлений и пыток в России».

Два украинских чиновника сообщили CNN, что нападение на Оленевку произошло как раз в тот момент, когда они ожидали обмена пленными с Россией. Нападение произошло «накануне обмена пленными», по словам одного украинского чиновника, пожелавшего остаться неназванным в соответствии с протоколом.

Освобожденные из Оленовки, в том числе задержанные там гуманитарные работники, говорят, что избиения и издевательства были обычным явлением, а условия жизни ужасны.

В соответствии с Женевскими конвенциями допрос является законным, но «при условии запрещения пыток и принуждения… а также требования гуманного обращения».

Анна Ворошева, гуманитарный работник, которой разрешили покинуть Оленевку в начале июля, сказала, что из-за отсутствия гигиены многие задержанные заболели. По ее словам, в камерах, рассчитанных на 10 человек, содержалось более 50 человек, и ощущалась острая нехватка питьевой воды.

Но Ворошева рассказала на пресс-конференции в Варшаве: «Самое страшное было то, что постоянно были слышны звуки избиения мужчин, их мольбы прекратить эту пытку».

Еще один бывший задержанный, Евгений Малярчук, рассказал CNN, что «отчетливо слышал, как туда привозили военнопленных и допрашивали, избивали, очень сильно били. Были очень страшные звуки, которые не давали нам спать».

CNN обратился к Министерству обороны России с просьбой прокомментировать утверждения о пытках в Оленевке по поводу результатов нашего расследования, но не получил ответа.

Малярчук, заявивший, что его задержали при попытке эвакуировать семью из Мариуполя, вспоминал, что в одном случае «после допроса и избиения мужчины [охранники] заставили его ползти вверх по лестнице, а затем по коридору в свою комнату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *